ТМЗ-53. Полноприводный мотоцикл, не добравшийся до полей сражений

Это был не первый раз, когда меня спрашивали об этой теме, поэтому я решил, что легче написать один раз, чем каждый раз рассказывать. Постараюсь кратко и понятно рассказать об основных типах главных и «ведущих» передач советско-российских мотоциклов с коляской.

Начнем с терминов.

Главная передача — это механизм, используемый для передачи крутящего момента на ведущие колеса (см. Рис). это «задний мост», это «ведущий мост».

Дифференциал (дифференциальный механизм) — механизм, который заставляет два колеса вращаться таким образом, что угловые скорости вращения обоих колес могут отличаться друг от друга и их взаимосвязь может быть нестабильной. Пояснительное видео:

Далее рассмотрим четыре основных типа конечной передачи. (Переделки, редкие предметы и прочую экзотику мы не рассматриваем). Мы расположим варианты в порядке возрастания «запрашиваемой цены». Нравится.

1. Главная передача без направляющей для инвалидной коляски. У мотоцикла с такой коробкой передач только одно ведущее колесо — заднее. Колесо коляски вращается свободно. Плюсы: Лучший из всех вариантов обращения (в умелых руках позволяет выполнять весь спектр трюков с инвалидной коляской). Простая конструкция. Меньший вес и расход топлива по сравнению с версией 2-4. Минусы: низкая проходимость. В рыхлой почве или болотах колесо быстро зарывается в песок и может поскользнуться. Коляска «застревает» в снегу».

2. Простой дифференциал. Устанавливается на мотоциклы МВ-750М, МВ-650, Днепр-12, Днер-16. Мотоцикл с этим GPU имеет привод на два колеса. Привод задних колес и колес коляски осуществляется через постоянно включенный дифференциал. Плюсы: большая проходимость на рыхлом грунте, песках и снеге. Хорошая управляемость (даже в дорожном движении). Объехать правые повороты проще, потому что коляска не надувается, как в вариантах 1 и 4. Минусы: Главный недостаток — в дифференциальном механизме, больший крутящий момент передается на колесо, которое легче поворачивается (см. Видео). Следовательно, если одно колесо начинает проскальзывать или застревать в воздухе, весь момент перейдет к нему, а второе колесо остановится. Кроме того, наличие направляющей для инвалидной коляски увеличивает вес, сложность конструкции и расход топлива.

3. Дифференциал заблокирован. Устанавливается на мотоцикл МВ-750. Более старая версия (по сравнению с простой Д.). Вышел из строя из-за появления реверса. От простой D отличается наличием запорного механизма. В заблокированном состоянии дифференциала оба колеса вращаются вместе, как если бы они были на одном валу. Это устраняет описанный выше «главный недостаток простого D». Плюсы: Максимальная проходимость. Возможность выбирать между максимальной проходимостью (за счет управляемости) и хорошей управляемостью (за счет проходимости). Недостатки: когда D заблокирован, управляемость и управляемость значительно ухудшаются. Остальные минусы такие же: вес, сложность, дороговизна.

4. Переключаемый, недифференциальный. «Экипировка», «Патруль» и «Патруль-Т» сейчас установлены на Урале». Мотоцикл с таким ГПУ может ездить как с одним (задним) ведущим колесом, так и с двумя. Привод кресла-коляски активируется вручную по мере необходимости и работает жестко (как при заблокированном D.). Плюсы: Самый современный вариант, позволяющий сочетать большую часть преимуществ Варианта 1 и некоторые из Вариантов 3. Возможность выбора между максимальной управляемостью (за счет фоновых навыков) и максимальными фоновыми навыками (за счет управляемости). Минусы: При подключении направляющей для инвалидных колясок значительно ухудшается управляемость и маневренность. Традиционно большой вес. Конструкция проще, чем варианты 2-3, но сложнее, чем варианты. 1. Во всех условиях (сцепленных или нет) недифференциальная тяга не дает тех же преимуществ для правши, что и варианты 2 и 3. При подключении привода коляски увеличение расхода топлива соизмеримо с вар. 2-3.

Общие примечания для всех опций: — Проблемы с прохождением по бездорожью и управляемостью ОЧЕНЬ существенно компенсируются мастерством водителя. — Разница в весе палуб при стандартной компоновке «инвалидной коляски» не имеет значения. В большинстве случаев на это можно не обращать внимания.

Осталось вспомнить, что есть и другие варианты полного привода инвалидной коляски. Самоделки из автомобильных мостов, дифференциалов Ирбитского завода, механизмов автоматической блокировки дифференциалов с помощью муфт свободного хода или вязкостной муфты, гидроприводов и т.д. Но это уже экзотика, потому что они редки, а их польза часто сомнительна.

В полноприводных мотоциклах нет ничего нового или необычного. Они были созданы очень давно на подобных машинах, в основном для участия в мотогонках раллийного типа. В первую очередь, это связано с тем, что такие модели намного лучше справляются с прохождением скоростных поворотов.

Однако, в отличие от полноприводных автомобилей, у полноприводного мотоцикла нет полноприводного переднего колеса. На наиболее распространенных моделях этого типа марок Yamaha и KTM только 20% мощности передается на переднее колесо. Компании Кристини удалось создать велосипед, который передает 50 процентов мощности на переднее колесо, но это значительно увеличило вес автомобиля. Что всему этому могут противопоставить отечественные модели? Мы сейчас поговорим обо всех достоинствах и недостатках полноприводного мотоцикла Урал.

Когда появился первый полноприводный мопед

Впервые модель была продемонстрирована в 1924 году в Великобритании. Долгие годы он был единственным. И только спустя почти 3 десятилетия был создан знаменитый байк Rokon. Принцип его действия основан на передаче крутящего момента на переднее колесо через две цепи.

Несмотря на отсутствие подвески, байк отлично себя чувствовал на пересеченной местности. Вес такой машины не доходил даже до 100 кг. Этот мотоцикл очень популярен в наше время.

Видеообзор мотоцикла Урал с коляской:

А что же насчет полноприводного Урала?

В принципе, официально такая машина никогда не выпускалась. Поэтому приобрести серийную модель не получится. Однако русскому мастеру удалось самостоятельно создать Урал с коляской-экскурсоводом, который хорошо справляется со сложными участками дороги. На такое транспортное средство монтируется радиатор с ВАЗ 2106, а также два дополнительных электровентилятора. Вам также понадобится батарея на 63 А и самодельная сдача.

Стоит сказать, что этот вариант агрегата для коляски Урал является наиболее универсальным и позволяет добиться отличных возможностей и надежности днища. В результате многие стали наследовать и копировать подобное творение, поэтому сейчас можно увидеть довольно большое количество таких автомобилей.

К сожалению, производители не всегда прислушиваются к пожеланиям покупателей, поэтому мотоцикл Урал с коляской еще не поступил в серийное производство. Что ж, возможно, через несколько лет его начнут выпускать массово, а пока стоит довольствоваться самодельными моделями.

Урал: главный по бездорожью. Феномен мотоциклов Ural или особенности двухколесного полного привода

Когда в конце 30-х годов прошлого века в СССР рассматривался проект производства тяжелых мотоциклов для нужд советской армии, никто и не подозревал, насколько глубокий культурный пласт закладывается в историю отечественный техники. Видимо, изначальное техническое задание, включающее требование к мотоциклам «Урал» доехать во что бы то ни стало, до сих пор не дает заводу, несмотря на все трудности, навсегда закрыть цеха

Откуда колеса растут

Стоит отметить, — и в этом месте людям с завышенными патриотическими ожиданиями советуем сделать глубокий вдох — что мотоциклы «Урал» — это не исконно русский продукт, а переработанная основа BMWR-71, состоявшего на вооружении вермахта. Пять мотоциклов этой модели были тайно закуплены правительством в Швеции, а затем переданы для изучения советским инженерам, после чего на базе московского было налажено опытное производство военных мотоциклов.

В то время подобное «перенятие опыта зарубежных товарищей» было в порядке вещей, и спустя пару лет американские производители Harley-Davidsonи Indian, преследующие схожие цели на военные заказы, сделали то же самое, и хорошо удавшийся немцам BMW R-71 был вновь разобран на винтики. В наши дни засудили бы еще на стадии прихода в голову подобных мыслей, нарушающих патентные права.

Прародитель и идейный вдохновитель советских инженеров BMW R-71

Как будто в этом есть что-то плохое.

Вон американцы летают в космос на переработанных идеях Циолковского, Королёва и фон Брауна – и ничего, нисколечко от этого не страдают.

А на мотоцикле Урал я ездил, когда жил в посёлке на побережье Камчатки. Уралы до сих пор в ходу в тех диких местах. Машина отлично оправдывает своё предназначение. Крепкая, проходимая, ремонтопригодная. Ломается? Да. В тяжелых условиях эксплуатации ломается любая техника, если её не обслуживать. Но для небогатых деревенских жителей в глубинке России мотоцикл с коляской вполне эффективный и востребованный транспорт.

Урал – наша марка!

К, так называемому, ирбитскому периоду истории «Урала» можно смело отнести вообще все время серийного производства мотоцикла, исключая пару первых месяцев. Как производство перенесли в конце октября 1941-го года на Урал, в город Ирбит, так оно там до сих пор и находится.

За всю, как на тот момент казалось, временную военную эвакуацию в Ирбитск ИВЗ успел поставить на фронт 9799 мотоциклов.

После же войны это количество техники решено было выпускать всего за полгода, для чего был разработан стратегический план развития. Согласно ему с 1953-го года началось экспортное производство «Уралов», достигшее пика в 70-80-ые года. Основными заказчиками были армия и правоохранительные органы, но оценили прикладной потенциал байкаи обычные люди.

Там же, где и не ломающиеся уралы.

Добавлено в 18:43

Уже не возьмут. Давно не возьмут. Еще лет 10 назад была тема: “и сели оппозитчики на своих японцев” – как раз было то время, когда последние упертые адепты отказались от этой помойки.

С разным успехом завод спокойно профункционировал до 1992 года, когда он стал акционерным обществом, а чуть позже — банкротом. Подобные падения, возрождения, смены владельцев и названий происходили непрерывно на протяжении всех следующих 20 лет. Все это время качество мотоциклов марки Ural (теперь уже латиницей) ни разу не заставило усомниться потенциальных покупателей в своем выборе. Люди уходят, металл ржавеет, а суровый характер, вполне сравнимый с «духом свободы» Harley-Davidson, остается.

Преимущества и недостатки транспортного средства

Среди основных причин, по которым Урал с выдающейся коляской пользуется большой популярностью, можно выделить:

  • отличная фоновая способность (вероятность где-то застрять практически нулевая);
  • хорошая грузоподъемность;
  • лучшее управление;
  • более плавная и мягкая динамика.

Но у полноприводного мотоцикла Урал есть и недостатки. Во-первых, это более сложная компоновка каркаса. Также нет возможности отсоединить коляску. В то же время преимуществ явно больше. Специально для тех, кто любит ездить на сложных участках дорог.

Реверс редуктор собственными руками: разновидности

Каждый хозяин, владелец участка, всегда желает обработать его лучшим образом, но для этого ему необходимо иметь хороший механизм для обработки; маленький трактор или же мотоблок. Его можно купить, если имеется в наличии достаточно средств. А если их пока нет? Выход есть!

Можно самому сконструировать механический агрегат — минитрактор, для работы на огороде, участке или на поле. Что же для этого нужно?

  • умение смастерить мотоблок;
  • детали для машины;
  • инструменты для работы.

Если же вы нуждаетесь в помощи, то в интернете вы сможете найти массу предложений и подсказок, как смастерить мотоблок своими руками.

Определение редуктора и его предназначение

Самой важной частью мотоблока является редуктор. Это главный привод всего механизма, с помощью которого работает сельскохозяйственный агрегат. Владельцу важно знать, что срок работы мотоблока зависит от редуктора, поэтому нужно выбирать качественный, надежный механизм.

Предназначение редуктора — преобразовывать и передавать крутящийся момент, который образуется от механической передачи и этим заставляет механизм машины работать.

Разновидности редукторов

Существует некоторые разновидности редукторов:

Устройство углового реверс редуктора

Это один из эффективных редукторов. Его задача: обеспечить стыковку трансмиссии с двигателем. Угловой редуктор владелец может усовершенствовать сам, что поможет увеличить мощность редуктора. Состоит механизм из:

  • корпуса генератора;
  • фланца;
  • фланцевого крепления;
  • шпонок и стальной шайбы;
  • шкивого крепления;
  • шкива, который имеет клиноременную передачу;
  • роторного вала;
  • фланцевого подшипника.

Чтобы сконструировать угловой редуктор, много знаний не понадобится. Здесь приемлемы даже минимальные навыки в его изготовлении.

Описание понижающего и шестеренчатого привода

Понижающий редуктор служит для понижения количества оборотов и максимального увеличения мощности. Этот вид редуктора является самым надежным и мощным, потому что он имеет специальную охлаждающую систему, которая используется для охлаждения воздух, поэтому мотоблоки способны выдержать большие нагрузки и могут выполнять разнообразные функции. При вспашке даже большие глыбы не являются для них препятствием.

Небольшой итог

Поэтому полноприводные мотоциклы незаменимы для тех, кому приходится часто передвигаться по сложным участкам дорог. Они отличаются повышенной проходимостью и надежностью. Среди наших моделей здесь выделяется Урал с полным приводом.

Такое транспортное средство способно легко обогнать практически любой участок дороги. Однако в массовое производство байк не пошел, поэтому стоит либо покупать его на вторичном рынке, либо самостоятельно модернизировать.

Фантастическое видео тест-драйв полноприводного мотоцикла Урал:

ГЛАВНАЯ ШЕСТЕРНЯ И ТРАНСМИССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ МОТОЦИКЛЕТНЫХ КОЛЯСКИ УРАЛ, БЫСТРОПРОХОДНЫЙ ДНЕПР

Внедорожные велосипеды имеют дополнительное сцепление с колесом коляски. На мотоцикле. «Днепр-16» имеет тормоз инвалидной коляски, установленный на правом кожухе редуктора инвалидной коляски, а также другую конструкцию поперечного карданного вала: вместо жесткой трубы используется стержень тяги, относительно тонкая сталь.

Главная передача с несимметричным цилиндрическим дифференциалом сконструирована на основе главной передачи, которая используется без дифференциала. Карданная передача (рис. 4.38),

шестерня, ее подшипники и картер взяты от базовой модели велосипеда. Манжета и капюшон такие же. Паз на левой ступице такой же, как у базовой модели. Все размеры присоединения главной передачи к колесу остались неизменными.

К картеру прикреплены дифференциал и коробка передач, которые образуют главную передачу мотоцикла повышенной проходимости. Вал карданный поперечный с двумя жесткими шарнирами, главная передача соединена с редуктором кресла-коляски. Дифференциал состоит из следующих основных частей: ведомой шестерни 8 и чашки 25, образующих корпус дифференциала, двух ступиц 13 и 28 с коронной шестерней, двух широких сателлитов 7 и двух узких 24 и их 4 осей 5. Чашка дифференциала он соединен с коническими зубчатыми колесами с помощью двух болтов, фиксируемых гнутыми шайбами, и двумя штифтами, вдавленными в выступы чашки и свободно входящими в отверстие шестерни. Эти штифты центрируют положение двух частей. Детали дифференциала 6 расположены в картере двигателя 9 (рис. 4.38). Правая ступица 28 заканчивается шлицевым кольцом, на котором размещена ведущая шестерня 29 редуктора, закрепленная стопорным кольцом 1. Ведущая шестерня соединена с ведомой шестерней 27, шток которой соединен с помощью шарнир кардана с поперечным карданным валом, идущим на шестерню редуктора коляски. Части корпуса главной передачи соединены картонными прокладками. Техническое обслуживание главной передачи и коробки передач заключается в проверке уровня масла и его своевременной замене. Уровень масла контролируется двухлинейными щупами, которые показывают максимальный и минимальный уровни. Тип масла и интервалы замены масла такие же, как у базовой модели.

Подшипники кардана смазываются шприцем через масленки, ввинченные в поперечины. Для смазки подшипников открутите крышки спицевым ключом.

Следует помнить, что колпачок со стороны главной передачи имеет левую резьбу, а со стороны шестерни — правую. Подвижный шлицевый шарнир поперечного приводного вала с вилкой кардана со стороны главной передачи также смазывается.

Рис. 4.38. Главная передача мотоцикла с боковым приводом коляски: 1 — стопорное кольцо; 2 — крышка шестерни; 3, 14 — втулки; 4 — крышка; 5 — ось сателлита; 6 — корпус дифференциала; 7 — широкий сателлит; 8 — коническая шестерня; 9 — роликовый подшипник; 10 — игольчатый подшипник; 11 — втулка картера; 12 — блок-картер; 13 — ступица левая; 15 — подшипник; 16 конических шестерен; 17 — орех грецкий; 18 — болт клиновой; 19 — карданный вал; 20 — эластичная муфта; 21, 31 — защитные колпачки; 22 — манжета; 23, 26, 30 — шариковые подшипники; 24 — узкий сателлит; 25 — чашка дифференциала; 27 — малая ведомая шестерня; 28 — ступица правая; 29 — ведущая шестерня

Рис. 4.39. Дифференциальный привод мотоциклов «Днепр-11/16»: 1 — болт, 2 — стопорная шайба; 3, 17, 29 — ролики; 4 — сателлит, 5, 11, 25 — пеленги; 6 — кольцо; 7 — гайка подшипника, 8, 27 — манжеты сальника, 9 — выходная шестерня; 10, 23 — шайбы; 12 — чашка дифференциала; 13 — паразитарное снаряжение; 14 — ось сателлитов; 15 — втулка; 16 — ведомая шестерня; 18 — стопорное кольцо; 19 — ступица правая; 20 — распорная втулка, 21 — игольчатый подшипник; 22 — зубчатое колесо; 24, 26 — сальник пружины; 28 — ступица левая

Рис. 4.40. Кожухи картера и дифференциала мотоциклов «Днепр-11/16″: 1.15 — винты; 2 — крышка; 3 — прокладка; 4 — дифференциальное покрытие; 5 — прокладка; 6 — прокладка; 7 — пробка; 8 — корпус дифференциала; 9 — прокладка; 10 — орех грецкий; 11.21 — шайбы, 12 — шпилька; 13 — масляный бак; 14 — кулачковая втулка; 16 — пробка вентиляционная; 17 — зонд; 18 — блок-картер; 19 — втулка; 20 — скоба; 22 — болт; 23 — сальник пружины; 24 — хомут сальника; 25 — крышка сальника

Рис. 4.41. Редуктор кресла-коляски: 1 — рычаг подвески кресла-коляски; 2 — ведомая шестерня; 3,12,14- шариковые подшипники; 4, 8, 15 — манжеты; 5 — втулка; 6 — колесная ось коляски; 7 — крышка манжеты; 10 — крышка правая; 11 — ведущая шестерня; 13 — картер коробки передач; 16 — болт клиновой; 17 — защитный колпак; 18 — карданный вал; 19 — орех грецкий; 20 — крышка левая; 21 — прокладка

Рис. 4.42. Редуктор с торсионным валом для мотоциклов «Днепр-11/16»: 1,22 — гайки; 2 — шайба специальная; 3 — ось тележки; 4, 9, 19, 31, 33 — подшипники; 5, 27 — сальник пружины; 6, 26 — манжеты сальника; 7 — втулка; 8 — ведомая шестерня; 10 — отражатель; 11, 21 — шплинты; 12 — штифт, 13 — масленка; 14 — карданный вал; 15 — карданный палец; 16 — карданная поперечина; 17 — кольцо кардана; 18 — кольцо-держатель; 20 — стопорное кольцо; 23 — стиральная машина; 24 — болт клиновой; 25 — карданный палец; 28 — гайка шестерни; 29 — кольцо; 30 — шайба регулировочная; 32 — распорная втулка; 34 — малая шестерня; 35, 36 — уплотнения; 37 — карданный колпак

Как изготовить привод колеса коляски на свечную раму ?!

Долго смотрел на данную конструкцию ( https://oppozit.ru/post_98291.html ), и решил реализовывать её на своём М62. В целом механизм потянем. Но вот способ креплением задней оси, для меня не ясн.

Интересует мнение знатоков приводных колясок, толковых токарей и просто технически грамотных сотоварищей, о том как реализовано крепление задней оси. Да и просто мысли на тему о том как грамотнее и с меньшими потерями реализовать сей замысел.

С своей стороны, по завершению реализации данного проекта, выложу полный тех процесс пошагово, в общий доступ, с максимальной детализацией.

Цель — получение жёстко подключаемого привода (не постоянного) колеса коляски, для свечной подвески, бездифференциального, максимально простого в изготовлении, на основе стандартных комплектующих, и максимально практичного.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]