Выхлопные системы для мотоцикла — Yamaha MT-09 из США

Yamaha MT-09 2021

Как сделать человека счастливым? Отнять у него что-нибудь хорошее, а потом вернуть как было.

Иногда я думаю, что этим бесспорно рабочим методом руководствуются производители мотоциклов. Очередное обновление делает когда-то хорошую модель хуже — слабее, менее харАктерной, меньше клиренс и всякое такое. Иногда эти улучшения протаскиваются под соусом очередных эконорм, иногда — для удешевления или разделения одной модели на две… а иногда это выглядит как чистое вредительство, вообще ничем не обусловленное.

Yamaha MT-09 2022

Всякий раз испытывая обновлённые версии любимых мной моделей, я опасаюсь, что случится что-нибудь такое. К моей вящей радости, про Yamaha MT-09 2022 мне не придётся докладывать, что она в результате обновления стала хуже. А вот стала ли лучше — ещё вопрос.

Посадку сделали менее радикальной, а в повороты она при этом входит лучше и держит траекторию устойчивее. В городе мотоцикл стал даже удобнее, а у любителей современных электронных фишек наконец-то загорятся глаза от этой модели, но вот быстрее MT-09 не стала. Если это всё, что вы хотели узнать, можете закрыть страницу, а если интересны подробности — как говорится, не переключайтесь!

Об Yamaha MT-09 2022 года можно рассказывать довольно долго, но я не хочу повторять то, что и без меня известно: увеличили двигатель, сделали новую раму и маятник, поставили диодный свет, цветную ЖК-приборку. Про версию 2022 года сказано ещё больше, и в частности, её минусы — это неровная тяга и беспокойные подвески. Так что я расскажу о том, что сделали лучше, что стало хуже, а что не изменилось вовсе.

Минусы Yamaha Tracer 9 GT

А червивой вишенкой на торте нареканий станет целый рой мелких проблем: кофры в целом отличные, только в них помещаются лишь самые небольшие шлемы. Вряд ли пара дополнительных сантиметров сделала бы кофры слишком уж громоздкими, но вот пользы от них было бы больше. Иметь штатную центральную подставку — это здорово, особенно если бы она не касалась левого ботинка на ходу. А функциональная приборка с уникальным дизайном и обширными настройками была бы значительно полезнее, если не была нацелена прямо в живот райдера. Кроме этого, она недостаточно яркая для езды с тёмным визором и при этом изрядно бликует. Обычно проблемы с приборками обратные — отличный экран, кривой интерфейс и скудные возможности настройки, поэтому особенно обидно, что Yamaha хорошо справилась со сложной частью и бездарно слила элементарные вещи.

Отличия Yamaha MT-09 2022 от версии 2022 года

Как я уже упомянул, главные отличия новой Yamaha MT-09 2022 от версии 2022 года — в раме, электронике и двигателе. Начнём с шасси: рулевая колонка на раме стала ниже, что позволило укоротить перья вилки, заодно оснастив обе подвески более жёсткими пружинами и уменьшив вынос траверс на 5мм. Всё это обеспечило более чёткую управляемость в наклоне. Дальше, рама как таковая стала по заявлению Yamaha на невероятные 50% жёстче в продольном направлении. Прибавьте сюда новый маятник, облегчённые колёса, новые тормозные компоненты — и станет ясно, что новая MT-09 неизбежно должна ощущаться иначе, чем прошлогодняя версия, стоит только очутиться в седле.


Yamaha MT-09 2021

Особенно это касается перекладывания мотоцикла с бока на бок в серии поворотов: если старая MT-09 ощущалась откровенно ватной, то новая версия в наклоне идёт как влитая, уверенно и чётко. Неровности в повороте шасси отрабатывает намного уверенней, чётче ощущается связь с дорогой, что позволяет ехать на MT-09 как на настоящем спортивном нейкеде, а не как на раритете с мёртвой вилкой.

Думаю, именно жёсткость рамы на изгиб и является основной причиной отличий Yamaha MT-09 2022 от 2022. Плюс, укороченные перья вилки и более жёсткие пружины образуют более жёсткую конструкцию, обеспечивая чёткую обратную связь с рамой и райдером. Единственным минусом обновлённого шасси стало то, что оно теперь наклоняется значительно легче, и многие жалуются, что во время разворота на парковке мотоцикл как-то слишком уж охотно ныряет.

Как ни странно, несмотря на повышение объёма до 890куб.см, новый двигатель не кажется мощнее. Я полагал, что и без того тяговитый двигатель после увеличения хода поршней станет ещё мощнее на низах, не говоря уж о доработанном впускном тракте, распредвалах, упрощении выхлопа и улучшении охлаждения. И тем не менее, характер двигателя остался практически прежним.

Одна из причин этого — опять же шасси модели 2021 года. Чахлый амортизатор прошлой версии MT-09 давал просадку на ускорении, и мотоцикл постоянно пытался встать в вилли. Весело, но не особо нужно с инженерной точки зрения. Улучшение амортизатора и более жёсткая пружина позволили новой Yamaha MT-09 жёстче ускоряться и меньше вставать в свечку.

Вторая причина того, что Yamaha MT-09 2022 не кажется мощнее — это передаточные числа коробки, которые на первой и второй передаче стали выше на 3%. А значит, вау-эффект тяги на те же 3% уменьшился. Помимо эконорм Euro 5, которые уже заставили производителей добавить рабочего объёма, чтобы сохранить характеристики мощности, на низовую тягу повлиял (в отрицательном ключе) более тяжёлый коленвал, из-за которого двигатель раскручивается медленнее, а основной положительный эффект от увеличения массы коленвала ощущается на средних оборотах и выше.

Полуофициальные и слегка секретные графики с диностенда подтверждают мои слова: основной прирост мощности у нового двигателя наступает после 7000об/мин. Забавно другое: этот двигатель вообще не кажется быстрым. Он мощный, он отлично тянет и прекрасно разгоняет мотоцикл, но он не орёт и не шумит при этом, поэтому ощущения какой-то дикой мощности обновлённая тройка не даёт. Двигатель издаёт глубокий бархатный звук и легко приподнимает переднее колесо, если того пожелает рулевой — но и всё. Кстати, Yamaha провернула хитрый трюк: для увеличения хода поршня они вынесли в щеках коленвала шатунные шейки на бОльший радиус, а сам шатун наоборот укоротили. Благодаря этому внешние размеры двигателя остались прежними.

Ещё один аспект, способный повлиять на характер Yamaha MT-09 — это обновлённый электронный газ. В целом отклик двигателя стал более плавным и линейным, цепь финальной передачи по-прежнему туго и ровно натянута, а рывков трансмиссии почти не осталось. Так вот, переход от ручки газа с тросиком на полностью электронный сенсор прошёл не совсем идеально. Этого почти не ощущаешь при обычной езде, но вот когда начинаешь чудить, электронный датчик ручки газа чудит вместе с тобой. Например — в точке баланса в вилли: нутром я чувствую, что нужно повернуть газ на какой-то угол, а реакция на этот поворот оказывается не такой, как ожидаешь. Когда вместо троса дроссельную заслонку открывает компьютер, именно он решает, сколько тяги выдержат шины (или психика райдера, если угодно).

Простота Yamaha MT-09 окончательно осталась в прошлом, когда модель получила устройство измерения инерции, обеспечивающее работу наклонной ABS, вилли-контроля (LIF в терминологии Yamaha) и слайд-контроля (SCS) на основе систем спортбайка YZF-R1. Плюс — старый добрый трекшн-контроль. Три параметра, сопряжённые с тягой двигателя (трекшн-контроль, SCS и LIF) встроены в режимы двигателя. Режимы номер 1 и номер 2 заданы на заводе, а Мануальный режим позволяет настроить каждый из трёх параметров по своему желанию. Режимы, если нужно, меняются прямо на ходу.

И всё это работает отдельно от функции Brake Control — т.е. управления тормозной системой, которая имеет свои два режима. BC1 — стандартный, менее назойливый режим ABS, а BC2 работает с учётом угла наклона. Плюс к этому — четыре карты газа: первая и вторая одинаково агрессивны, третья обеспечивает более мягкий отклик на газ, а четвёртая срезает пиковую мощность и делает двигатель максимально послушным. Ещё из настраиваемых фич тут есть часы, а шкала уровня топлива тоже регулируется — путём добавки бензина в бак, разумеется.

А вот и ещё что-то новенькое в модели 2022 года: зажав переключатель на главном экране приборки, можно выключить все электроняньки, кроме ABS.

Есть в этом что-то дикое, что лично мне нравится. Вообще трекшн-контроль работает вполне адекватно, наклонная ABS вообще вещь полезная для многих, и всё это хорошо, но слайд-контроль от R1? Зачем? Наверно, раз уж есть инерционный датчик, то почему бы и нет… Но на прошлой итерации Yamaha MT-09 они ограничились трекшн-контролем с тремя ступенями: Вилли нельзя, Вилли можно, Выкл. И этого было достаточно.


Yamaha MT-09 2021

Yamaha Tracer 9 GT На дороге

И вот в чём тут штука: Tracer 9 GT имеет достаточно мягкие и выдержанные манеры для города. Его ручка сцепления информативна, а двигатель более чем хорош. У него с избытком тяги, он отлично звучит, и он достаточно бодр и энергичен, несмотря на то, что в этой версии коленвал сделали тяжелее для большей тяговитости.

Этот мотор всегда был шикарным, и если раньше его портил дёрганный характер, то в новой итерации это поправили, одарили его новыми топливными картами, и сейчас эта тройка — просто эталон.


Yamaha Tracer 9 GT

И будучи достаточно компактным в городе, за городом Tracer охотно пожирает километры. На 120км/ч тахометр показывает около 5000об/мин, и это достаточно немного для возможности ехать так часами, но достаточно высоко в диапазоне оборотов для мощного подрыва. Верха у него отличные, и он вполне способен на них идти на верхних передачах. Посадка представляет собой шикарную смесь спортивной собранности и повседневного комфорта, а ветровое стекло с регулировкой в духе Ducati превосходно (хоть диапазон и маловат). Отклик на газ весьма хорош на любых оборотах, подвески упругие, круиз-контроль интуитивный, тормоза неплохие, а сиденье совершенно не даёт о себе знать, что является лучшей характеристикой для седла мотоцикла.

И, наконец, Yamaha Tracer 9 GT отлично держится на извилистых дорогах: он сбалансирован, отзывчив, удобен, отлично держит траекторию в поворотах без перемещения веса, легко перекладывается. Трейл-брейкинг? Да запросто, с ABS-то. Небольшое вилли со сцепления на второй передаче при выходе из поворота? Легко. Прекрасный квикшифтер, вверх и вниз, на низах и верхах, на бодром ходу и подкатываясь к светофору.

С пассажиркой новый Tracer ведёт себя так же превосходно — в том числе благодаря продуманным вырезам в кофрах, позволяющим сесть более удобно. Пассажирские ручки на нужных местах, а сиденье для второго номера ровно такое же, как и водительское — садишься и не думаешь о нём. Tracer позволяет отлично путешествовать вдвоём, расходуя примерно 6 литров на сотню и приятно завывая в процессе. Во многом новый Tracer — оптимальный мотоцикл. Но.

Помните вторую и третью часть Матрицы? Нельзя сказать, что это совсем уж поганые фильмы — просто они портят саму идею, саму историю, рассказанную в первой части. В них уже нет того элемента чуда, которое было в первой, зато ощущалась радость коммерческого успеха. Примерно так же трёхцилиндровый мотор Yamaha кажется выхолощенным ради коммерческого успеха Tracer 9. Он стал более попсовым и менее восхитительным, а новые технологии его дополнительно сковывают и сглаживают. Так же как и его вес: новый Tracer 9 GT весит 222кг без кофров, и это на 14 кило больше оригинального FJ-09 и на 35 — нынешнего MT-09.


Yamaha Tracer 9 GT

Удлинённый маятник увеличил и колёсную базу, которая стала на 6 сантиметров больше, чем на FJ-09 первого поколения. Это увеличило устойчивость на прямиках и снизило склонность Tracer к вилли, что вряд ли порадует дорожных хулиганов, любящих подобные фокусы, но ещё это придало мотоциклу ощущение тяжёлого и вальяжного. Кроме того, передачи нынешней версии коробки хороши для MT, но немного не то для Tracer: первая и вторая на три процента выше, а две верхние стоило бы сделать чуть длиннее, для более спокойной езды. Это бы и расход сделало поменьше, и сгладило бы вибрации на пассажирском месте, которые изрядно достают в районе 120км/ч. К несчастью, пассажирские подножки — цельнометаллические, и передают эти вибрации с кристальной чёткостью.

Дальше — подвески с электронной регулировкой, которая не впечатляет. Два варианта алгоритма автоподстройки не позволяют райдеру самому регулировать сглаживание ни в каком виде. Более мягкая настройка, A2, при езде в одиночку приятнее, но даже в этом положении сглаживание сжатия вилки слишком жёсткое. С пассажиркой зад оказывается слишком мягким, что едва компенсируется затягиванием преднатяга и переводом автоматики в режим A1, а это усилило жёсткость вилки, и что самое ужасное — появилось крайне неприятное козление на больших плавных лежачих полицейских — пассажирку аж из седла выкидывает. Слишком тугое сжатие в вилке, слишком резкий отбой сзади — и абсолютно ничего с этим не поделать.

Парадокс прогресса Yamaha MT-09

Ну что ж, я вывалил на новую Yamaha MT-09 немного критики, но к счастью, это пустое ворчание, касающееся мелочей. По-крупному они ничего не испортили, а кое-что даже весомо улучшили. Так, тормоза на старой версии нельзя было назвать плохими, но новый радиальный мастер-цилиндр Nissin и мощные суппорта ADVICS значительно лучше справляются с остановкой Yamaha MT-09, которая ко всему прочему скинула почти 4 кило.

А главное, инженеры Yamaha действительно разобрались с невнятной управляемостью прошлой модели. Новая версия настолько более собранна, настолько хорошо настроена, что эти мотоциклы будто бы играют в разных лигах.

О некоторых улучшениях MT-09, Yamaha скромно промолчала. Так, квикшифтер стал определённого более внятным, он работает на низких оборотах, и практически всегда легко переключается вверх на две передачи подряд. Да и за приборную панель стоит похвалить — она вроде бы скромная по нынешним временам, но вполне читабельная и настраивается под себя. Например, два маленьких модуля по центру могут отображать любые из важных параметров от шкалы уровня топлива или трип-метра до температуры окружающего воздуха, а кликом и прокруткой колёсика на ходу можно менять отображаемый параметр. Просто, но элегантно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]