Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для водителей мотоциклов.
Сразу же хочу заметить, что в целом правила для мотоциклистов не сильно отличаются от правил для легковых автомобилей, поэтому ниже будут рассматриваться только их основные различия.
Напомню, что ранее на «ПДД Мастер» были рассмотрены правила для велосипедов и мопедов.
Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?
В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения, в котором дается понятие мотоцикл:
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:
- Максимальная скорость превышает 50 км/ч.
- Объем двигателя превышает 50 см3.
Примечание. Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см3 является мопедом с точки зрения ПДД.
Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:
- Имеют мотоциклетную посадку или руль мотоциклетного типа.
- Имеют ненагруженную массу 400 кг или менее (550 кг для грузовых транспортных средств) без учета массы аккумуляторов. Данная величина указывается в поле «Масса без нагрузки, kq» на обратной стороне свидетельства о регистрации.
- Имеют максимальную эффективную мощность двигателя 15 кВт или менее.
Водительское удостоверение для мотоцикла
Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:
- А1 — только для мотоциклов с объемом двигателя до 125 см3 и мощностью до 11 кВт включительно.
- А — для любых мотоциклов.
Категории и подкатегории водительских прав
При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.
Как машина и мотоцикл должны двигаться по одной полосе
Мотоциклу не запрещено перестраиваться в одну полосу с авто по своду Правил дорожного движения. Запрет на такой маневр отсутствует, даже если имеется разметка (сплошная/прерывистая). Тогда движение участников происходит в два ряда. Это не вступает в противоречие с правилами. В них нет предписания, что по полосе необходимо двигаться по одному (касается также и движения двух машин). К вопросу о том, может ли мотоцикл ехать между рядами, делаем вывод, что байкеру не позволено передвигаться в междурядье не в каждом случае. Это актуально только для вариантов езды по самой линии разметки. Если дорога без разметки, то двухколесное средство передвижения вправе сформировать новый ряд, учитывая габариты ТС. Также не запрещено ему двигаться вместе с авто между линиями разметки в границах одной полосы. Схему движения смотрите на рисунке.
Пешеход, ведущий мотоцикл
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.
Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:
Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.
Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.
Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Друзья, Представляю вашему вниманию свой скромный труд по безопасности вождения мотоцикла, который написан полтора года назад Здесь собраны все советы, принципы безопасности и рекомендации, которые мне удалось собрать за несколько лет. Я вложил сюда душу и буду счастлив, если книжка поможет сделать езду на мотоцикле безопасней. Буду рад, если вам есть что добавить, если есть комментарии, если вы не согласны с чем-то, если у вас есть особое мнение или вы хотите поделиться опытом. Давайте писать ее вместе… Если что, мой ящик Учитывая формат BikePost, буду присылать одну-две главы, чтобы народ мог высказать свое отношение. Заранее признателен. Поехали… Печальная статистика: В 2009 году, с мая по октябрь, случилось более 17000 аварий с участием мотоциклистов. Виновниками таких аварий чаще признают водителей на двух колесах (в 13000 случаев). В них погибло 1509 человек, ранено 19581 (!) В случае аварии, мотоциклисты погибают в 22 раза чаще, чем водители и пассажиры автомобилей. А риск получить серьезные увечья уже в 40 раз выше. Будьте внимательней!
Глава 1.Экипировка и защита • Экипировка – самое главное в мотоциклетной езде, начинай с нее. • Хочешь быть живым и здоровым? Даже если едешь в булочную в пятистах метрах, надевай всю экипировку. • Шлем – обязательно, без исключений, всегда, другого варианта нет. • Если думаешь, надевать или нет шлем, например, для короткой поездки, попробуй со скоростью быстрого пешехода (8 км/ч) удариться головой о стену. Больно? А если скорость 40 км/ч? • Ну ладно, не ударился, потому что везучий и осторожный. А если на скорости 60 километров в час ты поймаешь глазом жука или камешек из-под колеса? • Если думаешь, надевать ли перчатки – вспомни, что на скорости 5 км/ч при скольжении на руках ты оставишь кожу на асфальте и будешь вынужден ее заново наращивать. Пересадка кожи с бедра на ладонь – это тоже больно. • Будь видимым на дороге – выбирай яркую экипировку, особенно шлем • В пробках не открывай полностью визор – многим мотоциклистам в лицо попадает жидкость стеклоочистителя, когда на рядом стоящем автомобиле водитель включает омыватель стекла. • Мотоботы надевай обязательно, хотя бы легкие. Мото-штаны тоже очень желательно использовать по назначению, а не в шкафу. Сломанные ноги (особенно если страдают голеностопный сустав, таз и колени) очень тяжело собираются и срастаются.
Глава 2.Общие принципы езды • ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: ВОЗЬМИ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ, ЧТО С ТОБОЙ ПРОИСХОДИТ НА ДОРОГЕ. Даже если тот чудак на букву «м» не прав. Потому что, если ты мертв, тебе уже все равно, кто виноват в конкретной дорожной ситуации. Всё зависит только от тебя. Учись ездить не по ПДД, а учись ездить без аварий, независимо от того, кто что исполняет на дороге. • ВТОРОЕ ПРАВИЛО: ЕДЬ ТАК, КАК БУДТО ТЕБЯ НИКТО НЕ ВИДИТ. НИКТО! • ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ НАГЛЕЙ И НЕ ЗАБЫВАЙСЯ. Причина большинства мото аварий – самоуверенность, превышение скорости и потеря осторожности. Бойся ситуации, когда тебе начинает казаться, что ты классный мотоциклист. Это значит, что тебе грозит смертельная опасность. Опусти оценку своих способностей чуть ниже уровня своих умений – двигайся с запасом. • Не нужно подстёгивать в себе страх, нужно просто быть внимательным и осторожным. Ездить в состоянии ужаса, и думать о плохом – противопоказано, так как страх сковывает разум, а мысли материализуются. •Обгоны, манёвры, скорость – базовое правило: если не уверен, и сомневаешься, не делай!!! • Возьми в привычку ехать не как быстрый овощ (в режиме газ‐тормоз), а как быстрый суперкомпьютер – оценивай то, что видишь вокруг, играй в игру «а что если?», просчитывай ситуацию на опережение, ищи риски и пути отступления. • Запомни, никто тебе ничего не должен – двигаться в пробках, уступать дорогу, специально для тебя выполнять ПДД, которые игнорируются другими участниками движения. Возможно, это не очень справедливо, но ты сэкономишь нервные клетки, если займешь такую позицию. А иногда и свою жизнь. • Всегда держи пальцы на рычагах тормоза и сцепления – это сэкономит тебе 15-20 метров тормозного пути в критической ситуации. • Дальний свет в городе должен быть включен, потому что тебя будут лучше замечать. У этой концепции есть несколько контраргументов: дальний свет может слепить водителей, и мешать им правильно оценивать расстояние до мотоцикла и его скорость. Но плюсов у дальнего света в городе больше. Я слышал о нескольких авариях, возникших из-за ослепления водителя мотоциклистом, или когда мотоциклиста с дальним заметили, но неправильно оценили его скорость, однако аварии по причине «я не заметил» составляют основу печальной статистики – их несравненно больше. Тем не менее, надо вести себя корректно – если ты долго едешь за машиной и не собираешься её обгонять, то переключи фару на ближний свет, чтобы не утомлять и не нервировать водителя. • Изучи и осваивай контр-руление. Этот способ позволит тебе быть значительно маневреннее в опасных ситуациях. Учти, что контр-руление используется на скоростях выше «парковочных». • Тренируй внимательность – тебя могут не заметить, но ты должен контролировать буквально всё, что происходит на дороге. Чувствуешь, что внимание притупилось – остановись и передохни 5-10минут. Лучше отдыхать на обочине, чем на больничной койке. • Никогда не расслабляйся – большинство аварий происходят в 5 километрах от дома. • Не допускай браваду в плотном потоке, например, езды гораздо быстрее потока, или джигитовки на заднем и переднем колёсах. Иначе испытание в бою твоей экипировки – лишь вопрос времени. Кстати, не забывай, что на дороге ты отвечаешь не только за себя. • Есть такой феномен «Фиксация взгляда», заключается он в том, что часто ты едешь туда, куда смотришь в настоящий момент, а не туда, куда тебе нужно. Не цепляйся взглядом за предметы, которых хочешь избежать будь это столб, яма, или грудастая блондинка. • Взгляд направляй не под колеса, а вперед. Чем больше скорость, тем дальше смотрим. •Тренируй в себе муху – в потоке не переставай сканировать и контролировать ситуацию на 360 градусов, создавая для себя больше видимого пространства. • 77% опасности для мотоциклиста подстерегают его впереди (статистика аварий), 43% –передняя левая сторона. Так и распределяй своё внимание, но не забывай про правый борт и корму. • В плотном потоке смотреть на дорогу нужно за 3-4 машины вперёд – тормозной путь, плюс резерв на твою реакцию (чуть быстрее, чем у диплодока). • Приучи себя смотреть не только по зеркалам, но и немного вертеть головой, потому что в зеркалах есть слепые зоны, в которых умещаются целые грузовики. Верти головой, как Покрышкин в воздушном бою. • При этом не крути головой больше, чем нужно, чтобы убедиться, что конкретная зона чиста, иначе ты можешь уйти с траектории за своим взглядом (см. феномен «Фиксация взгляда»). • Не пялься в зеркала часами, как супер-модель в будуаре: посмотрел, «сфотографировал» обстановку, переводи взгляд на дорогу – в это время мозг сам переварит картинку и даст нужные решения. • Не позволяй своим глаза останавливаться на одном предмете дольше, чем на долю секунды, вокруг еще много интересных и опасных вещей. • Обращай внимание на солнце – когда оно слепит, ты можешь не увидеть автомобиль и, самое опасное – когда автомобиль тормозит. • Обращай внимание на положение солнца – когда оно сзади, то автомобилист может не видеть тебя через своё зеркало заднего вида, так же как и ты ничего не увидишь в своих зеркалах из-за слепящего света. • Не нужно упираться в руль – в случае непредвиденной ситуации будет тяжелее маневрировать. Руки должны быть достаточно свободны, но ты должен чувствовать, что руль управляется легко, без задержек, сигналами твоего необъятного мозга. Попробуй покачать руль туда-сюда. • Не садимся за руль, если голова забита проблемами, если ты устал, и внимание рассеяно. Усталые глаза цепляются за один предмет. Это очень опасно – можешь поэкспериментировать и понаблюдать за скоростью своей реакции, когда очень хочешь спать. • Не садись за руль с похмелья, или в состоянии опьянения. Если выехать спьяну на машине в город, то достанется, прежде всего, машине, если на мотоцикле – это может быть твоя последняя поездка. Если тебе наплевать, тогда перед пьяной поездкой хотя бы позвони всем своим близким и попроси у них прощения. • При выезде с закрытого участка (леса, забора) на открытый (поле), будь аккуратней – тебя может снести потоком бокового ветра, как лист фанеры над Парижем. • Если ветер боковой – пользуйся контр-рулением, и как бы ложись на ветер. Будь осторожен – порыв ветра может резко прекратиться, нужно балансировать назад. • Пытаясь благодарить пропустивших тебя участников движения, не отвлекайся от управления и, тем более, не убирай руки с рычага тормоза (особенно в пробке). Можно кивнуть головой, можно поморгать аварийкой, в Европе выставляют ногу в сторону, например. • При движении колонны мотоциклистов на трассе, лучше разбить колонну небольшими группами по 2-3 человека, которые могут держать одинаковый ритм движения. • При езде в группе, или в плотном потоке держи дистанцию – если перед тобой вырастет стена, ты должен успеть остановиться. • При езде в группе, или в плотном потоке двигайся чуть в стороне от колеи товарища, это спасет тебя от неприятностей, если зазеваешься, или он резко затормозит.
Читать вторую часть
Обязателен ли шлем на мотоцикле?
Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан: … 2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
5.1. Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).
Как маневрировать между рядов при отсутствии разметки
Сложно сориентироваться в применяемых правилах движения, когда дорожное полотно никак не размечено. Рассмотрим несколько вариантов:
- Если мотоцикл и машина смогут поместится на всей ширине дороги, сформировав два ряда и соблюдая достаточное для безопасности расстояние, учитывая боковой интервал. Значит ПДД никто не нарушил.
- Пункт выше работает только в том случае если транспортные средства не столкнуться друг с другом. Если же автомобилист сбивает байкера, считают, что боковой интервал был недостаточным и небезопасным. Причина может также быть в неправильном перестроении одного из участников.
- Существует еще более сложные условия. Когда на дорожной части отсутствует разметка, дорога автоматически делится пополам на встречную и попутную полосу. Когда байкер опережает машину, он частично занимает встречу. Тогда считают, что он совершает маневры между рядов. Если при опережении ТС «притерлись» бортами к друг другу, виновным, скорее всего посчитают байкера.
- Но это относительно, так как ситуация меняется при появлении встречной машины. Если все три ТС поместятся на полотне, избежав столкновения, то интервал между ними снова считается безопасным. Тогда на дороге образуется три ряда, а мотоциклист уже не движется в междурядье.
Постановка мотоцикла на стоянку
Пункт 12.2 ПДД:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.
Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:
Перевозка пассажиров на мотоцикле
22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.
Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.
Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.
22.8. Запрещается перевозить людей:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.
Например, нельзя посадить пассажира на багажник.
Инструкция пилоту
Водитель – ответственное лицо, от которого зависит, насколько комфортной окажется поездка для двоих. В его власти сохранность здоровья, жизни обоих. Необходимо уметь держать баланс с грузом, что требует особой сноровки. Иначе могут быть падения на месте или при перемещении. Поэтому, даже будучи крутым одиночником, следует попрактиковаться езде вдвоем.
Наилучший вариант – взять с собой друга-байкера, произвести обкатку сначала вне оживленных дорог. Он подскажет неправильные манипуляции. После корректировки можно отправиться в кипучие просторы городских улиц, не давая сильный газ, постоянно балансируя. Если обкатывание пройдет нормально, смело предлагайте прокатиться другим.
Райдеру следует предупреждать о соответствии одежды мотопассажира требованиям: плотные брюки, куртка, перчатки, очки. Нужны ботинки, закроющие голеностоп. Такая экипировка подбирается, независимо от погоды. Даже если на улице тепло, разогнавшийся байк доставит массу неприятностей при её отсутствии (как минимум пронизывающий ветер). Если произойдет падение, одежда сможет защитить тело. Для предотвращения повреждений байка, используйте защиту мотоцикла.
Настраиваться нужно на безаварийную езду, чувствовать уверенность. Иначе лучше не выезжать. Если пассажирские подножки были спрятаны, их следует прикрутить. Сделать разъяснение, что ноги ставятся на них (выхлопные трубы исключаются). Необходимо помнить — садиться следует на мотоцикл с поднятой боковой подставкой. После этого передача не включается, пока не устроится на своем месте седок.
С ним нужно установить контакт до того, как мотобайк тронется с места. Объяснить, как вести себя на ходу: не дергаться, не бояться, стараться следить за вашими движениями и повторять их, особенно на поворотах. Выработать условные сигналы типа: стук по плечу – пожалуйста, медленнее, по колену – остановка.
Буксировка мотоциклов
20.4. Буксировка запрещается: …
- двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.
Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:
Правила буксировки транспортных средств
Знак «Начинающий водитель» на мотоцикле
В 2022 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:
«Начинающий водитель» — в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.
ПДД для начинающих водителей
Запрет/разрешение передвигаться между рядами для байкеров в 2022 – новый законопроект
В последние годы ведутся активные разработки закона об ужесточении ответственности владельцев мотоциклов. Это касается случаев несоблюдения боковых дистанций и лавирования между рядов. Последний законопроект предполагает введение штрафа для байкеров за движение в междурядье в размере до 5 тысяч рублей. Наказанием также может стать лишение прав на срок 3-6 месяцев. Пока еще идут обсуждения возможных изменений в ПДД.
Предположения о запрете передвижения двухколесных ТС между полос являются абсурдными. Во многих источниках уже появилась неверная информация о том, что мотоциклистам уже запретили ездить между рядов. На самом деле им нельзя двигаться по разметке. Ужесточения правила только обсуждаются в Госдуме. Занимая один ряд с автомобилем, байкер может в той же полосе сформировать второй ряд, соблюдая ПДД.
Видео по теме: