Статья списка Викимедиа
Fédération Internationale de Motocyclisme Гран-при чемпионата мира по шоссейным гонкам |
Сводка текущего сезона |
Чемпионат мира по MotoGP 2022 Чемпионат мира по Moto2 2020 Чемпионат мира по Moto3 2022 Чемпионат мира по мототехнике 2020 г. |
Статьи по Теме |
Классы соревнований MotoGP Moto2 · Moto3 MotoE |
Списки |
Всадники (Чемпионы · Победители гонок · Полеситтеры 500cc / MotoGP · Записи · MotoGP Legends) Конструкторы (Чемпионы · Победители гонок 500cc / MotoGP) Команды (Чемпионы) Сезоны · Гран-при |
Джакомо Агостини, выигравший 15 чемпионатов мира по мотоциклам
Гран-при мотогонок это главный чемпионат мотоцикл шоссейные гонки, который был разделен на три класса с момента Сезон 1990 года: 125cc, 250cc и MotoGP, с добавлением MotoE, класс электрических мотоциклов, в 2022 году. Классы, которые были прекращены, включают 350сс и 50сс / 80сс.[1] Гран-при чемпионата мира по шоссейным гонкам учрежден в г. 1949 руководящим органом спорта Fédération Internationale de Motocyclisme (FIM) и является старейшим чемпионатом мира по автоспорту.[2]
Когда чемпионат стартовал в 1949 году, было четыре класса; 500cc, 350cc, 250cc и 125cc. Класс 50сс был представлен в 1962 сезон. Из-за роста затрат, в результате которого ряд производителей покинул чемпионат, FIM ограничила байки 50cc одним цилиндрвелосипеды с объемом двигателя 125 и 250 куб. см были ограничены двумя цилиндрами, а мотоциклы с объемом двигателя 350 куб. см и 500 куб. см — четырьмя цилиндрами. Класс 350cc был прекращен в 1982; два года спустя класс 50сс был заменен классом 80сс, который был прекращен в 1989. В 2002, Байки 990 куб. См заменили байки объемом 500 куб. См, и этот класс был переименован в MotoGP.[3] Велосипеды 600cc заменили байки 250cc в 2010 сезон, и класс был переименован в Moto2.[4]
Джакомо Агостинис 15 победами выиграл большинство чемпионатов мира. Анхель Ньето занимает второе место с 13 чемпионатами мира и Валентино Росси, Майк Хейлвуд и Карло Уббиали занимают третье место с 9 чемпионатами мира.[5] Агостини является рекордсменом по количеству побед в классах 500cc / MotoGP и 350cc, выиграв восемь и семь чемпионатов мира соответственно. Фил Рид и Макс Бьяджи выиграли наибольшее количество чемпионатов в классе 250cc / Moto2, по четыре победы в каждом. Ньето выиграл больше всего чемпионатов в классах 125сс и 50сс / 80сс, одержав семь и шесть побед соответственно.[6]
Чемпионы
Всадником
Гран-при мотогонок чемпионы мира
Классифицировать | Всадник | Страна | Выигрышный период | MotoGP / 500cc | 350 куб. См | Moto2 / 250cc | Moto3 / 125cc | 80 см3 / 50 см | MotoE | Общий |
1 | Джакомо Агостини | Италия | 1966–1975 | 8 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 15 |
2 | Анхель Ньето | Испания | 1969–1984 | 0 | 0 | 0 | 7 | 6 | 0 | 13 |
3 | Валентино Росси | Италия | 1997–2009 | 7 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 9 |
4 | Майк Хейлвуд | объединенное Королевство | 1961–1967 | 4 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 9 |
5 | Карло Уббиали | Италия | 1951–1960 | 0 | 0 | 3 | 6 | 0 | 0 | 9 |
6 | Марк Маркес | Испания | 2010–2019 | 6 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 8 |
7 | Джон Сёртиз | объединенное Королевство | 1956–1960 | 4 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 |
8 | Фил Рид | объединенное Королевство | 1964–1974 | 2 | 0 | 4 | 1 | 0 | 0 | 7 |
9 | Джефф Дьюк | объединенное Королевство | 1951–1955 | 4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
10 | Джим Редман | Родезия | 1962–1965 | 0 | 4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 6 |
11 | Мик Духан | Австралия | 1994–1998 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
12 | Хорхе Лоренцо | Испания | 2006–2015 | 3 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 5 |
13 | Антон Манг | Германия | 1980–1987 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 |
14 | Эдди Лоусон | Соединенные Штаты | 1984–1989 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
15 | Корк Баллингтон | Южная Африка | 1978–1979 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 4 |
16 | Вальтер Вилла | Италия | 1974–1976 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 4 |
17 | Макс Бьяджи | Италия | 1994–1997 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 4 |
18 | Хью Андерсон | Новая Зеландия | 1963–1965 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 |
19 | Хорхе Мартинес | Испания | 1986–1988 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 4 |
20 | Стефан Дёрфлингер | Швейцария | 1982–1985 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 0 | 4 |
21 | Кенни Робертс | Соединенные Штаты | 1978–1980 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
21 | Уэйн Рейни | Соединенные Штаты | 1990–1992 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
23 | Фредди Спенсер | Соединенные Штаты | 1983–1985 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
24 | Бруно Руффо | Италия | 1949–1951 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 |
24 | Вернер Хаас | Германия | 1953–1954 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 |
24 | Лука Кадалора | Италия | 1986–1992 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 |
24 | Дани Педроса | Испания | 2003–2005 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 |
28 | Лорис Капиросси | Италия | 1990–1998 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 |
29 | Луиджи Тавери | Швейцария | 1962–1966 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
29 | Пьер Паоло Бьянки | Италия | 1976–1980 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
31 | Ханс Георг Аншайдт | Германия | 1966–1968 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 |
32 | Эухенио Лаццарини | Италия | 1978–1980 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 3 |
33 | Умберто Мазетти | Италия | 1950–1952 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
33 | Барри Шин | объединенное Королевство | 1976–1977 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
33 | Кейси Стоунер | Австралия | 2007–2011 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
36 | Гэри Хокинг | Родезия и Ньясаленд | 1961 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
37 | Алекс Кривилле | Испания | 1989–1999 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
37 | Джоан Мир | Испания | 2017–2020 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
39 | Билл Ломас | объединенное Королевство | 1955–1956 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
39 | Фергус Андерсон | объединенное Королевство | 1953–1954 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
41 | Карлос Лавадо | Венесуэла | 1983–1986 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
41 | Сито Понс | Испания | 1988–1989 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
41 | Иоганн Зарко | Франция | 2015–2016 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
44 | Сесил Сэндфорд | объединенное Королевство | 1952–1957 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
44 | Тарквинио Провини | Италия | 1957–1958 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
44 | Дитер Браун | Германия | 1970–1973 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
44 | Мануэль Поджиали | Сан-Марино | 2001–2003 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
44 | Алекс Маркес | Испания | 2014–2019 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
49 | Кент Андерссон | Швеция | 1973–1974 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
49 | Фаусто Грезини | Италия | 1985–1987 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
49 | Кадзуто Саката | Япония | 1994–1998 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
49 | Харучика Аоки | Япония | 1995–1996 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
53 | Ян де Врис | Нидерланды | 1971–1973 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 |
53 | Рикардо Тормо | Испания | 1978–1981 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 |
55 | Лесли Грэм | объединенное Королевство | 1949 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Либеро Либерати | Италия | 1957 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Марко Лучинелли | Италия | 1981 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Франко Унчини | Италия | 1982 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Уэйн Гарднер | Австралия | 1987 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Кевин Шванц | Соединенные Штаты | 1993 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Кенни Робертс мл. | Соединенные Штаты | 2000 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Ники Хайден | Соединенные Штаты | 2006 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Фредди Фрит | объединенное Королевство | 1949 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Боб Фостер | объединенное Королевство | 1950 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Кейт Кэмпбелл | Австралия | 1957 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Джонни Чекотто | Венесуэла | 1975 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Такадзуми Катаяма | Япония | 1977 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Джон Экерольд | Южная Африка | 1980 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Дарио Амброзини | Италия | 1950 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Энрико Лоренцетти | Италия | 1952 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Герман Пауль Мюллер | Германия | 1955 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Родни Гулд | объединенное Королевство | 1970 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Кел Каррутерс | Австралия | 1969 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Ярно Сааринен | Финляндия | 1972 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Марио Лега | Италия | 1977 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Жан-Луи Турнадр | Франция | 1982 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Кристиан Саррон | Франция | 1984 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Джон Кочински | Соединенные Штаты | 1990 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Тэцуя Харада | Япония | 1993 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Оливье Жак | Франция | 2000 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Дайджиро Като | Япония | 2001 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Марко Меландри | Италия | 2002 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Марко Симончелли | Италия | 2008 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Хироши Аояма | Япония | 2009 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Тони Элиас | Испания | 2010 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Стефан Брэдл | Германия | 2011 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Пол Эспаргаро | Испания | 2013 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Эстев Рабат | Испания | 2014 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Франко Морбиделли | Италия | 2017 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Франческо Баньяйя | Италия | 2018 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Энеа Бастианини | Италия | 2020 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
92 | Нелло Пагани | Италия | 1949 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Руперт Холлаус | Австрия | 1954 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Том Филлис | Австралия | 1961 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Билл Айви | объединенное Королевство | 1967 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Дэйв Симмондс | объединенное Королевство | 1969 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Паоло Пилери | Италия | 1975 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Алессандро Граминьи | Италия | 1992 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Дирк Раудис | Германия | 1993 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Эмилио Альзамора | Испания | 1999 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Роберто Локателли | Италия | 2000 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Арно Винсент | Франция | 2002 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Андреа Довициозо | Италия | 2004 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Томас Люти | Швейцария | 2005 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Альваро Баутиста | Испания | 2006 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Габор Талмачи | Венгрия | 2007 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Майк Ди Мелио | Франция | 2008 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Хулиан Симон | Испания | 2009 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Николас Тероль | Испания | 2011 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Сандро Кортезе | Германия | 2012 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Маверик Виньялес | Испания | 2013 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Дэнни Кент | объединенное Королевство | 2015 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Брэд Биндер | Южная Африка | 2016 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Хорхе Мартин | Испания | 2018 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Лоренцо Далла Порта | Италия | 2019 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Альберт Аренас | Испания | 2020 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
117 | Эрнст Дегнер | Германия | 1962 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
117 | Ральф Брайанс | объединенное Королевство | 1965 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
117 | Хенк ван Кессель | Нидерланды | 1974 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
117 | Мануэль Эррерос | Испания | 1989 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
121 | Маттео Феррари | Италия | 2019 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
121 | Хорди Торрес | Испания | 2020 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
По стране
Гран-при мотогонок Чемпионы мира по странам
Страна | MotoGP / 500cc | 350 куб. См | Moto2 / 250cc | Moto3 / 125cc | 80 см3 / 50 см | MotoE | Общий |
Италия | 20 | 8 | 25 | 24 | 2 | 1 | 80 |
Испания | 11 | 0 | 11 | 20 | 12 | 1 | 55 |
объединенное Королевство | 17 | 13 | 9 | 5 | 1 | 0 | 45 |
Германия | 0 | 2 | 8 | 4 | 4 | 0 | 18 |
Соединенные Штаты | 15 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 17 |
Австралия | 8 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 11 |
Родезия | 1 | 5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 8 |
Япония | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 0 | 8 |
Швейцария | 0 | 0 | 0 | 4 | 4 | 0 | 8 |
Франция | 0 | 0 | 5 | 2 | 0 | 0 | 7 |
Южная Африка | 0 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 6 |
Новая Зеландия | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 |
Венесуэла | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Нидерланды | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 |
Сан-Марино | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Швеция | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Финляндия | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Австрия | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Венгрия | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Итоги чемпионата мира по Мото Гран-При 2022 года — MotoGP: прощай, Новая Золотая эра!
Продолжаем подводить итоги сезона Больших Мотоциклетных Призов 2021 года, и теперь — #MotoGP. Сезон вышел фееричным, внезапным, очень конкурентным и грустным одновременно. Его завершение также знаменует собой окончание Новой Золотой эры Мото Гран-При.
МОТОГОНКИ.РУ, 17 ноября 2022 — На наших глазах происходит полная смена экспозиции, а также принципов организации и проведения гонок Гран-При. Сезон 2022 года — это совсем новая история, с которой мы познакомимся не на этой неделе, не на тестах IRTA в Хересе. Эта история начнется в Сепанге, в феврале.
Часть 1 — Moto3
Часть 2 — Moto2
Вместо предисловия
А пока, завершается большая история, начало которой было положено в 2000 году. Dorna Sports встала у руля MotoGP в 1992, когда это был совсем другой чемпионат со своими понятиями и устоями, и говорил он по-английски. Но с 1998 года Мото Гран-При стал европейским шоу и заговорил на испанском и итальянском. За первые 7-8 лет своего правления Dorna радикально изменила серию, сделав ее такой, какой мы ее сегодня знаем. Этот процесс шел на протяжении 25 лет… Подробнее читайте здесь: История современного MotoGP: 30 лет Dorna Sports
Все 9 чемпионских мотоциклов Росси
Вот почему мы говорим, что чемпионат, который мы знаем сегодня — ровесник карьеры Валентино Росси. А сам Росси — это фигура, рожденная этим чемпионатом. Росси делал MotoGP таким, каким мы его любим. MotoGP всё время заставлял Валентино что-то менять в своей жизни и развиваться вместе с серией. Новые соперники, новые технологии, новые мотоциклы, новые покрышки — каждый год что-то менялось. Оставались неизменными два момента: Dorna Sports и Валентино Росси!
Вот почему, когда мы говорим MotoGP, подразумеваем Росси, и наоборот. Росси в MotoGP — это определенная константа, отправная точка, источник, такой же, как Dorna Sports.
Была история Мото Гран-При до Валентино Росси — и с его участием. А с 2022 года начнется новая, без Валентино
Можно сказать еще так: до 1998 года был хаос, а к 2000 году из хаоса родился Новый Порядок. В 2002 году началась история именно MotoGP — это и название класса, и бренд высочайшей категории, и торговая марка. 20 лет мы прожили в этом порядке, который без преувеличения можно назвать Новой Золотой эрой Гран-При.
Старая Золотая эра — это середина 80-х и 90-е, когда табачные спонсоры привозили в команды наличные в буквальном смысле чемоданами, а гонщики делали шоу, иногда выпивая для храбрости перед стартом шот виски, а после победы хватали в охапку своих gridgirls и… Ну, в общем, было весело и страшно. Потому что мотоциклы становились все мощнее, а трассы, тормоза и покрышки часто не поспевали за моторами. В 2000 FIM вместе с Dorna, MSMA и IRTA стали приводить дела чемпионата к понятному нам сегодня порядку, а мотоспорт стал от слова «СПОРТ».
Валентино Росси назван Легендой MotoGP официально
Из 30 лет, которые Dorna руководит Мото Гран-При, последние 20 — это настоящий спорт высших достижений, достойный олимпийского уровня. И потому мотогонщиков теперь чаще именуют атлетами, ибо они и есть — профессиональные спортсмены, которые живут по расписанию и тратят до 30% своего времени на физические упражнения. И то, что Валентино Росси прошел всю эту эволюцию вместе с чемпионатом, от 17-летнего сорви-головы до 42-летнего ветерана, не уступающего в форме 20-летним чемпионам, делает его уникально неповторимым явлением. Кроме того, что он еще делал свое собственное шоу внутри шоу Dorna, и они друг друга удивительным образом дополняли. Не говоря о том, что у одного Росси поклонников едва ли не столько же, сколько у всего чемпионата!
Dorna Sports, 30 лет вместе
Помимо того, что сцену покидает Валентино, в офисе Dorna Sports также происходит большая ротация — многие ветераны, начинавшие работу вместе с Кармело Эспелетой и Манелем Арройо в конце 90-х, покидают коллектив. На их место пришли совершенно новые люди.
Каким будет MotoGP без Росси и с новым менеджментом, сказать сложно.
Другим.
Ладно, к итогам сезона 2022 года…
MotoGP без Маркеса
Еще один сезон, который заводской проект Honda похоронил в ожидании неких хороших новостей. Отсутствие Марка Маркеса из-за травмы в 2022 подстегнуло рост других пилотов HRC, а также заставило Корпорацию полностью пересмотреть подход к развитию прототипа. Но этот процесс занял слишком много времени. К сожалению, с точки зрения результативности, год 2021-й оказался незначительно лучше в целом, в основном, из-за снижения продуктивности Алекса Маркеса и Такааки Накагами. Новобранец команды Пол Эспаргаро прогрессировал по ходу сезона и достиг призового уровня, но финал в Валенсии пошел не по плану — Пол получил травму и отказался участвовать в финальном заезде, хотя имел все шансы оказаться на 1 или 2 линии стартовой решетки.
Возвращение Марка Маркеса после почти 300 дней реабилитации состоялось в конце апреля, на 3-м этапе MotoGP в Португалии. Маркес и Repsol Honda решили, что лучшим вариантом реабилитации и возвращения формы будет реальная работа в команде каждый уикенд, пусть и не на результат. Понимая невозможность схватки за титул, Маркес, тем не менее, вернул форму на трассах, где превалировали левосторонние повороты: он выиграл Гран-При Германии на Sachsenring и взял победу в Остине (США). В Арагоне он до последнего бороться с Пекко Баньяей за победу и стал 2-м. А затем выиграл гонку в Эмилье-Романье (Мизано), которую назвал «куда более ценной, чем Остин» — это первая трасса, закрученная вправо, где Марк был на 100%.
Марк Маркес вернулся с победами в Германии и США
3 победы в MotoGP за сезон — это крутой результат и для 100% здорового пилота в идеальной физической форме! Однако, сезон завершился новой травмой, причем, полученной не на MotoGP, а на тренировке по эндуро… Это — сотрясение мозга, а следствием травм стало частичное поражение нерва, управляющего мускулами правого глаза. У Маркеса начался рецидивный синдром двоения в глазах, как в 2011 году после травмы в Сепанге. Команда напряженно следит за развитием ситуации. Марк пропустил вторую гонку в Портимао, а затем и Валенсию. Судя по всему, Марк может пропустить и столь важные тесты IRTA в Хересе 18-19 ноября… Подробнее тему Маркеса я бы хотел обсудить в отдельном материале.
Чемпионат «MotoGP без Маркеса» (без Маркес-претендента на титул) — такое же другое явление, как и «MotoGP без Росси». Если про Росси говорят, что «No Rossi — No Party», то гонки без Марка — это чистая феерия. Маркес с 2013 года задавал новый уровень пилотирования мотоцикла, перешагивал границы возможного и доминировал. Он подтолкнул всех участников чемпионата к самосовершенствованию, и к 2022 году мы получил гоночную серию равных возможностей, где каждый хочет и может победить.
Лучшим определением, которое этому дал кто-либо из гонщиков, был комментарий Брада Биндера из KTM на подиуме Гран-При Чехии 2020 года: «Без Маркеса каждый почувствовал, что способен выиграть»
— и вот это воодушевило многих на подвиги. На волне нового хаоса, когда в чемпионате нет единого лидера, а выиграть гонки хотят многие, стать чемпионом, следуя определенной стратегии — еще труднее. В 2022 чемпионом стал Жоан Мир, потому что во всем хаосе проект Suzuki оказался самым целостным, а Мир вместе с Ринсом на волне некой стабильности вырулили к титулам. Они реально могли забрать Triple Crown, если бы не фиаско в Портимао.
Фабио Куартараро — чемпион MotoGP 2022 года
Чемпионом MotoGP 2022 года стал Фабио Куартараро из Monster Energy Yamaha MotoGP
, перешедший в команду на место Валентино Росси. Это самая странная ставка на свете, сделанная в 2018 году Sepang Racing Team и ее менеджером Разланом Разали: малайский лидер разглядел в этом французе то, что сделало его уникальным. Но не в Moto3 и не в Moto2, а именно в MotoGP, и именно на борту Yamaha YZR-M1. Фабио умеет так перемещаться по мотоциклу, чтобы в каждый нужный момент времени перераспределять развесовку ПРАВИЛЬНО. Он не сидит ни секунды! Он все время в движении. И это помогло ему достичь нирваны в отношениях с M1. «Школу» Petronas Yamaha SRT Куартараро закончил с твердой «5» в аттестате и перешел в заводской гараж, чтобы бороться за титул. Если Team Suzuki Ecstar и ее пилоты выплыли к титулу в 2022 неожиданным образом, то Куартараро и Yamaha шли к победе совершенно осознанно.
Yamaha Racing исправила все ошибки, допущенные в 2022, так что в руках Куартараро оказался близкий к идеалу с точки зрения управляемости и стабильности мотоцикл. С единственной слабиной — нехваткой пиковой мощности в сравнении… со всеми соперниками, включая Aprilia! По максимальной скорости пилоты Yamaha проигрывали не так много (3-7 км/ч), но когда дело доходило до рывка на моторе — на обгоне или слипстриме, любой мог «дернуть» камертоны на прямой или на выходе из виража. Куартараро, Виньялес, Росси и Франко Морбиделли перепробовали всё, чтобы как-то компенсировать нехватку мощности, использовали все сильные стороны YZR-M1, включая феноменальную стабильность на торможении. Но так или иначе, а Ducati, Honda и Suzuki легко обставляли пилотов Yamaha. Исключением, где планы Ducati полностью провалились, стали гонки в Катаре — из-за дизайна трассы и особенностей погодных условий.
Жоан Мир вернулся на подиум, упустив слишком много возможностей в первой половине сезона
Главным конкурентом Yamaha в 2022 снова стал заводской проект Ducati в лице пары пилотов из заводского гаража и пары Pramac Ducati — четырех гонщиков с прямыми заводскими контрактами, нацеленных только на одно: свергнуть Yamaha с трона.
В 2022 году босс Ducati Corse Луиджи Даль′Инья и его правая рука, спортивный директор команды Паоло Чьабатти сделали все, чтобы четверка их пилотов реализовала командную стратегию в двух направлениях: защита и взятие Кубка производителей, а также укрепление позиции в командном чемпионате. План был, конечно, побороться и за титул в личном зачете, но в Ducati до последнего не могли определиться с именем флагмана. Если в начале сезона очень сильно выглядел Жоан Зарко из Pramac, тогда как Джек Миллер вскоре занял его место в генеральной классификации, но Миллер явно не тянул на титул. И лишь в августе стало ясно, что Франческо Баньяя, наконец, готов исполнить свой долг перед Ducati Corse и воплотить в реальность все мечты Даль′Иньи и Ко. Но в августе думать об этом было же поздно:
Куартараро набрал ход и достаточно очков, чтобы вступить во вторую половину явным лидером, уверенность которого в достижении цели были высока. На деле, Баньяя признал, что шансы на титул в личном зачете ускользнули еще в Сильверстоуне после большой ошибки, допущенной при выборе покрышек. И хотя все три последних месяца для Ducati прошли в постоянной атаке, Куартараро комфортно стал чемпионом — досрочно, на Гран-При Эмильи-Романьи, второй гонке сезона в Мизано (занявшей место отмененного Гран-При Таиланда).
Hard — это новый Medium…
Ключевым фактором, который значительно ускорил Ducati во второй половине сезона, стал новый принцип выбора покрышек: раньше, мало кто решался на гонки в средних температурных режимах (до +26) ставить передние слики Michelin в Hard-компаунде. Их ставили, если температура асфальта гарантированно была выше +30-35. В прошлом году Ducati игрались с наборами, но в основном использовали Medium, а назад вовсе ставили Soft. Но с новенькими передними сликами Hard все пилоты Ducati получили невероятное преимущество: во-первых, на торможении — оно стало идеальным; во-вторых, на входах в повороты. Баньяя отметил, что с этими шинами удалось легко решить все вопросы с недостаточной поворачиваемостью (understeering), от которой так страдали пилоты Ducati в 2017-19 годах. Когда стали ставить комплект шин на 1 шаг жестче, все вдруг решилось само собой! Но это стало работать на 100% только в 2022.
Старт Гран-При Эмилии-Романьи в классе MotoGP
И хотя в Эмилье-Романье это привело к катастрофе для обоих пилотов заводской команды (Миллер упал через 5 кругов после старта, а Баньяя — с позиции лидера — за 5 кругов до финиша), это была не ошибка выбора, а невезение: облака скрыли солнце в середине гонки, и температура на треке упала на 3-4 градуса (ниже +25), так что передний Hard стал работать на грани срыва. В Силверстоуне, напротив, при выборе более мягкого комплекта Баньяя стер свою резину за 8-10 кругов и потерял шансы на результат. Тот случай, когда в Мизано выигрышным все-таки были выбор Medium, а Silverstone — Hard… то есть, прямо наоборот. Но Пекко о.
В общем, новые покрышки Hard от Michelin стали значительно привлекательней. Прежде всего, потому что, был введен новый каркас. Во-вторых, потому что Hard-компаунд сделали чуть мягче обычного, сохранив выносливость. Для Ducati и Honda это просто идеальное решение! Для Yamaha и Suzuki нет, поскольку теперь им «любые покрышки — слишком мягкие», как сказал Валентино Росси в Валенсии.
Куартараро против Баньяи? Нет, это Yamaha против Ducati!
Главная схватка — Куартараро vs Ducati
Трудно сказать, что Фабио боролся весь сезон только с Баньяей. Это была битва одного Yamaha со всей группировкой Ducati, которая поставила перед собой целью свергнуть камертоны с Пантеона. И Куартараро, как единственный (быстрейший) пилот Yamaha стал мишенью в этой гонке для всех в Ducati. Как я сказал выше, Баньяя совершил прорыв после летних каникул, хотя и достаточно поздний.
Так или иначе, но за вторую половину сезона Пекко набрал 143 очка против 122, которые достались Куартараро. Они оба упали по разу за этот период: Куартараро выбыл из Гран-При Альгарве, второй гонки в Портимао; Баньяя — в Эмилье-Романье, второй гонке в Мизано. Что характерно, первые гонки сезона на этих треках они… выиграли очень легко! Куартараро побил Баньяю на Гран-При Португалии, а Баньяя — Куартараро в Сан-Марино.
Пилоты Pramac Ducati сдерживают Куартараро в Портимао
Без падения в Гран-При Эмильи-Романьи Баньяя получил бы преимущество над Куартараро, они бы сравнялись в счете после Португалии и тогда, в Валенсии состоялась бы битва века, в которой Ducati доминировали от и до, потому что это уже была не просто гонка, а целенаправленная кампания против Yamaha.
Конечно, с точки зрения Баньяи, победа в чемпионате было маловероятной Сильверстоуна (где он потерял много очков). Но такая вероятность сохранялась до последнего.
Самое интересное, что падение Куартараро в Портимао не было связано с тем, что он «уже стал чемпионом и расслабился». Напротив, Фабио жутко напрягался по поводу того, что Ducati получили превосходство во всем, включая достаточно жесткую командную стратегию и эшелонированную оборону позиций на подступах к ТОП-3. Куартараро просто пытался сократить отставание от лидеров, предпринимая все более позднее и позднее торможение, что привело к достижению пределов — и к вылету. При этом, Куартараро боролся не с Баньяей или Миллером за место на подиуме, а пытался пробиться к подиуму мимо Жоана Зарко и Хорхе Мартина, второй заводской пары из Pramac. Парни сделали свое дело на отлично!
На Гран-При Валенсии пилоты Ducati впервые в истории полностью оккупировали подиум
Начиная с Арагона, Куартараро уже не встречался с Баньяей один на один. Французу удалось уехать от главного конкурента в Остине, но в первой гонке в Мизано он пытался догнать Пекко на протяжении всего заезда. Затем, дистанция резко разорвалась: в трех последних гонках Куартараро с трудом держался ТОП-5, тогда как Баньяя уверенно лидировал. Гран-При Валенсии никогда не было слишком удачным для Ducati, но в этом году по выражению Куартараро «Ricardo Tormo Circuit стал землей Ducati на 100%». В общем, Ducati и Баньяя, как новый безоговорочный лидер группировки, сделали грандиозный шаг вперед в этом сезоне. И они сделали реально всё, чтобы побить Yamaha в лице Куартараро. Так что главная интрига на сезон-2022 уже расписана.
Итог чемпионата мира по MotoGP в личном зачете:
1. Фабио Куартараро (Yamaha) — 278 очков 2. Франческо Баньяя (Ducati) — 252 3. Жоан Мир (Suzuki) — 208 4. Джек Миллер (Ducati) — 181 5. Жоан Зарко (Ducati) — 173 6. Брад Биндер (KTM) — 151 7. Марк Маркес (Honda) — 142 8. Алеш Эспаргаро (Aprilia) — 120 9. Хорхе Мартин (Ducati) — 111 10. Маверик Виньялес (Yamaha) — 106 11. Энеа Бастианини (Ducati) — 102 12. Пол Эспаргаро (Honda) — 100 13. Алекс Ринс (Suzuki) — 99 14. Мигель Оливера (KTM) — 94 15. Такааки Накагами (Honda) — 76 …
Хорхе Мартин — лучший новобранец MotoGP 2022 года
Новобранцы в 2022 были представлена тремя пилотами Ducati, перешедшими из Moto2: в Pramac вступил Хорхе Мартин, в Sky Racing VR46 — Лука Марини, в Esponsorama — Энеа Бастианини. Четвертым стал Лоренцо Савадори, которого наняла Aprilia, но итальянец не справился с давлением на высочайшим уровне MotoGP: нормально проехал только 6-7 гонок, а затем, получив травму, был заменен.
Схватка Хорхе Мартина с Энеа Бастианини шла до последнего дня. Мартин первым освоил Ducati Desmosedici, что продемонстрировал прорывом на тестах в Катаре. Гран-При Дохи, вторая гонка на Losail International Circuit стала сенсацией: Мартин взял поул и боролся за место на подиуме весь заезд, став 3-м на пьедестале за более опытным Жоаном Зарко. Травма, полученная на тренировке Гран-При Португалии выбила Мартина из рабочего плана на месяц, он пропустил 4 гонки и потерял много очков. Это замедлило его прогресс, но затем Мартин вернул форму и взял дебютную победу в MotoGP на Гран-При Штирии!
Хорхе Мартин взял 4-ю поул-позицию на Гран-При Валенсии
Сезон Мартин завершил с 4 поул-позициями, 4 подиумами и 1 победой. Бастианини раскрыл суть Ducati после летних каникул, выстрелив первым результатом в Арагоне (6 место). В Мизано он дважды поднялся на подиум, заработав заводу ценные очки в Кубок производителей. Бастианини зарабатывал очки на более регулярной основе, чем Мартин, но подиумы решили их спор: Хорхе завершил финал в Валенсии 2-м, сражаясь за победу с Пекко Баньяя — и стал Rookie of the Year 2022.
Положение в зачете новичков MotoGP:
1. Хорхе Мартин (Ducati) — 111 очков 2. Энеа Бастианини (Ducati) — 102 3. Лука Марини (Ducati) — 41 4. Лоренцо Савадори (Aprilia) — 4
Завод Ducati защитил Кубок производителей, добытый в 2022 году
Для Suzuki и чемпиона MotoGP 2022 года Жоана Мира сезон начался разочарованием. Кроме отсутствия в команде менеджера, человека, который объединял команду предыдущие 8 лет, оказалось, что защитить титул гораздо сложнее, чем взять. Мир долго пытался перестроить свой менталитет, стать жестче и перестать уповать только на хорошую езду. Ему это удалось, но понимание пришло лишь в сентябре, так что максимум, которого удалось достичь в столь жесткой оппозиции к Yamaha и Ducati — только 3-е место.
Итоговое положение в Кубке производителей:
1. Ducati — 357 очков 2. Yamaha — 309 3. Suzuki — 240 4. Honda — 214 5. KTM — 205 6. Aprilia — 121
В Ducati наглядно продемонстрировали, что даже такой уникум, как Фабио Куартараро, не способен быть воином в поле против армии соперников. Когда в Corse осознали, что титул в личном зачете ускользает, стратегия сменилась на захват Кубка и командного титула. После этого, Куартараро оказался под сильнейшим давлением со стороны пилотов Ducati. Ему пришлось бороться с Миллером, который был поставлен, чтобы сдерживать француза. «Коробочка» из напарников Pramac дважды сдержала Yamaha в попытках прорваться к ТОП-3. Энеа Бастианини жестко отобрал у Куартараро призовое место в Мизано на Гран-При Эмилии-Романьи. Фабио доезжал последние гонки, пытаясь «делать, что могу». Когда на Гран-При Альгарве Баньяя и Миллер финишировал 1-2, стало совершенно ясно, что Monster Energy Yamaha MotoGP при всем желании не удержать в руках командный титул.
Ducati Lenovo Team — чемпион среди команд MotoGP
Итоговое положение в командном чемпионате MotoGP:
1. Ducati Lenovo Team — 433 очка 2. Monster Energy Yamaha MotoGP — 380 3. Team Suzuki Ecstar — 307 4. Pramac Racing — 288 5. Repsol Honda — 250 6. Red Bull KTM Factory Racing — 245 7. LCR Honda — 146 …
Часть 1 — Moto3
Часть 2 — Moto2
Загрузить файл в PDFРекомендации
Библиография
- Маршалл, Энн (1997). Книга Знаний Гиннеса
. Издательство Guinness. ISBN 0-85112-046-6 .
Общий
- «Статистика; официальный сайт MotoGP». MotoGP. Получено 13 ноября 2009.
Специфический
- Маршалл 1997, п. 289
- «Основы». MotoGP. Получено 26 июля 2011.
- «История». MotoGP. Получено 6 сентября 2011.
- «Класс Moto2 2010 года будет оснащаться двигателем Honda». MotoGP. 2 мая 2009 г.. Получено 6 сентября 2011.
- «Девятая победа Росси за титул: статистика». MotoGP. 26 октября 2009 г.. Получено 20 августа 2011.
- «Победители». MotoGP. Получено 13 ноября 2011.