Как называется водный мотоцикл — почему он настолько популярен

  • Классификация гидроциклов
  • Устройство гидроцикла
  • Принцип работы гидроциклов
  • Преимущества гидроциклов BRP
  • Разновидности
  • Выбор по параметрам
  • Модели для начинающих
  • Выбор Б/У гидроцикла
  • Инфографика

«Гидроцикл»/ «аквабайк»/ «водный мотоцикл» — это название одного и того же вида водной техники, это сложное техническое устройство, предназначенное для передвижения по воде, которое из-за внешнего сходства часто называют водным мотоциклом. По классификации ГИМС, это «маломерное судно». Когда-то гидроциклы использовались только на спортивных соревнованиях, но сегодня они всё чаще встречаются в тех местах, где развит активный водный отдых. Гидроцикл, как плавательное средство, представляет собой металлопластиковый корпус с двигателем внутреннего сгорания и движителем водомётного типа. Чтобы понять, как работает гидроцикл, нужно разобраться с его основными разновидностями.

Классификация гидроциклов

«Стоячие» гидроциклы — непростые в управлении, требуют определённых спортивных навыков. Они развивают скорость до 120 км/ч. На таких гидроциклах обычно ездят фристайлеры, которые умеют делать зрелищные развороты и прыжки. На таких моделях всегда можно регулировать наклон сопла водомета, настраивая его под каждый трюк.

«Сидячие»— рассчитаны на длительные водные прогулки. Предназначены для активного отдыха на водных просторах больших водоёмов и рек. Сидячие водные мотоциклы бывают двухместными и трехместными. И хотя по мощности и маневренности они уступают стоячим аквабайкам, их также используют для буксировки водных лыжников, надувных баллонов и «ватрушек».

Если вам нужен гидроцикл для себя, чтобы получать удовольствие от водных прогулок, обратите внимание на сидячие модели. Стоячие же рекомендуется покупать опытным спортсменам.

Гонки на аквабайках

Мода на мотоциклетные водные перегоны появилась сразу, как только первый байк спустился на воду. Сначала они были примитивными, но вскоре обзавелись почитателями. Были созданы кое-какие правила, и время от времени в городах вдоль реки, озера, или моря выстраивалась орущая толпа болельщиков и любителей зрелищ. Гонки на водных мотоциклах превратились в настоящую гоночную лихорадку, которой были присущи положенные атрибуты: правила, клубы, ассоциации, тотализатор.

Любительские соревнования переросли в спортивную дисциплину, находящуюся под кураторством Международного спортивного союза и Международной ассоциации спорта на воде (аббревиатуры организаций UIM и IJSBA соответственно). Постепенно на мировой арене появились несколько крупных соревнований, в которых мог принять участие любой желающий. Так, самыми рейтинговыми являются состязания на:

  • Pro Watercross Tour;
  • Чемпионатах Европы;
  • Чемпионатах отдельных стран;
  • Чемпионатах мира по аквабайку в трёх классах.

Стоит отметить, что большинство крупных спортивных мероприятий по аквабайку включает в свою программу помимо основной соревновательной части обширную развлекательную программу для зрителей.

Устройство гидроцикла

  1. Корпус, который может изготавливаться из высокопрочных пластиков и других полимерных материалов, усиленных металлическими вставками. Форма водного мотоцикла позволяет ему быть маневренным и достаточно простым в управлении. В корпусе также есть изолированный отсек для вещей, которые там можно защитить от попадания воды.
  2. Двигатель, надежно защищенный от воды. Он находится внутри корпуса гидроцикла и является сердцем этого аппарата.
  3. Система охлаждения (она может быть закрытого или открытого типа).
  4. Рулевая система (определяет направление движения аквабайка). Руление осуществляется изменением горизонтального угла водомёта. От того, насколько резко водитель будет поворачивать руль, зависит и радиус поворота.
  5. Дополнительные технические устройства. Управление гидроциклом сегодня может быть более комфортным, чем, например 10 лет назад. У многих моделей есть навигация, эхолот, зеркала заднего вида и даже система торможения на воде.

Гидроциклы часто применяются в тех регионах, где есть море, озера, реки и другие крупные водоемы. Не рекомендуется ездить по узким рекам с каменными порогами, так как это может привести к травмам. Сфера применения гидроциклов представлена:

  • водными экскурсиями на море или у озера — это отличная возможность прокататься «с ветерком», обычно отдыхающий садится на место пассажира и его катает опытный водитель;
  • самостоятельными прогулками по водоемам —с воды можно посмотреть на красивые пейзажи с другой для себя стороны;
  • бытовой сферой — гидроциклы можно использовать для рыбалки и в хозяйстве, например, для перевозки небольших грузов.
  • спортивными соревнованиями — спортсмены состязаются друг с другом как на региональном, так и на международном уровне;

Правила соревнований

Каждое организованное мероприятие не обходится без твёрдых устоев, называемых «Правила». В отношении акваспорта их разрабатывает Федерация водно-моторного спорта России (далее ФВМС). Рассмотрим некоторые выдержки, касающиеся соревнований на аквабайках.

Терминология

Правила предусматривают использование специальной терминологии.

  1. «Спортивное судно» – приспособление для передвижения по воде. Водитель средства полностью контролирует его скорость и направление движения. С точки зрения рабочего объёма двигателя принадлежит к классу водных мотоциклов (аквабайки, гидроциклы) – ТС с двигателями внутреннего сгорания установленных стационарно. В качестве движительной силы работает водомёт.
  2. «Спортивный мотор» – механизм, вырабатывающий энергию, чтобы привести в движение транспортное средство. Состоит из источника питания, зажигания, газораспределения, системы охлаждения.
  3. «Рабочий объём двигателя» – сумма объёмов всех цилиндров в рабочем состоянии.

Владение специальной терминологией позволяет спортсмену верно реализовывать технические действия и правильно трактовать требования, прописанные в Правилах аквабайка.

Виды и характер соревнований

В 1990-м году в России начали проводиться первые городские Кубки. Уже в 2000-м они приобрели статус всероссийских, всё больше и больше привлекая поклонников. Каждый крупный водный город имеет свой клуб аквабайков. Сборная РФ – не исключение, и является постоянным участником крупных соревновательных мероприятий, таких как:

  • Международное – спортивное событие, включенное в календарь UIM, проводится среди владельцев лицензий национальных федераций.
  • Национальное – для участников с лицензией ФВМС. Событие присутствует в спортивном календаре Федерации.
  • Всероссийское – проходит по Единому календарному плану Министерства спорта и туризма России.

На закрытых соревнованиях борются участники отдельных клубов или территорий. Однако в открытых принимают участие все желающие, свободно демонстрируя мастерство укрощения железного зверя.

Соревнования по аквабайку проходят в трёх дисциплинах:

  • Кольцевые гонки– это проход 12-15 поворотов с красными (справа) и белыми (слева) буями. Побеждает тот, кто первый преодолеет гоночную дорожку.
  • Слалом – зрелищные гонки на размеченном прямоугольнике, внутри которого размещены красные буйки, преодолеваемые на время.
  • Фристайл– произвольная программа, в которой демонстрируются различные сальто и трюки. Часть элементов входит в обязательную программу состязания. Фристайл наиболее зрелищен и любим зрителями. Погружения и выпрыгивания из воды, виражи и прочие трюки не могут вызвать ничего, кроме изумления и восторга публики.

Соответствие класса аквабайка определенной спортивной дисциплине

Класс аквабайкаДисциплина
1Ранэбаут GP3 Кольцевые гонки
2Ранэбаут GP2
3Ранэбаут GP1
4Ски дивижин GP3
5Ски дивижин GP2
6Ски дивижин GP1
7Ранэбаут GP2Ралли рейд
8Ранэбаут GP1
9Ски дивижин GP1
10Ски дивижин GP1 Слалом
11Ранэбаут GP1

При анализе данных таблицы можно сделать вывод, что каждой спортивной дисциплине соответствует определенный класс аквабайка.

Принцип работы гидроциклов

Двигатель современного гидроцикла запускается только в том случае, если в замок вставлен специальный ключ, который гибким шнуром крепится к спасательному жилету человека, который находится за рулём. Такой принцип предназначен для обеспечения безопасности и экстренного глушения двигателя. В случае возможного падения рулевого, ключ автоматически выдернется и двигатель прекратит работу. Таким образом снижается риск столкновения неуправляемого гидроцикла с другим судном или с препятствием на большой скорости.

Нейтральная и задняя передачи

Чтобы включить нейтральную передачу, включите сначала заднюю передачу, а затем толкните рычаг обратно до тех пор, пока гидроцикл не остановится. Заслонка заднего хода будет находится в среднем положении,отбрасывая часть потока воды к передней части гидроцикла, и тем самым уменьшая его скорость.

Предостережение

Никогда не используйте компоненты водометного движителя в качестве точки опоры при подъеме на борт гидроцикла. Пользуйтесь рычагом переключения передач только, когда двигатель работает на холостом ходу и гидроцикл полностью оста новился. При движении задним ходом никогда не повышайте обороты двигателя. Не используйте заднюю передачу, чтобы остановить гидроцикл. По возможности двигайтесь задним ходом в течение непродолжительного времени и на малых скоростях. Всегда убедитесь, что позади Вас нет препятствий или людей, особенно детей, играющих на мелководье.

Преимущества гидроциклов BRP

Водные байки BRP представлены на рынке уже более 50 лет, с 1968 года. Эта фирма всегда была впереди своих конкурентов и впервые представила миру модель водного байка с четырехтактным мотором. Также компания BRP первой презентовала гидроцикл с мотором более 200 «лошадок». Они могли быстрее ускоряться и опережали своих предшественников по максимальной скорости.

В дальнейшем другие производители гидроциклов воспользовались наработками BRP и реализовали эти решения и в своих устройствах. Но некоторые преимущества BRP все еще остаются уникальными:

  • OTAS — электронная система, влияющая на руление на воде;
  • iBR— современная система торможения.

BRP влияет на решения всех производителей аквабайков и задает ведущие тренды в этой отрасли. Все модели BRP характеризуются:

  • надежностью (в гидроциклах BRP используются только качественные детали, которые в течение длительного времени не выходят из строя; они также нуждаются в регулярном обслуживании);
  • доступной ценой (по соотношению цены и качества аквабайки BRP стали лидерами на рынке, они обошли своих конкурентов и дошли до того момента, когда они самостоятельно могут задавать актуальные тренды);
  • интеллектуальной системой контроля подачи газа;
  • 60-литровым топливным баком;
  • сухой массой около 400 кг;
  • неприхотливостью в обслуживании (этому способствует простое устройство двигателя и корпуса).

Среди предложений от производителя BRP есть как любительские модели, подходящие для начинающих, так и спортивные гидроциклы, предназначенные для опытных водителей водных мотоциклов и соревнований на профессиональном уровне.

Принцип действия

Принцип работы современного водного мотоцикла очень похож на бытовые устройства — газонокосилку, бензопилу. Гидроциклы работают на двух- или четырехтактных двигателях. Устройство силового агрегата первого варианта гидроцикла оснащено двумя или тремя цилиндрами, второй вариант транспорта, как правило, оснащается четырьмя цилиндрами. Основное отличие от наземного транспорта — уникальная система охлаждения. Контроль температуры двигателя обеспечивается посредством подачи холодной воды непосредственно из водоема.

Аналогичный принцип запуска работы гидроцикла. Его механизм приводит в действие кнопка зажигания, которая размещается непосредственно на руле. Как работает гидроцикл? Все просто — кнопка зажигания приводит в действие стартер, который, в свою очередь, вращает коленвал и запускает, собственно, сам силовой агрегат.

Разновидности гидроциклов BRP

Все аквабайки также можно разделить на: любительские, семейные и спортивные. Также есть люксовые модели, которые характеризуются наличием самых современных технических средств. К самым популярным моделям относятся:

  1. Sea-DooSpark — аквабайк, предназначенный для всей семьи. Его разрабатывали в течение 7 лет, а после — в течение трех лет тестировали. Модель, представленная сегодня на рынке, уже получила в мире разные награды как по своим характеристикам, так и по дизайну. Есть 2-местные и 3-местные гидроциклы. Они простые в управлении, а расход топлива очень экономичный — всего 8 литров на 100 км. Весит этот водный скутер 165 кг (на 2 места) и 205 кг (на 3 места).
  2. Sea-Doo GTX Limited 300 — первоклассная люксовая модель с мощностью в 300 л.с. Сиденье здесь очень удобное, оно повторяет естественные изгибы тела. «Люксовость» представлена дополнениями в виде непромокаемого пакета-сумки, USB-порта и специального чехла. Также производитель позаботился о том, чтобы здесь были датчики, определяющие температуру воды и глубину, на которой в данный момент находится транспортное водное средство. Эта модель отличается эксклюзивной яркой окраской. Многие выбирают этот аквабайк для прогулок на водоемах, чтобы использовать съёмное сиденье: его можно разложить, и тогда на гидроцикле будет достаточно места для того, чтобы загорать посреди открытой воды.
  3. GTI 90 — бюджетная модель, которую компания BRP выпустила в 2020 году. Несмотря на новизну, она быстро стала фаворитом среди других предложений. 90 «лошадок» с лихвой хватает для того, чтобы с удовольствием передвигаться как по пресной, так и по соленой воде. Корпус аквабайка изготовлен из материала политек, он устойчив к появлению царапин. На борту также есть система ITC, которая помогает контролировать подачу газа в зависимости от ситуации. Есть три режима: Туризм, Эко и Спорт. Гидроцикл оборудован современной тормозной системой IBR, которая позволяет быстро снижать скорость в любых условиях. Есть специальный багажник для вещей с отделом, защищенным от попадания влаги.

Проблемы развития спортивной дисциплины в РФ

Продвижение модного в Европе и мире водного спорта сталкивается с некоторыми проблемами, связанными с менталитетом нации.

  • Не последнюю роль играет мнение о том, что в стране, где высокий процент населения проживает за чертой бедности, нецелесообразно тратить бюджетные средства на сравнительно дорогой вид спорта. В связи с этим аквабайк вряд ли станет «народным», как футбол, хоккей.
  • Бытует мнение, что нужно развивать традиционные виды, что чужое не способствует возрождению России.
  • вид спорта рассматривается как элитный и не подходящий широким слоям населения.
  • Слабое освещение событий, связанных с аквабайками, в прессе. Связано это с сезонностью проведения мероприятий.

Невзирая на все трудности, 16 июня 2000 года впервые был проведен день аквабайкера. С тех пор праздник стал традиционным и любимым не только среди гонщиков, но и зрителей.

Как выбрать гидроцикл по параметрам?

  1. Мощность двигателя. От неё будет зависеть, какую скорость будет развивать водный мотоцикл и насколько резко он сможет маневрировать.
  2. Техническое оснащение. Системы торможения, контроля и другие особенности влияют на особенности управления транспортным средством.
  3. Качество корпуса. Он должен быть изготовлен из прочных и устойчивых к повреждениям материалов.
  4. Наличие бокса, защищенного от попадания влаги. В него должно помещаться всё самое необходимое и ценное (деньги, телефон, документы).
  5. Эргономика сидений. На них должно быть комфортно и безопасно сидеть.
  6. Дизайн. Покупая люксовые модели, можно выбирать, насколько стильным будет ваш водный транспорт. Обращайте внимание на цвет, форму и другие особенности.

Определившись с бюджетом и с тем, с какой целью будет использоваться гидроцикл, можно переходить к знакомству с моделями BRP по основным параметрам.

Порядок проведения соревнований

В правилах соревнований чётко прописаны этапы их подготовки и проведения. Ключевыми из них являются:

  1. Проведение судейской коллегией ежедневного брифинга.
  2. Рассмотрение особенностей стартовой процедуры.
  3. Проведение рестарта в случае остановки соревнования судьей.
  4. Рассмотрение вопросов, связанных с фальстартом гонки (повторным стартом).
  5. Правила движения по трассе.
  6. Прохождение поворотных буев, правила обгона и связанности.
  7. Порядок финиширования.
  8. Рассмотрение вопросов сигнальных средств и сигналов, необходимых для управления соревнованиями.
  9. Порядок определения победителя.

Кроме основных пунктов Правилами предусмотрены и дополнительные, которые нацелены на проведение максимально честных и справедливых соревнований по отношению к каждому участнику гонок.

Модели аквабайков для начинающих

Начинающему водителю можно остановиться на модели GTI 90 от BRP, которая достаточно мощная и маневренная для прогулок по водоемам. Этот гидроцикл не подойдет для профессиональных спортсменов, которые хотят оттачивать свои навыки в грациозных трюках.

Ещё один вариант — двухместный гидроцикл Spark Trixx 2UP. Он разгоняется до 77 км/ч при мощности двигателя в 90 л.с. Это транспортное средство выделяет доступная цена (оно ощутимо дешевле более совершенных моделей) и отменное качество. Здесь можно регулировать руль по высоте, что обеспечивает дополнительное удобство. Водный байк оснащен системой контроля водомета и упором для ног на корме.

Советы при покупке б/у гидроцикла

Покупать б/у водные мотоциклы лучше всего у проверенных дилеров — это позволит сэкономить значительные суммы и, при необходимости, чаще менять гидроциклы. Ведь даже если он был в использовании всего несколько месяцев, его цена уже ощутимо снижается.

При выборе гидроцикла нужно учитывать многие детали. Просматривая в каталоге предложения от известных производителей, вы сможете сделать свой выбор в пользу быстрого и маневренного аквабайка, который станет незаменимым спутником на водных прогулках.

Рулевое управление

Движения руля передаются на сопло водомета, которое контролирует направление движения гидроцикла. Повернув руль направо, гидроцикл повернет направо и наоборот. Для прохождения поворота необходимо нажать на рычаг акселератора.

Предостережение

Чтобы повернуть на гидроцикле, необходимо повернуть руль и нажать на рычаг акселератора. Управляемость зависит от числа пассажиров, нагрузки, водных условий и факторов окружающей среды, таких как ветер. В отличие от автомобиля для прохождения поворота на гидроцикле необходимо нажать на рычаг акселератора. Попрактикуйтесь выполнять повороты в безопасных условиях. Это поможет Вам избежать аварии.

При отпущенном дросселе и при остановленном двигателе эффективность рулевого управления уменьшается. Управление гидроциклом с пассажиром отличается от одиночного вождения и требует лучших навыков вождения. Пассажиру всегда следует держаться за ремень сиденья или поручень. Уменьшите скорость и избегайте резких поворотов. При движении с пассажиром избегайте неспокойных вод.

В Системе Пассивного Рулевого Управления (O.P.A.S.) используются две боковые заслонки, облегчающие поворот гидроцикла при повороте руля при отпущенном рычаге акселератора или остановленном двигателе. Боковые заслонки, расположенны в задней части корпуса, поворачиваются в ту же сторону, что и руль, облегчая управление гидроциклом. В начале эксплуатации осторожно ознакомьтесь с работой этой системы.

При работе двигателя на частоте, составляющей 75% от номинальной, боковые заслонки автоматически поднимаются, так как они не нужны на такой скорости. При работе двигателя на частоте, составляющей 30-75% от номинальной, боковые заслонки частично подняты. Боковые заслонки в верхнем положении. При отпущенном рычаге акселератора и падении оборотов двигателя боковые заслонки автоматически опускаются и облегчают управление гидроциклом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]