BMW K1200GT: сравнительный тест с Honda ST1300A Pan European и Yamaha FJR1300AE


HONDA ST1300 PAN EUROPEAN

От оригинального ST1100 Pan European образца 1990 года никто не ждал популярности. «Хонда» вышла тучной, длинной и тяжелой, тогда как спросом пользовались диаметрально противоположные качества. Выбранная японцами нейтральная цветовая гамма в корне отличалась от царившего тогда буйства ядреного фиолета. Иначе говоря, по всем признакам, «туриста» ждал провал и полное забвение. Однако вышло все ровно наоборот.

«Пан-Европу» полюбили. Прежде всего за фантастическую надежность, простоту обслуживания, низкие расходы на содержание и сносные ходовые качества, способные обеспечить комфорт как в каждодневном трафике, так и в длинных пробегах. Недостатки? Куда ж без них! Но владельцы находили рецепты для их исправления. Да и производители аксессуаров про «туриста» не забывали. А раз так, то ST1100 Pan European стал одной из самых популярных и долгоживущих моделей компании. Надо ли говорить, какая ответственность накладывалась на «Хонду» при создании преемника?

ИСТОРИЯ

2002 г. Презентованный в 2002 году Honda ST1300 Pan European конструктивно развивал схему прежнего поколения: продольная v-образная «четвёрка» жидкостного охлаждения, привод на заднее колесо — карданным валом. Рабочий объём вырос с 1084 до 1261 см1, мощность поднялась со 100 до 126 л.с., появился впрыск и пара балансирных валов. Генератор переехал в развал цилиндров. Привод распредвалов теперь цепной. Двигатель включён в силовую структуру алюминиевой рамы. Установлен 43-миллиметровый картриджный «телескоп». Комбинированная тормозная система стала стандартом, а вот ABS — опция. Но после появления асфальтового «туриста» VFR1200F японцы решили прекратить производство: последний Pan European покинул конвейер в 2016 году.

Новая версия ST1300, презентованная в 2002 году, конструктивно развивала схему прежнего поколения: продольная V-образнзя «четверка» жидкостного охлаждения, привод на заднее колесо — карданным валом. Рабочий объем мотора, лишившегося чугунных гильз, вырос с 1084 до 1261 см3, а сам он обзавелся впрыском, вследствие чего отдача махом поднялась со 100 до 126 л.с. Генератор переехал с коленвала в развал цилиндров. Распредвалы теперь приводятся не зубчатым ремнем, а компактной цепью. На смену простой, но тяжелой и недостаточно жесткой раме из стальных труб пришла диагональная из алюминиевого сплава. Двигатель включен в ее силовую структуру, а чтобы уменьшить уровень вибраций, мотор оснастили двумя балансирными валами. Вместо хилой вилки с несущими трубами диаметром 41 мм установлен картриджный «телескоп» с 43-миллиметровыми перьями. Из крылатого металла выполнен и маятник задней подвески — он соединен с монозмортиззтором без промежуточной рычажной системы, и внутри него спрятан кардан. Комбинированная тормозная система стала стандартом, а вот ABS — опция.

Для любителей путешествовать хондовцы предусмотрели два боковых кофра по 35 л, электро регулировку ветрового стекла и двойной бензобак емкостью 29 л (одна его часть размещена на привычном месте, вторая — под седлом). И при этом, несмотря на «раздобревшие» размеры, масса Pan European уменьшилась на 11 кг!

Как и с «тысяча сотым», ST1300 пришелся по вкусу целевой аудитории по всему миру (в США он был известен исключительно по буквенноцифровому индексу) и за 14 лет производства прослыл пусть и не совершенным, но простым в обращении и удобным мотоциклом. Но время шло. Да и стала сказываться внутренняя конкуренция с другим шоссейным «дальнобойщиком» компании — VFR1200F. Так что японцы приняли решение отправить Pan European на заслуженный отдых по истечении 2016 года.

Чистокровный дальнобойщик — и этим все сказано. Тем более что для мотоцикла, который эстетически напоминает старый магистральный автобус, Pan European весьма быстр, комфортен и, на удивление, поворотлив. Низкий центр тяжести существенно маскирует его 329 снаряженных кг, позволяя на парковках и в стесненных условиях проявлять чудеса эквилибристики. Хотя, понятное дело, вся эта немалая масса никуда не девается, а потому, если вдруг остановитесь на уклоне, уткнувшись передним колесом в стену или бордюр, придется изрядно попотеть, отталкивая слоника назад. Да и на серпантинах Pan European потребует заметного приложения сил. Так что его стезя — большая дорога, где мотоцикл порадует плавными и размеренными реакциями.

Люди невысокого роста, предпочитающие сидеть поближе к ветровому стеклу, заметили занятный эффект, когда на высокой скорости турбулентные завихрения словно затягивают голову вперед, в зону воздушного разряжения, вносит существенный дисбаланс в развесовку Pan European. В 2007 году «Хонда» признала проблему и рекомендовала укладывать наиболее тяжелые предметы на самое дно 35 литровых боковых кофров и максимально близко к центру тяжести мотоцикла, распределять груз равномерно между обоими ящиками и ни в коем случае не превышать максимально допустимую массу поклажи (не более 9 кг в каждом!). Про центральный кофр емкостью 45 л японцы промолчали, но бывалые владельцы советуют оставлять его дома, а если это невозможно, то устанавливать исключительно при путешествиях вдвоем (так меньше за водителем возникает завихрений).

Если за хондовским V4 ухаживали (делали своевременно ТО, приобретали качественные расходники, следили за клапанными зазорами и натяжителями обеих цепей ГРМ), то подвоха ждать неоткуда. Тем не менее при осмотре имеет смысл тщательнее присматриваться и прислушиваться к мотору. Сизый дым из глушителей и падение уровня масла в межсервисный период — плохой знак. Ощутимые вибрации — тоже, но их нетрудно вылечить: причина кроется либо в рассинхронизированных дроссельных заслонках, либо в сбившейся регулировке балансирных валов.

Увы, старость проявляется не только в этом. Со временем, например, начинают ржаветь и подтекать стальные трубки крышки помпы системы охлаждения. Кроме того, гниют хомуты выпускной системы, которые имеют свойство ослабевать и падать прямо под заднее колесо, вспарывая словно ножом покрышку.

С проблемами второй передачи владельцы возрастных «Пан-Европ» встречаются повсеместно. Поэтому при осмотре стоит прокатиться, резко открывая и закрывая газ на каждой передаче — выбивать не должно. А вот карданный привод, несмотря на несколько выявленных случает поломки редуктора, наоборот, особых проблем не доставляет. Разве что из-за частого снятия заднего колеса и экономии на смазке слизывает порой шлицы.

Основная проблема электрики — влага. От нее страдают как проложеннье с левой стороны жгут проводки (контакты сгнивают иной раз за пять-шесть лет),так и электропривод ветрового стекла. А посему старайтесь не злоупотреблять мойкой под давлением, а попутно проверяйте состояние разъемов и используйте специальные средства для их защиты (например, Liqui Moly Electronic-Spray). Внимания требует и такая типично хондовскзя болячка, как отказывающий генератор (первым обычно перегорает встроенное в него реле-регулятор). Проверить работоспособность узла просто. При выключенном двигателе напряжение на клеммах аккумулятора должно составлять 12,3-13,2 В, тогда как при 5000 об/мин, независимо от того, включен головной свет или нет, — 15,5 В. Любые отклонения свидетельствуют о неполадках.

Комбинированные тормоза Nissin — вещь в себе: кому-то нравится, а кто-то ненавидит. Работают они следующим образом: от нажатия рычага на руле срабатывают два из трех поршней передних суппортов, а при давлении на педаль — задняя скоба целиком и один поршень на переднем. Но сложность механизма и огромное число разных компонентов увеличивают риск поломки и возникновения течей из-за старения сальников. Немало головной боли доставляет, к примеру, чудящий распределительный клапан (он определяет, сколько подать давления в передний и задний контуры) и закисающий вторичный главный тормозной цилиндр левого суппорта вилки. Поэтому возьмите за правило обслуживать всю систему на каждом ТО. Колодки должны свободно перемещаться в суппортах по пальцам крепления, а на клепках тормозных дисков, которыми крепится ротор к ступице, не должно быть никакой грязи и следов коррозии.

Для внепланового обслуживания владельцев Pan European приглашали в дилерский сервис трижды. В качестве причин отзывных кампаний указывались масляный поддон двигателя (из-за неудачной формы оригинальная деталь вечно цеплялась за бордюры и «лежачих полицейских»), провода аккумулятора (мотоцикл мог в самый неподходящий момент заглохнуть) и шланг расширительного бачка заднего тормоза (он цеплялся за болт крепления провода датчика скорости заднего колеса, отчего мог протереться насквозь).

ТРАНСМИССИЯ

Коробка передач ST1300, особенно на ранних экземплярах, страдает вылетающей второй передачей. Запчасти стоят относительно недорого, но ремонт потребует демонтажа двигателя. Поэтому проверка перед покупкой необходима: при резком открытиизакрытии газа передачу выбивать не должно.

Два боковых кофра по 35 л каждый могут вместить много вещей. А если сюда ещё приплюсовать опционный центральный на 45 л, то можно подумать, что Pan European способен увезти дом целиком. Но этого делать нельзя по нескольким причинам. Во-первых, каждый из них выдерживает не более 9 кг, а общая грузоподъёмность, включая водителя и пассажира, ограничена 196 кг. А, во-вторых, их чрезмерная и неравномерная загрузка может привести к появлению на высокой скорости вобблинга.

ЭЛЕКТРИКА

Электрика страдает от старости и влаги. Особенно жгут проводов, проложенный полевому борту. Поэтому для защиты контактов и штекеров используйте специальные средства (например, Liqui Holy Electronic-Spray). И избегайте мойки под давлением.

ТЮНИНГ

Полярность ST1300 привела к тому, что вокруг мотоцикла сложилась настоящая индустрия по производству аксессуаров. В число наиболее востребованных модификаций входит, к примеру, удлинитель переднего крыла и задний подкрылок, решетка-гриль на радиатор, дуги для защиты боковых кофров, дополнительная розетка в бардачок и крепление для навигатора. Многие уста навливаюттакже проставки под стойки руля, дабы приподнять его на 30 мм и при этом не заморзчивзться заменой шлангов. Еще для Pan European актуально другое ветровое стекло, потому как стандартное, даже несмотря на электрорегулировку высоты, вызывает немало критики.

Выбор резины

В контексте резины с BMW R 1200 RT всё изначально кристально ясно. 120/70-R17 и 180/55-R17 – одни из самых ходовых размеров. Штатные размеры колёс на ST1300 хоть и редкие сами по себе, но не уникальные. Перед 120/70–18 ставился на Honda CB1000 и X4, а также на Yamaha TDM900 и Warrior. Что касается заднего 170/60–17, то это явное начало 90-х с «туристами» типа CBR1000F и GPZ1100, а также более свежий BMW R 1150 RT. Колёса в таких размерах до сих пор производятся, мало того, есть из чего выбрать.

Искать надо среди спортивно-туристических моделей, отдавая предпочтения усиленным версиям, обозначенным у разных производителей по-разному. Если конкретнее, то это будет Pirelli Angel GT, Metzeler Roadtec Z8 Interact, Michelin Pilot Road 4GT, ContiRoadAttack 2 EVO GT, Dunlop Roadsmart III. Они будут стоить дорого, порядка 20000 рублей за комплект, но обеспечат при этом отменные сцепные свойства как на сухом, так и на мокром асфальте и большой ресурс.

Желающие немного сэкономить могут обратить свой взор в сторону предыдущих моделей спортивно-туристической резины, которые ещё производятся. Это Metzeler Roadtec Z6, Michelin Pilot Road 3, Conti Road Attack, Dunlop Roadsmart 2. В эту же группу можно отнести корейскую резину Shinko Verge Radial 011, которую тоже по бедности можно поставить на «Пан-Европу». Такой комплект обойдётся дешевле, но вы потеряете в сцепных свойствах и в ресурсе одновременно, так что в рублях на километр пробега выйдет одинаково. Всё-таки прогресс у шинников есть, и разница между разными поколениями резины от одного и того же производителя чувствуется сильно.

Ещё одним способом сэкономить может быть установка «чопперных» моделей резины. В таком размере можно найти Metzeler ME880 Marathon и Michelin Scorcher с логотипом Harley-Davidson на боковинах (у Michelin размер заднего колеса будет от H.-D. Dyna – 160/70). Такие колёса по индексам нагрузки превосходят заводские требования, они более жёсткие по каркасу и «дубовые» по составу резиновой смеси. Проходят они действительно долго, но ездить на них придётся аккуратнее – сцепных свойств на уровне спортивно-туристической резины они не обеспечат.

От установки более распространённого колеса размером 180/55 назад я бы вас отговорил. Во-первых, она нехорошо «грибом» встаёт на пятидюймовый задний диск, и при увеличении наклона пятно контакта заднего колеса уменьшается, а во-вторых, оно ниже, чем 170/60, что приводит к более частым повреждениям диска на неровностях и более раннему контакту подножек с землёй в поворотах. Так что 170/60, шире не надо.
www.motorezina.ru Вскрываемся! > 25 Апреля 2022 11:00 Михаил Пимус

Стоимость запчастей и обслуживания

При необходимости в интернет-магазинах можно найти немало деталей и запчастей для honda st 1300 pan-european по довольно демократичным ценам.

В список входят:

  • воздушные фильтры;
  • поршни;
  • прокладки;
  • датчики температуры;
  • сальники водяной помпы;
  • реле стартера;


Для honda st 1300 pan-european можно найти немало деталей и запчастей
Аналогичные товары можно найти и в оффлайн точках продаж, но покупать онлайн гораздо выгоднее.

Средний чек покупки запчасти для мотоцикла хонда через онлайн-магазин составит 2 000-3 000 рублей.

Обслуживание мототранспорта чаще всего осуществляют специализированные или брендовые сервисы. Стоимость ремонта или диагностики Honda 1300 Pan-European будет зависеть от конкретной поломки, а также от региона и авторитета мотосалона.

Доступные версии

Я решил базироваться в своих обзорах на стандартных машинах, поскольку они обычно продаются лучше всего и набегают много миль, но это не тот случай, поскольку определение “туристический” дополняется опциональной Антиблокировочной тормозной системой (ABS) и, как следствие, безопасностью.

Honda ST1300 ABS

Honda ST1300 ABS


2009 Honda ST1300ABS

Хонда разработала версию ABS ST1300 как мотоцикл, оснащенный “умной” системой, которая комбинируется с LBS (Связанной тормозной системой) для большего контроля над тормозами и рулевым управлением. Как результат – система последнего поколения, разработанная Хондой специально для этого типа машин.

Competition


2009 Yamaha FJR1300AE

Это вполне нормально для мотоцикла версии ABS конкурировать с версиями ABS конкурентов этого байка, и поскольку Yamaha предлагает систему как стандартное оборудование, остается только Kawasaki. Своей моделью Concours14 ABS, Kawasaki предлагает невероятное исполнение плюс великолепные тормозные способности. Поскольку гонка между тремя продолжается, мы можем только быть увереными и поддерживающими в наших ожиданиях грандиозного финала, заблокированные колеса исключены!

2009 Kawasaki Concours1400ABS

Тест-драйв

У меня также была возможность насладиться удобствами модели ST1300 и управлением на версии ABS, и я обратил внимание, что спортивному исполнению байка соответствует только версия ABS, так как мне приходилось сильно давить на рычаг и педаль тормоза. Если вы также хотите протестировать тормозные способности мотоцикла, тогда вы должны принять во внимание его размер и вес

Я рекомендую выбрать прямую дорогу без движения и затем постепенно, но все же решительно давить на тормоза, пока ни привыкнете к реакции байка и ощущениям. После нескольких попыток можно попробовать их на полную и посмотреть как работает ABS на мотоцикле.

Цена

Все имеет свою цену, и Хонда гарантирует, что модель ST1300 ABS все еще остается доступной, предлагая лучшую тормозную систему. Рекомендуемая производителем цена за байк $14,599.

С английского перевод МотоСвит

Конкуренция и сравнение

Если обратить на ближайших по классу и характеристикам туристов мото-мира, то на ум сразу приходит стильный BMW R1200RT.

Его без сомнения можно отнести к классу люкс мотоциклов. БМВ в производстве данной модели сделал упор на статус и презентабельность внешнего вида. Хотя и про функционал не забыл – на р1200рт внедрена не одна дополнительная примочка.

В стандартной комплектации присутствуют:

  • авторегулировка ветрового стекла;
  • мощнейшая аудиосистема;
  • встроенная навигация;
  • контроль температуры и многое другое.

Однако, есть и моменты, в которых R1200rt уступает Хонда Пан Европа 1300. Самое очевидное – это цена. Максимальный ценник на байк от бмв может переваливать за один миллион рублей.

Что же касается характеристик – двигатели у обоих мотоциклов практически идентичны по показателям объема и мощности. То же относится к надежным тормозам и крепкому корпусу.

При желании, более подробные характеристики bmw r1200rt можно узнать, просмотрев обзор на данную модель.


Мотоцикл имеет надежную тормозную систему

Ходовые особенности

Разгон до сотни

Разгон на милю составляет 11,9 секунд, что является прекрасным показателем для байков такой весовой категории.


Особенная часть мотоцикла — тормозная система

Расход топлива

Расход у данной модели составляет 5,2 литра на 100 км. Маслобак можно наполнять на 4,7 литра.

Тормоза

Тормозная система – особенная часть мотоцикла. Диски установлены и спереди (310 мм) и сзади (240 мм). Также инженеры добавили в «Паночку» систему комбинированного торможения ABS, что, несомненно, плюс.

Технические характеристики

Разработчики пояснили что если при разрыве ремня можно ехать дальше. Шестерни рассчитаны на самостоятельную работу В остальном особых решений байк не получил. На него установили 4 цилиндровый, 4-тактный двигатель.
Двигатель развернут поперек рамы, а сцепление расположено в его передней части.

Расположение поршней V-образное, угол между ними — 900. Он выдавал:

двигатель, следующих параметров:

  • рабочий объём — 1085 см3;
  • мощность — 100 (98) л.с;
  • количество клапанов — ;
  • цилиндров — ;
  • охлаждение — жидкостное;
  • подача топлива — карбюратор (Keihin, 32 мм);
  • зажигание — транзисторное;
  • пуск — электростартёр;
  • топливный бак — 28 л.

Чтобы отвечать законам о безопасности движения принятым в Европе, японцы слегка придушили двигатель. Байки, отправляемые в Америку имели «под капотом» 100 кобыл. Европейские — 98 л.с. Японцы схитрили — двигатель оставался одной мощности. Лёгким тюнингом увеличивался крутящий момент, но падала мощность.

Трансмиссия и сцепление

Педаль переключения передач.

Передаточные числа подобрали так, что первые несколько передач нужно было переключать часто, но выйдя на третью, дальше можно было ехать как на скутере — регулируя скорость только поворотом ручки газа. Варьировалась она в широких пределах от 17 до 170 км.

Но пользователи отметили одну особенность. Выкручивать обороты на первых передачах не рекомендуется, иначе следующие будут включаться плохо — в конечном счёте ремонт коробки.

  • Сцепление стандартное — многодисковое, масляная ванна.
  • Привод — карданный вал.

Тормоза

Передние тормоза:

  • количество дисков — ;
  • диаметр — 296 мм;
  • поддержка — 2-поршневая (с 1995 — 3).

Задние тормоза:

  • количество дисков — ;
  • диаметр — 296 мм;
  • поддержка — 2-поршневая (с 1995 — 3).

В 1995 году мотоцикл получил комби-брейки. Для правильного функционирования на каждой скобе появляется дополнительный, третий поршень.

Модельный ряд и модификации

Honda ST1300A Pan-European

По сути, это та же хонда ст1300 пан-европа, которая официально продается с 2013 года для России.

Honda NC 700 X

Более бюджетный вариант, с высокой посадкой, при этом сохраняющий хорошую динамичность и комфорт для водителя.


Специализированные или брендовые сервисы чаще всего осуществляют обслуживание мототранспорта

Honda ST1100 Pan European

Ветеран мото-туристов, сошедший с производства еще в начале нулевых. Ему на смену и пришла модель ST1300.

Honda PC 800 Pacific Coast

Довольно старая модель турера компании хонда, выпущенная еще в 80хх. По техническим параметрам со своими молодыми «собратьями» конкурировать не может. В свое время СМИ иронично окрестили этот байк «огромным скутером».

Honda ST 1300 ABS

Модифицированная версия пан1300 европа с встроенной тормозной системой абс, выпускается с 2009 года.

История модели

2002 г. — начало производства и продаж. Модели с ABS имеют электрорегулируемое ветровое стекло Модель: Honda Pan-European 1300 + ABS (Европа). Заводское обозначение: ST13002, ST1300A2.

2003 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300 + ABS (Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: ST13003, ST1300A3.

2004 г. — электрорегулируемое стекло входит в стандартное оснащение. ABS является стандартной для большинства стран. Модель: Honda Pan-European 1300 + ABS (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: ST130043, ST1300A4.

2005 г. — появление полицейской модификации ST1300. Модель: Honda Pan-European 1300; Honda Pan-European 1300 Police (Северная Америка). Заводское обозначение: ST1300A, ST1300A A; ST1300P5, ST1300PA5.

2006 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300; Honda Pan-European 1300 Police (Европа, Северная Америка). Заводское обозначение: ST13006, ST1300A6; ST1300PA6.

2007 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300; Honda Pan-European 1300 Police (Северная Америка). Заводское обозначение: ST1300A, ST1300A A; ST1300PA7.

2008 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300 (Европа, Австралия, Азия). Заводское обозначение: ST13008, ST1300A8.

2009 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300, Honda Pan-European 1300 Police (Европа, Австралия, Азия, Северная Америка). Заводское обозначение: ST13009, ST1300A9; ST1300PA9.

2010 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300 (Северная Америка). Заводское обозначение: ST1300A, ST1300A A.

2011 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300 Police (Северная Америка). Заводское обозначение: ST1300PAB.

2012 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300; Honda Pan-European 1300 Police (Северная Америка и другие). Заводское обозначение: ST1300AC; ST1300PAC.

2013 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300; Honda Pan-European 1300 Police (Северная Америка и другие). Заводское обозначение: ST1300AD; ST1300PAD.

2014 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300; Honda Pan-European 1300 Police (Северная Америка, Европа и другие). Заводское обозначение: ST1300AE; ST1300PAE.

2015 г. — без существенных изменений. Модель: Honda Pan-European 1300; Honda Pan-European 1300 Police (Северная Америка, Европа и другие). Заводское обозначение: ST1300AF; ST1300PAF.

2016 г. — последний год производства. Модель: Honda Pan-European 1300; Honda Pan-European 1300 Police (Северная Америка, Европа и другие). Заводское обозначение: ST1300AG; ST1300PAG.

Внешний вид и размеры

Honda Pan 1300 имеет вполне стандартные габариты для транспорта такого типа.

Мотоцикл 2,27 метра в длину, почти 0,9 метра в ширину и 1,4 м. в высоту. Колесная база составляет 1490 мм.

Вместимость бензобака – 29 литров (включая пятилитровый резерв).

Что касается внешнего вида, то он довольно лаконичный. Эргономичный дизайн байка не оставит равнодушным истинных мотолюбителей.

Вместимость модели 1300 пан европа – двое человек, водитель и пассажир.

Довольно низкая посадка, что обеспечивает комфорт в движении и лучшее чувство дороги.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]