Полноприводные мотоциклы. Мотоцикл «Урал» полноприводный

Полноприводные мотоциклы не являются чем то новым и необычным. Их создали достаточно давно, при этом использовали подобные транспортные средства, в основном, для участия в мотогонках раллийного типа. Прежде всего, это объясняется тем, что такие модели намного лучше справляются с поворотами на высокой скорости.

Тем не менее, в отличие от машин с полным приводом, полноприводный мотоцикл не имеет полноценного ведущего переднего колеса. На самых распространенных моделях такого типа от торговых марок Ямаха и КТМ на переднее колесо передается только 20 % мощности. Компания Кристини смогла создать байк, на переднее колесо которого передается 50 процентов мощности, но это сильно увеличило вес транспортного средства. Что же всему этому может противопоставить отечественные модели? Обо всех достоинствах и недостатках полноприводного мотоцикла Урал мы и поговорим сейчас.

Немного истории

Любители прокатиться с ветерком на двухколесном «железном коне» уж точно знают, что для активного отдыха, загородных поездок и преодоления дремучего бездорожья лучше полноприводных мотоциклов ничего нет. Среди них и мотоцикл «Урал», снабженный полным приводом.

Мало кто знает, что первый полноприводный мотоцикл появился практически 100 лет назад в Великобритании. Он просуществовал в своем классе достаточно долгое время, не имея серьезных конкурентов.

Спустя добрый десяток лет, в начале 1931 года, компания BMW наладила производство не только гражданских байков, но и стала выпускать тяжелые полноприводные мотоциклы для военных целей. Многие так и полагают, что полный привод появился благодаря нуждам армии, где в далекие времена Второй мировой войны они были крайне необходимы. Не менее популярной маркой мототехники того времени была знаменитая Zundapp.

Прототипом тяжелых советских мотоциклов «Урал» послужили вышеупомянутые агрегаты, в частности, модель R71. И вот в 1941 году с конвейера Ирбитского мотоциклетного завода сошел первый тяжелый мотоцикл M72, который моментально стал в ряды техники на вооружение советской армии.

Классика, которой не дают состариться

В пользу этого сравнения выступает буквально все: и надежный оппозитный 40-сильный двигатель, и грубый порошковый окрас рамы и люльки, и даже характерный для «Уралов» звук работающего двигателя. При этом штатные дисковые тормоза Brembo и высококачественные компоненты подвески Sach свидетельствуют о том, что ИМЗ не живет одним наследием советского прошлого, а старается сделать Ural максимально современным и конкурентоспособным. Отличными колоритными дополнениями, обладающими к тому же огромной практической пользой, стали камуфляжные тенты на коляску, защищающие багаж от сырости и грязи, и бензиновые канистры, которые были весьма кстати, когда желание ехать вперед спотыкалось об отсутствие в округе заправочных станций. Самобытный внешний вид мотоциклов Ural неизменно встречал бурю положительных эмоций у прохожих во время остановок, а также добродушное желание поговорить с их обладателями.

Что было дальше

1957 год стал знаменит тем, что была выпущена первая небольшая партия полноприводных «Уралов», которые являлись трехколесными моделями. И таким мотоциклом стал М61, полностью перенявший конструкцию ходовой части от 72-ой модели. Он стал оснащаться верхнеклапанным мотором.

Немногим позже завод освоил и добавил важное нововведение в виде задней передачи, которая напрочь отсутствовала на мотоциклах с нижнеклапанными моторами. Тому примером может служить более ранняя модель — К650.

Постепенно полноприводный мотоцикл «Урал» претерпевал конструктивные изменения. Помимо доработок двигателя и внедренной задней передачи был установлен принципиально новый карбюратор, вследствие чего увеличилась мощность двигателя. В дальнейшем современные модели стали оснащаться высококлассными карбюраторами японского производства («Кейхин»). Улучшенные динамические характеристики и высокое качество торможения мотоцикл «Урал» получил благодаря установленным дисковым тормозам , которые считаются одними из лучших в мире.

Преимущества и недостатки транспортного средства

Среди основных причин, почему Урал с ведущей коляской пользуется огромной популярностью, можно выделить:

  • отличную проходимость (вероятность где-либо застрять практически равняется нулю);
  • хорошие показатели грузоподъемности;
  • улучшенное управление;
  • более плавную и мягкую динамику.

Но есть у полноприводного мотоцикла Урал и некоторые минусы. Прежде всего, тут более сложное устройство ходовой. Кроме того, отсутствует возможность отсоединить коляску. В то же время, плюсов явно больше. Особенно для тех, кто любит езду по труднопроходимым участкам дороги.

Характерные особенности полноприводных агрегатов

Мотоцикл «Урал» (фото см. вверху) можно смело назвать единственным в мире мотоциклом с коляской, который выпускается с бездифференциальным отключаемым приводом. Одной из моделей ирбитских производителей стал мотоцикл «Патруль», у которого привод колеса коляски отключаемый. Патруль с облегченной Т-версией пользуется немалым успехом далеко за пределами России. Так, по результатам продаж только за 2012 год машин было реализовано на 37% больше, чем в 2011-м.

«Патруль» справится с любым бездорожьем, поскольку оснащен 4-ступенчатой коробкой передач. Полноприводные мотоциклы «Урал» преодолевают самые сложные участки дорог. Так что с уверенностью можно сказать, что это лучший дорожный мотоцикл. И действительно, будучи груженым, он никогда не подведет водителя, ни при каких условиях. Вот почему всегда скептически настроенные американцы с огромным уважением относятся к уральскому «Патрулю». Стоимость модели «Патруль-Т» колеблется в районе 300 тыс. рублей.

Когда появился первый полноприводный мопед

Впервые модель была продемонстрирована в 1924 г. в Британии. Долгие годы это был единственный экземпляр. Лишь спустя почти 3 десятка лет был изготовлен известный байк Рокон. Его принцип работы базировался на передаче момента на переднее колесо при помощи двух цепей.

Несмотря на то, что отсутствовала подвеска, мотоцикл отлично чувствовал себя на труднопроходимых участках дороги. Вес такого транспортного средства не достигал даже 100 кг. Данный мотобайк пользуется широкой популярностью и в наше время.

Видеообзор мотоцикла Урал с приводом на коляску:

Комфорт и отдых с «Туристом»

Специально для российских дорог, которые уже целую вечность не видели замены покрытия, была создана модель «Турист-2WD» (мотоцикл «Урал»). Полный привод этого монстра позволяет преодолевать не только отечественное бездорожье безо всяких проблем, но и разгоняться по трассе до скорости 120 км/ч, при этом затрачивая всего 7 л бензина на каждую сотню пробега.

Несложно догадаться, что мотоцикл «Урал» линейки «Турист» предназначен для длительных поездок, и для этого он оснащен всем необходимым. При желании привод коляски отключается, она отсоединяется. В этом случае можно путешествовать лишь на двух колесах, но впечатления от этого об агрегате не станут хуже.

Поноприводные мотоциклы серии «Турист» оснащены 45-сильными моторами с рабочим объемом в 750 см³. При этом машины разгоняются до 120 км/ч за считанные секунды ─ резвые, как спортивные мотоциклы Yamaha, цены на которые могут переваливать за полмиллиона рублей. Заметьте, что это при весе мотоцикла в 335 кг, а снаряжения и груза можно взять с собой практически столько же по весу, благо «лошадей» у него достаточно, чтобы легко тянуть такую поклажу. Топливный бак рассчитан на 19 л топлива, а расход вообще смешной: в условиях трассы — до 4 л, а в городском цикле не превышает 7 л на каждые 100 км пробега.

Ural за океаном

Отчаянные забугорные байкеры, не желающие отдавать зиме лишние несколько месяцев своего мотосезона, знают, что есть одна марка, которой откровенно плевать на непогоду, ведь она создавалась в таких и для таких условий. Постоянные тест-драйвы и сравнения выставляют наши байки одними из главных «выживальщиков» в своем ценовом и весовом сегменте, за что им отдельное патриотичное спасибо.


В настоящее время количество собираемых в год мотоциклов редко когда переваливает за тысячу, но на «Уралы» существует постоянный спрос, преимущественно в Европе и Америке, где функционирует порядка 120 официальных дилеров class=»aligncenter» width=»700″ height=»538″[/img] Одним из таких дилеров, например, совсем недавно журналистам были предоставлены для тест-драйва несколько мотоциклов Ural с боковым прицепом, имеющие местное наименование Gear-Up, а также опытный райдер-путешественник Mr. Cob (сокращенное от Cranky Old Bastard).


С первых же минут всадникам пришлось ощутить на себе все особенности управления мотоциклом с люлькой, который не походит ни на что двухколесное в мире. При этом сам Ural — агрегат совсем не для слабого пола или спортбайкеров, ожидающих высокого крутящего момента. Самая точная ассоциация у новоиспеченных байкеров возникла с танком Т-90, который точно доедет до конечной точки и ни разу не подведет.

Немного о 67-й модели

Тяжелые полноприводные мотоциклы особо почитаемы среди байкеров и любителей мотоциклетной техники. Чего уж греха таить, мощь и рвение являются тем адреналином, без которого трудно представить езду на двухколесном стальном скакуне. Таким является «Урал» серии 67-36. Вот уж машина так машина! По проходимости в своем классе с ним может сравниться разве что «Днепр МТ». Двигатель настолько непривередлив, что особо «не обидится» на своего хозяина, если тот вовремя не подольет масла.

Разгоняется 67-й «Урал» до 100 км/ч достаточно быстро, при том что весит он 330 кг и можно нагрузить в него еще четверть тонны сверху. На каждую сотку пробега расход топлива равен 8 л, что в целом неплохо, учитывая его мощь. Мотор выдает мощности 36 л.с. при максимальном крутящем моменте в 4900 оборотов. В общем, машина во всех смыслах надежная, да и выносливости ей не занимать.

Тест-драйв мотоцикла ИМЗ-8.103-10. Тот самый «Урал»

Ирбитский мотоциклетный завод пережил падение Советского Союза, но превратился из массового производителя тяжелых мотоциклов с коляской в небольшое предприятие, ориентированное на любителей ретротехники за рубежом. Для России современные «Уралы» слишком дороги, однако найти тот самый «Урал» из прошлого пока еще не составляет труда, было бы желание.

Ну а мы нашли настоящую сокровищницу классических ИМЗ, причем Борислав Казанкин — основатель проекта «МотоУрал» — не просто собирает хорошо сохранившиеся ирбитские мотоциклы по всей России, но и организовывает на них мототуры по просторам нашей необъятной Родины. Вместе с ним и его командой мы совершили мотоэкскурсию по столице и даже окунулись в настоящее московское бездорожье.

Историческая справка

История «Урала» начинается с пяти немецких оппозитников BMW — R71, ради сохранения секретности купленных в Швеции. Результатом тщательного исследования их конструкции стал тяжелый мотоцикл с коляской М-72 — его выпуск начали в августе 1941 года на Московском мотоциклетном заводе, оборудование которого вскоре было эвакуировано в Ирбит, где производство М-72 возобновилось уже в феврале 1942 года. Также эти мотоциклы выпускались в Харькове, в Ленинграде на «Красном октябре», на Киевском мотоциклетном заводе. Всего до 1960 года выпустили около 8500 экземпляров.

Развитием конструкции М-72 стал одиночный М-52, с 1950 по 1957 годы произвели всего 678 этих мотоциклов. В 1957 году появился М-61 с верхнеклапанным двигателем, который вскоре уступил место обновленной модели М-62 с новым распределительным валом и механизмом автоматического опережения зажигания, благодаря чему мощность увеличилась на 2 л.с. — до 28 лошадиных сил. М-62 выпускали с 1961 по 1965 годы, тогда он впервые получил имя «Урал». Второй «Урал» М-63, унифицированный с мотоциклом киевского производства К-650, выпускался с 1963 по 1971 годы, его рама была уже с маятниковой задней подвеской. Третий «Урал» М-66 со значительно модернизированным двигателем мощностью 32 л.с производили с 1971 по 1975 год, а на «Урале» М-67 (1973 — 1976) было установлено 12-вольтовое электрооборудование. Мощность двигателя «Урала» М-67-36 (1976 —1984) увеличили до 36 л.с., правый указатель поворота остался только на коляске. «Урал» ИМЗ-8.103-30 (1985 — 1986) отличался модернизированной рамой, светотехникой, электрооборудованием, имел тормоз на колесе коляски и один глушитель вместо двух.

Последний советский «Урал» ИМЗ-8.103-10 (1987 — 1994) — получил заднюю передачу. Сегодня «Урал Мото» выпускает несколько моделей мотоциклов с коляской, используя не только российские, но и европейские комплектующие, например, переднюю вилку Marzocchi, тормозные механизмы Brembo, карбюраторы Keihin. Цены на современные «Уралы» начинаются с 674 000 рублей, так что ни о какой массовости выпуска и хорошем спросе в России не может быть и речи. Подавляющее большинство дилеров «Урала» находятся в США и Европе, есть они и в Австралии, Японии, Южной Корее, странах Персидского залива.

На мой взгляд, каждый начинающий мотолюбитель в обязательном порядке должен пройти через этап владения советским мотоциклом. Не важно каким, ведь главное в этом приключении — опыт общения с техникой, почти начисто лишенной управляемости, тормозов, ломающейся на каждом шагу, требующей тонко чувствовать, в какой момент исчезнут «холостые» и вовремя «подыграть» ручкой газа. В конце концов, просто суметь завести мотор ногой с «кика», а не по-барски нажав кнопку электростартера.

После такого «экспириенса» любой современный мотоцикл иностранного производства, кроме разве что злых «спортов», покажется детской игрушкой.

У меня такой опыт был, я долго ездил на «ушатанном» «Восход-3М», так что к красному «Уралу» 1997 года выпуска подходил без страха. Помню, единственная поездка на «Урале»-одиночке в начале нынешнего века закончилась очень быстро — на ходу открутился правый цилиндр. Этот же производил впечатление совершенно нового, будто только что из магазина. И ожиданий не обманул — завелся с «полпинка». Правда, пока я искал «нейтралку» — а это сложная задача на любом «Урале» — пару раз чуть не заглох. Но «руки-то помнят», через несколько минут освоился и даже смог развернуться, чтобы выехать из тесного подземного гаража. Задняя передача — великая вещь на тяжелом мотоцикле, вот бы еще включалась поудобнее — небольшой «костыль» возле правой подножки не сразу нащупаешь и переведешь в нужное положение.


Красный «Урал» справа — 1997 года выпуска, с «классическим» двигателем объемом 650 см3. Слева — мотоцикл 2000 года выпуска, уже с мотором 750 см3 и электростартером


Коляска — верх утилитарности, по виду напоминает корыто, зато очень вместительная. Сухая масса мотоцикла с ней составляет 315 кг, максимальная нагрузка (водитель, два пассажира и 30 кг груза) — 255 кг, но возили на «Уралах» и побольше. Экономия последних советских лет — одна выхлопная труба, правые «поворотники» только на коляске. Двухцилиндровый оппозитный четырехтактный бензиновый двигатель объемом 650 см3 и мощностью 32 л.с. — настоящий «олдскул»: по карбюратору на каждый цилиндр, контактно-масляный воздушный фильтр, заводится только ногой с кикстартера, электрический стартер появился позже

К езде с коляской нужно привыкнуть. Сидя верхом на байке, трудно постоянно держать во внимании правый «габарит»: ведь коляска короче мотоцикла — когда смотришь строго вперед, ее почти не видно. Несколько раз я просто чудом не ободрал коляску об отбойник, а уж сколько пересчитал бордюров… К счастью, подвеска «Урала» к таким вещам очень терпима, главное — удержать байк, когда колесо коляски неожиданно оказывается в воздухе. Особенно опасно расслабляться в правых поворотах: если зайти на хорошую дугу со скоростью около 40 км/ч, мотоцикл почти наверняка наклонится так сильно, что коляска вывесится, а навык удержания баланса на двух колесах приходит не сразу. Левый поворот — не столь сложная задача, но в целом маневры «колясычу» даются гораздо труднее, чем одиночке, торопиться не стоит.

При езде на «Урале» можно не обращать внимания не только на «лежачих полицейских», но и на небольшие бордюры: подвеска вытерпит все!

«Урал» вообще не для торопливых: максимальная скорость с 650-кубовым движком — 105 км/ч. Крейсерская, на которой мотор не перенапрягается слишком сильно, не больше 80 км/ч. Между рядами не «порысачишь», но даже езда в пробке «вместе со всеми» доставляет удовольствие. Причем окружающим — даже больше. Люди достают смартфоны, фотографируют, улыбаются, тянут вверх большой палец, а тебе остается делать вид, что нащупывать нейтралку перед каждым светофором — жать тугие рычаги сцепления и переднего тормоза совсем не сложно, и улыбаться в ответ.

Когда к «Уралу» привыкаешь, неторопливое катание, постоянное «шаманство» с нейтралкой, лязганье жестко переключающихся передач, треск оппозитного движка и другие особенности чисто «железного», честного мотоцикла, полностью лишенного современного комфорта, начинают доставлять ни с чем не сравнимое удовольствие

Кстати, о тормозах. Хорошо отрегулированный «Урал» с тормозом на колесе коляски замедляется прогнозируемо, однако усилия к рычагу переднего и педали заднего тормоза надо прикладывать очень приличные. При этом древние барабанные механизмы на всех колесах не могут обеспечить такой же быстрой остановки, как на современных мотоциклах. «Усилия» — это вообще главная особенность общения с «Уралом». Тяжело и не всегда полностью включаются передачи, интенсивный разгон заставляет напрягаться и мотор, и водителя. Легко здесь только заглохнуть, сделав что-то неправильно или не приложив достаточно старания.

Этот «Урал» 2000 года выпуска, сделанный по заказу ФСО, — не серийного производства. Он, скорее, некое переходное звено между советской «классикой» ИМЗ и современным дорогим «ретро», которое завод теперь выпускает на экспорт. Все комплектующие еще отечественного производства, но мотор уже объемом 750 см3 и мощностью 45 л.с., два глушителя, «сухой» воздушный фильтр, есть электростартер


Качество сильно разнится от мотоцикла к мотоциклу — пересев на черный 750-кубовый «Урал», собранный в 2000 году по заказу ФСО, я тут же ощутил разницу, причем не только в мощности.

Дополнительные лошадиные силы 750-кубового «Урала», на который я пересел после 650-кубового «старичка», конечно же, чувствуются — разгон намного увереннее. Мотор с двумя глушителями работает тише, а крейсерская скорость достигает 100 км/ч — у этого «Урала» четвертая передача длиннее. Но главное, здесь все гораздо лучше работает: легко переключаются передачи, тормоза эффективнее, легче сцепление, ровнее холостые обороты, да и сидеть в мягком сдвоенном седле гораздо удобнее — можно хоть как-то менять положение. На таком и в городе чувствуешь себя вполне комфортно. Но, накатавшись по относительно свободному утреннему «сити», мы поехали в Крылатское — осваивать московское бездорожье.

Лапка включения заднего хода стоит практически вертикально, включается туго, но главное — задний ход в «Урале» есть, не нужно тягать на себе три центнера «живого веса» для разворота. Привод ведущего колеса — карданным валом, главная передача достаточно надежна, но требует качественной регулировки. Генератор на 150 Вт слабоват для постоянного использования с включенными осветительными приборами, а мощный генератор на 500 Вт не слишком качественный


Блок предохранителей — в рулевой колонке. Влагозащищенность «Урала» очень слабая — ничего не стоит залить электрику в сильный ливень, в глубоком броде или на мойке. Тормоза всех колес барабанные. Приборов — минимум: спидометр над фарой, лампочки включенной «нейтрали», заряда аккумулятора, индикатор «поворотников» и включенного головного света

Вот где «Уралы» оказались в своей стихии! Несмотря на отсутствие привода коляски, с одним ведущим колесом мотоциклы выбирались из таких «засад», откуда не выедет иной кроссовер. Тяга в нижнем диапазоне отменная, если постараться, можно тронуться на мягком грунте без пробуксовки, но есть и особенности. Дорожный просвет под мотоциклом очень маленький — 125 мм, часто приходилось «скрести» нижней частью о грунт. Колея мотоцикла с коляской уже, чем автомобильная — надо идти вразрез и не теряться в ситуациях, когда кажется, что сейчас уже завалишься на левый бок. Мастера из команды «МотоУрал» легко проходили длинные сложные колеи с большим наклоном и вывешенной коляской, но при этом часто сидели не верхом, а боком слева — так проще отпрыгнуть в сторону, если равновесие не удастся удержать.


«Урал» изначально предназначен не только и не столько для асфальта, сколько для разбитых грунтовых дорог — у него неплохая тяга в нижнем диапазоне, зацепистые покрышки, и даже без привода на коляску он способен на очень многое

Конечно, «Урал» не сравнить по проходимости даже с заднеприводным квадроциклом, к тому же особенности «колясыча» заставляют проявлять осторожность на сложном рельефе, ведь центр тяжести благодаря оппозитному мотору хоть и низкий, но сильно смещен влево. Тем не менее на стандартном «Урале» можно даже прыгнуть — подвеска тут с огромным запасом энергоемкости. А если застрял — мотоцикл легко переставить вдвоем.

Энергоемкая подвеска допускает небольшие прыжки. Научиться ездить на «Урале», задрав коляску, не слишком сложно: мотоцикл с низким, благодаря «оппозиту» центром тяжести, обладает хорошим балансом

Насыщенного мотодня на «Урале» хватило, чтобы если и не «заболеть», то увлечься этим простым, как автомат Калашникова, но очень стильным мотоциклом. «Уралов» выпустили так много, что до сих пор изредка попадаются нераспакованные экземпляры в заводских ящиках. Команда «МотоУрал» ищет для своего развивающегося парка идеально сохранившиеся мотоциклы по всей стране: самый «восточный», например, приехал из Красноярска, а самый «западный» — из Калининграда.

Байки о покупке байков

Покупка каждого байка сама по себе достойна отдельного рассказа. Например, один из владельцев наотрез отказался уступать в цене, но сумму непредоставленной скидки попросил перевести на счет человека, борющегося с тяжелой болезнью. Другой — бывший крупный начальник, для начала отчитал приехавших с живыми деньгами покупателей будто своих провинившихся подчиненных. Один из мотоциклов служил подставкой для клеток с кроликами. Другой доставали из курятника, ведь во времена развала СССР люди скупали все подряд, обесценивающиеся деньги жгли руки, а мотоцикл — хоть какое-то вложение на будущее. И вот это будущее наступило, если вы когда-нибудь засматривались на «Урал», не стоит откладывать покупку, с каждым годом ликвидных мотоциклов становится меньше, причем известны случаи, когда вполне достойные экземпляры сдавали в утиль просто чтобы не платить транспортный налог.

Как ни странно, в коляске достаточно удобно — сиденье мягкое, длина «кузова» позволяет почти вытянуть ноги, кожух из кожзама хорошо защищает от ветра нижнюю часть туловища. Под запасным колесом — отдельный вместительный «багажник», в котором находится штатный ручной насос. Сиденье коляски съемное. Вынув его, легко приспособить ее для перевозки грузов

С «Уралами» в хорошем «сохране» все просто — примерно 250 000 рублей стоят мотоциклы с документами, которые на фото выглядят почти новыми. В поисках вариантов подешевле, как говорят специалисты «МотоУрала», следует присматриваться к фотографиям в объявлении максимально внимательно: малейшее подозрение на «колхозный» ремонт, например, вместо прокладок выпирают куски герметика — не стоит даже звонить. Если дело дошло до звонка — подробно расспросите, что подвергалось ремонту. Случается, что отказавший мотоцикл просто поставили на прикол и забыли. Это даже лучше: есть шанс, что поломка небольшая, а «кривыми руками» в технику не лазили. С запчастями могут быть сложности. Хороших советских почти не найти, а то, что и сейчас производят в Китае — не самого лучшего качества. В любом случае не стоит рассчитывать на безбедную езду каждый день: «Урал», как и УАЗ, до конца сломан не бывает, но и полностью исправен — тоже. Вам постоянно придется что-то ремонтировать хотя бы по мелочи, но в этом отчасти и состоит прелесть владения советским мотоциклом.

Небольшой гид по «Уралу» от мастеров команды «МотоУрал»

До 1997 года на «Урал» ставили генератор мощностью 150 Вт, он не справлялся с постоянной нагрузкой осветительными приборами, позже его заменили на мощный, но проблемный 500 Вт. Генератор приводится в действие шестерней на распределительном валу, большие ударные нагрузки и повышенные вибрации «съедают» шестерни, и уже к 10 000 км пробега привод приходится менять.

Если цилиндры изначально изготовлены из некачественного металла, быстро появляются задиры, так же легко «убить» поршневую группу неправильной обкаткой. Маслосъемные кольца неэффективные, нормальным считается расход масла около 150 мл на 1000 км.

Карбюраторы требуют навыка в синхронизации. В заводской инструкции подробно расписано, как их настраивать, но с опытом получается регулировать холостой ход на слух. Рабочие режимы настраиваются по свободному ходу троса газа и тоже на слух — в переходных режимах слышно, какой цилиндр «запаздывает», а какой «торопится». В сильный дождь или на мойке карбюраторы легко «залить».

Контактная система зажигания требует обслуживания и нестабильна в работе. Бесконтактная — перегревается. Катушка зажигания у обеих систем одинаковая. В сильный дождь ее может «залить».

Коробка передач четырехскоростная, задняя передача включается отдельным «костылем» с правой стороны. Скорости переключаются жестко — это проблема точности изготовления деталей и качества сборки. Неправильная регулировка «убивает» некоторые передачи, они перестают включаться. Задняя передача не имеет синхронизатора, из-за этого быстро изнашивается.

Сцепление «сухое», состоит из пакета трех ведущих и двух ведомых дисков с фрикционными накладками. Ресурс довольно большой, «ходит» 15–20 тысяч км.

В шлицевые соединения карданного вала при отсутствии брызговика попадает грязь, что приводит к быстрому изнашиванию, крестовины при своевременном обслуживании «живут» долго, главная передача не доставляет проблем, если изначально отрегулирована правильно.

Самая дорогостоящая операция — замена коленчатого вала. Хорошее советское «колено» не купишь в магазине, его придется искать по объявлениям, цены от 7000 до 15 000 рублей. Китайский коленвал стоит около 5000 рублей, но это не вариант, если нужна деталь, которая действительно будет работать долго.

Сложно найти шестерни ГРМ — новодельные китайские посредственного качества, заводские советские стоят по-разному, цены «плавают» от 10 000 до 30 000 рублей.

Некоторые технические характеристики мотоцикла «Урал» ИМЗ-8.103-10

Ходовая часть
РамаТрубчатая, сварная
Подвеска заднего колесаС пружинно-гидравлическими амортизаторами
Передняя вилкаТелескопическая, пружинная, с гидравлическими амортизаторами
Коляска пассажирскаяС подрессоренным кузовом на резиновых элементах, колесо на длиннорычажной подвеске с пружинно-гидравлическим амортизатором
Коробка передачМеханическая 4-ступенчатая, с передачей заднего хода или без таковой
ТормозаКолодочные с механическим приводом на всех колесах
Двигатель
Тип4-тактный, верхнеклапанный, двухцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндров
Рабочий объем, куб. см649
Мощность, л.с. при об/мин32/5800
Крутящий момент, Нм44.1
Система зажиганияБатарейная, 12В
Тип карбюратораК63У или К63Т попарно
Количество карбюраторов2
Воздушный фильтрИнерционный, контактно-масляный
ТопливоБензин с октановым числом 72-76
Общие данные
Габаритные размеры мотоцикла с коляской, мм2490х1700х1100
Колесная база мотоцикла, мм1500
Дорожный просвет, мм125
Масса сухая мотоцикла с коляской, кг315
Максимальная нагрузка (включая массу водителя, двух пассажиров и 30 кг груза) кг, не более255
Максимальная скорость с коляской км/ч105
Контрольный расход топлива на 100 км пути, л7.8
Расход масла на 100 км, л, не более0.15

Фотобонус

«Урал Up Gear» ─ мощь в стиле милитари

Ирбитские разработчики постарались на славу, создав свое детище Gear Up-2WD. Мотоцикл «Урал» (фото см. внизу) этой серии выполнен в военной стилистике и предназначен для преодоления самых труднопроходимых мест и бездорожья. Легкость, с которой мотоцикл преодолевает сложные участки дорог и пересеченную местность, обеспечена благодаря полноприводной конструкции ходовой части, а также полноценному заднему ходу.

Перечислять области применения «милитаристского» мотоцикла не имеет смысла. Однако отметим, что на нем можно ездить куда угодно при любой погоде круглогодично. Эта мощная машина не боится ни снежных заносов, ни проливных дождей, ни грязи по колено. Цена этого полноприводного трехколесного внедорожника колеблется в районе 620 тыс. рублей.

А что же насчет полноприводного Урала?

В принципе, подобное транспортное средство никогда официально не выпускалось. Таким образом, приобрести серийную модель не получится. Тем не менее, один русский умелец сумел самостоятельно создать Урал с приводом на коляску, который отлично справляется с труднопроходимыми участками дороги. На такое транспортное средство монтируется радиатор с ВАЗ 2106, а также два дополнительных электровентилятора. Также понадобится аккумуляторная батарея на 63 ампера и самодельный передаточный механизм.

Стоит сказать, что такой вариант привода на коляску Урал является наиболее универсальным и позволяет добиться отличных параметров проходимости и надежности. В результате, многие начали наследовать и копировать подобное творение, так что сейчас можно увидеть достаточно большое количество подобных транспортных средств.

К сожалению, производители не всегда прислушиваются к пожеланиям клиентов, так что пока мотоцикл Урал с приводом на коляску не поступил в серийное производство. Что ж, возможно, через несколько лет его начнут выпускать массово, пока же следует довольствоваться самодельными моделями.

Техническая сторона

Эти полноприводные мотоциклы оснащены 41-сильными двухцилиндровыми четырехтактными моторами с рабочим объемом в 745 кубов. Максимальная скорость, которую может развить машина, составляет 110 км/ч. Впрыск топлива контролируется инжекторной системой. Запуск двигателя осуществляется электростартером, а также для этих целей предусмотрен кик-стартер. Топливный бак вмещает 19 л бензина, а расход топлива составляет 7.5 л на сотню пробега.

Тормозная система мотоцикла представлена гидравлическим суппортом, а сцепление — двухдисковым механизмом сухого типа. Телескопическая передняя подвеска обеспечивает плавность хода по бездорожью. Наличие бездифференциальной передачи позволяет преодолевать препятствия любой сложности.

Мотоциклетный полный привод

Один единственный раз путешественникам пришлось лезть с гаечным ключом в недра механизмов и то только за тем, чтобы переключить байки в полноприводный режим, подключив через видимый карданный вал колесо коляски. Полный привод на мотоцикле — это даже звучит как-то необычно, что уж и говорить про управляемость, которая на особо сложных участках была намного лучше, чем у того же внедорожника сопровождения. Физически ощущалась его тяга реализовать весь заложенный в него запас прочности, которому многие другие могут только позавидовать. Ural — это, пожалуй, одно из немногих востребованных на мировом рынке наследий Советского Союза, которое держит марку и вызывает уважение одним своим видом.

Об удобствах эксплуатации

Раскраска хаки будет незаметна в лесу или в камыше возле водоема, поэтому «Урал Gear Up» можно смело снаряжать на охоту или сложить в него необходимые рыболовецкие снасти. При весе в 365 кг с собой можно увезти немало полезного груза и клади.

Эта модель существенно утяжелена разработчиками, что позволяет перевозить все необходимое и делает машину максимально устойчивой. Поэтому можно смело совершать маневры и не бояться, что агегат может занести и она перевернется.

В случае необходимости его можно поставить на стояночный тормоз или отсоединить привод колеса коляски, тем самым трансформировав «Урал» в двухколесный байк.

Еще одна отечественная модель

Днепр-16 – это еще один советский байк с приводом на коляску. Модель выгодно выделяется благодаря прорезиненным рессорам коляски и грузоподъемности в 200 кг. Подобное транспортное средство станет отличным вариантом для отдыха и работы.

Также будет интересно: Особенности мотороллера Муравей

Подведем итоги

Мотоциклы «Урал» с полным приводом зарекомендовали себя надежными внедорожниками. Эта техника оснащена высококлассным импортным оборудованием, которое отличается качеством. Вот почему можно сказать, что «Урал» является неубиваемым байком. Большинство моделей мотоциклов способствуют комфортной и безопасной езде благодаря особенностям конструкций. За счет большого веса эти агрегаты обладают хорошей устойчивостью и немалой грузоподъемностью. Мощный двигатель, ходовая часть и особенности подвесок позволяют с легкостью преодолевать любое бездорожье.

К тому же современные мотоциклы «Урал» обладают привлекательным внешним видом, эргономичным дизайном и высоким уровнем комфорта. Конструкция этих машин позволяет плавно перемещаться по дороге. Несмотря на свою грузность, мотоцикл быстро набирает необходимую скорость. На тяжелом мощном «железном коне» не стыдно появиться на слете байкеров или, выехав на ночную загородную трассу, насладиться долгой дорогой и прочувствовать жажду скорости.

Преимущества и недостатки транспортного средства

Среди основных причин, почему Урал с ведущей коляской пользуется огромной популярностью, можно выделить:

  • отличную проходимость (вероятность где-либо застрять практически равняется нулю);
  • хорошие показатели грузоподъемности;
  • улучшенное управление;
  • более плавную и мягкую динамику.

Но есть у полноприводного мотоцикла Урал и некоторые минусы. Прежде всего, тут более сложное устройство ходовой. Кроме того, отсутствует возможность отсоединить коляску. В то же время, плюсов явно больше. Особенно для тех, кто любит езду по труднопроходимым участкам дороги.

Кастом своими руками

Установить полноценный полный привод на мотоцикл своими руками крайне сложно. Подобные кастомы существуют, и их довольно много, но почти все они способны разве что проехать десяток метров по прямой на каком-нибудь шоу, а для реальной эксплуатации они непригодны. Попадаются, впрочем, и исключения, вроде известного кастома «Архар» от московской студии «Vilar-Pro. На фото байк выглядит неказисто, но он действительно способен проехать практически по любому бездорожью. Более того, он произведён уже далеко не в единичном экземпляре, так как байкеры по достоинству оценили мотоцикл, и заказы на очередную копию стали поступать создателям кастома регулярно. Если следующую его версию удастся оснастить ещё и подвесками, которые сейчас отсутствуют, будет вообще замечательно.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]