Юралинг — почему мотоциклы Урал уезжают в Америку?


Юралинг — почему мотоциклы Урал уезжают в Америку?

Made in Russia — это звучит… редко. За четыре года моей жизни в Америке я встретил лишь четыре российских товара. Номер один — это, разумеется, водка «Русский Стандарт». Номер два — мультик «Маша и Медведь» на сервисе Netflix, а также игрушки по его мотивам. А еще — большая упаковка камчатского краба и… мотоцикл Ural. Причем у здешних фанатов даже бывают слеты, на которых они занимаются — правильно, юралингом.

National Ural Demo Day — Общенародный день знакомства с Уралом. Нет, это не новая госпрограмма по привлечению иностранных туристов в Уральский регион России, а акция американских дилеров ИМЗ, Ирбитского мотоциклетного завода, которые сообща устраивают нечто вроде мини-фестиваля и дня открытых дверей. И слово «national» здесь не преувеличение: на сайте imz-ural.com перечислены девять официальных дилеров в США, хотя по факту Уралами в Америке торгуют почти 50 салонов, тогда как в России — три официальных магазина. И мотоциклов здесь продается в 15 раз больше, чем в России: из полутора тысяч штук, которые завод собирает за год, на экспорт уходит 95%, а в Америку отправляется чуть меньше тысячи. И если с водкой, Машей, Медведем и крабом все примерно понятно, то успех Урала в США…

С другой стороны, чему удивляться, если ИМЗ с 2007 года входит в компанию IMZ-Ural Group, которая зарегистрирована в США и располагается в Редмонде, штат Вашингтон, по соседству со ­штаб-квартирами фирм Microsoft и Amazon?

Краткая предыстория такова. В конце 90-х уже приватизированный на тот момент Ирбитский завод был приобретен бизнесменом Кахой Бендукидзе и включен в состав его холдинга ОМЗ. Бендукидзе тогда нанял команду менеджеров и консультантов, чтобы разобраться, как быть с громадным заводом, но в 2000 году ИМЗ все равно обанкротился и в итоге достался тем самым менеджерам и консультантам во главе с Ильей Хаитом, который и сегодня остается владельцем и генеральным директором IMZ-Ural Group. Новые собственники сократили почти весь персонал, оставив от некогда десятитысячного коллектива полторы сотни сотрудников, озаботились качеством продукции, внедрили множество современных компонентов и завоевали Америку, о чем только мечтают Лада и УАЗ.

Или не мечтают? Чтобы разобраться, я решил поездить на Урале. Правда, ближайший официальный дилер находится в тысяче километров от моего дома в Майами, однако всего в двух сотнях миль от меня, в городке Холопо, нашелся ангар Джина Лэнгфорда, одного из пионеров юралинга.

В начале 2000-х Джин посетил Ирбит (на фото он крайний справа), тогда американская история Уралов только начиналась

На сайте Урала этот дилер не значится, но марка держится именно на таких энтузиастах. Это клуб и музей одновременно, где шоурум совмещен со складом запчастей и экспозицией аксессуаров советской эпохи, включая одежду и значки. Кто покупатели? Джин говорит, что двух одинаковых клиентов в природе не встретишь — как и самих Уралов. Конечно, это в основном любители приключений. Кто-то выбирает мотоцикл за его военное прошлое. Есть нонконформисты, которым важно выделиться — «потому что это не Harley».

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан


Харли-Дэвидсон 1915 года выпуска с первой оригинальной харлеевской коляской. Любопытная машина — мотоцикл с коляской. Мало из нас кто ездил в коляске или на заднем сиденье, еще меньше кто за рулём. Но есть небольшое количество энтузиастов-колясочников, которые любят свои трехколесные машины, иногда называемые боковой прицеп или коляска, и значительное число компаний, которые пытаются снабдить своей продукцией своих истинных ценителей. Происхождение коляски является предметов споров, но с появлением патента на роликовую цепь в 1880 и приходом популярности «безопасного» велосипеда (с двумя одинакового размера колесами с приводом цепью на заднее), творчески одаренные натуры разработали очень лёгкую коляску, чтобы энергичные молодые велосипедисты могли перевозить своих дам на стиле. Когда на велосипеды стали ставить моторчики, возникла идея возить пассажира. В Викторианскую эпоху уважающую себя женщину нельзя было увидеть на заднем сиденье, не говоря уже о том, что старые задние сиденья были ужасно неудобными. Первое упоминание о мотоцикле с коляской, которое я нашел, был конкурс 1893 года, учрежденный французской газетой, обещавшей награду тому, кто предложит лучший способ перевозить пассажира с комфортом и элегантностью. Были представлены три сильно отличающихся способа: спереди, сзади на прицепе и сбоку в коляске.


Классический английский экипаж. Ariel square four 1953 года с коляской Ватсониал сквайр Перевозка пассажира спереди была трициклом наоборот, с двумя колёсами и пассажирским сиденьем спереди и водителем сидящим сзади. Любой, кто имел удовольствие быть в 1960 году в Сайгоне, возможно ездил на такой штуке со вьетконговским лихачем социопатом за рулём. Основная проблема заключалось в том, что пассажир, буквально, «принимал удар на себя» при любом столкновении. Идея прицепа сзади. Поднятое дышло, идущее над задним колесом и прикрепленное к раме мотоцикла, как правило, под сиденьем. Это двухколесный прицеп мог бы обеспечить достаточно много места, но пассажирке доставался бы весь шум и выхлопные газы, что было не популярно среди грациозных леди. Третий и последний вариант это коляска Самое первое фото мотоцикла с коляской, которое я видел, был мотоцикл Тор с коляской, которое американская компания включила в свой каталог. Коляска была очень презентабельная, плетеная сделанная из прутьев. Что хорошо из-за малого веса.


Пять лет спустя производители мотоциклов начали предлагать заводские коляски, и не только люльки, но и грузовые кузова для развозных машин. Мотоцикл с коляской был дешевле по сравнению с автомобилями, и для плохих американских дорог, застрявшие в грязи, их было легче вытаскивать.


БМВ Р75 1943 года как пример военного мотоцикла с коляской времен Второй Мировой войны

Рамы для колясок были достаточно простыми, обычно трубчатые из стали, с коляской или грузовым контейнером, прикрепленной болтами В 1913 году конструкторы колясок выбирали 2, 3 или 4 точки крепления коляски к мотоциклу. Двухточечные крепления быстро исчезли, наверное, из-за того, что большинство колясок самостоятельно отваливалось на скорости. Большинство колясок не имело подвесок, но уже начали появляться листовые рессоры. В 1913 году Эрл Джонсон из Харлана, Айова, запатентовал экипажную часть с колесом коляски, которое может наклоняться вместе с мотоциклом, предвидя конструкции Flexi-Flyer (колесо коляски наклоняется при горизонтальной люльке) и Equa-Lean (колесо стоит по центру отклоняющейся люльки).


Коляска сама по себе могла быть одно- двухместной, грузовой, с пожарным оборудованием, трубочистным. Харли Девидсон был готов выйти на золотой рынок колясок. Их первая каталожная коляска появилась в 1914 году, на самом деле она была сделана компанией Роджерс. В 1915 году Харли Дэвидсон начал изготавливать свои коляски сам. В 1916 году армия США заказала несколько харлеев с колясками, чтобы бороться с войсками Панчо Вилльи в пустынях вдоль мексиканской границы, и Билл Харли разработал крепление пулемёта к коляске. Во время Первой мировой войны на Западный фронт было поставлено много мотоциклов с коляской, но они в больше степени использовались посыльными и для перевозки офицеров, чем для атак вражеских позиций пулеметным огнём. После войны автомобили стали довольно недорогими и колясок становилось всё меньше. По-прежнему процветала торговля у таких фирм как английский Ватсониан (продает коляски с 1912 года), немецкий Штайб (начал в 1914) и австрало-американский Джим Гудлинг. Они были весьма активными, пусть и ограниченными. Великая депрессия немного помогла индустрии, потому что мотоцикл с коляской был самым дешевым средством транспорта.


Третье колесо полезно на мокрой грунтовой дороге, коляска Чемпион Дайтона 2+2 После второй мировой война американское общество потребления жаждало огромных машин, а никак не мотоциклов с колясками. В Европе из-за низкого налогообложения для двух- и трехколесных транспортных средств и малого количества автомобилей разразился еще один шквал интереса к коляскам. Однако к концу 1950-х годов благодаря дешевым автомобилям, таким как британский Ford Popular и немецкий VW Жук, малолитражки снова победили колясычей. Индустрия упала, осознавая, что с практической точки зрения, мотоцикл с коляской стал бесполезен. Единственные заводы, выпускающие их как утилитарные транспортные средства, находились в восточном блоке, такие как чехословацкий Велорекс в сотрудничестве с Явой, Урал и Днепр в Советской союзе [автор или ничего не знает про мотоциклы Иж с колясками вятско-полянского завода, или не считает их за мотоциклы совсем] и китайцы. И Харлей, конечно, но больше для парадного использования. Но энтузиасты вдохнули в легенду жизнь. Калифорниец Даг Бинхам, известный также как мистер Колясочник из Side Strider Inc начал строить и продавать мотоциклы с колясками в 1969 году. Он учредил ежегодный слет колясочников в Гриффин Парке в Лос-Анжелесе на десятилетия перед уходом из жизни в 2016 году. Полдюжины других американских компаний, таких как Champion и Motorvation, а также Texas и California (сделанные в Вирджинии), производят коляски, с большим списком опций и сопутствующих товаров.


Не надо бояться упасть на мокрой траве на урале с коляской В Европе есть спрос на специализированные мотоциклы с коляской со сложными системами подвески, предназначенными для улучшения управляемости, как правило, громоздкой конструкции. Я хорошо помню тот день, когда я ехал в Альпах и далеко впереди я видел мотоцикл с коляской. Едва я думал его догнать, как он, наверное, увидел меня в зеркале заднего вида и прибавил газу, и всё что мне оставалось это держаться за ним. И только в плотном дорожном движении я смог поравняться с ним. Это был БМВ К100 с наклоняемой коляской, с женой и ребёнком в ней. Сейчас в этой стране есть только одна компания, которая продает мотоциклы с коляской: русский Урал. И дюжина американских компаний производящих или импортирующих коляски, затраты на покупку которых могут сильно различаться.


Работник Урала Альберт Менци едет с поднятой коляской с женой Рут Последнее замечание: хотя мотоциклы с коляской есть в коллекциях многих автомобильных музеев, есть только один музей, который, как я знаю, посвящен только истории мотоциклов с коляской, это международный музей мотоциклов с колясками Константино Фронталини рядом с Чиньоли в итальянской провинции Марчелата. Посетите сайт, sidecar.it, и вы не будете разочарованы — знание итальянского языка будет полезно, хотя картинки всё-таки нуждаются в небольшом объяснении.

Прикрепление коляски Если вы думаете о том, чтобы закрепить третье колесо на своем мотоцикле, вам лучше узнать все о схождении и развале и смещении колеса коляски относительно заднего колеса мотоцикла и о многих других измерениях. Относительно просто прицепить коляску, но непросто сделать это правильно. И если сделать всё неправильно, вы будете думать, почему эта чертова вещь так плохо едет. В этой стране коляску прикрепляют с правой стороны мотоцикла, позволяя водителю выглядывать вперед из-за грузовика и видеть, что там происходит. В Англии и других правосторонних странах, коляску крепят слева. Бедная английская девушка, чей бойфренд хочет проехать по континенту, потому что сейчас коляска с неправильной стороны, насколько водителю придётся высовываться увидеть, что за грузовиком.


Коляска типа equa-lean на повороте в долине Смерти в Калифорнии 1983 год Естественная физика мотоциклетного управления включая наклон, отменяется когда прикреплена коляска. Если только конечно у вас будет наклоняемая коляска, но не думаю, что кто-нибудь из производителей еще делает эту систему. Я прошел тысячу миль с коляской типа equa-lean 20 лет назад и мне очень понравилось. Но это, наверное, потому что в душе я больше мотоциклист, чем колясочник. Как только третье колесо прикреплено, фактор наклона уходит, и управление происходит поворотом переднего колеса. Поэтому мотоцикл с коляской управляется более по-автомобильному чем по-мотоциклетному.

Покупка или прикрепление коляски Серьёзно подумайте. Водить мотоцикл с коляской совсем другое, чем водить одиночку. На самом деле, вероятно, нет совсем ничего общего. Колясочники, как правило, приветливы и дружелюбны, поэтому я искренне советую новичку попытаться найти опытного наставника в окрестности и внимательно прислушаться к его советам. Самое большое собрание колясочников можно найти при помощи Американской Ассоциации Колясочников, которая устраивает ежегодные слеты и выпускает выходящий один раз в два месяца журнал Sidecarist. Связаться с ней можно через сайт sidecar.com Оставайтесь на связи и смотрите, если какой либо класс колясочников будет продаваться в вашей области. Подчеркну особенно: вы должны получить нужные инструкции.


БМВ с коляской Штайб Однако, насколько это возможно, я буду вам премного благодарен если вы начнете своё обучение без резких действий, и не будете переоценивать свои возможности. Самой большой проблемой является «подъем» коляски, который может произойти при движении в правом повороте или дуге. Простая физика объясняет то, что коляска поднимется вверх, а мотоцикл наклоняется в противоположном направлении от того, куда водитель хочет повернуть. Это весело для опытного колясочника и страшно для новичка, и его пассажиров. В 1997 году программа безопасности USCA Sidecar опубликовала 120-страничный фолиант, написанный в основном гениальным колясочником Дэвидом Хогом, названным «Вождение мотоцикла с коляской», 2-е издание.


Мотоцикл с коляской делает выезд на природу более приятным

оригинал статьи ridermagazine.com/2011/05/13/a-short-history-of-sidecars/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]