KTM 390 Duke – ТЕСТ
2014 г. в., 373 см3, 44 л. с., 139 кг, 170 км/ч, 289 900 руб.
текст: Антон Власов фото: Никита Колобанов
на фото: Антон Власов
»Некогда производитель исключительно внедорожной мототехники, сегодня концерн KTM AG имеет широкий и разнообразный модельный ряд, в котором есть даже уникальный гоночный автомобиль! И пока японские компании топчутся на месте, представляя по-настоящему интересные новинки раз в два-три года, австрийский оригинальными аппаратами каждый сезон. Среднекубатурный нейкед 390 Duke, дебютировавший в конце 2012 года на международном мотосалоне в Милане,— одна из самых интересных городских машин марки KTM последних лет. А интересен аппарат, конечно, не выдающимися техническими характеристиками, коих у этого простого и недорогого мотоцикла нет, а соотношением «цена/качество».
Несколько лет назад владелец и генеральный директор австрийского концерна рассказал о планировавшемся глобальном расширении модельного ряда сугубо городских мотоциклов марки KTM. Тогда мировая общественность восприняла эту новость скептически, поскольку «оранжевая» компания прославилась именно внедорожной мототехникой, а попытка «залезть» на почти не знакомую и хорошо освоенную конкурентами территорию выглядела неубедительно. Особенно смутило многих намерение господина Пирера перенести производство будущих нейкедов в Индию, на совместное предприятие с промышленным гигантом Bajaj Auto, чей доход в 2012–2013 годах, кстати, составил «жалкие» $ 3,5 миллиарда, что больше, чем среднегодовой бюджет, например, Мальты и Сенегала… Но спустя пару лет, когда компания KTM представила сначала 125-кубовый, а затем и 200-кубовый нейкеды семейства Duke, выпущенные в Индии и сделанные качественнее некоторых чисто европейских мотоциклов конкурентов… когда австрийский концерн обновил модель 690 Duke, скептики притихли — до завершения блестящей партии «оранжевым» недоставало только двух машин: среднекубатурной и «литровой».
Появление долгожданного 390 Duke стало предпоследним ходом компании KTM, после которого миру оставалось дождаться только дебюта 1290 Super Duke R. Но если представленный в ноябре 2013 года супер-нейкед с V-твином от спортбайка RC8 — это, скорее, имиджевый продукт, то городской 390 Duke — та самая серая лошадка, которая без лишней помпезности, тихой сапой обычно и делает всю кассу. Несмотря на индийскую сборку, нейкед 390 Duke — преимущественно европейский мотоцикл, разработанный для владельцев субкатегории водительского удостоверения А2. Потому что для азиатского рынка это слишком дорогой аппарат, на который у большинства жителей Индии никогда не хватит денег, даже если продать все вещи, дом и родственников, а для потребителей США… этот KTM пока недоступен, хотя Штефан Пирер грозился в нынешнем году привезти модель и в Северную Америку. Поскольку австрийский концерн весьма оптимистично относит Россию к Европе, нейкед официально представлен и в нашей стране.
170 км/ч! Внешне KTM 390 Duke практически идентичен 200- и 125-кубовым моделям, что легко объяснимо более чем близким родством мотоциклов: все три нейкеда построены на единой платформе и делят не только одни и те же раму, тормоза, колеса и подвеску, но и пластик, фару, бензобак и прочий «экстерьер». Самое яркое отличие 390 Duke от «младших» аппаратов — рама и колесные диски ярко-оранжевого цвета, которые как бы намекают на совсем не скучный характер модели. Мотоцикл получил совершенно новый двигатель, разработанный с чистого листа, а не на базе 200-кубового мотора 200 Duke, который в свою очередь был получен за счет увеличения рабочего объема «одностволки» 125 Duke. Хотя аппарат относится к категории «народных», а потому сравнительно недорогих нейкедов, его 4-клапанный 373-кубовый двигатель — это высокотехнологичная силовая установка. Тут и кованый поршень, и особо прочное алмазное покрытие на кулачках распределительных валов, и никасиловое напыление на стенке цилиндра, и система смазки «сухой картер» с производительным маслонасосом, и многое другое. За счет вертикального размещения валов коробки передач и без того небольшой по определению 1-цилиндровый двигатель удалось сделать еще компактнее, да и весит мотор KTM 390 Duke всего на 6 кг больше, чем силовая установка 200-кубовой модели!
Мотор австрийского нейкеда — типичный 1-цилиндровый двигатель средней степени форсировки: «ровный», предсказуемый, не особо тяговитый на низких и средних оборотах, но любящий высокие, быстро раскручивающийся и эффективно замедляющий мотоцикл при отпущенной ручке «газа». И если за рулем моделей 125 и 200 Duke опытный пилот остро ощущает недостаток производительности силовой установки, то на 390 Duke двигателя совсем не мало! Заявленные производителем 44 л. с. максимальной мощности — это пусть всё еще игрушки, но уже для взрослых. При 139 кг сухой массы нейкед KTM без труда и довольно динамично развивает 170 км/ч (по спидометру), что для 373-кубового мотоцикла весьма впечатляющий показатель.
Коробка передач 6-ступенчатая, сами передачи короткие, а потому для динамичного ускорения приходится активно переключаться. Учитывая «серединноверховой» характер 1-цилиндрового двигателя и его довольно скромный рабочий объем, даже при пилотировании в стиле «только что угнал из салона» мотоцикл не отличается особой прожорливостью: после окончания тестовых испытаний бортовой компьютер, который знает всё и даже немного больше, отрапортовал о среднем расходе топлива 5,5 л на 100 км. Уверен, что при спокойной эксплуатации 373-кубовая «одностволка» приятно удивит в полтора-два раза меньшим потреблением неэтилированного АИ-95.
«Взрослик» Поскольку мотоцикл построен на той же платформе, что и «младшие» модели семейства Duke, австрийский нейкед компактен и строен. Причем настолько, что преодолевать за рулем 390 Duke автомобильные пробки так же просто и приятно, как в пятницу вечером, попивая холодное шампанское, на вертолете долететь пассажиром до дачи, минуя все дорожные заторы. Но с другой стороны, лично мне аппарат показался… подростковым. Это, конечно, не столь любимый российским покупателем «мотовелосипед» Yamaha YBR125, но и не полноразмерный, назовем его так, мотоцикл, как 690 Duke, у которого уже совсем другая эргономика. Думаю, высоким, полным и прочим «негабаритным» гражданам за рулем 390 Duke будет не особо удобно. Ходовая часть этого недорогого мотоцикла, рассчитанного на студентов, тощих аспирантов и прочую вечно голодную и босую молодежь, на зависть многим нейкедам с ценником в два раза «тяжелее»! Тут и уже упомянутая жесткая и легкая хромомолибденовая рама, и вилка WP перевернутого типа с перьями «взрослого» диаметра 43 мм, и моноамортизатор той же марки, который пусть и лишен почти всех регулировок да и установлен даже не в рычажной системе, уже с завода адекватно работает и не вызывает желания выбросить его сразу после покупки мотоцикла. И хотя компоненты подвески модели 390 Duke такие же, как у «младших» нейкедов семейства, настройки всё же отличаются.
KTM 390 Duke — не только маневренный, как аквариумная рыбка в океане, но и очень послушный мотоцикл с довольно жесткой ходовой частью. Очевидно, что у подвесок австрийского нейкеда немалый потенциал, которого 139-килограммовому аппарату даже, пожалуй, многовато. А потому в процессе спокойной городской езды пилоту среднего веса и телосложения наверняка покажется, что комфортом на 390 Duke даже и не пахнет: несовершенство отечественного асфальта во всех деталях будет передаваться прямиком на позвоночник пилота, а невинные препятствия в виде «лежачих полицейских» покажутся суперкроссовой «гребенкой»… Но стоит чуть увеличить скорость (или загрузить мотоцикл пассажиром), как от былой армейской стали не останется и следа: подвески начинают сжиматься как минимум на половину от предусмотренного компанией WP хода (150 мм для вилки и моноамортизатора), уже нет «эффекта эхолота», сканирующего дорожную поверхность, но при этом аппарат по-прежнему прекрасно управляется. Модель 390 Duke отлично сбалансирована, и возможностей ее, в общем-то, простой ходовой части хватит большинству разумных пользователей. Как и на 125- и 200-кубовой моделях, на 390 Duke установлены тормозные механизмы марки Bybre, название которых у неподготовленного мотоциклиста вызывает истерический хохот. А зря. Потому что торговая марка Bybre принадлежит концерну Brembo, и это пусть и недорогие, но качественные компоненты, выпускаемые для рынка Азии. И хотя спереди у нейкеда KTM лишь один тормозной диск диаметром 300 мм, зато суппорт… радиальный 4-поршневой! Работает этот удивительный для мотоцикла начального уровня конструктив, конечно, не как моноблочные скобы от самой Brembo, но для 373-кубового 139-килограммового аппарата более чем эффективно. К слову, модель 390 Duke оснащена ABS от компании Bosch —причем отключаемой.
Третий элемент
Что же в сухом остатке? Официальный дилер просит за мотоцикл 289 900 рублей, что уже весьма ощутимая сумма, но еще в пределах психологического барьера «300 000». Учитывая «промежуточную» концепцию модели, гармонично вписывающуюся между еще «детским» 200 Duke и уже совсем «большим» 690 Duke, это адекватный ценник. 390 Duke —это третье и, пожалуй, самое значимое звено эволюции семейства австрийских нейкедов, полноценный городской мотоцикл, а не какой-то там «переходный элемент», который всё никак не найдут археологи в подтверждение теории старика Дарвина. Эх, если бы покойный Чарлз увидел 1290 Super Duke R, он бы сразу понял, что человечество произошло не от обезьяны, а само прилетело из космоса… /
WHEELIE-ФАКТОРПроизводительности 1-цилиндрового двигателя KTM 390 Duke вполне достаточно, чтобы при определенной настойчивости пилота оторвать переднее колесо легкого нейкеда от асфальта просто с «газа» на первой передаче. Но для полноценного wheelie тут, конечно, потребуется помощь сцепления — причем совсем небольшая. Правда, первая ступень трансмиссии модели 390 Duke очень короткая, а потому очень скоро после подъема на заднее колесо лента электронного тахометра упрется в непреодолимый барьер ограничителя оборотов, и ваше эпическое wheelie естественным образом закончится. Вариантов решения этой проблемы, как всегда, два: либо научиться в процессе исполнения этого невинного трюка городского хулигана переключаться на повышенные передачи, либо пытаться сразу поднять нейкед KTM на заднее колесо со второй ступени КПП. Второе, кстати, ненамного проще, чем первое, так как не самого впечатляющего крутящего момента 373-кубового мотора тут уже явно не хватает.
KTM Duke 390
Небольшой, обладающий индивидуальным внешним видом, на первый взгляд, может показаться немного несерьезным. На деле же, характеристики аппарата, разработанного инженерами из австрийской компании KTM, тщательно сбалансированы. Этот мотоцикл универсален. Он идеально подходит для езды в городе, простит вам легкое бездорожье, а при желании даст возможность попробовать себя на любительском треке.
Технические характеристики
Для мотоцикла был создан одноцилиндровый двигатель объемом 373 куб. см, неплохую мощность и тягу с самых малых оборотов. Технические характеристики KTM Duke 390:
Сухой вес байка – 139 кг. Максимальная скорость – 175 км/ч. Расход топлива в смешанном цикле — 5,3 л. Разгон с места до 100 км/ч – 6 с.
По двум последним позициям данные неофициальные, сведения почерпнуты из обзоров владельцев. Аппарат оправдывает самые высокие ожидания и позволяет динамично разгоняться и уверенно чувствовать себя и в городском потоке, и на трассе.
Цена
Данная модель выпускается, начиная с 2013 года. В нашей стране, реализуется через сеть официальных представительств компании. Стоимость нового мотоцикла в салоне составляет 370 000 рублей. На вторичном рынке выбор достаточно большой, при этом разброс незначительный: минимально просят 250 тысяч рублей. Максимальная сумма за двухгодичный аппарат равна стоимости нового байка.
Слабые места
Слабым местом можно назвать перья вилки, довольно часто владельцы мотоцикла жаловались на течь масла. Встречаются случаи выхода из строя приборной панели.
У части аппаратов 2014 годы выпуска выявляется заводской дефект ведущей звездочки. Каких-либо внешних признаков эта неисправность не имеет до момента обрыва цепи. Замена ведущей звезды производилась официальными сервисными центрами по гарантии бесплатно.
В остальном мотоцикл довольно прост, и зарекомендовал себя в качестве надежной техники.
Тюнинг мотоцикла
Данный аппарат обладает значительным потенциалом в плане улучшения и настроек. При этом примитивным стайлингом владельцы «Дюков» ограничиваются редко, чаще всего выполняются следующие работы:
Крыло заднее вместо штатного на КТМ Дюк 390 купить можно сравнительно недорого. После его установки байк преображается и приобретает более спортивный силуэт. На место родных глушителей монтируются титановые, обладающие увеличенным ресурсом и совершено уникальным звуком выхлопа. Опытные владельцы рекомендуют багажник оригинальной конструкции на КТМ 390 Дюк, который позволит перевозить небольшой груз.
Настоящие ценители быстрой езды производят перенастройку топливной системы, что позволяет добавить к максимальному показателю скорости еще 15 км/ч. Подвеска достаточно жесткая и такое повышение не сказывается на устойчивости и управляемости аппарата.
ИТОГ
Сильная сторона нашего мотоцикла — город. Несмотря на небольшую кубатуру, в отличии от заряженных спортбайков, KTM чувствует себя уверенно благодаря небольшим габаритам и маленькому весу. Все эти преимущества положительно сказываются на его управляемости. При этом, мотоцикл не испытывает дискомфорта в условиях легкого бездорожья. Конечно, опытного мотоциклиста трудно будет удивить этой моделью. А вот для новичка это будет лучшим выбором.
Обзор KTM 390 Duke 2022 года: Фото, детали, отличия от предшественника
26.05.2017
Появление современного внешне и высокотехнологичного внутри, и при этом доступного мотоцикла стало настоящим фурором и на европейском и на азиатском рынке, где до поры до времени начинающие мотоциклисты могли выбирать лишь между откровенно устаревшими, как морально, так и технически моделями, обладавшими в лучшем случае удовлетворительными техническими параметрами и ездовыми возможностями. Младшие KTM Duke стали фантастическим успехом для компании и пришлись по душе как молодежной аудитории, так и тем, кому мотоцикл нужен как повседневное транспортное средство. До сих пор никакой другой марке не удалось достичь такого баланса стиля, производительности и стоимости, как у семейства Duke 125/200/250/390 и их ближайших спортивных собратьев серии RC.
Казалось, что невозможно создать что-то лучшее, но новый KTM 390 Duke 2022 модельного года в очередной раз поднимает планку и вновь подтверждает реноме KTM, как безусловного законодателя моды в сегменте малокубатурных нейкедов и спортбайков.
Новый 390 Duke будет отлично смотреться на любой мототусовке и в любой обстановке – будь то тесные европейские улочки или заброшенные индустриальные трущобы.
В первую очередь – внешность. Непросто создать недорогой мотоцикл, который выглядит дорого, но в данном случае это именно так. Сохранив основные пропорции предшественника, новый Дюк стал обладателем абсолютно нового дизайна, который теперь недвусмысленно перекликается с топовым 1290 Super Duke R. Новые стремительная фара, оперение бака и двухцветная контрастная рама создают совершенно новое восприятие мотоцикла.
Новое лицо KTM Duke – это дизайн словно разделенной пополам фары, схожий со старшими моделями KTM. Фара полностью светодиодная – чем не может похвастаться никто в этом классе , да и в более старших кубатурах это пока диковинка.
Оранжевая пространственная рама, традиционного форм-фактора «птичья клетка» немного переделана для уменьшения базы на 10 мм теперь соединяется с подрамником белого цвета болтовым соединением, что упрощает ремонт этих элементов по отдельности.
В 2022 году у мотоцикла появилась совершенно новая приборка, построенная на основе большого цветного жидкокристаллического дисплея, легко читающегося даже в солнечную погоду, благодаря автонастройке в зависимости от освещения и переключающегося на темный фон в вечернее и ночное время суток.
Навигация по меню мотоцикла интуитивно понятна и осуществляется с помощью левого переключателя, позаимствованного у модели 690 Duke. Руль мотоцикла теперь не алюминиевый, а стальной – это определенно некоторое упрощение и удешевление конструкции. Но, с другой стороны, позволившее компенсировать внедрение ряда новых дорогостоящих деталей.
Тахометр теперь отображается более привычным и наглядным образом в виде классической полукруглой шкалы, причем полоса тахометра при достижении предельных 10000 об/мин становится красной. Новая приборка – это заметный шаг вперед по сравнению со скромной и невыразительной приборкой на предшествующих моделях. Опционально, при подключении за дополнительную плату функции KTM My Ride, на приборной панели, посредством передачи данных через Bluetooth, могут также отображаться входящие звонки на телефон и воспроизводимые на нем музыкальные треки.
И до того отточенная эргономика получила дополнительные улучшения, казалось бы — небольшие, но значительные. Расположение рукояток руля стало немного выше и чуть впереди, а новые рычаги тормоза и сцепления получили регулировку в пять положений. Подножки немного выше и смещены назад, а их кронштейны теперь из заметно более прочного кованого, а не литого алюминия. Новое сиденье значительно комфортнее предыдущей модели, но за комфорт пришлось заплатить увеличением высоты посадки на 30 мм. Впрочем, в целом посадка стала удобнее, в том числе благодаря более узкой передней части, которая еще и позволяет легче ставить ногу на поверхность при остановке.
Мотоцикл стал удобнее для водителей выше среднего роста.
Свою лепту внесла и компания WP, принадлежащая KTM и производящая подвески и другое оборудование для мотоциклов. На предыдущей модели подвески были вполне адекватные, но специалисты WP пересмотрели их конструкцию и спереди и сзади. Передняя вилка перевернутого типа с перьями диаметром 43 мм по-прежнему не имеет регулировок, но получила конструкцию с открытым картриджем и разделенной по перьям обработкой отбоя и сжатия, которая лучше обрабатывает самые различные неровности. Пружины с прогрессивными витками лучше поддерживают плавность хода, оставаясь совместимыми по размерам. В заднем амортизаторе также новая прогрессивная пружина с регулируемым предварительным натяжением.
Радиальные тормоза с четырехпоршневым суппортом и 300-миллиметровым диском спереди на предыдущей модели, были лучшими в классе, но не всегда достаточными для динамики 390 Дюка, поэтому на новой модели их размер увеличен до 320 мм и устраняет любые претензии к эффективности торможения. ABS может переключаться в режим Supermoto, в котором она отключается для заднего колеса, что позволяет при случае проходить повороты с хулиганским заносом.
Мотоцикл оснащен передовой электронной системой управления дроссельной заслонкой «ride-by-wire», что помогает двигателю одновременно и соответствовать нормам Euro 4 и оставаться очень отзывчивым на поворот ручки газа, что не всегда удавалось версиям с механическим приводом.
Двигатель конструктивно остался практически тем же. Увеличился в размере эйрбокс и появилась новая выхлопная система, что позволило на 5,7% увеличить крутящий момент. Цифра небольшая, но она ощущается не только на динамометрическом стенде. Мощность осталась той же и она больше чем у кого-либо из соперников и позволяет сделать вилли и со второй передачи. От мотоциклов начального уровня вилли — не самый нужный навык, но запас тяги во всем диапазоне оборотов является преимуществом для любого водителя, повышает срок владения мотоциклом, так как даже по мере роста навыков, он не надоедает.
Выхлопная система в 2022 году была полностью пересмотрена и отличия не только во внешней выпускной банке, но и в патрубках и резонаторах. Промежуточная камера позади цилиндра остается и работает вместе с внешним глушителем – такая система также направлена на то, чтобы мотоцикл укладывался в нормы выхлопа Euro 4.
Мотоцикл прибавил в весе около 10 кг. Прибавку в основном внесли новая выхлопная система, металлический топливный бак (увеличившийся в объеме с 11 до 13,4 л), стальной руль, новая приборная панель и болтовое крепление подрамника.
Однако мотоцикл по-прежнему остается настоящей ракетой в поворотах и каждый маневр вызывает истинное восхищение. Невесомое сцепление, тяга двигателя с самых низких оборотов, легкое переключение передач. Проскальзывающее сцепление делает даже агрессивное и несвоевременное переключение вниз практически безупречным. Мотоцикл идеален для лавирования в городском траффике и прохвата по загородным дорогам, особенно по извилистым, на которых даже начинающий водитель почувствует себя уверенным в себе пилотом.
Обратите внимание на выступ на крышке генератора – раньше он торчал вниз, а сейчас смещен назад и не выступает ниже кольцевой части крышки. Это позволяет больше наклонять мотоцикл в левом повороте.
Конструкторов, дилеров и покупателей нового KTM 390 Duke ABS 2017 остается только поздравить. Мотоцикл безупречен и по стилю, и по качеству изготовления и по ощущениям от езды. И что немаловажно, сохранив и усилив все положительные стороны предшественника, новый Duke остался таким же привлекательным и адекватным по цене, что делает его безусловным фаворитом сезона в своем классе, не оставляя шансов даже совершенно новым моделям конкурентов.
Фото: Байк Ленд, KTM
Вернуться