Некоторые особенности двигателя спортивного Урала

Спортивные мотоциклы Урал Ирбитского завода предназначены в основном для шоссейно-кольцевых гонок и для кроссовой езды. Для шоссейно-кольцевых гонок выпускаются гоночные мотоциклы М-52С и М-77, а для кросса — М-52К и М-61К. Каждая из этих машин имеет свои особенности, которые определяются спецификой их движения. Поскольку спортивная езда проводится, как правило, в светлое время суток, спортивные мотоциклы не имеют приборов освещения и аккумуляторной батареи. Зажигание осуществляется от магнето.

Двигатели созданы на базе соответствующих серийных двигателей и по своей конструкции не отличаются от них. Однако некоторые детали двигателей изготовлены из материалов более высокого качества. Сцепление и коробка передач имеют незначительные конструктивные отличия от применяющихся на обычных дорожных мотоциклах. Особенностью задней передачи спортивных мотоциклов является возможность изменения ее передаточного отношения в зависимости от условий движения. На колеса спортивных мотоциклов устанавливаются специальные облегченные шины. Коляски спортивных мотоциклов изготовляются таким образом, чтобы облегчить работу колясочника.

МОЙ МОТОЦИКЛ

Сегодня хочу поговорить о необычном представителе Ирбитского мото. Что в нем может быть необычного? Мы все привыкли, что Уралы всегда выпускались с колясками и о модели одиночке мало кто мечтал, но мотозавод, думаю, удивил всех начав производство одиночек.

С чего вдруг? В 90-е годы упал спрос на мотоциклы с коляской, и Ирбитский завод решил спасти положение, выпустив одиночную модель Урал «Соло», и тогда сбылась мечта оппозитчиков. Ведь пытались переделать колясочников на одиночки и сталкивались с не одной проблемой, а тут сразу все готово нужно только доукомплектовать «под себя» и катайся. Недорогой, надежный и мощный мотоцикл с низким прямым рулем и классической посадкой стал очень популярным у любителей городской езды.

Итак, начнем о самом мотоцикле: мотоцикл немного удивляет и радует большим количеством хрома. Таковых много: крылья, глушители, Дуги, обода колес. В сочетании со строгим черным цветом остальных частей они придают машине солидный и в то же время праздничный вид. Когда он появился, то сразу привлек внимание не только наших, но и зарубежных поклонников такого стиля мотоциклов.

Собственно, он и был подготовлен к производству в расчете на внешний рынок. Большая часть продукции завода идет зарубеж (США, Англия, Франция, а с недавнего времени и Китай). Но отечественные поклонники не были забыти им тоже немного перепадало, в мизерных количествах «Соло» стал появляться в наших магазинах. Большинство отличий от базовой модели ИМЗ-8.103-10 касается внешнего вида. На «Соло» установлены два небольших глушителя (выхлопная система Никонова), изящно приподнятых сзади и имеющих защиту ног пассажира от горячих поверхностей. Еще сразу бросаются в глаза двухместное моноседло и боковые декоративные пластмассовые панели (инструмент, как раньше, убирается в ящичек на баке). Элементами пассивной безопасности являются дуги с надежным креплением к раме и откидные подножки водителя и пассажира. Переднее крыло — оно стало чуть меньше,— закрепленное на перьях вилки, является неподрессорным.


Увеличение степени сжатия до 8,5 за счет поршней со сферической головкой, подняло мощность двигателя до 29.5 кВт (40 л. с.) и требует использования бензина АИ-93. В новых поршнях ось поршневого пальца смещена на 1 мм от его оси симметрии — это снижает шум двигателя и износ цилиндра. К тому же «сердце» мотоцикла стало более «экологически чистым» за счет применения замкнутой системы вентиляции картера. Коробка передач «лишилась» заднего хода — для одиночки он не нужен. На «Соло» применено электронное бесконтактное зажигание, не требующее регулировки в процессе эксплуатации и обеспечивающее надежный пуск мотора даже с частично разряженным аккумулятором.

Уменьшение массы мотоцикла и его общей грузоподъемности (составляющих, соответственно, 225 и 175 кг) повлекло за собой изменение характеристик подвески: последние стали мягче. Оставив гидравлическую часть амортизаторов без изменений, разработчики понизили жесткость пружин, применив для их изготовления проволоку диаметром 4 мм вместо 4,5 для передних и 7,5 мм вместо 8 для задние.

Изменилось положение нижних опорных шайб пружин задних амортизаторов — они опустились на 20 мм. Отказ от коляски и переход к 18-дюймовым колесам потребовали уменьшения передаточного отношения главной передачи заднего моста от 4,62 до 3,89. Максимальная скорость «Соло» возросла до 135 км/час, а расход топлива составил 5— 7 л/100 км. Мотоцикл может комплектоваться обтекателем удобной формы и пластмассовыми грязезащитными щитками. Тормозная система осталась по прежнему барабанного типа.

Таков был Соло в начале его выпуска, 90-е годы. Но на этом я не заканчиваю описание. Хочу показать вам теперь современную модель этого мотоцикла. Сильных изменений конечно не случилось но все же…….

Итак более современный Урал одиночка в наше время:

Внешне он так и остался с насыщенным цветом, удачным балансом крашеных и хромированных деталей. Смотрится хорошо, как и положено классическому мотоциклу.

Тормоза — ирбитчане все таки поменяли передний тормоз на однодисковый . Передний , даже в однодисковом исполнении, со своими функциями великолепно справляется. Задний оставили барабанным, но, учитывая, что масло из моста не течет, то и на колодки ничего скользкого не попадет, значит, его эффективности вполне хватает.

Бак — «капелька», его вид впечатляет, крышка на нем новой конструкции и обладает герметичностью. Теперь хотелось рассказать о комплектации: Ирбитчане решили наверное, что сделали вечный мотоцикл, он не сломается никогда. Видимо так думают на заводе, поскольку места для инструмента на нем не предусмотрено. Зато — это, конечно, просто ужас — но на самом видном месте закреплен шинный насос.Хотя это мелоч, которую можно устранить.

У мотоцикла имеются два варианта для комплектации мест посадочных: базовая модель имеет сиденье одноместное, которое характеризуется резиновым покрытием, или же сиденье двухместное. Кроме того, имеется возможность для получения двух одноместных сидений. Цена за базовую комплектацию мотоцикла Урал Соло составляет порядка 215 тысяч российских рублей, что считается весьма конкурентной ценой по сравнению с моделями производителей-конкурентов.

Прибавка кубиков никак не отразилась на мощности мотоцикла. Мощности двигателя хватает для динамичного разгона. Такое ощущение что это не 40 л/с, а все 60.

Коробка передач работает, конечно, хорошо, четко. Но некоторые недостатки так и остались, например, длинный ход рычага. И самое главное, так и не появилась пятая скорость, в качестве компенсации есть рычажок быстрого включения нейтрали, а также задний ход(они его вернули). На Урал «Соло-классик» эти опции — не лишнее, даже на светофоре рычажком удобно ставить нейтраль, а задний ход помогает при парковке.

Двухцилиндровый двигатель работает на бензине АИ-92. В бак мотоцикла помещается девятнадцать литров бензина.

Система зажигания у этого мотоцикла является микропроцессорной, что обеспечивает быстрый и лёгкий запуск его двигателя. Расход топлива на сто километров в режиме городского цикла находится в диапазоне от пяти до шести литров. Круизная скорость движения мотоцикла составляет сто пять километров в час, а максимально допустимая скорость составляет сто двадцать километров в час.

Мотоцикл Урал Соло выпускается разных цветов и, как было указано выше, в различной комплектации, так что каждый потенциальный покупатель может подобрать для себя тот или иной вариант модели данного мотоцикла в зависимости от вкусовых предпочтений и финансовых возможностей. В итоге можно сказать, что мотоцикл действительно неплох, много хороших доработок. Но….. В Украине я их еще не видел — его по ходу поставляют на зарубежные рынки и для своих потребителей! Почему так?

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Модель:ИМЗ-8.1233 «Соло»
Габариты ДхШхВ, мм:2300х850х1100
Дорожный просвет, мм:125
Сухая масса, кг:234
Полная масса, кг:384
Топливный бак, л:19
Максимальная скорость, км/ч:150
Расход топлива, л:5-6
Двигатель:750 см3, 45 л.с., 4-тактный, 2 цилиндра, оппозитный OHV
Запуск:электростартер и кикстартер
Система электрооборудования:12 В, генератор 500 Вт
Система зажигания:микропроцессорная
КПП:4-ступенчатая, с задним ходом
Главная передача:карданная
Передаточные числа:I — 3,6; II — 2,28; III — 1,56; IV — 1,19; Задн.ход.: 4,2
Передаточное число главной передачи:3,89
Колеса:спицованные, хромированные, 3,50 – 18”
Тормоза:спереди – дисковые Brembo сзади – барабанные ИМЗ
Подвеска:спереди — телескопическая сзади — маятниковая с пружинно-гидравлическими амортизаторами, регулируемыми по нагрузке
Сидения:раздельные, с двойной регулировкой
В комплектацию входит оборудование:две дуги безопасности водителя
Опционально:ветровое стекло водителя кожаные или текстильные чехлы на сидения сплошное сиденье передний барабанный тормоз

Некоторые особенности двигателя спортивного Урала

Надеюсь, будет интересно. Хотя бы в целях общего развития.

Давно валялся у меня в гараже двигатель без ЦПГ и магнето от спортивного Урала. Внешне отличался глубоким поддоном, посадочным местом с 4 шпильками под магнето вместо генератора. И передней крышкой картера, на которой спереди ни чего нет, кроме эмблемы ИМЗ. Т.е. полностью отсутствует какой-то намек на систему зажигания, кроме магнето. Ну и сапун выходит из этой крышки четко вправо и трубка загнута назад.

В субботу я его разобрал. Хочу поделиться впечатлениями. Возможно, вещи удивившие меня, не удивят вас. Т.к. я до этого полностью разбирал только нижнеклапанники и от М62. Порадовала чистота внутри. Нагара или отложений нет. Видимо его кормили хорошим маслом.

Начал с поддона. В обычных картерах насос находится как бы в «стакане без дна». Тут же он со всех сторон открыт. В заборное отверстие вкручена или запрессована трубка, опущенная почти до дна картера. Сетчатый фильтр не окружает насос, а выполнен в виде стаканчика диаметром 10-12 мм с фланцем. Прикручен обычными винтами, вкрученными вместо хитрых — родных, которые стягивали корпус насоса, и к которым проволокой крепился обычный фильтр. Вся эта система по идее позволяет, в случае падения уровня масла, высосать его почти до дна. Хотя я не знаю, как погружной насос справится со своей задачей, если не будет омываться маслом. Но идея приятная, можно взять на заметку владельцам глубоких поддонов. Штанга привода закреплена 4 кернениями на боках втулки ведущей шестерни насоса.

Под передней крышкой 4 шестерни. Одна – на колене, две – на распредвалу. И одна вращается на двух запрессованных в крышку подшипниках – от нее приводилось магнето. Передаточное отношение от распреда к магнето – 1:1. Шестерни косозубые. Удивило направление «косозубости» привода распреда – зубы закошены в другую сторону, чем в обычных двигателях! Зачем? Непонятно. Но теперь уже и не особо важно – шестерню на распредвалу я сломал… Пытался снять шестерню привода магнето с распреда, которая сидит на шпонке и прикручена гайкой. Съемником чуть-чуть погнул концевик распреда и подпортил резьбу на нем под гайку шестерни. После чего попробовал сбить обе шестерни с вала молотком через деревяшку. Чем и отломил основную шестерню от ступицы… Пришлось снять распред в сборе с подшипником, его крышкой, обломками большой шестерни и целой привода магнето. Она сдвинулась всего на пару мм. (Блин, только что посмотрел умную книжку. Зря я пытался сбить обе шестерни сразу… Между шестернями стоит втулка. Она уперлась в шпонку шестерни привода магнето и не дала комплекту шестерн сойти) :(

[/img]magneto.jpg[/img]

Высота кулачков стандартная – 32 мм. Положение и ширину фаз пока не сравнивал. Толкатель состоит из двух деталей – т-образного толкателя, высверленного со стороны штанги, и детали, вставленной в это отверстие. Вторая сторона этой детали имеет углубление под штангу. Все толкатели, которые я до этого видел, были цельными. Видимо, это сделано для их облегчения и уменьшения инерции. Отличий втулок толкателей не обнаружил.

Борта маслосборных колец на коленвалу короткие и полностью прижаты. Т.е. масло они не собирали и в пальцы не загоняли… Хотя люфта нижних головок шатунов я не обнаружил. Присутствует приличный осевой люфт шатунов. Надо бы его померить, может и в переделах нормы. Шпонка маховика вровень с конусом колена. Похоже, ее срезало. Но маховик сидел нормально, в пазу маховика остатков шпонки тоже не обнаружено. Толщина фланца корпуса переднего подшипника и крышки корпуса больше стандартного.

Резюме.

Глубокий поддон, маслонасос с фильтром и толкатели точно встанут на мой двигатель, который я сейчас перебираю. Колено нужно более тщательно померить, может быть и оно еще походит.

Привлекательна идея поставить эту переднюю крышку картера – будет стильно. Но куда деть датчик зажигания? Внутрь картера не хочется – долго менять в случае поломки и жарковато будет Холлу в масле купаться. Выводить наружу – портить красоту крышки. Ставить на маховик – геморно. В общем, надо думать.

Гложет идея установки практически ЛЮБОГО генератора. Приводить его во вращение цепью от звезды, установленной на распредвал вместо шестерни привода магнето. Попытаться подобрать звездочки и получить необходимое передаточное отношение, чтобы любимый тракторный генератор самовозбуждался уже с холостых. Но эта идея напрямую связана с предыдущей, т.к. места под звезду на распредвалу в обычном картере нет.

Инжектор на Урал/Днепр 650сс

Итак, мы предлагаем комплект дооснащения электронным впрыском на опозитные мотоциклы. В частности комплект совместим с мотоциклами «Урал», «Днепр/МТ» 650см3 и «Урал» 750см3. Мы старались сделать так, что бы дооснащение мотоцикла электронным впрыском занимало не более 3-4 часов без существенного изменения конструкции мотоцикла или двигателя. При этом учитывая разнообразие вариантов форсирования двигателей — есть возможность индивидуально настраивать блок управления под каждый отдельный двигатель.

Мы разработали компоненты, позволяющие лаконично дооснастить «оппозит» электронным впрыском.

  • Дроссельный узел
  • Топливный распределитель
  • Блок управления
  • Жгут проводов

Дроссельный узел

Разработаны корпуса дроссельных заслонок с проходным отверстием 32мм. Они устанавливаются на штатные места вместо карбюраторов. Левая и правая являются зеркальными, при этом датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) устанавливается только на левой заслонке, а регуляторы холостого хода (РХХ) и форсунки слева и справа. Крепление к цилиндру стандартное на шпильках. Трос газа не требует доработки. Все элементы крепления выполнены из нержавеющей стали или оцинкованы.

Топливный распределитель

Топливный распределитель позволяет сократить количество топливопроводов при дооснащении а так же выполняет роль корпуса регулятора давления. Топливо из бака поступает через топливный распределитель на насос и фильтр тонкой очистки, после возвращается в обратно и подаётся на левую и правую топливные форсунки. Излишки топлива сбрасываются в бак через специальную магистраль в топливном распределителе.

Блок управления

Блок предусматривает подключение следующих датчиков и исполнительных узлов:

  • Датчик холла (оптический)
  • Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  • Датчик абсолютного давления (ДАД) (встроен в блок)
  • Датчик температуры воздуха на впуске (ДТВ)
  • Датчик температуры двигателя (ДТД)
  • Датчик кислорода (широкополосный или узкополосный лямбда зонд)
  • Регулятор холостого хода (РХХ)
  • Два светодиода (встроены в блок)

Комплект поставки

  • Дроссельный узел левый Корпус дроссельной заслонки левый
  • Топливная форсунка BOSCH
  • Датчик положения дросселя BOSCH
  • Регулятор холостого хода (Группа ОМЕГА)
  • Дроссельный узел правый
      Корпус дроссельной заслонки правый
  • Топливная форсунка BOSCH
  • Датчик температуры воздуха
  • Датчик температуры двигателя
  • Регулятор холостого хода (Группа ОМЕГА)
    • Блок управления Датчик холла
    • Модулятор/шторка датчика холла
  • Топливный распределитель
      Регулятор давления BOSCH
  • Комплект уплотнительных/регулировочных шайб
  • Топливный насос (FENOX) + адаптер
  • Топливный фильтр
  • Датчик кислорода узкополосный BOSCH
  • Гайка М18х1.5 для инсталляции в выпускной коллектор под датчик кислорода
  • Комплект топливопроводов с соединителями
  • Комплект хомутов
  • Комплект прокладок корпус дросселя/головка блока цилиндров
  • Жгут проводов левый
  • Жгут проводов правый
  • Приобрести можно тут m2boxer.by

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]