Обратный клапан лепестковый: что из себя представляет, принцип действия

Для правильной работы любой отопительной системы понадобятся дополнительные комплектующие, как и при обустройстве любой другой системы трубопроводов. Вне зависимости от транспортируемой рабочей среды (будь то газы или жидкости), движение ее должно быть направленно в одном направлении. Для выполнения столь важного требования необходимо использование лепесткового клапана обратного типа или другой разновидности запорной арматуры.

Клапаны обратного типа монтируются в системах трубопроводов, которые транспортируют жидкие и газообразные среды в едином, установленном заранее, направлении. Блокировка происходит в тот момент, когда направление основного потока меняется.

Что из себя представляет

Клапан обратного типа лепестковый является одной из разновидностей запорной арматуры и представляет собой две створки подпружиненные, которые внешне больше напоминают лепестки. Установлены они на специальной оси и используются при обустройстве тепловых пунктов и котельных установок.

К наиболее значимым недостаткам следует отнести слабые гидравлические показатели. Это обусловлено тем, что даже в положении «открыто», створки будут препятствовать прохождению рабочей среды, которая движется внутри трубопровода. Гравитационный обратный клапан относится к разновидности лепестковых клапанов – запорных устройств, где в качестве основного элемента выступает одна створка, которая крепится на специальной оси, что позволяет ей свободно поворачиваться в нужном направлении.

Принцип работы обратного гравитационного клапана состоит в следующем:

  1. при воздействии давления рабочей среды, создаваемой потоком на створку, она начнет открываться;
  2. если этот показатель начинает падать или формируется обратный поток (реверсный), створки под воздействием собственной тяжести начинают опускаться, и устройство закрывается.

Критерии выбора

Количество и параметры клапанов, необходимых для конкретной СО, выбирается еще на стадии расчетов и проектирования. Основными критериями, которые влияют на выбор данных элементов являются:

  • Тип, схема и конфигурация СО.
  • Температурный режим (номинальный и максимальный).
  • Давление в системе (рабочее и максимальное).
  • Сечение трубопровода и тип резьбы.
  • Тип теплоносителя (вода, рассолы, антифризы).

Работа данных приборов стабилизирует СО, делает ее эффективной и безопасной. Всем кто занимается самостоятельной установкой в жилище отопительной системы необходимо знать назначение и их принцип действия. Все клапаны можно разделить по назначению на три категории: группа безопасности, управления и регулирования.

Всем известно, что любая СО является повышенным источником опасности, так как теплоноситель в системе находится под давлением. И чем выше температура – тем выше давление (в замкнутой СО). Далее, рассмотрим устройства, которые отвечают за безопасность работы СО

Зачем подобная арматура нужна

В процессе эксплуатации систем отопления, появляется риск возникновения скачков давления гидродинамического на отдельных участках трубопровода. В результате чего может образоваться реверсный поток при изменении направления основного потока. При монтаже подобного агрегата на байпас можно избежать таких аварийных ситуаций, добившись необходимой бесперебойности эксплуатируемой системы. Оборудование предназначено для профилактики образования реверсного движения теплового носителя. Разновидностей подобной арматуры несколько, поэтому крайне важно сделать правильный выбор.

Используемый клапан должен способствовать беспрепятственному прохождению теплоносителя, не допуская образования реверсного движения, и не отражаясь на технических и эксплуатационных характеристиках используемой системы.

Принцип действия

Для начала хотелось бы обратить внимание на то, что клапана обратного типа монтируются только в случае крайней необходимости, ведь просто так оснащать систему подобными агрегатами смысла нет. Такое решение должно основываться на том, что после монтажа появится существенное гидравлическое сопротивление в зависимости от используемой модели.

Так, присутствуют некоторые ограничения при обустройстве систем отопления с функцией естественной вентиляции. Причиной может стать банальная нехватка давления самого теплоносителя внутри конструкции. Гравитационные клапаны являются скорее исключением из правил так как оснащены заслонкой поворотного типа. Благодаря этому определенные модели способны открывать путь теплоносителя при рабочем давлении в 0,001 Бар.

Несмотря на существенные конструктивные отличия, многие модели оснащены пружиной. Именно она отвечает за своевременное и полное открытие или закрытие затвора в момент изменения естественных условий. В этом и заключается принцип работы клапана обратного типа. Показатель гидравлического сопротивления будет зависеть от усилий, затраченных устройством на преодоление степени упругости используемой пружины. При выборе комплектующих следует ориентироваться на имеющиеся параметры, такие как массивность и упругость монтированной пружины. Главной задачей пружины является удерживание запирающего устройства в его нормальном состоянии – полностью закрытом.

В этом случае поток рабочей среды, который будет протекать с одной стороны, может преодолеть силу упругости пружины, что приведет к открытию заслонки. При малейшей попытки изменения направления течения, никаких результатов не даст, так как запорный элемент мгновенно захлопнется опираясь на новый поток рабочей среды внутри корпуса. На этом участке расположен запорный элемент, который делает клапан обратного типа полностью герметичным.

Материалы, которые используются для изготовления подобной арматуры:

  1. сталь;
  2. латунь;
  3. чугун.

Инструменты

  • Маленькие плоскогубцы или специальный ключ
  • Рожковый ключ на 9
  • Торцовый ключ на 14 или головка
  • Торцовый ключ на 8
  • Набор измерительных щупов желательно с шагом 0,02 мм

Освобождаем доступ к ГБЦ: в зависимости от модели скутера снимаем капот либо подседельную емкость. Отыскиваем там крышку клапанов, отворачиваем четыре болтика на 8 и снимаем ее с двигателя.

Крышка клапанов выглядит вот так. В моем случае, чтобы к ней добраться пришлось снять капот, седло и подседельную емкость.

С правой стороны двигателя есть кожух генератора — снимаем его. Если лень снимать — вынимаем из него только заглушку. Заглушка находится в верхней части корпуса и снимается при помощи обычной отвертки. Через заглушку мы будем контролировать положение меток на роторе.

Вставляем в центр кожуха генератора торцовый ключ на 14 и крутим двигатель (по часовой стрелке) покуда метка «Т» (от английского «Top» — значит верх, в нашем случае положение поршня в ВМТ) на роторе генератора не станет ровно напротив уступа.

После того как метка на генераторе совпадет с уступом на картере двигателя — проверяем в каком положении стал распределительный вал. Распределительный вал должен стать в положение, когда оба клапана будут закрыты. И становится он в это положение каждый второй оборот коленчатого вала так как вращается он в два раза медленнее.

Правильное положение распределительного вала определяется по его звездочке. Звездочка должна стать большим отверстием вверх, а маленькие отверстия и риски, которые возле них выбиты должны стать параллельно плоскости разъема крышки клапанов.

Это если в идеале, а на практике звездочка редко когда становится так как нам это нужно. И в этом зачастую виновата цепь — она растягивается и распределительный вал начинает немного не догонять коленчатый вал. Если у вас звездочка стала немного криво, то по-большому счету — это ерунда. А вот, если она у вас стала ни пойми как, то эту проблему нужно очень быстро решить — иначе рано или поздно загнет клапана.

Еще раз контролируем, чтобы метка «Т» на роторе генератора стала напротив выступа, а звездочка распределительного вала заняла правильное положение. Отворачиваем на регулировочных болтах контргайки.

Выкручиваем немного регулировочные болты, просовываем между клапаном и регулировочным болтом измерительный щуп и не вынимая его — пальцами подтягиваем регулировочный болт, зажимаем регулировочный болт плоскогубцами и фиксируем его контргайкой.

После того как затяните контргайку — проверьте насколько легко ходит щуп. В идеале, щуп между клапаном и болтом должен перемещаться с едва ощутимым усилием.

  • Если щуп перемещается без усилия — ослабьте контргайку и подтяните немного болт.
  • Если щуп перемещается с трудом или окажется зажатым — ослабьте болт.

Клапаны лепестковые

Для изготовления этого элемента понадобится высококачественная нержавейка или латунь. Элемент состоит из таких деталей:

  1. уплотнитель с седлом (именно к нему в закрытом состоянии прилегает диск);
  2. затвор дисковый, крепление производится по принципу поворотного рычага;
  3. для простоты обслуживания корпус изготавливается в виде тройника.

Версий изделий существует несколько: лепесток может быть подпружиненным или свободным. В первом случае при помощи пружины створка закроется автоматически, таким образом запор сработает в строго вертикальном положении. Благодаря используемому принципу действия, изделия имеет несколько специфических названий – хлопушка, поворотник и гравитационное устройство.

Принцип работы элемента заключается в следующем: движущийся в заданном направлении теплоноситель смещает запорный элемент (диск), и свободно продвигается дальше по системе. При смене направлении движения затвор, при воздействии на него пружины, автоматически захлопнется, что приведет к перекрытию прохода. При обустройстве систем отопления в частных домах, следует обратить внимание на такие характеристики:

  1. устройство, не оснащенное пружиной, будет работать исключительно в вертикальном положении;
  2. для настройки оси и разборки агрегата сбоку на корпусе имеется болтик;
  3. низкий показатель гидравлического сопротивления;
  4. максимально допустимый показатель рабочего давления составит 16 Бар;
  5. диаметр отверстия составит 1,5-5 см (не более пары дюймов).

Как проводится монтаж

При использовании агрегата обратного давления речь зачастую идет об обустройстве систем по схеме обвязки котлов. Если присутствует необходимость в создании единого каскада из нескольких теплогенераторов, или разных теплоносителей, то происходит их связывание. Таким образом удалось избежать образования потоков-паразитов, от которых предотвращает правильно установленный клапан. Благодаря этому могут возникать параллельные включения нескольких тепловых источников. Если подача среды происходит посредством насоса, то может устанавливаться любой тип затвора. А вот при наличии циркуляции естественного типа, понадобится монтаж гравитационного клапана.

Правила, которые рекомендуется соблюдать:

  1. В зависимости от того, по какому принципу будет произведено включение, будет зависеть и показатель рабочего давления. Выше 16 Бар используется фланцевый, а вот если ниже, то муфтовый.
  2. Насос, благодаря которому происходит циркуляция, должен монтироваться перед другими устройствами, описанными ниже, а не после них.
  3. Изделие устанавливается согласно схеме приложенной в техническом паспорте.
  4. Для подачи потока рабочей среды в коттеджи достаточным является давление в 3 Бар. Если здание отапливается сетью, то температурный режим составит порядка 95°С. Перед установкой следует рассмотреть все имеющиеся параметры, и только после этого выбирать агрегат.
  5. Выбор должен быть основан на таких показателях, как температурный режим и уровень рабочего давления.

Клапан этого типа считается одним из основных элементов любой отопительной системы. Исходя из общеизвестных условий, его работа направлена на исключение возможности возникновения аварийной ситуации, иные же агрегаты направлены на повышение показателя эффективности. Перед покупкой следует рассмотреть множество моделей, сравнить их характеристики и узнать множество нюансов касательно их установки и последующей эксплуатации. При возникновении внештатных ситуаций рекомендуется незамедлительно обратиться к специалистам.

Признаки необходимости проверки

При возникновении сложностей с запуском двигателя и в ряде других ситуаций необходимо уметь проверить работоспособность пускового обогатителя. Мысли о неисправности электроклапана могут возникнуть в разных случаях.

Остановимся детальней на основных причинах:

  • проблематичен первый утренний запуск холодного двигателя скутера;
  • сложно завести остывший мотор мотороллера после длительной стоянки;
  • потребление топлива значительно превышает указанный в паспорте расход;
  • силовой агрегат скутера достаточно нестабильно работает на холостом ходу;
  • прогретый мотор не держит обороты, а холодный функционирует с перебоями.

Неисправный обогатитель может находиться в двух положениях:

  • с постоянно выдвинутой иглой электроклапана;
  • в исходном состоянии, когда игла не выступает.


Необходимо уметь проверить работоспособность пускового обогатителя при возникновении сложностей с запуском двигателя
Каждый из случаев по-разному сказывается на работе мотора. Первая ситуация затрудняет запуск мотора холодного скутера. Попытка запустить двигатель нажатием на кикстартер, также, как и запуск электростартером, оказываются безрезультатными. Во втором случае мотор запускается без проблем, но при работе потребляет повышенное количества бензина. Увеличенный расход топлива связан с работой двигателя на сильно обогащенной смеси.

Установка оборудования на систему отопления

Зачастую устройства данного типа применяются при обвязке котлов, находящихся в системе отопления. Актуальность данного вопроса возрастает в тот момент, когда появляется необходимость связать в каскад несколько теплогенераторов или сделать работу одновременно нескольких котлов синхронизированной.

Установленный клапан не позволит образовываться потокам-паразитам внутри системы, которые не редко возникают в момент включения параллельных источников тепла. При условии, что подача рабочей среды будет осуществляться посредством монтированного насоса, применять можно любую из известных схем по его установке с использованием затворных механизмов.

При использовании самотечных систем рекомендуется отдать предпочтение лепестковым или гравитационным клапанам. Правила для установки в случае использования подобного оборудования едины. Однако перед покупкой всех необходимых вспомогательных комплектующих, необходимо узнать о характеристиках как можно больше информации, провести сравнение с несколькими схожими агрегатами и получить полноценную консультацию у специалиста по этому вопросу.

Сообщества › Daewoo Matiz Клуб › Блог › Зажаты впускные и выпускные клапана ! Из-за чего ?

Всем привет, подскажите советами, пожалуйста ! Первый раз залез в двигатель для регулировки клапанов на пробеге 70 тысяч, сделали всё хорошо, но особой разницы не заметил ! На пробеге 83 тысячи появились проблемы с запуском на холодную, все подробно описано в моих бж, так вот после запуска двигатель двоил и работал очень неустойчиво, понесся менять с самого простого : свечи, вв провода, фильтра бензина оба, промыл форсы, крышку трамблера ничего не помогло ! Поехал на СТО там сразу сказали надо делать регулировку клапанов, сделали оказалось клапана были зажаты, выставили зазоры 0,20 и 0,30 , но через 3250 км снова на холодную двигатель заработал неустойчиво по гарантии снова сделали регулировку, опять же все клапана были зажаты ! Вопрос почему, неужели седлам беда или сами клапана ? В итоге сказали через 2000 км приехать на проверку зазоров ! Заранее, спасибо !

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]