— модель мотоцикла марки Honda
Модель эндуро Honda CRM 250 R появилась в 1989 году в качестве простого двухтактного мотоцикла, ориентированного на дороги общего пользования. По классификации, Honda CRM250 относится к классу софт-эндуро — мягкие подвески, сбалансированные настройки мотора, небольшой расход топлива — всё это делают мотоцикл идеальным для неспешной езды по пересеченной местности, грунтовым дорогам и лесам.
Первое поколение модели, 1989-1990 гг., отличалось наличием обычной вилки и максимальной мощностью двигателя в 37 л.с. Двигатель оснащался балансирным валом и мощностными клапанами, изменяющими сечение впуска и выпуска для более ровной тяги и оптимизации работы мотора во всем диапазоне оборотов. Данное поколение мотоцикла зарубежные источники называют — MK1.
К марту 1991 года Honda представила новое поколение Honda CRM250, получившее название у потребителей — MK2. Вместо обычной телескопической вилки 41 мм, модель получает вилку перевернутого типа с диаметром перьев 45 мм и с возможностью регулировки. Задний амортизатор увеличивает свой ход с 280 до 300 мм. Конструкция рамы усиливается путем утолщения труб. Двигатель получает новую систему мощностных клапанов PGM-RC, которая в цифровом режиме управляет сечением выпуска, в зависимости от оборотов двигателя. Кроме того, модель получает новый выхлоп, более совершенную камеру сгорания и систему впуска — все изменения были направлены на улучшение характеристик мотора в зоне низких и средних оборотов. Начиная с этого поколения, максимальная мощность повышается до 40 л.с., а крутящий момент с 33 до 36 Нм при тех же рабочих оборотах. Новая, более совершенная, система зажигания — PGM-DC-CDI. Повышается степень сжатия двигателя — с 6.2 до 6.4.
Также данное поколение получила следующие небольшие изменения:
Увеличенная ёмкость радиатора охлаждения.
Более прочный колевал.
Небольшие изменения по сцеплению.
Тормозные диски повысили прочность, педаль заднего тормоза стала более производительной. Мощность ламп в поворотниках повысилась с 10 до 15 Вт. В начале 1993 года модель получает небольшие изменения, касающиеся формы рычагов тормоза и сцепления, троса сцепления (теперь из нержавеющей стали), колес (теперь идут чуть облегченные), цветовой схемы (теперь крылья и седло имеют одинаковый цвет).
К началу 1994 года модель Honda CRM250R вновь обновляется — поколение MK3. Изменяется выхлопная система, благодаря чему повышается характеристика крутящего момента с 36 до 39 Нм. Вновь вырастает степень сжатия — с 6.4 до 6.7. Меняется передаточное соотношение 1-ой и 2-ой передач (становятся длиннее). Изменена система включение света (для улучшения пусковых характеристик свет включается только после достижения двигателем скорости холостого хода). Масляный бак был перенесен на заднюю часть цилиндра (для оптимизации развесовки и повышения удобства обслуживания). Изменена конструкция задней подвески (диаметр амортизатора увеличен с 44 до 46 мм), выносной резервуар был перенесен. Ёмкость топливного бака была увеличена с 10 до 11 л.
С января 1997 года Honda предложила новое и последнее поколение модели CRM250. Модель меняет свое название — Honda CRM250AR. Мотоцикл оснащается новым мотором увеличенного объема (246 → 249 см³) и новым карбюратором — топливная экономичность повышается на 32%, уменьшение вредных выбросов CO² — на 50%. Двигатель становится еще более эластичным. Повысилась жесткость рамы и ходовой части (оптимизирована конфигурация подвесок для более комфортной езды по плохим дорогам). Увеличивается мощность передней фары (35/36.5W → 55/60W). Новая уникальная раскраска мотоцикла и наклейки AR.
<�Технология 2-тактного двигателя AR>
Главным принципом технологии AR является улучшение сгорания смеси топлива во всех режимах работы мотора, особенно в моменты минимальных нагрузок (небольшое открытие дросселя), когда часть топлива просто не успевает сгорать. Технология AR предполагает использование явления самовоспламенения (когда вспышка топливно-воздушной смеси происходит без участия свечи зажигания), контролирую данный процесс специальным клапаном ARC, установленным на выпуске. Данный клапан меняет момент зажигания, контролирую оставшуюся не сгоревшую смесь в цилиндре и начальное давление. В результате использование данной системы значительно повышается топливная экономичность и эффективность работы двигателя, уменьшаются вредные выбросы.
1999 год стал последним годом производства модели Honda CRM250, после чего она окончательно покинула рынок и дальнейшего развития не получила. Ужесточение экологических норм вынудило мотопроизводителей отказаться от гражданских (не спортивных) мотоциклов с 2-тактными двигателями даже несмотря на то, что технологии того времени уже позволяли строить 2-тактные моторы, обладающие большим ресурсом, хорошей топливной экономичностью, экологичностью и, в то же время, простотой и высокими выходными характеристиками, не уступающим высокофорсированным 4-тактным версиям (которые имели небольшой ресурс и высокую стоимость технического обслуживания).
История мотоцикла
Производить 250 «Хонду» начали еще в 1989 году, поэтому этот байк можно смело назвать мотоциклом с историей. До 90-х годов выпускалась модель с номенклатурой CRM250R. Этот образец отличался обычной телескопической вилкой и показателем в 37 лошадиных сил.
В течение следующих двух лет, с 1191 по 1993 год, в Honda CRM 250 внедрили новую систему управления двигателем. Программированная система впрыска топлива обеспечивала хорошую экономию топлива при максимальной мощности двигателя. Максимальный показатель при крутящем моменте в 36 нМ вырос до 40 лошадиных сил. Вилка перевернутого типа добавила модели устойчивости, а амортизатор – сглаживания ухабов дороги.
С 1994 по 1996 год в продажу поступила усовершенствованная модель эндуро, которая могла похвастаться новым улучшенным двигателем. Он был более чувствителен к управлению и лучше тянул на низах, а крутящий момент стал под 40 нМ. Также увеличилась емкость топливного бака.
Последняя серия выпускалась в 1997-1999 годах. Двигатель стал двухтактным, более экономичным и экологичным для окружающей среды. Его выбросы в атмосферу были сокращены вполовину по сравнению с предыдущими версиями. Изменений претерпел и внешний вид: мощность фары была увеличена, а дизайн – улучшен.
В 1999 году была выпущена последняя модель «Хонды 250». Несмотря на это, мотоцикл до сих пор безумно популярен на территории России. При должном обращении и своевременном ремонте он не уступает современным моделям в технических и внешних характеристиках.
Возьму на себя смелость, поделится с Вами уважаемые завсегдатаи и гости BIKEPOST, впечатлениями основанными исключительно на личном опыте эксплуатации, и достойной доверия информацией почерпнутой из специализированных форумов, и не в коей мере, не претендующими на истину в последней инстанции. HONDA CRM 250 AR, 2-х тактный спортивный, жёсткий эндуро конца 90-х годов прошлого столетия, с вкраплениями «как я докатился, до жизни такой» и » я так думаю, что …» Во время разворачивающего кризиса, думаю интерес к технике тех годов возрастёт. Как альтернативу китайской, при жесткой нагрузке, не рассматриваю, пока их изделия только для лайтового пользователя.Актуально так же, для тех кто считает, что передвижение на двух колёсах, в беспредельном хаосе дорог общего пользования, связано с неоправданным риском. Приобрести этот мотоцикл, меня подвигло случившийся в начале сезона, довольно жёсткий лоусайд на скорости около 100 км.ч., который привёл не к скольжению, а к кувырканию по асфальту. И как результат ( здоровье, как говориться не купишь), решение отказаться от опасного занятия. Но к зиме, как то, воспоминая о травмах позабылись, а память о том как волна адреналина, эндорфинов и энкефалинов бьётся о край черепной коробки, была довольно свежа. После раздумий решил, что если не ездить по ДОПам, по риск поцарапать тельце, значительно снизится, и после курения сотен страниц форумов (существовала такая тема 130 страниц) был найден компромисс между остаться целым, и вкусить запретный плод — то есть CRM. Мотивация складывалось – из того что по ДОПам, все таки, какую то часть пути необходимо будет с осторожностью преодолеть, да и бензо заправку никак не минуешь, следовательно ПТС необходим, достаточная мощность, ремонтопригодность (это не 4 тактник, хотя их ресурс то же, на практике далёк от того, что прописано в мануале, и отличается зачастую в десятки раз), не прихотливость, надёжность и тд. Хотел именно AR, а не R, который значительно дешевле, ну вот такой каприз, имею право, на старости лет. Не торопясь, подыскивал, вариантов почти не было. Но, как то всё сложилось и я его приобрёл. Как продавец подлетел прямо на нём, в январе, со слайдингом по ДОПам, я был просто ошарашен.Получилось дорого, но вариантов не было, а хотелось очень. Не пожалел ни разу, ну может раз или два. Начал катать зимой, купил его на «пятёрке» шипованной, шипами от грузовых и легковых авто, по дороге рядом с стоянкой, понемногу «пристоялся» ( как потом выяснилось не правильно). Как подсохло выехал на полу заброшенную кроссовую трассу. Первый отрыв от земли, это что –то, сантиметров на 20, а кажется, что в космос слетал, если в душе ты лётчик вставляет с первого раза и на всегда, в общем к концу сезона удачно пригнул разрывной, сердце минут 10 колотилось о рёбра. Мне сразу говорили, что эндуро для кросса не подходит, но как то не конкретно, не убедительно, но и я не знал, что ожидать от покатушек по треку. Мне сейчас это видится так- другая развесовка, из чего следует меньший угол наклона в повороте, менее удобное положение при выпрыге, за счёт более широкого седла не удобно держать мот ногами, подвеска более мягкая при недо и перелётах ощутимые пробои (но, я тяжелый 105 кг., так что для 70, может и нормуль), при переносе тела на бак перед поворотом не комфортно, ну и всё, так что если вы не живёте на кроссовой трассе, а используете ее для обучения, то CRM это, что доктор прописал. Двигатель – песня, при старте не отставал от кроссовых 4 тактных 250-ок, существенное отличие от 4 тактников, менее прогнозируемо ровная средина диапазона оборотов. Ресурс — ходят легенды, что кто –то проехал 50 тысяч, но 20 уверенно, на одном известном форуме, есть тема с название почти как мой топик, там райдер раскалывал про двух недельное путешествие в Казахстан — 5 000 км. Запчастей японский нет, сняты с производства, частично с бубном подходят с CR 250, на них почему то еще выпускают, выручила Поднебесная, наладили таки выпуск поршневой группы. Лепестковы клапан – мастрячется самостоятельно, это не сложно.Вилка от CR 250 1990 г. Колёса от XR. Единственный реальный повод попасть на деньги — масляное голодание –особо осторожные бодяжат масло в бензин, слегка не удобно, зато надёжно. При не своевременном обслуживании, происходит загрязнение и ограничение хода мощностного клапана, и как следствие горят мозги, которые лечат в Новокузнецке. Заводил в – 34, без особых проблем. Катал на дрзете – не едет, хр 250 – вообще не едет. Расход бензина в тренировочном режиме – десятка.Покрытие цилиндра-никосиль, то есть не точится, но и выработку получить сложно, меняется только поршень с кольцами, что удобно’ ни клапанов, ни цепи. Подвеска в сравнение с кроссовой, слабовата, но для длительных прохватов по бездорожью значительно комфортнее, есть все регулировке, на CRF всё ставлю в минимум всё разно ладони долбит. Если сравнить с ХР 250, так мне показалось, что у того, вообще, не работает передний амортизатор… Тормоза- один в один с CRF 450, особенность 2-х тактников, нет торможения двигателем, поэтому тормоз задействован постоянно. На ДОПах, на кроссовой резине, за сотню крайне не устойчив, а на разметке на МКАде, вообще переставляет. На СМ колёсах- отлично, руль шире сантиметров на 15, что в междурядье критично, короткие передачи- на стоковой передней и задней 45 (в стоке 42) звездах, счелкаешь при разгоне каждую секунду до третей, но можно при желании, если много гоняешь по городу, подобрать комфортное соотношение между звёздами.Козлит с газа на первой, на второй разгружает переднее колесо. Максималка на этих звёздах 135-140 км.ч., комфортна крейсерская 110-120. На CBR F4 мне было значительно приятней передвигаться по просторам Белокаменной, ну а по пробкам естественно на CRM, но как говорится, на вкус и цвет, все фломастеры разные. Двоих (180 кг) тянет прилично, но подвеска конечно кряхтит и стонет, но по просёлку, без экстрима вполне.Свет достойный, в отличии от R версии. С CRM пересел на CRF 450 R, веселее конечно, но и не небо и земля, очень сложно контролировать газ, такое ощущение, что ты еще ручку ещё не повернул, а колесо уже в пробуксовке, что очень критично перед трамплином с коротким разгоном, на СRМ газ в пол и прыг, а на 450 чуть переборщил, колесо буксует и летишь боком.Вообще я пришел к мнению, что максимально кубатурные мотоциклы пользуют либо нубы(к которым я и отношусь, мне 12 летний мальчишка на 150-ке круги привозит:), в оправдание себе могу сказать, что он вроде как, чемпион России, но всё равно), в погоне за острыми ощущениями, либо профессионалы. Стартера не хватало только один раз в лесу, зимой, в снег, в буреломе, загрузил правую ногу по самое не хочу. Из поломок за 4 тысячи пробега, обломался лепесток клапана на выпуске, и прогрессия заклинила слегка, по моему не досмотру, ну и резонатор от постоянных травм и старости пришлось латать. Наиболее доступный и общепринятый тюнинг, это облегчённый резонатор и улучшенный лепестковый клапан, более затратный — вилку с ямах, с не большой доработкой ставят. Конкурентов в его ценовой категории, не вижу. Из минусов тяжело купить, и не возможно продать. Парадокс, однако. Вопросы приветствуются, критика то же (если сперва плюсануть).
P.S. Все в пампасы! Желающих попробовать себя, вне ДОПов, приглашаю на карьер в Зеленково, где по воскресеньям тренируется «группа здоровья» учувствуют чемпионы прошлых и будущих лет, а так же просто энтузиасты.
Honda CRM 250: технические характеристики
«Хонду 250» относят к классу эндуро. Мотоциклы, входящие в это понятие, ведут свою родословную от спортивных байков, когда-то принимавших участие в так называемых «шестидневках». Эти соревнования были настоящим испытанием на прочность для участников. Эндуро не советуют покупать начинающим мотоциклистам. Управление ними достаточно сложно, а риск возрастает в несколько раз.
Характеристики Honda CRM 250 являются одними из лучших в своем классе. Двигатель хоть и состоит из одного цилиндра, но зато двухтактный. Жидкостное охлаждение обеспечивает долгие поездки без перегрева мотора. Скорость, которую может развить эндуро, достигает отметки в 150 км/ч. Конечно, держать ее на трассе постоянно достаточно сложно. А вот при резких стартах и торможениях Honda CRM 250 R показывает себя с наилучшей стороны. Дисковые тормоза с 1 и 2-дисковыми суппортами позволяют затормозить в мгновение ока. Подвеска и ходовая часть отличается жесткостью, поэтому мотоцикл сохраняет свои свойства даже после многочасовых встрясок на пересеченной местности.
Увеличенный с 1994 года объем бензобака составляет 11 литров. Мотоцикл можно назвать очень легким: его вес без груза и пассажиров составляет 125 кг. 5-ступенчатая трансмиссия облегчает управление, а объем двигателя в 249 кубических сантиметров и крутящем моменте до 40 нМ позволяет соревноваться и с более серьезными «двухколесными конями».
Технические характеристики
Технические характеристики Honda CRM 250:
Модель | Honda CRM250 (CRM250R, CRM250AR) |
Тип мотоцикла | эндуро |
Год выпуска | 1989-1999 |
Рама | стальная полудуплексная |
Тип двигателя | 1-цилиндровый, 2-тактный |
Рабочий объем | 246,0 см³ – CRM250R 249,0 см³ – CRM250AR |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 66,0 x 72,0 мм – CRM250R 66,4 x 72,0 мм – CRM250AR |
Степень сжатия | 6.2:1 – CRM250 (1989) 6.4:1 – CRM250 (1991-1993) 6.7:1 – CRM250 (1994-1999) |
Охлаждение | жидкостное |
Количество клапанов на цилиндр | |
Система подачи топлива | Карбюратор, 1x 32 мм – CRM250R Карбюратор, 1x 34 мм – CRM250AR |
Тип зажигания | DC-CDI – CRM250 (1989) PGM DC-CDI – CRM250 (1991-1999) |
Максимальная мощность | 37,0 л.с. (27,2 кВт) при 8500 об/мин – CRM250 (1989) 40,0 л.с. (29,4 кВт) при 8000 об/мин – CRM250 (1991-1999) |
Максимальный крутящий момент | 33,0 Нм (3,4 кг*м) при 6500 об/мин – CRM250 (1989) 36,0 Нм (3,7 кг*м) при 6500 об/мин – CRM250 (1991-1993) 39,0 Нм (4,0 кг*м) при 6500 об/мин – CRM250 (1994-1999) |
Сцепление | Многодисковое в масляной ванне, тросовый привод |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Тип привода | цепь |
Размер передней шины | 90/90-21 51P |
Размер задней шины | 120/90-18 63P |
Передние тормоза | 1 диск, 240 мм, 2-поршневой суппорт |
Задние тормоза | 1 диск, 220 мм, 1-поршневой суппорт |
Передняя подвеска | Телескопическая вилка 41 м, ход — 280 мм – CRM250 (1989) Телескопическая вилка перевернутого типа 45 мм (регулируемая) , ход — 290 мм – CRM250 (1991-1999) |
Задняя подвеска | Маятниковая Pro-link с моноамортизатором (регулируемая), ход — 280 мм – CRM250 (1989) Маятниковая Pro-link с моноамортизатором (регулируемая), ход — 300 мм – CRM250 (1991-1999) |
Длина мотоцикла | 2160 мм – CRM250 (1989-1993) 2195 мм – CRM250 (1994-1999) |
Ширина мотоцикла | 840 мм – CRM250 (1989-1992) 835 мм – CRM250 (1993-1996) 825 мм – CRM250AR (1997-1999) |
Высота мотоцикла | 1220 мм – CRM250 (1989-1993) 1225 мм – CRM250 (1994-1996) 1215 мм – CRM250AR (1997-1999) |
Колесная база | 1460 мм |
Высота по седлу | 885 мм – CRM250 (1989-1993) 895 мм – CRM250 (1994-1999) |
Минимальный дорожный просвет (клиренс) | 320 мм |
Разгон до 100 км/ч | |
Максимальная скорость | |
Емкость бензобака | 10,0 л – CRM250 (1989-1993) 11,0 л – CRM250 (1994-1999) |
Масса мотоцикла (снаряженная) | 123 кг – CRM250 (1989) 127 кг – CRM250 (1991-1999) |
Honda CRM 250: запчасти
Перед покупкой подержанного мотоцикла нужно знать, сколько стоят запчасти на него и так ли их легко найти. Несмотря на распространённость бренда «Хонда», далеко не факт, что элементы на замену будет найти просто. Дело в том, что мотоциклы из прошлого столетия встречаются на дорогах все реже и реже, а значит, и поиски нужных деталей затрудняются. Как же дело обстоит с Honda CRM 250 AR? Запчасти на этот байк найти не так уж просто.
Проблема в том, что данный мотоцикл был ориентирован в основном на внутренний рынок Японии и не предназначался для экспорта. Соответственно, не так уж много экземпляров легендарной «Хонды» колесит по дорогам России. Но эту проблему можно решить, заказывая запчасти на иностранных сайтах. Там они продаются в большом количестве и разнообразном состоянии, нужно только запастись временем и терпением и выбрать проверенного продавца. Чаще всего замены у «Хонды 250» требуют расходные материалы: свечи, подшипники, масла. Чуть реже выходят из строя ключ зажигания и карбюратор. Honda CRM 250 обладает ресурсопрочным пластиком и деталями, которые не так уж часто нуждаются в замене.
Honda CRM 250. Ремонт и обслуживание
Эксплуатация любого автомобиля Honda Moto невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, — каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.
Книга по ремонту Honda Moto содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.
Ценовой диапазон
По цене с Honda CRM мало кто может сравниться. Ее стоимость в России начинается от 30 000 рублей. Верхняя планка колеблется в районе двухсот тысяч. Чем же обсуловлена такая большая разница между цифрами? Прежде всего, конечно, от состояния байков. Если вы купили себе эндуро за 50 тысяч рублей, будьте готовы к тому, что вложить в него придется в два раза больше. Мотоциклы часто продают за бесценок те, кто устал с ними возиться. Старые транспортные средства иногда превращаются в настоящую «черную дыру» для денег и требуют все новых и новых вложений.
Чтобы не попасть впросак и не спустить все средства на ремонт, будьте внимательны при покупке. Лучше всего будет, если у вас появится возможность осмотреть и протестировать мотоцикл. Если в вашем городе их нет в продаже, покупайте только у проверенных людей, а предварительно попросите записать и выслать вам видео с осмотром байка «вживую». Ни один здравомыслящий человек не продаст хороший байк за бесценок. Тут уже каждому нужно решать, что больше по душе: вложить свои деньги и время в «убитый» образец или купить сразу готовый к дальним поездкам мотоцикл. Как бы то ни было, Honda CRM 250R остается одним из самых бюджетных средств передвижения на двух колесах.
Основные конкуренты
Основными соперниками «Хонды» традиционно считаются «земляки», сделанные в Японии:
- Kawasaki KDX 250;
- Suzuki RMX 250.
Хотя все японские мотоциклы – это байки настоящего высокого класса, которые отличаются надежностью и долговечностью, Kawasaki чуть уступает Honda. Дело в том, что главное преимущество «Хонды» заключается именно в хорошей тяге на низах. «Кавасаки» лишен этой особенности, из-за чего мотоцикл на скорости меньше 90 км/ч едет плохо и вяло. К тому же и количество лошадиных сил меньше – всего 30. В остальном эндуро из Японии во многом схожи: оба любят пересеченную местность, просты в ремонте и надежны.
Что касается бренда Suzuki, тут он выходит вперед в конкурентной гонке. Количество лошадиных сил (51 л. с.) и более легкий вес (105 кг) делают этот байк быстрым, легким в управлении и более ресурсным, чем аналог «Хонды». Но и стоить такой эндуро известной фирмы будет на порядок дороже.
Отзывы покупателей
Читая отзывы о Honda CRM 250 в Интернете, в основном наталкиваешься на положительный опыт. Многие с теплотой отзываются о первом двухколесном транспорте и с тоской вспоминают его, даже перейдя на большие кубатуры. Большинство хвалят легкий запуск кик-стартером. Хоть этот байк и не предназначен для кроссовых заездов, тем не менее легкие препятствия в виде бревен или болота он преодолевает на раз.
Бодрая «Хонда» по впечатлением тех, кому посчастливилось на ней кататься, абсолютно не предназначена для долгой спокойной езды по трассе. Ее стиль – это быстрая, динамичная езда с резким стартом и замедлением. В таких условиях мощный двухтактный двигатель Honda раскрывает себя на все 100 %. Отдельно мотоциклисты отмечают легкий доступ к свечам зажигания. Для их замены не требуется снимать бак и сиденье. За этим кроется еще одно большое преимущество японского байка: он прост в ремонте. Каждый человек, имеющий отдаленное представление об устройстве мотоцикла, с легкостью найдет все детали и сочленения. Поэтому ремонтировать Honda CRM 250 – одно удовольствие.
Купившие «двухколесного коня» хвалят и жесткую ходовую часть, которая отлично переносит тяготы пути, как по гладкой дороге, так и по пересеченной местности. В то время как большинство других мотоциклов в мороз глохнет или не заводится, Honda запускает двигатель с полуоборота ключа зажигания. Секрет кроется в названии модели: обозначение AR переводится как «свободные радикалы».
Пожалуй, единственным минусом этой модели, по словам мотолюбителей, является перегрев двигателя. При работе на высоких оборотах в грязи или на большой скорости мотор мотоцикла зачастую перегревается. Для устранения этой проблемы опытные водители рекомендуют установить электровентилятор за левым радиатором эндуро.