Зимний сезон. Снегоход или гусеницы на квадроцикл?


При выборе техники для отдыха и хозяйства многие покупатели отдают предпочтение утилитарным квадроциклам. Универсальные аппараты успешно справляются с весенней и осенней грязью, но зимой их эффективность снижается. Но что делать, если требуется техника для работы зимой? Решение есть – квадроцикл на гусеницах.

Аппараты, похожие на миниатюрный трактор, с лёгкостью проедут по снегу, перевезут груз, помогут выбраться на охоту либо рыбалку. Однако пользователям гусеничных машин следует знать ряд особенностей техники:

  • Несмотря на грозный вид, квадроцикл не может преодолеть бревно диаметром более 20 см. Задние гусеницы попросту зароются в снег.
  • Глубокая колея станет ловушкой для аппарата. С колёс могут слететь гусеницы либо машина попросту застрянет.
  • Задние гусеницы часто упираются в высокие сугробы, камни или пеньки.
  • Машина может провалиться под лёд или глубокий снег. Причина такой проблемы банальны – маленькая ширина гусениц.
  • Гусеницы для квадроцикла увеличивают площадь сцепления, тем самым повышая мощность аппарата. Но за всё приходится платить. Траки весят больше колёс, поэтому расход топлива ощутимо повышается.

Использовать гусеницы можно не только зимой, но и при езде по сложным трассам. За счёт траков машина лучше держится на заболоченной местности, грязи, песке и т.д.

На что обратить внимание?

Выбирая гусеничный квадроцикл важно учитывать не только его мощность, но и другие параметры. В первую очередь следует обратить внимание на:

  • Грузоподъёмность. Некоторые производители разрабатывают прогулочные аппараты, не предназначенные для транспортировки тяжестей.
  • Ширину трака. От размера гусениц зависит сцепление с поверхностью, скорость, дорожный клиренс и проходимость аппарата.
  • Ролики и колёса. Учитывать нужно тип и материал деталей, а также качество стабилизаторов, подшипников, ступиц и шестерёнок.
  • Предназначение гусениц. Поскольку траки используются не только для езды по снегу, на них наносится маркировка. На зимних гусеницах пишется «Winter» либо «Snow», а на всесезонных деталях есть надпись «4 Season».
  • Наличие шипов. Отличным дополнением для гусениц станут шипы, улучшающие сцепление с поверхностью.

По сути, практически любой квадроцикл можно превратить в подобие снегохода. В продаже есть специальные комплекты гусениц, которые устанавливаются вместо колёс. Единственный недостаток такого комплекта то, что собирать гусеницы для квадроцикла придётся своими руками. Покупателю придётся самостоятельно соединить все звенья, установить длинные болты и закрепить тяжёлый трак (порядка 20-30 кг) на оси. Вся процедура может занять около 4-5 часов.

Основные положения

Гусеничный квадроцикл

Если Вы все время пользовались колесными ATV, то при виде гусеничного квадроцикла сразу бросаются в глаза его размеры. По сравнению с традиционными четырехколесниками они намного шире, длиннее и выше. Такие поправки на геометрию стоит учитывать при перевозке квадроцикла, так как в ранее Вами использовавшийся прицеп, он попросту может и не влезть.

По сравнению с колесными квадриками, вездеходы с гусеничным приводом обладают пониженной скоростью, а именно в среднем скорость меньше на 45%. Скорость гусенечных квадроциклов находится на уровне 40-50 км/ч. Гусеничному вездеходу по снегу не составляет труда одолеть своего колесного оппонента, однако, со снегоходом ему трудно тягаться. Можно отметить, что по преодолению препятствий снегоходы и гусеничные квадроциклы приблизительно одинаковы, и показывают превосходный результат. При этом расход у гусеничного аппарата будет самый большой из всех видов квадроциклов.

Популярные модели траков

Гусеничные квадроциклы пользуются огромной популярностью, поэтому покупателю важно разобраться в марках траком. От качества гусениц зависит их долговечность, надёжность и проходимость техники.

В список самых популярных траков входит:

  • Гусеницы Tatau, разработанные канадской фирмой Camoplast. Продукция компании отличается демократичной ценой и универсальностью. Траки Tatau можно установить на любой квадроцикл, с двигателем не менее 300 куб.см.
  • Траки Stels. Гусеницы на квадроцикл, созданные российско-китайским брендом, пользуются особой популярностью в странах СНГ. Несмотря на низкую стоимость, отечественные траки не уступают в качестве более дорогим канадским аналогам.
  • Kimpex. Эти гусеницы подходят исключительно для квадроциклов Commander. Бренд выпускает два типа продукции: Trek (всесезонки) и WTX (зимние).

Есть и менее популярные фирмы, разрабатывающие гусеницы. Поэтому покупателю важно узнать особенности выбранного бренда, его сильные и слабые стороны.

«Охотец»

В огромной стране есть, где найти непроходимые места, но только не для современного человека. Его не испугаешь тайгой, снегами или болотами, потому что существует такая техника как гусеничный вездеход охотец, самый популярный вариант спецтехники для любителей испытать острые ощущения. Выбирают это транспортное средство, прежде всего за отличную проходимость, наличие полноприводной системы, экономичность и простоту. Существует около 4 вариантов моделей, но лучший гусеничный вездеход из России имеет одинаковую конструкцию, меняются лишь двигателя и расцветка.

Выбирая агрегат для рыбалки или охоты, можно считать, что идеальный вариант, потому что гусеничный вездеход охотец спокойно преодолевает небольшие реки и болота, ему не нужна дорога, чтобы проехать дальше. Одновременно гребут все колеса и приводят в действие гусеницы, это придает уверенности на бездорожье. В качестве двигателя вездеходы хорошего качества получили китайский силовой агрегат от компании Лифан. Производитель известен в России и поэтому имеет спрос. Стоимость за «Охотец» в базовой комплектации может начинаться от 220 000 рублей.

  • Мощность: 13-24 л.с.
  • Скорость: 30 км/ч
  • Грузоподъемность: 500 кг.
  • Ширина гусеницы: 40 см
  • Колея: 1600 мм
  • Клиренс: до 31 см
  • Бак: 6,5 л.
  • Масса: 380 кг.

Популярные модели квадроциклов

Один из самых ярких гусеничных квадроциклов на российском рынке – модель Гепард, созданная брендом Стелс. Производитель комплектует флагманскую серию качественными траками собственного производства.

Практически любой аппарат известного бренда можно оборудовать гусеницами. Единственное условие – мощность двигателя. Если рабочий объём мотора менее 300 куб.см, машины попросту не поедет.

Чаще всего, гусеницы не входят в комплектацию, и их приходится докупать отдельно. Но есть и исключения. В набор поставки некоторых аппаратов компании Polaris и CFmoto входят и траки. Конечно, встретить такую комплектацию на бюджетнике нереально.

Tinger Scout

Только лучшие вездеходы для охоты и рыбалки способны заменить сразу 5 видов техники, такие как трактор, снегоход, болотоход, квадрик и амфибию. Сегодня о Tinger Scout слышали по всему миру, это отличная техника за свои деньги, при мощных показателях. Надежный движок собственного производства, с ним спокойно можно преодолеть абсолютно любые сложные препятствия на дорогах, болотах и в грязи. Он надежен и одновременно экономичен. Позаботились в компании о комфорте, сидения выглядят удобными и ездоку в них проще держать контроль над управлением.

Лучший гусеничный вездеход Tinger Scout получил надежный корпус, которому не страшны царапины, а во время поездок в лесу их бывает обычно много. Стальную раму делают на Северстали, которая намного прочнее обычного материала. Армированные гусеницы изготовлены из прочной резины и дополнены жесткими грунтозацепами, длиной в 2,5 см. Стоимость такого агрегата может достигать 580 тысяч рублей в зависимости от комплектации.

  • Мощность: 22 л.с.
  • Скорость: 35 км/ч
  • Грузоподъемность: 300 кг.
  • Ширина гусеницы: 48 см
  • Колея: 1340 мм
  • Клиренс: 30 см
  • Бак: 28 л.
  • Масса: 580 кг.

Квадроцикл на гусеницах: преимущества и недостатки

Главное достоинство квадроцикла с траками – возможность транспортировать грузы по бездорожью. Благодаря гусеницам, машина уверенно держится на снегу, песке, грязи и даже заболоченной местности. За счёт лучшего сцепления с дорогой, грузоподъёмность аппарата ощутимо возрастает.

Кроме проходимости, траки не дают машине особых преимуществ, а вот недостатков добавляют. В список самых серьёзных минусов входит:

  • Снижение скорости аппарата. Если на колёсах квадроцикл мог разогнаться до 70-80 км/ч, то на гусеницах скорость упадёт до 50-55 км/ч.
  • Увеличение расхода топлива. Комплект траков увеличивает вес техники более чем на 100 кг. Такая модернизация не может бесследно, поэтому квадроцикл начинает буквально пожирать бензин. Если раньше машина тратила в среднем 10-12 л на 100 км, то модернизированный аппарат будет «кушать» 14-15 л.
  • Увеличение вибраций и ухудшение устойчивости. Даже небольшая канава или пенёк станет непреодолимой преградой аппарата. При езде по колее машина повышается шанс переворота машины.
  • Увеличение веса. Утяжеление машины тоже не проходит бесследно. Водитель заметит ухудшение манёвренности и управления, что особенно ощутимо при езде по лесу.
  • Постоянное ТО. Гусеницы нуждаются в регулярном осмотре и подтяжке катков.
  • Стоимость комплекта траков. Гусеницы – дорогое удовольствие. Даже бюджетный набор, разработанный российской фирмой Стелс, обойдётся в 140-150 тыс. р.

Несмотря на все недостатки, зимой обойтись без гусениц практически нереально. Аппарат, оборудованный траками, можно использовать для отдыха или перевозки грузов, но придётся чем-то жертвовать.

Самый быстрый вездеход — багги FunCruiser2000 SuperSport-R

Российский рекорд скорости для вездеходов составляет 169 км/ч. Результат получен на колесной машине FunCruiser 2000 SuperSport-R, которая двигалась по ледяному треку. Техника оснащается 24-цилиндровым 250-сильным двигателем Honda, рассчитанным на использование топлива с октановым числом не ниже 98 единиц.

Топливный бак изготовлен из нержавеющей стали; на профессиональных моделях для соревнований ставится резервуар, имеющий омологацию международной федерации автомобильного спорта FIA.

Багги имеет подключаемый полный привод и механическую 5-ступенчатую коробку скоростей. Профессиональная модификация оснащается постоянным приводом на все колеса и спортивной трансмиссией секвентального типа, обеспечивающей быстрое переключение скоростей. Водитель и пассажир сидят в раздельных, установленных внутри пространственного каркаса креслах со стандартными или спортивными ремнями безопасности. Снаружи предусмотрены металлические щитки для защиты от грязи и пыли.

Самодельный квадроцикл 4х4 «Бродяга» с двигателем от «Оки»

Автор самоделки – Александр Кустов.

Мотор и КПП взяты от автомобиля ВАЗ-11113. Задний дифференциал заварен. Рама сделана из 32-миллиметровой водопроводной трубы. Рычаги передней подвески также самодельные – из трубы диаметром 27 мм. Амортизаторы – передние от «классики», пружины – передние от «Оки». Редукторы также от классики, переделанные под внутренние шрусы от «девятки». Также от 2109 взяты ступицы.

15-дюймовые колеса установлены через проставки – для расширения колеи. Передний мост отключаемый, раздаточная коробка самодельная. Радиатор находится под пластиком перед щитком приборов.

Тормоза на квадроцикле дисковые. Идеи реализации рулевого управления позаимствованы с багги и адаптированы под конструкцию квадроцикла. Сход-развал регулируется.

Сиденье двухместное, для пассажира предусмотрены спинка и подножки. Корпус автор выклеил из стеклопластика.

Выбор и изготовление элементов

Этот компонент придется либо изготавливать самому, либо восстанавливать после эксплуатации – в обоих случаях крепление двигателя болтами должно быть максимально надежно. Его ставят как в переднюю, так и в заднюю части ТС. Очень крепко, для профилактики люфтов, надо подсоединять также привод и трансмиссию. Для изготовления рамы применяют водогазопроводные трубы, величина слоя металла в которых не превышает 3 мм. Для лонжерона берут трубу сечением 25 мм, а для поперечины или подкоса она должна быть на 5 мм меньше.

Связать трубы поможет точечная и цельная сварка (именно в такой последовательности). Приварить ушки, на которые крепятся рычаги и амортизаторы, нужно сразу. Монтаж кронштейнов будет происходить одновременно с креплением узлов и агрегатов, для которых они предназначены. Реконструирование готовой рамы начинается с удаления всех ненужных компонентов (остается только каркас). Заднюю часть убирают, а переднюю наращивают.

Когда это сделано, приваривают элементы, которые нужны для крепления полного комплекта узлов и агрегатов. Реконструировать рамку мотоцикла несложно. Надо будет только на 0,4-0,45 м сдвинуть подседельные стойки. Далее необходимо вырезать из металлических листов заготовки для багажников. Их приваривают к раме, а после окончательного соединения все детали окрашивают.

Сборка

Разберем подробно ход постройки самодельного квадроцикла на базе четырехтактного жидкостного двигателя от «Оки». В этом случае используют пространственную раму сварного исполнения. Главные пары лонжеронов выполнены гнутыми; нижние сгибают по горизонтали, а верхние – по вертикали. Сгиб производится не своими руками в собственном смысле, а на трубогибе. КПП стоит брать с того же автомобиля «Ока». Шток внутри КПП удлиняют, делают выводы по обе стороны коробки, предусматривают фиксацию в двух положениях.

Уменьшенные передачи и блокирование дифференциалов не нужны. Рекомендуется собрать такой квадроцикл с рулевым колесом от «Урала», поскольку детали других мотоциклов слишком тонки. Рулевой вал поддерживается при помощи упирающего подшипника. В середине он будет поворачиваться внутри разъемного втулочного кронштейна из капрона. Сошку лучше сделать из листовой стали 8 мм в форме литеры Т.

Край стоечного элемента дополняют каналом диаметром 20 мм, куда вставляют и приваривают рулевой вал. Ушки оснащают коническими отверстиями для присоединения наконечников рулевых тяг. Такие отверстия придется усилить приваренными шайбами. Ушки чуть-чуть отгибают вниз, добиваясь почти полной параллельности тягам.

Используются колеса с независимой подвеской. Рычаги варят из круглых профилей ВГП-20. К колесным концам передних рычагов приваривают ступицы колес и поворотные кулаки, снятые с ВАЗ-2109. Пружины и амортизаторы (задние) берут с «Оки». Важно: обе эти последние детали придется доработать.

Инструменты и материалы

Комплект используемых принадлежностей определяется тем, какой конкретно квадроцикл стараются создать. Утилитарные модели весят довольно много, зато могут похвастаться отличной проходимостью. На таких машинках легко перевезти несколько человек. Скорость достигает 90 км/ч. На трюковом аппарате можно разогнаться до 137 км/ч; обязательно используются узкие платформы.

Основными компонентами самого устройства являются:

Еще надо учесть АКБ, внешний свет, глушитель.

Полноценно собрать квадроцикл можно только при помощи сварочного аппарата. Придется также выполнять ряд работ на токарном станке. Собрать такое изделие можно лишь в объемном гараже.

Для работы потребуются:

За основу обычно берут комплектующие со следующих видов ТС:

Самодельные квадроциклы – варианты из «ВАЗа», «Урала» и мотоблока, стоит ли строить

Снегоходы для глубокого снега – особенности, какой лучше выбрать
Двухтактные снегоходы – особенности, плюсы и минусы

Самодельные квадроциклы, как правило, строят на основе комплектующих советской и российской техники – они недорогие, а в случае поломки легко найти замену. В статье мы расскажем о четырех интересных экземплярах, созданных народными умельцами.

Самодельный квадроцикл из «Урала» (ИМЗ 67-36)

Автор самоделки – Сергей Плетнев.

Двигатель, КПП и сцепление оставлены от «Урала». Для поддержания нормальной температуры мотора предусмотрено принудительные воздушное охлаждение от вентилятора «печки» ВАЗ-2108.

Рама «Урала» переделана под конструкцию квадроцикла – сзади изменения незначительные, а спереди для крепления подвески приварен дополнительный подрамник из стальных тонкостенных труб диаметром 30 мм. Задний мост – от ВАЗ-2101, но укороченный – чтобы сузить колею и сделать квадроцикл боле маневренным. Карданный вал самодельный из полуосей и ШРУСа «Оки» – родной «ураловский» не подходит к главной передаче ведущего моста, а «жигулевский» не совместим с трансмиссией мотоцикла.

Передняя подвеска на двойных поперечных А-образных рычагах изготовлена самостоятельно из квадратных труб 25×25 мм с 2-миллиметровой толщиной стенки. Поворотные кулаки взяты от заднеприводного «ВАЗа». Передние амортизаторы – от «копейки»; пружина – от «Урала». Сзади остались «родные» мотоциклетные амортизаторы.

Тормоза использованы от «Жигулей» – но без «ручника» и вакуумного усилителя. Привод от мотоциклетной педали.

Колеса у квадроцикла также «жигулевские». У передних шин дорожный протектор, а у задних – внедорожный.

Руль остался от мотоцикла «Урал», рычаговый. Все остальные элементы рулевого управления (колонка, тяги, кулаки, сошка) – от ВАЗ-2105.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]