Забытый советский мотоцикл ИЖ-500 с оппозитным двигателем


Одностволка ИЖ-5 — простая и популярная однозарядка отечественного производства. Выпускалась она с довоенного периода прошлого века. Доступная для потребителя, простая в использовании, она сыграла большую роль в распространении охотничьего оружия в разных районах нашей страны.

Предназначалось ружье ИЖ-5 для профессиональных охотников-промысловиков, хотя и повсеместно использовалась любителями. Полное название ИЖ-5 звучит так: одноствольное курковое центрального боя охотничье-промысловое ружье. Производитель так же предполагал, что ружье отлично подойдет и для спортивной стрельбы.

Одноствольное ружье ИЖ-5 с внешним курком и стволом переломного типа, является результатом модификации американского ружья Айвера-Джонсона.

Историческая справка

Во второй половине XIX века в Ижевске специально нанятые мастера изучали системы охотничьих ружей со всего мира. Так появился Ижевский оружейный завод. К 1902 году предприятие уже предлагало множество различных систем и калибров винтовок, карабинов и ружей. Русская армия размещала единичные заказы для награждения руководящего состава ценными моделями с художественными и памятными гравировками.

После Гражданской войны производство гладкоствольного оружия практически не велось. Охотники пользовались старыми образцами либо оставались без возможности добычи птицы. В то время охота велась не для развлечения, а для пропитания или заработка. В 1924 году для удовлетворения спроса охотничьих промысловых артелей Ижевский оружейный завод выпускает ИЖ-5 на основе американской системы Айвера-Джонсона. Для ускорения стрельбы предпринимались попытки создания двустволок и добавления магазинной системы заряжания, но из-за сложности конструкции, увеличения веса и низкой популярности многозарядных и двуствольных образцов среди охотников ИЖ-5 далее производился исключительно одноствольным.

Модель ИЖ-5 фактически первая с 1920-х годов серийная одностволка Ижевского завода, ее освоение началось еще в 1924 году. Начало массового выпуска относится к июню 1927 года, а изготавливали ее с перерывами вплоть до 1950-х годов.

Расположением курка в середине колодки она существенно отличается от ординарных казнозарядных одностволок с традиционным курком на боковой пластине. В обиходе такое размещение в колодке курка нередко называют серединным.

В конструкции одностволки ИЖ-5 просматривается давняя однозарядная курковка Champion с крупной удлиненной колодкой, выпускаемая фирмой Iver Johnson’s Arms & Cycle Works.

В начале XX столетия она предлагалась многими торговыми компаниями Российской империи — например, в Москве А.А. Биткова, в Санкт-Петербурге И.И. Чижова, в Таллинне Р. Пассупа.

Но она не единственная курковая одностволка с такой колодкой на нашем рынке, назовем аналогичную курковку и фирмы Hopkins & Allen, которая ввозилась к нам в 1910-е годы. Наша одностволка ИЖ-5 оснащена крупной колодкой такой же формы, но более обтекаемой.

Соответственно конструкции однозарядная курковка ИЖ-5 оказалась сравнительно тяжелой охотничьей однозарядкой.

Основная задача при ее создании заключалась в достижении хороших показателей боя дробью одним выстрелом, что обеспечивали массивный ствол и крупная колодка. Вот почему, собственно, и просматривается сходство с аналогичной моделью Iver Johnson Champion.

Одностволка выпускалась в калибрах от 16 до 28. В период с 1932 по 1941 годы Тульским оружейным заводом изготавливались версии 16 и 20 калибра. В те же интервалы серийное производство было организовано на Златоустовском оружейном заводе. Великая Отечественная война внесла свои коррективы и в период с 1941 по 1945 В 1949 году во всей стране выпуск одноствольных охотничьих ружей ИЖ-5 был прекращен. После войны ИЖ-5 производился только в Ижевске, а в 1949 производство было свернуто навсегда. В сети встречаются образцы с клеймами якобы конца 50х годов, но из-за плохого состояния металла уверенно прочитать цифры и сказать, что это именно 5, а не 3, невозможно.

Ружье охотничье гладкоствольное ИЖ-5 выпускалось на Ижевском оружейном комбинате, в цехах сталеплавильного завода (1924-1941 и 1945-1948 годы), и в Туле (1932-1941 годы).

ИЖ Юпитер-4К с коляской: восставший из пыли

На работе подошла коллега и ошарашила просьбой: «Дед переписал на меня дом в деревне, а там в гараже чермет какой-то стоит. Не хочешь забрать? Ты ж железяки всякие любишь…». Даже если бы сто голливудских сценаристов задумали заинтриговать меня сильнее, чем эта барышня, они бы не смогли придумать ничего круче. «Поехали!» – заорал я на весь офис.

Кто здесь?

Покрытые выцветшим суриком стальные ворота открывались туго – петли заржавели практически полностью. Замки, щедро пролитые «тормозухой» прямо из бачка машины счастливой обладательницы наследства, сначала тоже не хотели сдаваться, но теперь валялись на поросшей травой щебеночной отсыпке у стены. В стандартной коробке гаража мы нашли некое транспортное средство, которое своими несуразными формами поначалу меня смутило.

После ликвидации завалов из дырявых камер и россыпей тряпичного хлама «изображение» прояснилось, и стало ясно, что мы наблюдаем вроде как мотоцикл с коляской… Или точнее, мотоцикл с коляской, стоящей рядом. Очертания последней скрывались сумраком и паутиной, а мотоцикл сбивал с толку оптимистичным рыжим цветом, просвечивающим даже через пыль десятилетий. «Что за зверь такой?» – меня задело за живое, что определить марку и модель я сразу не смог.

Методом дедукции

На баке обнаружилась табличка – «ИЖ»! Такая же фирменная надпись проступала из-под слоя пыли на брызговике мощного заднего крыла. Что не BMW и не Harley, и так понятно, но хоть какая-то определенность. От шильдиков на боковых крышках остались только пустые дырочки, но по общему стилю – что-то явно позднее шестидесятых годов ХХ века. Ага, выхлопных труб две, цилиндров, кажется, тоже – не иначе, ИЖ Юпитер. Интернета в заброшенном гараже не было, поэтому более точное определение модели отложили на потом.

Я тут же решил: будем заводить! С мототехникой в общих чертах знаком, а с мелочами разберемся по ходу дела – что я, какой-то «двухтактник» с контактным зажиганием не запущу? «Мелочи» вылились в немалую возню. К счастью, хватило выдержки сперва осмотреться и сделать общую ревизию транспортного средства. Судя по всему, когда-то давно этот ИЖ Юпитер приехал сюда своим ходом. Визуально все узлы комплектны, следов ДТП или «раскулачивания» не наблюдается – ничего не сломано, не откручено, не оборвано. На местах даже такая хрупкая и недолговечная для мотоцикла вещь, как плафоны поворотников. То, что коляска – «боковой прицеп» на официальном языке – отцеплена, тоже говорит в пользу исправности аппарата. Скорее всего, кто-то разделил практичный трехколесный транспорт на две части и катался на мотоцикле-«одиночке» – так ведь интереснее.

Много информации дал осмотр приборного щитка. Под пыльным стеклом спидометра просвечивала символическая цифра на счетчике – 17 500 км, с таким пробегом серьезных проблем у ИЖа быть не должно. Наконец, самое интересное – в замке зажигания торчал ключ! Вместе с ним на колечке висело еще два ключика – один, немного странный, подошел к крышкам отсеков на боковинах «мотика», второй, с фирменной надписью, я сначала не нашел куда пристроить. Двухрядная «гирлянда» контрольных ламп на приборном щитке порадовала информативностью и вдруг озадачила наличием лампы с надписью «Масло». Если это то, о чем я думаю, то что же это – все-таки четырехтактный мотор, и мне придется еще и с клапанами возиться?

1 / 2

2 / 2

Мои размышления прервала заскучавшая наследница: «Ну так я поеду домой?». Отпускать ее с машиной – моей единственной связью с цивилизацией – было страшновато. Деревня отдаленная и незнакомая, сотовое покрытие неустойчивое, из еды только неспелые яблоки… Я забрал у нее из машины весь немногочисленный инструмент, какой был, включая пилочку для ногтей и перочинный ножик, – и остался один на один с заброшенным мотоциклом, канистрой бензина и двумя выходными впереди.

Ты живой?

Первый принципиальный вопрос – источник энергии. Поворот ключа в замке зажигания ни к чему не привел – собственно, это было ожидаемо. Теплилась надежда, что мотоцикл окажется с магнето, т.е. не требующим аккумулятора. Но, насколько мне не изменяет память, ИЖи в стоке комплектовались батарейным зажиганием – и аккумулятор я действительно нашел, в левом отсеке ниже сиденья, под оранжевой крышкой. Кто-то заботливо снял с батареи минусовую клемму, но, поскольку это было много лет назад, батарея, естественно, оказалась абсолютно «дохлой». К этому я тоже был готов.

В моем рюкзаке лежал рабочий ноутбук, и я похвалил себя за привычку всегда держать его батарею заряженной. Конечно, фару или иной мощный потребитель она не потянет, а вот систему зажигания при старте – вполне. И только тут я понял, почему этот гараж сразу показался мне каким-то странным: в нем не было ни одного верстака, ни одной полки с запчастями, ни одного шкафчика c типичным набором крепежа, деталей, обломков, обрезков… Поэтому провод для соединения ноутбуковской батареи с электросхемой ИЖа пришлось позаимствовать у коляски, удалив часть цепи, идущей к стоп-сигналу. Но прежде удалось найти в правом бардачке мотоцикла штатный набор «ижевских» инструментов. После подключения к батарее Юпитер ожил – отозвался клаксон, в полумраке гаража ярко и весело засветились лампы на щитке. Это была моя первая победа!

Топливный вопрос

Соблазн был велик – при горящей красной лампе «Зажигание» ударить ногой по кикстартеру: а вдруг мотор отзовется? Но чудес на сегодня достаточно, я понимал, что мотору нужен свежий бензин, а своей нетерпеливой попыткой пуска я только залью свечи жижей десятилетней давности, отстоявшейся в баке за время бездействия ИЖа. Но все оказалось еще хуже. Попытка слить содержимое бака через краник не увенчалась успехом – после сдергивания трубки бензопровода из крана ничего не потекло, хотя в баке что-то отчетливо плескалось. Пришлось выкручивать краник, чтобы обнаружить, что его приемная сетка полностью сгнила, вследствие чего он оказался забит грязью вперемешку с масляной составляющей старого топлива – бензин-то в основном испарился (на тот момент я уже обследовал оребренные головки цилиндров и окончательно убедился, что двигатель двухтактный). Новый бензин в моей канистре был чистым, и я уже подумывал сдобрить его хотя бы той масляной субстанцией, что была на дне бака. Но я не учел прирожденной запасливости отечественного мотолюбителя: в багажнике коляски хранился запасец масла для подмешивания в топливо. И я им воспользовался, найдя подсказку о пропорции смеси в виде мерного стаканчика на крышке бензобака. А потом долго искал карбюратор.

Насколько мне помнится, у всех виденных в детстве ИЖей карбюратор торчал на самом видном месте, сразу за цилиндрами, но у моего экземпляра (а я уже считал его своим) там располагался некий фасонный корпус из литого металла. Вскоре нашлась ручка, разъединяющая этот капот на две половины, – а за ними в самом деле прятался карбюратор. Этот прибор выглядел весьма прилично, приводы дроссельной заслонки и устройства, оцененного мной как «подсос», работали без заеданий. Глубоких познаний о конструкции карбюраторов я не имел, поэтому решил пока его не трогать. Ведь если исходить из того, что последний раз мотоцикл заехал в гараж своим ходом, то есть надежда, что карбюратор исправен. Я нажал кнопку принудительного наполнения поплавковой камеры, и бензин зажурчал «через верх». Похоже, можно заводить!

Дым Отечества

Но, прежде чем попытаться завести мотоцикл, я решил все же убедиться в исправности, хотя бы принципиальной, самой капризной части двигателя – системы зажигания. Свечи были выкручены, зачищены той самой маникюрной пилочкой и до установки на место опробованы «на искру». Ответственный момент – есть искра! Не то чтобы убойная, но на глаз вполне мощная (спасибо ноутбуку!), здорового синеватого оттенка.
1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Несмотря на, в общем-то, неплохие предпосылки, запустился мотор не скоро. Пришлось здорово попрыгать на ножке кикстартера, комбинируя различные сочетания ручки газа и рычажка «подсоса». Двигатель взревел неожиданно, мощно и сразу, без предварительных фырканий и чихов. Гараж моментально заполнился синим дымом, но я наконец вздохнул с облегчением: работает! Перед выездом проверил, что мог: тормоза, вращение руля, работу электрики – все как будто в порядке, хотя не без нюансов. Например, все четыре амортизатора, похоже, были пустыми – слишком уж качался мотоцикл при затормаживании переднего колеса. Также тщательно исследовал пол на месте стоянки на предмет масляных луж. Пол был сухой, значит, из коробки передач ничего не вытекло. Позднее нашел интересный лючок слева на картере двигателя. Во-первых, он наконец «сообщил» индекс модели – «Юпитер-4», во-вторых, оказался полезным с точки зрения сервиса. Из любопытства открутил пару крепящих его винтов и обнаружил, что лючок одновременно является щупом для контроля уровня масла в трансмиссии.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Потом была первая поездка – поиски ближайшего магазина, где я купил полторы дюжины круглых батареек. Нарезав кольца-стяжки из старой автомобильной камеры, я долго соединял ими батарейки в последовательные и параллельные группы, чтобы получить емкий 12-вольтный источник питания. Им я заменил свою батарею от ноутбука, которой вряд ли была полезна зарядка от бортовой энергосистемы мотоцикла.

С ветерком

Кататься на ИЖе мне понравилось. Двухцилиндровый двигатель Юпитер-4 (28 л.с.) оказался мощнее, чем я ожидал, – при первой попытке тронуться из-за его чрезмерной прыти я чуть не въехал прямехонько в закрытые гаражные ворота. Очевидно, тут сказалось также высокое передаточное число трансмиссии, ведь мне попался экземпляр в варианте «4К» – т.е. с коляской. Кстати, уже потом выяснилось, что этот экземпляр относится к первой серии четвертого Юпитера – сочетание оранжевого мотоцикла и зелено-белой коляски встречалось чрезвычайно редко и только в первые годы выпуска модели. Абсолютное большинство ИЖ Юпитер-4К были голубыми – и мотоцикл, и боковой прицеп.
1 / 3

2 / 3

3 / 3

В одиночном варианте оранжевый Юпитер «колясочной» комплектации производит впечатление мощной и динамичной машины, легко трогается с места со второй передачи. При маневрировании на ходу он несколько неуклюж, хотя с оглядкой на моральный возраст и снаряженную массу – ничего страшного. Неаккуратно переключившись на ходу, заметил, что менять передачу можно и без выжима сцепления, хотя бесшумное переключение по такой методике удается не всегда. Потом уже дочитался в книжках, что ИЖи в 1970-80-х годах комплектовались полуавтоматическим сцеплением.

С коляской

Еще интереснее оказался опыт покатушек на мотоцикле с присоединенным боковым прицепом. Конечно, не самая легкая коляска делает транспортное средство менее динамичным, но это еще не главная беда. Третье колесо превращает мотоцикл в снаряд с оригинальной, труднопредсказуемой управляемостью. Правый поворот требует настоящего мастерства, иначе недолго, как говорят мотоциклисты, «укрыться коляской». И, судя по мощному шраму на передке бокового прицепа, на нашем экземпляре это однажды уже делали. А при езде по проселку с «крупноволнистым» рельефом сохранить приемлемую скорость можно только привставая на подножках – благо, эргономика Юпитера содействует такому приему управления.
1 / 2

2 / 2

Экипажная часть Иж Юпитер-4К вообще хорошо подходит мотоциклу в той ипостаси, в какой он был задуман конструкторами: подвеска энергоемкая и длинноходная, притом комфортная, мягкая. Между прочим, на задних амортизаторах имеется возможность регулировки жесткости, но я опробовал самый мягкий вариант, поскольку пассажиров не брал. Можно было бы еще рассказать о достаточно острых ощущениях пассажира в коляске, но, пожалуй, напряга и адреналина в этой статье и без того достаточно…

Конструктивные особенности ИЖ-5

Технология модели ИЖ-5 неплохо проработана, в ее механизмах всего 16 деталей, не считая ствола, колодки и цевья. На солидной, удлиненной в задней части колодке нет плоских подушек, в привычном смысле этого термина, ствол помещается между ее массивными передними боковинами. В итоге колодка получилась надежной, но и тяжелой.

Тем не менее выглядит одностволка ИЖ-5 пропорционально, хотя и представляет собой образец валового, по терминологии того времени, производства. Ложа с шейкой полупистолетной формы изготовлена из древесины березы, реже — бука.

Ствол модели ИЖ-5 оснащен двумя подствольными крюками, чем отличается от последующих ижевских одностволок. Опирается он на поперечную шарнирную ось передним подствольным крюком и запирается в колодке клином, который входит в паз в заднем подствольном крюке.

В паспорте курковки ИЖ-5 этот клин сохранил старинное название ладыжка, сродни слову лодыжка.

Боевая пружина спиральная цилиндрическая, курок «с отбоем», короткий верхний рычаг запирания установлен сверху на колодке за курком. Цевье пружинное, так называемое «отрывное». Прицельные устройства ординарные: мушка на дульной части ствола и продольный паз на колодке в качестве целика.

При производстве ружей ИЖ-5 предусматривались многие калибры, но выпускались образцы в основном 16-го калибра, реже 20-го, еще реже 24-го, а меньшие, вплоть до 28-го калибра, совсем редко. В сохранившихся немногочисленных документах экземпляры популярного в нашей стране 32-го калибра не указывались.

Маркировка модели ИЖ-5 менялась по мере развития технологии: так, в 1930-е годы необходимые сведения наносили сверху на казенную часть ствола, в том числе калибр, год выпуска, длину патронника. Причем название завода отмечено в сокращенном виде «Ижев. Зав.».

В тот период аналогичная система обозначений применялась на всех ижевских ружьях. Позже, во второй половине 1940-х годов, маркировку одностволки ИЖ-5 изменили, основные данные перенесли на подствольные крюки. Год выпуска, например «1948», отмечен клеймом под обозначением калибра и длины патронника. Проставлялось также клеймо испытаний, а серийный номер пробивался на левой стороне подствольного крюка.

ИЖ-5 – одноствольное ружье с внешним курком и стволом переломного типа. Ложа пистолетной формы с прикладом и стальным затыльником, выполнялась из березы. Имеются ременные антабки для удобства ношения.

Неполная разборка производится путем снятия цевья и отделения ствола от колодки путем. Цевье снимается вертикально вниз. В ранних версиях ствол отнимался целиком, в послевоенное время конструкция усовершенствовалась добавлением фиксирующей защелки, соединяющей цевье и ствол. Запирание производится совмещением рычага с рамкой и паза крюка, расположенного под стволом.

В ударно-спусковом механизме используются возвратные боек и курок, изготавливаемые отдельно. При нажатии на спусковой крючок курок освобождается и ударяет по бойку под воздействием 160 мм боевой пружины, что приводит к удару по капсюлю и его воспламенению. Возврат бойка в исходное положение происходит сразу после выстрела под давлением пружины. Она крепится болтом к колодке. Поздние модификации имеют крышку с габаритами около 50х20 мм, которая закрывает задний колодочный обрез. В этой же крышке размещалась ось курка. Прицельные приспособления ограничены прорезью для целика в колодке.

Возможный тюнинг

Согласно нормам закона, заниматься переделкой оружия запрещено. Дело в том, что в результате модернизации можно получить более мощную винтовку, которой, не имея лицензии, пользоваться нельзя. Однако некоторые умельцы переделывают МР-60, желая увеличить пробивную силу выстрела. Модернизированная пневматика не всегда показывает лучший результат. Ведь любое изменение заводской конструкции чревато негативными последствиями.

Варианты переделки МР-60:

  • усиление пружины (замена заводской пружины на более мощную);
  • обрезка ствола (для уменьшения пути пули перед вылетом из ствола);
  • утяжеление пулек (с помощью распыления силиконового спрея).

Существенно изменить мощность пневматической винтовки не получится. Дело в том, что сила выстрела зависит от объема пневматической камеры, соединенной со стволом, а также от работы поршня и пружины. Все эти детали имеют стандартные заводские размеры. При переделке и изменении установленных заводом запчастей существует риск повреждения винтовки.

Важно! С помощью набора «Кит от Крюгера» пружинно-поршневую модель МР-60 можно переделать в РСР. После модернизации скорость вылета пули из ствола увеличивается до 250 м/с (пулька сможет пробить деревянную доску). Переделанная с помощью набора «Кит Killer» винтовка получит характеристики МР-553К.

Технические характеристики

В техническом паспорте охотничья одностволка прописана, как внешнекурковое ружье. ТТХ ИЖ-5 выглядят следующим образом:

  • Длина ствола может колебаться в пределах 680-760 мм., однако имеются неподтвержденные данные о наличии ствола в 800 мм.
  • Вес оружия тем больший, чем длиннее ствол и находится в пределах 2,5-3 кг.
  • Калибр 16-28.
  • Кучность 4%.
  • Используются патроны с бумажной гильзой.
  • Для произведения выстрела необходимо приложить силу в 3 кг.

Кучность, хотя и указывалась 40%, при проверке зарядом с дробью №3 и дымным порохом, часто приближалась к 47%

Для ствола цилиндрической сверловки 16-калиберной курковки использовалась сталь «50а». В конце был напор – дульное сужение. Номинальное значение калибра не всегда соответствовало фактическому, поэтому многие охотники, не полагаясь на указанные параметры, делали замеры сами.

Достоинства

Положительные качества пистолета заключаются в следующем:

  • Небольшие габариты – оружие совсем небольшое по размерам, его можно положить в карман и скрытно носить.
  • Комфортный предохранитель – кнопка, сделанная из пластика, легко двигается, ее расположение удобно для использования.
  • Легкость во взведении – слабая возвратная пружина дает возможность легко взвести затвор.
  • Вес пистолета – в материалах пластик используется по минимуму, поэтому ИЖ-76 имеет массу 500 граммов.

Достоинства и недостатки ИЖ-5

Достоинства ружья:

  • точность и кучность;
  • надежность конструкции.

Большая длина ствола обеспечивает высокую точность при стрельбе как пулей, так дробью и картечью. Благодаря простоте конструкции ружье обладает высокой надежностью и прочностью, а уход за ним не вызывает проблем.

Недостатки одностволки:

  • однозарядная конструкция;
  • малый калибр;
  • шатание ствола.

К недостаткам можно отнести отсутствие второго ствола и небольшой калибр. Одноствольная однозарядная конструкция заставляет перезаряжать оружие после каждого выстрела, тогда как второй ствол или магазинная система заряжания позволяет произвести два или несколько выстрелов с минимальным промежутком между ними. Малый калибр ограничивает спектр применения из-за небольшой мощности и дальнобойности, если сравнивать с 12 калибром. Спустя 200-400 выстрелов обычно появляется шат ствола, но избавиться от него не слишком сложно.

Также к недостаткам на сегодняшний день можно отнести сложность приобретения образца в хорошем состоянии. Минимальный «возраст» ружья – 70 лет, большинство много лет хранится без консервации или надлежащего ухода. Но при определенном везении можно найти образец, который хранился с соблюдением необходимых условий в отличном состоянии не только ствола с коробкой, но и ложи и ударно-спускового механизма.

Самыми редкими являются ружья с длиной ствола 740 мм 24 калибра. В сети есть упоминания об отдельных образцах со стволом длиной 785мм.

После приобретения и регистрации ружья обязательно необходимо провести полную проверку и обслуживание. Многолетнее хранение без ухода может привести к разрыву ствола после первого выстрела.

Сборка и разборка

Инструкция по разборке пневматической винтовки ИЖ-60:

  • открутить винт приклада;
  • снять приклад;
  • открутить фиксирующие болты на корпусе;
  • снять пластиковое цевье (раму);
  • снять рычаг взведения (вынув стопорное кольцо и втулку);
  • вынуть пружинно-поршневой механизм (немного повернув против часовой стрелки);
  • снять досылатель (открутив болт);
  • ствол лучше оставить прикрепленным к муфте.

Важно! Винтовка собирается в обратном разборке порядке. Разбирать оружие без необходимости не рекомендуется. После каждой тысячи выстрелов можно почистить ствол винтовки. В продаже есть специальные чистящие средства для пневматики. Чистка ствола выполняется без разборки конструкции.

Аналоги

На смену рассматриваемому ружью пришло несколько модификаций. Сейчас выпускается однозарядка ИЖ-18, которая изготавливается во всех стандартных калибрах (от 12 до 32). Ствол не оборудован прицельной планкой, длина патронника составляет 70 сантиметров. Ствол и цевье – съемного типа. Ружье охотничье гладкоствольное промысловое ИЖ-18 оснащено ложей из бука, березы или ореха и пистолетной, либо прямой шейкой. Оно легко разбирается на три части.

Ружье ИЖ-5, в отличие от современной модификации, не оснащалось специальным отпирающим рычагом. Он служит для быстрого открывания затвора и размещается снизу под колодкой, за предохранительной скобой. При его поднятии синхронно переводится в боевой режим курок и отпирается ствол. В усовершенствованной модели ИЖ-18Е при этом еще активируется эжектор. Если произойдет осечка, спусковой крючок можно взвести повторно без открывания карабина, переместив рычаг сверху вниз.

Несмотря на то, что производство было прекращено еще в 1950 году, ИЖ-5 все еще пользуется популярностью среди охотников и ценителей старых образцов оружия.

Охотничье ружье ИЖ-5 с патронником 28, 26 или 24 калибров может использоваться для обучения новичков. Модель ружья 20 калибра нередко выбирается женщинами, что обусловлено низким весом ружья и слабой отдачей.

Оружие подобной системы до сих пор активно используется в Соединенных Штатах Америки. Широкий спектр доступных охотничьих образцов обеспечен мягким оружейным законодательством и второй поправкой к конституции. Множество современных винтовок и дробовиков, казалось бы, должно вытеснить систему возрастом в 120 лет, но спрос на легкие ружья с высокой точностью и кучностью позволяет американским заводам поддерживать серийное производство подобных систем.

Недостатки

ИЖ-76 имеет ряд отрицательных характеристик:

  • Объем магазина – не более 6 снарядов.
  • Слабость патронов – пули имеют небольшую мощность, Cal.8mm, слабый хлопок при выстреле.
  • Малая надежность – имеет шаткий затвор, может не перезарядиться, высокая вероятность перекоса гильзы (как и у прототипа Perfecta).
  • Короткий ход курка – 2 миллиметра. В связи с этим выстрел происходит неожиданно, не только для оппонента, но и для владельца.
  • Рукоятка, неудобная в использовании – очень мала по размерам (обхват 2/3 ладони пользователя). Поэтому взрослому мужчине просто невозможно стрелять из него.
  • Внешний вид – пистолет своим дизайном не способен напугать знающего преступника.
  • Короткий ствол, в результате в газовое облако может попасть сам стрелявший.
  • Поскольку ИЖ-76 уже не выпускают, к нему сложно купить патроны.

«ИЖ Планета Спорт» в народе [ править | править код ]

Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого «ИЖ ПС»), «спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Первые 500 шт имели сервисную книжку, где указывался идентификационный номер на заказ запчастей с завода.

По причине дефицита запчастей многие занимались моторным «тюнингом» — поршень М-412 (нужного диаметра, но с большим отверстием пальца) подгоняли под штатный шатун, либо под поршневую группу кроссового 514-го «Чезет». Немного увеличивалась мощность, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).

В настоящее время хорошо сохранившийся «ИЖ Планета Спорт» — большая редкость, которая ценится знатоками. В России за мотоцикл первых лет выпуска иногда просят и больше $1000. Немало также сейчас стоят запчасти на ПС, а оригинальных найти почти невозможно.

История особенностей комплектации [ править | править код ]

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиляМосквич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
  • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
  • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
  • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
  • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
  • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
  • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
  • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
  • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
    • Карбюратор «Микуни» VM32-89
    • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
    • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
    • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
    • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
    • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
    • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
    • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
    • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
    • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
    • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
    • Упраздняется мягкое крепление двигателя
    • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
    • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
    • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
    • Начало установки противоугонного замка
    • замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь
    • Изменение конструкции задней подвески:
    • удлинена маятниковая вилка

    История [ править | править код ]

    В 1973 году Ижевский завод удивил советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира. Особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами СZ.

    Как разобрать пистолет

    Можно сделать полную и неполную разборку оружия. Первая из них применяется для текущего ухода за ИЖ-76, к примеру, при чистке после выстрелов. Полный разбор применяется в целях ремонтных работ или если пистолет долго пробыл во влажной среде – под водой, дождем или снегом.

    Неполная разборка делается так: для начала вынимается обойма. Патронник осматривается на наличие патрона – флажок опускается, затвор отводится назад, устанавливается на задержку. Происходит отделение затвора от рамки. Для этого скоба курка оттягивается и отводится влево. Потом она упирается в рамку и устанавливается в этом положении.

    Затем затвор помещается в крайнее заднее положение и приподнимается за заднюю часть. Нужно тянуть его до того, как почувствуете, что пружина начинает тянуть затвор вперед. Таким образом, затвор вытащен. Возвратная пружина снимается со ствола. Неполный разбор подошел к концу. Собирать оружие нужно в обратном порядке.

    Для полного разбора сначала проводится неполная разборка. Затем с рукояти выкручивается винт и снимается с рамки. Таким образом отрываются задвижка и возвратный механизм. Задвижка перемещается вниз, потом происходит снятие пружины. С помощью шила поддевается край пружины с затворной задержки.

    Потом шептало провертывается в цапфах до его отделения. Оно подлежит снятию вместе с задержкой. Курок наклоняется вперед и извлекается. В конце демонтируются спусковая тяга, рычаг взведения и крючок. Сбор проходит в обратном порядке.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]