Мотоцикл Урал Соло, выпускавшийся ещё в 90-х годах, представлял собой слегка переработанную версию обычного ИМЗ-8.103-10, только в одноместном варианте. Этот байк, оснащённый 650-кубовым двигателем, даже поставлялся в ГИБДД (тогда ещё ДПС), и на нём в тёплое время года ездили полицейские. В начале «нулевых» на смену ему пришёл Урал Соло Классик с 750-кубовым двигателем, тем самым, что устанавливался на «Волк» и «Вояж», но он не был слишком популярен. Позднее были созданы Урал Соло СТ и Урал Ретро Соло, но и тот, и другой рассчитаны в первую очередь на рынки других стран. Некоторые энтузиасты приобретали эти модели и в России, но таковых насчитывается немного. И не в последнюю очередь из-за высокой цены этих мотоциклов, отчасти обусловленной применением импортных комплектующих.
Дизайн
Винтажный облик модели Solo не оставит равнодушным ни одного любителя двухколёсной классики. Впрочем, без огрехов не обошлось, и непонятные пустоты вкупе с небрежно протянутыми проводами, которые видно даже на фото, вызывают недоумение – такие недостатки не удивляют при покупке бюджетных китайских мотоциклов, но никак не современного «оппозита», по цене сравнимого с каким-нибудь не слишком старым «японцем».
Технические характеристики
Первые мотоциклы Урал Соло оснащались древним 650-кубовым 40-сильным двигателем, но в продаже они всё равно встречаются редко. В дальнейшем технические характеристики были улучшены, и мотоцикл получил 750-кубовый мотор, который ставился на Урал Соло Классик. Тогда же байк обзавёлся тормозами Brembo, японским карбюратором и массой прочей импортной начинки.
Двигатель
Оппозитный мотор воздушного охлаждения за последние два десятка лет не претерпел никаких значительных изменений, за тем исключением, что на Урале Ретро Соло и на Урале Соло СТ он получил инжектор вместо карбюратора. Движок питается 92-м бензином и разгоняет байк до 100 км/ч примерно за 10 секунд, развивая максимальную скорость в 120-140 км/ч. Из приятных моментов можно отметить уверенную тягу на низах, из менее приятных – слабую динамику. Особенно этот недостаток чувствуется на трассе.
Трансмиссия
Древняя 4-ступенчатая трансмиссия практически не менялась на протяжении последних шестидесяти лет. Первые три передачи относительно короткие, так что на верхнюю можно переключаться уже на 60-70 км/ч. Что интересно, передаточное число четвёртой больше единицы, что несвойственно большинству круизеров. Зато тут есть задний ход! Хотя на мотоцикле без коляски вроде Урала Соло Классик он не очень-то и нужен.
Ходовая часть и тормоза
Рама, задняя подвеска и карданный привод за все эти годы совершенно не изменились. На переднем колесе стоят тормоза Brembo, а Урал Ретро Соло вместе с Solo ST могут похвастать аналогичной тормозной системой и сзади. Передняя вилка, импортная и надёжная, стала намного лучше, по сравнению с Уралом Соло Классик это просто небо и земля! Мотоцикл перестал клевать носом при торможении, а эффективность работы передней подвески сравнялась с эффективностью работы тормозов.
Электроника
Японский аккумулятор Yuasa, микропроцессорная система зажигания от Ducati и 500-ваттный генератор устанавливаются на мототехнику Ирбитского завода с конца XX века. Если бы ещё проводку провели с умом, а не бросив жгуты проводов болтаться там, куда они упадут при сборке, было бы вообще замечательно.
Вес и габариты
Весит мотоцикл 200-220 кг в зависимости от модификации, а субъективно кажется ещё легче благодаря низко расположенному центру тяжести. Относительно короткая колёсная база и не слишком широкий по круизерным меркам руль облегчают управление, да и все приборы расположены там, где им предписывает находиться логика. В городе Ural Solo любой модификации чувствует себя не хуже, чем на трассе.
Управляемость
Рулится байк достойно, лучше, чем от него можно ожидать. Отчасти это заслуга короткой базы и грамотной развесовки, а отчасти – небольшого угла наклона вилки. При этом при движении на высокой скорости мотоцикл ведёт себя послушно и предсказуемо, как и подобает круизеру, пусть и винтажному.
Расход топлива
Реальный (а не заявленный производителем) расход топлива составляет около 7,5 литров на 100 км. Учитывая солидный объём бензобака, 19-22 литра в зависимости от модификации, этого хватает на преодоление приличных дистанций без дозаправки. Но на максимальной скорости расход бензина возрастает, причём очень сильно.
Интересные факты
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. |
Внешние изображения |
Мотоциклы «Урал» в Ираке |
- В 2002 году Республиканская гвардия Саддама Хусейна заказала 2000 мотоциклов «Урал» с колясками для осуществления своей оборонительной стратегии, основанной на тактике высокой мобильности. Официально мотоциклы предназначались для иракского Министерства здравоохранения и Министерства сельского хозяйства. Было поставлено около 1500 мотоциклов до начала войны в Ираке в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», вызвавших большую заинтересованность среди военных и населения. Однако после свержения режима Саддама Хусейна Государственная транспортная компания Ирака, заключившая договор о поставках мотоциклов, вынуждена была искать других покупателей. По словам иракцев мотоциклы с коляской хорошо приспособлены для передвижения по городу и бездорожью. В связи с непрекращающимся насилием и опасностью попасть в любой момент под обстрел на улице, иракцы приваривают дополнительную защиту на уязвимые места и коляску «Уралов» и устанавливают на мотоцикл пулемёт. Представители американского командования в Ираке не раз выражали обеспокоенность в связи с появлением таких мотоциклов с пулемётами у иракских повстанцев.
- В съёмках фильма «Призрачный гонщик 2» принял участие российский мотоцикл Урал нового поколения.
- В декабре 2013 года на последнем этапе эстафеты олимпийского огня зимних олимпийских игр 2014 года в городе Каменск-Уральский 11-кратный чемпион России по мотокроссу Евгений Щербинин провёз факел на мотоцикле «Урал», а 8 февраля 2014 года 20 мотоциклов «Урал» приняли участие в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.
- В ноябре 2022 Бренд «Урал» представил прототип — электрического мотоцикла «Урал» с коляской. Прототип создан на базе существующего шасси сТ с приводом на одно колесо. Мотор, батарея, контроллер и другие компоненты — от известного американского производителя электробайков Zero Motorcycles. Позднее руководство производителя раскрыло некоторые планы по поводу электрического проекта.
Ремонт и тюнинг
Сильной стороной советской мототехники всегда была её ремонтопригодность. Годы прошли, но в этом плане ничего не изменилось. К счастью.
Ремонт
Отремонтировать мотоцикл своими силами не составляет труда, особенно для оппозитчика с гаражом, инструментом и прямыми руками. К тому же новые модели требуют внимания намного реже, чем старые, и вообще не проявляют склонности к внезапным поломкам.
Запчасти
Ирбитский мотозавод поддерживает всю технику, выпущенную в последние годы, поэтому запчасти можно купить любые, да и дилеры у компании есть, по крайней мере, в крупных городах. Но многих запчастей нет в наличии, и их придётся приобретать на заказ. Сроки ожидания могут быть долгими. А вот владельцев мотоцикла Урал Соло Классик образца начала XXI века ждут всевозможные муки ада, потому что большая часть деталей на этот байк уникальна, и найти нужные запчасти сейчас крайне сложно.
Тюнинг
Любители «оппозитов» привыкли переделывать свои байки. Но у кого поднимется рука кромсать болгаркой винтажный ретро-мотоцикл? Как такового тюнинга на эту модель нет, а всё остальное – происки хитрых китайцев с «Алиэкспресса».
Плюсы и минусы
Недостатков эта модель не лишена. Но для истинных поклонников ретро-стиля все они перекрываются тем, как байк выглядит, как звучит и что он вообще из себя представляет.
Преимущества
- Продуманный в целом дизайн, привлекательный и запоминающийся.
- Высокое качество большинства деталей, особенно на Solo ST и Retro Solo.
- Мощная тяга на низах, как у настоящего круизера.
Недостатки
- Слабая подвеска. Для Retro Solo и Solo ST не актуально – там с ходовой полный порядок.
- Высокий расход топлива. Бензобак, конечно, вместительный, но бензин с годами отнюдь не дешевеет.
- 4-ступенчатая коробка передач, древняя, как мамонт.
- Огрехи сборки вроде не до конца затянутых болтов и висящих неаккуратными «соплями» проводов.
Удобство
Ural Solo sT укомплектован двумя трансформирующимися местами для сидения: одноместные стандартные решения имеют сидения с резиновой обшивкой или же 2-местные мотоциклы.
Также можно выбрать два одноместные сидения.
В первую очередь этот современный мотоцикл предназначается для комфортного движения по асфальтовому покрытию.
Однако он легко справляется с передвижением по дорогам поселков или при отсутствии дороги.
Трассу он держит вполне уверенно, а на поворотах отличается высокой устойчивостью.
Мотоцикл обладает прекрасными аэродинамическими характеристиками.
Производители обеспечили мотоциклу отличную амортизацию, поэтому небольшие неровности на дороге практически не ощущаются.
Совершенная тормозная система прибавляет этому транспортному средству высокой степени безопасности. Особенно при маневрировании по улицам города.
Отличный мотоцикл Кавасаки Версус 650, предназначен для длительных поездок, причем как по трассам, так и по пересеченной и горной местности.
Дизайн этого байка от Kawasaki, даже учитывая прошедшее со дня создания мотоцикла время, считается весьма свежим и ультрасовременным.
Отзывы владельцев
Мот знатный, брал свой Retro Solo в 2014 по заказу, выбрал опцию с максимумом хрома. Надо заметить, что хрома реально не пожалели, и качество хорошее. К мотоциклу претензий нет, обслуживался у дилера, проехал за три года до момента продажи около 13 тыс. км. За это время заменил тормоза на армированный, так как родной шланг растянулся, и всё, остальное только обслуга. Роман, Москва.
Покупал в 2016 с рук мотоцикл 2003 года выпуска, в состоянии «5 лет стоял в гараже, но все резинки рассохлись, а крысы сожрали проводку». За зиму всё привел в порядок, начал ездить. Впечатления смешанные — вроде и восторг от правильного железного оппозита, но регулярные косяки, которые Уралыч подкидывает, несколько портят общее впечатление. Может, в моделях посвежее и получше всё, не знаю, их я только на картинках видел. Илья, Красногорск.
Владел Solo ST один сезон, не понравилось, продал. До этого ездил на Kawasaki W800, япошка на голову лучше по всем параметрам, двадцать раз пожалел, что продал. Стиль тот же, винтаж во все поля, только в Каву нужно просто бензин заливать и масло иногда менять, а с этим оппозитом нужно каждый раз перед поездкой смотреть, не вытекло ли масло из него. Ну её, такую романтику, лучше уж на «бездушном рисе» ездить и ни о чём не беспокоиться. Георгий, Новороссийск.
История Соло первых выпусков
Хотел бы рассказать свою историю общения с оппозитами, которая длится вот уже более 14 лет. За это время появился опыт ремонта и обслуживания мотоциклов «Урал Соло».
Начинал ездить как, наверное, многие, на «Минске», затем на «Ижах», на чешских мотоциклах. При этом освоив один класс мотоцикла, если позволяли возможности, стремился пересесть на более мощный, но всегда отечественного производства, т.к. пугали дороговизна и малая ремонтопригодность иномарок, слабая приспособленность к нашим дорогам.
Как только первые Соло появились в продаже в наших магазинах (примерно 93год), сразу появилось желание купить, но нужной суммы не было. Не было также никакого опыта ремонта, поэтому, я купил «Иж Планету-5» и несколько лет ездил на ней, но мысль о тяжелой мощной одиночке не выходила из головы. Интерес подогревали и статьи из журнала «Мото» за 93-94 гг, в которых рассказывалось об эксплуатации этих мотоциклов.
Мотоциклы эти поступали в продажу в мизерных количествах и были дороже «Ижей» примерно в два-два с половиной раза.
И как-то раз, когда я ехал на своей «Планете-5» по трассе в длинный, довольно крутой подьем на скорости около 70 км/ч на 3 передаче, меня легко, не напрягаясь, обошел такой «Соло». На вскидку его скорость была около сотни. Это впечатлило меня, т.к. «Иж» на такое не был способен.
Наконец, выдалась возможность купить за недорого подержанный «Соло». Решающим фактором покупки была низкая цена. Мотоцикл был на ходу, но побывавшем в аварии и довольно сильно ушатанным. Впечатление от первой поездки было двояким. С одной стороны тяжелый и довольно комфортный мотоцикл, с другой-короткие передачи (на четвертой, после 75 км/ч обороты уже великоваты. После 90км/ч двигатель уже перекручивается.) К тому же была довольно сильная вибрация на руле, что странно для оппозита, который по конструкции неплохо уравновешен.
Я с энтузиазмом принялся осваивать матчасть и набираться практики. Приведя более-менее в порядок механику, внешний вид, который для меня он был очень важен, все равно оставался, мягко говоря, не очень, а его восстановление требовало больших денежных затрат. Поэтому я решил искать другой мотоцикл, в лучшем состоянии.
Мне удалось найти такой же, практически новый «Соло», с пробегом 6 км. Дата выпуска у них совпадала (февраль 1994). Но мотоцикл простоял 9 лет в подвале, не законсервированным должным образом, с цилиндрами, пораженными коррозией.
Поэтому мне пришлось ремонтировать ЦПГ, приводить в порядок внешний вид. В КПП установил четвертую ускоренную (1,19).
Старался сделать мотоцикл, приспособленный для дальних поездок, т.к. люблю асфальтовый дальнобой. Но, даже с ускоренной четвертой передачей поставил задний мост десятку (10/35), т.к. без неё при движении по трассе двигатель все равно перекручивается.
Опасения, что мотор не потянет всю эту трансмиссию не подтвердились. Стандартный, хорошо отрегулированный, неизношенный мотор 650 см прекрасно тащит все это дело. Динамика упала не критично. Единственное-приходится дольше разгоняться на третьей.
Но после трех с половиной тысяч пробега под корень отломились 3 зуба ведомой китайской шестерни, которая была перекалена. Зацепление было отрегулировано прекрасно.
Вернулся к заводской девятке. (Пока не нашел еще качественную десятку.)
Комбинированная ускоренная трансмиссия (четвертая плюс десятка) оставила неизгадимые впечатления лично у меня. Для этого мотоцикла она как будто бы и задумывалась.
В 69 году даже самый маленький BMW R 50/5 с двигателем 500 см и мощностью 32 л.с. имел максималку 157 км/ч. (журнал «Мото», октябрь 2004 года.) Следовательно, почему «Урал» с двигателем объемом 650 см и такой же мощности, но большим крутящим моментом и на более низких оборотах, не может иметь такие же показатели? Он ими обладает.
Внешний вид мотоцикла мало отличается от стокового. Возможно, родной ветровой щит не слишком изящный, но в плане веторозащиты он очень эффективный. На ветрозащиту работают также наколенные щитки (я поставил их из нержавейки) и щиточки на руле.
Даже на скорости свыше 100 км/ч весь воздушный поток проходит сверху, поэтому на мотоцикле приятно ездить на большие расстояния. При длительной езде не устаешь, с хорошо синхронизированными штатными карбюраторами К-65Т вибрации небольшие и не утомляют.
После 90 км/ч оппозит просыпается и способен проявить себя. Всего проехал на нем около 17000 км, далеко не ездил, максимум-150 км. За этот пробег НЕ СЛУЧИЛОСЬ НИ ОДНОЙ ПОЛОМКИ, ДАЖЕ МЕЛКОЙ! За исключением вышеупомянутой перекаленной китайской десятки. В планах -снова установить десятку, повесить хорошие боковые кофры, поставить хорошую импортную резину.
Похожие модели
- Triumph Bonneville T100. Британский взгляд на классику. Стоит дорого, но цена оправдана.
- Kawasaki W650. Винтажный японский байк в лучших традициях полувековой давности, но с истинно самурайским качеством.
- Moto Guzzi V9 Roamer. Стиляга из солнечной Италии, с поперечным V-твином и неподражаемым шармом настоящего джентельмена.
Часто задаваемые вопросы
- Запчасти на Solo ST и Retro Solo ещё выпускаются? Или, может, подходят от других современных Уралов? Запчасти выпускаются на Ирбитском заводе, но в наличии они бывают редко. Часто приходится заказывать и ждать. Некоторые узлы подходят от собратьев по модельному ряду.
- У свежих байков нет проблем, которыми так славятся древние оппозиты? По сравнению с продукцией Ирбитского завода советских времён новые модели намного надёжнее, это неоспоримый факт.
- Почему они так дорого стоят? Вообще зачем покупать оппозит по цене японского или американского мотоцикла? Потому что продаются они, за редким исключением, только на рынках других стран. У нас их приобретают только ценители марки.
Урал Solo sT – мотоциклетная классика
Современный мотоцикл Урал Solo sT продолжает классические традиции Урала, который производился со времен Советского Союза.
Модель, которая заложена в его основе, поставляется с нержавеющими выхлопными трубами, стандартным баком для топлива, седлом тракторного типа, черным крылом сзади.
Здесь классическая черная отделка.
Но, заказывая этот мотоцикл, покупателю предлагается возможность заказать дополнительное оборудование к модели для модернизации стандартной комплектации.
Вывод
Старенький Урал Соло Классик – доступная возможность приобщиться к отечественной классике, избежав при этом значительной части возни, неизбежной при покупке совсем уж древнего «оппозита». А свежие экземпляры последних годов выпуска отличаются от них в лучшую сторону ещё больше, и архаичная конструкция в них соседствует с неплохим качеством. Это «Урал» в том виде, в каком он мог бы быть с самого начала, если бы к вопросу его производства подошли со всей ответственностью. Что не отменяет того, что это донельзя устаревшая по техничеким характеристикам техника, и покупать её можно посоветовать только фанату оппозитов, ностальгирующему по былым временам.
Технические характеристики
Максимальная мощность двигателя: | 45 Л.с. |
Рабочий объем: | 750 см3 |
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): | Оппозитный OHV, 4-тактный |
Количество цилиндров: | 2 |
Кол-во клапанов: | |
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор): | |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | |
Система запуска (Электростартер, кик-стартер): | |
Максимальная скорость в км/ч: | 140 км/ч |
Система охлаждения: | Воздушное |
Трансмиссия (коробка передач): | 4-ступенчатая, с задним ходом |
Сцепление (Сухое / В масляной ванне): | |
Привод: | Кардан |
Рама: | Стальная |
Ходовая часть | |
Подвеска (Ход передней / задней): | |
Тормоза (Впереди / сзади): | |
Колеса / Шины / Резина: | |
Размеры и масса | |
Габариты (Длина / Ширина): | |
Высота по седлу: | |
Дорожный просвет: | |
Снаряженная масса: | |
Вес: | 234 кг |
Емкость топливного бака: | 19-22 литра в зависимости от модификации л. |
Ёмкость аккумулятора: | |
Года выпуска: | |
Страна производства: |
017_moto_0312_014
ИТОГ. Это было трудно. Временами даже слишком рискованно. Но ИМЗ, похоже, добился именно того, чего хотел и во что не верил никто. «Урал» больше не ассоциируется с колхозом и пионерией. Сегодня его вполне можно считать полноценным мотоциклом.
«Урал-Ретро» (данные производителя) | |
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |
Модельный год | 2011 |
Сухая масса, кг | 325 |
Длина × ширина × высота, мм | 2224 × 1630 × 1020 |
База, мм | 1570 |
Дорожный просвет, мм | 125 |
Высота по седлу, мм | 750 |
Объем бензобака, л | 22 |
Угол наклона рулевой колонки, град. | 30 |
Вылет, мм | 66 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | B2, 4Т |
ГРМ | OHV, 2 клапана на цилиндр |
Рабочий объем, см³ | 749 |
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм | 78 × 78 |
Степень сжатия | 8,6:1 |
Система питания | карбюраторы Keihin L 22 AA, диффузор Ø32 мм |
Мощность, л.с. при об/мин | 40/5600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 51,5/4500 |
Система охлаждения | воздушная |
Система запуска | электростартер |
ТРАНСМИССИЯ | |
Сцепление | двухдисковое, сухое |
Коробка передач | 4-ступенчатая, задняя передача |
Главная передача | карданный вал |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Рама | трубчатая, стальная |
Передняя подвеска | телескопическая вилка Paioli |
Диаметр труб, мм | 40 |
Ход колеса, мм | 125 |
Задняя подвеска | маятниковая с двумя амортизаторами Sachs, регулировка преднатяга пружины |
Ход колеса, мм | 80 |
Тормозная система | раздельная |
Передний тормоз | диск, Ø295мм,4-поршневаяскобаBrembo |
Задний тормоз и тормоз бокового прицепа | барабанный |
Колеса | спицованные, алюм. обода |
Передняя шина | 4×18 |
Задняя шина | 4×18 |
МНЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦА. Виталий «Бордо» Боровский: «Ретро» — мой второй «Урал». Первый — классический колясочник модели «Тройка» верой и правдой прослужил мне семь сезонов и проехал 40 тыс. км по дорогам 24 стран. Он ни разу меня не подвел и показал себя надежным и вполне современным мотоциклом. Поэтому приобретение «Ретро» с коляской было полностью осознанным и целенаправленным решением, а основным его назначением, как и прежде, стали поездки по асфальту на несколько тысяч километров — «Ретро» идеально подходит для этих целей.
У нового мотоцикла другая рама, существенно ниже классической. В результате «Ретро» кажется мне низким, изящным и легким. Рулится гораздо легче, крены практически отсутствуют, прямую держит как по рельсам, а эффект правого поворота с задиранием люльки наступает несравнимо позже. Там, где на обычном «Урале» я максимально свешивался вправо, вынося пятую точку в коляску, на «Ретро» проезжаю, не отрываясь от сиденья. Управление теперь доставляет еще больше удовольствия и требует гораздо меньше физических усилий: даже после тысячи километров я не чувствую себя разгрузившим вагон угля. Другие впечатления более субъективны, но от этого не менее устойчивы. Если мой первый «Урал» казался все-таки советским мотоциклом с характерными скрипами и дребезжаниями, то «Ретро» создает ощущение какой-то иномарочной солидности и надежности. А как элегантно маячит перед глазами большая фара с замком зажигания, из которого, словно прицел, торчит ключ!
Еще одно большое преимущество «Ретро» — возможность сольного использования, ведь он уже на заводе укомплектован всем необходимым: боковой подставкой, полным комплектом поворотников и разъемом электропроводки бокового прицепа. Являясь также владельцем мотоцикла Harley-Davidson, не могу удержаться от сравнения. «Ретро» показался мне легким, маленьким и юрким (и это «тяжелый российский мотоцикл»!). В пробках ощущал себя как на скутере: лез во все щели, рулил одними пальцами. Эргономика привычна и удобна в отличие от харлеевской схемы с раздельными поворотниками, которые к тому же сами отключаются. Подвески мягки и комфортны. Дорога знакома до кочки — там, где на «Харлее» меня страшно трясло, я заранее инстинктивно напрягался, но ничего не происходило. Так, «блям-блям», а я и не колыхнусь. Во время поездок под проливным дождем мотоцикл ни разу не чихнул — новый воздушный фильтр теперь не заливает. Только на снятом асфальте из-за тонких колес мотоцикл ведет себя довольно нервно. А вот глушители я, наверное, поменяю: родные — совсем тихие.
В итоге мой «Ретро» — это два замечательных мотоцикла в одном. С коляской он не только идеален для дальних путешествий с пассажиром и багажом, но и способен подарить море особого кайфа искушенному пилоту сайдкара — тому, кто понимает. В сольном же варианте я получил динамичный, маневренный и изящный мотоцикл «старой школы», на котором хоть на работу по пробкам, хоть вечером покрасоваться на Смотровой.
Экипировка Rev’It!, Motto и Marushin предоставлена магазином «ПРО Мото».
Черное и белое: «Урал-Ретро»