Дорожная версия мотоцикла ИЖ Планета 5 выгодно отличалась от других отечественных аналогов применением масляного насоса, что позволило отказаться от схемы предварительного смешивания топлива с маслом.
Кроме того, последующие модификации отличались своей бесконтактной системой зажигания, независимой от аккумуляторной батареи и измененной кинематикой.
Батарейная схема электропроводки ИЖ Планета 5
Это позволяло:
- Приводить в движение мотоцикл «с толкача» – включив зажигание, владелец включал вторую передачу и собственными усилиями, толкая вперед мотоцикл, запускал двигатель;
- Эксплуатация без АКБ была возможной в светлое время суток (для работы габаритных огней и света фары все же требовался аккумулятор).
Особенности мотоцикла
Согласно отраслевой нормали, мотоцикл имел буквенно-цифровой индекс:
- ИЖ 7.107-010 – базовая модель;
- ИЖ 7.107-020 уже оснащался новой системой смазки и улучшенной подвеской передней оси. Кроме того, схема электропроводки мотоцикла ИЖ Планета 5 имела бесконтактную систему зажигания, независимую от аккумуляторной батареи;
- ИЖ 7.107-030 оснащался пружинно-гидравлическим амортизатором и переработанным тормозным приводом заднего колеса;
- ИЖ 7.107-040 выпускался с измененной кинематикой и доработанным передним колесным тормозом. Схема электропроводки на ИЖ Планета 5 вплоть до 2008 года оставалась бесконтактной.
Модернизированная схема проводки мотоцикла ИЖ Планета 5 с бесконтактным зажиганием
Кроме того, к мотоциклу можно были прицеплять боковой прицеп (коляску) или универсальную грузовую платформу (без посадочного места).
Фото мотоцикла с боковым прицепом
Электронное зажигание ИЖ – Юпитер
Еще лет пятнадцать назад автор этой статьи был заядлым мотоциклистом. Много ездил и много экспериментировал со своим железным конем. Поэтому хочу поделиться своими наработками в области электронного зажигания для мотоциклов. А поводом к написанию этой статьи послужил тот факт, что ИЖ, практически перестав существовать как мотоцикл, перешел в другую лигу. Сейчас на базе агрегатов от ИЖа конструкторы – самодельщики строят «каракатицы» (пневмоходы) которые активно используют рыболовы.
Желание реконструировать свой мотоцикл возникло в начале 90-х годов прошлого века. Цель – избавиться от дефицитного в то время аккумулятора. В качестве прототипа были взяты генератор и коммутатор от Минска, Восхода. Как установить Восходовский генератор на ИЖа писать не буду, на эту тему много различной информации. Речь пойдет, как переделать электронику под Юпитер.
Ниже приведена принципиальная схема КЭТ и обмоточные данные генератора.
Обмоточные данные генератора 43,3701 ( Восход) 12 в , 65 вт.
Обмотки | Клеммы | Провод марка | Провод диаметр | Витки | Количество катушек |
Зажигание | З — М | ПЭТВ | 0,12 | 1800 | 2 |
Питание | О2- М | ПЭТВ или ПЭВ-2 | 0,9 | 67 | 6 |
Датчик | Д — Д | —- ,,,—- | 0,16 | 1000 | 1 |
Сразу же напрашивается вывод, что для Юпитера нужны два коммутатора зажигания, т. е. два блока КЭТ. При этом один из них используется и как регулятор напряжения и как коммутатор зажигания, а в другом используется только система зажигания. В принципе на этом можно и остановиться, но если подойти к этому вопросу творчески, то можно выжать из оборудования максимум возможного. Поэтому было принято решение использовать КЭТ как регулятор напряжения, а двухканальный коммутатор зажигания собрать в отдельный блок.
В ходе экспериментов выяснилось, что штатная обмотка генератора и цепь вольтодобавки могут отдать вдвое большее напряжение на накопительный конденсатор, а именно, 360-380 вольт против 150 вольт, в штатном варианте. Зачем это нужно? Повышенное напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания позволяет увеличить искровой зазор на свечах. Что в свою очередь благотворно влияет на пусковые качества двигателя, особенно при отрицательных температурах. В итоге схема коммутатора прибрела вид, показанный на рисунке.
Уменьшение емкости накопительных конденсаторов компенсировано подключением параллельно тиристорам диодов. На интернет форумах часто встречается вопрос о надобности этих диодов. Чтоб как-то прояснить ситуацию, ниже приведу скан страницы из книги (И. М. Опарин, Ю. А. Купеев, Е. А. Белов «Электронные системы зажигания» страница 166).
Схемы и осциллограммы разряда накопительного конденсатора на первичную обмотку катушки зажигания: а — при частичной передаче энергии в катушку эажигания; б и в — при полной передаче энергии в катушку зажигания
Кривые изменения напряжения конденсатора и тока в первичной обмотке катушки зажигания приведены на рис. а.
На рис. б и в представлены схемы, в которых энергия конденсатора полностью, передается первичной обмотке катушки зажигания, и кривые изменения напряжения конденсатора и тока в первичной обмотке катушки зажигания.
При включении диода VD1 (рис. б) параллельно тиристору VD2 ток конденсатора передается катушке полностью, изменяясь по закону затухающих колебаний, при длительности сигнала управлением тиристором, превышающей длительность искрового разряда.
В схеме, приведенной на «в», диод VD1 включен параллельно первичной обмотке катушки зажигания, что позволяет практически полностью реализовать энергию, запасенную в конденсаторе. При этом длительность передачи энергии (0 —t2) не зависит от времени приложения управляющего сигнала к тиристору.
Основным преимуществом схем с полной передачей энергии являются большие длительность и энергия индуктивной фазы искрового разряда, чем у схем с частичной передачей энергии.
Второй вариант был выбран по следующим соображениям:
- Длительности импульсов с датчика зажигания хватает на поддержание нескольких периодов колебаний на малых оборотах с постепенным уменьшением до одного, при увеличении частоты вращения коленвала. ( Проверялось по осциллографу.)
- В конце последнего полупериода искрообразования часть энергии, запасенной в КЗ, отдается обратно на накопительный конденсатор. По этому, процесс зарядки начинается не с нуля как в варианте А и В, а с некоторого остаточного напряжения, экономя при этом время и энергию.
При эксплуатации тиристоров КУ 202Н часто случались пробои по управляющему электроду. Эту проблему удалось устранить изменением цепей управления тиристорами.
Для улучшения пусковых качеств, обмотку зажигания генератора стоит домотать, до заполнения свободного пространства, и пропитать электроизоляционным лаком. (Обмотка З-М выполнена на пластмассовых каркасах, которые, как правило, не заполнены полностью.)
Далее, нужно доработать генератор, как показано на рисунке. Точно напротив установочного места штатного датчика, пропилить прямоугольное окно, просверлить отверстия и нарезать резьбу для установки второго датчика зажигания. Крепежные отверстия на корпусе второго датчика следует немного расточить, для возможности точной подстройки момента зажигания. Работа требует точности и аккуратности. Опережение зажигания устанавливается обычным способом, с той лишь разницей, что для второго цилиндра опережение подстраивается перемещением дополнительного датчика, а не вращением корпуса генератора.
В заключение пару слов о монтаже. Если использовать конденсаторы типа К73-17, то их нужно приклеивать к плате либо заливать компаундом весь блок. В противном случае они попросту отвалятся со временем, от вибрации. Катушки зажигания можно применить штатные от ИЖа, но лучше взять Б 115 (исключив добавочное сопротивление) или Б 117.
Автор: Алексей Базуев г. Чайковский.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
Тиристор & Симистор | КУ202Н | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Диод | КД105Б | 5 | Можно с буквами В или Г | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Стабилитрон | КС680А | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Стабилитрон | Д814А | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Резистор | 100 Ом | 1 | 2 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Резистор | 1 кОм | 2 | 0.5 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Конденсатор | 1 мкФ 250В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Конденсатор | 1 мкФ 400В | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Добавить все |
Электрооборудование ИЖ Планета 5
На мотоцикле применяется 12-ти вольтовое электрооборудование. Электропроводка мотоцикла ИЖ Планета 5 однопроводная, роль минусового провода выполняет металлическая рама.
Среди основных компонентов можно выделить:
- Источники питания;
- Систему зажигания;
- Головной свет;
- Габаритное освещение и повороты.
Проводка на ИЖ Планета 5 позаимствована с других моделей производителя
Справочно: как принято в авто и мото строении, модификация узлов и агрегатов позволяет уменьшить себестоимость изделий. Для потребителей плюс в том, что цена невысока и ряд деталей взаимозаменяемы.
Генератор
На мотоцикле устанавливается трехфазный генератор переменного тока, имеющий схему электромагнитного возбуждения.
Принцип его работы заключается в следующем:
- Электрический ток с обмоток, расположенных на статоре, подается на выпрямитель;
- Тот преобразует его в постоянный ток;
- И подает через замок зажигания потребителям.
Заводская инструкция: устройство генератора ИЖ Планета 5
На представленной инструкции указаны следующие элементы:
- Регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10;
- Ротор генератора;
- Статор генератора с обмотками;
- Щетки токоснимателя;
- Кулачок системы зажигания (батарейной);
- Контактный узел системы зажигания
Справочно: на трехфазных генераторах мотоцикла ИЖ Планета 5 обмотки соединяются по схеме «звезда» либо «треугольник». Выпрямитель устанавливается в виде отдельного блока, и уже к нему подключается электропроводка ИЖ Планета 5.
Головной свет
В отличие от европейских стран, где существует требование обязательной комплектации аккумуляторной батареей мототехники с генераторами с постоянными магнитами – поскольку мотоцикл с неработающим двигателем должен иметь габаритные огни, в России подобных ограничений нет (см. также о схеме проводки мотоцикла Урал).
Справочно: с подобным генератором ИЖ Планета 5 не нуждался во внешнем источнике тока при запуске двигателя. Поэтому, в состав электрооборудования аккумуляторная батарея не входила.
Процесс замены лампы головного света
В цепь головного света входит:
- лампа головного света фары (35Вт);
- контрольная лампа синего цвета включения (2Вт);
- лампа стояночного света фары (4Вт);
- лампа заднего стоп-сигнала (15Вт).
Контрольные приборы
На мотоцикле установлены следующие контрольные приборы:
- спидометр со счетчиками суточного и общего пробегов;
- тахометр с контрольными лампами указателей поворотов и головного света;
- указатель температуры двигателя;
- вольтметр.
Штатный набор контрольных приборов
Как подключить замок зажигания на планете 5
Что сказывается в лучшую сторону на освещение, работу прерывателя указателей поворотов и стоп сигнала. Исправность выпрямитель-регулятора напряжения и заодно исправность генератора на мотоциклах ИЖ проверяется с помощью контрольной лампы. При заглушенном двигателе контролька горит, при заведенном гаснет. Это говорит о том что генератор и выпрямитель-регулятор исправны. Уход за выпрямитель-регулятором заключается в очистке от пыли и грязи. Грязь тормозит охлаждение выпрямитель-регулятора, что проводит к выходу его из строя.
Для правильного подключениявыпрямитель-регулятора напряжения на мотоцикле иж планета 4, на следующем фото видно какого цвета провод и куда распиновка замка зажигания иж на соединительной колодке. Условные обозначения выводов на блоке выпрямитель-регулятора БПВ При эксплуатации мотоцикла ИЖ Планета 4 работа выпрямителя-регулятора сказалась в лучшую сторону. Освещение стало стабильным, реле поворотов работает распиновка замка зажигания иж. На данной модели впервые в отечественной практике были установлены поворотники, из-за чего в схему электропроводки ИЖ Юпитер 3 были внесены изменения.
В большинстве случаев проводка ИЖ Юпитер 3 купленного с рук практически отсутствует. Не работает фара, стоп-сигнал, да в принципе кроме зажигания ничего не работает. Необходим ремонт или в редких случаях замена проводки. Для начала работы необходима схема проводки ИЖ Юпитер 3, такую информацию легко найти в сети интернет.
Старые советские провода намного лучше современных аналогов, поэтому не нужно выкидывать. После визуального осмотра проводки и определения явных дефектов следует отобранные провода прозвонить тестером на наличие внутренних обрывов.
Необходимо тщательно проверить генератор и систему зажигания, При долгом простое техники контакты кулачков прерывателя окисляются. Зачистка делается просто, распиновка замка зажигания иж пополам наждачная бумага «нулевка» вставляется между контактами и затирается до полного удаления нагара распиновка замка зажигания иж ржавчины.
Подключаем замок зажигания мотоцикла ИЖ 5. Connecting the motorcycle ignition IL 5
Для замены высоковольтного провода «бронепровода » распиновка замка зажигания иж автомобильные высоковольтные провода. Старая свеча зажигания при сильном загрязнении чистится тонкой металлической проволокой, вычищается вся грязь между центральным электродом и стенкой. Зачистка контактов свечи, как и зажигания делается наждачной бумагой.
Зазор выставляется щупами в диапазоне от 0,5 до 1 миллиметра. Неправильная работа системы зажигания может быть вызвана пробоем изоляции конденсатора, что приводит к замыканию распиновка замка зажигания иж обмотки катушки зажигания на массу. Обрыв выводных проводов конденсатора приводит к сильному искрению на контактах и слабой искре на свече.
Из за чего двигатель работает с перебоями и заводится с трудом. Если конденсатор имеет вздутие и распиновка замка зажигания иж повреждения, его придется заменить. Для правильного обслуживания и ремонта, схема распиновка замка зажигания иж ИЖ Юпитер 3 6 вольт должна быть доступна на бумаге. Под бензобаком и сиденьем пролегал кабель идущий к задним поворотникам и стоп-сигналу необходимо дополнительно защитить, к примеру замотать тонкой резиной от велосипедной камеры.
При необходимости недостающие части проводки докупаются в ближайшем магазине автозапчастей. Так как приобрести » родные» поворотники и стоп-сигналы очень сложно, имеет смысл подобрать подходящие по дизайну и качеству.
Проводка должна быть цельной, не нужно скручивать концы рукой и изолировать изоляционной лентой. Если все же этого не избежать, места соединений должны быть пропаяны и заизолированы термоусадочной трубкой.
Клеммы аккумуляторной батареи желательно поставить свинцовые с затяжкой болтом. В старых моделях аккумуляторов не редко откручивались пробки банок и электролит выплескивался наружу. В результате провода и клеммы сильно окислялись. Для начала нужно определить какой контакт используется для какого цилиндра. Выставить зазоры контактов 0,4 миллиметра, если кулачок сильно изношен уменьшить зазор до 0,3 миллиметра. Далее выкрутить свечи зажигания и выставить распиновка замка зажигания иж одном цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку.
Любую чистую палочку вставить вместо свечи и поставить отметку. От этой отметки отмерить 3 миллиметра, и выставить поршень по новой отметке. Отверткой ослабить пластину контакта данного цилиндра.
Между контактами вставить папиросную бумагу и поворачивая пластину против хода до тех пор пока бумагу не получится вытащить. Вместо бумаги можно подключить лампочку, один провод на массу, второй на контакт.
Поворачивать пластину до момента загорания лампочки. Второй цилиндр регулируется аналогично первому. После всех процедур остается залить масло и бензин, мотоцикл готов к использованию.
Схема Подключения Зажигания Иж Юпитер 5
Исправная проводка — это залог долгой и безупречной работы Иж Юпитер 3. Легко устраняя поломки механической части, мотолюбители испытывают затруднения, если отказала электрика. На мотоцикле Иж Планета 4 замок зажигания центральный переключатель установлен в щитке приборов. Более ранних моделях установлен распиновка замка зажигания иж фаре.
Мотоцикл ИЖ Планета 4 замок зажигания
Замок зажигания является посредником между потребителями электрической энергии лампочками освещения, сигнализации и звуковым сигналом и источниками электрической энергии генератором, аккумулятором и блоком выпрямитель-регулятором.
Центральный переключатель состоит: из замка с ключом, ключ у каждого мотоцикла свой; распиновка замка зажигания иж клемм для подключения проводов, они обозначены цифрами от 1 до 6.
Замок имеет три положения. Первое приборы выключены, второе приборы распиновка замка зажигания иж и третье включен стояночный свет. Крепится распиновка замка зажигания иж зажигания в щитке приборов в специальном гнезде при помощи двух болтов. Особенного ухода не требует в основном чистка от пыли и проверка надежности контакта в соединительных проводах.
При выходе из строя замка зажигания рекомендуется заменить на новый. Замена замка зажигания на мотоциклах ИЖ особых трудов не составит, единственное и основное это не перепутать соединительные провода.
На фото видно на какие клеммы какого цвета подсоединить провода. На клемму 1 подсоединяется провод розового цвета другой конец этого провода идет на катушку зажигания, а ответвление от его идет на звуковой сигнал. На клемму 2 крепится двойной провод красного цвета: один конец идет на сигнальную лампу; другой на блок выпрямитель-регулятор и выключатели стоп сигнала задний и передний тормоз.
На клемму 3 подходит провод голубого цвета который идет с клеммы плюс аккумулятора через предохранитель.
На клемму 5 надевается провод зеленого цвета распиновка замка зажигания иж и габаритный свет. На клемму 6 крепится двойной черный провод провод: один конец идет на подсветку спидометра; другой на левый переключатель а затем на правый. Для каждого цилиндра выставляйте зажигание отдельно. После этого винты нужно плотно затянуть.
Справочно: в отличие от модели Юпитер, на модифицированную ИЖ Планету 5 устанавливали новую проводку и электронную систему зажигания. Если не удалось вызвать искру вышеописанными действиями, то причина некорректной работы в распиновка замка зажигания иж соединений. Учтите, вам также придется одновременно регулировать абриса. Не пытайтесь фиксировать провод руками — шарахнет так, что искры из глаз посыпятся.
Обгоревшие контакты, замасленные свечи и АКБ с зарядом меньше 12 В еще более ухудшают искрообразование. Очень важно, чтобы пластина-модулятор проходила через прорези самого датчика. Он должен попадать в проделанное отверстие в датчике.