Квадроцикл. Виды и особенности. Плюсы и минусы. Как выбрать

  • Что такое квадроцикл
  • Устройство квадроцикла и принцип его работы
  • Особенности квадроциклов BRP
  • Виды квадроциклов
  • Выбор квадроцикла под разные условия эксплуатации
  • Квадроциклы для начинающих
  • Критерии выбора поддержанных квадроциклов
  • Инфографика

Все виды транспорта, кроме спецтехники, можно разделить на две большие группы: дорожные и внедорожные. Это касается как авто, так и мототехники. Разница между ними колоссальная, поскольку одни создаются для передвижения по ровным асфальтированным дорогам, другие предназначены для эксплуатации в условиях частичного или полного бездорожья со всеми вытекающими последствиями.
Популярным транспортом из категории внедорожных средств сегодня считается квадроцикл. Размокшая грязь, песчаники, глина, кочки, ухабы и разного рода неровности — подходящие условия для езды на квадроцикле. Растущий спрос на четырехколесную внедорожную мототехнику объясняется повышенными показателями проходимости, удобством эксплуатации, экономией горючего и относительно недорогим обслуживанием.

Что такое квадроцикл

Квадроцикл — четырехколесное транспортное средство, относящееся к классу мототехники, предназначенное для езды по пересеченной местности в условиях частичного или полного бездорожья, но также может ездить погрунтовым и асфальтированным дорогам. Имеет повышенные характеристики проходимости, снабжается двигателем с повышенной мощностью и преимущественно автоматической КПП (вариатор), реже механической.

В западных странах к названию квадроцикла добавляют аббревиатуру «ATV», которая расшифровывается, как «All Terrain Vehicle» (транспортное средство для всех видов поверхности) или SSV — «Side-by-side Vehicle» (что в корректном переводе означает «движущиеся бок о бок»). Универсальность эксплуатации — один из главных принципов, заложенных в концепцию создания внедорожной техники, именуемой также мотовездеходами или снегоболотоходами.

На квадроцикле возможно ездить и в городе, однако технические параметры, включая структуру двигателя, ходовую часть с независимой подвеской и четыре колеса с большими протекторами, свидетельствуют о том, что квадроцикл изначально создавался для езды по бездорожью. Поэтому покупать такую технику для передвижения в городе — идея, лишенная смысла и логики. Если только речь не идет о спортивных моделях, предназначенных для езды преимущественно по ровным поверхностям.

Разновидности модификаций техники ATV

Ассортимент современных производителей представлен не только мощными агрегатами, которые обладают объемом моторов более 1000 кубических сантиметров. Производители разработали компактные квадроциклы ATV, которые изготовлены специально для детей. В качестве дополнительного полезного функционала их могут снабдить дистанционным управлением. Это позволяет родителям полностью контролировать процесс поездки и ограничивать скорость при необходимости.

Также в линейке коллекций техники представлены спортивные модификации, которые интересны своим привлекательным, стильным и креативным дизайном, а также лёгкостью. Их отличительная особенность состоит в двигателе усиленной мощности и специализированной трансмиссии, что позволяет набирать скорость до 160 км в час. На сегодняшний день квадроцикл — это одна из наиболее востребованных разновидностей АТВ, поэтому спортивные и утилитарные модификации в последние годы пользуются существенным спросом у покупателей.

Устройство квадроцикла и принцип его работы

Техническое устройство мотовездеходов стандартное и понятное каждому, кто хотя бы немного разбирается во внутреннем строении авто и мототехники.

  1. На большинстве моделей устанавливаются четырехтактные двигатели с разной мощностью — 100 до 1000 куб. см. Зависит от класса техники и предположительного направления эксплуатации. На квадроциклы устанавливают как дизельные, так и бензиновые двигатели, зависит от области эксплуатации мототехники.
  2. Квадроциклы, ввиду эксплуатационных особенностей, чаще снабжаются автоматическими коробками передач, или вариаторами, работающими в положениях повышенных или пониженных передач. Однако выпускаются модели и с механической КПП, но их меньше, поскольку ручное переключение передач нецелесообразно при езде по бездорожью.
  3. Система, передающая крутящий момент колесам, может быть карданной или цепной. На квадроциклы, предназначенные для езды по труднопроходимой местности, устанавливают карданные приводы, что делает их более надежными, но добавляет вес технике. На спортивные и универсальные (утилитарные) мотовездеходы ставят цепные приводы.
  4. Ввиду того, что ATV и SSV техника рассчитана на эксплуатацию в сложных, иногда экстремальных условиях, к ней предъявляются повышенные требования к подвеске. Большинство моделей снабжается ходовой системой, которая состоит из двух рычагов, маятниковой подвески на задней оси, переднего амортизатора и гидравлического амортизатора. Модели, рассчитанные на эксплуатацию в сложных условиях, имеют независимую подвеску с гидравликой на каждом колесе.
  5. Система охлаждения бывает воздушной или жидкостной. Воздушная система проще в обслуживании, справляется с функцией охлаждения двигателя при средних нагрузках. Жидкостная система охлаждения сложнее, но и намного эффективнее.
  6. За «плотное» сцепление с поверхностью, степень погружения в мягкий грунт и маневренность отвечают ширина шины и размер протектора. Спортивные квадроциклы, предназначенные для езды по ровным, твёрдым или асфальтовым покрытиям, обычно снабжаются шинами с небольшим протектором. Для пересеченной местности с небольшими перепадами уровня поверхности подойдут шины с протектором средней высоты. Грязь, песок, мокрый берег реки, глина, камни — для таких условий используют шины с большим агрессивным протектором.

Это основные составляющие квадроцикла, на основе которых делается выбор в пользу той или другой модели.

Историческая справка

Первый мотовездеход создала японская «Honda» в 1970. Тогда это был ещё не квадроцикл, а трицикл – трёхколёсный аппарат получил модельное обозначение US90 (ATC90). Это был небольшой аппарат с 4-ступенчатой коробкой передач и двигателем в 90 см3, предназначенный прежде всего для американского рынка. При этом он ездил на шинах очень низкого давления (2,2 PSI или 0,15 бар) и за счёт очень малого удельного давления на поверхность мог даже плавать, если вес седока был не очень большим. Правда, уже спустя несколько лет шины на первой модели пришлось заменить – слишком уж легко они прокалывались. Колёса остались широкопрофильными, но стали более прочными и, соответственно, тяжёлыми, и ни о какой возможности плавать уже речи не шло. Стоит отметить, что те самые первые «дутые» шины обеспечивали аппарату и мягкость хода, играя роль подвески, так что ни в какой механической подвеске первые трициклы не нуждались. Когда от шин низкого давления пришлось отказаться, появилась и механическая подвеска. Первые трициклы использовались, в основном, в развлекательных целях.

создала первый четырёхколёсный аппарат (квадроцикл) в 1982 (QuadRunner LT125). Он позиционировался как «развлекательная модель для начинающих». Спустя три года появился первый настоящий конкурент трициклов – модель «Suzuki» LT250R QuadRacer. Квадроцикл отличался сложной конструкцией подвески, разработанной специально для долгих вояжей, двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением и поначалу 5-, а потом 6-скоростной трансмиссией с полностью ручным переключением. Эта машина была разработана уже для вождения опытными водителями. В 1986 «Honda» разработала квадроцикл FourTrax TRX250R; в том же году представила модель FourTrax TRX350 4×4, положив тем самым начало эре полноприводных квадроциклов (до того все они были заднеприводными). Вслед за «Honda» и другие производители начали выпускать полноприводные модели квадроциклов, которые остаются, пожалуй, самыми популярными на рынке. Ими пользуются охотники, фермеры, землевладельцы, строители и т. д.

Преимущества квадроциклов от канадской компании BRP

Канадская компания Bombardier Recreational Products (BRP) специализируется на производстве снегоходов и квадроциклов. В истории компании, которая началась в 1942 году, предпринимались попытки запуска производства внедорожников, однако главное направление — разработка современных мобильных средств передвижения, рассчитанных на нетипичные условия эксплуатации.

Популярность внедорожной техники BRP объясняется следующими критериями:

  • высокая надежность квадроциклов, что подтверждается длительным сроком эксплуатации;
  • исключительное качество всех деталей;
  • внушительный модельный ряд мотовездеходов, включающий различные виды техники: спортивный, утилитарные и туристические;
  • вся техника компании BRP оснащена современными технологическими системами;
  • инженеры-конструкторы компании постоянно разрабатывают и внедряют новые концепты и технологические решения, создавая мобильные средства передвижения с уникальными параметрами, внешним видом и техническими характеристиками.

Главное отличие компании от других производителей — стремление создавать более технологически совершенную, отличающуюся от других по внешнему виду и техническим параметрам технику.

В Европе [ править | править код ]

В Европе категория квадрициклов введена в первую очередь для того, чтобы законодательно отделить от «полноценных» автомобилей микроавтомобили и мотоколяски, исторически пользовавшиеся в большинстве европейских стран существенными льготами. ЕЭК ООН установлены две категории квадрициклов [7] [8] :

  • L6e — лёгкие квадрициклы (Light quadricycles)
    , четырёхколёсные транспортные средства, у которых:
  • снаряжённая масса не превышает 350 кг, без учёта массы батарей для электротранспорта,
  • скорость не превышает 45 км/ч,
  • рабочий объём двигателя не превышает 50 см³ в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным (искровым) зажиганием,
  • либо максимальная мощность двигателя не превосходит 4 кВт для двигателей внутреннего сгорания иных типов (например, дизелей),
  • либо максимальная мощность двигателя при длительной работе не превышает 4 кВт для электродвигателя;

L7e — квадрициклы (Quadricycles)
, или иначе — тяжёлые квадрициклы
(Heavy quadricycles)
— полностью соответствуют принятому в России определению квадрицикла, должны соответствовать требованиям к транспортным средствам категории L5e (трициклы).

Ранее транспортные средства данных категорий были приравнены к мопедам, что было подтверждено Директивой ЕЭК ООН 92/61/EEC от 1992 года. Директива 2002/24/EC от 2002 года впервые ввела разделение квадрициклов на лёгкие и тяжёлые. Наконец, Директивой 2006/126 был предписан единый для всех стран ЕС порядок выдачи водительских прав на управление транспортными средствами категории «лёгкий квадрицикл» и рекомендован минимальный возраст допуска к управлению ими, установленный в 16 лет. [9]

Виды квадроциклов

Согласно современной классификации, квадроциклы разделяют на виды:

  • спортивные;
  • утилитарные;
  • туристические.

Каждый вид имеет ряд уникальных характеристик, отличается по параметрам и предназначен к различным условиям эксплуатации.

Спортивные квадроциклы

Квадроциклы, относящиеся к классу спортивных, в значительной степени отличаются от прочих видов. Основной упор делается на мощность двигателя, независимую подвеску и цепной привод. Предназначена спортивная ATV и SSV техника для скоростной езды по асфальтированной, грунтовой и других ровных поверхностях. Легко переносит прыжки и жесткие приземления, быстро набирает скорость, часто укомплектовывается механической коробкой передач.

Спрос на спортивные квадроциклы средний, поскольку он плохо справляется с ездой по сложной местности, и не может преодолевать сложные препятствия в виде заболоченностей, илистого грунта, каменных навалов и сильных перепадов уровня поверхности.

Утилитарные (универсальные) квадроциклы

Утилитарные квадроциклы — наиболее популярный и распространенный вид мотовездеходов. Отличается повышенными показателями проходимости, большим весом и более широкими эксплуатационными возможностями. Часто покупается для поездок на рыбалку и охоту, для хозяйственных нужд (может быть оснащен фаркопом и лебедкой), краткосрочных путешествий по пересеченной местности. Мощный, надежный, выносливый. Считается универсальным. Обычно снабжается двигателем мощностью от 500 до 1000 куб. см.

Туристические квадроциклы

Туристические квадроциклы предназначены для длительных поездок и путешествий, поэтому оснащаются множеством полезных опций для комфорта. Туристическая SSV техника часто имеет крышу и несколько пассажирских мест. Эти квадроциклы больше по размеру, имеют внушительный багажник, в этих моделях устанавливается стандартный автомобильный руль.

На туристические модели устанавливают мощные двигатели, полноценный привод и широкие шины для лучшего сцепления с поверхностью. Отличаются от квадроциклов других видов достаточно высокой стоимостью.

В России [ править | править код ]

Квадрициклы могут обеспечиваться как паспортами транспортных средств (ПТС) так и Паспортами самоходной машины (ПСМ). Для квадрициклов являются допустимыми органы управления как автомобильного (штурвал, педали), так и мотоциклетного (руль, рычаги) типа [2] . В отношении вредных выбросов с отработанными газами для квадрициклов с двигателями внутреннего сгорания действуют те же стандарты, что и для мотоциклов [3] .

Квадрициклы и квадроциклы [ править | править код ]

Квадрициклы — самостоятельная категория четырёхколёсных транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, которая, несмотря на сходство названий, лишь отчасти пересекается с другим видом транспорта, известным на постсоветском пространстве под названием «квадроциклы» — четырёхколёсные мототранспортные средства повышенной проходимости без кузова. Наряду с некоторыми «квадроциклами», к категории квадрициклов относятся также мотоколяски, подобные отечественным «инвалидкам» (например С3А из «Операции Ы» или «Кинешма»), японской Daihatsu M >[4] Мотоколяска определяется Государственным стандартом как «квадрицикл с кузовом». [1]

Далее, далеко не все «квадроциклы» в привычном для постсоветского пространства понимании включаются в данную категорию — многие из них подпадают под категорию мотовездеходов (средства мототранспортные четырёхколёсные внедорожные), соответственно, не предназначены к эксплуатации на дорогах общего пользования и не подлежат сертификации и регистрации в органах ГИБДД — их регистрация осуществляется в органах Гостехнадзора на основании паспорта самоходной машины (ПСМ). [5] Разница между квадроциклом, сертифицированным по категории квадрициклов, и мотовездеходом не носит конструктивного характера, она связана главным образом с назначением конкретного транспортного средства. Мотовездеходы не связаны установленными для квадрициклов ограничениями массы и мощности двигателя, поэтому, в частности, модели иностранного производства, в эти рамки не вписывающиеся, обычно попадают именно в эту категорию транспортных средств.

Управление квадрициклом [6] [ править | править код ]

Для управления квадрициклом с 5 ноября 2013 года необходимо иметь при себе водительское удостоверение:

  • с открытой категорией «М» (мопед) или любой другой — при рабочем объёме двигателя не более 50 см³,

при большем объеме двигателя возможны варианты:

  • с открытой категорией «В1» (трициклы и квадрициклы).
  • с открытой категорией «А» для квадрициклов с мотоциклетным рулем и посадкой мотоциклетного типа.
  • с открытой категорией «В» (автомобили массой до 3,5 тонн и вместимостью не более 8 пассажирских мест), кроме квадрициклов с мотоциклетным рулем и посадкой мотоциклетного типа.
  • либо удостоверение тракториста-машиниста категории А1 (внедорожные мототранспортные средства).

Как выбрать квадроцикл под разные условия эксплуатации?

Выбор квадроцикла — задача ответственная, поскольку подобная техника должна выбираться с учетом предполагаемых условий эксплуатации. Есть большая разница между техникой для выезда на рыбалку или охоту и квадроциклами для спортивных соревнований или выполнения трюков. Поэтому выбор должен делаться с учетом направлений деятельности.

  1. Квадроцикл для охоты, рыбалки и хозяйственных нужд. Для подобных видов деятельности чаще приобретают утилитарные квадроциклы, отличающиеся универсальными характеристиками. Средний по объёму бак, полный привод, дизельный или бензиновый двигатель мощностью от 50 л.с. (от 500 куб. см и выше), грузоподъемность — около 150 кг, ширина колес от 170 мм, дорожный просвет — 10 см. Подходящие модели: OUTLANDERMAX 570 DPS и OUTLANDER MAX 650. Также можно обратить внимание на уникальные модели с шестиколесной базой: OUTLANDERMAX 6×6 650 или OUTLANDERMAX 6×6 1000.
  2. Квадроцикл для скоростной езды по ровным поверхностям и пересеченной местности с небольшими перепадами. Подойдут модели, имеющие бензиновый двигатель с инжектором от 800 куб. см и выше. Подходящие модели: RENEGADE 1000 RXXC или MAVERICK XRS TURBO.
  3. Квадроцикл для туристов, имеющих склонность к экстремальным увлечениям. Подойдут модели со следующими параметрами: бензиновый двигатель объемом от 750 куб. см, полный карданный привод с независимой подвеской, жидкостное охлаждение, большой бак и грузоподъемность от 250 кг и больше. Подходящие модели: MAVERICK TRAIL 800 DPS и MAVERICK SPORT MAX 1000 DPS.

Какая категория прав нужна для управления квадрициклом и трициклом?

С 5 ноября 2013 года в водительских правах появилась новая категория «B1»* — трициклы и квадрициклы.

Также напомним, что подкатегория «В1», проставляется автоматом при обмене прав старого образца с открытой категорией «В». В других случаях, на категорию «B1» придется учиться и сдавать экзамен дополнительно.

Это конечно все так, но есть некоторые важные нюансы в определении категории водительских прав, необходимых для управления подобным транспортом. Попробуем разобраться.

В чем различие категорий «М»- мопед, «А»- мото и «B1»- три- квадрициклы?

Согласно ПДД, к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг, (либо 550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов). и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Получается, что если масса вашего квадрицикла (трицикла) менее 400 кг* и мощность двигателя менее 15 кВт (20 л.с.), то согласно действующим ПДД – это мотоцикл и для управления подобными т.с. необходимы права с категорией «А».

При ненагруженной массе такого т.с. более 400 кг, водитель должен иметь при себе права с открытой подгатегорией «B1».

Какой квадроцикл выбрать начинающему

Выбор ATV/SSV техники для начинающего — ответственный процесс, поскольку первый квадроцикл не должен разочаровать владельца ни техническими параметрами, ни характеристиками эксплуатации. Лучше выбирать из категории «утилитарные», поскольку утилитарные квадроциклы более универсальны, и помогут определиться, какой стиль вождения предпочтительнее.

Квадроцикл для начинающего должен обладать следующими характеристиками:

  • достаточный запас мощности (от 50 л.с.), чтоб не было проблем с преодолением препятствий;
  • независимая подвеска для комфортной езды в любых условиях;
  • автоматическая коробка передач или вариатор;
  • средние по размеру колеса.

Подходящие модели для начинающих: OUTLANDERMAX 570 DPS или OUTLANDERMAX 650 XT.

Особенности

На рынке можно найти множество разнообразных моделей от разных производителей. По своему внутреннему устройству квадроцикл напоминает собой обыкновенный мотоцикл. Принципиальным отличием считается лишь наличие четырех колес и размещение седла по их центру. Такая система дает большую устойчивость в момент прыжков, поворотов и приземлений, а также дает возможность нагружать транспортное средство большим весом.

Использовать квадроциклы можно для разных целей.

  • Для выступлений на спортивных мероприятиях, которые посвящены всевозможным трюкам и прыжкам.
  • Для сельскохозяйственной работы, во время которой нужно постоянно ездить по лесам, полям, возить инструменты и всяческое оборудование. Устройство квадроцикла предусматривает возможность присоединения прицепа и навесного оборудования. Огромным спросом такое устройство пользуется среди охотников и рыбаков.
  • Любители экстремального туризма тоже зачастую отдают свое предпочтение квадроциклам, поскольку на них очень удобно перемещаться по горам и другим местностям.
  • Четырехколесные мотоциклы применяются и для поездок по шоссе. Надежная трансмиссия, подвеска и колеса делают такое передвижение максимально комфортным.
  • Для детей производители подготовили миниатюрные модели с минимальной скоростью и повышенной безопасностью.

Критерии выбора поддержанных квадроциклов

Покупка поддержанной техники — всегда риск, даже если продавцом выступает компания, заслуживающая доверия. Поэтому перед покупкой б/у квадроцикла необходимо проверить работоспособность всех систем и агрегатов, обращая особое внимание на:

  • наличие жидкости в системе охлаждения и целостность радиатора;
  • состояние подвески, рычагов и амортизаторов ходовой части;
  • степень износа протектора шин;
  • работоспособность трансмиссии, особенно если КПП механическая;
  • исправность тормозной системы.

Некоторые системы можно легко проверить при осмотре, другие необходимо тестировать в движении, включая тесты разгона, торможения, работу коробки передач. Лучше, если проверку исправности систем квадроцикла будет проводить мастер, имеющий соответствующие знания и опыт.

Утилитарные модели

Самый популярный вид ввиду универсальности. Такие квадроциклы отличаются мощными двигателями, отличной подвеской, высоким просветом и колесами, оснащенными грунтозацепами. В седло могут сесть два пассажира, поместится еще и багаж.

Достоинства:

  • мощные силовые аппараты;
  • хорошая скорость;
  • широкие колеса;
  • качественная подвеска;
  • жидкое охлаждение;
  • большой объем бака;
  • широкая сфера применения.

Недостатки:

  • большая масса;
  • большой расход топлива;
  • высокая стоимость.

Спортивные модели

Их устройство предусматривает минимальный вес, который позволяет выполнять различные трюки. По отзывам пользователей, спортивные модели безупречно подходят для поклонников туризма и других развлечений.

Достоинства:

  • узкие шины;
  • хорошая мощность;
  • отличные амортизаторы;
  • стабильный впрыск топлива;
  • высокая посадка.

Недостатки:

  • маленький бак;
  • слишком высокая стоимость;
  • низкий дорожный просвет.

Шоссейные модели

Такие изделия подходят для всех возрастов. По отзывам пользователей, эти модели отличаются высокой скоростью и комфортабельностью.

Достоинства:

  • привлекательный дизайн;
  • высокая скорость;
  • широкие колеса;
  • устойчивость;
  • литые диски;
  • цифровой спидометр.

Недостатки:

  • часто встречается механическая КПП;
  • маленький бак.

Для путешествий

Мотовездеходы – отличное транспортное средство для покатушек. В автомобиле ехать не так интересно, так как присутствует изоляция от природы, определенные ограничения, привязанность к трассам с дорожным покрытием. Квадроциклы дарят ощущение свободы. Они без проблем преодолевают грязь, песок, крутые склоны. Если даже мототехника застрянет в болоте, её легко вытащить лебедкой или даже вручную. На территории России есть много восхитительных мест, куда можно добраться только на квадроцикле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]