Выбирая мотоцикл для внедорожной езды, большинство новичков непременно наберет в поисковике «кроссовый мотоцикл». Но на самом деле, для езды по бездорожью, нужен мотоцикл эндуро. Другая категория людей, это те кто уже поездил на слабеньких эндуро и теперь хочет много мощности, за небольшие деньги. Давайте попробуем разобраться, в чём же принципиальная разница в этих мотоциклах.
Для чего эндуро мотоциклы и для чего кроссачи
Эндуро мотоцикл создан для передвижения по пересеченной местности. Их также можно разделить на спортивные эндуро, для серьезного бездорожья и софт эндуро, для лесных покатушек и мототуризма. Кроссовые же мотоциклы, созданы исключительно для гоночных кроссовых трасс. При схожем с эндуро внешнем виде, в техническом плане и в настройках, кроссовые мотоциклы довольно серьёзно отличаются.
Кроссовый мотоцикл KTM SX-F 250
Эндуро мотоцикл KTM EXC-F 250
Новости внедорожного мотоспорта
От независимого эксперта – профессионального гонщика Робби Бэлла, который испытал все шесть новых моделей на треке в Пала.
Но прежде, чем перейти непосредственно к рейтингу, мы хотим отметить, что у Робби на шлеме был установлен новый девайс LitPro, который считывает информацию при прохождении трека. Наиболее внимательные из вас, наверное, заметили эту продолговатую плас на шлемах топ-пилотов АМА: Райана Данжи, Кена Рокзена, Джейсона Андерсона и многих других. Это прибор с гипер-чувствительной GPS и акселерометром для обработки данных. Он способен сравнить время кругов проезжаемых по разным траекториям, точки ускорения, определить высоту и расстояние прыжка, скорость на разных участках трассы, а также сравнивать данные по участкам трека и показать, где вы были наиболее быстры.
Предлагаем к просмотру видеоролик теста КТМ 450 SX-F Робби Бэллом и переходим к рейтингу моделей 2016 года, класса 450сс:
Первое место — КТМ 450SX-F
Электрика и световое оборудование
Если провести опрос, с вопросом, чем отличаются кроссовые и эндуро мотоциклы, я уверен, победит ответ «у эндуро есть фара, а у кросса её нет». На самом деле, отличий в разы больше и это только одно из различий. Действительно, кроссовым мотоциклам фара ни к чему. По ночам, в отличие от эндуро, кросс не ездят. В связи с отсутствием светового оборудования и других энергопотребителей, генератор выдает мощность, достаточную только для искрообразования и соответственно работы двигателя. Так что поставить фару на кроссовый мотоцикл, достаточно проблематично.
Чемпионаты по мотокроссу
В мире проводится ряд престижнейших соревнований по этой дисциплине, в различных классах.
- Крупнейший из них – FIM Motocross World Championship, проводится с 1957 года и организован федерацией мотоспорта. Проходит в 3 классах – МХ1, МХ2, МХ3. Гонка длится в среднем около 40 минут.
- AMA Motocross Championship – американское первенство по мотокроссу. Основано в 1972 году.
- Motocross des Nations – кубок наций. Одно из старейших соревнований. Проходит с 1947 года.
- British Motocross Championship – британское национальное первенство.
Подвески кроссовых и эндуро мотоциклов
Как уже было сказано, кроссовые мотоциклы целенаправленно разработаны для гоночных трасс. Как мы знаем, кроссовые трассы обладают большим количеством трамплинов и проезжаются на большой скорости. Соответственно, чтобы на этих самых трамплинах можно было прыгать, без последствий как для техники, так и для гонщика, подвеску с завода создают очень жесткой. В эндуро же, скорость езды намного ниже, а рельеф намного разнообразней. Кроме того, часто приходится проезжать различные препятствия, такие как бревна и камни. Для этого подвеска должна быть значительно более мягкой.
Особенности Stark VARG
- Революционная архитектура двигателя, системы охлаждения и батареи
- Лидирующая в классе мощность и соотношение мощности к весу: 80лс и 9лс на килограмм массы мотоцикла и крутящий момент 938Нм
- Чрезвычайно лёгкое и компактное шасси, изготовленное с применением премиальных материалов: карбона, магниевого сплава и авиационного алюминия
- Приложение на смартфон для настройки мотоцикла и использования в качестве приборной панели
- Облицовка с приоритетом эргономики, комфорта и эффективности
- Передовые решения в области подвесок от специалистов Kayaba
- Концепция езды в любом месте и в любое время благодаря малообслуживаемой долговечной батарее и нулевому уровню выбросов и шума
Stark Future стремится к созданию широкого и универсального ассортимента продукции, основанного на технических достижениях, применённых в Stark VARG
Различия в двигателях кроссовых и эндуро мотоциклов
Как правило, производители сначала разрабатывают кроссовые мотоциклы, а уже потом, на их базе строят эндуро. Но различия кроются также и в значительной перенастройке двигателя. В мотокроссе, гонщик, по сути открывает дроссель на полную вначале заезда и закрывает в конце. Настраиваются движки для кросса на максимальную отдачу в зоне высоких оборотов. На низких и средних оборотах, кроссачи просто напросто не тянут, из-за ненадобности в этом. Для эндуро, напротив, очень важна тяга в натяг. На крутой и извилистой лесной дорожке, очень важна мощность именно на низких и средних оборотах. Кроме того, двигатели на эндуро, имеют значительно большую эластичность и инертность, что так же очень важно в условиях естественного рельефа.
Мотокросс в Советском Союзе
В СССР мотокросс входил в число самых популярных видов спорта. Конечно, он не мог сравниться с футболом и хоккеем, но оставался массовым и успешным. Первые официальные чемпионаты в стране начали проходить ещё в 50-е годы. В 1954 состоялось первое международное соревнование. В 1956 мотоклуб СССР стал частью международной федерации.
В Союзе производились неплохие кроссовые мотоциклы цены которых всех устраивали, но основу спорта составляли Ява и СZ. Именно на этой технике выступали советские спортсмены на международном уровне.
Впервые советский гонщик Геннадий Моисеев побеждает в общемировом первенстве в 1974 году. До этого не удавалось подняться выше 3 ступеньки.
Обычно советские гонщики принимали участие в заездах только на отечественной технике, либо мотоциклах, произведённых в соцстранах. Но случались и казусы, как с тем же Моисеевым. У спортсмена не было возможности выступить на чешском мотоцикле. Его просто не успели привезти. В результате, чтобы не сниматься с соревнований, он согласился на предложение команды КТМ выступить на австрийской технике. Это принесло ему победу в 1974, 1977 и 1978 годах.
Также будет интересно: Для чего нужны мотоциклы с коляской?
Разница в системах охлаждения двигателей
На кроссовых мотоциклах нет необходимости использовать дополнительный вентилятор охлаждения, так как благодаря высокой скорости, для эффективного охлаждения достаточно и набегающего потока воздуха. В эндуро, вентилятор необходим как воздух. В случае отсутствие такового, движок вскипит на первом же препятствии. И кстати, как и фару, вентилятор поставить на кроссовый мотоцикл, из-за слабого генератора, так же проблематично.
Рейтинг лучших кроссовых мотоциклов – наша 10-ка лучших
Представленный на рынке огромный выбор кроссовых мотоциклов создает определенные сложности выбора – многие модели имеют схожие характеристики, отзывы на них можно встретить самые противоречивые, а цены на различные бренды заметно отличаются.
Наш обзор кроссовых мотоциклов включает ТОП-10 самых лучших и надежных байков, по мнению опытных мотолюбителей.
Suzuki RM-Z450
Впервые модель появилась на рынке в 2005 году, и к настоящему времени мотоцикл практически не модернизировался. Вес мотоцикла – 112 кг – достаточно большой для мотоциклов этого класса. Тем не менее, агрегат вполне уверенно чувствует себя на трассе и характеризуется отличной управляемостью и маневренностью. Двигатель – 4-тактный, 1-цилиндровый, охлаждение – жидкостное.
В конструкции кросса отсутствует электрический стартер и аккумулятор (агрегат приводится в действие кикстартером).
Опытные мотолюбители жалуются на ограниченность настроек подвески из-за слабого амортизатора и на жесткое шасси.
При этом Suzuki RM-Z450 можно неплоха апгрейдить, используя хорошие тюнинговые детали.
Suzuki RM-Z250
Начало выпуска модели – 2004 год. Основные обновления Suzuki RM-Z250 получил в 2016 году, причем все нововведения коснулись, в основном двигателя.
Модель оснащена 4-тактным 1-цилиндровым мотором, охлаждение – жидкостное, алюминиевой рамой, спортивными регулируемыми подвесками, 5-КПП, дисковыми тормозами. Масса агрегата составляет 106 кг, емкость бака – 6-7 литров (бензин).
Suzuki RM-Z250 считается один из самых медленных и слабых байков в своем классе. Кросс выдает хорошие показатели маневренности, но управляемость на высоких скоростях оставляет желать лучшего.
Мнения специалистов сходятся в одном – Suzuki RM-Z250 является идеальным вариантом для тех, кто только постигает азы управления кроссовыми мотоциклами, но довольно скушен для опытных гонщиков. Результат – 9 место в нашем рейтинге.
Husqvarna FC 350
Эта модель может считаться промежуточным звеном между Husqvarna FC 250 и Husqvarna FC 450. Соединив в себе малый вес и маневренность 250-кубовика и мощность своего 450-кубового «родственника» Husqvarna FC 350 представляет собой прекрасный компромиссный вариант для тех, кто еще плохо привык к «общению» с мощными кроссами.
Агрегат оснащен 4-тактным 1-цилиндровым двигателем с максимальной мощностью 58 л.с., жидкостной системой охлаждения, приводится в действие электростартером, бензобак на 7 литров, тормоза – дисковые, стальная трубчатая рама.
Все показатели Husqvarna FC 350 говорят о том, что это отличный байк для опытных мотолюбителей. Единственный его недостаток – высокая стоимость.
Husqvarna TC 125
Еще один представитель шведского мотопрома занимает 7 место в нашем рейтинге. Этот облегченный кросс прекрасно подойдет для молодых гонщиков. Причем на нем можно не только тренироваться, но и с достоинством представлять свою команду на состязаниях самого различного уровня. Модель Husqvarna TC 125 заслуженно считается одной из лучших среди 2-тактных кроссовых байков.
Агрегат оснащен мощным 2-тактным 1-цилиндровым движком (40 л.с.), охлаждение – жидкостное, 6-КПП, передние и задние тормоза – дисковые, высота по седлу – 95 см, клиренс – 37,5 см. Отличная управляемость и маневренность, прекрасные показатели производительности, надежность – а чего еще ожидать от известного европейского производителя? Не радует только цена – 7000 долларов США за б/у модель 2022 года.
Yamaha YZ 85
Первый выход модели на рынок – 2002 год. Изначально этот кросс разрабатывался в качестве мотоцикла для детей и подростков (до 16 лет) и был предназначен для обучения мотокроссу.
Yamaha YZ 85 оснащен 2-тактным 1-цилиндровым двигателем (29 л.с.) с жидкостным охлаждением, спортивной полностью регулируемой подвеской, стальной рамой, 6-КПП, дисковой тормозной системой, бензобаком на 5 л.
Благодаря своему назначению мотоцикл характеризуется хорошей управляемостью и маневренностью. К сожалению, он не предназначен для взрослых гонщиков. Цена на этот агрегат невысокая – стартует с 1000$.
Kawasaki KX250F
Несмотря на немалый вес (106 кг), Kawasaki KX250F отличается отлично сбалансированной ходовой частью, прекрасно справляется с маневрами, выдает стабильные показатели на любой скорости.
Модель оснащена 4-тактный 1-цилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением и мощностью 43 л.с., 5-КПП, дисковой системой тормозов, бензобак – 6-8 литров. Одно из главных преимуществ модели – возможность корректировки шасси (есть несколько положений подножки и руля). Что касается подвески, то при правильной настройке она, несомненно, будет радовать вас на любой трассе.
Конечно, Kawasaki KX250F не так хорош, как его европейские конкуренты, но и цена на эти кроссовые японские мотоциклы вполне посильная – от 1800$.
Husqvarna FC 250
Данная модель характеризуется хорошей устойчивостью на трассе и отличной управляемостью. 4-тактный 1-цилиндровый двигатель выдает показатель мощность в 46 л.с., система охлаждения – жидкостная. Агрегат приводится в действие электростартером, коробка передач – 5-ступенчатая механика. Тормоза – дисковые гидравлические.
Стальная трубчатая рама обеспечивает надежность и прочность. Хорошие настройки подвески позволяют комфортно чувствовать себя на любой трассе.
Husqvarna FC 250 – один из самых дорогих кроссовых байков в своем классе, но потраченные деньги, несомненно, того стоят.
Kawasaki KX450F
Модель, которая вызвала немало противоречивых отзывов с самого начала серийного выпуска – в 2005 году. К счастью, японская компания быстро реагировала на общественное мнения, оперативно устраняя все недостатки, благодаря чему на сегодняшний день Kawasaki KX450F считается одним из лучших кроссовых байков в своем сегменте.
Что касается показателей стабильности в управлении, то Kawasaki KX450F полностью отвечает самым высоким требованиям – агрегат прекрасно развивает скорость, уверенно чувствует себя на поворотах. Для удобства гонщика существует несколько вариантов настройки руля, подвеска прекрасно сбалансирована.
Kawasaki KX450F оснащен 4-тактным 1-цилиндровым двигателем с системой жидкостного охлаждения и мощностью 53 л.с. Бензобак – 6-7 литров, тормоза – дисковые.
KTM 250SFX
Этот кроссовый байк не раз приносил победу на соревнованиях самого высокого уровня. KTM 250SFX характеризуется отличной управляемостью и маневренностью, прекрасно показывая себя на поворотах. 4-тактный одноцилиндровый двигатель с жидкостной системой охлаждения обладает мощностью в 39 л.с. Запускается агрегат электростартером или кикстартером.
Стальная рама отлично переносит сильные нагрузки, регулируемая подвеска гарантирует комфортную езду на гоночной трассе. Система тормозов – дисковая.
Мотоцикл хорош по всем показателям, а некоторые недостатки легко решаются путем изменения некоторых настроек. Что совсем не радует – так это его стоимость. Новый агрегат обойдется в 10000 долларов, б/у модель в хорошем состоянии можно купить за 8000.
Yamaha YZ450F
Многие профессиональные мотогонщики сходятся во мнении – Yamaha YZ450F можно назвать идеальным байком для мотокросса. Массу положительных отзывов этот агрегат заслужил во многом благодаря практически безупречному двигателю – мощному и производительному.
Шасси и идеально скомпонованная подвеска (которую многие называют лучшей в данном сегменте «кроссов») гарантируют отличную управляемость в любых гоночных условиях. Байк выдает прекрасные показатели стабильности на высоких скоростях, уверенно чувствует себя на поворотах.
Из недостатков агрегата можно назвать шумную работу и большую ширину. В остальном – ему нет равных, поэтому он занимает почетное 1 место в нашем рейтинге «ТОП-10 лучших кроссов»
Место в рейтинге | Производитель | Название мотоцикла | Год выпуска | Крутящий момент | Ремонто-пригодность | Вес | Стоимость, в долларах США $ |
10 | Suzuki Motor Corporation, Япония | Suzuki RM-Z450 | 2005- н.вр. | 50,0 Нм (5,1 кг*м) при 7500 об/мин | Кроссовые мотоциклы нуждаются в частом ремонте и обслуживании. Все модели, представленные в данной категории ремонтопригодны, вполне возможен ремонт и обслуживание своими силами. | 112 кг | 1800 |
9 | Suzuki Motor Corporation, Япония | Suzuki RM-Z250 | 2004- н.вр. | 28,7 Нм (2,9 кг*м) при 8500 об/мин | 106 кг | 2200 | |
8 | Husqvarna, Швеция | Husqvarna FC 350 | 2014-н.вр. | Не указывается | 100 кг | 11500 | |
7 | Husqvarna, Швеция | Husqvarna TC 125 | 2014-н.вр. | 2,13 кг*м при 10.000 об/мин | 87 кг | 7000 | |
6 | Yamaha Motor Company, Япония | Yamaha YZ 85 | 2002- н.вр. | 17,3 Нм (1,7 кг-м) при 10500 об/мин | 75 кг | 1000 | |
5 | Kawasaki Heavy Industries, Ltd., Япония | Kawasaki KX250F | 2004-н.вр. | 28,7 Нм (2,9 кг*м) при 8500 об/мин | 106 кг | 1800 | |
4 | Husqvarna, Швеция | Husqvarna FC 250 | 2014-н.вр. | Не указывается | 100 кг | 8500 | |
3 | Kawasaki Heavy Industries, Ltd., Япония | Kawasaki KX450F | 2005-н.вр. | 44,5 Нм (4,5 кг*м) при 6700 об/мин | 113 кг | 2500 | |
2 | KTM Sportmotorcycle AG, Австрия | KTM 250SFX | 2010-н.вр. | Не указывается | 102 кг | 8000 | |
1 | Yamaha Motor Company, Япония | Yamaha YZ450F | 2003-н.вр | 52,9 Нм (5,4 кг-м) при 6500 об/мин | 100 кг | 3000 |
Важно
Цены на мототехнику стремительно меняются, а самые актуальные Вы найдете на Аукционе.
Конечную стоимость, привезенного в Россию мотоцикла, от компании Japan Life можно рассчитать с помощью Калькулятора
Различия в трансмиссии
Опять таки, на кроссовых мотоциклах важны длинные передачи, так как во время заезда, передачи практически не используются. На кроссачах пять передач. Соотношение звезд настроено на большую скорость. В эндуро передачи более короткие и их, как правило шесть. Соотношение звезд подбираются с учетом того, что необходима лучшая тяга.
Топ 5 лучших 450 кубовых кроссовых мотоциклов
В рейтинге лучших 450-кубовых кроссовых мотоциклов также есть совпадения с «ТОП-10 кроссовых мотоциклов» – Kawasaki KX450F (2 место в ТОП-5, 3 место в ТОП-10) и Yamaha YZ450F (уверенный лидер обоих рейтингов – 1 место).
Husqvarna FC 450 – 5 место
Специалисты позиционируют эту модель как хорошо управляемую и легкую. Настройки подвески вызывают противоречивые отзывы – для кого-то они кажутся оптимальными, а кто-то предпочел бы побольше устойчивости и жесткости.
Агрегат оснащен 4-тактным 1-цилиндровым двигателем (мощность – 63 л.с.) с жидкостным охлаждением. Рама – трубчатая стальная. Коробка передач – 5-ступенчатая, механическая. Система тормозов – дисковая.
С учетом того, что отзывы об этом «кроссе» весьма противоречивые, цена в 9000$ за б/у модель кажется завышенной. Но тут огромную роль играет европейское качество сборки и надежность.
KTM 450SFX – 4 место
Первые байки KTM 450SFX вышли в серийное производство в 2004 году. На протяжение 15 лет компания KTM Sportmotorcycle стремилась максимально оптимизировать конструкцию своих кроссовых мотоциклов – из года в год проводились изменения в раме, подвески и двигателе.
На сегодняшний день KTM 450SFX – это мощный «кросс», оснащенный 4-тактным 1-цилиндровым двигателем с жидкостной системой охлаждения. Задний и передний тормоз – дисковые. Тест-пилоты считают, что показатели управляемости у данного агрегата – гораздо выше среднего. Стабильность на высокой скорости – еще один плюс.
Из недостатков чаще всего называют недостаточную информативность гидравлического сцепления, жесткий руль и отсутствие желаемой четкости в переключении передач.
HONDA CRF 450R – 3 место
Этот кроссовый байк не вызывает таких восторженных отзывов, как Kawasaki KX450F или Yamaha YZ450F, при этом ему также есть что показать. Самые последние обновления сделали HONDA CRF 450R современным, высокотехнологичным и универсальным мотоциклом: настаиваемый диапазон мощности двигателя, высокие показатели маневренности, система контроля тяги с 3-мя режимами.
В числе недостатков можно назвать необходимость настройки подвески перед каждой трассой, слишком тугой рычаг сцепления. Также отмечается не слишком уверенное поведение на скоростных участках трассы.
Место в рейтинге | Производитель | Название мотоцикла | Год выпуска | Крутящий момент | Ремонтопригодность | Вес | Стоимость |
5 | Husqvarna, Швеция | Husqvarna FC 450 | 2014-н.вр. | Не указывается | Ремонт и обслуживание возможны как в специализированных сервисных центрах, так и своими силами. | 101 кг | 9000 |
4 | KTM Sportmotorcycle AG, Австрия | KTM 450SFX | 2003-н.вр | Не указывается | 107 | 6000 | |
3 | Honda Motor Co., Япония | HONDA CRF 450R | 2001-н. вр. | ||||
2 | Kawasaki Heavy Industries, Ltd., Япония | Kawasaki KX450F | 2005-н.вр. | 44,5 Нм (4,5 кг*м) при 6700 об/мин | 113 кг | 2500 | |
1 | Yamaha Motor Company, Япония | Yamaha YZ450F | 2003-н.вр. | 52,9 Нм (5,4 кг-м) при 6500 об/мин | 100 кг | 3000 |
Электростартер
На кроссовых мотоциклах, двигатель заводится только в начале заезда, по-этому, большой необходимости в электростартере нет. Кроме того, электростартер, это лишний вес. В эндуро наличие электростартера, очень желательная опция, особенно у четырехтактных движков. Для того, чтобы завести с кикстартера четырехтактник, особенно если он повалялся вверх колесами и его залило, нужно развести костер, добыть коготь дракона и перо полярной совы и долго-долго прыгать на кикстартере. В общем вы поняли))
Stark Future
Правда, эта компания со шведскими корнями была основана лишь в начале 2022 года, так что пока основной след они оставили в мотокроссе и мотоиндустрии в целом. Но Stark Future опирается на международный фонд сотрудников и специалистов, штаб-квартира её расположена в Барселоне, а занимается компания исследованием и разработкой новейших технических решений в области электротяги, высокой производительности, функционала и экологичности.
Основная цель Stark Future — проектировать, разрабатывать и производить передовые электрические мотоциклы, дабы раздвинуть границы производительности и задать новые стандарты экологичности в индустрии. Stark Future всерьёз намерены стать эталоном в сегменте внедорожных мотоциклов, который, по их мнению, будет лидировать в области перехода на электротягу. Stark Future намерены использовать самые высококачественные материалы и компоненты, а также креативность и особые навыки проектирования для создания премиальных концепций, способных затмить современные (и, по словам Stark Future, устаревшие) платформы на базе ДВС. Научные исследования компании заложили базу знаний, позволяющую создавать модели, которые оставят традиционные технологии далеко позади.
Ресурс кроссовых и эндуро мотоциклов
Немного перефразируя Фердинанда Порше: «Хорошая гоночная техника, должна развалится сразу после финиша. Если этого не произошло, инженеры заложили чрезмерную надежность в ущерб скорости». Именно по-этому принципу строятся и кроссовые мотоциклы. Ведь это, самая настоящая гоночная техника. Современные хард эндуро, не далеко от этого ушли, но тем не менее, ресурс у них выше, а интервалы обслуживания реже. Один мой хороший знакомый, после дохленького китайца, как раз захотел много мощности за дёшево. Он купил Yamaha YZ250. На первой же покатушке, у него развалилась коробка передач. На вопрос, как это могло произойти, все только пожимали плечами, со словами: «Ну это же старый кроссач, чего ты хотел?»
Правильный кроссач после финиша))
Ресурсы Stark Future
Продукция Stark Future разрабатывается многонациональной технической командой, в которую входят люди с самым разным прошлым, начиная от создания прототипов MotoGP-шных снарядов и заканчивая работой в дизайн-бюро и у хорошо известных производителей. Новые научно-исследовательские центры, конструкторские бюро и заводские линии компании расположены неподалёку от Барселоны, а первоначальные каналы распространения опираются на онлайн-заказы через сайт Stark с прямой доставкой к потребителю или в ближайший дилерский центр.
Stark VARG
Stark Future в своих исследованиях и разработках используют новейшие компьютерные технологии, от CAD-проектирования полного цикла, симуляций и 3D-печати и до виртуальной реальности. Заводские линии разработаны для использования передового роботизированного оборудования для автоматизированной сборки электрических мотоциклов компании.
Отдел продукции располагает собственной лабораторией для испытаний свойств материалов и методов конструирования. Чтобы определить наилучший возможный способ разработки компонентов компания сравнивает лучшие модели мотоциклов и их характеристики для того, чтобы достичь гораздо более высоких возможностей новых экологичных технологий электротяги. Этот подход означает, что Stark Future гарантируют высочайшее качество и постоянство на всех этапах производства.
Кроссач для эндуро. Реально ли?
В общем, я думаю вы поняли, что отличий у кроссовых и эндуро мотоциклов, больше, чем кажется на первый взгляд. И использовать кроссовый мотоцикл для езды вне трасс, на пересеченной местности, затея, мягко говоря так себе. Из-за жесткой подвески и дерганного движка, кроссач вас быстро вымотает. Мотор закипит в ближайшей луже. А в попытках потом его завести, вы проведёте примерно пару лет. Но тем не менее, некоторые кроссовые мотоциклы, всё же, условно немного больше подходят для бездорожья. Это четырехтактные 250-ки. В отличии от двухтактников и 450-к, на них хотя бы как то можно ездить в эндуро, особенно если их доработать для этих целей. А на кроссочах KTM и его соплатформенниках, начиная с 2012 года, устанавливают электростартер. Но в любом случае, такие мотоциклы для езды на бездорожье, очень и очень компромиссный вариант.
История мотокросса
Впервые гонки по пересечённой местности на специально подготовленных мотоциклах прошли в 1908 году. Это не было стандартное спортивное соревнование. Мотоциклисты участвовали в так называемой «гонке за лисой», в которой их задачей было показать преимущество мотоцикла над лошадью. Задача так и не была выполнена, а из 13 машин, участвовавших в заезде, до финиша успешно добрались лишь двое. Потому, ещё долгое время не было явного преимущества мотоциклов.
Первые мотокроссы проводили во Франции, но успеха они тогда не имели. Слишком большие дистанции и слишком низкая зрелищность. Потому делали небольшой круг и массовый старт. При этом в США и СССР этой тенденции не следовали, по причине большого числа участников.
В Советском Союзе в 1928 году состоялась спартакиада, в ходе которой прошёл 100-километровый мотокросс. А в 1936 прошёл первый моточемпионат. Знаковым стал 1957 год, когда в Расторгуево провели традиционный мотокросс на 1,3 км.
Первые мотоциклы, принимавшие участие в заездах, вовсе не были традиционно кроссовыми. Это были серийные заводские модели дорожников, лишь немного подогнанные под более суровые условия. Именно это и становилось причиной выхода машин из строя в ходе заездов.
Это постепенно навело разработчиков на мысль о создании специальных моделей с защищённым выхлопом, более надёжной рамой, специализированной подвеской, и колёсами, способными вынести подобные нагрузки, падения и прочие нюансы мотокросса.
Увеличение хода вилки и маятника дало немалый эффект. Подвеска стала куда адекватней реагировать на езду по бездорожью, прыжки и другие моменты.
Двигатели дорожников заменили лёгкими и мощными двухтактниками. Такой мотор всегда делался одноцилиндровым.
Создали и специальную резину, применяемую исключительно в мотокроссе. Электростартер заменили кикстартером, а аккумулятор убрали вовсе.
Основные конструкционные изменения произошли в 80-е годы. Сиденье, бак, подвеска – стали более удобными. Отправился в прошлое барабанный тормоз, сменившийся лёгким и удобным дисковым. А ещё мотоциклы для мотокросса получили водяное охлаждение двигателя вместо воздушного.
В 90-е вступили в силу новые законы, связанные с экологическими нормативами для автомобилей и мотоциклов. Потому вновь появились 4-тактные моторы. Но теперь они уже были намного меньше, легче, а надёжность существенно возросла.
Мотоциклы для кросса считаются спортивным инвентарём, потому права на их вождение не требуются, на них нет боковых зеркал, а самой технике запрещено движение по дорогам общего пользования.
Также будет интересно: Мотоциклы Suzuki: секреты производства вечных мотоциклов
Другие критерии выбора эндуро для новичка
Вариант софт (250 кубов и меньше) лучше всего подходит новичку, поскольку отвечает основным критериям мотоцикла для начинающих:
- Легкость и простота управления. Управлять им просто, как велосипедом, да и протиснется он везде из-за узкого профиля и высокого руля – не заденет зеркала большинства авто.
- Хороший обзор. Достигается благодаря высокой прямой посадке – можно смотреть поверх автомобилей без проблем.
- Одноцилиндровый двигатель. Обеспечивает тягу с самых низов, что как раз подходит начинающим.
- Простота и небольшие затраты в обслуживании.
- Достаточная для новичков скорость. Любителям прокатиться с ветерком вполне хватит крейсерской скорости за 100 км/ч (плюс-минус 10). Ограничивает скорость отсутствие обтекателя и длинный подвесочный ход, при этом она не зависит от кубатуры двигателя (поэтому при выборе софта не стоит гнаться за мощностью – масса важнее). Время разгона до 100 км зависит от быстроты переключения передач (они короткие), для новичка будет полезным поучиться делать это быстро. К тому же будет возможность освоить навык работы своим весом.
Конструкция современных мотоциклов
Развитие кроссовых мотоциклов всегда шло по пути облегчения и упрощения конструкции – чем она проще, тем надежнее будет машина в работе и проще ее ремонт. Современные серийные модели, за некоторыми исключениями, можно считать венцом подобной эволюции.
Основные узлы современного кроссового мотоцикла
- рама из стали, алюминия или других легких сплавов,
- одноцилиндровый 2 или 4-тактный двигатель с воздушным или водяным охлаждением (в зависимости от класса),
- задняя прогрессивная подвеска с моноамортизатором,
- пневматическая или гидропневматическая «перевернутая» передняя вилка,
- легкие дисковые тормоза,
- поднятая выхлопная труба с глушителем,
- высоко расположенные крылья с большим вылетом,
- минимум пластиковой «обвески».
Фара, приборная панель, электростартер, аккумулятор, поворотники, зеркала, подножка – все эти обязательные для комфортной и безопасной езды по городу элементы в конструкции настоящего мотоцикла для мотокросса отсутствуют, поскольку в процессе гонки они попросту не нужны и сулят лишь увеличением общей массы и более частым ремонтом.
Весьма интересен и еще один факт: к конструкции также есть строгие требования, обязывающие абсолютно всех производителей фактически работать «по шаблону», выпуская модели, как две капли воды похожие друг на друга. Любое отклонение от тщательно выверенной формулы грозит поражением. Это может быть либо очевидный проигрыш конкурентам по одной из характеристик (а значит, проигрыш спортсмена), либо запрет на допуск к соревнованиям из-за несоответствия машины регламенту и полное отсутствие спроса – покупать кроссовую модель для городского использования никто не станет, так как выезд на ней на дороги общего пользования запрещен.
Развитие и новые шаги
Продолжая внедрение инноваций, Stark Future остаются верными своей концепции: расширять границы, разрабатывая и создавая экологичные продукты, превосходящие нынешние неэкологичные варианты. Stark Future намерены внести свой вклад в оздоровление и очищение планеты, жизнь на которой заиграет более яркими красками и будет лучше для всех, как сегодня, так и в будущем. И хотя передовые технологии и продукция будущего являются центральным атрибутом, конечными целями компании являются именно вклад в улучшение экологии и постоянное изучение технологических инноваций. Компания стремится найти новые горизонты и создавать мотоциклы, решения и впечатления для людей, которые ищут наилучшей производительности, дизайна, удобства и самых ярких эмоций.