Если жители городов СССР отдавали предпочтение мотоциклам марки Ява, то в сельской местности хорошо прижилась техника, выпускаемая Ижевским машиностроительным заводом. Выпуск первой модели семейства Иж Юпитер начался в 1961 году. Несмотря на то, что его конструкция была довольно удачной, разработчики не почивали на лаврах и регулярно совершенствовали производимую на предприятии технику. В 1971 году любители мототехники получили возможность купить уже третье по счёту поколение советских байков – мотоцикл Иж Юпитер 3.
Технические характеристики базовой модификации
Новая модель, хотя и сохранила многие технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на ранних модификациях, стала существенным шагом вперёд, изменившись как внешне, так и по техническим характеристикам.
Облик машины вполне соответствовал представлениям того времени о дизайне. Технические характеристики выглядели впечатляюще даже в сравнении с параметрами появившейся на год позже Ява 350 тип 634.
- Двигатель – двухтактный, с двумя цилиндрами, расположенными в ряд, запускается кикстартером. При том же рабочем объёме, что у Иж Юпитер-2 – 347 куб. см., мощность силового агрегата возросла почти в полтора раза, с 19 до 25 л. с. Переработав конструкцию блока цилиндров и ГБЦ, конструкторы изменили форму и расположение рёбер охлаждения, существенно улучшив температурный режим на разных скоростях.
- Зажигание Иж Юпитер 3 – контактное, раздельное для каждого цилиндра.
- Система питания – карбюраторная, с подачей топлива из бака самотёком. В штатной комплектации используется карбюратор К-62.
- Коробка передач с ножным переключением имеет четыре ступени и выполнена заодно с мотором. Привод на заднее колесо – цепной.
- Сцепление – с многодисковой муфтой, помещённой в масляную ванну. Управление – тросовое, размещено на руле.
- Трубчатая рама, в конструкции которой использованы трубы разного сечения.
- Передняя телескопическая вилка с увеличенным ходом амортизаторов рассчитана на комфортное передвижение не только по шоссе, но и по пересечённой местности.
- Задняя подвеска на телескопических амортизаторах получилась довольно мягкой, повысив ездовой комфорт мотоцикла Иж Юпитер 3.
- Максимальная скорость составила 120 км/час.
- Объём топливного бака – 18 л. С учётом того, что расход топлива на 100 км составляет 3,7 л., на одном баке без дозаправки можно преодолеть расстояние в 480 км.
- Сухой вес мотоцикла Иж Юпитер 3, без масла и топлива – 162 кг.
Прочная конструкция, энергоёмкая подвеска, довольно высокий – 135 мм – дорожный просвет и тяговитый мотор позволяли эксплуатировать машину на сельских дорогах, где техника понежнее откровенно пасовала.
Принцип и особенности управления
Коляска в мотоциклах применяется для посадки пассажиров и для размещения груза в багажнике, в котором может крепиться запасное колесо. Иногда коляска может служить только для груза и не предназначаться для пассажиров.
В зависимости от правила движения коляска будет размещаться с определенной стороны. При левостороннем движении коляска находится с левой стороны, при правостороннем она находится справа.
Некое сходство данный агрегат имеет с трициклом, однако мотоцикл с коляской менее симметричен. Колесо у коляски смещается вперед и с небольшим поворотом вовнутрь по сравнению с задним колесом мотоцикла. Сам мотоцикл размещают немного под углом от коляски, чтоб коляска не тянула за собой мотоцикл. На руль устанавливается специальный демпфер, который предотвращает колебания.
Мотоциклы с коляской согласно эксплуатации могут отсоединять коляску, если они могут без неё двигаться. Многое зависит от привода мотоцикла, к примеру, он может быть установлен на заднем колесе, либо на колесе коляски, от этого зависит проходимость мотоцикла.
В системе мотоцикла с коляской предусмотрен ручной тормоз, который действует на переднее колесо и ножной тормоз, действующий на заднее колесо и колесо коляски. Все мотоциклы снабжаются стояночным тормозом для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии.
Коробка передач в таких агрегатах может устанавливаться для заднего хода, кроме того, устанавливаются специальные передние фары, поворотники, стоп-сигналы, иногда «фары-искатели», противотуманники и другие виды оптики.
Также будет интересно: Обзор мотоцикла Восхода 2: мотолегенда СССР
Когда ездите на таком мотоцикле, Вам не нужно держать равновесие, единственное во время разгона и торможения необходимо учитывать то, что мотоцикл может уводить водителя в сторону. Если повернуть в сторону резко, колесо коляски может оторваться и перевернуть мотоцикл с водителем.
Интересно то, что во многих спортивных мотодисциплинах где применяют мотоциклы с коляской, в гонке участвует не только водитель, но и пассажир. Пассажир активно противодействует опрокидыванию мотоцикла и, находясь в коляске, контролирует повороты мотоцикла. Далее фото мотоцикла с коляской, на котором видно как четко разместился запасной бак с горючим, можно смело ездить на дальние расстояния.
Коляска – дело нужное
Хозяйственные мотолюбители предпочитали Иж Юпитер 3 с коляской, конструкция которой позволяла перевозить не только третьего пассажира, но и изрядное количество груза. Сначала устанавливалась модель Бп 65. Затем её сменила новая модификация БП-1, для удобства посадки пассажира имевшая сдвижной верх.
Установка бокового прицепа требует регулировки схождения колёс. Настройка производится за счёт перемещения переднего бокового шарнира крепления на раме. Мотоцикл, укомплектованный коляской, носил маркировку Иж Юпитер-3К. Более практичным был, разве что, М-72 Урал.
Мотоцикл «Иж»
Мотоциклы «Иж» начали производится в городе Ижевске еще 60 лет назад. За такой длительный период времени были выпущены порядка 12 млн мотоциклов разнообразных моделей. Самой известной среди них стал мотоцикл «Планета», так как это один из первых мотоциклов, который выпускался с коляской. Мотоцикл иж с коляской позволял перевозить детей до 12 лет, они были надежными и безопасными. Часто такой транспорт использовался для поездок в деревню или путешествий с ветерком, на то время это было впечатляюще. Прицеп можно было использовать для перевозки вещей, а так как мотоцикл это недорогой вид транспорта, он был отличной заменой легковой машины и был способен увезти до трех человек.
Не зря после такого транспорта спрос на автомобили резко упал. За весь период производства мотоциклов «Иж» менялась цветовая гамма, были черные, голубые, красные и светло коричневые оттенки. В дальнейшем усовершенствовались грузовые боковые прицепы, типы стационарных двигателей и устанавливались оборудования противопожарной безопасности. Однако после больших долгов завода Ижмото, в 2008 году производство было законсервировано на неизвестный срок.
Также будет интересно: Мотокросс: чемпионы среди кроссовых мотоциклов
Дополнительные модификации
В ходе производства машина дважды модифицировалась. С 1977 по 1980 год выпускался Иж Юпитер 3 01, имевший ряд отличий от базовой версии. Модель получила:
- Возможность регулировки зазора между грязезащитным щитком и колесом. При эксплуатации на просёлочных дорогах это было важно.
- Противоугонный замок. В связи с этим изменилась схема замка зажигания.
- Дуги безопасности.
- Штатное зеркало заднего вида.
- Задние амортизаторы новой конструкции с тремя позициями регулировки жёсткости.
- Изменённую конструкцию глушителей.
- Блокировку заднего тормоза, облегчавшую установку на стояночный упор.
Был и ещё ряд мелких изменений, но они касались, в основном, внешнего вида. Что до ТТХ, то они остались на прежнем уровне.С 1979 по 1981 год производился Иж Юпитер 3 02, главным отличием которого был топливный бак новой конструкции и формы.
Главные недостатки
Все модификации маркировались знаком качества и были в целом надёжны. Головную боль владельцам техники, сделанной на Ижевском машиностроительном заводе, доставляли:
- Слабый генератор, мощности которого для обеспечения питанием всех электроприборов в ночное время было недостаточно.
- Система зажигания, выполненная по раздельной для каждого цилиндра схеме. В целом она достаточно надёжна, но равномерно настроить зажигание на Иж Юпитер 3 – непростая задача.
- Электропроводка не вполне удовлетворительного качества. Владельцы новых машин часто жаловались, что провода перепутаны ещё на заводе.
Тем не менее, популярность модели была велика, и если что и останавливало потенциальных покупателей, так это достаточно высокая цена. За год завод выпускал свыше 250 000 машин, поступавших в открытую продажу. Удачная конструкция стала базой для создания следующих модификаций, последней из которых стал Иж Юпитер-5.
Купив в 2008 г. новый «Иж Юпитер 5», я безумно радовался.
Коляска была приделана к мотоциклу сразу.
Всегда мечтал о ней. Местные колхозавры начинали с пеной у рта доказывать, что боковой прицеп – это ужасно, будто им самим предстояло с ним ездить. Я никого не слушал, ибо жизнь надо прожить свою. Когда мне расписывали кошмары люльки ВМЗ, то на моём лице возникала лишь снисходительная улыбка. Не так страшен чёрт, как его малюют, правда ведь? После установки на коляске были тщательно отрегулирован тормоз, и я отправился в свою первую с ней поездку нарабатывать опыт.
Практическая эксплуатация в пух и прах развеяла все мифы о невозможности полноценной эксплуатации мотоцикла с боковым прицепом. Все кричали, будто с коляской невыносимо ведёт. После отстройки сход-развала мотоцикл легко управлялся одной рукой. Впоследствии я без проблем преодолевал на нём любые дороги без остановок для отдыха. Местные распинались о невероятном увеличении расхода топлива. По всей видимости, они ориентировались на свой скудный опыт. Отсутствие прав и документов на мотоцикл не позволяло им выезжать дальше радиуса трёх километров от родной деревни по просёлочной дороге. Естественно, там двигаешься в рваном темпе на пониженных ступенях, где бензин льётся словно в прорву. Я ездил по трассе на прямой передаче с равномерной скоростью. Незагруженный мотоцикл всегда укладывался в 6л/100 км пути. Если ехать втроём и везти в багажнике коляски килограмм 20 какого-нибудь шмурдяка, то расход мог возрасти до 7,5 л. Но это опять же зависит от встречного/попутного ветра, обилия подъёмов/спусков дороги, частоты переключений вверх/вниз. В конце концов, и 10 литров на сотню не являются каким-то адом. «Специалисты» утверждали, что с коляской я неизменно должен рано или поздно опрокинуться. Ни тогда, ни сейчас не понимаю, каким образом. По их логике выходило, что конструкторы и ВМЗ намеренно создавали транспорт-убийцу. Нет, я ничего не говорю, перевернуться можно даже на машине с четырьмя точками опоры на землю, но если у тебя есть хоть чуток здравомыслия, то ты вряд ли будешь доводить до подобного. Конечно, в процессе эксплуатации возникали экстренные торможения, мотоцикл сильно клевал носом. Но опять же всё было в пределах нормы. Дабы перевернуться вперёд через голову, надо просто тупо удариться в препятствие. На ходу «Иж» поначалу вызывал у меня опасения опрокидывания на левую сторону. Поездив день, я понял, что это было напрасно. Чувство коляски очень быстро пришло. Впоследствии заворачивать вправо, задирая боковой прицеп в воздух, стало даже весело. Если не превышать разумный лимит скорости, он и не поднимется. Сначала я инстинктивно высовывал ногу влево для опоры. Потом глупая привычка делать это так же быстро ушла, как пришла. Односельчане настаивали, типа мотоцикл с коляской перегреется летом в дальних поездках. Да чего ему будет при правильно отрегулированном зажигании, карбюраторе, необходимом составе бензомасляной смеси? Площадь оребрения цилиндров вполне достаточна для отвода тепла. Мотоцикл у меня так ни разу и не перегрелся, хотя доводилось попадать в пробки в часы-пик в Нижнем Новгороде в летний полдень. На трассе так и вообще обдув нормальный. Считается, что правый цилиндр работает в лучших условиях, якобы коляска режёт своим носом воздух, направляя поток на него. Не знаю, утверждать не буду – рукой отличия температур точно измерить невозможно.
После установки коляски я добился результатов, которых ждал. В случае необходимости передвижения по размытой дождём просёлочной дороге всегда знаешь, что не упадёшь. При буксовании удобно встать на задние подножки, раскачивая мотоцикл вверх-вниз. Коляска позволила эксплуатировать мотоцикл круглый год. Я без всякой опаски ездил зимой по Нижегородской области. Резину на холодный период года не менял, передвигаясь на штатной «универсалке» К-102. Если возникали заносы, они легко ликвидировались соответствующим движением руля и корпуса. С коляской появилась возможность ездить втроём. Она позволяла взять с собой весомый груз, причём он был защищён от внешних воздействий и посторонних глаз. При прохождении ям возросла комфортабельность мотоцикла.
Единственным минусом была невысокая крейсерская скорость по трассе, составлявшая от 60 до 70 км/ч. Но, в принципе, в этом есть даже некоторый позитив. Едешь себе неспешно, любуешься пейзажами.
Если вы до сих пор в сомнениях, делать или не делать себе коляску, мой совет – ставьте, не задумываясь, вам обязательно понравится!