BMW HP4 RACE
2017 год выпуска, 999 см3, 215 л.с., 171.4 кг.
Цена: 5 400 000 рублей
Тираж: 750 экземпляров
Текст: Дмитрий Осипов
Пилот: Глеб Кольцов
>>Велосипеды с карбоновыми рамами давно известны не только профессиональным спортсменам, но и обеспеченным любителям покрутить педали, а вот в мир мотоциклов карбон пришел намного позже – лишь в 2017-м году два всемирно известных мотопроизводителя, BMW и Ducati, почти одновременно представили серийные версии спортбайков с карбоновыми рамами. ОК, может быть, серийные – слишком громкое слово. Ducati 1299 Superleggera будет выпущен в количестве всего 500 единиц, а у BMW HP4 RACE вообще нет омологации для дорог общего пользования. И все же, лёд тронулся!
В конце июня прошлого года компания BMW пригласила двух счастливчиков из России на презентацию и тест-драйв своего гоночного супербайка завтрашнего дня. Одним из этих счастливчиков был мой друг Глеб Кольцов, чемпион России 2015 года в классе SBK EVO. Моя роль в этой статье – рассказать вам об уникальных элементах конструкции немецкого мотоцикла, а Глеб, в свою очередь, поделится впечатлениями от HP4 RACE, навсегда сохранившимися в его воспоминаниях.
Карбоновый скелет.
Главная особенность BMW HP4 RACE – рама-монокок, изготовленная из сверхпрочного и легкого углеволокна по технологии RTM (Resin Transfer Molding). По этой же технологии производятся кузова для электромобилей BMW i3 и гибридного спорткара BMW i8. Заготовки из сухого карбонового волокна помещаются между двух частей специальных пресс-форм, после чего будущая деталь герметизируется, а внутрь формы под давлением подается жидкая смола. Связующий компонент вытесняет весь воздух, после чего полимеризуется под воздействием температуры и превращается в прочный композит. Для создания на поверхностях готовой детали красивого глянцевого покрытия и защиты композитного материала от воздействия влаги и ультрафиолета на поверхности матрицы наносится еще один гелеобразный полимер – гелькоут. Технология RTM также позволяет разместить закладные под различные крепежные элементы и подшипники перед формованием, освобождая от необходимости сверлить отверстия в готовой детали и, таким образом, повышая ее прочность.
В результате получается бесшовная рама, которая не только жестче, чем сваренный из трех частей алюминиевый “скелет” стандартного S1000RR, но и легче на 4 кг. Колеса, естественно, также изготовлены из карбона. Они легче обычных кованых на 30% и выдерживают колоссальные ударные нагрузки, хотя последний факт не так актуален для гоночного мотоцикла, как для дорожного (особенно с учетом российских реалий). Элементы обтекателя тоже карбоновые, а “хвост” и сиденье-пенка закреплены на карбоновом подрамнике.
В результате сухая масса мотоцикла составляет всего 146 кг, а в полностью заправленном и готовом к боевым заездам варианте он весит всего 171 кг., проще говоря, он легче, чем 400-кубовые спортбайки начала 90-х. Единственный минус – из-за карбоновой рамы и колес (такие доработки запрещены в большинстве чемпионатов) на этом гоночном мотоцикле можно участвовать лишь в считанных турнирах, например, Гран-при Макао или IRRC.
Глеб Кольцов: «Интересный нюанс, карбон очень плохо проводит тепло. Точнее он отлично изолирует райдера от жара, создаваемого 215-сильной четырехцилиндровой печкой, и повышает комфорт во время заездов на треке».
Есть ли в этом супербайке хоть что-то металлическое? Конечно, его литровый четырехцилиндровый двигатель, собранный вручную по спецификации международных гонок на выносливость. В нем «всего» 215 л.с. и 120 Нм тяги, то есть на 16 л.с. и 7 Нм больше, чем в стандартном S1000RR. Однако, если вы думаете, что этот мотор просто освободили от экологического «ошейника» и перепрошили, вы заблуждаетесь. У него новые более прочные, изготовленные методом горячего изостатического прессования, гильзы, абсолютно новые фрезерованные шатуны от известной австрийской компании Pankl, соединяющие стандартные поршни S1000RR с облегченным на 200 грамм и отбалансированным коленчатым валом.
В головке, естественно, более агрессивные распределительные валы, позволяющие увеличить подъем впускных и выпускных клапанов, на впуске – новый коллектор с оптимизированными каналами и сервоприводами, которые также, как и на стоковом S1000RR позволяют укорачивать длину каналов после 11500 об/мин, для максимальной мощности. Естественно, это не полный перечень «фишек» этого двигателя, но самое интересное, а по словам руководителя проекта BMW HP4 RACE Йозефа Маклера, каждый такой двигатель в действительности выдает более 215 лошадиных сил с колеса! То есть на маховике должно быть около 230 сил, а это уже уровень не гонок на выносливость, а мирового супербайка!
Глеб Кольцов: «Раньше я думал, что гонять на мотоциклах уровня WSBK очень сложно. Думал, они жесткие и капризные. На деле оказалось, что с каждым кругом я получал от управления все больше и больше удовольствия! Снимал секунду за секундой с круга и делал это играючи. На HP4 RACE ехать гораздо легче, чем на стандартном S1000RR, причем разница просто колоссальная. И дело не только в самой современной электронике, помогающей и на разгоне, и на торможении, и в поворотах, но также и в общем балансе характеристик, легком и послушном шасси и прекрасной отзывчивости мотора. Легкость, мощность и хирургическая точность этого мотоцикла окутывают своим шармом. Когда я пересел c HP4 RACE обратно на S1000RR, последний начал казаться мне настоящим автобусом!»
Сейчас каждый двигатель HP4 RACE, подготовленный по спецификации 6.2 BMW Motorsport, может проезжать в боевых режимах не менее 5000 км (т.е. сезон в FIM EWC), а если за рулем будет “овощ” – минимум в 2 раза больше. После этого по регламенту мотор необходимо отправить обратно на родину для ребилда, который стоит 12 500 евро.
Компоненты на уровне World Superbike.
Конечно, любой мотоцикл такого уровня получается выдающимся не благодаря одной-двум конкретным деталям, а только по совокупности всех компонентов и настроек. Идти на компромисс и использовать какие-то полумеры при постройке такого мотоцикла – «выставки достижений бренда» было бы глупо, поэтому инженеры BMW прошлись по каталогам топовых производителей подвесок, тормозов и всех остальных периферийных элементов и заказали самые-самые.
Так, за управляемость этого супербайка отвечают передняя телескопическая вилка перевернутого типа Öhlins FGR 300 и моноамортизатор TTX 36 GP от этого же шведского бренда. Такие компоненты можно встретить на большинстве заводских супербайков и прототипов, выступающих в чемпионатах WSBK и MotoGP. Легкосплавные маятники для HP4 RACE поставляет компания швейцарского мотогонщика и конструктора Эскиля Сютера, точно такие же используются и на гоночных версиях S1000RR.
Глеб Кольцов: «Повадки этого мотоцикла схожи с повадками S1000RR, только HP4 RACE делает все в 10 раз легче и быстрее. Скорость прохождения поворотов гораздо выше, попасть на апекс намного проще. Первые впечатления, которые остались у меня от передней части мотоцикла и вилки, в частности – она очень информативная. Я чувствовал буквально каждый камешек. При этом мы выезжали на жестких Pirelli Diablo Superbike SC2 – покрышках, которые никогда не славились обратной связью».
Благодаря 215-сильному мотору и коробке передач со сближенными передаточными числами (по словам Глеба, ключевые отличия от стоковой трансмиссии проявляются после 4-й передачи) этот карбоновый мотоцикл ускоряется до самой последней передачи быстрее, чем пушечное ядро, на котором летал барон Мюнхгаузен. Естественно, всю эту безудержную кинетическую энергию нужно как-то поглощать. Парни из BMW могли бы установить тормозной парашют, например, но вместо этого они выбрали легкие и безумно эффективные четырехпоршневые моноблочные суппорты Brembo GP4-PR (Production Racer), титановые поршни которых вдавливают колодки Brembo Z04 в толстые T-образные 320-миллиметровые тормозные диски Brembo. ГТЦ с диаметром цилиндра 19 мм заимствован у гоночных байков Moto2. Угадайте производителя.
Глеб Кольцов: «Видел обывательские отзывы, мол, могли бы и карбоновые тормоза поставить. Но такие тормозные системы не только запредельно дороги, но еще их нужно уметь правильно использовать, постоянно держать в высоком диапазоне температур. Прошу заметить, даже на мотоциклах MotoGP во время дождевых гонок меняют карбоновые тормоза на классические стальные».
Самый дорогой мотоцикл BMW: почему HP4 RACE называют инженерным совершенством
Плох тот производитель техники, который не мечтает создать самый быстрый, самый легкий, самый-самый мотоцикл. Ранее мы рассказывали, как в Ducati бросили себе вызов и создали уникальный мотоцикл, допущенный на дороги общего пользования – Superleggera V4.
В BMW тоже лелеяли мечту создать лучший мотоцикл, так появилось их инженерное совершенство HP4 RACE, которое выпускается ограниченным числом при ручной сборке. Всего планируется 750 экземпляров, отличающихся полностью карбоновой рамой и карбоновыми колесными дисками. Известно, что только на карбоновой раме мотоцикл скидывает 4 килограмма веса. За счет колесных дисков сбрасывает еще 1540 граммов. В результате сухая масса мотоцикла всего 146 килограммов.
Руководителем проекта стал Кристиан Гоншор. Первые мотоциклы HP4 RACE под названием «инженерное совершенство» родились 2022 году на заводе BMW Motorrad в Берлине. Вы не найдете на них ни поворотников, ни дополнительного света, ни рамки под номер. Все лишнее, что не помогает приходить первым на треке, инженеры даже не предусматривали к установке. У этого мотоцикла только одна цель – показывать результат.
Двигатель мотоцикла представляет собой 4х-тактный 4х-цилиндровый рядный двигатель с масляно-жидкостным охлаждением и объемом 999 куб.см. Максимальный крутящий момент 14 500 оборотов в минуту. Двигатель выдает 215 лошадиных сил.
Двигатель кормится от бензобака объемом 17,5 литров. Алюминиевый бак сатинирован вручную. Бак имеет резерв в 4 литра.
В BMW не скрывают, что это спортбайк только для трека. Двигатель проходит обкатку специалистами на приготовленном для этого испытательном стенде, после чего результаты протоколируются, производится первое сервисное обслуживание, включая замену масла. Интересно, что двигатель проходит эндоскопическое обследование, регулируются фазы газораспределения и зазоры в клапанах. Таким образом, новенький байк HP4 RACE готовится к передаче новому владельцу.
Шестиступенчатая коробка передач обладает сближенными передаточными числами и ассистентом переключения передач HP RACE Pro с обратной схемой переключения. Все как положено для гоночных моделей.
И естественно достойный уровень выхлопа обеспечивает полностью титановая система Akrapovic 4 х 2 х 1 WSBK.
Приборная панель «2D» предоставляет всю важную для водителя и механиков информацию. 2D-регистратор записывает в память и считывает замеренные данные. Пользователям доступна точная регулировка системы динамического контроля тяги DTC (Dynamic Traction Control), чтобы для каждой ситуации обеспечить отличную тягу. Из функционала водителя ожидает возможность программирования торможения двигателем (Engine Brake) и контроля подъема переднего колеса (Wheelie Control), а также ограничитель скорости движения на пит-лейне (Pit-Lane Limiter) и функция автоматического разгона (Launch Control).
Мотоцикл обеспечивает полную индивидуальность за счет множества регулировок, начиная от высоты сидения и заканчивая регулировкой изгиба руля и подножек. Над эргономикой в BMW тоже поработали.
Стоит обратить внимание, что инженеры задействовали максимум разработок, используемых на мотогонках мирового уровня. У мотоцикла видим перевернутую телескопическую вилку FGR 300 Öhlins и амортизационную стойку TTX 36 GP.
Тормозные суппорты Brembo GP4 PR отвечают за безопасное и эффективное торможение вместе со стальными гоночными 320-миллиметровыми тормозными дисками T-Type толщиной 6,75 мм.
Как говорят в BMW, мотоцикл создан для рекордов. И стоимость за него рекордная. По нынешнему курсу совершенство от BMW будет стоить от 5 492 000 рублей. За эти деньги владелец получает заряженный во всех смыслах «спорткар», созданный лучшими умами BMW.
Электроника следующего поколения.
Естественно, вопрос стоимости компонентов перед создателями HP4 RACE просто не стоял, поэтому супербайк BMW получил комплект гоночной электроники, которой позавидовали бы даже сотрудники NASA. У обычного S1000RR есть и самая современная ABS, позволяющая залетать в повороты в трейл-брейкинге, и умный трекшн-контроль, завязанный на IMU, и анти-вилли. Но электроника HP4 RACE находится на абсолютно ином уровне. Во-первых, практически каждую из систем можно настраивать не только по степени вмешательства (у DSC и EBR их по 15), но и в зависимости от выбранной передачи. И это не удивительно, ведь сверхлегкий баварский супербайк способен отрывать переднее колесо от асфальта при ускорении вплоть до 5-й передачи!
Любой райдер сможет подобрать для себя правильный баланс регулировок. Малоопытный пилот выставит значения на максимум и будет чувствовать себя в полной безопасности, а профессионал сможет ослабить вмешательство трекшена, чтобы выходить из поворотов более агрессивно – в скольжении. Еще в арсенале HP4 RACE есть такие полезные фишки, как функция Launch Control, ограничитель скорости на пит-лейне и даталоггер 2D, завязанный на GPS-передатчик и позволяющий сохранять все показания во время заезда по треку. Если вы не техно-гик, возможно, чтобы разобраться во всем этом нагромождении информации, вам придется для начала подружиться с каким-нибудь гоночным инженером из WSBK или MotoGP, но для всех тех, кто отличается профессиональным подходом, даталоггер будет неоценимым помощником.
Глеб Кольцов: «Трекшн-контроль кардинально отличается от того, что стоит на стандартном S1000RR. На HP4 Race при вмешательстве трекшн-контроля, ничего, кроме хлопков выхлопной системы из-за пропусков зажигания, вы не заметите, настолько филигранно и тонко он работает, буквально так, как будто связан с вами на уровне подсознания»
Здравствуйте, добрые люди! Так или иначе, но весна приходит к нам. Не могу не поздравить всех с началом нового сезона. И с тем в связи у меня появилась возможность пощупать ручками новый «похер на всех» — BMW S1000RR HP4.
С вашего разрешения я начну серию статей об электронных прибамбасах HP4 (помесь мануала с личной оценкой и прочими статьями с просторов) в которых постараюсь описать сей «телепорт», как очень остроумно назвал его один из комментаторов моего предыдущего очерка. Надеюсь эти буквы будут полезны тем кто мечется в выборе перед покупкой, тем кто хочет узнать о современных помощниках устанавливаемых на мотоциклах и просто любознательным людям. Материала набралось много и по сему я разбил его на 3 части: первая — общее описание «клевости» аппарата, описание управляющих элементов, функции и полезные фишки – без этой главы, мне кажется, понимание нужности описанных позднее систем будет не полным; вторая – режимы мотоцикла и системы которыми он обильно утрамбован; ну и на последок будет пара видео и сугубо личное мнение о работе описанного выше и в целом отзыв о мотоцикле.
P.S. Часть материала может быть знакома читателям Bikepost (особенно в части описания режимов HP4), поэтому лишнее можно просто не читать. Выкидывать из общей картины кусок информации не стал. Критика приветствуется.
Так почему HP4?
Фетишисты с пеной у рта кричат об анодированных кованых дисках, распиханных по всему мотоциклу электронных датчиках, квадратных метрах карбона и закрытом заглушкой месте пассажира. Хотя в общих чертах HP4 практически копия S1000RR. Единственным «приходом» по мотору HP4 стала добавка мощности в среднем диапазоне оборотов двигателя и то лишь благодаря гоночной выпускной системе от не безызвестного Игоря Акраповича. По сути фича мотоцикла только в «мозгах» и одной-двух новых для серийного мотоконвеера системах.
Итак, BMW S1000RR HP4 является, пожалуй, самым ярким представителем «ready to race» мотоциклов, существующих на данный момент в свободной продаже.
Перечень ключевых технологических особенностей HP4
— Траверса вилки с выгравированным номером и логотипом HP4 — Самый легкий мотоцикл класса «суперспорт» с 4-цилиндровым двигателем в сегменте 1000 куб. см: 199 кг (90-процентное заполнение топливного бака, собственная масса без груза по стандарту DIN) — Инновационная подвеска с системой динамической регулировки жесткости DDC (Dynamic Damping Control) — Система Race ABS с настройкой IDM — Система динамического контроля тяги DTC (Dynamic Traction Control) с точной настройкой в режиме Slick — Функция управления стартом Launch Control — Адаптированная система обнаружения отрыва переднего колеса от поверхности — Новые задние шины, 200/55 ZR 17 — Ассистент переключения передач в базовой комплектации — Облегченная титановая выхлопная система с управляемым акустическим клапаном и трубкой, обеспечивающей взаимодействие давлений выхлопных газов второго и третьего цилиндров — Кованые легкосплавные колесные диски с черным покрытием, нанесенным методом анодирования — Радиальные моноблочные тормозные суппорты Brembo с особыми тормозными колодками — Плавающие тормозные диски переднего тормоза — Удлиненный двухсекционный спойлер двигателя — Седло одноместной конфигурации с чехлом для пассажирского сиденья — Светодиодные указатели поворота — Тонированное ветровое стекло — Облегченная аккумуляторная батарея емкостью 7 А·ч — Динамичная настройка двигателя — Увеличенный крутящий момент в среднем диапазоне оборотов двигателя
HP4 спакетом Competition
— Удлиненный закрытый карбоновый спойлер двигателя — Комплект наклеек с логотипами спонсоров — Колесные диски цвета Racing blue (синий металлик) — Комплект карбоновых обтекателей с логотипом HP — Карбоновый кожух топливного бака HP — Рычаг тормоза HP, складываемый — Рычаг сцепления HP, складываемый — Система регулируемых подножек HP для пилота
Кнопачки
Левый блок рулевых переключателей 1 Дальний свет и прерывистый световой сигнал 2 Управление ABS / Управление системой DTC 3 Управление аварийной световой сигнализацией 4 Настройка DTC 5 Управление указателями поворота 6 Звуковой сигнал 7 Установка времени / Управление счетчиком общего пробега / Управление гоночно-спортивными функциями / Настройка жесткости амортизатора
Правый блок рулевых переключателей
1 Управление обогревом ручек 2 Выбор режима движения 3 Экстренный выключатель зажигания 4 Запуск двигателя / Launchcontrol
Комбинация приборов
1 Панель контрольных и сигнальных ламп 2 Тахометр 3 Сигнализатор-тахометр 4 Датчик освещенности (автоматически регулирует яркость подсветки приборной панели) с системой охранной сигнализации 5 Многофункциональный дисплей
Многофункциональный дисплей
1 Спидометр 2 Температура охлаждающей жидкости 3 Индикация обогрева ручек 4 Счетчик пробега 5 Часы 6 Установленный режим движения 7 Установленная степень DTC (только в режиме SLICK) 8 Индикатор выбранной передачи, при включенной нейтрали отображается «N». 9 Выбор режима движения Информация по индикации для гоночной трассы активируется отдельно.
Функции и полезные фишки
Индикатор ТО
Если время, оставшееся до следующего ТО, не превышает месяца, дата ТО на короткое время появляется на дисплее по окончании проверки Pre-Ride Check.
При высоких показателях годового пробега в силу определенных обстоятельств может потребоваться внеплановое ТО. Если пробег для отдаленного ТО находится в пределах 1000 км, производится отсчет остающихся километров 2 с шагом в 100 км и они на короткое время появляются на дисплее по окончании проверки Pre-Ride Check. При превышении сроков ТО дополнительно к дате или указанию пробега желтым цветом загорается общая сигнальная лампа. Постоянно отображается надпись ТО по регламенту Inspection. Если индикатор ТО отображается больше чем за месяц до даты ТО, тогда нужно установить введенную в комбинации приборов дату. Эта ситуация может иметь место, если аккумуляторная батарея была отсоединена в течение длительного времени.
Запас хода
Запас хода показывает, какой отрезок пути еще можно проехать на оставшемся топливе. Он отображается только после достижения резерва топлива. Расчет осуществляется на основе среднего расхода и уровня наполнения топливом. Если после выхода за нижний предел резерва топлива производится заправка, общее количество топлива должно быть больше, чем резерв, при этом распознается новый уровень наполнения. В противном случае индикация запаса хода не может быть обновлена. Если мотоцикл стоит на боковой подставке, количество топлива может быть определено неправильно из-за его наклонного положения. По этой причине запас хода всегда рассчитывается при сложенной боковой подставке. Рассчитанный запас хода всегда является приблизительным значением.
Счетчик пробега
На дисплее могут отображаться следующие значения:
— Общий пробег — Разовый пробег 1 (Trip 1) — Разовый пробег 2 (Trip 2) — Запас хода (после достижения резерва топлива)
Часы
Часы и в Африке часы, в общем они тут есть.
Предупреждающий сигнал превышения порога скорости Позволяет установить скорость, при превышении которой будет появляться предупреждение. При превышении установленной скорости загорается или начинает мигать с установленной частотой сигнализатор-тахометр и появляется предупреждение.
Проверка Pre-Ride-Check
После включения зажигания комбинация приборов выполняет проверку сигнальных ламп и тахометра — «Pre-Ride-Check». В случае запуска двигателя до окончания проверки проверка прерывается. Прелесть в том что любой косяк мотоцикла в смысле неработающей системы или оборудования будет описан конкретной лампочкой или их комбинацией.
Время Круга
Возможные варианты отображения данных:
Время прохождения предыдущего круга «LASTLAP». Время движения по текущему кругу. Самый быстрый из сохранённых кругов «BESTLAP» Ожидается самый быстрый круг Сумма времени всех записанных кругов Абсолютно лучшее время прохождения круга Максимальная скорость и минимальная скорость отображаемого гоночного круга Среднее положение ручки газа в процентах, доля движения с нажатым тормозом в процентах и количество переключений передач отображаемого гоночного круга
В начале каждого нового круга гонки на непродолжительное время высвечивается остановленное время предыдущего гоночного круга, прежде чем произойдёт переключение на время движения по текущему гоночному кругу. После старта нового круга каждые 100 м регистрируется промежуточное время, которое сравнивается с соответствующим временем сохраненного лучшего круга. Если текущее промежуточное время лучше промежуточного времени лучшего круга, то начинается ожидание нового лучшего времени. Включается лампа «Самый быстрый круг» 1.
Дополнительные функции отображения настроек систем и агрегатов
Ступень отбоя заднего амортизатора (REB DDC-RE) Ступень сжатия заднего амортизатора (COM DDC-RE) Жесткость переднего амортизатора (DMP DDC-FR) Ступень отбоя переднего амортизатора (REB DDC-FR) Ступень сжатия переднего амортизатора (COM DDC-FR) Калибровка датчика уровня (DDC-CAL) Частота вращения для включения/ выключения сигнализатора-тахометра (SFT-ON/STF-OFF) Яркость сигнализатора-тахометра (SFT-BR) Частота мигания сигнализатора-тахометра (SFT-FL) Яркость подсветки дисплея (BRIGHT)
*Описание индикации прочих систем будет приведено в описании оных.
На этом первая статья о электронных помощниках HP4 считаю завершена. Можно пинать.