Линейка снегоходов Ski Doo 2022 года открылась в январе появлением Ski Doo Summit 850 E-TEC Turbo. Это был первый в индустрии турбочарджерный двухтактный двигатель, ставший настоящим подарком для любителей горной езды, поскольку он сохраняет большую мощность на больших высотах. Насколько больших? На высоте 8000 футов (примерно 2400 метров) над уровнем моря турбочарджер помогает двигателю сохранять полную мощность, а выше этой отметки преимущество над таким же атмосферным двигателем доходит до 40 лошадиных сил.
Но линейка Ski Doo 2022 года предложит намного больше — включая инновационные подвески и новейший 600-кубовый двигатель, ознаменовавший собой конец эпохи карбюраторных моторов Ski Doo.
Задняя подвеска rMotion X
Задняя подвеска rMotion X
Задняя подвеска rMotion давно стала эталоном в индустрии. В линейке 2022 года появится новая подвеска rMotion X, выводящая характеристики подвесок на ещё более новый уровень. Эта модель подвески легче на 2,3 кг, благодаря чему снижена неподрессоренная масса. Ещё одна её особенность — обновлённая геометрия, основанная на удлинённом заднем амортизаторе с дополнительными 2,5 см хода.
Процитируем Ski Doo:
Передний рычаг задней подвески rMotion X соединяет перед и зад и создаёт идеальную гармонию динамики шасси всего снегохода. Удлинив передний рычаг, инженеры снизили угол, под которым силы передаются на шасси, образовав идеальное перераспределение веса.
Передняя подвеска RAS X
Передняя подвеска RAS X
Ski Doo оснащает свои новые снегоходы передней подвеской RAS X, созданной для совместной работы с rMotion X. Эта передняя подвеска оснащена А-образными рычагами, при этом лыжи расставлены на ширину 43 дюйма (это 109,22 см). Ход подвески был увеличен на 1,2 см. Согласно Ski Doo, подвеска RAS X “плавно огибает даже самые большие неровности и держит траекторию в самых крутых поворотах с лазерной точностью”.
Лыжи Pilot X и Pilot TX
Лыжи Pilot X и Pilot TX
Линейка снегоходов Ski Doo 2022 года оснащается новыми лыжами Pilot X и Pilot TX. Эти лыжи, совместно с подвесками rMotion X и RAS X оптимизированные для платформы REV Gen4, имеют улучшенные характеристики удержания на снегу и повышенный зацеп при поворотах.
Продвинутые райдеры могут рассчитывать на идеальную развесовку, благодаря которой нагрузка на лыжи переносится в самый нужный момент для чёткого руления, и это заметно по улучшенному зацепу и более ровному прохождению поворотов, — говорит Ski Doo в релизе. -По мере проезда апекса и открытия газа оптимизированная развесовка смещается назад для превосходной скорости на выходе, обеспечивающей идеальное прохождение поворотов.
Модельный ряд
Бомбардье всегда стремился создать компактный и максимально быстрый снегоход. «Бомбардир» первых двух выпусков мало походил на машину его мечты. Но в то время не было тех технических условий, которые бы позволили ему это сделать. Только в 1959 году Бомбардье воплотил свою мечту. С помощью легких и небольших силовых агрегатов ему удалось собрать модель, которую немного похожа на современные аналоги. Новинка получила название «снегоход Бомбардир Ski-Doo».
Производство новых машин росло. Покупателям очень понравилось изобретение Бомбардье. «Скидо Бомбардир» — снегоход, который выполнял хозяйственные задачи и был отличным средством, используемым для развлечения. Стали организовываться даже соревнования. Люди гоняли на снегоходах, а продажи невероятно росли.
Недавно канадский производитель Bombardier переименовали в компанию BRP. При этом от смены бренда снегоходы «Бомбардье» не стали по техническим параметрам хуже. Ski-Doo и сегодня считается одной из лучших машин для езды по снегу. Каждый снегоход бренда BRP является сочетанием новейших технологий, простоты управления и комфорта.
Сегодня Bombardier Recreational Products выпускает продукцию под двумя брендами: это снегоходы Ski-Doo или Lynx. Последний раньше являлся финским, но в 1993 его приобрела BRP. Как и Ski-Doo, снегоход «Бомбардир Линкс» был нацелен на Европу и Россию. Специально для нашей страны компанией была разработана модель Lynx Yeti Pro Army. Она является единственным в мире снегоходом с шириной гусеницы шестьдесят сантиметров. Линейка продукции компании BRP настолько велика, что в ней каждый найдет то, что ищет.
Двигатель Rotax 600 EFI
Двигатель Rotax 600 EFI
Линейка Ski Doo 2022 получила новый вариант двигателя — двухтактный Rotax 600 EFI. Этот двигатель создан для того, чтобы дать райдерам начального уровня новый вариант на базе платформы REV Gen4. Этот двигатель основан на Rotax 600R E-TEC.
Новый движок выдаёт 85 лошадей и оснащается инжекторной системой питания. Этим двигателем ознаменован конец эпохи карбюраторных снегоходов Ski Doo. Из прочих особенностей отметим плазменное напыление на цилиндрах и сложный модуль контроля двигателя.
Снегоход «Бомбардир Скандик»
Он прекрасно подходит как для работы, так и для активного отдыха. Снегомашины из этой серии канадского производителя отлично ездят по глубокому снегу и способны перемещаться в самых труднодоступных местах.
Модель Skandic 550 оснащена двухцилиндровым и двухтактным двигателем, имеющим воздушное охлаждение. Его мощность составляет 57 л.с. при объеме 553,4 см³.
У снегохода Skandic 600 улучшенные технические характеристики. Его повышенную устойчивость и улучшенную проходимость обеспечивают гусеницы шириной 50 сантиметров.
Самыми мощными в серии «Скандик» являются снегоходы Ski-Doo Scandic SWT. Их не пугают ни высокий снежный слой, ни бездорожье. На них стоят выпускаемые компанией BRP гусеницы SuperWideTrack, ширина которых больше 60 сантиметров. Этим обеспечивается дополнительная устойчивость и великолепная проходимость Scandic SWT. Эти вездеходные машины оснащены четырехтактным двигателем с объемом 799,9 см³ и мощностью 65 л.с. У этого мотора расширенная система принудительного охлаждения, позволяющая не опасаться перегрева.
Панорамный 7,8-дюймовый цифровой дисплей
Некоторые модели линейки Ski Doo 2022 года будут оснащаться новейшим панорамным 7,8-дюймовым цифровым дисплеем. Эта полноцветная приборная панель оснащена Bluetooth-модулем и совместима с навигацией GPS, музыкальным плеером и связью с интеркомом шлема. Она превосходно работает в паре с новым приложением BRP Go!
Приложение BRP Go!
Ещё одна новинка линейки 2022 модельного года — приложение BRP Go! для смартфонов. Это приложение имеет функционал автономного навигатора и социальной карты. Оно обладает следующими особенностями:
- Автономная карта
- Навигация — указатель поворотов, прокладка маршрутов
- Местоположение на карте
- Добавление POI (точек интереса) в прокладываемый маршрут
- Сохранение пройденных маршрутов
- Работа оффлайн
- Поиск друзей (работает только онлайн)
- Бесплатное
- Совместимо с Android и iOS
- Поддерживает 2 языка: английский и французский
- Совместимо с новой панорамной приборной панелью
Ski Doo MXZ 2022
Ski Doo MXZ 2021
Линейка спортивных снегоходов MXZ Ski Doo получила ряд значительных доработок на 2022 модельный год. В неё вошли несколько различных вариантов MXZ: MXR X-RS (доступен только весной), MXZ X (доступен только весной), MXZ TNT и MXZ Sport. Вариант MXZ Sport теперь будет основан на новой платформе REV Gen4, как и остальные представители линейки MXZ. Варианты MXZ X-RS и MXZ X получат заднюю подвеску rMotion X, переднюю подвеску RAS X и лыжи Pilot X и TS X. Весенние модели также будут оснащены большим панорамным 7,8-дюймовым цветным дисплеем.
Ski Doo Renegade 2022
Ski Doo Renegade 2021
В 2022 модельном году вновь появится семейство Ski Doo Renegade из пяти разных моделей: Renegade X-RS (доступен только весной), Renegade X (доступен только весной), Renegade Enduro, Renegade Adrenaline и Renegade Sport.
Как и с линейкой MXZ, Renegade X-RS и Renegade X оснащены новой задней подвеской rMotion X, передней подвеской RAS X, лыжами Pilot X и 7,8-дюймовым цветным дисплеем. Из прочих изменений на 2021 модельный год отметим переход Renegade Sport на платформу REV Gen4 и два варианта двигателей на выбор: двухтактный Rotax 600 EFI и четырёхтактный 600 ACE
Технические характеристики
Как отмечают специалисты, после смены владельца снегоходы марки Lynx ощутимо прибавили в качестве. Компания BRP внедрила в производство прогрессивные технологии и придала своей продукции неповторимый дизайн. На снегоходах Линкс финская задняя подвеска, основным преимуществом которой являются энергоемкость, надежность и, главное, правильное распределение массы и сцепления гусеницы, вне зависимости от нагрузки. Lynx традиционно представлена многогранной линейкой широкогусеничных моделей.
В 2015 году неожиданностью стала модель Alpine с 61-сантиметровой гусеницей и передней рычажной подвеской. А в 2016 — XTRIM COMMANDER. Невероятное стало реальным: у модели сочетание двигателя 800 E–TEC (мощность 160 л.с.) и 51-сантиметровой гусеницы.
В спортивных вариантах применена технология E-Tec. Она реализована в двухтактном двигателе, позволяющем впрыскивать топливо непосредственно в камеру под сильным давлением. Устройство последней предполагает равномерное сжигание. Еще одной яркой особенностью снегоходов «Бомбардир» является то, что на Ski-Doo установлена платформа Rev.
Ski Doo Backcountry 2022
Ski Doo Backcountry 2021
Фанаты кроссоверов в 2022 модельном году получат выбор из четырёх моделей Ski Doo Backcountry: Backcountry X-RS (доступен только весной), Backcountry X (доступен только весной), Backcountry и Backcountry Sport. Среди изменений отметим новый 7,8-дюймовый ЖК-дисплей на Backcountr X-RS и Backcountry X, ведомый шкив QRS Vent Plus на моделях с двигателем 850 E-TEC, датчик температуры приводного ремня на моделях с двигателем 850 E-TEC, а также новый двухтактный двигатель Rotax 600 EFI, доступный для Backcountry Sport
Ski Doo Summit 2022
Ski Doo Summit 2021
Summit с турбочарджерным двигателем — уже не новинка, но в 2022 модельном году есть новости. Summit X Expert версии 2021 года будет оснащаться лёгким цельным передним обтекателем, новым ультра-низким сиденьем для удобства переноса веса, а кроме того как опция будет доступна 175-дюймовая гусеница. Summit X 2021 получит укороченный туннель для улучшенной мобильности в глубоком снегу, обновлённые шпиндель и стопор лыж, уменьшенный руль и защищённое от осадков сиденье.
Для тех, кому не нравятся турбированные двигатели, все три варианта Summit будут доступны с атмосферными Rotax 850 E-TEC, а Summit SP кроме того доступен с двигателем 600R E-TEC. Кроме того, купившие SP получат новую приборку, уменьшенный руль и обновлённые шпиндель и стопор лыж. Модели Summit Expert и Summit X будут доступны только весной.
Снегоход «Бомбардир»
Он появился в далеком 1916 году, когда в Соединенных Штатах был выдан самый первый патент на изобретение уникального транспортного средства, имеющего спереди лыжи, а сзади гусеницу. Однако в те годы производство этих чудо-машин так и не было начато. Впервые снегоход «Бомбардир» появился в 1937 году, когда канадец Жозеф-Арманд Бомбардье реализовал свою идею по производству гусениц. Самая первая модель представляла собой достаточно большой закрытый семиместный агрегат.
Конечно, первый снегоход «Бомбардир» имел мало общего с современными моделями, тем не менее, главную задачу – транспортную – он выполнял неплохо. Эта машина была незаменима в условиях зимы. Она использовалась как в промышленных, так и в гражданских целях, а в годы войны — даже в военных. Вторая модель – более совершенный снегоход «Бомбардир» не заставил себя долго ждать. В 1942 появился 12-местный B-12. К 1951 году этих машин уже было выпущено около 300 тысяч единиц.
Ski Doo Freeride 2022
Ski Doo Freeride 2021
Freeride, бескомпромиссная внедорожная модель Ski Doo, в 2021 году будет оснащаться с новым турбированным двигателем Rotax 850 E-TEC Turbo. Среди других изменений Freeride отметим новый укороченный туннель, ведомый шкив QRS Vent Plus, систему мониторинга приводного ремня, цельный лёгкий обтекатель, низкую горную стропу, руль малого диаметра, лёгкие пружины подвесок и новую цветовую схему Catalyst Grey.
146-дюймовая модель также получит ряд изменений, включая: лёгкий шпиндель лыж, 6,5-дюймовую проставку руля, лыжи Pilot DS3, регулировку ширины расстановки лыж (35,7 — 37,4 дюймов, это 90,6 — 95 см), профильные подножки и скребки на рейке.
Весенние варианты получат систему запуска двигателя SHOT, 3-дюймовые грунтозацепы гусениц и калибровку уровня моря для езды ниже 4000 футов (1200 м)
Ski Doo Expedition 2022
Ski Doo Expedition 2021
Линейка спортивно-утилитарных снегоходов Ski Doo Expedition в 2021 году будет доступна в виде пяти разных моделей: Xtreme, SE, LE, Sport и новой SWT. Именно SWT — наиболее интересная модель, получившая максимальное число обновлений.
Главное изменение — переход на платформу REV Gen4. Оснащённая гусеницей 24 x 154 x 1,5 дюймов, Expedition SWT имеет самую большую в индустрии площадь контакта, обеспечивающую идеальное скольжение по рыхлому снегу.
Переход на платформу REV Gen4 обусловил целый ряд изменений, включая переднюю подвеску RAS 3, лыжи Pilot 7.4, аккумулятор высокой ёмкости, трансмиссию с лёгким переключением и кнопкой реверса, 4,5-дюймовый дисплей, низкую стропу руля и систему креплений Multi-LinQ. Для модели доступны три варианта двигателя: Rotax 600R E-TEC, Rotax 900 ACE и Rotax 900 ACE Turbo.
Новинки Ski-Doo 2022 года
По сравнению с 2022 годом модельный ряд немного сократился: из него пропала спортивная линейка Renegade. В 2022 году в продажу поступают 7 линеек. Если не упоминать мелкие улучшения (про них поговорим ниже), то серьезных новинок две:
- полуактивная подвеска Smart-Shox, которая каждую миллисекунду снимает показания с 5 датчиков на шасси и автоматически изменяет настройки амортизаторов (такую же технологию раннее BRP ввели для некоторых своих квадроциклов Can-Am);
- 180-сильный четырехтактный двигатель Rotax 900 ACE Turbo R с увеличенными форсунками и улучшенными наддувом, впуском и выпуском.
Инженеры Polaris тоже представили новый двигатель — двухтактный турбированный Patriot Boost. Сколько «лошадей» он выдает — пока не сообщили, но зато он уже получил статус самого мощного серийного двухтактника. Из прочего — на новую платформу Matryx, вышедшую в 2021 году, перевели 22 модели.
Ski Doo Skandic 2022
Ski Doo Skandic 2021
Семейство Ski Doo Skandic получит новую платформу REV Gen4 в 2022 модельном году. Доступны будут три модели: Skandic SWT, Skandic WT и новейшая Skandic Sport. С переходом на новую платформу будет доступен выбор из четырёх вариантов двигателя: Rotax 600R E-TEC, 2-тактный Rotax 600 EFI, 900 ACE и 600 ACE. Все три модели получат обновлённую телескопическую переднюю подвеску, созданную для улучшения сопротивляемости пробою и с улучшенным теплоотведением. Новые лыжи с глубоким килем Pilot 7.4 имеют улучшенные характеристики при езде задним ходом.
Skandic SWT оснащается широкой гусеницей Cobra 24 x 154 x 1.5 дюймов, а все модели семейства Scandic поставляются с новыми платформами для глубокого снега, трансмиссией с лёгким переключением и кнопкой реверса, новой системой крепления багажа Multi-LinQ и новым 4,5-дюймовым дисплеем.
Новинка Skandic Sport оснащается двухтактным двигателем Rotax 600 EFI и новым сиденьем Utility.
Обзор линеек снегоходов Ski-Doo
Кроссоверы Backcountry
Снегоход, подходящий и для трассы, и для рыхлого снега, в линейке 2022 года изменился минимально. Выпускаться он будет в четырех конфигурациях:
- базовой — с единственным размером трака (146х15х1.6 дюйма) и двумя вариантами двигателей: 600R E-TEC или 850 E-TEC;
- X-RS — с 146- или 154-дюймовой гусеницей, задней подвеской cMotion и двигателем 850 E-TEC;
- X — тоже будет продаваться только с двигателем 850 E-TEC, но получит гусеницы PowderMax или Ice Cobra;
- Sport — с 85-сильным мотором 600 EFI и гусеницей Cobra (146х15х1.35 дюйма).
У Polaris есть семейство кроссоверов Switchback Assault. Это 850-кубовые снегоходы, строящиеся на легком шасси из алюминия и карбона. Задняя подвеска у них IGX, а передние амортизаторы — спортивные Walker Evans Velocity. И на подготовленной укатанной дороге, и вне ее Switchback Assault чувствует себя одинаково хорошо: предсказуемо управляется и уверенно едет вперед.
А в 2022 году семейство кроссоверов Polaris дополнилось новой линейкой Switchback XC. Она получит 650- или 850-кубовые моторы, амортизаторы FOX QS3 и заднюю подвеску IGX.
Спортивные MXZ
Чисто спортивные снегоходы — узкая ниша: они заточены под подготовленные трассы. Однако западный рынок их любит, поэтому Ski-Doo выпускает эти модели, пусть и в меньшем количестве модификаций. Линейка MXZ 2022 года получит полуактивную подвеску Smart-Shox (только у версии X-RS с двигателем 850 E-TEC), обновленные заднюю и переднюю подвески rMotion X и RAS X (для моделей TNT), лыжи Pilot X (тоже для TNT). Выпускать «спортсменов» будут в 4 конфигурациях, все на обновленной платформе REV Gen4:
- TNT — с двигателями 600R E-TEC или 850R E-TEC и с гусеницей Ice Ripper XT 129х15х1.25 дюймов;
- Sport — с более простыми подвесками RAS 3 и SC-5M и более слабым двигателем Rotax 600 EFI;
- X-RS (будет в продаже только весной) — для сложных трасс, с двигателями 600R E-TEC или 850R E-TEC;
- X (тоже только весной) — те же двигатели, что и у X-RS, только среди модификаций будет короткая гусеница RipSaw 129х15х1.25 дюймов.
Альтернатива MXZ от Polaris — модели Indy VR1, Indy XC и новинка 2022 года Indy XCR. Все построены на платформе Matryx. Самый «гоночный» из тройки — новый XCR, который создавали, опираясь на опыт участия снегоходов Polaris в гонках, от Iron Dog до Indianapolis 500.
Summit для глубокого снега
В 2022 году мы увидим больше десятка модификаций снегоходов Summit. Строиться они будут на прежней платформе REV Gen4. Выбрать можно будет из трех двигателей: обычного и турбированного 165-сильных 850 E-TEC, или 125-сильного 600R E-TEC. В дополнение к традиционным гусеницам длиной 154 или 165 дюймов добавились и необычные варианты: короткий 146-дюймовый трак (только у самой бюджетной версии Summit SP) и длинный 175-дюймовый (у моделей Summit Edge и Summit X Expert). За самую бюджетную версию придется отдать 1.742 млн рублей.
В противовес Summit Polaris предлагают огромную линейку RMK, в которую входят снегоходы с большим диапазоном характеристик. Это семейство существует уже четверть века. В этом году RMK получит целых две индивидуально доработанных платформы: RMK Matryx и RMK Matryx Slash — они создавались специально для глубокого снега. Узкое сиденье, узкий бак, высокая и легкая платформа, короткий туннель — все это улучшает «плавучесть» снегохода даже на рыхлой и нетронутой поверхности.
Часть моделей уже появились в продаже в России: это 850 Matrix Slash Pro RMK со 163-дюймовой гусеницей и 3-дюймовыми грунтозацепами, 850 Matrix Slash RMK Khaos 155 и 850 Matryx Pro RMK 155 (оба со 155-дюймовыми гусеницами). Стоят они чуть меньше, чем «Саммиты»: до 1.7 млн рублей.
Экстремальные Freeride
Старший и более дерзкий брат Summit для любителей настоящего экстрима — высоких и длинных прыжков и очень глубокого снега. На выбор есть модели с обычным или турбированным двигателями 850 E-TEC, и с 154- или 165-дюймовыми гусеницами (в конфигурации Low Altitude Calibration будет доступна и 146-дюймовая версия). На большинстве моделей в базовой комплектации будет идти стартер SHOT. Как видим, по сравнению с 2022 годом почти ничего не поменялось. Цена тоже осталась традиционно высокой: самый младший Freeride обойдется почти в 2.1 млн рублей. Но если снегоход в первую очередь нужен для того, чтобы максимально выкручивать газ и метать снег из-под гусеницы — то эта модель подходит как нельзя лучше.
У Polaris чистых линеек для экстрима нет, но по характеристикам к такой технике можно отнести несколько моделей из разных семейств. В первую очередь это 850 SKS и RMK Assault, новый Indy XCR (про него мы уже говорили выше), и еще одна новинка — Cross-Country Racer. Правда, последний снегоход поставляется только гоночным командам Polaris. Остальные модели, если и уступают в каких-то характеристиках снегоходам Freeride, то стоят ощутимо дешевле.
Туристические Expedition
Для любителей комфортных поездок у Ski-Doo есть большая линейка Expedition. Основные модели в ней — это крупные двухместные снегоходы с высоким ветровым стеклом и огражденной бортами грузовой площадкой. Но есть и одноместная версия Xtreme с коротким туннелем, укороченным ветровым стеклом и спортивными подвесками, позаимствованными у MXZ X. Основные отличия между моделями заключаются в двигателях (900-кубовые моторы с турбиной или без, или 850 E-TEC у Xtreme), комплектации и гусенице.
У Polaris туристический сегмент покрывают несколько моделей из линейки Indy. На новую платформу Matryx их не переводили, однако и прежнее шасси Pro-Ride зарекомендовало себя отлично. Сами снегоходы — небольшие, с 550-, 600- или 850-кубовыми моторами. Большинство из них одноместные, однако в предыдущие модельные годы выпускались и более длинные двухместные версии.
Также к «туристам» можно отнести и Polaris RMK EVO: небольшой юркий одноместный снегоход, идеально подходящий для начинающих и любителей. Последняя его версия выпущена в 2022 году, так что ценник на нее очень интересный: около 800 тысяч рублей. Он имеет ограничение скорости в 80 км/ч, уменьшенные общую высоту и высоту сиденья (а значит, ниже расположенный центр тяжести и более устойчивое управление), и лыжи увеличенной ширины с высоким килем — тоже для лучшей управляемости.
Утилитарные Skandic
Если искать аналоги в мире автомобилей, то Skandic точнее всего сравнивать с большими пикапами: они отличаются прекрасной проходимостью и идеально подходят для перевозки грузов. Надежная телескопическая передняя подвеска с широким и плоским низом, крупные лыжи Pilot 7.4, шарнирная подвеска SC-5U сзади, экономичные двигатели и наличие двухместных моделей в линейке — вот то, за что покупатели любят «Скандики». В 2022 модельный год вошли три модели: WT, SWT и Sport, и это было очень удачное решение — каждая из них подходила под свои задачи. В 2022 году Ski-Doo пошли по тому же пути и выпустили те же три конфигурации:
- SWT — с самой широкой гусеницей (почти 610 см) и двумя вариантами двигателей: двухтактным 600R E-TEC или четырехтактным 900 ACE;
- WT — с чуть более узкой гусеницей (154х20х1.5 дюйма), зато двигателей на выбор целых четыре: 600 EFI, 600 R E-TEC, 900 ACE или 600 ACE;
- Sport — одноместная модель с WT-гусеницей, двигателем 600 EFI, и более коротким и узким туннелем.
Стоимость Skandic 2022 года начинается от 1 125 000 за Sport-версию, и доходит почти до 1 700 000 за SWT.
У Polaris семейство утилитарников побольше: оно представлено линейками Titan (основная и очень широкая) и Voyageur (не такая известная, но в продаже еще встречается). В новостях про модельный ряд 2022 года про их обновление ничего не сказано, но и без серьезных новшеств они хороши.
Polaris Titan — широкая и очень разносторонняя линейка. В ней есть и богато укомплектованные двухместные модели с WT-гусеницей и огромным багажным коробом (вроде 800 Titan Adventure 155), и созданные для сложных грузоперевозок и буксировок 800 Titan XC 155, способные тянуть до 544 кг. Почти все Titan (по крайней мере из последних моделей) имеют мощные 154-сильные моторы и 155-дюймовую гусеницу.
Polaris Voyageur — линейка побюджетнее (младшие версии стоят чуть меньше 900 тысяч), с моторами объемом 550, 600 или 650 «кубов», и с гусеницами длиной 144 или 154 дюйма. Эта техника идеальна для не слишком тяжелой работы и для поездок и развлечений.
Ski Doo Grand Touring 2022
Ski Doo Grand Touring 2021
Ski Doo выпускает и туристические модели снегоходов, но линейка Grand Touring 2022 года в отличие от большинства других моделей практически не претерпела изменений с 2022. Будут доступны две модели — Grand Touring Limited and Grand Touring Sport, и обе основаны на платформе REV Gen4. Limited доступен с любым из трёх двигателей: Rotax 600R E-TEC, Rotax 900 ACE Turbo и Rotax 900 ACE, оснащается задней подвеской с воздушным управлением rMotion, подогревом сиденья, высокопрочными бамперами и кофром Grand Touring LinQ.
Модель начального уровня Grand Touring Sport поставляется на выбор с Rotax 900 ACE или 600 ACE.
Снежный мир утилитарных снегоходов в иерархии BRP: кто есть кто?
В прошлом году в Шерегеше я впервые погрузился в мир снегоходов BRP. Фантастическая природа, сумасшедшие перепады высот горных хребтов… Сперва я рассказал о «горниках», а теперь речь пойдет об «утилях» — утилитарных аппаратах. Но каких!
Утилитарность предполагает способность нести груз. И в гамме BRP специалистом в этой области, например, считается тяжеловоз Ski-Doo Skandic WT 900 ACE. Он относится к классу Utility WT, то есть утилитарник с широкой (Wide Track) гусеницей — 500 мм. Это не предел, поскольку есть сверхширокая гусеница SWT — 600 мм!
Основа такого левиафана, построенного на платформе REV-XU, — мощная конструкция из алюминиевого сплава пирамидального типа. Сзади подвеска SC-5U с подламывающейся пяткой гусеницы, которая при движении задним ходом помогает не закапываться в снег. Причем если вам предстоит буксировка тяжелого прицепа или плавающая пятка вам не нужна, скажем, по религиозным соображениям, то ее можно зафиксировать легким движением руки и получить монолитную конструкцию.
Спереди здесь подвеска LTS (Lynx Telescopic Suspension), то есть фактически это просто два телескопа — никаких хитрых А-образных тяг. Убить такую конструкцию о какой-либо пенек или поваленное дерево намного сложнее, чем рычажную. А еще одна особенность — сверхширокие передние лыжи, с которыми 300-килограммовый снегоход может запросто стоять на целине любой толщины. Даже там, где, сделав шаг в сторону с подножки, вы гарантированно провалитесь по самые уши.
Простейшие телескопы обладают весьма скромным ходом — 150 мм, зато повредить их на бездорожье сложно
Обратная сторона подобных снегоступов — размазанное управление и ярко выраженное нежелание укладываться набок. Зато можно таскать полутонный прицеп. Ведь, помимо вариатора, здесь есть полноценная двухступенчатая коробка передач, имеющая специальный режим для буксировки. Кстати, понижайка не будет лишней и при форсировании крутых склонов, но дозировать усилия на курке надо предельно осторожно. Тяга в буксировочном режиме убийственная — закопаться можно в совершенно безобидном месте.
Огромное сиденье я бы охарактеризовал посадочной формулой 2+1, то есть здесь получится разместить и двух пассажиров позади водителя. Есть спинка и подогревы ручек пассажира, вдобавок еще и с ветрозащитой. Плюс вместительное подседельное пространство и внушительный багажник сзади, куда можно пристроить опционный кофр. Еще — океанский парус обтекателя и море пространства для ног. Интересно, что в производственной линейке канадцы сохранили любопытную модификацию — Skandic WT 550F c двухцилиндровым двухтактником воздушного охлаждения объемом 553,4 см³ и мощностью 53 л.с. Карбюраторным! Такой могиканин по-прежнему очень популярен в местах, где есть староверы, считающие, что карбюратор надежнее впрыска и его всегда можно починить при помощи молотка. Впрочем, немаловажную роль в спросе на реликт играет и почти вдвое меньшая цена на фоне старшего — 782 тысячи рублей.
• Двигатель 600R E-TEC, по сравнению с предшественником, похудел на 1,7 кг и прибавил 5 л.с. — теперь здесь 125 сил. Оба цилиндра выполнены в виде единого блока • Rotax 900 ACE также прошел апгрейд: измененные калибровочные параметры, обновленный ведущий шкив вариатора pDrive. На выходе плюс 5 л.с., то есть суммарно 95 л.с.
Но обычный вариант — трехцилиндровый 899-кубовый четырехтактный Rotax мощностью 95 л.с. Он тих, как церковная мышь, а заявленный производителем расход топлива по снегоходным меркам исчезающе мал — 10,8 л/100 км. Если не пытаться изображать из себя спортсмена и перевести двигатель в режим Standard (еще есть варианты Sport и Eco), то реакции на электронный курок газа станут растянутыми и плавными, а на разумной скорости подвеска будет справляться почти с любыми неровностями. Кстати, спидометр нескромно размечен аж до 200 км/ч, но на честные 100 км/ч рассчитывать можно.
Lynx 49 Ranger 600R E-TEC PRO
Разумеется, если попытаетесь прыгать или увеличить ход на неровностях, гарантированно пробьете «морду», ведь спереди ход телескопов всего 150 мм, — все-таки забывать о сугубо хозяйственном предназначении модели не стоит. Для впрыска адреналина у компании есть другие модели, а Ski-Doo Skandic — крайне разносторонний универсал, способный двигаться как в «трейле», так и в действительно глубоком снегу. Полагаю, и длительные путешествия для Скандика не станут большой проблемой с учетом 45-литрового бензобака.
Lynx 49 Ranger — совсем другая история. Формально компания относит его к классу Light Utility, сиречь «легкие утилитарники», хотя, по мне, это чистой воды кроссовер. Стильный обтекатель скрывает платформу Radien-X с алюминиевой рамой туннельного типа — фактически это немного вытянутая «тележка» от горных моделей Lynx. Спереди здесь рычажка на А-образных рычагах, а сзади фирменная особенность снегоходов финского отделения BRP — подвеска PPS²-4100-A, названная в честь известного гонщика Паули Пиппола. Число 4100 — длина трака в миллиметрах, а буква А означает, что здесь тоже есть подламывающаяся пятка (A — Articulated). Да, здесь более четырех метров «гусянки» Powder Max FlexEdge с гибкими краями, подстраивающимися под особенности рельефа и позволяющими легче наклонять снегоход. Высота грунтозацепов для российского рынка — 39 мм. Засадить такую анаконду еще надо постараться!
В лучших традициях BRP модификаций у «сорок девятого» как цветов у хамелеона: например, вариант с приставкой PRO означает одноместное сиденье и увеличенную багажную платформу — в такой можно уместить провизию и запас топлива на недельную экспедицию. А версия ST имеет двухместное сиденье. Если под капотом уже знакомый нам 95-сильный 899-кубовый трехцилиндровый Rotax 900 ACE, то постоянная тяга во всем диапазоне оборотов вкупе с нордическим характером в длительных путешествиях однозначное благо. Но как же я удивился, когда пересел на такой же Ranger, однако с двухцилиндровым двухтактником Rotax 600 E-TEC мощностью 125 л.с., — абсолютно другой снегоход! И дело не только в большой мощности — у лыж тут иная колея (921 мм против 996 мм). Интересно, что параметры колеи регулируются в пределах 42 мм, — причем это справедливо для всех описанных в материале снегоходов, кроме серии Skandic. Вдобавок если трехцилиндровый Ranger 49 весит 277 кг, то двухтактная версия на 11 кг легче. А значит, снегоход проще наклонять и идти в траверсе — здесь уже есть спортивные нотки. А если пассажирскую часть сиденья и гигантский обтекатель снять, что можно сделать без инструмента, то за считаные секунды у вас на руках почти горник, готовый к сложным па на крутых склонах.
А ведь есть еще и Lynx Ranger 69 с шириной гусеницы аж 600 мм! По общепринятой классификации это Utility SWT, то есть Super Wide Track, — такое «полотно» дает почти безграничную универсальность. Причем у руля есть регулировка по высоте в очень широком диапазоне, 130—205 мм, — только здесь мне было удобно ездить стоя и не приходилось тянуться к рукояткам вниз. Моторы для этой модели лишь четырехтактные — либо Rotax 900 ACE, либо 1200-кубовый четырехцилиндровый агрегат мощностью 130 л.с. с равномерно размазанным по всему диапазону крутящим моментом. Снегоход с таким мотором называется Lynx 69 Ranger Alpine 1200 4-TEC и предназначен для работы на горнолыжных курортах.
Главное отличие от 49-й серии — другая платформа, L-XU: алюминиевая рама пирамидального вида, рассчитанная на значительные нагрузки с повышенной жесткостью на кручение. Спереди здесь схожая рычажная конструкция — как у младшего в серии, а сзади работает подвеска PPS-6900-A: здесь тоже есть артикуляция, то есть «бегающая» пятка. Но широченная гусеница наложила отпечаток на управляемость: снегоход с заметной ленцой укладывается набок, а при активном маневрировании требует немалых усилий. С другой стороны, это чистой воды «утиль» — и такие режимы движения для него нехарактерны. Зато в глубоком снегу чувствуешь себя как на автобане! А на равнине 69-й Ranger очень устойчив: вывести его из равновесия можно только откровенными провокациями.
А вишенкой на утилитарном торте стала настоящая снегоходная яхта — роскошный «турист» Lynx Commander LTD 900 ACE. Скелет здесь тот же, что и у 69-го, — алюминиевая «пирамида» L-XU, а двигателей предлагается уже четыре варианта: два двухтактных мотора серии 600/800 E-TEC и два четырехтактных 900/1200 ACE. Мой Lynx Commander с приставкой LTD и мотором Rotax 900 ACE был нафарширован, что рождественская индейка, — в комплектацию входила даже лопата и небольшая пила. Спереди — уже привычная рычажка на вогнутых А-образных рычагах, которые при движении по глубокому снегу не нагребают перед собой вал, а позволяют снегоходу всплывать над целиной. Однако основной бонус — увеличение клиренса и избегание возможных коллизий с «несанкционированными» предметами под снегом. Сзади — подвеска Easy Ride, облегченная на десять килограммов по сравнению с предшественницей. В зависимости от нагрузки можно отрегулировать величину давления гусеницы на поверхность с помощью изменения положения тяги, находящейся между передним и задним рычагами подвески. Интересно, что пятка здесь тоже на шарнире, но в обычном состоянии она в поднятом положении и начинает работать только на сложном рельефе.
Места для водителя хоть отбавляй, пассажир может быть любой комплекции вплоть до среднего дивизиона борцов сумо, обтекатель — выше небоскребов… Пожаловаться можно разве что на отсутствие подстаканников и «музыки». Почти 350 кг снаряженной массы заставили меня изрядно понервничать в горах и на крупных неровностях — снегоход словно спрашивает каждый раз: «Может, не будем здесь поворачивать и просто поедем прямо?» Но стоило чуть увеличить ход — и жить стало проще. Словом, Commander — уже готовый экспедиционник, требующий минимальной доработки для покорения, скажем, перевала Дятлова. Или исследования заброшенной Осударевой дороги.
Ну что, готовы в путь? Да, это недешево: если не окунаться в Марианскую впадину бесконечных модификаций снегоходов BRP и не брать в расчет бюджетную версию Skandic WT 550F за 782 тысячи рублей, то средняя цена всех протестированных мною машин около 1,3 млн рублей. Но это разумная плата за дверь в другой, снежный мир — вернуться из которого будет совсем непросто: затягивает. По себе знаю.
Паспортные данные | ||||
Снегоходы | Ski-Doo Skandic WT 900 ACE/ Skandic WT 550F | Lynx 49 Ranger ST 900 ACE/ Lynx 49 Ranger 600R E-TEC PRO | Lynx 69 Ranger 900 ACE | Lynx Commander LTD 900 ACE |
Размеры, мм | ||||
длина | 3370 | 3540 | 3280 | 3260 |
ширина | 1076 | 1180/1105 | 1180 | 1180 |
высота | 1330 | 1380 | 1430 | 1445 |
колея лыж (по центру) | 900 | 996 (+/–21 мм)/921 (+/–21 мм) | 996 (+/–21мм) | 996 (+/–21 мм) |
Рама | алюминиевая, туннельного типа | алюминиевая, пирамидального типа | алюминиевая, пирамидального типа | алюминиевая, пирамидального типа |
Сухая масса, кг | 298/270 | 277/266 | 310 | 296 |
Двигатель | трехцилиндровый, четырехтактный/ двухцилиндровый, двухтактный | трехцилиндровый, четырехтактный/двухцилиндровый, двухтактный | трехцилиндровый, четырехтактный | трехцилиндровый, четырехтактный |
Число и расположение цилиндров | 3, рядное/2, рядное | 3, рядное/2, рядное | 3, рядное | 3, рядное |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 74,0/69,7 | 74,0/69,7 | 74,0/69,7 | 74,0/69,7 |
Степень сжатия | 9,0:1/н.д.* | 9,0:1/12,5:1 | 9,0:1 | 9,0:1 |
Рабочий объем, см³ | 899/553,4 | 899/599,4 | 899 | 899 |
Число клапанов | 12/– | 12/– | 12 | 12 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 95/69,8/7250 / 53/38,9/6800 | 95/69,8/7250 | 95/69,8/7250 | |
Трансмиссия | вариаторная, двухступенчатая коробка передач с задним ходом | вариаторная, механическая коробка передач с задним ходом/вариаторная, задний ход реверсом двигателя | вариаторная, двухступенчатая коробка передач с задним ходом | |
Привод гусеница (длина/ширина/высота), мм | 3923/500/38,1 | 4141/406/39 | 3968/600/32 | 3923/500/44 |
Передняя подвеска | телескопическая, ход 150 мм | A-образные рычаги, амортизаторы HPG Plus, ход 221 мм | A-образные рычаги, амортизаторы HPG 25, ход 210 мм | A-образные рычаги, амортизаторы HPG 36, ход 210 мм |
Подвеска гусеницы | центральный амортизатор HPG, задний амортизатор HPG, ход 239 мм | центральный амортизатор HPG, задний амортизатор HPG, ход 390 мм | центральный амортизатор HPG 25, задний амортизатор HPG 36, ход 340 мм | центральный амортизатор HPG 36, задний амортизатор HPG 36, ход 340 мм |
Тормозной механизм | гидравлический, двухпоршневой суппорт Brembo с вентилируемым диском, стояночный тормоз | |||
Максимальная скорость, км/ч | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. |
Емкость топливного бака, л | 45 | 37 | 40 | 40 |
Емкость масляного бака, л | 3,3/2,8 | 3,4 | 3,4 | н.д. |
Топливо | бензин АИ-95—98 | бензин АИ-95—98 | бензин АИ-95—98 | бензин АИ-95—98 |
* Н.д. — нет данных |