BAJAJ Pulsar NS 200 (NS200) – технические характеристики индийского закоса под спорт


Индус с австрийскими корнями, выпускаемый под названием Bajaj Pulsar NS200 — очень интересный байк. Производится этот малокубатурный байк в Индии, на том же заводе, что и младшие модели компании KTM, и от большинства других лёгких мотоциклов родом из Азии его отличают современность и технологичность. С теми же KTM Duke серий 200 и 390 у него много общего, и это — одно из весомых достоинств выходца из Индии. Цена у него при этом осталась вполне индийская, то есть доступная широкому кругу покупателей.

Дизайн


На вид Баджадж Пульсар 200 очень неплох. Современный дизайн без свойственных китайским мотоциклам дешёвых «излишеств», агрессивно задранный хвост, хищный силуэт… Над внешностью байка поработали на славу. Выглядит «Пульсар» стильно, но в то же время лаконично. Эдакий городской нейкид в лучших традициях последних лет, который не пытается быть похожим на именитые модели других производителей.

и достоинства

Мотоцикл в принципе имеет целостный характер, в отличие от многих китайских моделей, прославившихся явными «недоделками».

К плюсам относят:

  • отсутствие вибраций несмотря на 1 цилиндр;
  • цена китайская, а качество австрийское;
  • низкий центр тяжести;
  • манёвренность.

Технические характеристики Bajaj Pulsar NS200

Для такого малыша технические характеристики у Bajaj Pulsar действительно выдающиеся. В мотоцикле нашли применение современные технологии, что и отличает его от орды китайских малокубатурников, построенных по одним и тем же лекалам, устаревшим ещё четверть века назад. В сочетании с адекватной ценой «Пульсар» вообще выглядит одной из лучших моделей в своём классе.

Двигатель


Он имеет много общего с силовыми агрегатами, устанавливаемыми на мотоциклы KTM. 4 клапана на цилиндр, объем 199 см3, жидкостное охлаждение, три свечи — это вам не очередной китайский моторчик, скопированный с древнего «японца» 30-летней давности. Двигатель Bajaj Pulsar 200 развивает максимальную мощность в 23,5 лошадиных сил и крутящий момент в 18,3 Нм, разгоняя байк до 135 км/ч. Единственное, что выбивается из общей картины — карбюратор. Индусы всё-таки сэкономили и решили не ставить инжектор, но и без него «Пульсар» очень неплох. Зато модель оснастили нормальным масляным фильтром вместо китайской «сетки», и штатными дугами безопасности, защищающими мотор от повреждения в случае падения. С 0 до 100 км/ч Pulsar разгоняется менее, чем за 10 секунд.

Трансмиссия

Всего передач 6, как в любом другом современном мотоцикле. Передаточные числа короткие, так что щёлкать КПП придётся часто, но это плата за достойную разгонную динамику. Как показывает практика, «Пульсар» в городском потоке чувствует себя не менее уверенно, чем большие байки, а сквозь дорожные пробки просачивается даже лучше, чем большинство из них.

Ходовая часть и тормоза

Диагональная стальная рама обладает высоким запасом прочности. Спереди установлена стандартная вилка-телескоп, сзади — моноамортизатор производства Nitrox с регулировкой жёсткости. На обоих колёсах стоят лепестковые тормозные диски (280мм спереди и 230мм сзади) с суппортами Bybre. Учитывая скромную массу мотоцикла Pulsar, эффективности его тормозной системе хватает за глаза.

Электроника


Наивно было бы ожидать от бюджетного мотоцикла каких-либо вспомогательных электронных систем. Тут их нет, вся электроника привычна любому мотоциклисту, хотя бы раз ковырявшемуся с проводами своего стального коня. Упоминания заслуживает разве что головная фара — свет она даёт неплохой. Направленный световой пучок уверенно рассеивает темноту и обеспечивает достойный обзор на ночных дорогах.

Вес и габариты

Сухая масса Bajaj Pulsar 200NS достигает 145 кг. Этот показатель можно назвать средним по меркам класса, но мощный двигатель нивелирует слегка избыточный вес. Субъективно мотоцикл тяжёлым не кажется, а на ходу его масса и вовсе не ощущается. И он отличается скромными размерами — высота, длина и ширина составляют 198, 108 и 70 сантиметров соответственно.

Управляемость


Благодаря продуманной до мелочей конструкции и умеренным массогабаритным характеристикам «Пульсар» управляется сказочно легко. Многие опытные байкеры, привыкшие свысока посматривать на малокубатурники, после поездки на нём признают, что у этого индийского мотоцикла есть свой характер, и великолепная управляемость вкупе с хорошей динамикой является его главным достоинством.

Расход топлива

Зависит он от условий езды. В городе или на трассе, если из байка выжимать всё, на что он способен, расход бензина может дойти и до 4 литров на 100 км, но при спокойной езде он не превысит 2,5-3 литров. Учитывая объём бензобака в 12 литров, этого вполне достаточно для городского мотоцикла. Если бы компания Bajaj расщедрилась на инжектор вместо карбюратора, расход мог бы быть ещё меньше. Производитель рекомендует заливать АИ-92 или АИ-95.

Ходовые характеристики

Заявленная разработчиками скорость — 135 км/час. Но пользователи отмечают что если пересчитать передаточные числа КПП — выходит 151 км/час. Правда, отсутствие ветрозащиты будет создавать определённые проблемы.

Комфортный крейсер — 120 км/час.

Разгон до сотни

Разгон с места до 100 км/час не впечатляет — 9.3 сек.

Расход топлива

Расход сравнительно небольшой — 2.03 л на 100 км.

Цена мотоцикла


Новенький Bajaj Pulsar обойдётся в сумму порядка 150 тысяч рублей, в зависимости от салона. Этих денег он стоит, потому что единственной достойной альтернативой в эту сумму являются древние 400-кубовые «японцы». Ну а подержанный экземпляр можно найти и за 80-100 тысяч рублей.

Недостатки

Трудно найти недостатки в мотоцикле хорошего качества, предлагаемого дешевле японских аналогов.

Минус пользователи отмечают один — 3 свечи зажигания на 1 горшок, это явный перебор.

Производители отмечают, что таким образом улучшается процесс сгорания топлива, а следовательно растёт экономичность.

Тем не менее, три свечи на цилиндр — стандартная практика для Bajaj, вне зависимости от того, что используется на входе. Карбюратор или инжектор.

Ремонт и тюнинг

Малокубатурный «Баджадж» ломает стереотипы о том, что бюджетные азиатские байки рассыпаются на ходу сразу после того, как покинут дилерский салон. Ломаться этот недорогой выходец из Индии почему-то упрямо не желает, и при своевременном обслуживании он будет исправно бегать год за годом, наматывая на колёса километры. Некоторые владельцы даже вкладываются в тюнинг, подгоняя байк под себя.

Ремонт


Каких-то специфических или часто встречающихся поломок у мотоцикла Bajaj Pulsar нет. Но благодаря простой конструкции его можно без проблем ремонтировать своими силами. Никакого специального инструмента для этого не потребуется, хватит любого стандартного набора, который можно купить в ближайшем магазине автозапчастей.

Запчасти

Стоят они недорого, и найти их в наличии труда обычно не составляет. Некоторые элементы двигателя и трансмиссии подходят от байков KTM, но ценник на австрийские детали выше, чем на индийские.

Тюнинг

Чаще всего владельцы оснащают «Пульсар» ветровым стеклом, защитными клетками, слайдерами и другими мелочами. Ввиду бюджетности байка мало кто тратит на тюнинг крупные суммы, к тому же «Баджадж» и так хорош, без всяких улучшений.

Конструкция

Поскольку у индийцев огромный опыт в сборке Дюк 200, то выбор материалов или геометрии практически не составил трудностей. Пульсар строится на стальной пространственной раме, что провоцирует увеличение веса, но существенно «приземляет» центр тяжести. Благодаря тесному сотрудничеству с австрийцами управляемость и маневренность также не создают проблем.

Для упрощения конструкции инженеры отказались от полной модернизации подвески, поэтому ее тело выполнено по классической схеме.

Переднее колесо прикрепляется к раме через стандартную телескопическую подвеску с сечением перьев 37 мм. Заднее крепится через один амортизатор и маятниковую основу. Гидравлика подвески полностью позаимствована у Дюка, также австриец подарил Пульсару и дополнительную пневмоподдержку задней оси.

Плюсы и минусы


«Баджадж Пульсар 200» — отлично сбалансированный байк. Он относится к бюджетному сегменту, но достоинств у него куда больше, чем недостатков, и за умеренную цену покупатели получают достойный лёгкий мотоцикл.

Преимущества

  • Сочетание цены и качества. При умеренной стоимости «Баджадж» на две головы превосходит подавляющее большинство китайских конкурентов.
  • Технологичность. Мотор, схожий с таковым у KTM Дюк 200, 6-ступенчатая трансмиссия, цепкие тормоза и бодрая динамика позволяют владельцу «Баджаджа» уверенно чувствовать себя на дороге.
  • Надёжность. Модель лишена «детских болячек», и, по отзывам, поломки у неё редки.
  • Невысокая стоимость содержания. Запчасти, тюнинг и расходные материалы стоят недорого.
  • Высокая максимальная скорость. Bajaj Pulsar действительно способен развить заявленную производителем максимальную скорость в 135 км/ч.

Недостатки

  • Короткие передачи. Переключать их в режиме городской езды придётся часто.
  • Слабое сцепление. Оно очень требовательно к маслу и соблюдению моментов затяжки, что нужно всегда помнить при обслуживании байка.
  • Проблема с коммутатором. На ранних экземплярах он иногда выходил из строя, но этот недостаток уже давно устранили.

Хорошее не вызывает желания написать, поэтому давно ничего не было, но вот накопилось по мелочи всякого разного, поэтому на отраду японоводам буду жечь глаголом. — Коробка, которой я так восхищался, решила подпортить впечатление — при переходе с четвертой на пятой, передачу может выбить обратно на 4. Тут может играть свою роль то, что щелкаю я передачи очень быстро, а ход у сцепления весьма длинный, и схватывает оно в самом конце. — Резина. Надо менять однозначно — проскальзывает вповоротах, если закладывать мотоцикл слишком низко. — Скрип в передней части — после тренировки в стиле джимханы появился скрип, который я пока не могу идентифицировать — толи в рулевой, толи в оси колеса. Скрипит противно, и не всегда. — Отвалилось крепление успокоителя цепи, в результате он лежал на цепи. Закрутил новый винт. — Мощности пружины центральной подножки не хватает, чтобы вернуть её место. Спасибо ребятам из сервиса, показали, как правильно ставить на нее.

— Перестал работать датчик подножки. Т.е. значок горит, а двигатель не глохнет. Теперь можно кататься, не убирая боковую) — Датчик топлива решил пошутить, начал мигать, что пора на заправку, и при этом показывал одну полоску. Я решил поверить полоске, и в результате с ней же и заглох с пустым баком, но к счастью, полным резервом. Вот фотки для перерыва в чтении)

Есть защита бака с завода — удобно!

Подсветка действительно очень красивая

Подсос, на текущую жару я его даже и не использую

Боковые дуги. Он один раз упал с подножки, дуги в целом помогли, но фиксатор подножки пассажира сломался.

В середине всего этого должно было быть плановое ТО, но официальный сервис сообщил, что обслуживанием он не занимается (WTF?), и отправил к дилеру. За замену масла и протяжку, 2500 за работу, мне показалось многовато, поэтому сделал все сам. На ютубе есть хорошее видео, где процесс замены показан от и до. Добавлю, что фильтр грубой очистки лучше достать сразу, сливаться будет быстрее, а масляный фильр — извлечь, зацепив чем-то типа проволоки с уголком на конце. Теперь совсем о грустном, то бишь о максималке. Обкатка то конечно до 2000, но чтобы набрать 135 км/ч нужно много терпения. При первом разгоне до максимума у меня сложилось зеркало, как бы намекая, что не для трасс этот мотоцикл, совсем не для трасс. Какие там 145, 175 и т.п. Откуда? Обгоны на нем повеселее, чем на Ебре, но начиная со 100 км/ч это выглядит примерно так — Дорогой, ну давай ускоримся. — Ну ок, вот тебе +10км/ч. — Еще хочу! Давай только резче — Нет, терпение, вот тебе еще 10, а потом попробуй покрутить еще После 120 скисает совсем, и начинается очень плавный плавный набор скорости. К этому добавляется сопротивление воздуха, и мотоцикл не дает уверенности в своей устойчивости на дороге, немного побалтываясь. Обгон авто на трассе происходит без запаса скорости, и не быстро. Т.е. вы не вжууух, и пронеслись мимо идущей 100-110 км/ч машины, а степенно проехали. И если водитель возжелает с вами погоняться, то… ну грустно будет, что. Собственная самооценка от этого точно не поднимется) Если стараться ехать быстро, то необходимо держать обороты в районе 8-9 тысяч, не уверен, что такой режим будет нравится малышу. Теперь за здравие. Благодаря габаритам, это идеальный пробкопрошиватель. Позволяет не опускать ноги там, где притормазживает суперфура. Я правда уже снес одно зеркало, но тут уж сам виноват — слишком увлекся процессом. При этом пульсар совсем не невидимка, как ебр, даже ближний свет водители вполне замечают и уступают. Динамика до 80 км/ч идеальна для города, в меру резкая чтобы обогнать, проскочить в щель или междурядье, и в тоже время она не настолько подрывная, чтобы чуть открутив, уехать в столб или машину. Сочетание передний+задний тормоза+торможение двигателем показывают отличные результаты. Оттормазживается на ура, после замены резины будет еще лучше. Передний тормоз отлично работает при езде в междурядье, но задний блокирует колесо рановато. В остальном, проблем никаких. Расход радует — 10 литров — ровно 300 км. Успел побывать в двух мини-ДТП. В первом в меня вьехал сзади Ссанйонг на кпп родной работы, сломал катафот и помял номер. А во втором Инфинити думал-думал, куда ему свернуть, и решил, что в меня будет лучше всего, благо маленькие скорости и наши с водителем реакции заставили пострадать только шов мотобота. Лейтмотив водителей обоих случаев «А я не посмотрел». К слову день с Инфинити был с магнитными бурями, не иначе. После мини-дтп я увидел сбитого насмерть человека по пути домой, и уже возвращаясь из гаража на авто, прямо передо мной пилоту на кавасаки не уступила пятнашка, на Т образном перекрестке. К счастью, он не успел разогнаться. Смотрелось это из машины страшно, поскольку на секунду пилот оказался под машиной. К счастью жив, без переломов, но мотоцикл ушел под списание. А восстановили его только неделю назад. Вот так тоже бывает. Друзья, будьте аккуратны, и не спешите. Наверху принимают круглосуточно.

Отзывы владельцев

Про Баджаджи вообще не знал, искал себе китайца бюджетного, посматривал в сторону б/у японцев, но бюджет поджимал. В итоге в салоне увидел Pulsar случайно, когда поехал смотреть другой мот. Расспросил менеджеров, те рассказали, что мот с мотором от КТМ, собирается на заводе Кавасаки. Впечатлился. Посидел, примерился, на следующий день вернулся с деньгами и купил. Откатал два полных сезона, поломок нет, упал разок на бок — пластик выдержал. Мот очень надёжный. Сергей, Москва.

Живу в Индии, тут без своего байка никуда. Купил Pulsar новый в прошлом году, за это время накатал 20+ тыс км уже по убитым индийским дорогам, за это время поменял только сцепление, оно в лютых местных пробках постоянно работает. Мотор не перегревается даже в жару +40. Динамики за глаза хватает, тормоза хваткие. Анатолий, Дели.

Купил Пульсар НС 200 с рук, с пробегом в 12к и кучей тюнинга — предыдущий хозяин на нём в Крым дважды катался. С пассажиром и грузом тянет нормально, крейсер в 110 кмч держит уверенно. С ростом в 182 см сидеть удобно, пассажирское место тесное. С расходкой проблем нет, с запчастями тоже. Лью 92-й бенз, расход выше заявленного, но больше, чем 3,5 литра не поднимался ни разу. Дмитрий, Лобня.

Обзор и тест-драйв Bajaj Pulsar NS 200 NEW

Не знаю как вы, а я не часто замечаю изменения в женщине. Новая прическа и прочие старания скрасить невыносимость наших будней разбиваются о мою твердолобость. Ты ничего не заметил? Нет! Нет! И ещё раз нет! Тоже и с новым Bajaj Pulsar NS 200. Индийцы на славу потрудились, чтобы сделать мотоцикл привлекательнее, но большинство мотоциклистов не признают обновления. А я вижу.

Во-первых, окраска. Вместо пёстрых аляпистых принтов, приклеенных чуть ли не поверх лака – сочные глянцевые выкрасы, сочетающиеся со стильными полуматовыми вставками и строгой графики. Растут! КТМ, конечно, остается на шаг впереди, но Бажаж здорово выросли в плане стилистического оформления.

Видеоверсия тест-драйва Bajaj Pulsar NS200 2019:

Отдельным плюсом в копилку – яркие страйпы на колесных дисках, повторяющие основной цвет мотоцикла. Ещё одна доработка нынешнего обновления, сделавшая облик нового Pulsar NS 200 свежее. Хороши и цвета – желтый и красный, черный, серый и белый, никаких «богатых» металликов, никаких кошмарных пятен и полосок, в таком костюме не стыдно входить в Европу через прорубленное окно.

А вот плуг спорный. Да, яркое желтое пятно под брюхом делает облик интереснее, но в наших реалиях красота быстро расколется о бесчувственный бордюрный камень или бревно. Даром, что NS 200 дорожный мотоцикл, на его пути частенько встречаются подобные испытания.


В новой версии Пульсар обзавёлся стильными полосками на колёсных дисках

Изменилась и приборная панель, вернее свечение подсветки. Вместо оранжево-желтого фон светится голубым. Читаемость осталась достойной, так что это изменение совсем уж на любителя – лично мне симпатичнее красный. В остальном все привычно – крупный аналоговый тахометр, пара монохромных мониторов и набор контрольных ламп, достаточно информативно и читаемо даже для мотоцикла классом повыше. Индийские корни выдает лишь ярко-синий логотип, перекрикивающий пиктограмму дальнего света, не перестаю ужасаться этой фишке.


Неуместный синий логотип Bajaj с непривычки можно перепутать с индикатором дальнего света

Помимо этого BAJAJ Pulsar NS 200 NEW получил новую резину. Размерность та же, изменился поставщик. Вместо Eurogrip, приставка «евро» в котором не выходила дальше названия, покрышки на конвейер поставляет ещё менее известная компания MRF. На качестве перемены не сказались, разве что шуметь они стали поменьше.

В остальном мотоцикл точь в точь похож на тот, что я тестировал несколько лет назад. Тогда Bajaj только заходил на российский рынок и Pulsar был одним из первых индийских мотоциклов, пришедших к нам после «Энфилда». Интересный мотоцикл за разумные деньги, не европеец, но и далеко не китаец. Вот только рекомендовать его к покупке было как-то страшновато, мало ли что вылезет?


Предыдущее поколение NS200 уже успело доказать свою надёжность и неприхотливость

Не вылезло. За эти годы только среди моих друзей появилось несколько владельцев Pulsar, уверенно намотавшие не одну тысячу километров на одометр. Поэтому сейчас хвалить Bajaj Pulsar NS 200 не страшно. Больше того, сравнивая нынешнюю цену с ценой 2016 года понимаешь: несмотря на кажущуюся прибавку, Pulsar дорожал медленнее инфляции. Иными словами, дешевел.

С другой стороны, морально мотоцикл не молодел: сегодня отсутствие ABS на 200-кубовом мотоцикле ощущается острее, чем раньше, да и обратной связи от двухпоршневой плавающей скобы хочется больше, чем она может дать. А вот к подвескам претензий нет – классический телескоп и моноамортизатор с регулировкой преднатяга пружины неплохо настроены на заводе и достойно отрабатывают неровности.


Отсутствие ABS в 2022 году уже кажется архаизмом, тем не менее вопросов к тормозам нет

Неплох и мотор. Двухсоткубовую одностволку нужно постоянно крутить, но вибрации не досаждают – легкий зуд на руле и подножках ощущается лишь на высоких оборотах. Мотор вообще не назвать вибронагруженым. Нет вопросов и к конструкции – три свечи на цилиндр не открыли новых горизонтов, но и хуже от них никому не стало, главное, что ресурс у двигателя остался приличным.


Не стоит забывать про фирменную фишку Bajaj – три свечи на цилиндр

Сцепление легкое, что скорее хорошо – в пробках рука не устает, да и коробка, педаль которой нужно постоянно массировать, радует внятностью переключений. В итоге Pulsar NS 200 2022 позволяет опережать поток со светофора и уверенно держаться даже на широких и свободных магистралях. Неплохо выглядит и шасси: стальная рама, сваренная из стальных штамповок, не слишком жёсткая, но и не плывет, а мотоцикл в целом не кажется излишне тяжёлым.


Ещё одной необычной фишкой является крепление клипонов через демпфер, благодаря чему вибрации на руле почти не заметны

Не хватает харизмы? Идите в салон КТМ за Duke 200/250 или Husqvarna Vitpilen 401. Pulsar NS 200 – не про эмоции, этот мотоцикл создан для ежедневной езды. Комфортной, уверенной и очень разной, от поездок на работу до небольших путешествий. Его автомобильными аналогами хочется назвать какие-нибудь «Логаны» или «Солярисы», не самые харизматичные, зато доступные и надёжные ведра, способные работать в такси или помногу лет возить вас на дачу, не требуя ничего, кроме бензина и периодического обслуживания, стоимость которого не бьёт по бюджету.


Новый Pulsar доступен в четырёх цветовых исполнениях: чёрно-жёлтый, чёрный, чёрно-белый и ярко красный

Так хороший ли BAJAJ Pulsar NS 200 NEW мотоцикл? Сложив надёжность, вменяемый прайс, удобные кредитные программы и неплохие характеристики получается чуть ли не идеальный кандидат на роль первого мотоцикла. Причем не для абстрактного юзернейма, а для нормального, среднестатистического соотечественника с зарплатой в 35 тысяч.

Но я бы себе такой не взял, ведь в отличие от машины, мотоцикл – это про эмоции, про страсть и чувства, с которыми стоимость ТО у дилера и способность годами ездить без поломок отходит на второй план. А вот страсти в нем так и не появилось: обновленный Pulsar NS 200 хоть и стал выглядеть интереснее, не заставляет обернуться, по пути от парковки к подъезду, он не будет сниться по ночам. Устраивает? Тогда вперёд!

Фотографии Bajaj Pulsar NS200 2022:

Вывод

Bajaj Pulsar — один из лучших мотоциклов в своей ценовой категории. Он стоит дороже большинства «китайцев», но всё равно намного дешевле «японцев» и «европейцев», схожих с ним по характеристикам. К тому же «Баджадж» — известный мировой бренд, распространённый на всех континентах и стабильно поддерживающий все выпускаемые модели запчастями. Своих денег этот байк определённо стоит, даже не сомневайтесь.

Технические характеристики

Максимальная мощность двигателя:23,52 л/с при 9500 об/мин Л.с.
Крутящий момент:18,3 Н.м при 8000 об/мин Нм
Рабочий объем:199.5 см3
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов):4-тактный. SOHC 4 клапана жидкостное охлаждение 3 свечи на цилиндр
Количество цилиндров:1
Кол-во клапанов:
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор):
Диаметр цилиндра и ход поршня:
Система запуска (Электростартер, кик-стартер):
Максимальная скорость в км/ч:136 км/ч
Система охлаждения:Воздушное
Трансмиссия (коробка передач):Механическая 6-ступенчатая
Сцепление (Сухое / В масляной ванне):
Привод:Цепь
Рама:Стальная диагональная рама из штампованных элементов
Ходовая часть
Подвеска (Ход передней / задней):
Тормоза (Впереди / сзади):
Колеса / Шины / Резина:
Размеры и масса
Габариты (Длина / Ширина):
Высота по седлу:
Дорожный просвет:
Снаряженная масса:
Колесная база:1363 мм
Вес:152 кг
Емкость топливного бака:12 л.
Ёмкость аккумулятора:
Года выпуска:
Страна производства:

Размеры и вес

Сухая масса — 145 кг.

Габариты:

  • в длину — 2 018 мм;
  • в ширину — 717 мм;
  • в высоту — 1 196 мм;

Высота по седлу — 806 мм.

Колёсная база — 1364 мм.

Клиренс — 168 мм.

Для кого предназначен?

Посадка на байке прямая, при этом во время езды руки не напрягаются и спина не устает.

По мнению пользователей, удобнее всего на мотоцикле будет седокам чей рост составляет 170 и выше сантиметров. Интересно что рекомендации для австрийского коллеги ограничиваются 170, а не начинаются с них.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]