Снегоход «Рысь 440»: технические характеристики, особенности и отзывы

В 1991 году моторостроительное объединение в Уфе выпустило первый высококлассный вездеход для покорения снежных просторов «Рысь», который завоевал сердца многих автолюбителей. Универсальность, широкий функционал, отличные технические характеристики и цена снегохода «Рысь 440» — порядка 120 тысяч рублей — позволили использовать вездеход в различных сферах деятельности человека.

Суровые климатические условия России требуют использования специальной техники. Помимо неплохих технических характеристик, снегоход «Рысь 440» оснащён широкими гусеницами, которые позволяют проходить по глубокому снегу. Уфимские вездеходы прошли тестирование в условиях Якутии и показали весьма хорошие результаты: они бесперебойно работают при температуре до -40 градусов и передвигаются на высокой скорости по насту. При этом снегоходы «Рысь» показали превосходную проходимость по глубокому снегу и отличную манёвренность. Некоторые серийные модели снегоходов были модернизированы для спортивных целей.

Несмотря на положительные отзывы и технические характеристики, снегоход «Рысь» перестал выпускаться в 2009 году.

Модельная линейка снегоходов

Основными представителями «семейства» снегоходов «Рысь» являются модели 113, 119, 500 и 440.

Вездеходы «Рысь» производились на протяжении восемнадцати лет, в течение которых не раз модифицировались и видоизменялись. УМПО (производитель снегоходов), начиная с самых первых моделей транспортных средств, старалось отыскать наиболее удачные решения, позволяющие повысить надёжность отечественных вездеходов и улучшить основные характеристики снегоходов «Рысь».

Первой модели в серии считается «Рысь 113». В качестве прообраза вездехода выступил известный и проверенный временем Arctic Cat. С целью снижения веса машины двигатель был выполнен из сплавов лёгких металлов. Алюминиевые цилиндры с кремниевым напылением не справлялись с высокими нагрузками. Отрицательно сказывалось отсутствие гильзы: на первых десятках километров пути мотор могло заклинить, что выводило технику из строя. В итоге копия вездехода получилась не самой лучшей.

Следующая модель — 119 — претерпела значительные изменения, превосходя своего предшественника по техническим характеристикам. Производитель улучшил дизайн вездехода, оснастив его усовершенствованным поддоном и капотом, которые облегчают преодоление снежных преград. Улучшенная система охлаждения и использование гильз позволило понизить количество поломок цилиндров двигателя.

«Рысь-спорт 121» стала следующей моделью, выпущенной УМПО. Благодаря уменьшенной длине корпуса снегоход прибавил в манёвренности.

В модельной линейке уфимских производителей спецтехники считаются машины «Рысь 500». Именно эти модификации стали оснащаться карбюраторами «Микуни». Вездеход получил изменения дизайна и обзавёлся гусеницами шириной 500 мм. Комплектовался шестерёнчатой коробкой переключения передач. Все снегоходы данной модели оснащались подогревом ручек руля.

«Рысь 440» стала улучшенной версией 500-й модели, которая на сегодняшний день находится в широком применении.

Где можно заказать и купить новую модель

Поскольку данная модель снегохода снята с производства уже более десяти лет назад, найти машину без пробега нереально. Самая свежая модель, которую можно найти на drom.ru, датируется 2004 – 2005 годами выпуска. Цена на байк с пробегом варьируется в пределах 90 – 150 тыс. рублей. Стоимость зависит от года выпуска и общего технического состояния аппарата.

С запчастями все обстоит попроще. За 18 лет производства было выпущено достаточно единиц техники, которая в настоящее время находится в активном пользовании. Найти новую деталь не составит большого труда.

Технические характеристики снегохода «Рысь 440»

В сравнении с машинами своего класса «Рысь 440» обладает весьма неплохими характеристиками:

  • пассажировместимость — два человека;
  • ширина гусеницы варьируется от 380 до 500 мм;
  • габариты снегохода — 3200х1240х3200 мм;
  • объём топливного бака — 18 литров;
  • вес машины — 280 килограмм.

Технические характеристики двигателей снегоходов «Рысь 440»:

  • Модели 113 и 119 комплектуются двухцилиндровыми и двухтактными моторами, модели 500 и 440 — четырёхтактными.
  • Работает на бензине марки А92.
  • Рабочий объём — от 431 до 440 кубических сантиметров.
  • Максимальная мощность — 42 лошадиные силы.
  • Воздушная система охлаждения принудительного типа.
  • На 100 км расходуется 20 литров топлива.
  • Максимальная скорость — 90 км/час.

Помимо неплохих технических характеристик, у снегоходов «Рысь 440» в отзывах отмечают наличие защитного лобового стекла с окантовкой, предохраняющего от встречного потока воздуха, подогрев ручек управления, вместительный багажник и наличие тахометра. Мощности двигателя машины достаточно для буксировки саней весом до 250 килограмм. Резиновые гусеницы оснащены армированными стержнями.

Какие могут быть неисправности

В мануале можно найти перечень основных неисправностей, а также возможные причины их возникновения. Вот некоторые из них:

ПроблемаВозможная причина
ДвигательНе заводится, но прокручиваетсяНе включено зажигание.
Нет подачи топлива.

Подсос воздуха.

Попадание воды в бензин.

Не заводится, дает глухие вспышкиСлишком богатая смесь.
Свечи забрызганы топливом.

Поломка зажигания.

Не заводится, дает звонкие вспышкиНе работает карбюратор.
Засорился бензонасос.

Воздушные пробки.

Холодный двигатель.

Заводится, но глохнетИзносились свечи зажигания.
Плохо работает бензонасос или карбюратор.
Отсутствует компрессияНет герметичности в системе (прокладка в цилиндре, кольца свечей).
Треск в КПП, отсутствует реверсПлохое натяжение цепи, износился ограничитель.
Стук в КППРастяжение ремня.

Для того чтобы избежать проблем в дальнейшем, рекомендуется устранять неисправности по мере их обнаружения.

Двигатель

Несмотря на неплохие технические характеристики снегоходов «Рысь 440» и их надёжность, зачастую ругают именно двигатели. Основной причиной выхода из строя моторов является естественный износ деталей. Наиболее часто владельцы снегоходов сталкиваются со следующими поломками:

  • сторонние шумы, вибрация и стук;
  • сбои в работе;
  • снижение мощности;
  • повышенный расход масла;
  • увеличенный расход топлива.

Причиной проблем с запуском в большинстве случаев являются карбюраторы. После того, как производитель снегоходов перешёл на японские карбюраторы «Микуни», многие неисправности исчезли сами собой. Детище японцев доказало свою надёжность и долговечность на протяжении длительного срока эксплуатации. В предыдущих моделях карбюраторов владельцам снегоходов приходилось сталкиваться с износом запорных конусов в клапанах, который устранялся притиркой.

Слабым местом двухтактных двигателей являются свечи. Масло и топливо, смешиваясь, приводят к отсыреванию свечей, что делает невозможным холодный пуск двигателя. В связи с этим в дальние поездки на снегоходах «Рысь» желательно брать несколько запасных свечей. Неполадки с лепестковыми клапанами и карбюратором также могут оказать отрицательное влияние на запуск двигателя.

Четырёхтактные двигатели снегоходов «Рысь» охлаждаются за счёт попадания в заборник снега. Длительное движение по сухому насту или льду может спровоцировать перегрев мотора, который устраняется посредством движения по участку пути с водой или подтаявшим снегом.

Переборка двигателя требует хорошего знания технических характеристик снегохода «Рысь 440», поэтому для проведения таких операций желательно обращаться в сервисные центры.

Инструкция по эксплуатации

Прилагаемый мануал содержит подробную информацию по устройству данного снегоходного трака. Инструкция включает как общую схему снегохода, так и детальные схемы основных узлов, в том числе и электропроводки. В конце владелец может найти перечень основных неисправностей и методов их устранения.

Обкатка

Поскольку данный снегоход снят с производства в 2009 году, то купить новый без пробега сейчас практически нереально. Однако рекомендации по обкатке могут все же пригодиться после капитального ремонта двигателя или установки нового. Продолжительность периода обкатки составляет первые 300 км пробега. При этом владелец должен соблюдать следующие требования:

  • þ не превышать скорость – максимум 45 км/ч;
  • þ ездить без пассажиров, по ровным участкам;
  • þ не обучать вождению;
  • þ менять режимы вождения.

Во время длительных поездок на большие расстояния следует время от времени делать короткие остановки. Это позволит избежать перегрева двигателя.

Техническое обслуживание

Первое комплексное техобслуживание проводится сразу после обкатки. Помимо проверки креплений, натяжения цепи, следует полностью заменить моторное масло в коробке передач. ТО-2 и ТО-3 проводят через каждые 1000 и 2500 км пробега. Это соответствует таким временным показателям, как раз в месяц и раз в год.

Помимо инструкции по эксплуатации, в интернете также можно найти выпущенный . В этом руководстве приведены подробные чертежи каждого узла, с указанием маркировок запасных частей и расходников.

Топливная система

Некорректная подача топлива и увеличенный/сниженный расход топлива сигнализируют о неполадках бензонасоса. Для их устранения достаточно тщательно прочистить деталь.

Преимуществом отечественных снегоходов «Рысь» является простой и дешёвый ремонт, не доставляющий большого количества проблем. Оригинальные запчасти к вездеходам можно приобрести в большинстве автомагазинов, причём некоторые из них сопоставимы с мотоциклетными аналогами.

Видео

Тестирование техники выполнялось в различных регионах. Основные испытания проходили в Якутии, где модель показала себя очень хорошо. Улучшения, сделанные в модификации Рысь 440, улучшили маневренность и проходимость.

Снегоход предназначается для передвижения людей или перевозки грузов по бездорожью при температуре от +5 до -40 градусов. Машина уверенно едет по насту с большой скоростью. Конструкция снегохода отличается простотой, потому управлять им сможет даже неопытный водитель. Обслуживание и ремонт техники нередко выполняются в домашних или полевых условиях. Подобные качества и отличная проходимость модели Рысь 440 сделали ее очень популярной у рыбаков, охотников и потребителей, которым необходимо передвигаться в сложных условиях.

Производство снегохода официально завершилось в 2009 году. Однако многие собственники продолжают активно эксплуатировать модель и сегодня.

Отзывы владельцев

  • Николай, Казань: имел возможность несколько лет ездить на снегоходе Рысь 440 (брал его у брата). Модель была переделена под спортивную. Техника отлично идет по твердому снегу на полях, но в лесу на ней не очень удобно. Из-за большого веса Рысь 440 немного проваливается при большом уровне снега. По целине снегоход подойдет для использования по наезженной траншее. На небольших дистанциях модель выглядит неплохо, но для длительных переездов и охоты это не лучший вариант. У меня несколько раз возникали проблемы прямо в дороге. Ко всему прочему, расход топлива у снегохода уж очень большой
  • Омск_500: катался на снегоходе Рысь 440 довольно давно (с 2005 по 2009 год). Технику брал поддержанную (второй владелец). За 4 года эксплуатации понял, что снегоход далеко не так хорош, как мне описывали при покупке:

– на рыхлом и глубоком снеге без лопаты просто не проехать;

– зажигание регулярно выходило из строя;

– в сравнении с серией Буран тяговые качества Рысь 440 намного хуже (сравнивали с приятелем);

– трансмиссия за 4 года ломалась раз 5-6;

– топливные шланги пришлось поменять после первого года эксплуатации;

– отремонтировать Рысь 440 в полевых условиях получится не всегда и не у каждого (тот же Буран спокойно перебирали прямо в лесу).

  • Владелец снегохода 1975: Добрый день! Пользовался снегоходом Рысь 440 два года. Перед приобретением смотрел информацию на форумах. Несмотря на наличие претензий, решил купить именно Рысь. В первую же неделю катаний разлетелся ремень. В итоге пришлось менять и перенастраивать вариатор. В конце первого года лопнула пружина подвески, купил новую. По пухляку Рысь 440 едет очень плохо, по пруду или по колее – нормально (разгонял до 100 км/час). Во второй сезон прямо в лесу заклинило коробку передач, до дома добрался с трудом. Это стало последней каплей, которая побудила продать данный агрегат. Рысь 440 – очень проблемный снегоход.
  • Nikonor: Достоинства снегохода Рысь 440 понятны. В эксплуатации модель обходится достаточно дешево, российские запчасти всегда остаются доступными, ценник на технику небольшой (не превышает 150000 рублей). При этом у снегохода есть вместительное сиденье, неплохая тяга и задняя скорость. Рысь 440 неприхотлива и достаточно надежна, хотя недоделок в конструкции хватает. Среди минусов отмечу плохие включатели света фар, которые усложняются процесс запуска техники. По характеристикам Рысь 440 напоминает мне отечественный Буран, но по качеству и надежности ему уступает.

Отзывы

  • Борис, Приморский край. Данный снегоход приобретался на замену Бурану, которым мы активно пользовались вместе с отцом. Рысь 500 – усовершенствованная альтернатива Бурану, и в этом мы убедились на практике. Купили машину в 2009 году, и пользуемся до сих пор. Отличный аппарат в плане своих эксплуатационных качеств, и даже с точки зрения дизайна. Он потребляет дешевый 76-й бензин, и не возникает никаких проблем с динамикой. За свою цену в 115 тысяч рублей снегоход отличный. По сравнению с Бураном машина быстрее разгоняется и активно тормозит. Снегоход более маневренный и практичный, с вместительным багажником. К тому же, его легко обслуживать. Из слабых мест можно отметить капризную цепь коробки передач, которую надо регулярно натягивать, иначе цепь оборвется и это станет причиной более серьезных неполадок. В целом мы с отцом техникой довольны.
  • Николай, Сахалинская область. Рысь 500 превосходно запускается в мороз при минус 40 градусах. То что нужно для наших условий. Машина оснащена широкими передними лыжами, и благодаря этому она весьма устойчива на неровной дороге. Так что переворачивания и опрокидывания с этим снегоходом – абсолютно исключены. В той комплектации, которую я выбрал, есть функция подогрева рукояток руля, чтобы не замерзали руки. Конечно, не обошлось и без недостатков, как и в любой другой отечественной технике. Самой серьезной и не решаемой проблемой является слабый двигатель, который плохо тянет при движении в горку или по рыхлому снегу. В таких условиях поднимаются обороты мотора, что приводит к перерасходу топлива. К тому же, возникают сильные шумы и вибрации, которые затем передаются на рулевую колонку. У коробки передач нет нейтральной скорости, и это еще один серьезный минус. Максимальная скорость по ровной дороге составляет 80 км/час. Машина потребляет намного больше, чем заявлено производителем – уж точно больше 20 литров на 100 км, причем даже в щадящем режиме езды.
  • Алексей, Ленинградская область. Машина приобретена прошлой весной в поддержанном состоянии. В то время года удалось хорошо поторговаться, и в итоге снегоход обошелся мне в 90 тысяч рублей. Состояние хорошее. Начал им активно пользоваться совсем недавно – после нового 2022 года. Сразу скажу, что аппарат дешев в использовании. Он хорошо управляется, и вполне комфортный в длительных поездках – благодаря подогреву ручек и большому багажнику. Также есть высокое ветровое стекло, защищающее от встречного холодного ветра. На вместительном сиденье поместятся ребенок (впереди) и еще один взрослый пассажир (позади меня). При этом тяга не пропадает, но поднимается назойливый шум мотора. По паспорту у меня модель 2004 года выпуска, и наверняка сменила уже 2-3 владельцев (вряд ли продавец мне правду сказал). Езжу каждый день по несколько часов. Для рыбалки и охоты Рысь 500 идеально подходит. Порадовало, что для этой машины есть в наличии все необходимые запчасти.
  • Константин, Свердловск. Данный снегоход меня приятно порадовал. Признаться честно, я ожидал худшего. Понравилось, что в коробке передач есть задний ход, который повышает маневренность и удобство разворота. Такая функция хорошо помогает в случаях, когда снегоход сел на брюхо где-нибудь в лесной глуши. При необходимости можно включить обогрев ручек руля и ног, хотя в ногах тепла почти не чувствуется. Аппарат в целом неплохой, но не много смущает посредственное качество сборки – детали подогнаны неаккуратно. Скрипит панель приборов, а в ходовой части появляются постукивания. К сожалению, двигатель тяжело пускается в холодную погоду, и для начала движения его сначала надо хорошо разогреть на холостом ходу.

Итоги

Приобретать снегоходы «Рысь» в развлекательных целях не совсем выгодно из-за большого расхода топлива — порядка 20 литров на 100 километров. Несмотря на это, машины отличаются простотой эксплуатации и лёгкостью ремонта, благодаря чему устранить большинство неполадок можно в домашних условиях без обращения в сервисные центры.

Снегоходы серии Рысь длительное время выпускались Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО). Первый экземпляр снегохода Рысь был представлен в 1991 году. Модель позиционировалась как первоклассный вездеход, рассчитанный на езду по снежным равнинам. Серия быстро нашла поклонников на российском рынке.

Производство серии Рысь продолжалось 18 лет. УМПО выпускало несколько модификаций снегоходов с различными характеристиками. Все они отличались высоким качеством, свойственным уфимским продуктам. Первой модификацией серии стала Рысь 113, сделанная на базе модели Arctic Cat. Техника получилась не самой удачной, с двигателем машины регулярно возникали проблемы. Модернизация машины дала толчок к появлению новых версий снегоходов от УМПО.

Флагманом серии считалась модель Рысь 500. Версия Рысь 440 стала одним из последних продуктов производителя и представляла собой модернизированную версию Рысь 500. Дизайн техники стал более динамичным и современным. Снегоход обзавелся новой карбюраторной системой «Микуни», измененным капотом, улучшенной шестеренчатой коробкой передач и широкой гусеницей. В базовой версии снегоход получил электроподогрев ручек руля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]