«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

Снегоход Буран А, а также и его модифицированная версия Буран АЕ являются базовыми моделями в линейке Буран, построенных на укороченной раме. Данный снегоход является одним из наиболее лучших машин, выпускаемых . Основными качествами этой машины являются не только безупречная проходимость, но также и способность буксировать грузы с довольно большой массой, работать при очень низких температурах окружающей среды, способность перевозить на определенные расстояния людей. Также стоит отметить, что машина совершенно неприхотлива, как к погодным условиям, так и к качеству заливаемого топлива. Все это позволило обрести снегоходу действительно огромную популярность у рыбаков и охотников.

Вообще, все модели снегохода Буран обладают уникальной конструкцией, а именно это одна опорно-поворотная лыжа и две задние гусеницы. Такое решение уже многократно было проверенно временем. Благодаря этому машине не страшны пни, коряги, кустарники и ветки деревьев, которые способны нанести повреждения ходовой части. Использование именно двух гусениц положительно отразилось на проходимости машины, так как их суммарная площадь обеспечивает довольно низкое удельное давление, что, в свою очередь, делает снегоход Буран А/АЕ настоящим снежным вездеходом. Но также еще одним ключевым моментом практически во всех снегоходах является маневренность. С этим у данной машины все обстоит просто замечательно, так как одна поворотная лыжа в совокупности с довольно короткой продольной базой техники позволяют маневрировать в довольно стесненных условиях, к примеру, объезжать деревья на лесных участках.

Модернизированная рама, получившая передний скос в тоннеле, вкупе с увеличенным клиренсом позволяют без труда двигаться по глубокому снегу, а также при необходимости легко удалять снег, забивающий катки.

История снегохода Буран

Первый двигатель РМЗ

На борту «Бурана» был установлен силовой агрегат от «ИЖ-Юпитер-3». Однако двигатель от мотоцикла «не вытягивал» по мощности, поэтому было принято решение создать новый мотор. Так появилась первая модель РМЗ-640, которая за время существования претерпела не одну модификацию. И по сей день инженеры РМ используют этот двигатель в своей технике.

Завод по сборке авиадвигателей превращается в ведущего производителя снегоходов

Ранее предприятие носило название «Рыбинские Моторы» и занималось выпуском двигателей для самолетов, но начальство не хотело останавливаться на этом. Инженерам-конструкторам была поставлена задача создать такую технику, которая была бы доступна широкому кругу покупателей и пользовалась спросом.

Главной специализацией предприятия является разработка и производство снегоходной техники. Однако рыбинский завод также выпускает несколько моделей квадроциклов, мотобуксировщики. Среди жителей северных районов нашей страны продукция РМ пользуется большим спросом. В качестве отечественные снегоходы могут поспорить с зарубежными аналогами. «Русская Механика» − это не просто цех по сборке китайской техники, а полноценная компания, контролирующая производство на всех этапах, начиная с разработки.

Двигатель

Снегоход Буран А/АЕ укомплектован двухтактной, двухцилиндровой силовой установкой марки РМЗ-640. У данного двигателя степень сжатия была значительно понижена, что позволило использовать для исправной работы не только бензин АИ-92, но также А-76 и АИ-80. Но помимо этого мотор обладает одной особенностью, а именно вместо обычного бензина можно использовать газовый конденсат (газолин) и даже на нем мотор уверенно развивает свои мощностные характеристики. Здесь используется один карбюратор марки Mikuni поплавкового типа, который зачастую можно встретить в большинстве современных снегоходах. Диаметр каждого цилиндра обладает значением в 76 миллиметров. Их суммарный рабочий объем равняется 0,635 л. Ход поршней составляет 70 миллиметров. При всем этом РМЗ-640 способен развить номинальную мощность на выходе в 25 киловатт, что в переводе составляет 34 лошадиные силы. От перегрева агрегат защищен воздушной системой охлаждения, которая стала стандартом для всех подобных машин.

Описание и технические характеристики снегохода «Буран»

Снегоход «Буран» − старый, проверенный временем снегоходный трак. Его выбирают охотники и рыболовы, благодаря его стоимости, а также хорошей проходимости и возможности тянуть крупный груз. Вездеход стал настоящей легендой отечественного сегоходного производства, и сейчас, спустя более сорока лет с начала производства, его продолжают выпускать. Модель имеет более сорока лет истории, за которые претерпела немало изменений. За все время с конвейера завода сошло свыше четырехсот единиц техники.

Данный снегоходный трак, в соответствие с классической конструкцией производителя, имеет одну направляющую лыжу. Новые модели снегохода РМ «Буран» отличаются современным дизайном, плавными формами. Однако это все те же «рабочие лошадки», способные тянуть груженые сани весом до полтонны.

Современный модельный ряд включает машины:

  • «Буран А/АЕ»;
  • «Буран АД/АДЕ»;
  • «Буран 4Т/4ТД».

Модификация А/АЕ: основные характеристики

Сноубайк «Буран А» получил двухтактный двигатель с двумя цилиндрами и мощностью 34 лошадиных силы. Охлаждение мотора происходит при помощи воздуха. Трак имеет хорошую тягу, способен развивать скорость до 60 км/ч.

Данная модель не имеет электрического стартера.

Следующий вариант вездехода имеет модифицированный капот. В качестве основы производитель взял литьевой пластик. Материал отличает ударопрочность, выдерживает сильные морозы. В отличие от предшественника, имеет электростартер. Модель с длинной платформой будет весить немного больше.

Чем отличается вторая модель

Технические параметры этого снегоходного трака практически не отличаются от предыдущего. Обе модификации имеют на борту электростартер, длинную платформу и лыжную базу.

Новый четырехтактный Buran

Последняя модификация снегохода «Буран» получила кардинально отличающиеся характеристики. Это уже не просто надежный, но и экономный тягач.

Благодаря установки четырехтактного двигателя производителю удалось уменьшить расход топлива. При этом модель отличается комфортом и высокой проходимостью. Главное отличие модификаций 4Т и 4ТД состоит в том, что во втором случае трак имеет удлиненную платформу.

Даниила Рукин

Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Задать вопрос

Глушитель снегохода крепится на раме снизу, где также расположена выхлопная труба. Это позволяет уменьшить уровень шума и вибрацию.

Габариты

Сиденье вездехода рассчитано на двух человек − водителя и одного пассажира. Габариты снегохода «Буран» зависят от модификации:

Параметр (в метрах)Модель
4ТД
Длина2,73,1
Ширина0,910,91
Полная высота1,441,44

Грузоподъемность трака и размеры прицепа

Сноубайк имеет вместительный багажный отсек, который расположен под сидением. Помимо этого модель снабжена прочным фаркопом, благодаря которому можно транспортировать грузы.

Габаритные показатели прицепа:

Длина2,42 м
Ширина106 см
Высота113 см

Подвеска

Модель не имеет амортизаторов. Впереди установлена рессора эллиптического типа, а сзади − независимая катковая пружинно-блуждающая подвеска.

Ход обоих подвесок составляет 5 см.

Движитель

В качестве движителя используются две парных резинотканевые армированные гусеницы с передним расположением ведущих звездочек. Для натяжения используется винтовой механизм.

Длина2,878 м
Ширина38 см
Высота грунтозацепов1,75 см

Удлиненная модель, с литерой «Д» в маркировке, имеет более длинную гусеничную ленту − 3,685 метров.

Трансмиссия

Коробка передач представлена трехступенчатым вариатором с клиноременной передачей и автоматическим изменение ведущего и ведомого шкивов.

Набор скоростей:

  • передняя повышенная;
  • передняя пониженная;
  • нейтральная.

Как и все современные снегоходы, «Буран» имеет также реверсивную передачу.

Даниила Рукин

Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Задать вопрос

Для управления коробкой используется ручной привод. При этом рукоятка и механизм переключения соединены автоматическим натяжительным механизмом.

Тормоза

Основу шасси трака совместно с вариатором образует механический тормоз дискового типа. Тут ничего нового − большинство современных снегоходов, в том числе производства РМ имеют такой же.

Эксплуатационные параметры, максимальная скорость и грузоподъемность

Снегоход можно запустить при помощи ручного или электрического стартера. При этом на борту установлен бесконтактный тип системы зажигания. Модель не имеет отдельного масляного бака, емкость топливного составляет 28 литров. Удлиненная и укороченная версии трака имеет некоторые эксплуатационные различия:

Параметр4ТД
Сухой вес (кг)289314
Масса буксируемого груза (макс. кг)250500
Максимальная скорость6055

Базовая комплектация

В базовую комплектацию этого четырехтактного утилитарника входит:

  • элестростартер и реверс;
  • ветровое стекло;
  • аварийный тормоз;
  • одометр;
  • спидометр;
  • фаркоп;
  • вместительный багажник.

Чтобы увеличить комфортабельность модели, конструкторы добавили подогрев курка газа и рукояток, а также спинку пассажирского сидения.

Светотехника

Спереди установлена яркая галогеновая фара, мощностью 55/60 ватт. Задняя фара состоит из светодиодов. Удлиненная модель дополнительно оснащена фарой-прожектором.

Двигатель

На модели установлен надежный американский двигатель Kohler с двумя цилиндрами. Силовой агрегат имеет следующие технические характеристики:

Общий объем цилиндров0,747 л
Тип топливной системывпрыск
Мощность29 л. с.
Тип
Ход поршня6,9 см
Диаметр цилиндра8,3 см
Система смазкив картере, механический насос

Мотор имеет воздушное охлаждение. На впуске установлен фильтр, а на выпуске − глушитель.

Видео

В самом начале снегоход Буран создавался в качестве рабочей лошадки и поэтому производитель сделал большой акцент на способности буксировать грузы. Эта задача, можно сказать, является повседневной, с которой снегоход справляется просто безупречно. Большое тяговое усилие было достигнуто благодаря большому передаточному отношению главной передачи в КПП, применению вариатора модели Альпина и силовой установки с довольно большим максимальным крутящим моментом. Стоит отметить, что максимальный крутящий момент двигатель развивает уже на низких оборотах, что без каких-либо затруднений позволяет тащить за собой груз массой не более 250 килограмм. Конечно, данное ограничение было установлено только производителем, ведь большое время эксплуатации зачастую показывает, что машина способна и на большее.

Как было написано ранее, существует две версии снегохода, а именно это Буран А и Буран АЕ. Внешне обе машины полностью идентичны, но в модели с литерой Е присутствует электрический стартер. Литера А же означает, что у снегохода короткая платформа.

По сравнению с предшествующими моделями данного снегохода, Буран А/АЕ обладает новым современным дизайном. Производитель внес некоторые изменения во внешний вид капота, а также и в его схему крепления, что при откидывании обеспечивает полный доступ ко всем необходимым узлам и агрегатам двигателя. Сам же капот изготовлен из литьевого пластика, который обладает высокой устойчивостью к различным внешним воздействиям, ударам и имеет довольно высокую прочность даже при очень низких температурах. Уровень комфорта также был повышен за счет установки на Буран новое высокое двухуровневое сидение, имеющее съемную спинку для пассажира.

Ну и напоследок, следует выделить то, что данный снегоход очень прост и неприхотлив в дальнейшем техническом обслуживании. Запасные части найти на него весьма легко, а также они обладает вполне доступной стоимостью. Машина имеет отличную ремонтопригодность даже в полевых условиях вдали от цивилизации.

Инструкция по эксплуатации снегохода

Как и вся прочая продукция , снегоход «Буран» имеет подробное руководство по эксплуатации. В нем собраны инструкции по техническому обслуживанию всех важных узлов трака, указана периодичность.

Виды и периодичность технического обслуживания

Ежедневное ТО проводят каждый раз перед и после поездки. Кроме этого проводят более тщательное обслуживание:

ТипПредельно допустимый пробег (км)
После обкатки250-300
ТО-1950-1050
ТО-21950-2050

Кроме этого после длительного простоя перед вводом в эксплуатацию проводят сезонное обслуживание техники.

Органы управления

Также в прилагаемой инструкции владелец найдет понятные схемы расположения важных частей машины. Это поможет существенно облегчить мелкий ремонт и обслуживание узлов.

Управляющие элементы левой ручки:

  • тормоз;
  • выключатель стартера;
  • ограничитель (стояночный тормоз).

На правой рукоятке находится руль и рычаг газа. Остальные органы управления собраны на приборной панели:

  • экстренный тормоз;
  • спидометр;
  • одометр и кнопка сброса суточного пробега;
  • замок зажигания;
  • экстренная система торможения (со шнурком);
  • переключатель передач;
  • индикатор масляного давления;
  • переключатель режима головной фары.

Некоторые управляющие элементы отсутствуют у укороченной модели. Помимо перечисленных выше версия 4ТД предусматривает наличие тумблера фары-прожектора, а также индикатор поломки силового агрегата.

Цена

Стоимость нового снегохода Буран А/АЕ стартует от 229 тысяч рублей и доходит до 244 тысяч российских рублей. Цена напрямую зависит от таких факторов, как год производства, версия (базовая или же модифицированная), ну и комплектация.

Снегоход, бывший в употреблении, обладает стоимостью немного ниже, а именно от 185 тысяч рублей и до 220 тысяч российских рублей. Стоимость такого варианта варьируется в зависимости от того же года производства, общего технического состояния и количества пройденных километров.

Поломки и особенности ремонта

В мануале по эксплуатации данной машины владельцы найдут подробный список неисправностей трака, их описание, а также рекомендации по устранению.

Некоторые неисправности:

Где возникла проблемаХарактерные признакиВозможная причинаКак устранить
ДвигательНе заводитсяОтсутствует подача топлива;
в бензин попала вода;

низкое качество топлива.

В первом случае почистить, в других − заменить топливо
Перебои в работеПровод плохо сидит на свече; загрязнения; нарушение контактаОчистить свечи. Лучше закрепить колпачок
Появился стукПерегрев. Износ колец, поршней, коленвала и т.п.В первом случае немедленно остановить двигатель и деть ему остыть. В случае износа расходников − отремонтировать
Нет тягиПлохое топливо; перегрев; дроссель открыт не полностью; топливный фильтр загрязненЗаменить топливо; промыть фильтр;
Отрегулировать дроссель
ТрансмиссияСамопроизвольная остановкаОбрыв ремня или цепиУстановить новый
Скорости не переключаютсяНеисправность механизма переключенияОтрегулировать
ХодовкаСтук в регулятореИзнос подшипникаЗаменить
Гусеницы не держатся на звездочкахСлабое натяжение цепиОтрегулировать гусеницу
Управляющие механизмыТугое вращение руляЗаедание в подшипниках и приводе руляСмазать
Стрелка спидометра перестала двигатьсяОборвался гибкий валик. Неисправен механизм спидометраПоставить новый. Во втором случае обратиться в сервисный центр

Внешний вид и тюнинг снегохода

Данный сноубайк получил свое название в честь снежного бурана, поэтому и капот у него неизменно белый. Машина пользуется большим спросом благодаря своей сравнительно невысокой стоимости, проходимым и тяговым свойствам. Цена нового снегохода версии 4Т у официального дилера составляет 355 тыс. руб. Модель с длинной платформой будет стоить дороже на 20 тысяч.

В интернете можно найти немало положительных отзывов владельцев, посмотреть обзоры и тест-драйвы. Кроме этого, «Буран» отлично поддается модернизации. Конечно, превратить бюджетный утилитарник в гоночный трак не получится, но улучшить эксплуатационные характеристики вполне можно.

Чтобы снизить уровень шума устанавливают закрытые подшипники. Увеличить количество оборотов двигателя помогает регулятор «Сафари», который устанавливают с завода на мотоснегоходы линейки «Тайга». Если установить бортовой компьютер, вездеход будет выглядеть не хуже дорогих зарубежных аналогов.

Полный тюнинг

Существует ряд фирм, которые предлагают собранные комплекты для полной модернизации данного вездехода. Однако каждый владелец может сам собрать такой набор и сэкономить при этом деньги. Стандартный комплект включает:

  • мотор Honda (22 л. с., 2 цилиндра);
  • регулятор «Арктик» с четырьмя позициями;
  • АКБ емкостью 24 ампер-часа;
  • трос крепления для силового агрегата;
  • шумоизолированный капот;
  • отбойник для бампера.

Кроме этого можно установить облегченную пружину на тормозной механизм. Это позволит сделать процесс остановки комфортнее.

Отзывы

  • Александр, Бурятия. Машина эксплуатируется четыре года. Серьезных нареканий я до сих пор не обнаружил. Снегоходом я очень доволен. У меня кстати усовершенствованная версия АЕ, которая без проблем заводится при минус 40 градусах. Снегоход потребляет минимум топлива, и при этом можно заливать даже второсортный бензин Аи-76. Но если что, можно и вовсе использовать газолин, вместе с которым мотор будет также хорошо тянуть двух пассажиров и 250-килограммовый груз, как и в случае с бензиновым топливом. С качеством сборки проблем нет – я был приятно этому удивлен, ведь это большая редкость для российского снегохода. Значит русские уже взялись за голову. Машина хорошо слушается руля и активно реагирует на команды и повороты руля. Двойные гусеницы творят на бездорожье чудеса, да и только. Можно передвигаться вместе с нагруженными санями даже в глубоком снегу, и при этом не возникнет проблем с проходимостью. Машина в целом понравилась. Пожалуй, это лучший российский снегоход, который у меня был.
  • Антон, Якутия. Классная машина для продолжительных поездок по лесу в стесненной местности. У меня модель Буран АЕ, которая лучше подготовлена к бездорожью. Еще у нее облегченный капот, двойные гусеницы и дополнительные элементы управления. Также отмечу стильный современный дизайн снегохода и топливную экономичность – машина официально поддерживает не только АИ-92, но и А-80. За три тысячи километров я изучил все достоинства снегохода Буран А, но также не обошлось и без недостатков. Например, аппарат досаждает шумами и вибрациями на холостых оборотах. Снег быстро забивается в гусеницах, и из-за этого ухудшается проходимость. Пару раз возникали протечки со стороны ДВС и КПП – вероятно, это произошло при наезде на твердое препятствие, когда пробилась моторная защита. Качество сборки – на троечку, так как есть неравномерно подогнанные детали. Снегоходом пользуюсь до сих пор. Советую хорошо подумать, прежде чем покупать эту модель. Я например неплохо разбираюсь в ремонте, и меня машина более менее устраивает.
  • Руслан, Нижегородская область. У снегохода Буран А не оказалось тахометра и других вспомогательных приборов, а есть только один спидометр. Это меня немного насторожило перед покупкой машины, которая была недешевой по меркам 2015 года. Но друзья мне посоветовали взять эту модель – якобы лучший с точки зрения цены и проходимости вариант для рыбалки и охоты, а также отдыха и семейных поездок по укатанному и пухлому снегу. Я решил рискнуть и не прогадал – все такие отрицательных отзывов я начитался куда меньше, чем положительных мнений. К счастью, я оказался в числе последних. Но ненадолго. Машина весьма экономичная, хорошо управляется и отлично тормозит, но слишком тугой руль ставит крест на быстром прохождении маневров и поворотов. Даже невозможно объехать препятствие на приличной скорости – будь то высокий камень или дерево. Машина годится для неспешной езды в труднодоступной местности – например, в лесных условиях. А вот на прямой и обкатанной дороге можно гнать по прямой довольно быстро, благо на это способен мощный мотор. Еще понравилось, что машина недорогая в обслуживании не требовательна к качеству топлива.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]