Метрическая система маркировки
Метрическая система маркировки встречается в нашей стране куда чаще других. В классическом виде она представляет собой приблизительно такой код: 120/70 — Z17 M/C. Все его элементы идут в строгом порядке. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Первая цифра (в нашем случае – 120) означает ширину шины по прямой линии от края до края. В метрической системе маркировки она измеряется в миллиметрах.
Вторая цифра (на примере – это 70) обозначает высоту профиля шины с учетом протектора. Оно выражается, как процент от ширины резины в мм.
Использование шины с шириной или высотой обода, не предусмотренными заводом-изготовителем мотоцикла, может привести к потере динамики на поворотах, увеличению расхода топлива и сокращению срока службы резины.
Далее идут буквенные латинские обозначения. Первая буква (Z) означает, что это шина высокоскоростная и может использоваться на скоростях свыше 240 км/ч.
Буква W — это индекс скорости, то есть показатель, превышение которого негативным образом сказывается на состоянии шины и уменьшает срок ее эксплуатации. Латинские обозначения индекса скорости являются международными и используются во всех типах маркировки моторезины.
Ниже мы приведем сводную таблицу скоростных индексов.
Индексы скорости
Обозначение | км/ч | миль/ч |
B | 50 | 31 |
C | 60 | 37 |
D | 65 | 40 |
E | 70 | 44 |
F | 80 | 50 |
G | 90 | 56 |
J | 100 | 62 |
K | 110 | 68 |
L | 120 | 74 |
M | 130 | 81 |
N | 140 | 87 |
P | 150 | 93 |
Q | 160 | 100 |
R | 170 | 106 |
S | 180 | 112 |
T | 190 | 118 |
U | 200 | 124 |
H | 210 | 130 |
V/VB | до 240 | до 149 |
(V)/(VB) | более 240 | более 149 |
W | до 270 | до 168 |
(W) | более 270 | более 168 |
ZR | более 240 | более 149 |
Последняя цифра (в нашем случае 17) — это диаметр обода. Даже в метрической системе маркировки этот параметр измеряется в дюймах. Установить покрышку, предназначенную для обода диаметром 16 дюймов, на диск с диаметром в 17 не получится (а если вам и удастся, ничем хорошим это не закончится).
Буквосочетание M/C говорит о том, что резина предназначается именно для мотоциклов.
Помимо основного кода (120/70 — Z17 M/C) в разных частях шины может быть зашифрована и другая информация.
В первую очередь, нужно сказать об индексе нагрузки (см. рисунок). Он показывает максимальный вес, который выдерживает шина в полностью накаченном состоянии. Таблица индексов нагрузки представлена внизу страницы.
Специальная стрелка (иногда сопровождающаяся надписью Wheel Rotation) указывает направление вращения.
Код TUBE или TT означает необходимость использования покрышки только с камерой, а TUBELESS или TL говорит, что она бескамерная.
На некоторых покрышках можно встретить аббревиатуру DOT. Она наносится на модели, соответствует нормам безопасности Транспортного департамента США. Аббревиатура EUCX означает такой же сертификат, выданный одной из стран Евросоюза.
Буква B в кружочке – знак официального утверждения по результатам испытаний в рамках правил EЭК ООН, цифра рядом — страна где проводилось испытание.
Дату изготовления шины можно понять по последним четырем цифрам в овале, например 4207 — 42 неделя 2007 года.
Индексы нагрузки
Обозначение | кг | Обозначение | кг | Обозначение | кг | Обозначение | кг |
20 | 80 | 37 | 128 | 54 | 212 | 71 | 345 |
21 | 82.5 | 38 | 132 | 55 | 218 | 72 | 355 |
22 | 85 | 39 | 136 | 56 | 224 | 73 | 365 |
23 | 87.5 | 40 | 140 | 57 | 230 | 74 | 375 |
24 | 90 | 41 | 145 | 58 | 236 | 75 | 387 |
25 | 92.5 | 42 | 150 | 59 | 243 | 76 | 400 |
26 | 95 | 43 | 155 | 60 | 250 | 77 | 412 |
27 | 97 | 44 | 160 | 61 | 257 | 78 | 425 |
28 | 100 | 45 | 165 | 62 | 265 | 79 | 437 |
29 | 103 | 46 | 170 | 63 | 272 | 80 | 450 |
30 | 106 | 47 | 175 | 64 | 280 | 81 | 462 |
31 | 109 | 48 | 180 | 65 | 290 | 82 | 475 |
32 | 112 | 49 | 185 | 66 | 300 | 83 | 487 |
33 | 115 | 50 | 190 | 67 | 307 | 84 | 500 |
34 | 118 | 51 | 195 | 68 | 315 | 85 | 515 |
35 | 121 | 52 | 200 | 69 | 325 | 86 | 530 |
36 | 125 | 53 | 206 | 70 | 335 | 87 | 545 |
Все перечисленные коды метрической маркировки моторезины и комментарии профессионалов по ним вы можете увидеть на видео ниже.
Маркировка мотошин
Начнем с визуального представления: Основным и первым параметром при подборе шины является ее размер. Ниже рассмотрим самую распространенную (Метрическую) систему маркировки шин для мотоциклов. Как правило данная маркировка выглядит примерно так: 120/70 ZR17 (73W) TL Rear 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — первая цифра обозначает ширину покрышки в мм – в данном случае 120 мм; 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — вторая – высота профиля шины с учетом протектора в % от ее ширины – в данном случае 70% от 120 мм, т.е. получается 84 мм; 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — последняя цифра – обозначает посадочный диаметр шины в дюймах, в нашем случае данная шина предназначена для установки на диски диаметром 17 дюймов.
Схема для наглядности: Как вы могли заметить, в данной маркировке еще присутствуют буквы “Z” и “R”. 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — Первая буква — “Z” – обозначает индекс высокоскоростной шины, которую можно использовать на скоростях выше 240 км/час.
Ниже приведены таблица расшифровки индексов скоростей:
Индекс скорости | F | G | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | W | Y | VR | ZR | (W) |
Скорость, км/ч | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | 270 | 300 | >210 | >240 | >270 |
120/70 ZR17 (73W) TL Rear — вторая буква — “R” – обозначает тип конструкции шины. В данном случае “R” (RADIAL) – радиальная. Вместо буквы “R” могу быть “-” или “B” – они обозначают диагональную конструкцию шины.
Основным отличием диагональных от радиальных шин является то, что в диагональной шине нитки в каркасе «протянуты» по диагонали, от обода к ободу, при этом в каждом следующем слое направленность диагоналей обратна предыдущему (в перехлест). Исходя из этого, слоев в каркасе диагональной шины может быть только четное количество (обычно их там четыре). В радиальной же покрышке текстильные нити каркаса «проходят» строго перпендикулярно колее движения – от обода к ободу, что дает производителям широкое поле для маневра с количеством слоев.
Преимущества радиальной шины в том, что она лучше держит форму, что непосредственно влияет на управляемость и безопасность вождения. Именно это и является одной из главных причин того, что например для спортбайков выпускают только радиальные шины. Еще одно следствие стабильности формы – лучшее сцепление с дорогой и более равномерный износ протектора (такая шина при прочих равных дольше прослужит).
Вместе с тем, диагональная шина имеет намного более прочные боковины, которые намного меньше боятся порезов, проколов и задиров. К тому же, боковины диагональных шин, в отличие от радиальных, вполне ремонтопригодны – в большинстве случаев, когда радиальная шина вообще подлежит утилизации – диагональную еще можно спасти и дальше эксплуатировать. Кроме того, диагональные шины лучше смягчают ударные нагрузки, передаваемые на мотоцикл при движении по дорогам плохого качества, либо бездорожью.
120/70 ZR17 (73W) TL Rear – далее, в маркировке шины, указывается показатели нагрузки и скорости. В данном случае “73” индекс нагрузки (параметр, соответствующий нагрузке, которую выдерживает резина при максимальном внутреннем давлении воздуха). А “W” обозначает индекс скорости (показатель, обозначающий максимальную расчетную скорость, с которой можно эксплуатировать данную моторезину). Таблица с расшифровкой индексов скорости была приведена выше.
Таблица «Индексы нагрузки»
120/70 ZR17 (73W) TL Rear – маркировка “TL” означает, что покрышка бескамерная (TUBLESS). Если вместо “TL” используется обозначение “TT” – то это означает камерный тип резины (TUBE TYPE).
120/70 ZR17 (73W) TL Rear – “Rear” — обозначение шины, предназначенной для заднего колеса; «Front Wheel» или просто «F» — шина устанавливается на переднее колесо. Также существуют универсальные шины, которые можно устанавливать, как на переднюю, так и на заднюю ось.
Дополнительные сокращения маркировки моторезины:
M/C
— сокращение от motorcycle, означает принадлежность к мотоциклетным шинам (указывают в случае, если шина имеет «автомобильные» размеры.
MBS
— вид корда, состоящий из кевларовых нитей предназначенных для усиления конструкции (ограничения деформации шины на высокой скорости);
ND
(Non Directional) — не направленная шина;
NHS
(Non Highway Service) — шины, не предназначенные для скоростных дорог;
NWS
(Narrow White Stripe) — обозначение тонкой белой полосы на боковине шины;
REINF
(Reinforced) — мотошина усиленной конструкции с дополнительными слоями корда;
SAG
(Super All Grip) — шины повышенной проходимости;
SL
(Limited Service) — ограниченное использование;
XL
(eXtra Load) — шина с повышенной нагрузкой;
WW
(White Wall) — обозначение белой вставки (полосы) на боковине мотошины;
Также в обозначении резины используются дополнительные буквы (О), (H), (GL) и др., которые указывают на омолгацию шины под определенную модель мотоцикла или обозначают применение на первичную заводскую комплектацию.
Дата производства шины
Согласно предписанию Департамента транспорта США (DOT – Department Of Transportation – эта организация, в том числе, сертифицирует шины для продажи на рынке США), дата производства шин наносится на боковую поверхность покрышки обязательно, причем в четко обозначенной форме. С 2000-го года – это четырехзначное число в овале, первые две цифры которого означают порядковый номер недели года, а последние две цифры – год производства. Т.е., например, кодировка 3714 на боковине шины означает, что шина сделана на 37-й неделе 2014 года. Данное правило касается всех шин всех производителей, которые ориентируют свою продукцию в том числе и на рынок США (сертификация DOT для американского рынка обязательна). По факту все ведущие производители шин следуют этому правилу, независимо от географии распространения шин.
До 2000 года дату производства на шинах обозначали трехзначным кодом (первые две цифры – номер недели, последняя – код года), но на текущее время таких шин осталось очень мало.
Различные системы маркировки шин для мотоциклов
Существует несколько типов маркировки покрышек (ширина, высота по профилю и внутреннему диаметру): — Метрическая система (пример: 180/55 ZR17; 120/70 -17; 130/80 B18); — Альфа система (пример: MT90S-16; MT90HB-16); — Стандартная в дюймах (пример: 3.25H-19); — Низкопрофильная в дюймах (пример: 4.25/85H-18; 4.60S-16).
Таблица размеров для всех систем маркировки шин для мотоциклов:
Также Вы можете пользоваться такой таблицей с рекомендациями ширины обода (слева) — допустимой ширины колеса (справа)
Далее, подробнее остановимся на каждой системе маркировки
1. Метрическая (Metric) – данная система была рассмотрена нами в самом начале статьи;
2. Альфа система (Alpha)
Пример: MT90S-16.
Данная буквенно-цифровая система, как правило, применяется для маркировки шин для мотоциклов туристического класса.
Разберем ее на конкретном примере MT90S-16.
Первая буква “M” означает, что данная шина является мотоциклетной (MotorcycleTyre).
“T” – Обозначение ширины резины; “90” – это высота шины по профилю в % от ширины; “S” – индекс скорости; Самая последняя цифра “16” обозначает посадочный диаметр колеса в дюймах.
3. Стандартная дюймовая (Inch)
Пример: 3.25H-19.
В основном, данная система применялась преимущественно в 1990-1999 г.
“3.25” – это ширина профиля шины для мотоцикла, указанная в дюймах.
В данной маркировке отсутствует отдельное обозначение высоты профиля, поскольку подразумевается, что высота равна ширине покрышки. Т.е. профиль квадратный и его высота так же равна “3.25” дюймам (или 100% от ширины).
Итак “3.25” дюйма это примерно 83 мм.
Буква “H” является индексом скорости, а “19” – посадочный диаметр колеса в дюймах, на которой можно устанавливать данную покрышку.
4. Низкопрофильная дюймовая (второе название – “система маркировки 82%”)
Данная система маркирует покрышки с низким профилем, которые встречаются крайне редко. (Низкопрофильные шины – это шины, высота профиля которых меньше чем ширина в заданных пропорциях и с фиксированной шириной).
Второе название “система маркировки 82%” возникло из-за того, что если соотношение высоты профиля к ширине не обозначено – то оно составляет 82%.
Пример: 4.25/85H-18; 4.60S-16
“4.25” – это ширина в дюймах, а “85” – это процентное соотношение высоты к ширине покрышки. “H” – индекс скорости, а “18” –посадочный диаметр шины в дюймах. Первоисточник данных mgmoto.ru
Альфа система маркировки
Данный тип маркировки моторезины применяется нечасто и используется, в основном, для туристических шин. Разберем конкретный пример: MT90S-16.
- М – резина, предназначается для мотоциклов.
- Т – ширина покрышки (соответствующее значение в миллиметрах можно увидеть в сводной таблице, расположенной ниже).
- 90 – это высота профиля шины, которая выражается процентном отношении от ее ширины.
- S – индекс скорости.
- 16 – диаметр колеса (в дюймах).
Ширина покрышки
Расшифровка маркировки мото покрышек.
Первая группа цифр в маркировке мото-шины обозначает номинальную ширину шины.
Ширина измеряется по прямой линии см. схему выше.
Не стоит устанавливать на мотоцикл мото-покрышки шире или уже чем рекомендованные покрышки для данной модели мотоцикла.
Так установив шире или уже мото-покрышку, ваш мотоцикл потеряет динамику в поворотах, увеличится расход топлива, увеличится износ самих покрышек.
Низкопрофильная в дюймах
Как и следует из названия, применяется для низкопрофильной резины. Пример: 4.25/85H-18. Первая цифра – ширина покрышки в дюймах, вторая – высота профиля, выражаемая в процентном отношении от ширины, H – индекс скорости, 18 – диаметр обода.
Сводная таблица размеров моторезины в различных системах маркировки
Допустимые значения ширины обода | Метрическая | Альфа | Стандартная в дюймах | Низкопрофильная в дюймах |
1.60, 1.85 | 70 | MG | 2.75 | — |
1.60, 1.85 | 80 | MH | 3.00 | 3.60 |
1.85, 2.15 | 90 | MJ | 3.25 | 3.60 |
1.85, 2.15 | 90 | ML | 3.50 | 4.10 |
2.15, 2.50 | 100 | MM | 3.75 | 4.10 |
2.15, 2.50, 2.75 | 110 | MN | 4.00 | 4.60 |
2.15, 2.50, 2.75 | 110 | MP | 4.25 | 4.25/85 |
2.15, 2.50, 2.75 | 120 | MR | 4.50 | 4.25/85 |
2.15, 2.50, 2.75 | 120 | MS | 4.75 | 5.10 |
2.50, 2.75, 3.00 | 130 | MT | 5.00 | 5.10 |
2.75, 3.00, 3.50 | 140 | MU | 5.50 | — |
3.50, 4.00 | 150 | MV | 6.00 | — |
4.00, 4.50 | 160 | — | 6.25 | — |
«Скоростной индекс» он же «Индекс Нагрузки»
Индекс нагрузки Индекс скорости – маркируется на мотопокрышке буквами, индекс является интернациональным, поэтому значение индекса нагрузки на шинах изготовленных, например, в Германии, будет равен и принятым в России индексам скорости.
Индекс скорости для мотопокрышек маркируется буквами английского алфавита, следом за высотой профиля мото покрышки.
Нельзя применять покрышку с низкими «скоросными» индексами на мотоциклах для которых эта покрышка не подходит, иначе покрышка можем просто не выдержать – спустить “распуститься”.
Расшифровку индекса нагрузки смотрите на таблице ниже.
Индекс нагрузки = Ограничение по скорости
Строение мотошины бывает РАДИАЛЬНЫМ, и обозначатся буквой R, бывает ДИАГОНАЛЬНОЕ может не обозначаться буквами вообще либо помечается буквой B.
Дополнительная информация
Существует так же маркировка покрышек обозначающая – подходит ли покрышка для использования БЕЗ камеры либо только с камерой.
TUBELESS или TL– подходит для бескамерного использования.
Буквы M/C – обозначают слово – мотоцикл т.е. покрышка для мотоцикола.
Все размеры мотошины аналогичны размерам обычных автомобильных шин. Но в мотошинах есть свои особенные дополнительные обозначения, а именно:
K0 — supersoft — очень мягкая мотошина
K1 — soft — мягкая мотошина
K2 — medium — средняя по жесткости мотошина
TL — tubeless — безкамерная мотошина.
M/C — сокращенная аббревиатура того, что шины относятся именно к категории мотоциклетных шин. Нужно отличать эти шины от тех, которые были спроектированы для других средств передвижения.
A, P, H И т.д. — индексы после скорости мотошины — специальная версия мотошины, которая была произведена для конкретного типа (модели) мотоцикла.