Вот оно, свершилось – ты обладатель мотоцикла. Твоя мечта практически осуществилась (ведь мало его просто купить). Осталось только не разочароваться и закрыть сезон целым, невредимым, непотресканным! Даже бывалые делают ошибки или на фарсе опыта забывают, что опасность никуда не делась. Какие ошибки допускают новички, да и не только они?
- Выбрать неподходящий мотоцикл и экипировку
- Ехать быстрее, чем можете реагировать на ситуацию
- Не представлять дорожную ситуацию целиком
- Думать, что вас все видят/слышат и помнят про мотоциклистов
- Не учитывать погоду и световой день
Выбрать неподходящий мотоцикл и экипировку
Об этом было много сказано в статьях:
«Неудачные мотоциклы для новичка — какие они?»
«Идеальный мотоцикл для новичка — какой он?»
«Идеальный мотоцикл для города — какой он?»
«Как не надо выбирать экипировку?»
Поэтому просто подытожим, что каким бы сильным не было бы желание прыгнуть с места в карьер, здравый смысл обязан присутствовать при покупке мотоцикла и экипировки. Начинать лучше постепенно, чтобы не разочароваться самому и не покалечить кого-либо.
Будет холодно. Правильный выбор экипировки
Садясь на мотоцикл, многие забывают, что двухколесный монстр не имеет климат-контроля. Не рассчитав свою экипировку, можно или свариться от жары, или превратиться в замерзшую глыбу. Не многие новички способны правильно оценить погоду.
Итак. Если на улице жара, то пригодится рубашка из сетчатой ткани, надетая под легкую мотоциклетную куртку. Куртки, как правило, сделаны из натурального материала и способны одновременно удерживать тепло и пропускать воздух, охлаждая тело в летний день. Мужские рубашки модели поло — оптимальный вариант для лета, который предпочитают мотоциклисты большинства стран.
Для холодной ветреной погоды следует обзавестись теплыми перчатками с дополнительными вкладышами и сменить демисезонную ветровку на теплую куртку, даже если температура — плюс десять градусов. Не забыть надеть теплые брюки помогут один раз промерзшие ноги. Хорошим выбором будет приобретение мотоциклетных штанов Fieldsheer — эта одежда оптимально сохраняет тепло при езде в морозные дни.
Ехать быстрее, чем можете реагировать на ситуацию
Опыт — от части мышечная память, когда вы не заставляете себя работать сцеплением каждый раз, а уже делаете все необходимое на автомате, когда не смотрите под ноги «где там лапка переключения скоростей». Моторика рук, ног, положение тела не появятся просто так из воздуха после просмотра пары блогов известных мотоциклистов. Наработка имеет серьезный вес. Сколько историй о пилотах, которые мчались на максимум и просто не успели среагировать? Ответ прост: слишком много.
Когда вы начинающий мотоциклист, не нужно гнаться за призраком оперы. Пусть кто-то будет говорить, что можно ехать быстрее или маневрировать смелее. Можно, конечно, но только если опыт позволяет. Начинающие мотоциклисты спешат подняться на планку бывалых мастеров или хотя бы поскорее выйти за черту «первосезонник», но не всегда объективно оценивают свои навыки.
«Что еще создает опасность на дороге для мотоциклиста весной?»
«Три подсказки по выживанию мотоциклиста в городе»
«Как поднять упавший мотоцикл и развернуть на месте?»
Лучшие модели мотоциклов для новичков
В каждом классе мотоциклов есть особенно достойные представители, которые рекомендуются в качестве первого железного коня.
Yamaha YBR125
Именно этот классик чаще выбирают новички. Общая высота мотоцикла составляет 108 см, по седлу 78 см. Масса 125 кг. Объем двигателя 124 куб. см, мощность 10 л. с. Объем бензобака 13 л, что позволяет проехать до 460 км. Данная модель способна развить скорость до 110 км/ч.
Средняя стоимость – 160 тысяч рублей.
Honda VTR 250
Этот дорожный мотоцикл имеет 4-тактный двигатель объемом в 249 куб. см и мощностью 32 л. с. Он способен разогнаться до 150 км/ч. Объем бензобака составляет 13 л. Высота мотоцикла 105 см, по седлу 78 см, а вес 139 кг.
Приобрести такой агрегат можно за 200 тысяч рублей.
Suzuki GSF 400 Bandit
У этого классика 4-тактный движок объемом в 398 куб. см и мощностью 59 л. с. Агрегат может разогнаться до 180 км/ч. Объем бензобака 16 л. Высота мотоцикла составляет 106 см, а вес 168 кг.
Стоит такой мотоцикл можно от 120 тысяч рублей.
Kawasaki Ninja ZX-10R
У данного спортбайка 4-тактный движок с объемом в 998 куб. см и мощностью в 200 л. с. Емкость бензобака составляет 17 л. Спортбайк может развить скорость до 299 км/ч. Его высота по седлу составляет 83,5 см, а вес 206 кг.
Технические характеристик этой модели отличаются в зависимости от года выпуска. Мотоцикл 2016 года можно приобрести примерно за 130 тысяч рублей.
Yamaha YZF1000 Thunderace
Этот японский спортбайк имеет 4-тактный движок с объемом в 1002 куб. см и мощностью до 145 л. с. Он может развить скорость до 264 км/ч. Высота этой модели составляет 117,5 см, по седлу 79 см, вес 224 кг. Объем бензобака 20 л с резервом в 4,5 л.
Стоимость такого железного коня составляет от 200 тысяч рублей. Мотоцикл с пробегом можно приобрести примерно за 150 тысяч рублей.
Aprilia RS 125
У этого итальянского спортбайка двухтактный двигатель с рабочим объемом в 124,8 куб. см и мощностью до 24,5 л. с. Данная модель способна разогнаться до 175 км/ч. Высота мотоцикла составляет 110 см, по седлу 80,5 см, а вес 127 кг. Емкость бака 14 л.
Стоимость этого железного коня составляет от 250 тысяч рублей.
Honda GL1500 Gold Wing
Это один из наиболее престижных туристических мотоциклов. У него 4-тактный двигатель объемом в 1520 куб. см и мощностью 100 л.с. Емкость бензобака 23 л. Мотоцикл способен разогнаться до 175 км/ч. Вес этой модели составляет 360 кг. Высота по седлу 74 см.
Приобрести этот мотоцикл без пробега можно за 800 тысяч рублей.
Ducati Multistrada 1200 S Touring
Этот итальянский туристический мотоцикл имеет 4-тактный движок объемом в 1198 куб. см и мощностью 150 л. с. Объем бензобака 20 л. Высота мотоцикла составляет 131 см, по седлу 82,5 см. Весит агрегат 196 кг.
Стоимость данной модели составляет от 1 миллиона рублей.
BMW K1600 GTL
Данный туристический байк имеет 4-тактный движок объемом в 1649 куб. см и мощностью до 160 л. с. Мотоцикл способен развить скорость более 200 км/ч. Объем бензобака 26,5 л с резервом в 4 л. Высота агрегата составляет 146,5 см, по седлу 75 см. Вес 321 кг.
Стоимость такого мотоцикла составляет от 1,8 миллиона рублей.
Suzuki Boulevard 400
У этого японского круизера 4-тактный двигатель объемом в 399 куб. см и мощностью 33 л. с. Он может разогнаться до 150 км/ч. Высота по седлу составляет 70 см, а вес 240 кг.
Приобрести такой мотоцикл можно за 200 тысяч рублей.
Yamaha XV 750 Virago
Этот круизер имеет 4-тактный двигатель с объемом в 748 куб. см и мощностью 60 л. с. Байк может разогнаться до 168 км/ч. Объем бензобака составляет 14,5 л с резервом в 2,5 л. Высота агрегата составляет 71,5 см по седлу, а вес 235 кг.
Приобрести такого железного коня можно за сумму от 120 тысяч рублей.
Kawasaki VN 2000 Vulcan
У данной модели 4-тактный движок объемом в 2053 куб. см и мощностью 103 л. с. Мотоцикл может развить скорость до 203 км/ч. Высота агрегата составляет 115,5 см, по седлу 68 см. Его вес 371 кг, а объем бензобака 21 л.
Стоимость составит от 400 тысяч рублей.
Не представлять дорожную ситуацию целиком
Во-первых, хватит смотреть под колесо и только прямо. Начинающим всегда страшно, но с этим придется бороться. Мотоциклист обязан следить за дорогой даже тщательнее автомобилиста, потому что у нас с вами нет каркаса безопасности, нас не придержит в седле ремень и из руля не выпрыгнет подушка безопасности.
Во-вторых, если вы не представляете картинку дорожного движения целиком, то как минимум не будете ждать перестроения или поворота окружающего транспорта, молчу уже о пешеходах. Вы можете возразить:
— Я же не могу знать наизусть карты дорог всего города, а если я в незнакомом месте окажусь?
Не обязательно знать каждую подворотню, достаточно понимать принцип движения на вашем участке и примерный план развития событий впереди, что читается по разметке и знакам. Начинающие мотоциклисты порой концентрируются только на своей полосе, даже не предполагая, что опасность может прилететь с другой стороны. Или начинают судорожно перестраиваться, когда понимают, что их поворот с другой полосы.
А что до других городов…. карту лучше посмотреть перед выездом, хотя бы по основным улицам и проспектам, чтобы не попасть в глупую историю. А если у вас есть знакомые водители, то почему бы не пообщаться с ними? Неужели вашему товарищу будет сложно предупредить вас об опасном перекрестке или повороте, который легко пропустить?
«Ощущение скорости во время езды на мотоцикле»
«О чем нужно помнить во время открытия мотосезона?»
Двадцать советов начинающим мотоциклистам
1. Всегда используйте защитную экипировку. Необходимый минимум – это шлем, перчатки, мотоботы, наколенники и мотокуртка с встроенной защитой, либо «черепаха». Не ленитесь одеть шлем, даже если собираетесь проехать 100 метров. Никто не знает, что может произойти на дороге через секунду.
2. Перед каждым выездом проводите осмотр мотоцикла: тормоза, тросики, сцепление, световые сигналы, отсутствие повреждений шин. Регулярно контролируйте уровень масла и давление в шинах.
3. Постоянно совершенствуйте навыки вождения. Умение экстренно тормозить и маневрировать может спасти вам жизнь. Но помните, если вам понадобилось применять эти навыки на дороге, вы сами загнали себя в эту ситуацию, не учтя какой-либо фактор, а правильное безопасное вождение предполагает избегать экстремальных ситуаций, а не бороться с ними.
4. Соблюдайте скоростной режим. Падение на скорости в большинстве случаев приводит к травмам, зачастую не совместимым с жизнью.
5. Не сажайте пассажира, если не чувствуете себя абсолютно уверенно. Помните, что тормозной путь увеличится, скорость в поворотах уменьшится — вы не сможете так же контролировать мотоцикл, как при поездке в одиночку. Перед поездкой проведите инструктаж, что должен делать второй номер во время движения и что категорически не должен. Следите, чтобы на втором номере всегда была экипировка. Снизьте скорость и удвойте внимание — сейчас вы отвечаете не только за себя, но и за другого человека.
6. Соблюдайте дистанцию! Помните, тормозной путь мотоцикла больше, чем тормозной путь автомобиля, то есть при резком торможении едущего впереди вас транспортного средства, при несоблюдении дистанции, вы окажитесь у него в багажнике. Безопасной считается дистанция «скорость пополам», то есть, если вы едете со скоростью 60 км/ч., дистанция должна быть 30 метров, если 90 км/ч. – 45 метров.
7. Занимайте доминантное положение в полосе, в которой вы движетесь. Ехать прямо по середине полосы не рекомендуется, там может быть мусор и масляные пятна, но и не прижимайтесь к краю, чтобы у водителей легковых автомобилей не возникало желание поместиться с вами в одной полосе, что может стать причиной «выдавливания» вас на обочину или на встречку.
8. Пересекайте трамвайные пути и любые препятствия под углом, максимально близком к прямому. В противном случае, падение очень вероятно. Также, никогда не тормозите на трамвайных путях, резиновом покрытии вокруг них и на линиях разметки. Коэффициент сцепления у них гораздо ниже, чем у дорожного покрытия, колеса могут пойти в юз, что приведет к падению.
9. Перед прохождением поворота заранее сбрасывайте скорость и выбирайте такую передачу, на которой вы пройдете весь поворот. Торможение в повороте может привести к потере контроля над мотоциклом.
10. Взгляд должен быть направлен туда, куда вы едете. Переиначивая, мотоцикл всегда едет туда, куда направлен ваш взгляд. Тренируйте привычку «проходить поворот взглядом». Если, например, на дорогу выбежала собака и вы будете смотреть на нее, столкновение с ней неизбежно.
11. Очень распространенная причина ДТП — выезд автомобилей из дворов и с прилегающих территорий. При езде по узкой дороге фиксируйте все въезды/выезды и будьте готовы к применению экстренного торможения.
12. Обращайте внимание, куда направлены колеса у припаркованных автомобилей и у автомобилей, стоящих в пробке. Если колеса вывернуты, существует вероятность, что автомобиль совершит неожиданный маневр и окажется прямо перед вами. То же с автомобилями, стоящими или притормаживающими около осевой линии на полосе встречного движения. Водитель может совершить поворот или разворот прямо перед вами, последствия могут оказаться фатальными.
13. При движении в стоящей пробке вы всегда подвергаетесь опасности того, что водитель или пассажир может неожиданно открыть дверь, не подумав про возможность нахождения рядом мотоцикла. Никогда не ездите в ней быстрее 15-20 км/ч. Еще одна опасность — пешеходы частенько пытаются перейти дорогу в неположенном месте, когда весь поток стоит, и могут внезапно выбежать прямо перед вами. Не прижимайтесь к автомобилям, стоящим у обочины — двери у них открываются так же бездумно и непредсказуемо.
14. При движении в потоке, лучше всего ехать с его скоростью, контролируя ситуацию вокруг, не допуская, чтобы автомобили сближались с вами на небезопасную дистанцию. Возможно ехать со скорость, превышающую скорость потока на 20%, но в этом случае вы должны помнить, что становитесь невидимыми для большинства участников дорожного движения и учитывать это при выборе дистанции, бокового интервала и осуществлении маневров.
15. Научитесь быть видимыми и предсказуемыми для других участников дорожного движения. Исправность световых приборов, дополнительная подсветка мотоцикла, яркий жилет и светоотражающие элементы — это ваша пассивная безопасность.
Думать, что вас все видят/слышат и помнят про мотоциклистов
Друг, у меня для тебя плохие новости. Если ты купил байк и считаешь, что теперь весь город будет говорить только про твою «Альфу» и весь инстаграм будет завален твоими фотографиями, то так скорее всего произойдет только в двух случаях:
А) Ты очень плохо ездишь и еще хуже паркуешься
Б) Тебя все-таки догнал бампер соседской машины
Правда в том, что всегда есть автомобилист, которому нужно ответить на звонок, написать сообщение, поиграть в «денди» или ты находишься в его слепой зоне, поэтому возвращаясь к предыдущему пункту: за ситуацией следить тебе в первую очередь! Опрометчиво считать, что тебя слышат и уступают из-за прямотока или видят просто потому, что у тебя красивая куртка Icon.
«Как ездить, чтобы тебя видели другие водители?»
Какой класс мотоцикла предпочтительнее для новичка?
Любой мотоцикл относится к какой-либо целевой группе. По этому признаку такой транспорт классифицируют на дорожный и внедорожный. Отдельно следует выделить также мотоциклы с узкой специализацией – это касается питбайков для мини-мотокросса и мини-супермото, дрэгстеров для дрэг-рейсинга, минибайков для картодрома. Остальная техника может быть использована любителями.
Существуют следующие классы мотоциклов:
- Классик. Мотоциклы этого типа отлично подходят, если планируется быстрое передвижение и периодическое попадание в пробку. Такие агрегаты называют также дорожными. По конструкции классик напоминает советскую технику, но с мощным двигателем.
- Спортивный. Такие мотоциклы называют также спортбайками. Их легко узнать во время работы движка по характерному звуку, напоминающему реактивный самолет. Спортбайки обеспечивают экстремальную езду по ровным дорогам. При их конструировании стремятся снизить аэродинамическое сопротивление на высокой скорости, поэтому технику оснащают лобовым обтекателем и обтекателем движка.
- Супербайк (суперспорт). Такая техника считается усовершенствованным вариантом спортбайков. Они превосходят своих предшественников мощностью, легкостью, скоростью и управляемостью.
- Спортивно-туристический. Этот вариант отлично подходит для долгой езды за счет удобного расположения руля и подножек. Название мотоциклу дано за возможность сидеть в двух положениях – ровная спина означает туристический вариант, а наклон вперед – спортивный.
- Круизеры. Их отличает низкое сидение, комфортная вертикальная посадка, мощный движок, усиленная подвеска и тормоза. На круизерах совершают дальние поездки, но пересеченная местность и быстрая езда не для него.
- Мотард. Такие мотоциклы приобретают, чтобы ездить по дорогам. Их отличает высокая посадка, мощный движок и хорошая управляемость.
- Тяжелые мотоциклы. Такой транспорт отличается наличием бокового прицепа, большой массой и низкими оборотами. Все это вкупе с мощным мотором позволяет ездить по бездорожью и перевозить крупногабаритные предметы.
- Чопперы. Этот тип отличается максимальным выбросом вперед передней вилки, узким передним колесом с большой окружностью. Чопперам присуща широкая расставка подножек для ног и руль, который шире плеч вдвое.
- Трайки. Данный тип является классическим чоппером и дорогим удовольствием.
- Кроссовые мотоциклы. Их назначение – кроссовые мотогонки и экстремальная езда. Есть даже специальные детские модели. У кроссовых мотоциклов двухтактный двигатель, минимальный вес, прочная рама, мощный движок и крепкая подвеска с длинным ходом. Переднее колесо обычно больше заднего, светотехники нет.
- Эндуро. С такими мотоциклами осваивают внедорожный туризм. Эта техника отличается небольшим весом, подвеской с большим ходом и ремонтопригодностью. В отличие от кроссовых мотоциклов, у эндуро имеется светотехника.
- Супермотард. Данный представитель создан на базе кроссовых мотоциклов, имеет один цилиндр и спортивные шины, потому ездить на нем следует по дороге с жестким покрытием.
Новичкам лучше выбирать мотоцикл типа классик. Для получения первого опыта это лучший вариант. Его показатели позволяют научиться грамотному управлению, закладке в повороты и уверенной посадке.
Новички могут освоить также спортивно-туристический мотоцикл, но при условии, что объем двигателя будет до 400 куб. см.
Любители обычно ограничиваются выбором мотоцикла среди классиков, спортбайков, туристических агрегатов и круизеров.
Практические занятия.
Некоторые считают, что сдача экзамена категории А делает их опытными гонщиками. Нет ничего более неправильного. Это только начало долгого и увлекательного пути к завоеванию этого звания. В этом вам помогут упражнения. Найдите безопасное место – стоянку супермаркета, закрытую дорогу, зону маневров автошколы. Потренируйте уклонение, преодоление препятствий и другие простые маневры. Это позволит вам выработать соответствующие привычки и натренировать мышечную память. Чем больше времени вы проведете за рулем мотоцикла, тем лучше.
Для сдачи экзаменов в ГИБДД вам необходимо предоставить следующий пакет документов:
1. Заявление. Оно заполняется на фирменном бланке непосредственно в отделении ГИБДД, где вы будете сдавать экзамен. 2. Экзаменационная карточка водителя и, если вы заканчивали мотошколу, свидетельство о прохождении обучения по соответствующей программе. 3. Медицинскую справку, о которой мы говорили выше. 4. Две фотографии 3.5х4.5 см на матовой бумаге с правым углом. Если в вашем ГИБДД выдают современные удостоверения в виде пластиковой карты, то фотографирование производится в ГИБДД перед сдачей экзамена. 5. Паспорт или документ его заменяющий, подтверждающий вашу прописку. 6. Квитанция об уплате сбора за экзамен и водительского удостоверения. Как видите, документов надо совсем немного. В случае благополучной сдачи первой части экзамена — теоретической — соответствующая запись делается в вашей экзаменационной карточке. Она действует три месяца и если в течение этого промежутка времени вы не сдали практическую часть экзамена — вождение — то придется пересдавать ее еще раз. Если вам не удалось сдать практическую часть экзамена, то следующая попытка предоставляется не ранее чем через семь дней — у вас еще будет время потренироваться. А о методике сдачи экзамена в ГИБДД расскажем в следующей главе.
Тимошенко Андрей
Совет пятый. Не надо компаний!
НА ПЕРВЫХ порах лучше ездить в одиночку. Этот совет может показаться странным, но я считаю его жизненно важным. Вот окончили вы обучение, достаточно уверенно держитесь в седле – конечно, хочется себя показать и других байкеров посмотреть, потусоваться, как сейчас говорят, среди себе подобных. Вполне понятное желание, бога ради – тусуйтесь! Только не завершайте общение поездкой в дружеской компании. Вы себе представить не можете, сколько народа из-за этого пострадало! Выглядит это всегда примерно одинаково. Собирается группа мотоциклистов – в ней кто-то ездит лучше остальных. И вот он срывается со светофора и улетает вперед. Остальные стараются не отстать, а как же иначе! Вот тут и подстерегает опасность. Скажем, стандартная ситуация: на двухполосной дороге одна машина обгоняет другую, а между ними начинают вклиниваться мотоциклисты. Один, второй, третий.. У них хватило опыта, скорости и везения. На четвертом или пятом калитка захлопнулась – машины поравнялись бортами, не оставив вам жизненного пространства.. Ситуации могут быть разными. Итог, к сожалению, один: удача далеко не всегда восполняет недостаток опыта. Поэтому новичкам категорически не рекомендуется кататься в группе. Да этого и умелым мотоциклистам лучше избегать. Такие поездки неизменно превращаются в гонку за лидером. А когда вы один, то едете в меру своих сил, своей реакции, своего видения ситуации – и вам никто не навязывает иного. И еще: первые год-два не катайте девушек на заднем сиденье! Предвижу возмущенную реакцию молодых читателей: еще бы, ведь очень часто мотоцикл для того и покупают, чтобы покорить сердце любимой. Да и многие барышни спят и видят, чтобы их прокатили на мощном мотоцикле. Но запомните раз и навсегда: малейшая нештатная ситуация – и вы рискуете потерять спутницу. Потерять – в самом мрачном смысле этого слова. И даже когда станете достаточно опытным мотоциклистом для того, чтобы без больших опасений брать пассажиров, – примите все меры предосторожности. Прежде всего – “упакуйте” девушку, как драгоценную хрупкую вазу, запаситесь для нее самой лучшей и надежной экипировкой. И только тогда приглашайте покататься.
Автор Вячеслав КИЦИС Издание Клаксон №7 2009 год
«Я успею…»
Если во время какого-либо маневра такая мысль возникнет у вас в голове, отпустите ее. Неважно, идет ли речь об обгоне, переходе рельсов перед встречным трамваем или выезде на перекресток на желтый. Начинающий мотоциклист слишком оптимистично оценивает свои способности и ситуацию на дороге. Убеждение, что я «сделаю это», не учитывает непредвиденных факторов – что обгоняемая машина будет ускоряться; что вы скользите и опрокидываетесь на рельсах. Определенно безопаснее подождать с маневром и убедиться, что вы делаете его безопасно.
Что поможет при падении мотоцикла
Установив пластиковые обтекатели, мотоциклисты часто сохраняют раму мотоцикла от повреждения. Среди опытных байкеров не принято признаваться в глупых ошибках, когда у них падает мотоцикл. Но статистика упряма – роняют свои мотоциклы все, независимо от опыта, и аварии здесь не при чем.
Смотрите также: Экипировка настоящего байкера для любой погоды
Если мотоцикл спортивный, то ремонт отлетевших при падении кусочков пластика, таких на первый взгляд несущественных, может ощутимо сказаться на кошельке. Поэтому установив слайдеры, которые примут на себя основной удар при падении мотоцикла, можно сэкономить на ремонте и сохранить красивый внешний вид «железного друга».
Слайдеры, установленные на раму, позволят новичкам быстрее научиться тонкостям езды при обучении на небольшой сокрости (без опасений убить краску и раму мотоцикла) и сохранят основу мотоцикла от повреждения. Дальнейшее использование слайдеров также обязательно — в некоторых мотоциклах предусмотрены штатные отверстия для монтажа защитных креплений.
Передним тормозом пользуйся умеренно
Новичку не следует чрезмерно «баловаться» передним тормозом при езде на большой скорости. Им можно легко переусердствовать при торможении. Это правило пропускают, когда проходят курс ускоренного обучения по управлению мотоциклом. Многие учат этот пункт непосредственно опытным путем, пытаясь сделать поворот хорошо разогнавшись и затормозив передним колесом. Со временем, при наборе опыта, вы начнете чувстовать основной передний тормоз гораздо лучше, но комбинировать торможение все же необходимо обоими тормозами. Задний тормоз используйте в качестве доп. «опоры».
Самостоятельное упражнение № 3
Учимся водить мотоцикл Название упражнения верно! Еще не ездить, а только водить его «за рога», за руль. Сняв мотоцикл с подставки, убеждаемся, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении и, чуть наклонив мотоцикл на себя, слегка толкаем его вперед, держа мотоцикл двумя руками за руль, водим его по двору или площадке. Сначала отрабатываем движение по кругу против часовой стрелки — это сделать проще, так как мотоцикл чуть завален на вас. Затем делаем круги по часовой стрелке. При вождении мотоцикла за руль учимся останавливаться у намеченного предмета, пользуясь рукояткой ручного тормоза. Выполняйте это упражнение до тех пор, пока почувствуете, что мотоцикл уже не стремится упасть, а его поведение вами полностью контролируется.
Самостоятельное упражнение № 4
Скатываемся под уклон Отработав предыдущее упражнение, переходим к следующему. Для него вам потребуется найти площадку с небольшим уклоном. Сев в кресло мотоцикла, отталкивайтесь ногами от земли и начинайте движение под уклон. Если при этом вы почувствуете, что мотоцикл начинает заваливаться вправо или влево, выравнивайте его поворотом руля в соответствующую сторону. При скатываний мотоцикла под уклон пользуйтесь ручным тормозом, чтобы не дать мотоциклу сильно разогнаться. Отрабатывайте это упражнение до тех пор, пока не добьетесь умения уверенно держать равновесие. На следующем этапе упражнения съезжайте, стоя на левой подножке мотоцикла, а в конце уклона перенесите правую ногу через седло и сядьте в него. Необходимо также научиться, разогнав мотоцикл, вскакивать на него, на ходу. Это может вам пригодиться при поломке кикстартера или разряженной аккумуляторной батарее. Освоив это упражнение и почувствовав, что мотоцикл вам полностью послушен, приступаем к запуску двигателя.
Хорошие шины
Мало купить хорошие шины — их важно вовремя менять. Многие мотоциклисты превышают ресурс использования резины в три-четыре раза. Катаясь на лысой резине и пытаясь таким образом сэкономить, можно потерять значительно больше. И если для автомобиля езда на потертых шинах просто опасна, то для мотоциклиста это смертельно опасно.
Michelin Pilot Road 4 считается лучшим вариантом межсезонной резины, такие колеса достаточно устойчивы к агрессивному вождению и экспериментам. Dunlop Q3 считается спортивной шиной. Такую резину лучше ставить на переднее колесо, а на заднее — традиционный Pilot Road. Таким образом можно получить оптимальное сцепление с дорожным полотном. По словам экспертов, лучше слегка потерять сцепление с полотном в задней части мотоцикла, но сохранить надежный фронт. Если наоборот, то можно получить «Большую неприятность в маленьком Китае».
Техническое состояние
Молодежь не всегда идет рука об руку с толстым кошельком, поэтому многие молодые водители покупают мотоцикл по самой низкой цене, чтобы иметь деньги на техосмотр, регистрацию и страховку. Обслуживание и возможный ремонт часто откладываются. Рывок на новеньком и «безаварийном» R1, импортированном из Германии, может быть не лучшим решением. Более старая модель мотоцикла обойдется дешевле в обслуживании, а некоторые действия можно выполнить самостоятельно. Благодаря этому вы будете мчаться по дорогам на экономичном мотоцикле, вместо того, чтобы смотреть на стоящую в гараже машину в ожидании денег.
Первый литр
После сдачи экзамена на водительское удостоверение категории А мы ищем байк своей мечты. Первый байк должен обладать мощностью, пропорциональной навыкам новоиспеченного мотоциклиста – лучше всего подойдет 250. К сожалению, многие юные мотоциклисты, жаждущие острых ощущений, скорости и рева мотора, сразу же садятся на большой мотоцикл, считая, что им по силам его освоить. Покупая свой первый мотоцикл, помните о принципе ограниченного доверия – в данном случае к собственным возможностям. Вначале вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, как быстро вы разгонитесь до сотни, сосредоточьтесь на меньшей мощности и скорости, меньшем весе мотоцикла и на том, достигаете ли вы земли ногами. Литр может быть слишком много для начала!
Используйте всю полосу движения
Тема весьма противоречивая. Должен ли мотоциклист, путешествующий относительно медленно, ехать по краю дороги?
По моему нет. Вежливость – отличная особенность, но на практике меня много раз обгоняли водители автомобилей, а колесо от грузовика может не только повредить зеркало, но и убить меня.
Лучше ехать в середине полосы движения. Разумеется, речь не идет о ситуации, когда вы путешествуете по скоростной автомагистрали, а скорость вашего скутера 45 км/ч.
Внешний вид мотоциклиста
Шлем – важнейший элемент одежды мотоциклиста. Приобретите самый безопасный интегральный шлем, который вы можете себе позволить. Шлем предназначен для защиты вашего мозга, поэтому не жалейте денег. Купите защитные перчатки, мотоциклетные ботинки, костюм или куртку и брюки – они не обязательно должны быть новыми, но должны выполнять свои защитные функции. Мотоциклетная одежда – дополнительная защита от мелких падений, а внешний вид мотоциклиста может стать приятным побочным эффектом. Имеет ли смысл кататься в футболке, джинсах и кроссовках? Нет!
Дроссель очень чувствительный
Вы, наверное, видели видео на YouTube, где начинающий мотоциклист цепляется за открученный роллгаз и врезается в какой-то забор, дерево или что-то еще. Как вы думаете, это происходит только с новичками? Ну нет. Маленький двигатель с маленьким маховиком реагирует на управление дроссельной заслонкой гораздо сильнее, чем двигатель большего размера.
Отсутствие опыта означает, что вы, как новичок, часто будете слишком много “заправляться”. В некоторых ситуациях вы можете даже потерять контроль над мотоциклом. На самом деле управление дросселем требует практики, поэтому не сходите с ума и знайте, что это сложное искусство.
Самостоятельное упражнение № 5
Запускаем двигатель Допустим, что системы питания и зажигания мотоцикла исправны, в баке есть топливо, а аккумуляторная батарея полностью заряжена. В первую очередь, перед запуском двигателя убедитесь, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Затем плавно два-три раза нажмите на педаль кикстартера. При этом обогащенная смесь поступает в цилиндр двигателя. Теперь вставьте ключ в замок зажигания и поверните ключ в положение «Вкл». При этом должна загореться индикаторная лампа. Затем поверните ручку «газа» на 1/3-1/4 оборота и резко нажмите на педаль кикстартера. Если все отрегулировано правильно, двигатель тут же заработает. При запуске двигателя никогда не поворачивайте ручку «газа» до упора, так как при этом в цилиндр поступает слишком много воздуха, смесь становится обедненной и запуск двигателя становится затрудненным. Запустив двигатель, дайте ему прогреться примерно до 60 гр.ц. Если на вашем мотоцикле стоит двигатель с водяным охлаждением, это легко сделать по соответствующему прибору. Если такого датчика нет, то можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу. Приложите ладонь к цилиндру. Если она еще терпит, а тыльная сторона — нет, то двигатель прогрелся до рабочей температуры.
Поле зрения
Скорость, пожалуй, самый большой враг мотоциклистов. С каждым дополнительным километром поле зрения на спидометре уменьшается, а проблема определения расстояния до препятствия увеличивается. Появление опасности запускает ряд защитных реакций, таких как сброс газа и фиксация. Чтобы этого не произошло, езжайте медленнее. Пусть каждый раз, когда вы отправляетесь в путь, вас будет направлять слоган «на 10 меньше». Также практикуйте визуальный контроль. Благодаря этому вы расширите поле зрения и научитесь видеть те элементы, которые могут представлять угрозу.
Самостоятельное упражнение № 2
Снимаем мотоцикл с подставки Теперь учимся снимать и ставить мотоцикл на подставку. Встаньте слева от мотоцикла. Левой рукой возьмитесь за руль, правой рукой — за ручку на седле или около негр. Толкните мотоцикл вперед так, чтобы он «спрыгнул» с подставки и встал на колеса. При этом будьте внимательны и осторожны. Встав на колеса, мотоцикл тут же начнет заваливаться на бок. Столкнув его с подставки, постарайтесь, чтобы мотоцикл слегка наклонился на вас — вы его наверняка удержите достаточно легко. Но если мотоцикл начнет валиться в противоположную от вас сторону, то шансов удержать его у вас, практически нет! Удержав мотоцикл, учимся ставить его на подставку. Возможно, вам придется проделать это упражнение несколько раз, пока вы не научитесь быстро и уверенно снимать, удерживать и ставить его на подставку.