Мотоцикл ИЖ Планета 5 и характерные черты установленного двигателя.
Двухколесный мотоцикл ИЖ Планета 5 двигатель, которого развивал только 22 л. с., практически на всем периоде своего выпуска, а это с 1987 по 2008 год считался одним из самых распространенных мотоциклов среднего класса у отечественных покупателей.
Этот мотоцикл был разработан и изготавливался на «Ижевском машиностроительном заводе» (Ижмаш), который расположен в столице Республики Удмуртия.Основными достоинствами, которые обеспечивали популярность ижевских мотоциклов, причем не только в России, следует считать:
- Удобство эксплуатации.
- Простота конструкции и технического обслуживания.
- Высокая общая надежность.
- Экономичные ремонтопригодные моторы.
- Доступные цены.
Кроме того, Ижмаш постоянно стремился производить изменения и улучшения в конструкции своей продукции, в том числе мотоцикла модели Иж Планета 5 и в двигателе ИЖ Планета 5. На самом заводе регулярно проводилась модернизация производства с целью повышения качества. Так сборка силовых агрегатов, в том числе и сборка двигателя ИЖ Планета 5 осуществлялась на специализированном технологическом участке.
Массы основных сборочных единиц в килограммах
Рама в сборе – 27,6 кг. Двигатель – 40 кг. Колесо в сборе с шиной – 12,6 кг. Седло – 5,7 кг. Бензобак – 5,2 кг. Вилка телескопическая – 11,9 кг. Коляска В М З 9.203 – 93 кг. Коляска В М З 9.202 – 92 кг.
Иж 7.107 | |
Общая информация | |
Другие названия | Иж Планета-5 |
Годы выпуска | 1987-2008 |
Предыдущая модель | Иж Планета-4 |
Следующая модель | Иж Планета-6 |
Тип | дорожный, среднего класса |
Составляющие | |
Двигатель для пятой модели.
Двигатель Иж Планета 5 содержит следующие основные характеристики и показатели:
- – двухтактный с одним цилиндром;
- цилиндра – 345 куб. см;
- – 72 мм;
- – 22,0 л. с. при 4800 оборотах коленвала в минуту;
- – 12 вольт;
- – воздушный;
- – бесконтактный;
- масла и бензина (А 76) – 1/30.
Такие характеристики двигателя придавали ему очень важную особенность, которая заключалась в обеспечении высоких тяговых показателей при малых оборотах, что важно в условиях сельских дорог.
Основания для ремонта.
Полная разборка двигателя Иж Планета 5 при ремонтных работах выполняется, если произошли повреждения и поломки следующих элементов:
Поломки данных деталей могут происходить по причине заклинивания мотора, общем сильном износе, который сопровождается повышенным гулом при работе, а также различными стуками в картере. Вдобавок, ремонт двигателя Иж Планета с его полной разборкой выполняется при износе сальников коленчатого вала.
О наличии такой поломки показывают следующие моменты: трудный запуск ДВС, падение мощности, повышенная дымность.
На начальном этапе производства силовых агрегатов лепестковый клапан на Иж Планета 5 обладал определенными технологическими недоработками, связанными с низкой прочностью. Поэтому он быстро разрушался, его элементы попадали внутрь цилиндра, что требовало дальнейшей разборки и в большинстве случаях замены поршня Иж Планета 5. По истечении определенного времени производитель устранил указанный недостаток.
Если при эксплуатации двигателя соблюдались все установленные производителем регламентные и технические виды обслуживания, применялись соответствующие технологические материалы и жидкости, то он эксплуатировался долгое время, при этом сохраняя свои технические параметры.
Электрооборудование мотоцикла иж 56
Мотоцикл ИЖ-56 электрооборудование состоит из генератора, реле-регулятора, фары, центрального переключателя, аккумулятора, заднего фонаря и соединительных проводов. На ИЖ-56 установлен генератор Г-36 М 1, якорь которого крепится на конце коленчатого вала, а статор – на картере двигателя. Генератор Г-36 М 1 отличается от генератора Г-36 М наличием устройства, смонтированного на крышке прерывателя. Аккумуляторная батарея – типа 3-МТ-7.
Реле-регулятор РР-30 имеет регулятор напряжения и реле обратного тока, объединенные в один прибор с общим электромагнитом и двумя обмотками: токовой и напряжения. Регулировка реле-регулятора РР-30 здесь описана очень подробно. Катушка зажигания и прерыватель аналогичны рассмотренным выше. Фара состоит из корпуса 1, оптического элемента 3 и ободка 2. В корпус фары вмонтирован центральный переключатель с замком зажигания, контрольной лампочкой аккумулятора и сигнальной лампой нейтрали.
Центральный переключатель имеет панель с клеммовыми стойками для подсоединения проводов и ротор с ползунком. В зависимости от положения ключа 1, которым поворачивается ротор вместе с ползунком, осуществляются необходимые соединения приборов освещения и источников тока.
Модернизация двигателя.
Особенностями конструкции мотоцикла ИЖ Планета 5 является то, что владелец, обладая определенными техническими навыками, мог своими руками выполнить тюнинговые работы, чтобы придать своему мотоциклу более современный вид и повысить его мощность.
Внешние изменения сводились в основном к установке более высоких крыльев, замены поворотников, применению индивидуального ветрового стекла, использованию увеличенных боковых зеркал и ряда других навесных элементов.
Тюнинг двигателя Иж Планета 5 был направлен на увеличение его мощности. Такая работа обычно начиналась с перепрессовки коленвала двигателя ИЖ Планета 5, что позволяло поднять его мощность на 10-15%.
Следующим мероприятием по увеличению мощности считалась расточка цилиндра до ремонтного размера в 76 мм и доработка поршневой группы. В некоторых случаях устанавливалась поршневая группа от мотоцикла ИЖ Спорт.
Следующим шагом проводились работы по изменению базового сцепления так как оно не могло работать с более мощным двигателем. С этой целью сцепление разбиралось и стандартные диски менялись на металлические утолщенные. Это увеличивало площадь пяты, что соответственно уменьшало проскальзывание при переключениях.
Для более заряженных версий на моторах мотоциклов ИЖ Планета 5 применялся турбонаддув. Но, как бы качественно не выполнялись бы работы по модификации своими силами двигателя ИЖ Планета 5, это все равно приводит к снижению срока службы и увеличению количеству ремонтов.
Слабые места и недостатки двигателя ИЖ-П5 мотоцикла ИЖ Планета 5
Почему перестали выпускать в России мотоцикл «ИЖ Планета»? Как ни странно, Ковровский машиностроительный завод имени Дектярева (ЗИД), а также бывший советский, ныне белорусский Минский мотоциклетный завод и по настоящее время поставляют на рынок свои мотоциклы. Что касается Ижевского машиностроительного завода выпускающего мотоциклы ИЖ (Планета, Планета-Спорт, Юпитер), то последняя серийная партия мотоциклов была выпущена в 2008 году, тогда в связи с трудностями возникшими из-за экономического кризиса производство мотоциклов ИЖ было свернуто. А жаль, ведь можно было и со стороны государства помощь заводу оказать. У Ижмаша на тот момент в работе было множество опытных конструкторских разработок перспективных мотоциклов, как с двухтактными двигателями, так и с четырехтактными. Очень много у меня позитивных воспоминаний связанных с мотоциклами ИЖ «Планета-3» и «Планета-5«.
Любая модель мотоцикла начиная с Планеты-2 по проходимости задавала форы Юпитерам, старым или новым не важно. Он разве, что не плавал, на нём хоть в тайгу или в лес, на рыбалку или охоту. Очень надежная «рабочая лошадка» имеющий тягу как у трактора и чего только на нем мы с отцом не перевозили. Купили его в 1989 г и по настоящее время отец ездит на нем, а выглядит он как новый и радует сердце исправной работой. Мотоциклы Планета, даже самые старые его модели и сейчас продолжают исправно и надежно служить своим хозяевам, несмотря на остановку производства на рынке нет проблем с запасными частями для ремонта, а запасу ремонтопригодности нет предела. В этой статье рассмотрим силовой агрегат ИЖ-П5 мотоцикла «ИЖ Планета 5», а если точнее его техническую характеристику, слабые места и недостатки. Силовой агрегат Иж-П5 отличается от ИЖ-П4 20 л.с. предыдущей модели мотоцикла «ИЖ Планеты-4» увеличенной на 2 л.с. мощностью, большей степенью сжатия и головкой двигателя, у 4-ой модели она под две выхлопные трубы, у 5-ой под одну. Коробки передач различаются по количеству зубьев на шестернях, соответственно и передаточными отношениями. Коробки передач взаимозаменяемые.
Ходовая часть мотоцикла ИЖ 56
Мотоцикл ИЖ-56 ходовая часть состоит из: рамы с маятниковой вилкой, задней подвески, колес с тормозами и боковым прицепом. Рама – сварная, изготовлена из стальных труб. В рулевой колонке рамы 3 закреплена на двух упорных подшипниках передняя вилка. В средней части рамы установлен двигатель, картер которого спереди крепится к раме с помощью двух гаек и болтов, проходящих через отверстия кронштейнов 16, прикрепленных к передней вертикальной трубе 1. Задняя часть картера крепится к кронштейну 14. Между рулевой колонкой и подседельной трубой 7 устанавливается топливный бак. На верхней задней трубе 8 и приваренной кромке 10 устанавливаются седла. К кронштейну 11 крепится верхняя точка задней подвески. На кронштейнах 13 на оси установлена маятниковая вилка.
Задняя подвеска мотоцикла ИЖ-56 ходовой части состоит из двух пружинно-гидравлических амортизаторов и маятниковой вилки. Маятниковая вилка проста по конструкции и надежна в эксплуатации. Она состоит из корпуса, в котором внутри основной трубы 5 с обоих концов запрессованы стальные втулки 6. В отверстия втулок вставлены втулки 8, между которыми установлена распорная трубка 10. Труба 5 уплотнена сальниками 7, а для смазки втулок имеются пресс масленки 1. На правом пере корпуса приварена втулка 3, в которой крепится рычаг привода заднего тормоза. К перьям приварены кронштейны 11 и 12, с помощью которых маятниковая вилка соединяется с амортизаторами. К торцам обоих перьев приварены планки 13, в отверстия которых устанавливаются растяжки оси. В пазах 14 устанавливается кожух задней звездочки и проходит ось, с помощью которой крепится заднее колесо.
Передняя вилка ИЖ-56 – телескопическая, с гидравлическими амортизаторами, устанавливается на двух радиально-упорных шарикоподшипниках. Основными узлами передней вилки являются телескопический корпус, амортизирующий элемент и рулевой амортизатор. Перо телескопической вилки имеет стальную несущую трубу, которая жестко соединена с трубой другого пера двумя мостиками: сверху – верхним мостиком и резьбовой пробкой, а снизу – нижним мостиком и стяжным болтом. Снаружи по несущей трубе пера на втулках перемещается скользящая труба, внутри которой устанавливается корпус амортизатора. Амортизирующий элемент пера состоит из цилиндрической пружины 4 и гидравлического амортизатора.
Колеса – легкосъемные, взаимозаменяемые, с прямыми спицами; имеют ступицы, обод, спицы и шины. Ступица колеса состоит из двух штампованных дисков, которые приварены к втулке. В правом диске установлено стальное кольцо, приваренное к диску точечной сваркой. На втулках имеются шлицы, с помощью которых колеса соединяются с задней передачей; на другой стороне втулки нарезана резьба, в которую ввертывается корпус сальника с установленным фетровым сальником.В отверстия втулки с двух сторон запрессованы шарикоподшипники (№ 203, ГОСТ 8338-57), а между ними распорная втулка. Обод колеса изготовлен из листовой стали и по своим размерам соответствует ГОСТу 5652-57.
Характеристика мотора ИЖ-П5
Тип двигателя | Одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, воздушного охлаждения. |
Рабочий объем , см 3 | 346 |
Максимальная мощность , л. с. | 22 (20,9…23,1 при 4850±10 % об/мин |
Диаметр цилиндра, мм | 72 |
Ход поршня, мм | 85 |
Степень сжатия | 8,2-8,7 |
Система смазки цилиндро-поршневой группы | смесь топлива с маслом. На более поздних моделях мотоцикла применена подача масла масляным насосом, дозирующим подачу масла от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя в соотношениях 1/25-1/100 к подаче бензина. Заправочная ёмкость картера двигателя мотоцикла Иж П-5-01 — 0,7 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или их зарубежные аналоги. |
Карбюратор | К-65И (в более ранних — К-62И) |
Применяемое топливо | автомобильный бензин с октановым числом не менее 76. При совместной системе смазки применяется бензин в смеси с моторными маслами М-8В, М-10В, авиационным маслом МС-20 в соотношении 25:1, или смесь бензина с маслом для двухтактных двигателей МГД-14М (или его зарубежные аналоги) в соотношении 50:1. |
Емкость бензобака | 18 л. |
Воздушный фильтр | контактно-масляный |
Заправочная ёмкость масла в воздушном фильтре | 0,15 л моторного масла |
Генератор | Генератор — трёхфазная электрическая машина с электромашинным возбуждением и электронным выпрямителем-стабилизатором напряжения БПВ-14-10 (БПВ-21-15), мощностью первоначально 100, затем 140 Вт, или однофазный генератор с возбуждением от постоянных магнитов и электронным регулятором РНМ-1, мощностью 90 Вт. |
Зажигание | батарейное контактное конденсаторное, на более поздних моделях электронное бесконтактное, с автоматическим регулированием опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала и независимое от аккумуляторной батареи. |
Свеча зажигания | А23В (или зарубежные аналоги) |
Аккумуляторная батарея | свинцовая кислотная, тип 6МТС-9, 12 вольт 9 А.ч |
Трансмиссия | |
Передача от двигателя на сцепление | цепью приводной втулочной двухрядной (усиленной) в масляной ванне |
Сцепление | многодисковое в масляной ванне |
Заправочная ёмкость картера коробки передач | 1,0 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20 или их зарубежные аналоги. |
Коробка передач | трёхвальная четырёхступенчатая в одном блоке с двигателем и ножным переключением передач. |
Модернизация [ править | править код ]
Мотоцикл Иж Планета-5-01
является дальнейшей модернизацией мотоцикла «Иж Планета-5» [2] .
Мотоцикл начал выпускаться в 1989 году, производство завершено в 2007 году. Часть технических решений по мотоциклу были лицензионные и изначально предназначались для перспективной модели «Иж-Орион».
В системе электрооборудования применен генератор на постоянных магнитах, с бесконтактной системой зажигания, работающей независимо от аккумуляторной батареи, с автоматически регулируемым опережением зажигания.
Двигатель оборудован насосом раздельной системы смазки, что исключило необходимость подготовки и использования в системе питания мотоцикла смеси бензина с маслом.
Коробка передач четырёхступенчатая с эксцентриковым механизмом выключения муфты сцепления и усиленной моторной цепью.
Тормоз переднего колеса — дисковый с гидроприводом или двухкулачковый с механическим приводом.
В подвесках колес применены амортизаторы с улучшенными характеристиками и пружинами отбоя, рычаг подвески заднего колеса на подшипниках качения или скольжения.
Изменена кинематика привода тормоза заднего колеса.
«Иж Планета-6»
. Дальнейшее развитие «Иж Планета-5-01». Двигатель получил жидкостную систему охлаждения, ЦПГ взята от двигателя «Иж Планета-Спорт» (24,5 л. с.). Изготовлена опытная партия мотоциклов, в серию не запускался.
Слабые места двигателя ИЖ-П5
Более подробно о слабых местах силового агрегата ИЖ-П5…
Воздушный фильтр . Для предотвращения попадания пыли в двигатель требуется частая промывка и промасливание фильтрующего элемента. Установка бумажного фильтра позволила бы сократить время на обслуживании двигателя при ТО и улучшила бы качество очистки воздуха подающего в карбюратор.
ЦПГ изнашивается через 20 000-25 000 км по причине отсутствия водяного охлаждения.
Коробка передач . С годами вследствие выработки происходит самовыключение передач и регулировка проблему не устраняет. В этом случае необходима переборка КПП с заменой выработанных деталей.
Воздухоочиститель мотоцикла ИЖ 56
Мотоцикл ИЖ-56 воздухоочиститель – центробежного типа, состоит из двух очистительных элементов, имеющих одинаковую конструкцию. Элементы соединены между собой патрубком, который служит также для соединения воздухоочистителя с карбюратором. Каждый элемент состоит из корпуса, в верхней части которого установлены спиральные лопатки, направляющие поток воздуха; снизу устанавливается пылесборник, который имеет крышку с отверстием для сбора пыли. Для уплотнения крышки с корпусом элемента и пылесборником имеется резиновая прокладка.
Недостатки двигателя ИЖ-П5
- Громкий в работе;
- Повышенная вибрация;
- С глушителя брызгает масло;
- Долгий разгон;
- Большой расход топлива;
- Малый ресурс;
- Сильная отдача от кикстартера.
Громкая работа негативно воздействует на окружающих людей (мешает отдыхать), что вызывает по отношению к мотоциклисту соответствующие реакции.
Повышенная вибрация двигателя предается всему мотоциклу, особенно чувствуется вибрация руками на руле.
С глушителя брызгает масло , которое при движении попадает на спину водителя или пассажира. Этот минус устраняется монтажом поварешки из нержавейки, соответствующего диаметра на торец выхлопной трубы. У поварешки заранее должен быть вырезан сектор, который при монтировании винтами должен находиться в нижней части. Эта доработка исключит попадание масла на спину, а выхлоп будет направлен вниз.
Долгий разгон . Более длительный разгон у Планеты 5 с коляской. Повышенная длительность при разгоне особенно заметна на мотоцикле с коляской.
Большой расход топлива . Двигатель по расходу топлива не экономичный и причина прежде всего в конструкции двухтактного двигателя.
Ресурс ограничен интервалом 20-25 тыс. км
Сильная отдача от кикстартера . Чтобы исключить удары кикстартером по ноге не сопровождайте ногой кикстартер при его возвращении в исходное положение. Воздействие на кикстартер при заводке мотора должно быть резким и сильным.
PS. Уважаемые мотоциклисты «Планетоводы»! Вы можете задать вопрос или добавить отзывы и информацию по слабым местами недостаткам мотора ИЖ-П5 в комментарии.
Источник
Системы питания двигателя мотоцикла ИЖ-56
В верхней части бака приварена горловина, которая закрывается специальной пробкой. Пробка уплотняется прокладкой из бензомаслостойкой резины.
На дне пробки установлен стаканчик емкостью 0,1 л для замера масла при составления топливной смеси.
Бензиновый краник имеет три положения: открыт, закрыт и резерв.
На мотоцикле ИЖ-56 система питания оборудована карбюратором К-28 Д. Поплавковая камера состоит из корпуса 1 и крышки 4. На крышке смонтирован утопитель поплавка 5, а в центре крышки за армирован штуцер 7 для бензопровода. Внутри поплавковой камеры установлен поплавок 2, изготовленный из тонкой листовой латуни. Через поплавок проходит запорная игла 3, которая при достижении определенного уровня топлива в поплавковой камере закрывает отверстие в штуцере. Поплавковая камера крепится к смесительной камере с помощью соединительной пробки 38, для уплотнения установлены фибровые шайбы 34 и 37.Поплавковая камера сообщается со смесительной камерой каналом 41. Смесительная камера состоит из корпуса 18, внутрь которого снизу вкладывается вставка смесительной камеры 29, закрепляемая фасонной гайкой. Вставка уплотняется фибровой шайбой 30. В центре вставки ввернут распылитель с главным жиклером 36. Внутри корпуса смесительной камеры устанавливаются дроссельный золотник 21 и воздушный корректор 8.
К дроссельному золотнику с помощью защелки 20 прикреплена конусная дозирующая игла 32. Дроссельная заслонка и корректор поднимаются с помощью тросов, а возвращаются назад под действием пружин 9 и 17. Верхняя часть смесительной камеры закрывается крышкой 12, которая крепится гайкой 11. В крышке установлены регулировочные штуцера оболочки троса дросселя 15 и воздушного корректора 14. В корпусе смесительной камеры и вставке имеются каналы для прохода бензина и воздуха 40, 24, 25, 27 и 28. Смесительная камера имеет два патрубка: один для соединения с воздухофильтром, а другой – с патрубком цилиндра. Крепление к патрубку цилиндра осуществляется с помощью хомутика и стяжного винта.
Из Википедии — свободной энциклопедии
Передача от коробки передач на заднее колесо | закрытой втулочной однорядной цепью |
Передаточное число от двигателя на сцепление | 2,17 |
Передаточное число от коробки передач на заднее колесо | 2,33 |
Передаточные числа коробки передач на передачах: | |
I | 3,88 |
II | 2,01 |
III | 1,26 |
IV | 1,0 |
Общая информация | |
Другие названия | Иж Планета-5 |
Годы выпуска | 1987-2008 |
Предыдущая модель | Иж Планета-4 |
Следующая модель | Иж Планета-6 |
Тип | дорожный, среднего класса |
Двигатель | |
Камера сгорания | |
Цилиндров | 1 |
Диаметр цилиндра | 72 мм |
Ход поршня | 85 мм |
Тактность (число тактов) | 2 |
Материал блока цилиндров | алюминиевый сплав |
Материал ГБЦ | алюминиевый сплав |
Степень сжатия | 8,2. 8,7 |
Питание | |
Рекомендованное топливо | А-76. АИ-93 |
Охлаждение | воздушное, набегающим потоком |
Система питания | карбюратор |
Расход топлива на трассе | 5 литров при скорости 90 км/ч , 6 литров при агрессивной езде |
Модель | Иж Планета-5 |
Тип | механическая, трёхвальная, в общем картере с двигателем |
Число ступеней | 4 |
Передаточные отношения | |
1 передача | 3,88 |
2 передача | 2,01 |
3 передача | 1,26 |
4 передача | 1,00 |
Синхронизаторы | нет |
Переключение | ножное |
Силовая передача
Цепь втулочная двухрядная Передаточное отношение от двигателя на сцепление — 2,17 Сцепление — многодисковое в масляной ванне Коробка передач — четырехступенчатая От коробки на заднее колесо — цепь втулочно-роликовая закрытая Передаточное отношение от коробки на заднее колесо — 2,33 Переключение — ножным рычагом Передаточные отношения коробки: на первой скорости — 3,17 на второй скорости — 1,81 на третьей скорости — 1,26 на четвертой скорости — 1,0 Общие передаточные отношения: на первой — 16,03 на второй — 9,16 на третьей — 6,37 на четвертой передаче — 5,05.