Тюнинг двигателя иж юпитер 5. Четыре цилиндра вместо двух. Возможно ли?

Мотоцикл ИЖ Юпитер-5 производился Ижевским машиностроительным заводом с 1985 по 2008 год. В СССР он являлся прямым конкурентом моделей известного чешского производителя мототехники Ява. Многие из выпущенных машин и сегодня колесят по дорогам нашей страны. Они надёжны и неприхотливы, однако, их технические характеристики и внешний вид уже не соответствуют современным требованиям. Исправить ситуацию помогает тюнинг ИЖ Юпитер-5.

Переделывать надо с умом

В сети можно найти немало материалов на эту тему. Но относиться к ним следует с большой осторожностью. Некоторые рекомендации откровенно противоречат здравому смыслу, результат иных переделок может оказаться непредсказуем. Попробуем помочь советом тем, кто решил выполнить тюнинг Юпитера 5 своими руками.

Существует несколько направлений для внесения изменений в конструкцию популярной модели:

  • Коррекция внешнего вида мотоцикла.
  • Доработка или переделка подвески.
  • Тюнинг двигателя.

Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Установка тахометра на Иж Юпитер 5

Очень часто владельцы данной модели меняют стандартный тахометр и вообще приборную панель. Отличным и недорогим аналогом станет приборная панель от автомобиля ВАЗ 2106. Из автомобиля можно взять спидометр, тахометр и датчик температуры. Все эти детали отлично входят в стандартные отверстия мотоцикла. По желанию на новую приборную панель устанавливают светодиодное освещение.

Коррекция внешнего вида мотоцикла

Изменение внешности может происходить разными способами. Среди наиболее распространенных:

  • Установка обтекателя.
  • Замена топливного бака.
  • Переделка сидения.
  • Покраска мотоцикла.

Установка обтекателя. Это первое, за что берутся многие любители доработки внешности мототехники. И хотя справиться с такой задачей можно, следует осознавать, что разработка таких компонентов – сложная задача, требующая специфических навыков. На предприятиях работают целые группы специалистов, занимающиеся проектированием обтекателей.

Ранее для этого применялись методы плазовой разработки, а сегодня используются системы автоматического проектирования. Готовые детали продуваются в аэродинамических трубах, чтобы можно было оценить их поведение в воздушном потоке.

Не владеющий специфическими навыками человек, несмотря на все свои таланты, с высокой долей вероятности получит результат сомнительного качества. Поверхность обтекателя будет неровной, что хорошо заметно на размещённых в сети иллюстрирующих тюнинг Юпитер 5 фото. Аэродинамика мотоцикла может не улучшиться, а ухудшиться. Учтите всё это прежде, чем решитесь взяться за изготовление и установку обтекателя.

Замена топливного бака – вполне оправданное решение. Но не стоит пытаться изготовить сложную деталь самостоятельно. Это непростая задача даже для предприятий, имеющих специальное технологическое оснащение. Разумнее и проще подобрать уже готовый топливный бак с какой-нибудь другой модели мотоцикла.

Переделка сидения. Можно попытаться внести изменение в штатную конструкцию, перетянув её новым материалом вроде кожи или хорошего заменителя, и установив новый наполнитель. Но оригинальное сидение имеет значительную массу. Для уменьшения веса мотоцикла имеет смысл, как и в случае с топливным баком, подобрать деталь с другой техники.

Покраска ИЖ Юпитер-5 – дело хорошее. Тут можно дать развернуться своей фантазии. Но наилучших результатов удастся добиться, если знать законы сочетания цветов или посоветоваться с профессиональным дизайнером. В противном случае вместо стильного сочетания контрастных цветов можно получить расцветку типа «вырви глаз».

Если вы заинтересованы в том, чтобы лакокрасочное покрытие было долговечным, предварительно нанесите слой качественного грунта и откажитесь от использования нитрокраски, отдав предпочтение алкидным или полиуретановым эмалям.

Улучшение технических характеристик

  • Двигатель

Двигатель Планеты-5 удобен для обработки. Разумеется, владельцам всегда хочется увеличить мощность. Для этого стоит перепрессовать коленвал, поменять оригинальные подшипники на подшипники от вторичного вала Явы.

При разборке стоит посеребрить верхнее кольцо и нижний сепаратор. После тюнинга двигателя его ресурс сокращается. Так что если вы используете мотоцикл для езды с обычной скоростью, не стоит ничего менять в двигателе, так как это сильно сокращает срок службы покрышек

и заднего сцепления.

Цилиндр

Для увеличения объема цилиндра следует срезать его верхнюю часть и расточить гильзу до 76 мм. После прокачки двигателя, Планета может разгоняться до 160 км/ч.

Сцепление

Заводское сцепление ИЖ Планеты-5 неплохо справляется с обычными нагрузками. Если вы ездите много, а водите агрессивно — стоит задуматься над заменой сцепления. При повышенной нагрузке из строя быстро выходят диски, поэтому стоит заменить один из них на утолщенный металлический. Это приведет к более сильному сжатию пружин, при котором не будет проскальзывания и сцепление будет выжиматься тяжелее.

Наддув

Продвинутые механики могут поменять систему наддува. Производя тюнинг мотоцикла ИЖ Планета, не забудьте заменить воздухофильтр на заграничный. Качественная очистка воздуха увеличит мощность вашего «железного коня» и не позволит двигателю перегреться.

Поршень

Смазка поршня усилит трение боковой стенки о зеркало цилиндра.

Таким образом, потратив некоторое количество времени и средств на тюнинг мотоцикла ИЖ Планета-5, вы получите отличного «железного друга». «Планета» изначально имеет хорошие технические характеристики — отличную тягу, высокую мощность, устойчивость к любым видам дорог.

Добавьте к этому приемлемую цену, легкость в обслуживании и доступность необходимых деталей, плюс ваши умения и фантазию — и вы получите мотоцикл, который долгие годы будет верой и правдой служить вам в условиях российского бездорожья.

Помимо достойного внешнего вида, Иж Планета 5 имеет отличные технические характеристики. В комплектацию мотоцикла входит одноцилиндровый двухтактный двигатель, мощность которого составляет 22 л. с. Система употребления и переработки топлива требует скромные 5 л. бензина при стабильной езде на скорости 90 км/ч. Кроме того, данная модель отечественных мото одной из первых получила систему воздушного охлаждения, которая повышает тягу на небольших оборотах.

Максимальная скорость мотоцикла составляет 120 км/ч. Агрегат отлично показывает себя в процессе езды по бездорожью и не требует больших трат на обслуживание. Все это служит причиной бешеной популярности Иж Планета 5 с 1987 года и по сей день. Ведь приобрести дорогостоящий Harley Davidson может далеко не каждый из нас. А вот отдать 5–6 тыс. рублей за отечественный мотоцикл способны многие. Кроме того, модель Ижевского машзавода намного легче поддается тюнингу своими руками, чего нельзя сказать о дорогущих американских и японских “монстрах”.

Доработка и переделка подвески

Оригинальная подвеска мотоцикла ИЖ Юпитер-5 надёжна и обладает неплохой ремонтопригодностью. Восстановить её несложно, но лучшие результаты удаётся получить, внеся некоторые изменения в конструкцию.

Установка регулируемых газовых амортизаторов. Сегодня в продаже несложно найти подходящие по параметрам газовые амортизаторы, которые можно использовать в конструкции задней подвески для тюнинга ИЖ Юпитер-5. В идеале можно улучшить ездовой комфорт и улучшить устойчивость машины на трассе.

Замена передней вилки. Такое тоже возможно, но, скорее всего, потребует переделки её крепления.

Установка другого руля не возбраняется, если не ухудшает эргономику посадки наездника.

Как решил зачищать от краски

Надо было какой-нибудь более-менее долговечной болгаркой с насадкой из скотч-брайта подходящей зернистости на липучке на чашке с резиновой основой. Поверхность бы сразу получалась без лишних рисок (хотя видны были бы следы формовки металла и скрытые до этого под краской грубо зачищенные сварные швы).

Вот, например, следы формовки металла:

Плюс сварные швы пришлось бы прочистить щеткой из тонких стальных проволочек — тоже болгаркой или лёгкой высокооборотистой реверсивной дрелью с такой насадкой.

Но вместо так-себе дрели (а это моя дрель на фото и шурупы заворачивает) за деньги которые были у меня, я купил полупрофессиональную шлифмашинку Skil с гибким валом за 1390 рб (790 рб в комплектации без гибкого вала; гибкий вал напоминает тросик спидометра в оплётке), не использовал правда ни одной насадки из неё. Попросил проточить болтик М6 под цангу 3,2 мм, распилил на конце и вкладывал туда небольшие полоски наждачки.

Такое вот приспособление позволило счистить краску с обода колеса не разбирая колесо (не разделяя обод и ступицу колеса).

Кстати, никогда не зажимайте китайские насадки 3,0 мм такой цангой — они провернутся и придётся покупать целый комплект цанг (они под разные свёрла) в магазине радиодеталей, а это 200 рб. Наверное, цангой 3,00 мм а не 3,20 мм и нужно зажимать такие насадки.

В комплекте с шлифмашинкой оказалась насадка в виде карандашика из стали с алмазным напылением. Ею удалось подравнивать сварные швы и рисовать на стеклянных банках (её частью с наибольшим диаметром). Такие продаются отдельными комплектами, но ими всё-же жалко металл подравнивать.

В гибкий вал шлифмашинки приходится подливать машинное масло — в том месте где он присоединяется к шлифмашинке, оно потом вытекает и оказывается везде — на полу, маске, лице и одежде. Обороты выше положений 3, 4 или 5 при разной работе, устанавливаемой регулятором скорости (всего там 6 положений), лучше не выставлять, так как моторчик в ней начинает нагреваться уж слишком быстро на больших оборотах, появляется запах изоляции и шлифмашинку становится жалко.

Вся почти краска и ржавчина счищены с мотоцикла этой шлифмашинкой. Болгаркой вдобавок к такой вот шлифмашинке было бы намного быстрее, возможно, два или три дня на все детали вместе с рамой. Некоторые детали зачистил вручную. Работать вручную приятнее, нет спешки как с электроинструментом. Без шлифмашинки сделал бы именно так.

Лучше всего долговечный воздушный компрессор достаточной производительности в литрах в минуту и давлении воздуха, и несколько инструментов к нему (прочная прямая шлифмашинка с легко заменяемыми подшипниками и небольшая угловая шлифмашинка с резиновой основой под липучку). Вращение насадок в таких инструментах просто стопарится и они не выбиваются из рук как электроинструмент — в котором часто под киловатт мощности чтобы противостоять возможному перегреву от длительной работы.

Тюнинг двигателя


Устанавливавшийся на мотоцикл двухцилиндровый двухтактный мотор рабочим объёмом 347,6 куб. см. чаще всего имеет воздушное охлаждение. Число выпущенных в последние годы производства моделей, на которых использовалось жидкостное охлаждение, ничтожно. Мощность, которую развивает движок – 24 л. с. – можно увеличить, произведя некоторые несложные доработки:

  • Повысить степень сжатия, сняв с прилегающей плоскости головки блока около 1,5 мм. Но это потребует перехода на топливо с октановым числом Аи-95 и внесения изменений в конструкцию кривошипно-шатунного механизма. Прежде всего – замены подшипников коленчатого вала. А ещё придётся подобрать свечи зажигания с другим калильным числом.
  • Замена подшипников коленвала. Бытует мнение, что справиться с возросшими нагрузками могут лишь качественные импортные подшипники. На самом деле отечественные разработчики установили подшипники с большим запасом прочности. Если удастся приобрести качественные российские аналоги, они прекрасно справятся с задачей. Пытаться менять размер шеек коленчатого вала попросту вредно. Толщина слоя их упрочнения невелика и при снятии с поверхности шейки более 1 мм ресурс детали резко снизится.
  • Замена или доработка поршней. Штатные детали не так уж и плохи. Не торопитесь искать им замену. Для увеличения мощности будет достаточно облегчить поршни, сняв с них литьевой облой и избыток материала. Детали следует тщательно подогнать по весу. Желательно, чтобы разница не превышала сотых грамма. Такой нехитрый тюнинг двигателя будет эффективнее, чем установка воздушного фильтра нулевого сопротивления или прямоточного глушителя. Хотя прямоток на ИЖ Юпитер-5 установить, конечно, можно.
  • Установка другого карбюратора. Если есть возможность, стоит раскошелиться на покупку хорошего карбюратора Mikuni. Не гонитесь за большим размером диффузора. Вполне достаточно будет штатного диаметра 32 мм. А вот убрать выступы на впускном и выпускном коллекторах и отполировать внутренние каналы этих деталей стоит наверняка. Это даст не только прирост мощности, но и поможет снизить расход топлива ниже пяти литров.
  • Замена системы зажигания. Установка БСЗ на ИЖ Юпитер-5 имеет смысл лишь в том случае, если вы намерены использовать импортные комплектующие. Вероятнее всего, качество отечественных компонентов сведёт все преимущества бесконтактной системы зажигания к нулю и переделка не даст желаемого результата.

Не забывайте о том, что возросшая мощность улучшит разгонную динамику мотоцикла, но не даст существенного прироста скорости. Для увеличения скорости придётся менять передаточные числа трансмиссии, подбирая другие звёздочки на коробку передач и заднее колесо.

Глушащий насадок

Изготовить такой насадок можно из старого глушителя «пятого» или «четвертого» «Юпитера» или «четвертой»-«третьей» «Планеты». Использовать для изготовления насадки следует цилиндрический отрезок без перегородок. «Флейту» необходимо делать из теплоустойчивого материала, для этого может подойти соединительный патрубок глушителя от мотоцикла «Урал».
В нем надо будет просверлить отверстия, а свободное пространство между корпусом и трубкой следует заполнить стекловатой. Выхлопной патрубок можно оставить родной. Его следует только немного укоротить и соединение сделать сварное, а не болтовое.

Следующим шагом будет усовершенствование системы впуска. Программой минимум будет установка карбюратора от мотоцикла «Планета-5»,где диаметр диффузора составляет 32мм. Для этого необходимо впускные окна во фланце патрубка и цилиндрах немного распилить. Для существенного повышения динамики разгона с одновременной синхронной работой цилиндров, понадобятся два карбюратора.

На мотоциклах иностранного производства карбюратор на каждый цилиндр устанавливаются уже давно и стали нормой. От штатного патрубка понадобятся фланцы, с помощью которых производится крепление к цилиндрам. Кроме этого, необходимо будет выточить две алюминиевые втулки, а от впускного патрубка «Планеты» потребуется отрезать привалочный фланец карбюратора.

Второй фланец можно будет взять от старого «юпитерского» карбюратора. Сварку деталей необходимо производить аргоном, после чего подогнать узел до полного совпадения зазоров. Если образовались небольшие щели, то их можно заполнить эпоксидкой или «холодной сваркой». Применяя эпоксидный клей в качестве наполнителя можно использовать алюминиевые опилки или пудру.

Для обеспечения равномерной тяги до разгона 100км/ч подходят К 65В от мотоцикла «Восход». Желательно произвести замену главных топливных жиклеров, игл и распылителей, ремкомплекты для этих карбюраторов стоят на рынке относительно не дорого. В поплавковой камере уровень топлива можно оставить прежний. Завершив с карбюратором, можно приступать к модернизации воздушного фильтра.

Родной воздушный фильтр, устанавливаемый на мотоцикл не только не способен обеспечить качественную очистку воздуха, но еще и понижает мощность двигателя. В этом случае можно купить фильтр импортного производства или воспользоваться верхней частью поролонового фильтра к мотоциклу «Восход», которому под силу справиться с обоими установленными карбюраторами, к тому, займёт мало места и очень удобен в обслуживании. Пропитку поролона следует производить специальным маслом для воздушных фильтров. Достать такое масло не составит большого труда.

Остается одна из самых важных по своей значимости работ – доводка цилиндров и поршневой группы. Более формирован двигатель от «Юпитер-5», поэтому возни с ним будет намного меньше. На рисунке красные линии относятся к развертке доработанных цилиндров «Спорт», черные показывают стандартный вариант «Классик». Повышение мощности двигателя можно будет добиться за счет подрезки верхней кромки выпускного окна на 1,5-2мм.

Чтобы повысить мощность мотора “Ю-5” за счет наращивания оборотов, подрежьте верхнюю кромку выпускного окна на 1,5-2 мм. Обязательное условие – одинаковый вес поршней, при этом окна должны совпадать с продувочными окнами в цилиндрах и ни в коем случае, не перекрывать их. С кромок поршневых колец необходимо будет снять фаску.

Потребуется облегчить поршневые пальцы, за счет проточки на конус на конце. С торца пальцев также необходимо снять фаску. «Хвостики» стопорных потребуется откусить, чтобы их не подрезал поршневой палец.

Для дальнейшей доработки потребуется найти коленвал, имеющий игольчатый подшипник верхней части. Такой вал можно найти на «жидкостном» «Юпитере». Такой вал является взаимозаменяемым с другими моделями. Чтобы была лучшая смазка подшипника, в головке необходимо будет просверлить два отверстия, диаметр которых должен быть в пределах 3-3,5мм., как это делают на «Планете». Как показывает практика, штатные алюминиевые сепараторы, установленные на заводе, не отличаются надежностью.

Головки цилиндров потребуется поджать, подрезав на токарном станке их концы. Объем камеры сгорания можно определить методом пролива, он должен находиться в пределах 19см3.Наращивать степень сжатия еще больше не рекомендуется, так как головки цилиндров могут потерять жесткость. После всех произведенных переделок, придется ездить на Аи-92. В конце потребуется отрегулировать угол зажигания и установить новые свечи Brisk OT“Jawa” или , PAL.

Не тюнинг, а реставрация

Впрочем, модернизация – это не единственный путь для обладателей популярной модели. Ведь возраст многих мотоциклов уже перевалил за два десятилетия, а значит, что их уже можно отнести к разряду раритетных. Восстановление ИЖ Юпитер-5, его реставрация и доведения до оригинального состояния также вполне оправданы.

Легендарный мотоцикл, выглядящий так, словно он только вчера сошёл с конвейера, будет привлекать к себе взгляды не меньше, чем тюнингованная версия. Вот только как следует восстановить технику, выполнив её квалифицированный ремонт, часто оказывается гораздо сложнее, чем переделать на свой вкус.

Предыдущая запись Эволюция мотоцикла Минск 125

Следующая запись Современный тюнинг Восхода 3м

В каких случаях необходима настройка зажигания?

За время эксплуатации транспортного средства владелец сталкивается с множеством проблем. Самая серьезная поломка связана с двигателем. Для того, чтобы тратить значительные средства на капитальный ремонт, необходимо следить за техническим состоянием мотоцикла и осуществлять профилактические работы, в том числе регулировать клапана и СЗ (автор видео — Хана Рулю).

Если не следить за СЗ, то двигатель мотоцикла может не раскрывать до конца своего потенциала, не будет работать в полную мощность. Это можно привести к сокращению срока его службы. Настойка зажигания необходима, если двигатель плохо работает, стреляет глушитель или карбюратор. Правда, прежде чем настраивать СЗ, следует убедиться, что причина неисправностей в нем.

Бывает, отпускается болт маховика, которым соединяются две половинки коленвала, начинает люфтить и плохо работает. Даже иногда обрезает шпонку.

Настройка СЗ может понадобиться после ремонта замка зажигания Иж Юпитер 5. Сама установка и подключение выполняются согласно схеме.


Схема СЗ мотоцикла ИЖ

Дальнейшая модернизация мотора

Идеи по тюнингу двигателя «ИЖ Юпитер-5» предполагают обработку наждачной бумагой всех остаточных неровностей на агрегате. Подобным образом отделывают впускные и выпускные каналы в цилиндрах, доводя их до гладкого состояния. Аналогичным способом полируется днище и поверхность поршней.

Коленвал в штатном исполнении слишком тяжелый. Его распрессовуют, протачивают щеки до показателя наружного диаметра 125 мм. Затем полируют шатуны до зеркального блеска. Усовершенствованный коленчатый вал подлежит сборке и балансировке в обязательном порядке. Этот вид модернизации позволит увеличить скорость байка до 160 км/ч.

Форсировку двигателя «ИЖ Юпитер-5» продолжают путем повышения компрессии. Для этого способом торцевания на 1,5-2 мм уменьшают камеры сгорания. Операцию выполняют на токарном станке, головки в патроне фиксируются посредством оправок. На этом этапе важно обеспечить идентичную обработку поверхностей (объем обеих рабочих камер должен быть строго одинаковым). Возрастание степени сжатия влечет за собой переход на топливо АИ-95 с выставлением раннего зажигания (на несколько градусов). Лучше всего установить электронный аналог с автоматическим опережением. Это даст возможность достичь высокой оборотистости и образованию искры в нужный момент.

Что говорят владельцы?

Как показывают отзывы, тюнинг «ИЖ Юпитера-5» своими руками провести вполне реально. Он не ограничивается манипуляциями, указанными выше. Поскольку изменение одного узла ведет к необходимости трансформации сопряженных блоков, пользователи рекомендуют усилить ходовую часть, произвести балансировку колесных ободов, укрепить маятник. Штатную раму советуют оснастить ребрами жесткости. Кроме того, при модернизации часто устанавливают дисковые тормоза, утолщенную фронтальную вилку, а также производят покраску мотоцикла в оригинальных цветовых сочетаниях. Если правильно и грамотно подойти к процессу тюнинга, результат может превзойти самые смелые ожидания.

Источник

Глушащий насадок

Изготовить такой насадок можно из старого глушителя «пятого» или «четвертого» «Юпитера» или «четвертой»-«третьей» «Планеты». Использовать для изготовления насадки следует цилиндрический отрезок без перегородок. «Флейту» необходимо делать из теплоустойчивого материала, для этого может подойти соединительный патрубок глушителя от мотоцикла «Урал».

В нем надо будет просверлить отверстия, а свободное пространство между корпусом и трубкой следует заполнить стекловатой. Выхлопной патрубок можно оставить родной. Его следует только немного укоротить и соединение сделать сварное, а не болтовое.

Следующим шагом будет усовершенствование системы впуска. Программой минимум будет установка карбюратора от мотоцикла «Планета-5»,где диаметр диффузора составляет 32мм. Для этого необходимо впускные окна во фланце патрубка и цилиндрах немного распилить. Для существенного повышения динамики разгона с одновременной синхронной работой цилиндров, понадобятся два карбюратора.

На мотоциклах иностранного производства карбюратор на каждый цилиндр устанавливаются уже давно и стали нормой. От штатного патрубка понадобятся фланцы, с помощью которых производится крепление к цилиндрам. Кроме этого, необходимо будет выточить две алюминиевые втулки, а от впускного патрубка «Планеты» потребуется отрезать привалочный фланец карбюратора.

Второй фланец можно будет взять от старого «юпитерского» карбюратора. Сварку деталей необходимо производить аргоном, после чего подогнать узел до полного совпадения зазоров. Если образовались небольшие щели, то их можно заполнить эпоксидкой или «холодной сваркой». Применяя эпоксидный клей в качестве наполнителя можно использовать алюминиевые опилки или пудру.

Для обеспечения равномерной тяги до разгона 100км/ч подходят К 65В от мотоцикла «Восход». Желательно произвести замену главных топливных жиклеров, игл и распылителей, ремкомплекты для этих карбюраторов стоят на рынке относительно не дорого. В поплавковой камере уровень топлива можно оставить прежний. Завершив с карбюратором, можно приступать к модернизации воздушного фильтра.

Родной воздушный фильтр, устанавливаемый на мотоцикл не только не способен обеспечить качественную очистку воздуха, но еще и понижает мощность двигателя. В этом случае можно купить фильтр импортного производства или воспользоваться верхней частью поролонового фильтра к мотоциклу «Восход», которому под силу справиться с обоими установленными карбюраторами, к тому, займёт мало места и очень удобен в обслуживании. Пропитку поролона следует производить специальным маслом для воздушных фильтров. Достать такое масло не составит большого труда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]