Про мотоцикл Восход 2М слышали далеко не все советские и российские байкеры, хотя большинство из них хорошо знакомо с продукцией ковровского завода имени Дегтярева. У серии «Восход» за плечами долгое прошлое, начавшееся ещё в середине 60-х годов и закончившееся в «нулевых», а старичок 2M выпускался в конце 70-х, то есть более сорока лет назад. Это был третий по счёту байк в линейке, и, несмотря на то, что продержался он на конвейере всего три года, он хорошо себя зарекомендовал, проложив дорогу для следующих моделей.
Дизайн
Профессии дизайнера в СССР не существовало, а суровые конструкторы руководствовались в основном соображениями практичности. Восход 2М и стал результатом их трудов, что отлично видно по фото: квадратный, угловатый, без намёка на какое-либо изящество, эдакий работяга, крепкий, но неказистый. Впрочем, учитывая возраст модели, сейчас её дизайн роли не играет, так как этот мотоцикл ценен сам по себе в силу своего преклонного возраста.
Небольшой итог
Итак, мотоцикл Восход 2 – это один из лучших представителей своего времени. Качественное, надежное и экономичное транспортное средство стало неплохим вариантом для езды как по городу, так и по трассе. Но, несмотря на свои достаточно неплохие на то время параметры, со временем 11 лошадок стали уже не слишком актуальными.
Также будет интересно: Мотоциклы БМВ: нестареющие традиции в мотопромышленности
В итоге, модель начала сдавать свои позиции. В результате, сейчас такой байк больше интересует любителей раритетных моделей, а не используется как рабочее транспортное средство. С другой стороны, всегда можно провести тюнинга мотоцикла, но от базовой комплектации в конце останется не так уж и много.
Видеообзор мотоцикла Восход 2:
Технические характеристики
Герой нашего обзора представляет собой просто слегка модернизированную версию предыдущей модели, без каких-либо кардинальных изменений. По сравнению с Восходом 2 мотоцикл стал чуть более мощным, с осовремененной подвеской, бесконтактным зажиганием вместо кулачкового и более свежим внешним видом. Для конца 70-х его технические характеристики были вполне неплохими.
Двигатель
Одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения объёмом в 173,7сс корнями уходит в начало 60-х. Для Восхода 2М видавший виды мотор слегка проапгрейдили, заменив головку цилиндра и переделав схему масляных каналов, что привело к увеличению его КПД. Мощность двигателя составила 14 л.с. (по сравнению с 10,5 л.с. у его предшественника, мотоцикла Восход 2), а крутящий момент – 16 Нм. Максимальная скорость, которую способен развить байк с этим мотором – 105 км/ч.
Трансмиссия
Восход 2 М оснащался отличной для своего времени 4-ступенчатой коробкой передач, с классической схемой 1-N-2-3-4. С самого начала производства модели в сцеплении использовались усовершенствованные диски, благодаря чему работа коробки стала очень чёткой. Более того, даже в наши дни сохранившиеся экземпляры, пребывающие в нормальном состоянии, демонстрируют практически безупречную работу КПП.
Ходовая часть и тормоза
Стандартная стальная рама из чермета и простенькие гидравлические амортизаторы – вот и всё, что можно сказать о ходовой Восхода 2М. Впрочем, конструкторы учли прискорбное состояние большей части советских дорог, а потому слегка усовершенствовали подвеску, увеличив ход вилки и её диаметр. Если не брать на борт пассажира, подвеска вполне уверенно проглатывает нервности даже на убитых сельских грунтовках, по крайней мере, если не разгоняться слишком быстро. А этого делать точно не стоит, учитывая примитивные барабанные тормоза на обоих колёсах.
Электроника
Единственным заметным отличием этой модели от мотоцикла Восход 2 стало внедрение бесконтактного зажигания. В остальном электронная начинка не менялась, но этот байк и так уже оснащался полноценной светооптикой, включая указатели поворотов. Аккумулятор конструкцией не предусмотрен.
Вес
Сухая масса байка достигает 119 кг. Это на добрых 10 кг больше, чем у его предшественника, но всё равно цифра скромная. Субъективно Восход 2М кажется очень лёгким, его легко катать ногами в случае необходимости. Впрочем, мототехника ЗиД всегда была компактной и довольно лёгкой, хотя её и относили обычно к среднему классу, а не к лёгкому.
Управляемость
Создавался этот мотоцикл для суровых советских условий, и с разбитыми дорогами он справляется уверенно. Несмотря на неказистый внешний вид, Восход 2М чувствует себя в подобных ситуациях, как рыба в воде! А вот на трассе ему явно недостаёт курсовой устойчивости, так как из-за небольшой массы и короткой колёсной базы его ощутимо «переставляет» порывами бокового ветра.
Расход топлива
Точные цифры напрямую зависят от состояния конкретного экземпляра. Мотоцикл с правильно отрегулированным карбюратором потребляет около 4 литров на 100 км при езде по шоссе и до 5-5,5 в смешанном цикле при объеме бака: 12 литров. Экономичностью он не отличается, как, впрочем, и любая другая советская мототехника.
Есть ли недостатки
Но есть у данного байка и несколько минусов. Прежде всего, это касается внешнего вида модели. Посмотрев на фото Восход 2, становится понятно, что таким транспортным средством хвастаться перед друзьями не будешь (разве, после проведения стайлинга). Кроме того, рама байка немного не приспособлена к езде по грунтовке или дорогам с плохим дорожным покрытием (в то же время, модель 2М лишена этого недостатка).
Цена мотоцикла
В силу распространённости и невысокой востребованности найти эту модель на вторичном рынке можно. Самые дешёвые экземпляры начинаются от 10-15 тысяч рублей, но их техническое состояние обычно оставляет желать лучшего, а документов зачастую нет. Полностью исправный и хорошо отреставрированный байк обойдётся в сумму примерно от 100-120 тысяч рублей и выше.
Технические особенности мотоцикла Восход 3М
В качестве основных характеристик мотоцикла можно выделить следующие технические показатели:
- Дорожный просвет равен 125 миллиметрам. Данный показатель дает возможность эксплуатировать мотоцикл практически на всех типах дорог (асфальтобетон, гравий, проселочные дороги и т. д.).
- Длина мотоцикла составляет 200 сантиметров ширина 85 сантиметров, а высота двухколесного друга равна 120 сантиметров. Благодаря таким параметрам на мотоцикле вполне комфортно могут располагаться два человека.
- Масса двухколесного транспортного средства составляет 122 килограмма. При на грузке в 160 килограмм он сохраняет свои ходовые качества.
- Модель оснащена одноцилиндровым двухтактным двигателем карбюраторного типа, рабочий объем которого составляет 173 сантиметра кубических.
- Мощность двигателя равна 15 л/с и при этом максимальная скорость равна 105 километров в час.
- Расход топлива на сто километров пути составляет 4,2 литра, что на 300 миллилитров меньше чем у предшественника.
- Топливный бак вмещает 14 литров бензина.
- КПП четырех ступенчатая, переключение скоростей осуществляется с помощью специальной педали.
- Сцепление у мотоцикла многодисковое находящееся в масленой ванне. Управление сцеплением осуществляется с помощью правой руки.
- Основой рамы мотоцикла служит металлическая труба, на которой располагаются все компоненты.
- Система торможения механическая барабанного типа, благодаря чему уменьшается общая масса и упрощается обслуживание.
- Тормозной путь при скорости 60 километров в час составляет 20 метров, что достаточно хороший показатель.
- Имеется противоугонная система, функционирующая посредством блокировки руля.
- В отличие от предшественника руль у данной модели может менять положение, что делает езду более комфортной для мотоциклистов практически любого роста.
- Система электропитания работает от 12 вольт и имеет 65-ти ваттный генератор. Это в совокупности позволило установить более современные световые приборы и улучшило запуск двигателя.
- Подвеска мотоцикла представлена передней телескопической вилкой и задней маятниковой системой.
- Колеса модели, спицованные 16 дюймов в диаметре.
- Передняя фара соответствовала современным европейским требованиям по светопередаче.
Ремонт и тюнинг
В наши дни мотоцикл Восход 2М находится где-то посередине между понятиями «старьё» и «раритет». Поэтому одни приобретают его в качестве предельно дешёвой альтернативы малокубатурным «китайцам», а другие бережно реставрируют покупку и пытаются привести её к оригинальному состоянию. Первый подход прост и дёшев, а вот второй требует значительных вложений труда и денег.
Ремонт
Самостоятельно починить байк сможет любой человек с набором инструментов и руками, растущими из предназначенного природой места, то есть из плеч. Нет, серьёзно – конструкция его предельно проста, ломаться в ней практически нечему, и при должном уходе Восход 2М можно будет передать правнукам по наследству.
Запчасти
Коллекционеры-реставраторы столкнутся с трудностями в поиске оригинальных запчастей, так как разыскивать их придётся долго и упорно, порой выкладывая за б/у железки приличные суммы денег. А вот все остальные, не зацикленные на аутентичности, всегда найдут способ прикрутить дешёвый китайский карбюратор или какую-нибудь детальку от Восхода другой модели.
Тюнинг
Разумеется, при реставрации до состояния «в оригинале» ни о каком тюнинге речи и быть не может. Но среди тех, кто использует байк по прямому назначению, то есть для езды, весьма популярно внедрение в бортовую систему аккумулятора. Изначально он конструкцией не предусмотрен, но всё решаемо, к тому же это решение позволяет сделать работу электросети более стабильной.
Отрицательные качества
Недостатки у мотоцикла также имеются, особенно в отношении его внешнего вида – сегодня на восходе 2 видео с эффектными трюками не снимешь и перед знакомыми не похвастаешься.
Помимо этого у данной модели наблюдалась небольшая неприспособленность рамы для поездок по плохим дорогам или грунтовке (к счастью, этот недостаток устранили в следующей модификации мотоцикла – Восход 2М). С приходом более мощной мототехники на российский рынок мотоциклу стало недоставать тех самых 10,5–11 л. с.
В заключение стоит сказать, что на сегодняшний день популярность Восходов 2 наблюдается в основном среди ценителей советской мототехники. И неудивительно! Ведь сейчас на мотоциклетном рынке можно найти большое количество техники, которая имеет и эффектный внешний вид, и более мощный двигатель.
В принципе, некоторые мотолюбители умудряются переделать старые Восходы 2 в интересную и оригинальную технику, отвечающую всем современным требованиям, а также привлекающую внимание даже равнодушных к мотоциклам людей. Хотя в таком случае от стандартной комплектации мотоцикла очень редко что-либо остаётся.
Часто задаваемые вопросы
- Что у него с взаимозаменяемостью запчастей от других Восходов? Со взаимозаменяемостью запчастей всё хорошо, многое подходит от других мотоциклов производства ЗиД. Кое-какие узлы можно подобрать даже от самых свежих моделей, «Совы» и «Курьера».
- Можно ли установить на него 6В генератор? Оригинал нигде не найти. Номинальное напряжение штатного генератора – 7В, но 6В тоже, скорее всего, подойдёт.
- Можно ли найти экземпляр с боковой коляской? Родных колясок для этой модели нет и никогда не было. Впрочем, в продаже иногда попадаются «колхозные» варианты с колясками от «ИЖа» или «Явы».
Промежуточная ступень между Восходом-3М и новым семейством ЗДК
Мотоцикл Восход-3М-01
Думается, ни для кого не секрет, что поставить на конвейер абсолютно новую модель — дело достаточно сложное. Как правило, надо закупать и монтировать новое оборудование, реконструировать старое производство. Это трудоемко, дорого, а надо еще и план выполнять. Именно поэтому большинство мото- и автозаводов переходят на новую технику постепенно, шаг за шагом, вводя новые узлы в серийную продукцию. Так появляются переходные модели.
Представляемый «Восход-3М-01» — как раз такая промежуточная ступень между хорошо знакомым «Восходом-3М» и новым семейством ЗДК (с ним мы познакомим вас позже).
Владельцам мототехники ковровского завода будет интересно узнать о конструктивных особенностях этого мотоцикла, уровне унификации с предыдущими моделями.
Основное отличие — новый двигатель. При том же рабочем объеме (175 см3) его мощность повысилась до 10,7 кВт, при этом несколько умерился аппетит. Картер, цилиндр и его головка стали другими. Изменения картера, однако, не затронули мест крепления двигателя к раме, поэтому его можно поставить на предыдущие модели — «Восход-2, 2М, 3, 3М». Правда, при этом понадобятся новые глушители шума выпуска (он теперь один) с выхлопной трубой и гайками и шума впуска. Если же ставить этот двигатель на модель с 6-вольтовым электрооборудованием (2, 2М, 3), придется заменить генератор 43.3701 или 80.3701 на Г-427. Посадочные места генераторов унифицированы.
На новом цилиндре увеличена площадь охлаждающих ребер, на головке они расположены горизонтально. Это уменьшило теплонапряженность деталей цилиндро-поршневой группы и снизило уровень шума. Увеличение высоты цилиндра позволило удлинить продувочные каналы. Теперь их, к тому же, стало пять, улучшилась продувка.
Чтобы снизить расход топлива и уменьшить частоту вращения коленчатого вала, соответствующую максимальному моменту, во впускном канале установлен обратный пластинчатый клапан.
В поршне отверстие под палец смещено на 7 мм вверх, ближе к днищу, то есть к центру тяжести, что снизило стук при «перекладке» поршня в мертвых точках,
Остальные механизмы: пусковой, переключения передач, сцепления, а также коробка перемены передач взяты полностью с двигателя мотоцикла «Восход-3М».
Оригинальная деталь нового двигателя — коленчатый вал. Теперь у него маховики выполнены заодно с цапфами, это исключило возможность проворота первых относительно вторых (такое раньше иногда бывало). Все геометрические размеры остались без изменения, и его можно использовать на предыдущих моделях.
Снижение уровня шума выпуска достигается за счет новой акустической системы, сделанной, как обычно, в виде камер и резонансной трубки, увеличивающих путь прохождения выхлопных газов и уменьшающих их скорость. Для снижения шума (на 1,5 ДБ), излучаемого корпусом глушителя, в его передней мощностной части установлена двойная стенка.
Что касается деталей ходовой и экипажной частей, то здесь изменения затронули переднее крыло, седло, появилось некоторое дополнительное оборудование.
Вилка по своим техническим параметрам и присоединительным размерам аналогична старой. Иной стала конструкция только траверс. На верхней имеются два конусных отверстия, в которых располагаются упругие втулки для подрессоривания руля. Такую траверсу вместе с элементами крепления можно устанавливать на переднюю вилку мотоциклов начиная с «Восхода-2М». Чтобы руль не проворачивался в хомутах, на нем сделана накатка, а для повышения жесткости введена перемычка.
Мотоцикл «Восход-3М-01» будет выпускаться с двумя вариантами передних щитков: серийным стальным, на подвижных трубах и новым пластмассовым. Для последнего используется другая нижняя траверса, в которой имеется 4 отверстия его крепления. А это, в свою очередь, потребовало упора вилки, приваренного к переднему подкосу рамы. Новый упор позволяет устанавливать любой вариант траверсы (в том числе и с ранее выпущенных моделей). Использование новой траверсы вместе с пластмассовым передним щитком на мотоциклах «Восход-3, 3М» потребовало бы переделки упора вилки. Делать это не рекомендуется, поскольку в этом случае возможно повреждение переднего подкоса, самого нагруженного элемента рамы.
Для придания мотоциклу более современного внешнего вида несколько изменена форма задней части седла.
Обтекатель, дуги безопасности, задний багажник можно ставить и на другие модели. Багажник будет выпускаться в двух вариантах: с боковыми полками и без них.
Мотоцикл снабжен боковым упором. Желающие могут купить центральную подставку модели «Восход-ЗМ» и оснастить ею новый мотоцикл самостоятельно, кронштейн на раме сохранен.
Д. ЮДИН, инженер
Вывод
Конкретно за моделью 2-М гоняться смысла нет, если, конечно, вы не оголтелый коллекционер. Любой другой «Восход» ничуть не хуже него подойдёт и для реставрации, и даже для эксплуатации. Восстановить байк до 100% оригинала будет недёшево, но, если ремонтировать его другими запчастями, более доступными, он может стать недорогой альтернативой для езды где-нибудь по деревне.
Технические характеристики
Максимальная мощность двигателя: | 14 Л.с. |
Рабочий объем: | 173,7 см3 |
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): | 1-но цилиндровый, 2-тактный |
Количество цилиндров: | 1 |
Кол-во клапанов: | |
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор): | |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | |
Система запуска (Электростартер, кик-стартер): | |
Максимальная скорость в км/ч: | 105 км/ч |
Система охлаждения: | Воздушное |
Трансмиссия (коробка передач): | Механическая 4-ступенчатая |
Сцепление (Сухое / В масляной ванне): | |
Привод: | Цепь |
Рама: | Стальная трубчатая, сварная |
Ходовая часть | |
Подвеска (Ход передней / задней): | |
Тормоза (Впереди / сзади): | |
Колеса / Шины / Резина: | |
Размеры и масса | |
Габариты (Длина / Ширина): | |
Высота по седлу: | |
Дорожный просвет: | |
Снаряженная масса: | |
Колесная база: | 1300 мм |
Вес: | 119 кг |
Емкость топливного бака: | 12 л. |
Ёмкость аккумулятора: | |
Года выпуска: | |
Страна производства: |
Мото-Ковров
Создавая новый мотоцикл, конструкторы стремились избавить его от недостатков предшественника, повысить технические и эксплуатационные качества и придать ему более современный, привлекательный вид.
И всё это надо было сделать так, что бы новые узлы и детали подходили к предыдущим моделям. В новой модели возросло применение пластмассовых деталей, что снижало вес мотоциклов и их себестоимость.
Двигатель
Внешне двигатель отличался от двигателя прежней модели новыми крышками сцепления и зажигания, а так же новой формой декоративной крышки, закрывавшей карбюратор — последняя для удобства монтажа была выполнена из двух частей.
На двигатель экспортных и выставочных образцов устанавливался кикстартер с откидной лапкой.
На мотоцикле была применена новая коробка передач с крупным модулем шестерён и усовершенствованными кулачками на шестернях. В результате повысилась долговечность коробки переключения передач. Гарантировалось, что на высшей четвёртой передаче двигатель уже с 35 км/ч быстро разгонял мотоцикл до максимальной скорости.
Изменения коснулись и выхлопной системы. Выпускные патрубки стали короче, а крепления глушителей сдвинулись назад.
Электрооборудование
Электрооборудование на «Восходе-2», так же как и на предыдущих моделях, питалось от генератора переменного тока. Более мощный генератор Г-421 имел четыре раздельные цепи.
Первая обслуживала систему зажигания, вторая – звуковой сигнал и лампу ближнего и дальнего света, третья – стоп-сигнал, лампу малого света фары, заднего фонаря, подсветки спидометра, четвёртая – фонари указателей поворота.
Благодаря такому разделению неисправность одной группы приборов не влияла на работу других групп.
Большое преимущество мотоцикла «Восход-2» — наличие указателей поворотов. Два передних и два задних фонаря хорошо видны на довольно большом расстоянии и днём и ночью. Прямоугольные корпуса «поворотников» изготавливались литьём из алюминиевого сплава, после станочной обработки полировались. Внутри корпуса располагались патрон лампы, лампа и сферическая пластина отражателя, сверху двумя винтами М4 крепилось стекло. Включались они переключателем, расположенным на правой стороне руля. В цепь указателей поворотов входил специальный контактный прибор – реле-прерыватель РЕ-421. Чтобы вибрация и тряска мотоцикла меньше отражались на его работе, реле подвешивалось в правом инструментальном ящике на спиральных пружинах.
Новый центральный переключатель электрооборудования снабжался номерным замком, и располагался на левой стороне фары. Три положения переключателя позволяли последовательно включать зажигание и свет, а дополнительный переключатель, установленный на левой стороне руля, — ближний или дальний свет.
Стабильную работу цепи габаритных огней и подсветки спидометра обеспечивал включённый в схему дроссель ДР 100. Для удобства монтажа электрической проводки и указателей поворотов была предусмотрена соединительная колодка, которая крепилась на подседельном основании.
На первых партиях мотоциклов «Восход-2» устанавливался задний фонарь ФП-230, как и на мотоцикле «Восход», позже использовался новый фонарь ФП-246 более современной конструкции, который крепился на заднем крыле с помощью штампованного кронштейна.
Экипажная часть
Наибольшим изменениям «Восход-2» подвергалась экипажная часть, это придало мотоциклу новый облик.
На мотоцикле устанавливалась фара, на которой имелось отверстие с левой стороны под центральный переключатель. В комплект фары так же входил новый спидометр СП-131 и новый широкий ободок без козырька.
Фара крепилась к кожухам передней вилки, в верхней части которых имелись прямоугольные окна, через окно левого кожуха открывался доступ к замку зажигания, а чуть ниже винтами М6 крепились указатели поворотов.
В конструкцию передней вилки были внесены некоторые изменения, в частности для предотвращения вытекания рабочей смеси через сапунные отверстия в пробках, были применены втулки, в которые вставлялись стержни отражателя смеси, изготовленные из капрона. Поверх пружины одевалась опорная втулка, а сама пружина стала короче. Труба гидроамортизатора была увеличена по длине, и имела два поршня. Применение этих деталей значительно улучшило работу передней вилки.
Верхняя траверса изготавливалась из стальной поковки и имела в плоскости ступенчатую форму, сверху с помощью накладки имеющей вид перевёрнутой трапеции четырьмя декоративными болтами М8 крепился руль. Отверстие для троса управления топливной заслонкой, располагалось в середине правой половины руля, а не по центру, как это было на прежних моделях. Демпфер рулевой колонки на мотоцикле отсутствовал. Новый высокий руль на мотоцикле обеспечивал удобную посадку водителя и снижал утомляемость при длительной езде. В результате установки нового руля, высота мотоцикла (без установки оборудования) возросла до 1090 мм, а применение верхней траверсы новой конструкции, позволило выдвинуть перья вилки на 20мм, отчего дорожный просвет увеличился до 135 мм.
Новый, менее глубокий щиток переднего колеса «Восхода-2» получил боковые рёбра жёсткости, предотвращавшие появление трещин, а спереди и сзади имелись проштамповки в виде «ресничек». Стойки переднего щитка штамповались из листа, а не из трубы как это было на прежней модели.
Задний щиток тоже имел проштамповки в виде «ресничек», и новый усиленный, П-образный кронштейн крепления номерного знака. На прежних моделях кронштейном служила изогнутая стальная полоска.
Форма и крепление топливного бака в основном осталась без изменений, изменили лишь крепление эмблемы. Новая круглая эмблема с расположенным по центру бегущим зайцем изготавливалась из прозрачной пластмассы, на которую с обратной стороны наносилась чёрная и зеркальная краска, крепилась эмблема двумя потайными винтами М3. По бокам топливного бака устанавливались нигрипсы с новым рисунком. Закрывался бак чёрной карболитовой крышкой с изображением в верхней части бегущего зайца.
Оригинально был выполнен багажник на «Восходе-2». Он представлял собой единое целое с подседельным основанием и штамповался вместе с ним из одной заготовки. Снизу багажника по бокам крепились две перемычки, выполненные из стального прутка, которые являлись дополнительным креплением заднего грязевого щитка. На экспортных и выставочных образцах с левой стороны к подседельному основанию крепилась ручка, взявшись за которую удобно было ставить мотоцикл на центральную подставку.
Глушитель шума впуска «калабашка» изготавливался из капрона, а крепился он за счёт резиновых патрубков, соединяющих его с карбюратором и корпусом воздушного фильтра. Спереди «калабашку» прикрывало среднее закрытие, изготовленное из капрона чёрного цвета. По бокам мотоцикла устанавливались инструментальные ящики совершенно новой конструкции со съёмными крышками. На экспортных и выставочных образцах крышки инструментальных ящиков были не съёмными, а открывались с помощью шарнира.
Роль замков инструментальных ящиков выполняли металлические гайки-барашки с резьбой М10 с пластмассовыми наконечниками чёрного цвета, на экспортных и выставочных образцах пластмассовые наконечники были кремового цвета. Барашки удерживались от выпадания в крышках бардачков зажимными шайбами. На крышках бардачков первых партий мотоциклов закреплялся с помощью зажимных шайб логотип в виде надписи «Восход 2», отлитый из сплава ЦАМ и покрытый хромом.
Позже начали применять логотип другой формы, а на крышке инструментального ящика появилось углубление. Пластмассовая планка с надписью «Восход-2» с обратной стороны покрывалась синей и зеркальной краской, крепилась планка двумя алюминиевыми заклёпками.
Ниже бардачков располагались нижние закрытия, изготовленные из капрона чёрного цвета. Они крепились с помощью подножек пассажира и гайками оси маятника, а технологические отверстия закрывались резиновыми заглушками. На экспортных и выставочных образцах среднее и нижние закрытия штамповались из стального листа.
Был изменён маятник, в частности нижние крепления задних амортизаторов. На новом мотоцикле крепления отливались отдельной деталью, на прежних моделях они гнулись из стальной полосы. Другими стали и натяжители цепи. К Г-образному штампованному кронштейну приваривалась шпилька с резьбой М7. Шпильки натяжителей проходили через отверстия в нижней части креплений задних амортизаторов, резьбой по ходу движения мотоцикла. Регулировка производилась, как и на прежних моделях гайками. Детали были сложней в изготовлении, и с функциями своими слабо справлялись.
Центральная подставка так же отливалась из алюминиевого сплава, но нижняя перемычка подставки располагалась выше, это незначительное изменение добавило мотоциклу устойчивости.
На переднем подкосе рамы, ближе к рулевой колонке приваривалась П-образная деталь с отверстием для крепления верхнего кронштейна наколенников, нижний кронштейн стягивался болтом крепления двигателя. Наколенные грязевые щитки изготавливались из капрона чёрного цвета. На экспортных и выставочных образцах наколенные щитки были как и на прежней модели металлическими и окрашивались в цвет слоновой кости.
Чехол сидения был скроен по-новому и использовался в двух цветовых вариантах: низ чёрный, верх кремовый, и низ и верх чёрные. Ступицы колёс имели иной наружный рисунок.
Болты, гайки, шайбы, оси, тормозные тяги и натяжители цепи проходили гальваническую обработку. Кадмирование с последующим хроматированием, придавало этим деталям жёлтый цвет.
Хромом покрывались: обода колёс, декоративные крышки обоих колёс, выхлопные трубы и гайки выхлопных труб, глушители, подвижные трубы передней вилки, подножки пассажира, декоративные стаканы задних амортизаторов, рычаг ножного тормоза, рычаги переключения передач и кикстартера, рычаги оснований переднего и заднего тормоза, кронштейны и перемычки крепления заднего щитка, подседельное основание, верхняя траверса передней вилки, пробки основных труб вилки и гайки стержня рулевой колонки,
руль, накладка и болты крепления руля, кронштейн и рычаг декомпрессора, кронштейн и рычаг переднего тормоза, кронштейн и рычаг управления сцеплением, детали манетки обогатителя карбюратора, детали ручки управления дроссельной заслонкой, болт крепления и детали зеркала заднего вида, декоративная гайка центрального переключателя, ободок фары.
Передние и задние грязевые щитки, рама, маятник, инструментальные ящики с крышками, топливный бак, нижняя траверса и кожухи передней вилки, крепления наколенных щитков и боковой упор окрашивались эмалями. Рамы, маятники, кожуха и нижние траверсы передней вилки зачастую поступали на сборку чёрного цвета. Фара мотоцикла поставлялась предприятием смежником уже окрашенной в чёрный цвет. На экспортных и выставочных образцах фара и указатели поворотов окрашивались в цвет мотоцикла, а среднее и нижние закрытия окрашивались в цвет слоновой кости.
Мотоциклы «Восход-2» окрашивались на автоматической поточной линии лакокраски в чёрный, голубой, красный, салатовый, вишнёвый, синий и жёлтый цвета. Двигатель и крышка карбюратора окрашивались «серебрянкой». На экспортных и выставочных образцах детали двигателя, ступицы колёс, кожух цепи, основание передних тормозных колодок и центральная подставка фосфатировались и окрашивались серебристой эмалью температурной сушки.
Как дополнительное оборудование на мотоцикле использовалось ветровое стекло, которое потребителям продавалось отдельно. Верхняя часть ветрового щитка изготавливалась из органического стекла, нижняя – из пластмассы. Благодаря этому изменению при падении мотоцикла принимая удар на себя, нижняя часть щитка лишь деформировалась и предохраняла от разрушения хрупкий плексиглас. Крепление ветрового щитка осталось без изменения. Выпуск новых ветровых щитков был недолгим, из-за дороговизны производства, и в продажу вновь стали поступать щитки прежней конструкции.
Собираемые на отдельном конвейере выставочные, и экспортные мотоциклы, значительно отличались качеством отделки деталей. Все детали красились на отдельном участке вручную, после проверки ОТК ставилось личное клеймо. Хромированные детали имели трёхслойное покрытие с последующей полировкой.
Летом 1972 года на площади Победы принял старт мотопробег в честь 50-летия образования СССР. Десять комсомольцев завода отправились на своих мотоциклах по маршруту Ковров – Москва – Краснодон – Воронеж – Москва – Ковров. За месяц они промчались по дорогам России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении. Ковровские мотоциклисты прославляли дружбу народов, демонстрировали выносливость и надёжность изделий своего народа.
На базе мотоцикла «Восход-2» в начале 70-х годов был спроектирован мотоцикл для игры в мотобол, а в 1973 году была создана заводская мотобольная команда «Ковровец» тренером которой был В.И.Толоконников.
В декабре 1973 года в Сирии было запланировано производство мотоциклов «Восход-2», для этого был заключён контракт, по которому завод должен был поставлять мотоциклы в разобранном виде. Изготовление рам и штампованных деталей, а так же нанесение лакокрасочного покрытия затем сборка мотоциклов производилось на предприятии Сирии.
Мотоцикл выпускался с 1970 по 1976 гг. Всего было выпущено 994140 мотоциклов «Восход-2».
Хорошо сохранившийся мотоцикл в экспортном исполнении можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.
Возможности тюнинга
Доработка конструкции предполагает внутренний или внешний тюнинг. При внутренней доработке переделывается двигатель, оптимизируются ходовые параметры, подвеска, тормоза. При внешней доработке мототранспорту придаётся спортивный стиль или он переделывается в чоппер.
Особенности внутреннего тюнинга
Часто владельцы переделывают двигатель Восхода-3М. Чтобы увеличить тягу мотора, производят замену заводского бумажного воздушного фильтра на поролоновые фильтрующие элементы. Это способствует уменьшению выпускного трения воздуха. Потом полируют с помощью абразивного материала жиклеры и диффузоры, диаметр которых влияет на объём поступления в мотор горючего.
Для усовершенствования выпускной системы топлива выполняют установку нового модернизированного карбюратора. От имеющегося патрубка берут фланцы крепления на цилиндры, вытачивают втулки из алюминия, отрезают от выпускного патрубка фланец. В старом карбюраторе берут второй фланец. Используя холодную сварку, выполняют соединение деталей.
Конструкцию подгоняют, пока она идеально не будет подходит к выпускным каналам. Заполнение внутренних зазоров выполняют с помощью эпоксидного клея.
Часто устанавливаются задние регулируемые амортизаторы и ставят спортивную резину. При выполнении такого тюнинга мотоцикл становится более агрессивным и спортивным.
Выполнение внешнего тюнинга
В спортивном стиле
При низкой посадке и завышенной передней вилке появляется желание доработать мотоцикл в соответствии со спортивным стилем. Для этого следует поднять задние амортизаторы и заменить колено выхлопной трубы. Таким образом выхлопная труба соответствует уровню задней оси. Выхлопные трубы с увеличенным диаметром будут способствовать улучшению дизайна и повышению тяги байка.
При внешней доработке может выполняться покраска, хромирование, установка покрытых никелем дуг вместо старой заводской защиты, монтаж больших зеркал заднего вида, ступенчатого сидения и тюнинг колёс.
В завершении тюнинга устанавливается спортивный обтекатель.
Чоппер
При выполнении тюнинга под чоппер обрезаются или покупаются укороченные задние амортизаторы. Благодаря этой замене задняя часть мотоцикла опустится на несколько сантиметров. Заднюю вилку с колесом заменяют на более широкие. Выполняют замену угла наклона оси передней вилки, оснащение крышек цилиндров хромированными чашечками. Такого же стиля придерживаются при выполнении тюнинга передней фары, задних фонарей, приборной доски.
Выполнение тюнинга под Cafe-bike
При такой переделке для сокращения расходов своими руками приваривают заднюю часть рамы, укорачивают вилку, подрезают и подгоняют другие детали. Для руля и сидения тоже может быть достаточно собственных сил. Фару со стоп-сигналом устанавливают от грузовиков.
Выполнение тюнинга своими силами только с покупными деталями может осуществить большинство владельцев благодаря простоте конструкций и дешевизне запчастей.
Технические характеристики мотоцикла восход — 2 м данные для регулировки и контроля
Опережение зажигания до ВМТ — 2,5-3,0 мм Зазор между электродами свечи — 0,6-0,7 мм Зазор между сердечником катушки и магнитом датчика — 0,3±0,05 Давление в шинах: переднее колесо — 1,5 кгс/см заднее колесо — 2 кгс/см Свободный ход рычага сцепления — 5-10 мм на конце рычага Свободный ход рычага ручного тормоза — 5-10 мм на конце рычага Свободный ход троса дросселя и корректора — 1-2 мм Свободный ход педали ножного тормоза — 10-15 мм на конце педали Провисание верхней ветви цепи на расстоянии 75 мм от центра оси ведущей зубчатки при нажатии с усилием 2кгс — 20 мм
Источник
Технические характеристики мотоцикла восход — 2 м силовая передача
Сцепление — многодисковое в масляной ванне с числом дисков: ведущих (пластмассовых)- 7, ведомых(металлических)- 8 Управление сцеплением — ручное Коробка передач — двухходовая, четырехступенчатая Переключение передач — ножное Передача от двигателя к сцеплению — втулочно-безроликовая цепь ПВ 9,525-1100-44 звена Передаточное число двигатель-сцепление — 2,07 Передача от коробки передач к заднему колесу — втулочно-роликовая цепь ПР-12,7-1800-2 Передаточное число коробка передач — заднее колесо — 2,93 Общие передаточные числа в коробке передач: на 1 передаче — 3,04 на 2 передаче — 1,993 на 3 передаче — 1,482 на 4 передаче — 1 (прямая) Общие передаточные числа(от двигателя к заднему колесу): на 1 передаче — 18,42 на 2 передаче — 12,08 на 3 передаче — 8,98 на 4 передаче — 6,06