Берт Монро биография. Мотогонщик, установил рекорд скорости на мотоцикле объёмом до 1000 см³


В 2022 году исполнилось 50 лет скоростному рекорду Берта Монро, который и сегодня актуален в мотоспорте. В честь этого события, его племянник Ли Монро тоже профессиональный мотогонщик воссоздал исторический пробег своего дяди в Бонневиле нас тримлайнере Indian Scout. Берт Монро был целеустремленным человеком, понять которого может не только увлеченный мотоциклист, который не брезгует измазать руки в машинном масле. Оставив свой след в истории человечества, именно он сказал слова, ставшие афоризмом и девизом для многих: «Если ты отказываешься от своей мечты, ты превращаешься в овощ».

Юность

Юность Берта Монро проходила в начале двадцатого столетия. Это были золотые годы технического прогресса. Мотоциклы, автомобили, самолёты, поезда – всё это завораживало молодого человека. И Берт очень хотел увидеть большой мир своими глазами. Вскоре Монро-младший пошёл в армию и вернулся домой только после окончания 1-й Мировой войны. Отец продал ферму и работать был негде, поэтому будущий гонщик устроился рабочим на стройку. Вскоре глава семейства решил снова заняться фермерством, купил участок земли и позвал сына обратно.

MV Agusta 832 Monza (231 км/ч)

Довольно известный, несмотря на ограниченный выпуск большинства моделей, мотоциклетный явил эту модель широкой публике в 1978 году. Интересно, что мотоцикл обладает пятиступенчатой КПП, дисковым тормозом, а также распределительным валом. Движок этого скоростного байка не отличался большим объёмом: всего 837 кубических сантиметров. Однако мощностным его показателям могли позавидовать многие конкуренты: 105 лошадей движка, расположенного поперёк несущей рамы, разгоняли байк до 231 километра в час, что автоматически делало «Monza» на то время одним из самых быстрых мотоциклов в мире.

«Велочетте МСС»

К тому времени Берт Монро, фильм о котором снимут в 2005 году, приобрёл ещё один мотоцикл – «Велочетте МСС». Он также модифицировал его: установил покрышки-слики, доработал подвески, изготовил новые детали для мотора и переварил раму. Тем самым гонщик снизил массу байка и увеличил объём двигателя до 650 кубов. В основном Берт использовал «Велочетте» для заездов по прямой.

«Munro Special» — первая перезагрузка

Свой «Индиан» он начал модернизировать в 1926 году. Берт все делал сам и очень нетрадиционными способами. Старые трубы водопровода он переделал на цилиндры, а поршни отлил в консервных банках из «кусочков Шевроле и Форда». И данные детали выдерживали сжатие в 143 тонны! Ось трактора он приспособил для создания шатунов, а рессорную вилку заменил вилкой-спрингер из мотоцикла Indian Prince. Он изобрел собственную смазку и сам сделал сцепление, маховик, клапаны, толкатели, рокера и покрышки-слики. Так, его байк получил собственное имя, а он стал спидвей-гонщиком.

Его модернизации увеличивали скорость в среднем на 5,2 км/час в год на протяжении последующих 44 лет. Это соответствует приросту мощностей серийных мотоциклов за тот же период. Он самостоятельно и своими руками прошел тот путь, который прошли за полвека крупнейшие производители байков всего мира при усилиях множества конструкторов!

Скоростной рекорд Берта Монро

Спустя десять лет мотоциклы гонщика стали такими быстрыми, что никто из байков Новой Зеландии не мог с ними сравниться. Берт решил поехать на высохшие озёра в Австралию, но передумал после посещения в 1957 году Бонневилля. Монро захотел ставить рекорды на соленом озере, которое находилось в Юте. В 1962 году он взял все свои сбережения, занял денег у друзей и уехал в Америку на грузовом корабле. Но даже имеющихся средств ему не хватило. Монро пришлось подрабатывать на этом судне коком. По прибытии в Лос-Анджелес он приобрёл старенький универсал за 90 долларов, присоединил к нему прицеп с «Индианой» и поехал на солёное озеро Бонневилль в Юту.

Надо отметить, что правила участия в гонке разительно отличались от тех, что были в Новой Зеландии. На родине было всё просто – приехал, зарегистрировался и поехал. Здесь же Берта не допускали к заезду, так как он не сообщил заранее о своём участии. Помогли Монро знаменитые гонщики и американские друзья, которые смогли договориться с организаторами.

Всего герой этой статьи был в Юте целых десять раз. Он стал так же популярен в СМИ, как Берт Стерн, Мэрилин Монро и другие знаменитости того времени. Первый раз он приехал туда в 1957 году для установления рекорда скорости. А остальные девять раз просто участвовал в заездах.

В августе 1962 года самым быстрым в Бонневилле был Берт Монро. Рекорд скорости составил почти 179 миль в час, и гонщик установил его в своём первом заезде. Объём мотора его мотоцикла составлял 850 кубов. Позднее Монро поставил ещё два рекорда – 168 миль в час (1966 год) и 183 мили в час (1967 год). В то время двигатель его скаута был увеличен до 950 кубов. В одной из квалификационных гонок Монро удалось достичь рекордной скорости – 200 миль в час. Но, к сожалению, данный заезд не был официально учтён.

Наследие

Режиссер Роджер Дональдсон превратил вдохновляющую историю жизни Монро в свой фильм 2005 года «Самый быстрый индиец в мире» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Сообщество мотоциклистов считало фильм лучшим фильмом о мотоциклах с момента выхода классического документального фильма «В любое воскресенье», снятого в начале 1970-х годов. Кроме того, это был самый крупный фильм отечественного производства в Новой Зеландии.

«Мотоциклетный клуб Саутленда» почтил Манро, начав «Вызов Берта Монро», который в настоящее время является одним из крупнейших автоспортивных мероприятий Новой Зеландии.

В марте 2013 года Indian Motorcycle анонсировала изготовленный на заказ обтекаемый вариант под названием Spirit of Munro в честь достижений Монро. Лайнер обтекаемой формы продемонстрировал двигатель Thunder Stroke 111, который позже был использован в одной из их дорожных моделей 2014 года.

Бывший австралийский пловец-бабочка Невилл Хейс теперь владеет специальным байком Монро, известным как «Munro Special». В настоящее время байк выставлен на выставке E. Hayes & Sons, Инверкаргилл.

Второй мотоцикл, который, как говорят, является оригинальным «Munro Special», теперь выставлен в «Музее Те Папа» в Веллингтоне.

Аварии и травмы

В 1967 году Берт попал на своём «Индиане» в аварию. Позже он подробно рассказал о ней в интервью одному Новозеландскому журналу. Монро ехал на очень высокой скорости, и после преодоления половины дистанции начался вобблинг. Чтобы замедлить движение, гонщик поднялся над обтекателем, но сильный ветер сорвал с него очки и вдавил глазные яблоки так, что он ничего не мог рассмотреть. Буквально чудом Берт не столкнулся со стальным маркером. В итоге Монро принял решение и положил байк на бок. Это позволило ему отделаться всего парой царапин.

Кстати, и до этого «Индиан» много раз попадал в аварии или ломался. Просто не счесть всего множества самодельных деталей, сделанных Бертом для этого мотоцикла – клапанов, шатунов, цилиндров, поршней…

В целом список травм, полученных гонщиком, впечатляет. Так два раза он падал на голову, и целые сутки лежал без сознания. В 1927 году Монро вылетел с трассы на скорости 140 км/ч, заработав контузию и многочисленные травмы. В 1932 году гонщик проезжал мимо фермы и на него набросилась собака. Результат – сотрясение мозга. В 1937 году Берт во время гонок на пляже, врезался в своего конкурента и потерял все зубы. В 1959 при падении он сильно ободрал кожу и раздробил на пальце сустав.

Берт Монро: биография в цифрах

1915 – первый мотоцикл – английский Douglas.

1916 – разбился на нем и пробыл без сознания целые сутки.

1917 – начало участия в гонках на мотоцикле Clyno.

1920 – приобрел легендарный Indian Scout.

1921 – целый день без сознания после катания на мотоцикле стоя.

1927 – контузия и множественные ушибы после вылета с гоночной трассы.

1932 – сотрясение и глубокие раны на голове после очередной аварии.

1937 – потерял все зубы и сломал ключицу после гонок на пляже.

1940 – рекорд скорости в Новой Зеландии – 194,4 км/ч.

1959 – ободрал почти всю кожу и новое сотрясение – результат новой аварии.

1962 и 1967 – два мировых рекорда скорости.

Последние годы

В конце 50-х Берт Монро (фото см. выше) заболел ангиной. Она дала осложнения, из-за которых у гонщика в 1977 году случился инсульт. Хотя врачи ещё в 1975 году запретили Берту участвовать в заездах. Но он продолжал гонять на своих байках – «Велочетте» и «Индиан». По мнению докторов, здоровье Монро было подорвано многочисленными травмами, полученными за годы гонок. Берт понимал, что после инсульта уже никогда не сядет за руль. Поэтому легенда мотогонок продал все имеющиеся у него байки одному из своих земляков. В начале 1978 года сердце Берта Монро остановилось. Мотогонщику было 78 лет.

Ducati 900SS (221 км/ч)

Впервые этот итальянский монстр скорости был представлен публике ещё в далёком 1988-ом, и в неизменном виде он производился вплоть до 2003-го. Аббревиатура из двух букв S означает «super sport», что отлично характеризует этот мотоцикл как скоростной. Разработчики Ducati 900SS при проектировании опирались на две цели: создать легкую конструкцию с узкой ходовой и поддержать при этом легкость в управлении. Как можно заключить из вышеописанного, реализовать эти цели им удалось полностью успешно, и данная модель на испытаниях развивала скорость до 221 километра в час, что позволило этому мотоциклу с лёгкостью обойти множество мировых конкурентов от самых различных производителей.

Тип двигателя этого скоростного зверя: двухклапанный, четырёхтактный. Движок обладает отличной системой воздушного охлаждения, а его рабочий объём оценивается цифрой в 904 куб. см. При таком объёме мотоцикл имеет 80 «лошадей» мощности двигателя и обладает довольно быстрым разгоном. Однако вышеописанные параметры не позволили ей обойти следующего участника нашей подборки.

MV Agusta F4 R 312 (320 км/час)

Непревзойдённым лидером нашего рейтинга самых быстрых мотоциклов в мире становится модель известного итальянского , который давно зарекомендовал себя как одного из ведущих мировых производителей в этой области. Относительно не тяжелая модель этого байка носит под сиденьем 183 лошадиных силы, что позволяет ему развивать воистину невероятную скорость в 320 километров в час. Показания развиваемой скорости подтверждены официально многочисленными изданиями, последнее из них датируется 2010 годом.

Смелые инженерные решения и внимание даже к самым мелким деталям позволили итальянским производителям добиться желаемых целей и произвести самый быстрый мотоцикл в мире на сегодняшний день. Однако время и технологии не стоят на месте и может быть уже в ближайшее время этот список сможет пополниться ещё одним, более «быстроногим» участником.

Мотоциклы Техника

Honda CBR1100XX Super Blackbird (290 км/ч)

Бронзовую медаль в нашем рейтинге быстрых мотоциклов получает модель от японских производителей из компании Honda. Байк был выпущен ещё в 1996-ом, однако добиться высоких скоростных результатов получилось лишь спустя три года, когда на байк был переустановлен движок мощностью в 153 л.с. Перемены в конструкции не обошли и КПП – её заменили на шестиступенчатую. Предельная развиваемая скорость на испытаниях – 290 км/час.

Мотоцикл любим владельцами по всему миру за его надёжность, комфортабельность и феноменальную мощность. «Blackbird» и по сей день очень востребован на рынке, что само по себе является лучшим отзывом о модели.

Kawasaki Ninja GPZ900R (255 км/ч)

Небезызвестный среди поклонников хорошей мототехники бренд Kawasaki производил эту модель вплоть до 2003 года. «Ниндзя» стал одним из первых спортивных байков, выпускавшихся этим японским производителем, и уж точно был одним из самых качественно выполненных и быстрых мотоциклов своего времени. Дерзкий спортивный дизайн, инновационный для того периода времени, придавал байку аэродинамики, однако не благодаря только воздушной обтекаемости «Ниндзя» развивал скорость до 255 километров в час: сыграли свою роль великолепно выполненный шестнадцатиклапанный двигатель с жидкостной системой охлаждения, а также довольно высокая надёжность всех узлов и агрегатов мотоцикла. Модель была признана одной из самых качественных и надежных, и получила большое распространение по всему свету.

Honda VF1000R (240 км/ч)

И вот, наконец, в нашей подборке появляется первый представитель японской мотоциклетной промышленности. Honda начала выпуск одного из самых быстрых мотоциклов в мире ещё в 1984 году, однако продавалась эта модель исключительно на европейском рынке, так как была изначально ориентирована для продаж в странах Европы, однако обстоятельства вскоре поменялись.

Со временем продажи байка выросли, модель стала очень популярна не только в европейских странах, но и за рубежом, и руководство компании-производителя приняло решение начать продажи в США. Что же так привлекало западных покупателей? Конечно же, в первую очередь это была развиваемая этим железным зверем скорость, которая достигала 240 км/ч, что на то время было абсолютно беспрецедентным значением.

Bimota YB6 EXUP (270 км/ч)

1989 год ознаменовался для любителей мототехники знаменательным событием: союз двух крупнейших японских и итальянских производителей мотоциклов породил на свет чудо мототехники, способное развивать скорость до 270 км/ч, и имеющее мощность мотора в 145 лошадей. Двигатель также имел привод от цепи и систему жидкостного охлаждения при объёме около 1003 куб. см. Мотоцикл быстро набрал популярность, и один из заводов в Римини стал заниматься его постоянным выпуском. Примечательно, что движок разрабатывался японскими профессионалами, в то время как итальянцы отвечали за стиль и дизайн будущего творения. И тот, и другой производитель потрудились на славу, в результате чего на мировые рынки вышел один из самых быстрых мотоциклов в мире для своего времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]