История мотоциклетного спорта, как мы уже выяснили, берет свое начало практически с самого изобретения мотоцикла, то есть, с 1885 года. Возникновение такой популярной и по сей день дисциплины как мотокросс, связано с ним практически неразрывно, поскольку именно она стала одним из первых официальных направлений, которое, к тому же, даже смогло породить ряд других зрелищных дисциплин.
Мотокросс в двух словах
В современном понятии мотокросс (также иногда именуемый MotoX или просто MX) – это гонка на замкнутой трассе, пролегающей по пересеченной местности вне дорог общего пользования. Основная задача каждого гонщика – первым пройти определенное количество кругов за отведенное время. В профессиональных заездах оно обычно ограничивается 30 минутами плюс 1-2 дополнительных круга.
В отличие от других видов спорта, где во главу ставится высокая скорость, здесь не меньшее значение имеет физическая подготовка и мастерство гонщиков, поскольку на пути к финишу им приходится преодолевать большое количество различных препятствий. Среди них и изменения дорожного покрытия на грязь и песок, и крутые подъемы и спуски, и даже искусственно установленные небольшие трамплины. Все это делает мотокросс одним из самых зрелищных и от того популярных соревнований. Однако было так далеко не всегда.
Новая страна – новый спорт
В 1970-80 годах советский мотоциклетный спорт был уже полноценными профессиональным направлением с собственными достижениями и звездами, не имевшим практически ничего общего с теми любительскими соревнованиями, которые стали его основой в самом начале века. Однако уже в 1991 на смену Советскому Союзу пришла Российская Федерация, место ФМС СССР заняла МФР (Мотоциклетная федерация России), ставшая в 1992 году полноправным членом ФИМ, а история отечественного мотоциклетного спорта сделала очередной виток, о котором мы обязательно расскажем в будущих материалах.
С чего все началось
Прародителем мотокросса принято считать так называемую «гонку за лисой». Это соревнование было организовано в Англии в 1908 году с целью доказательства того, что мотоциклы, несмотря на относительную молодость, являются весьма перспективным средством передвижения по бездорожью, по мощности и проходимости превосходящим привычных для того времени лошадей. Для подтверждения этого на трассу вышли 16 всадников и 13 мотоциклистов.
Доказать свою правоту любителям инноваций не удалось: во-первых, безоговорочную победу по времени в гонке одержала конница, а, во-вторых, 11 из гонщиков на «механизированных экипажах» вовсе не смогли прийти к финишу. Но, несмотря на поражение, мотокросс вместе с мотоциклетной техникой продолжил сове развитие и уже через несколько лет предстал перед зрителями в новом обличии.
Здесь стоит отойти от темы и отметить, что основным видом соревнований на тот момент стали гонки на длинные дистанции. Они ставили серьезный вызов гонщикам, зачастую выступавшим и инженерами, вручную дорабатывающими своих «железных коней», но были малоинтересны зрителям: следить за движением на всей протяженности трассы было просто невозможно. Поэтому стали приниматься первые попытки сделать соревнования более локальными, чтобы их посетители могли лицезреть всю сложность борьбы спортсменов. Одной из таких попыток стал новый прообраз мотокросса.
По правде говоря, он не имел практически ничего общего с тем, чем стал в итоге. Дело в том, что соревнования проводились не на привычной замкнутой трассе, а у подножья холма. Основной задачей участников, стартовавших поочередно, был подъем на его вершину, но, ввиду небольшой мощности, солидного веса мотоциклов тех лет и крутости подъема, сделать это не удавалось никому. Победителем же считался тот гонщик, которому удавалось больше всех приблизиться к цели. Несложно догадаться, что с такими, довольно странными, правилами состязания не ждал оглушительный успех.
Вновь, и на этот раз навсегда, мотокросс вернулся уже после Второй Мировой. Правила вновь изменились и теперь представляли собой хорошо знакомые нам гонки по пересеченной местности с одновременным стартом всех участвующих мотоциклистов. Единственным спорным моментом оставалась длина трассы, которая в итоге ограничилась 1,5-3 км. Впрочем, из этого правила были исключения – иногда длина кольца достигала внушительных 30 км, а при большом количестве участники могли стартовать поочередно. Впрочем, подобные изменения лишь разнообразили принятую концепцию и делали новообразованные соревнования еще более интересными для простого, непосвященного зрителя.
Павла КОСОЛАПОВА и из архивов ветеранов
—Воскресный летний день 1941 года, первенство Москвы по мотокроссу. Соревнования в разгаре, на трассе разгорелась напряженная борьба. Спортсмены подъезжают к очередному контрольному пункту, чтобы на листке сделать отметку, а затем, зажав его в зубах, продолжить гонку… Но контролера нет на месте. В полном недоумении направляются к финишу. «Соревнования отменяются — война…» Так для участников той гонки началась другая борьба, суровая и опасная. Главный приз победителям — жизнь.А уже 27 июня 1941 года на стадионе «Динамо» из спортсменов-добровольцев формировали первые отряды Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Мотокроссмены, участвовавшие в том последнем предвоенном первенстве, вступили в ее ряды. В задачи бригады входило выполнение спецзаданий по обеспечению связи, организация разведки и диверсионных действий в тылу противника, ликвидация вражеской агентуры, помощь партизанскому движению. Почти всегда это означало риск получить пулю.Сейчас каждому из тех фронтовых гонщиков уже далеко «за 80». Впрочем, «каждых» остались единицы. Трое из них рассказали читателям «Мото» о военных днях. Геннадий ФОМИН, мастер спорта по мотокроссу, заслуженный тренер СССР, в прошлом тренер сборной страны, судья международной категории, почетный вице-президент Международной мотоциклетной федерации, подполковник в отставке, ветеран ОМСБОН:
— О начале войны я узнал на тех самых соревнованиях и уже на следующий день пошел в военкомат. Но мне отказали — мой год для призыва еще не подошел. Прочитал в «Правде», что на стадионе «Динамо» формируется спецбригада из спортсменов. Вместе с товарищем — известным гребцом Александром Лаврушиным пошел записываться добровольцем. И здесь меня взяли! Кроме спортсменов, в бригаду вошел батальон испанцев, приехавших в СССР после революции в их стране. Нас, новобранцев, отправили в Подмосковье осваивать военные навыки, подрывное дело, ведение диверсионных действий.
Мы вернулись в Москву в середине октября 1941 года. Ситуация в городе невообразимая: настроение у многих паническое, еще не закончилась эвакуация, а враг уже в Крюкове… Готовились к обороне столицы, к уличным боям. Бригада подошла к Кремлю. Отделение, которым я командовал, заняло первый этаж ГУМа, как раз напротив Мавзолея. Приказали: появятся танки — открывать огонь, прежде всего выводить из строя технику. Но танки в город не вошли. Лишь однажды в воздушное пространство Москвы прорвался самолет, одна из бомб попала в Кремль… Чуть позже подтянулись армейские части сибиряков, обеспечивавших оборону города.
Вскоре я перевелся в мотоциклетную роту. Рота была, а мотоциклов — нет. Нам приказали искать технику и конфисковывать. Отнимать у граждан в пользу армии мотоциклы практически не пришлось — много трофейных досталось после разгрома фашистов в Крюкове. Наша основная работа — поддержание связи с передовыми частями — ведь провода линий передач рвались. Вот нас и отправляли за сведениями, переправлять приказы, уточнять диспозицию соединений и отдельных частей. В открытый бой мы старались попусту не вступать — куда важнее была информация, которую везли. Да и как стрелять, если руки держат руль?
На передовую возили и офицеров. Однажды я вез в коляске полковника, как вдруг — немцы! Перегородили дорогу и открыли огонь. Дело было в пору, когда земля в снегу, а они в белых маскхалатах — не разберешь, сколько их, откуда палят…. Я полковнику: «Ложись!» — и газ до отказа!.. Когда вырвались, отъехали на безопасное расстояние и остановились, гляжу — коляска вся в дырах от пуль, но ни в меня, ни в полковника ни одна не попала.
Потом меня направили в спецотряд на Кавказ, там пригодилось другое мое увлечение — альпинизм. В горах не до мотоциклов — здесь воевал по-другому…
Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень
Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.
В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.
Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.
Новости
Соединение езды на мотоциклах по пересеченной местности со скоростью стало стимулом для возникновения соревнований по мотокроссу. Одним из первых доступных общественности соревнований на пересеченной местности была так называемая «гонка за лисой», проведенная на военном учебном плацу недалеко от Лондона в 1908 г. В ней участвовали 13 мотоциклистов и 16 конных всадников. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника на бездорожье по скорости превосходит лошадей. Однако, в заезде одержали победу именно кавалеристы, а из мотоциклистов закончили соревнования только двое.
В последующие годы в Великобритании и Франции продолжали проводить мотокроссы, но они не вызывали интереса у публики — не хватало наглядности. Для первых кроссов использовался один из элементов многодневки — подъём на холм. Старт был одиночным, а не массовым, трасса выбиралась так, чтобы ни один гонщик не смог добраться до вершины, а победителем считался тот, кто смог пройти наибольшее расстояние. И только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов. Их стали проводить на естественной местности с травянистой, песчаной или даже грязевой (но без камней) поверхностью, используя массовый старт.
Споры о протяженности одного круга дистанции закончились в пользу довольно коротких трасс — 1,5-3 км — как более зрелищных для зрителей и более безопасных для самих гонщиков. Однако, в СССР и США устраивались мотокроссы с длиной круга в 30 км и больше. Это было связано с массовостью мотокроссовых соревнований — гонщиков, принимавших участие в гонке, было настолько много, что они не могли разместиться на трассе, не мешая друг другу.
Официальным признанием мотокросса в СССР принято считать первую Всесоюзную рабочую спартакиаду, проведенную в 1928 году. В ее программу была включена мотокроссовая гонка на дистанцию 100 км. В 1936 году в Киеве состоялось первенство СССР по мотоспорту. В 1957 году в Расторгуево впервые был проведен мотокросс на короткой трассе 1,3 км в три заезда по десять кругов.
Кроссовые мотоциклы
В первых мотокроссовых соревнованиях принимали участие гонщики на дорожных мотоциклах, приспособленных к передвижению по пересеченной местности собственными усилиями. Мотоциклы облегчались посредством снятия ненужных для соревнования частей — фары, стоп-сигналов, багажника, пассажирских подножек, зеркал, дорабатывалась подвеска, повышалась мощность мотора.
Появление серийных кроссовых мотоциклов привело к эволюционным изменениям в конструкции. Изначально очень широкий руль, предназначенный для увеличения рычага вращения, был уменьшен, а ход вилки и маятника — увеличен. Выхлопные трубы, расположенные снизу, стали поднимать, чтобы предотвратить их повреждение при падениях].
Облегчение двигателя и одновременное увеличение его мощности привело к тому, что на смену достаточно распространенным, но тяжеловатым 4-тактным моторам пришли легкие, оборотистые, простые в изготовлении 2-тактные. Двигатели стали исключительно одноцилиндровыми. Появление кроссовой резины позволило кардинальным образом улучшить управляемость мотоцикла[7]. Электростартер был заменен на кикстартер, а аккумулятор упразднен.
В 80-х эти нововведения положили начало современной схеме кроссового мотоцикла[7]: сиденье конструктивно теперь как бы наплывало на бак, что делало движения гонщика на мотоцикле более удобными; на замену тяжелому и неэффективному барабанному тормозу пришел дисковый тормоз, который к середине 90-х полностью вытеснил старую систему; самые главные изменения коснулись подвески — прогрессивная подвеска с моноамортизатором позволила увеличить ход маятника, уменьшить вес и, хотя и была несколько сложнее, однако делала работу амортизатора адекватной на всех режимах; еще одним из значимых изменений 80-х стало появление водяного охлаждения, пришедшего на смену воздушному.
Дальнейшие нововведения были также связаны с уменьшением подрессоренных масс и привели к появлению перевернутой передней вилки, что позволило на современных скоростях намного улучшить работу передней подвески. Появление новых сплавов и материалов позволило вносить новые изменения, улучшающие ходовые качества и мощность мотоциклов. В конце 90-х в связи с ужесточением экологических норм на рынке вновь появились 4-тактные двигатели — новейшие разработки позволили сделать такие моторы достаточно легкими и надежными.
Таким образом, современные серийные кроссовые мотоциклы имеют большой ход подвески — 300 мм и больше, мощный двигатель и легкую раму[8]. По типу рабочего процесса двигателя могут быть двухтактными (2Т) или четырёхтактными (4T)[9]. Не имеют светового оборудования, зеркал, приборной панели, бокового упора. Чаще всего не имеют электростартера.
Однако, например, в 2011 году в кроссовую линейку мотоциклов KTM электростартер был возвращен.
Кроссовые мотоциклы не регистрируются в органах ГИБДД, так как не сертифицированы для передвижения по дорогам общего пользования и не могут иметь ПТС и номерной знак. Для управления кроссовым мотоциклом не требуется водительское удостоверение, так как он является спортивным инвентарем.
Детские кроссовые мотоциклы
Детские кроссовые мотоциклы обычно делят на мотоциклы для начинающих, предназначенных для получения первых навыков внедорожной езды, и мотоциклы, уже относящиеся к спортивной технике. Мотоциклы для начинающих могут иметь полуавтоматическую или автоматическую трансмиссию.
Следует отличать детские кроссовые мотоциклы от питбайков. Питбайки конструируют так, чтобы на них мог ездить и взрослый человек, он имеет удлиненную колесную базу. Детский кроссовый мотоцикл сделан специально для ребенка. Ребенок должен свободно ставить обе ноги на землю, сидя в седле, и легко доставать до рычагов управления
Мотокросс в СССР
Во времена СССР мотокросс был одним из самых популярных видов мотоциклетного спорта. Проводились соревнования, начиная с первенства районов и городов и заканчивая первенством Советского Союза. Часто мотокроссы были посвящены знаменательным людям или событиям. Например, мотокросс памяти Юрия Гагарина — в Саратове, памяти Федора Полетаева — в Рязани, памяти Владимира Куриленко — в Смоленске, памяти Зои и Александра Космодемьянских — в Тамбове, памяти молодогвардейцев — в Краснодоне, памяти Циолковского — в Калуге и др.
В 1954 году в СССР впервые состоялись международные соревнования по мотокроссу. Гонка длительностью два дня проходила в районе Планерной под Москвой. В ней приняли участие чехословацкие, польские, немецкие (ГДР) и советские гонщики. Впоследствии международные мотокроссы стали проводиться в СССР ежегодно .
В 1956 году Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и гонщики из СССР смогли принимать участие в чемпионатах мира по мотокроссу.
В 1963 году гонщик Игорь Григорьев завоевал третье место в классе 250 см3 и первым из советских гонщиков был награждён бронзовой медалью ФИМ .
В 1964 году завоевал третье место Виктор Арбеков. А в 1965-м он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу, одержав победу над шестикратным чемпионом мира в классе 250 см3 бельгийцем Жоэлем Робером.
В 1968 году в Кишиневе ФИМ и Центральный автомотоклуб СССР проводят «Мотокросс наций» (англ.)русск. — командное соревнование по кроссу на мотоциклах класса 500 см3. Первое место завоевывает СССР, второе — ГДР, третье — Франция, четвёртое — Румыния, пятое — Финляндия и последнее — Швейцария .
В 1973 году советские спортсмены завоевали третье место в «Мотокроссе наций» и второе — в «Трофее наций».
В 1974 году гонщик Геннадий Моисеев становится чемпионом мира по кроссу на мотоциклах 250 см3.
В 1978 году в соревнованиях на приз «Трофей наций» советские гонщики занимают второе место.
По идеологическим причинам в СССР было запрещено использовать технику западных стран, поэтому спортсмены могли участвовать в гонках только на мотоциклах производства Советского Союза и соцстран, в частности, Чехословакии (мотоциклы CZ и Jawa). Однако, на одном из этапов чемпионата мира 1973 года мотоцикл CZ Моисеева не был доставлен вовремя, и тогда австрийцы предложили проехать этот этап на KTM. Геннадий Моисеев принял предложение и выиграл гонку. С KTM Геннадий Моисеев стал трижды чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах.
В 1979 году был наложен очередной запрет на использование в соревнованиях техники западных стран, что отрицательно сказалось на результатах советских кроссменов
Особенности мотоциклов
Вместе с правилами менялась и используемая в соревнованиях техника. Изначально это были обычные серийные модели мотоциклов. Чуть позже, когда мотокросс начал обретать более современные формы, стало понятно, что такие мотоциклы слишком тяжелы и неповоротливы для быстрого, уверенного маневрирования по сложным трассам, поэтому гонщики начали сами модифицировать их, избавляясь от всего «лишнего» (фар, багажника) и дорабатывая ходовую часть.
Чуть позже, когда индустрия шагнула вперед, стали появляться и первые серийные модели, изначально предназначенные для кросса. Все вносимые в них изменения были основаны на наблюдениях за поведением машин и гонщиков на трассе. Помимо общего облегчения конструкции, они коснулись и уменьшения ширины руля, что делало машину более управляемой, увеличения хода вилки, а также подъему выхлопной трубы, которая раньше постоянно получала повреждения. Но наиболее важное изменение было связано с двигателем: на место распространенных, но тяжелых 4-тактных пришли более компактные, легкие и оборотистые 2-тактные одноцилиндровые моторы, сделавшие всю конструкцию гораздо более управляемой и легкой.
Современные серийные модели кроссовых мотоциклов продолжают эти идеи: в них отсутствует аккумулятор и электростартер (по крайней мере, в большинстве моделей его заменяет кикстартер), фары, стоп-сигнал, зеркала и приборная панель. Кроме того, за счет использования более современных сплавов и ряда технологических решений, к примеру, отказа от барабанного тормоза в пользу дискового, их конструкцию удалось облегчить еще сильнее. Это позволило вновь устанавливать 4-тактные двигатели.
Сейчас все модели мотоциклов подразделяются на классы в соответствии с объемом двигателя: 50, 65, 85, 125, 350 и 500. По понятным причинам, соревнования проводятся между машинами одного класса.
Мотокросс как прародитель для других видов спорта
И последнее, на чем стоит остановиться – это влияние мотокросса на весь мотоциклетный спорт в целом, которое из-за раннего появления и получения статуса официального вида спорта было практически неизбежным. В частности, кросс послужил родоначальником сразу для нескольких других направлений:
- Суперкросса – практически полного аналога «старшего брата», но проводимого на небольших стадионах и даже в закрытых помещениях. Длина трассы в нем не превышает 400 метров, а количество участников сокращено с 40 до 25.
- Супермото – гонки по трассам, включающим асфальтированные и грунтовые участки. Изначально для них использовались кроссовые мотоциклы, способные с одинаковым успехом разгоняться на различных покрытиях, но сейчас они уступили место специально разработанным моделям.
- Мотофристайл – один из самых молодых (официально принят FIM в 2005 году) видом мотоциклетного спорта, представляющий собой длинные прыжки на мотоцикле с высокого трамплина с выполнением гонщиком в полете акробатических трюков. Так же как и в случае с супермото изначально использовал кроссовые серийные модели, которые в дальнейшем начали модернизироваться под новые требования.
Лидеры производства
На сегодня мировой рынок окончательно определился с топ-списком компаний, выпускающих технику для мотокросса. Из пяти лидеров, четыре – родом из Японии.
Это Судзуки, Кавасаки, Хонда и Ямаха. Но это вовсе не означает, что остальной мир стоит в сторонке, лишь наблюдая за гонкой лидеров. Кроссовый мотоцикл Хонда, или Ямаха – мечта любого современного гонщика.
От Европы стоит отметить такие компании, как BMW (Husqvarna теперь часть концерна), Aprilia (Италия), Ossa (Испания), Praga (Чехия).
К сожалению, в этом списке нет уже легендарного Цундаппа и DKW. Первая компания упразднена в 80-е и досталась китайцам, а вторая прекратила существование в 1966.
Эти кроссовые мотоциклы фото которых украшают музеи мотоспорта, сейчас стали примером для многих производителей.