BRP Ski-Doo Tundra LT550 F – снегоход канадского производства, являющийся одним из технологичных подобных аппаратов на сегодняшний день. Особенностью данной модели является самая длинная гусеница в классе, что, безусловно, сказалось на геометрической проходимости. Учитывая некоторые продвинутые параметры, справедливо заметить тот факт, Ski-Doo Tundra LT 550 F является более доступной альтернативой японским снегоходам Yamaha, которые считаются самыми технологичными. При этом продукция от BRP не уступает Yamaha по большинству параметров – у рассматриваемого снегохода очень качественное сцепление и гусеницы, а также большой запас мощности.
Одноименное семейство снегоходов Ski-Do Tundra LT 550F выпускается в единственном цветовом окрасе. Базовая комплектация не отличается какими-то лишними элементами, и строго следует принципа консерватизма. Раньше базовая версия даже не имела электростаретра, который появился с приходом обновления. Машина получила все необходимые опции, которые направлены на повышение комфорта при передвижении. Обратим внимание на эргономичные рукоятки руля с изогнутыми концами, а также большое ветровое стекло диагональю 10 дюймов и настраиваемое сиденье REV-XP.
К другим особенностям рассматриваемой серии можно отнести сцепление eDrive с уникальным механизмом. Сцепление рассчитано на работу с мощным двигателем. Также в комплектацию входит реверс и гидравлический тормоз.
Видео
Ski-Doo Tundra LT 550 F – универсальный снегоход, востребованный на мировом рынке. Машина базируется на проверенной временем платформе REV-XU и выделяется классной геометрической проходимостью. Техника способна преодолеть любые районы и ландшафты. Канадский снегоход востребован среди начинающих пользователей, что вполне объяснимо, ведь этой машиной можно легко научиться управлять. К тому же, в снегоходе сделано все для того, чтобы водитель чувствовал себя комфортно и меньше уставал. Например, для снижения усталости ног и спины предусмотрена высокая посадка, которая подойдет для длительных путешествий. Усовершенствованная ходовая часть обеспечивает хорошую курсовую устойчивость на укатанной дороге. Этому способствуют и фирменные лыжи Pilot 6.9 собственного производства, благодаря которым снегоход прекрасно преодолевает препятствия в труднодоступных местах – например, в лесу. Благодаря малой массе и широкому траку одноименный снегоход способен без проблем двигаться по целине.
Элементы стандартной комплектации:
- Большая площадь ветрового стекла
- Металлический руль с наконечниками J-образной формы
- Функция подогрева ручек
- Электростартер
- Второе (пассажирское) сиденье с опциональной спинкой
- Приборы, показывающие уровень топлива, показатели скорости, пробега
- Многофункциональная приборная панель с цветным дисплеем
- Зеркало заднего вида
- Багажное отделение сзади
- Фаркоп
- Галогеновая световая оптика
- Желтый цвет кузова.
Особенности эксплуатации
«Тундра» от «Ски-До» является одним из самых легких утилитарных снегоходов. Модификация ЛТ отличается высокой проходимостью, о чем говорят многочисленные положительные отзывы владельцев. Вездеход одинаково подходит как для новичков, так и для профессиональных ездоков на снегоходных байках. Высокая посадка способствует комфортной езде при длительных поездках, что приближает этот «утилитарник» к туристическому классу.
Улучшенная подвеска способствует хорошей управляемости траком на укатанных снежных трассах. Лыжи Pilot 6.9 и Pilot DS (в зависимости от модели).
Они имеют небольшое «заужение» на конце, позволяют хорошо справляться с препятствиями в условиях леса, а также в сильно пересеченной местности.
Технические параметры:
- Габариты, мм: Длина/ширина/высота: 3343/1002/1325
- База лыж – 813 мм
- Габариты гусениц, мм: Длина/Ширина – 3923/406
- Высота грунтозацепов – 38 мм
- Общая вместимость – 2 человека
- Сухой вес – 227 кг.
- Передняя подвеска – телескопическая, LTS
- Передние амортизаторы/ход передней подвески – Motion Control Shocks/150 мм
- Задняя подвеска – SC-5U
- Задние амортизаторы – HP
- Ход задней подвески – 355 мм
- Коробка передач – автоматическая, CVT
- Понижающая, повышающая передачи – нет
- Ведущий/ведомый шкив вариатора – BRP Lite/LPV 27
- Механический реверс – есть
- Тормоза – гидравлические дисковые, Brembo.
Снегоход «Скидо Тундра 550»
Снегоход характеризуется как скоростная машина, которая в совокупности обладает отличной маневренностью, мощностью и динамическими качествами. Стоит отметить высокую проходимость снегохода. Трудно найти места, где он «сядет». За счет умеренной ширины сиденья, на снегоходе очень удобно проходить участки в положении стоя. Также комфортная езда и в положении сидя. Спина и ноги при этом не испытывают дискомфорта и каких-либо трудностей. Телескопическая передняя подвеска должным образом обеспечивает хорошую управляемость, мягкость хода снегохода.
Бытует мнение, что «Тундра» через щур валкая в связи с узкой гусеницей. Практические испытания и тесты показали, что это не является правдой. Даже при экстремальной езде снегоход трудно завалить на бок. То есть можно смело делать вывод, что «Скидо Тундра 550» идеально подходит для условий леса. Кстати, если уж и ожидается быстрая езда с постоянным маневрированием, то лучше управлять снегоходом в одиночку.
Также хотелось бы сказать пару слов о практическом назначении снегохода. Несмотря на мощный двигатель и приличные тяговые характеристики, таскать забитые прицепы с дровами на данном снегоходе не получится. Если это накатанная дорога, то ещё можно попробовать. Но, если же это рыхлый снег – уж точно не получится. В ночное время очень удобно кататься за счет передней фары. Её свет качественно освещает дорогу.
Двигатель
Снегоход BRP Tundra LT 550F получил двухтактный силовой агрегат Rotax 550F, проверенный временем. Этот мотор был изначально разработан больше десяти лет назад, но является до сих пор актуальным благодаря многочисленным модернизациям. До этой силовой установки компания BRP использовала ДВС Rotax 500, который тоже считается легендарным. Обновленный двигатель, который устанавливается в снегоход BRP Ski-Doo Tundra LT 550F, предназначается для бюджетных снегоходов. Он обладает длительным ресурсом и отменными ездовыми характеристиками. Двухкарбюраторный мотор имеет особую конструкцию, которая обеспечивает точное дозирование топливной смеси. Система охлаждения компонентов мотора представлена обычным вентилятором. Чтобы упростить и удешевить конструкцию мотора, разработчики отказались от противоугонной электронной системы DESS – безусловно, ее можно установить в качестве опции. В целом, рассматриваемая модель получила минимальное количество вспомогательных электронных систем, что позволило удержать ценовую планку на приемлемом уровне.
Проверенная двухтактная конструкция выделяется высокими показателями экономичности и экологичности. Также обратим внимание на высокую ремонтопригодность и доступность запчастей, что очень важно для российского потребителя, особенно для тех, кто проживает в северных регионах России. При рабочем объеме 0,5 литра силовой агрегат развивает 57 лошадиных сил. Компактная двухцилиндровая компоновка весит сравнительно немного, и потребляет 92-й бензин. Диаметр цилиндра составляет 76 мм. Вместительность топливного бака – 40 литров; масляного бака – 3,7 литра.
Внешний вид
Снегоход выглядит очень современно, несмотря на свое «туристическое» предназначение. Дизайнеры и конструкторы изрядно постарались, прежде чем поставить снегоход на массовый поток. Спереди можно увидеть защитный бампер, который обезопасит технику от сильных повреждений при столкновении с пеньками. Лобовое стекло исключает воздействие встречного ветра и снега на водителя во время поездок.
Рассматривая снегоход сбоку можно увидеть достаточно длинную платформу, совокупность роликов и непосредственно гусеницу с зацепами. Сзади размещена багажная площадка, благодаря которой производится монтаж дополнительного отделения – кофра. Чтобы минимизировать уровень дискомфорта во время длительных поездок, предусмотрена специальная спинка для пассажира.
Цена
Средняя стоимость снегохода BRP Ski-Doo Tundra LT 550F на российском рынке составляет в пределах 750 тысяч рублей. Цена указана на новую машину, но найти такой аппарат крайне сложно. Есть смысл обратить внимание на поддержанные снегоходы, выпущенные в 2007 и 2008 годах. Их стоимость держится на уровне 250-320 тысяч рублей. Более свежие варианты, выпущенные в 2011-2012 г., можно приобрести за 390-450 тысяч рублей. И наконец, за снегоход 2015 года выпуска придется отдать порядка 430-520 тысяч рублей.
Отзывы
- Кирилл, Красноярск. Машина в моем пользовании больше пяти лет. Уже давно к ней привык. Данный снегоход я выбрал по нескольким причинам. Катаюсь с сыном или сам, и бывает иногда нужно перевезти небольшой груз до 100-150 кг. Для этих нужд мощный аппарат не нужен, поэтому я ограничился снегоходом BRP Ski-Doo Tundra LT 550F. Отмечу довольно узкие гусеницы и тяговитый двигатель, который дает возможность немного погонять. Снегоход используется для поездки в лес, на охоту – для этих задач аппарат хватает, но не более того. Все-таки мощность ограничена. И все же, я нашел некоторые плюсы – это малая масса, благодаря которой снегоход более менее уверенно выезжает из глубокого сугроба – тут даже эвакуатор не нужен. Из перечисленных достоинств также отмечу высокую надежность – ничего не скрипит и не отваливается. В общем, этот аппарат я продолжу эксплуатировать вместе с сыном, который за пять лет превратился в мужчину, и уже хорошо умеет управлять снегоходом. Короче, продавать пока не планируем.
- Денис, Белгород. Достойная машина для новичка. Эдакий бюджетный аппарат на каждый день. Главное, чтобы снег еще был. Для этой машины характерны четкие и легкие реакции, а для выполнения поворота не нужно прикладывать никаких усилий. Я езжу в основном один, но и с двумя пассажирами тоже можно отправится в дальнее путешествие. Например, в плане грузоподъемности снегоход Tundra LT 550 F выдерживал вещи, провизию и двое человек. Аппарат на отлично справляется со своими задачами, хоть и на небольшой скорости (с такой большой нагрузкой). Вместительный топливный бак позволяет проезжать 100 км, но при запредельной нагрузке запас хода значительно снижается. Именно поэтому я езжу в основном один, а иначе надо брать с собой запасную канистру с топливом. Еще одна причина, по которой я езжу один, это большой расход топлива, что даже как-то странно. Техника потребляет больше 15 литров, не смотря на всего 55 сил под капотом.
- Виталий, Московская область. Приобрести снегоход Tundra 550 меня убедил продавец. К счастью, машина мне понравилась, и я не пожалел, что переплатил. На самом деле это бюджетный аппарат, проверенный временем. Но как раз среди бюджетников дешевым его назвать нельзя. Он обладает отличной проходимостью – снегоход способен выбраться из глубокого сугроба, либо преодолеть сложный подъем. В общем, тяги хватает с запасом. Иногда я катаюсь с друзьями, и даже бывает соревнуюсь. Например, у одного знакомого есть Ямаха Авентура. Безусловно, японец намного круче по скоростной динамике, по разгону и т. д. Это касается и управляемости. Но в плане проходимости однозначно выигрывает Тундра LT 550F. Я свой снежик не сажал ни разу, когда был в глубоком снегу. Серьезный недостаток – из выхлопной трубы выходит большое количество дыма. К тому же, машина шумит и воняет от выхлопных газов. Даже одежда воняет. К этой особенности я так и не привык. Увы, приходиться чем-то жертвовать, если нет денег. Пожалуй, в следующий раз возьму машину с 4-тактным мотором.
- Дмитрий, Ленинградская область. Тундра 550F является вполне нормальной машиной, учитывая низкую стоимость. За пять лет я как следует изучил достоинства и недостатки данной машины. Однозначно и с уверенностью скажу, что снегоход не подходит для серьезной и многочасовой работы, так как мотор быстро скисает и перегревается. К тому же, он потребляет много топлива, а мощности и тяги не хватает для преодоления глубоких сугробов – машина захлебывается, буксует и садится на брюхо. Качество изготовления – отличное, но дело не в этом, а в возможностях машины. А узлы надежные, долговечные. Главное, только не перегружать аппарат. Еще некоторые минусы – это трудоемкость обслуживания и дорогие запчасти. По этому показателю машина точно уступает отечественным снегоходам.
Электронный «снегоступ»: Ski-Doo Tundra LT 600 ACE
Свой нынешний внешний облик модель Ski-Doo Tundra получила в 2010 году. За четыре года существования на рынке эта модель заработала статус хорошего снегохода начального уровня. Знаю многих снегоходчиков, поездивших на Ski-Doo Tundra пару сезонов, которые пересаживались на более мощные и дорогие аппараты, но о первой «Тундре» всегда вспоминали и отзывались исключительно положительно.
Первое поколение Ski-Doo Skandic Tundra, в неизменном виде сохранявшееся на конвейере с 1985 по 2006 год, получило в Канаде прозвище «механические снегоступы». Из-за слабого мотора «Тундра» двигалась медленно, но проходила везде. Машины же второго поколения «Тундры» (2006-2009 гг.) практически ничего общего не имеют со своей наследницей (кроме 500-кубового мотора Rotax). По тем временам было удивительно, что на аппарате «второй серии» уже стояла современная рычажная передняя подвеска.
Горное наследство
От горных моделей в 2015 году «Тундре» «перепали» шикарные подножки прямо-таки «ажурной» конструкции, обеспечивающей активную «эвакуацию» снега из-под ног пилота. Для большинства «утилитов»-конкурентов такие подножки недосягаемая мечта. Помимо прочего под руль встала более высокая рулевая колонка Xtreme. Сам аппарат адаптировали под фирменные аксессуары BRP с системой быстрого крепления LinQ, что позволяет использовать некоторые элементы из дополнительного оборудования на разных моделях канадских снегоходов и квадроциклов
Революция пирамид
В базе у «Тундры» стоит алюминиевая рама REV-XU с пирамидальной конструкцией в передней части – этакое утилитарное прочтение горного шасси REV-X, устроившего в свое время настоящую революцию в снегоходном мире и наглядно доказавшего, что снегоходы могут быть не только «бронепоездами» на гусеницах, а по-настоящему спортивными, легкими и прочными
Умный газ
Система iTC (intelligent Throttle Control) состоит из трех режимов: Eco, Standard и Sport. Управление – клавишей, расположенной на пластике возле рулевой колонки. Режим Eco «режет» обороты двигателя ровно настолько, чтобы расход не превысил 8 л на 100 км. Соответственно, скорость ограничи-вается в пределах 60 км/ч. Standard – доступ к мощности открывается в полном объеме, но реакция двигателя на нажатие курка газа очень сильно задемпфирована. Безопасно, экономно, но активно кататься невозможно. Sport – электронные «уздечки» все деактивированы, как говорится, «едем на все деньги»
В 2010 году, когда новая модель получила свежий дизайн и алюминиевую пирамидальную раму REV-XU, инженеры BRP отказались от прогрессивной «многорычажки» в пользу архаичной подвески, построенной исключительно на телескопических амортизаторах. Общественность сей факт поначалу восприняла как желание «биэрпишников» придать «Тундре» больше утилитарности и функциональности. Ни для кого не секрет вселенская любовь охотников/рыбаков к снегоходом с передней телескопической подвеской, так как управлять в лесистой местности аппаратом на «телескопах» и легче, и безопаснее, а отсутствие широко расставленных рычагов существенно уменьшает шансы зацепиться за припорошенные коряги и кустарник. Да и ломаться вроде как нечему. Управляемость хуже? Так на «утиле» никто и не мечтает устанавливать рекорды скорости.
Без инструментов
Управление двигателем по проводам дало возможность сконструировать курок газа, положение которого на руле можно менять без специального инструмента и чуть ли не на ходу. Правда, с последним надо быть аккуратнее. Если повредить этот курок-потенциометр, то зажать в зубах тросик газа и доковылять до базы своим ходом не получится. Конечно, при дальних перегонах возможность смены положения «гашетки» существенно облегчит жизнь пилота. Затек большой палец? Перевернул курок под указательный – и дальше «пылишь» с комфортом. А вот насколько надежна вся эта электроника, покажет лишь время
Сочленения
Задняя подвеска SC-5U оборудована шарнирно-сочлененным механизмом («подламывающаяся пятка»), облегчающим движение задним ходом. Но в глубоком снегу «выживание» снегохода со столь узким траком и маломощным мотором на все 80-90% зависит от опытности пилота. Сесть и спокойно заехать в крутую горку по рыхлому снегу на «Тундре» не получится
Считаем один, два держим в уме
Официально Ski-Doo Tundra LT 600 ACE – двухместная машина. У сиденья действительно есть выделенное пространство для пассажира. Но не стоит себя обманывать: данный вариант предназначен исключительно для транспортировки «второго номера» на короткие дистанции в случаях крайней необходимости. В продолжительных путешествиях на таком сиденье пассажир умрет от усталости и возненавидит снегоход всеми фибрами своей души. И, сугубо на мой взгляд, «Тундра» – снегоход для вояжа одиночки
По внешнему облику – от фаркопа до кончика переднего бампера – Ski-Doo Tundra действительно настоящий «утиль». А с 4-тактным Rotax 600 ACE в 60 л.с. – так вообще «рабочая лошадка» с супер-экологичным, самым тихим (на «холостых» – вообще тишина!) и сверхэкономичным двигателем в индустрии. По заявлению производителя, 8 л на 100 км пробега. Трак шириной 406 см (16 дюймов) и длиной 3911 мм (154 дюйма). Высота грунтозацепов – 38 мм (1,5 дюйма). Задняя подвеска SC-5U оснащена шарнирно-сочлененным механизмом («подламывающаяся пятка»), облегчающим движение задним ходом. По тактико-техническим характеристикам Ski-Doo Tundra LT и Polaris Indy Voyageur 155 (см. материал в этом же номере) если не близнецы, то бесспорно братья-конкуренты.
Polaris Indy Voyageur 155
ДвигательRotax 600ACE Тип4-тактный, жидкостного охлаждения | |
Цилиндры | 2 |
Объем, см3 | 600 |
Мощность, л.с | 60 |
Топливная система | инжектор |
Трансмиссия | Edrive 2 |
Габариты, мм | 3329х1002х1325 |
Сухой вес, кг | 229 |
База лыж, мм | 813 |
Гусеница, мм | 406х3923х38 |
Ход передней подвески, мм | 150 |
Ход задней подвески, мм | 356 |
Бак, л | 40 |
Цена, руб. | от 729 000 |
Внимательный читатель непременно заметит, что, мол, у «Полариса» передняя подвеска современнее и тип двигателя другой. Да, правда! Хотя в арсенале у Ski-Doo Tundra LT 2015 модельного года помимо 4-тактного 600 ACE имеется и двухтактный Rotax 550F. А у еще одной модели – Ski-Doo Tundra Xtreme – двухтактная силовая установка 600 E-TEC мощностью аж в 115 «лошадей»! Но суть не в моторах. Тем более «Тундру» с Rotax 550F к нам в текущем году поставлять не планируют, а модель Xtreme явно выходит за рамки сегмента обычных легких утилитарных машин. Кстати, выпрыгнуть «экстремалу» за «красные флажки» узкого сегмента помогает не один только сверхмощный мотор, в равной степени это заслуга и общей конструкции Ski-Doo Tundra.
Невзирая на «древнюю» переднюю подвеску, пост-роенную на «ломах», Tundra способна отменно бундочить и активно управляться в глубоком рыхлом снегу. Понятно, речь идет об относительно равнинной местности. Инженеры BRP настолько точно рассчитали общую развесовку, что при достаточном дорожном просвете удалось заузить расстояние между лыжами до невероятной минимальной величины в 81 см. «Взрослого» снегохода с более узкой колеей просто не существует в природе! (Детские модели и «трансформеры», помещающиеся в багажнике легкового автомобиля, в расчет не берем.)
Багаж 25
Алюминиевая рама естественным образом налагает конкретные ограничения по массе багажа на корме. В данном случае грузовой отсек выдерживает 25 кг поклажи. Превышать допустимую массу настоятельно не рекомендуется, как и слишком быстро мчаться с грузом по ухабам и кочкам
На скорость не влияет
Чека экстренного торможения двигателем изменилась по форме и теперь представляет собой этакий сферический захват из нескольких лепестков. Думаю, мы еще услышим истории, как один из лепестков ломался и чеку пришлось к ответной части прицеплять при помощи липкой ленты. Впрочем, на скорость это не влияет. На укатанной трассе максимальная скорость около 100-110 км/ч. В глубоком снегу – 50-60 км/ч, а то и того меньше
Предвижу вопрос: так какой снегоход лучше?! Ski-Doo Tundra LT 600 ACE или Polaris Indy Voyageur 155? Для начала надо понять, за что вы готовы заплатить и не скупиться, а на чем вы хотите сэкономить, исходя из целей использования вашей покупки. Оба снегохода собраны на базе высокотехнологичных алюминиевых платформ от горных моделей. Оба способны барражировать в глубоком снегу и ходить траверсом. В пользу «канадца» говорит следующее: положительная 4-летняя история на рынке и тради-ционная для утилитарников конструкция передней подвески.
При этом вопреки распространенному мнению, что передние «телескопы» вовсе не способствуют улучшению маневренности, устойчивости и управляемости, «Тундра» полюбилась пользователям именно за свою податливость к активному драйву, отличное умение лавировать и держаться «на ногах». «Вояжеру» же еще только предстоит создать себе достойную репутацию на рынке. Вот его главные козыри: более современный внешний вид, туристический комфорт и демократичный ценник. Сугубо по моему личному мнению, благодаря рычажной подвеске «Путешественник» все-таки больше приспособлен к агрессивному стилю управления.
В 2015 году «Тундру» «нашпиговали» высокотехнологичными девайсами: трехрежимной электронной системой iTC управления двигателем, поворотным «курком» газа ACE, связанным с двигателем исключительно проводами, и новым противоугонным ключом RF DESS на радиосигнале. Естественно, за все эти радости «электронной цивилизации» придется проголосовать рублем. Как показывает практика, технику BRP и любят за то, что по новым технологиям, она, пусть на шаг, но всегда впереди своих конкурентов. Тривиально, но в любом случае каждый решает сам, готов ли он заплатить за «электронные снегоступы» или отдать предпочтение чему-то более традиционному.