Основные неисправности
- Механические, обусловленные естественным износом, сгоранием обмоток, разрушением контактных групп
- Конструкционные, обусловленные особенностями конструкции
- Неисправности реле-регулятора, которые приводят к отказу диностартера
Самые неприятные неисправности связаны с механикой: сгорание обмоток, межвитковое замыкание, износ или разрушением коллектора. Остальные механические неисправности такие как износ или зависание щеток, загрязнение коллектора, обрыв или окисление проводов и клемм устраняются достаточно легко.
Диагностика
Первый признак, что в диностаретере или реле-регуляторе что-то сгорело, коротнуло или разрушилось — это когда ни с того ни сего прямо посреди дороги у вас загорается лампа контроля заряда аккумуляторной батареи.
Если с вами такое произошло, то первое что нужно будет сделать — это осмотреть провода идущие от диностартера к реле-регулятору, проверить предохранитель, снять крышку с реле-регулятора и хотя бы визуально определить целостность его элементов, снять ротор посмотреть, что с щетками и коллектором и если ничего подозрительного там не обнаружится — обратится за помощью к очень грамотному электрику.
Можно попробовать выявить неисправность самостоятельно и в рамках этой статьи можно было бы описать все этапы проверки, в том числе авторские наработки, но этим заниматься никто из вас не будет. В лучшем случае потыкаете пару раз тестером и забросите вы это дело, а то и вопрете вместо диностартера магнету.
Второй верный признак, что с вашим диностартером полный порядок, но просто пришло время его обслужить — это когда на холостых и малых оборотах двигателя контрольная лампа заряда начинает сначала слегка помигивать, потом начинает гореть более устойчиво и через некоторое время начинает гореть в полный накалом во всем диапазоне оборотов работы двигателя.
Как в первом так и втором случае без разборки диностартера о его состоянии мало что можно узнать, поэтому при любых нареканиях на его работу засучиваем рукава, готовим инструмент и приступаем.
Неподходящий вариант установки
Какие карбюраторы подходят и что лучше поставить? Придётся разочаровать тех, кто планирует использовать в ходе переделки доступные модели от Оки или Жигулей. Все автомобильные модификации в этом случае вне игры. Причин несколько:
- Разряжение во впускном тракте мотоцикла отличается от параметров, характерных для автомобильных двигателей. Из-за этого правильная регулировка карбюратора от автомобиля на мототехнике становится практически невозможна.
- Подбор осуществляется не просто по рабочему объёму, а по количеству аспираций за единицу времени. Грубо посчитать аспирации можно, помножив рабочий объём двигателя на максимальное число оборотов.
- Автомобильные модели представляют опасность при падении мотоцикла, поскольку топливо из них может выплёскиваться и воспламеняться.
Для переделки не подойдут автомобильные карбюраторы!
Так что от идеи использовать детали от Оки или другой автомобильной техники придётся отказаться.
Разборка
Снимаем все что мешает снятию ротора, держим ротор рукой за вентилятор и отворачиваем гайку
У хорошего хозяина под гайкой должна стоять шайба и гровер. У плохого и гайки то не будет…
Снимаем ротор с коленчатого вала. Ротор можно снять как заводским съемником так и самодельным — без разницы.
Первым делом осматриваем коллектор ротора и щетки. Коллектор не должен иметь износа повреждений. Например вот этот коллектор просто грязный и после того как мы его отмоем диностартер снова заработает.
А у этого коллектора какие-то олени выломали ламели. Такому ротору будет сложно помочь и проще его выбросить. Чтобы с вашим ротором такого не произошло — подбирайте болты для муфты под магнету и вентилятора соответствующей длины, а не лепите туда все что есть под рукой…
Этот коллектор чем-то задрало, ламели коротнуло между собой и диностартер сдох. Если найти хорошего токаря, то он сможет проточить задир и работоспособность ротора восстановится.
Бывают ситуации, когда ротор роняют или бьют по обмоткам. Сами понимаете, повреждения силовых обмоток надежности системе энергообеспечения вашего мотороллера не прибавят, поэтому обращайтесь с такими устройствами очень аккуратно и используйте съемники, а не сбивайте как трактористы молотком.
На этом роторе кто-то смачно всандолил по обмоткам
Изготовление длиннорычажной вилки
При подготовке кроссового мотоцикла М-63К к соревнованиям выполняют большие работы по регулировке и доводке узлов экипажной части.
К наиболее крупным переделкам относится изготовление длиннорычажной передней вилки (вместо телескопической) и облегченной коляски с пружинно-гидравлическим амортизатором. Мотоцикл с длиннорычажной передней вилкой более устойчив на неровностях и поворотах. Параметры вилки можно легко отрегулировать в зависимости от трассы.
рис. 62. Длиннорычажная вилка, изготовленная на основе узлов вилки мотоцикла М-63. 1 — верхний мостик, 2 — нижний мостик, 3 — перо вилки, 4 — удлинительная втулка, 5 — ось колеса, 6 — крыло, 7 — амортизатор, 8 — ось рычага, 9 — кронштейн крепления амортизатора; 10 — качающийся рычаг (маятник), 11 — проушины, 12 — ушки крепления амортизатора
По кинематической схеме рычажные вилки можно разделить на толкающие (ось качания рычагов расположена сзади оси колеса) и тянущие (ось качания рычагов находится впереди от колеса). В зависимости от конструкции качающихся рычагов как тянущие, так и толкающие вилки подразделяются на длиннорычажные и короткорычажные. У длиннорычажных вилок длина рычагов близка к величине радиуса колеса. Длина рычагов короткорычажной вилки значительно меньше радиуса колеса. Примером короткорычажной вилки является вилка мотоцикла К-750, а длиннорычажной — передние вилки отечественных мотороллеров. Подавляющее большинство спортсменов нашей страны используют толкающие длиннорычажные вилки.
Рассмотрим конструкцию длиннорычажной вилки (рис. 62). Два ее пера соединены нижним мостиком при помощи сварки. В этот мостик запрессован стержень, на который надевают верхний мостик при монтаже вилки на раму. В нижние концы перьев вставлены удлиняющие втулки, к которым приварены втулки для размещения подшипников осей качающегося рычага, а в средней части перьев под нижним мостиком приварены кран-штейны под амортизаторы.
Качающийся рычаг выполнен в виде единой изогнутой трубы, к которой приварены проушины для крепления осей и ушки для крепления оси колеса. Амортизаторы через резино-металлические шарниры крепят верхней втулкой к кронштейну пера вилки, а нижней — к ушкам качающегося рычага.
При изготовлении длиннорычажной вилки от унифицированной телескопической берут трубы перьев вилки, мостик рулевой колонки со стержнем траверса, затяжные гайки, детали крепления вилки в раме мотоцикла, наконечники перьев.
Дополнительно следует изготовить удлинители перьев, маятник, кронштейны и ушки, крепления амортизаторов, проушины крепления маятника, усилительные стяжки, узел крепления маятника. Перья вилки можно сделать из цельнотянутых труб, имеющих внешний диаметр 36 мм и толщину стенки 5—6 мм. При использовании хромансилевых труб толщина стенки может быть уменьшена. Усилительные стяжки делают из цельнотянутой трубы диаметром 20—22 мм с толщиной стенки 1—1,5 мм.
Рис. 63 Детали и узлы передней вилки: а — маятник с вставками крепления оси б — ушко крепления амортизатора, в — проушина крепления маятника, г — распорная шайба между подшипниками и проушиной, д — обойма крепления подшипников, е — распорное кольцо между подшипниками, ж — развертка крепления кронштейна амортизатора, з — крепление удлинителя и обоймы к перу вилки, / — вставки для крещения оси, 2 — места сварки, 3 — обойма, 4 — удлинитель, 5 — перо
Качающийся рычаг (маятник) изготовляют, пользуясь трубогибом, из цельнотянутой бесшовной трубы диаметром 32 мм с толщиной стенки 2,5—3 мм. Из наконечников перьев вилки М-63 делают вставки для крепления оси колеса. С этой целью наконечники протачивают на токарном станке. Проточенные вставки запрессовывают в торцы маятника и закрепляют сваркой. Из стали 20 (рис. 63) изготовляют две проушины для крепления маятника и два ушка крепления амортизатора, а также два кронштейна для крепления верхней втулки амортизатора.
Существуют различные варианты узла крепления маятника. В одном варианте маятник качается на шариковых подшипниках № 202, запрессованных по две штуки в обоймы, которые приваривают к удлинителям перьев. В другом варианте конструкция крепления маятника более проста. Маятник качается на резино-металлических втулках, в качестве которых используют укороченные резиновые сайлент-блоки заднего маятника ирбит-ского мотоцикла, т. е. узел решен так же, как узел заднего маятника.
Примерный порядок сборки вилки таков: в перья вилки (если применяются перья от М-63) вставляют удлинители и закрепляют сваркой Затем к удлинителям (или непосредственно к перьям), если они изготовлены из целой трубы, приваривают обоймы подшипников. На раму ставят и закрепляют в подшипниках нижний и верхний мостики, устанавливают перья вилки. В обойму крепления подшипников вставляют втулки, с помощью вспомогательной оси размещают отверстия соосно и закрепляют перья в мостиках вилки. Прогревая перья газовой горелкой, загибают их у основания нижнего мостика до тех пор, пока расстояние между осью подшипника маятника и осью крепления двигателя не составип 360 мм (см. рис. 62).
В торцах маятника размещают вставки крепления оси вместе с осью и приваривают. Затем устанавливают проушины относительно передней оси. После этого проушины крепят сваркой к маятнику. На правый рычаг маятника наваривают стальное полукольцо для крепления тормозного барабана. Устанавливают и приваривают усилительные стяжки, а затем ушки крепления амортизаторов по месту в соответствии с имеющимися амортизаторами. После окончательной сборки проверяют среднюю длину вылета которая должна составлять 40— 60 мм.
В качестве амортизаторов для такой вилки можно использовать любые гидравлические амортизаторы, имо-ющие ход 120—150 мм. Нужно только подобрать пружины соответствующей жесткости. Хорошие результаты дает применение амортизаторов от автомобилей «Москвич» и «Жигули» в соединении с пружинами от мотоцикла М-63.
Рассмотрим изготовление амортизаторов из передних амортизаторов автомобиля «Москвич». Автомобильные амортизаторы разбирают, верхнюю часть поршня, к которой прижимаются пружинящие шайбы, притирают на плите, переделывают или изготавливают заново шток длиной 177 мм. После изготовления его обязательно хромируют и полируют, чтобы он не подвергался коррозии. Изготовляют также два верхних наконечника амортизатора (можно использовать детали этого узла от мотоцикла М 63) и четыре сухаря, а к корпусу приваривают опорную шайбу пружины, используемую от подвесок мотоцикла М-63.
Перед установкой протачивают на конус первые че-тыре-пять витков пружины. Проточенная пружина имеет переменную жесткость, в результате чего подвеска хорошо работает и на мелких неровностях дороги, и при прыжках.
Верхним кожухом самодельной подвески служит нижний кожух подвески мотоцикла М-63. Нижние кожухи на подвесках спортивных мотоциклов не ставят, чтобы избежать заклинивания подвески при смятии обоих кожухов. Для нижнего наконечника амортизатора используют от автомобиля «Москвич» резино-металличес-кие втулки, для верхнего — его рессорную втулку. Чтобы грязь и мелкие камни не попадали между штоком и сальником, применяют полиэтиленовую пленку, прорезиненный капрон и другой подобный материал, который наматывают в два-три слоя на собранную подвеску и закрепляют изолентой.
Находят применение также амортизаторы от автомобилей «Волга» и «Жигули», однако они требуют составной пружины, изготовленной из полутора пружин мотоцикла М-63.
Длиннорычажную переднюю вилку следует снабдить двухкулачковым тормозным барабаном от мотоцикла М-67, что позволит существенно улучшить динамику мотоцикла.
Чистка коллектора
Берем маленькую отвертку и вычищаем грязь между ламелей. Чистить коллектор нужно очень аккуратно, чтобы не поцарапать ламели
После чистки продуваем коллектор сжатым воздухом, моем чистым бензином и вытираем насухо тряпкой. Коллектор лучше всего мыть кисточкой: мочим кисточку в чистом бензине и намываем его до полного удаления грязи. Когда бензин полностью испарится берем кусок какой-нибудь не ворсистой ткани, немного смачиваем ее в бензине и тщательно с максимально возможным усилием натираем коллектор до идеальной чистоты.
Проверка обмоток статора
Отворачиваем болты крепления статора, обстукиваем его по кругу деревянной киянкой, снимаем с двигателя, переворачиваем его проводами к себе, переводим тестер в режим прозвонки, подключаем щупы тестера к двум крайним правым выводам обмоток, если тестер запищит — обрыва обмоток нет.
Тоже самое проделываем с оставшимися двумя проводами: переводим тестер в режим прозвонки, подключаем щупы тестера к концам проводов, если тестер запищит — обрыва обмотки нет.
После проверки обмоток на обрыв — проводим дополнительную проверку статора на пробой обмоток: переводим тестер в режим прозвонки, одним щупом поочередно касаемся проводов, вторым — касаемся корпуса статора. Если тестер не запищит — обмотки не пробиты. Если запищит или на экране побегут цифры — обмотки пробиты на массу.
Преимущества ветрового стекла из поликарбоната над обычным стеклом
- Поликарбонатное остекление устойчиво к воздействию ультрафиолета, перепадам температур;
- Такое прочное стекло имеет минимальное количество ребер жесткости;
- Поликарбонат отлично пропускает свет и остекление, таким образом, предоставляет полноценный обзор;
- Материал не склонен к разрушению;
- Ветровое стекло из этого материала имеет небольшую массу и не создает чрезмерных нагрузок;
- Монолитный поликарбонат легко формуется в нагретом состоянии и поэтому его форма может быть любой.
Проверка щеток
Переворачиваем статор щетками к себе, проверяем щетки на износ: рабочая поверхность щеток немного тоньше основной, если на ваших щетках рабочая поверхность стерлась — меняйте такую щетку на новую.
Изношенная щетка
Нормальная щетка
После проверки щеток на износ — поочередно проверяем как щетки ходят в гнездах, если щетки зависают — обтачиваем их напильником пока они не станут перемещаться в гнездах без заеданий.
После всего проделанного устанавливаем детали диностартера на место, регулируем зажигание и наслаждаемся безукоризненной работой электрики вашего мотороллера.