Урал Вояж (Ural Voyag) — чоппер для российских байкеров

Любители мототехники наверняка знакомы с оппозитными мотоциклами Урал, которые выпускаются уже более 60-и лет. В середине 90-х Ирбитский мотозавод, на котором и выпускались данные мотоциклы, едва не прекратил свое существование, однако благодаря стараниям конструкторов, смог остаться «на плаву» – Урал Вояж был выпущен специально для байкеров в весьма ограниченной серии.

В настоящее время модель уже не выпускается, однако Урал Вояж все-таки успел войти в число лучших чопперов отечественного производства. Несмотря на это, поклонники оппозитной техники все же находят подержанные мотоциклы и занимаются их восстановлением. Ознакомиться с фото мотоцикла Урал Вояж можно на этой странице.

Часто задаваемые вопросы

  • От чего подбирать запчасти на него? Оригиналов по понятным причинам нет. Если вам повезло оказаться владельцем 650-кубовой версии, то по движку подойдут детали от ИМЗ-8.103-10. А на экзотические моторы 720 и 825сс кубов запасных частей нет от слова “совсем”.
  • Видел однажды такой, с жидкостным охлаждением! Это что, правда заводское решение, а не тюнинг? Да, правда. Жидкостное охлаждение ставилось на моторы 825сс, но не на все. По некоторым сведениям, есть также 650сс с “водянкой”. Но это не точно.
  • У меня в гараже стоит такой байк, но у него нет заднего хода. Это разве нормально? Нормально. Некоторые 650-кубовые версии по каким-то причинам выпускались без задней передачи.

Ориентировочная стоимость

Несмотря на сокрушительный коммерческий провал модели и мизерное количество выпущенных экземпляров, «Кобра» получила свою долю популярности.
Так, каждый мотоцикл, включая уникальные аппараты с нестандартными моторами, оригинальной росписью и оформлением, были раскуплены музеями.

Три «Кобры» остались в России (Ирбит и Самара), одна отправилась в Эстонию, а оставшуюся дюжину увезли в Великобританию, где подобные машины весьма ценятся коллекционерами.

Сейчас, приобрести этот экзотический мотоцикл практически невозможно, в силу большой редкости и уникальности.

И если в момент выпуска модель оценивалась примерно в 10 000 долларов (из-за дороговизны иностранных комплектующих и небольших объёмов производства), то сейчас цену, отреставрированной «Кобры» в идеальном состоянии, никто спрогнозировать не возьмётся.

Мотоцикл ИМЗ-8.1024 «Кобра» — это машина эгоиста, желающего подчеркнуть свою индивидуальность и «крутизну».

Смотря на такую технику, нужно понимать, что это тусовочный, имиджевый аппарат, на котором не приходится ездить на рыбалку.

Технические характеристики Урал Вояж

Модель мотоцикла — ИМЗ-8.1233 Емкость топливного бака составляет 23 литра бензина. Сухой вес мото — 230 кг. Предельная скорость — 120 км. в час. Длина/Ширина/Высота байка — 2530/850/1200 мм. Мощность мотора — 36 лошадок. Тип движка — оппозитный 4-тактный 2-цилиндровый, OHV. Система запуска мотора мотоцикла — с помощью электростартера/кикстартера. Электроника байка — 12 Вольт с 500-ватным генератором. КПП — четыре передачи + передача заднего хода. Передаточное отношение — первая 3,6; вторая 2,28; третья 1,56; четвертая 1,19; задняя 4,2. Колеса — шины «R18».

  • Назад
  • Вперёд

В вашем браузере отключен JavaScript

Гарантия цен

Мы действительно продаем запчасти для мотоциклов и скутеров по ценам, указанным на сайте. В любом случае, даже при повышении стоимости, товар будет отгружен по ценам оформленного заказа, кроме позиций с нулевой ценой (приносим извинения за ошибки выгрузки, над исправлением которых мы сейчас работаем).

Гарантии

Если товар имеет гарантию производителя, то в течение гарантийного срока покупатель имеет право на гарантийный ремонт или замену детали в сервисных центрах производителя. Адреса сервисных центров указаны в гарантийном талоне или на сайте производителя.

Если у товара нет гарантии производителя, то обмен производится согласно ст. 25 Федерального закона «О защите прав потребителей»: потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Право на обмен товара имеется у потребителя при соблюдении следующих условий:

  1. приобретённый товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки,
  2. имеется товарный чек подтверждающий оплату указанного товара . Отсутствие у потребителя товарного чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Запчасти, установка которых на мотоцикл или скутер требует наличие специальных знаний, подлежат возврату только при подтверждении их установки на специализированной СТОА.

Гарантия не распространяется в следующих случаях:

  1. Естественный износ запасной части;
  2. Использование запасной части не по назначению или с нарушением правил применения, эксплуатации и обслуживания, описанных в технической документации;
  3. Повреждения запасной части возникли вследствие неквалифицированной установки, повреждениями в результате ударов или других механических, термических и химических воздействий, несанкционированным изменением конструкции, электрических, гидравлических или пневматических систем и оборудования;
  4. Неисправности запасных частей топливной системы и системы выпуска вследствие применения некачественного топлива (в т.ч. этилированного бензина);
  5. Товар присутствует в перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55) (с изменениями от 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.) – в частности в этот перечень входят автомобили и мотовелотовары.

Важно! При возврате товара, деньги, уплаченные за доставку, не возвращаются!

Возврат товара

Если заказанный товар оказался ненадлежащего качества или не подошел к вашей модели или даже просто оказался вам не нужен, вы всегда можете вернуть или обменять приобретенные товары в течение предусмотренных законодательством РФ сроков. Не подлежат возврату и замене товары, поврежденные по вине покупателя, а также товары, внесенные в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденный Постановлением правительства РФ № 81 от 06.02.2002г.

В случае возврата на вас ложатся только расходы по пересылке товаров в наш адрес.

Детали, имеющие незначительные дефекты, по согласованию сторон могут быть проданы со скидкой.

Для возврата денежных средств необходимо написать заявление в офисе и предъявить паспорт или отправить скан заполненного заявления, скан паспорта и реквизиты для перечисления денежных средств по электронной почте.

Наши рекомендации: всегда проверяйте наличие, комплектность и осматривайте внешний вид товара до того, как поставите подпись о получении. Если нашли неточности, несоответствия или проблемы с внешним видом – не забирайте товар, сразу оформите возврат (рекламацию).

Важно! При возврате, деньги, уплаченные за доставку товара, не возвращаются!

Технические характеристики

Так как существовало множество модификаций мотоцикла, о его технических характеристиках однозначно судить трудно. 650-кубовый двигатель имел 40 л.с., 720-кубовый – 45, а вот о 825-кубовом информации практически никакой нет. В остальном же эта модель напоминает любой отечественный оппозит, тяжёлый, массивный и заметно устаревший уже на момент выпуска.

Двигатель

Их было целых три, в зависимости от объёма – 650, 720 и 825 куб. см. соответственно. Конструкторы экспериментировали даже с жидклстным охлаждением! Хотя такие экземпляры встречаются нечасто, и большая их часть имеет 650-кубовый (40 л.с.) или 720-кубовую (45 л.с.) оппозитный 2-цилиндровый мотор. Причём первый из них был позаимствован у старых “оппозитов” ИМЗ практически без изменений.

Трансмиссия

Инженеры ИМЗ использовали хорошо знакомую всем оппозитчикам 4-ступенчатую коробку передач. Но и над ней они ставили какие-то эксперименты! Как ещё можно объяснить тот факт, что некоторые “Вояжи” имеют заднюю передачу, а некоторые – нет?

Ходовая часть и тормоза

Эту часть байка эксперименты затронули меньше всего, хотя рама для него была разработана с нуля. В неё-то и поместили двигатель, КПП и всё остальное. Тормоза установили дисковые, но только на переднее колесо, причём сначала диск был один, а затем к нему прибавился второй. На заднем колесе барабанный тормоз со временем также был заменён на дисковый.

Электроника

Разобраться в электронике “Вояжа” можно только практическим путем. Судя по всему, при ручной сборке сотрудники завода руководствовались какими-то весьма условными правилами, поэтому проводка может заметно различаться на мотоциклах из разных партий. Сложного в ней ничего нет, но каким-то стандартом тут и не пахнет.

Вес и габариты

Мотоцикл Урал Вояж не только выглядит тяжёлым – он и правда тяжел. По крайней мере, тяжелее большинства других байков с Ирбитского завода. Весят разные его модификации от 260 до 280 кг, и центр тяжести у него лежит выше, чем у собратьев по модельному ряду, поэтому ворочать его непросто. Зато относительно компактные размеры облегчают передвижение по городским пробкам.

Управляемость

Байк имеет явно выраженную склонность к заваливанию на бок, что отчетливо чувствуется при маневрировании на низкой скорости. Резкие маневры – это тоже не до него, так как складывается впечатление, что мотоцикл повинуется действиям водителя крайне неохотно. Зато он может похвастать отличной курсовой устойчивостью, и даже сильный боковой ветер его не слишком беспокоит.

Расход топлива

Детище Ирбитского завода, не стесняясь, потребляет 7-8 литров на 100 км. Бензин можно смело заливать любой, тем более что топливо с октановым числом ниже 92 найти уже невозможно. Объём бензобака – 21 литр, так что запас хода у байка солидный.

Урал Вояж

Хай! Каждый любитель двухколесных должен хотя бы ознакомиться с последней продукцией Ирбитского мотозавода. Все о мото расскажет вам про мотоцикл Урал Вояж, фото которого манят к себе истинных поклонников свободной байкерской жизни. Этот байк явно входит в число лучших отечественных чопперов. Жаль, что его уже не выпускают массово, как в старые добрые времена.

Все же найти б/у варианты этого стального скакуна можно практически в любой стране постсоветского пространства. в модельном ряду мотоциклов Урал.

Описание Урал Вояж

Данный круизер стал результатом первых стараний конструкторов ИМЗ по созданию мотоциклов с американской стилистикой. Выпустили первый экземпляр данного мото еще в лихие девяностые прошлого века. Летом 1996-го этот байк был показан широкой общественности в рамках Московского автосалона. В наши дни приемником данного двухколесного является линейка Уралов «Волк». Это более современные железные кони, что обустроены модернизированным 750-кубовым движком и высококачественными тормозами дискового типа на обеих колесах.

Купить Вояж от Ирбитского мотозавода можно на рынке подержанного транспорта СНГ. От следующих изделий ИМЗ он все же не сильно отличается, что не позволяет байку пользоватся существенным спросом в наши дни. А когда-то данный Урал обрел необыкновенную популярность. Наши люди мечтали об этом мотоцикле, внимательно изучая все его особенности. Отзывы о Урал Вояж позволяли заводу держать продажи на довольно-таки высоком уровне. Больше всего соотечественникам нравилось то, что четырехтактный оппозитный железный конь был выполнен в стиле американского мото-движения. На то время в постсоветском двухколесном машиностроении этому еще не было аналогов.

Народу пришлась по душе идея создания надежного и красивого байка для дальних путешествий. Технические характеристики двухколесного впечатляли. Надежные дисковые тормоза российского тяжелого байка казались на то время просто-таки фантастическим нововведением. Тоже самое можно сказать и про электростартер. В условиях городской эксплуатации мото такое новшества оказалось весьма удобным. Улученная оптика вояжного ИМЗ позволила нашим согражданам с большим комфортом передвигаться в темное время суток. Даже седло мотоцикл получил обновленное. Оно оказалось намного мягчим и более комфортным в дизайне для дальних поездок.

Цена Урал Вояж оказалась приемлемой для многих почитателей байкерской жизни. Поклонниками двухколесного стали прежде всего те мотоциклисты, которые нуждались в существенном запасе моторной мощности на дороге. Только так можно с уверенностью проделывать серьезные маневры в пути. Байк при его то огромной мессе умеет быстро разгоняться, что не может не радовать. Все же и у этого железного коня есть свои минусы. Негативные отзывы по ИМЗ «Вояжу», прежде всего, касаются проводки мото. Ее некачественно монтировали на заводе. Это чуть портит эстетику мотоцикла. Надежность других элементов конструкции четырехтактного стального скакуна также не радует. При перегрузках байка его отдельные узлы могут отваливаться. Вывод прост, до старта шоссейного путешествия необходимо осмотреть двухколесный на предмет демонтажа/ослабления/отжима.

Технические характеристики Урал-4320:

Годы пр-ва1977-настоящее время
СборкаОАО «Автомобильный завод „Урал“»
Классгрузовик повышенной проходимости
Дизайн
Тип(ы) кузовабортовой
Компоновкапереднемоторная, полноприводная
Колёсная формула6х6
ДвигателиКамАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238
Трансмиссиямеханическая 5-ступ.
Раздаточная коробка двухступенчатая.
Передаточные числа1 передача — 2,05; 2 передача — 1,30 (с 2002 г. передаточное число 2 передачи — 1,21).
Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,32.
Массово-габаритные
Длина7366 мм
Ширина2500 мм
Высота2715 (с тентом 3005) мм
Клиренс400 мм
Колёсная база3525+1400 мм
Колея задняя2000 мм
Колея передняя2000 мм
Динамические
Макс. скорость85 км/ч
На рынке
ПредшественникУрал-375Д
Похожие моделиЗИЛ-131, КрАЗ-255Б
Другое
Расход топлива27 л/100 км при скорости 40 км/ч
Объём бака300 + 60 л

В свое время детище ирбитского завода пользовалось огромным спросом. Отличный помощник в сельском хозяйстве и служащий превосходной альтернативой автомобилю, Урал имел возможность передвигаться по любому дорожному покрытию. В данный момент завод прекратил производство мотоциклов. Произошло это по причине банального экономического спада. В последние десятилетия сборка двигателя мотоцикла Урал стала аналогом немецкого BMW-R71, как и упрямого конкурента Днепра.

Двигатель мотоцикла Урал, технические характеристики которого вполне могут конкурировать с мотоциклами нового поколения, подвергается сильному износу. Поэтому часто владельцам приходится самостоятельно перебирать все детали и производить их замену.

Советский байк считается тяжелым мотоциклом, предназначенным для сельских работ и перевозки грузов. При этом он обладает сравнительно небольшими, но достаточными показателями. Двигатель мотоцикла Урал на модели Соло, выдает 40 лошадиных сил

. А при форсировке можно добиться 55 л.с. Максимальная скорость байка составляет 110 км/ч. Для такой мощности это довольно скромный показатель, потому как на скорость сильно влияет масса мотоцикла. Тем не менее, набор скорости происходит быстро и динамика байка очень приятна для водителя.

Объем двигателя мотоцикла Урал составляет 745 см. куб., что делает его одним из самых больших в российском производстве. При этом крутящий момент достигает порядка 4000 об/мин

. Такие двигатели характерны для моторов с КПП, нежели для оппозитных.

Технические параметры

  • Объем бензобака – 23 литра.
  • Вес – 230 кг.
  • Максимальная скорость – 120 км/ч.
  • Мощность двигателя – 36 л.с.
  • Тип двигателя – 4-х тактный оппозитный с воздушным охлаждением.
  • Система запуска – классический вариант с кикстартером, а также электрозапуск.
  • КПП – четырехступенчатая + задняя передача.
  • Электрооборудование – 12- вольтовый генератор мощностью 500 Вт.


Post Views: 7 524

Плюсы и минусы

Невозможно судить однозначно об этом байке, потому что он непрерывно видоизменялся и модернизировался на протяжении всего времени выпуска. Различий между экземплярами, выпущенными в разное время, порой не меньше, чем сходств, хотя что-то общее всё же есть.

Преимущества

  • 825-кубовый двигатель с жидкостным охлаждением обладает хорошей разгонной динамикой.
  • Некоторые запчасти подходят либо от ИМЗ-8.103-10, либо от “Волка” и “Соло Классик”.
  • Мотоцикл Урал Вояж сейчас настолько редок, что его можно назвать коллекционным. А это неплохой повод купить такого зверя и по возможности восстановить до оригинала.

Недостатки

  • Некоторые запчасти найти невозможно. Вообще.
  • Качество сборки варьируется от неплохого до ужасного, но чаще встречается второй вариант.
  • Непродуманная конструкция отличается множеством слабых мест, что приводит к частым поломкам.

Описание мотоцикла

Урал Вояж появился на свет благодаря стараниям конструкторского отдела Ирбитского мотозавода – данная модель вобрала в себя многие особенности американских мотоциклов – первый экземпляр сошел с конвейера еще в середине 90-х годов, и впервые был представлен общественности на Московском автосалоне.

Впоследствии модель получила развитие – более современный Урал «Волк» оснащался модернизированным 750-кубовым мотором, а также импортной системой торможения дискового типа. В отличие от классических тяжелых мотоциклов производства ИМЗ, Урал Вояж не имел бокового прицепа – коляски, ведь он был предназначен исключительно для байкеров.

Встретить мотоцикл Урал Вояж можно по всему СНГ, при этом он не сильно отличается от классических мотоциклов времен СССР – в середине 90-х эта модель имела бешеную популярность благодаря сходству с классическими американскими байками.

Современные модели

Примечателен тот факт, что именно в сложное для завода время появились такие популярные мотоциклы, как Урал «Вояж» и флагманская модель Урал «Волк».

Тяжелый дорожный мотоцикл Урал «Волк», сошедший с конвейера в 1999-м году, стал излюбленной моделью российских байкеров. Мотоцикл укомплектован двигателем объемом 745 куб. см мощностью 45 л.с. и разгоняется до 152 км/ч. Благодаря необычному дизайну и ходовым характеристикам чоппер Урал «Волк» по праву возглавляет рейтинг самых удачных моделей завода.

Что касается мотоцикла Урал «Вояж», появившегося чуть раньше (в 1996-м году), то эта модель имела более скромные характеристики: двигатель объемом 650 куб. см мощностью 36 л.с., позволяющий развивать скорость до 120 км/час.


С конвейера сошли и другие модели: армейская версия мотоцикла Урал Gear-Up с камуфляжной расцветкой, патрульный мотоцикл Урал «Соло-ДПС» с ветровым щитком, сиреной и сигнальными фарами и тяжелый мотоцикл для перевозки грузов Урал «Геркулес».


Урал «Турист» – один из лучших образцов туристических мотоциклов для дальних поездок, в том числе и по бездорожью, разгоняющийся до 120 км/ч. Модель Турист 2WD стала полноприводной версией этого мотоцикла с дополнительным приводом на колесо коляски.

Мотоцикл Урал «Соло» является довольно мощным одиночным байком с классической посадкой и низким прямым рулем, развивающий максимальную скорость в 150 км/час. Этот недорогой мотоцикл входит в число самых популярных моделей и отлично подходит для большого города.

Модель Урал «Ретро» выполнена в стилистике 40-50-х годов, хотя сегодня этот мотоцикл с сидением из черной кожи и велюровой обивкой коляски смотрится более чем современно и стильно.


В 2007-м году был выпущен мотоцикл Урал «Пустыня» с рычажной передней вилкой и микропроцессорной системой зажигания, предназначенный для езды по песку, и модель Урал «Вьюга» с приводной коляской для эксплуатации в зимний период.


В 2015 году была выпущена лимитированная партия мотоциклов с коляской Урал, посвященная новой части фильма Star Wars. Модель была названа «Dark Force» и продавалась только в США. Ural Dark Force, заднеприводный двухместный мотоцикл, обладает мощностью в 41 лошадиную силу с четырехступенчатой механической коробкой передач. В нем установлен двухцилиндровый оппозитный мотор воздушного охлаждения объемом 749 кубических сантиметров с электронной системой впрыска топлива. Кроме светодиодной передней фары, по заявления произволителя, к мотоциклу прилагался настоящий световой меч.

Статья обзор мотоцикла урал вояж

Урал Вояж – это неоднозначная модель, а точнее попытка советских инженеров сделать подобие американскому стилю чоппер. Идея, которая возникла в 1996 году потерпела фиаско, что не удивительно, ведь здесь стоит слабый мотор.

Если вы будете приобретать Урал Вояж постарайтесь найти его без тюнинга, в оригинале. Здесь стоят тормоза Brembo, поздняя модификация с дисковым задним тормозом. Есть электронное зажигание и очень забавный гудок рядом с ним. Двигатель карбюраторный, а моторы в разные годы у него варьируются от 650 до 750 кубов. Выдает 44 л.с., которые позволяют ехать уверенно в любых условиях. Передняя вилка классическая, телескопическая, с неоднозначным неустойчивым покрытием. Сзади классическая вилка на двух амортизаторах “а-ля харлей-стайл”. И конечно главный фактор для любителей чопперной техники – здесь все железное. Нет никакого пластика, все солидно, мощно и капитально. По пульту управления – на левом находятся поворотники “классические”, как на “японцах”, переключатели ближнего и дальнего света; на правое есть переключение габаритных огней и ближнего света, а также кнопка блокировки двигателя и тормоза.

Кстати интересно будет приобрести именно последние модели Вояжа, потому что именно в них Урал постарался внедрить в производство то, что пытались тюнинговать до этого обычные пользователи. Из минусов – плохой электростартер, который скорее достанется вам неработающим. Стоит похвалить коробку передач этого мотоцикла, потому что кик-стартер очень легкий и без проблем проворачивает коленвал. Здесь также нестандартный выхлоп для Уралов, классический кардан и огромный автомобильный аккумулятор. Интересно для тех лет сделаны воздухозаборники – это хромированная планка с жабрами. Стоит сказать пару слов о заводе мотора. Как и в любых советских байках – это целое искусство. Все начинается с открытия бензокрана, затем опускаем поплавок и ждем, когда закапает бензин. Звук у мотоцикла “классический ураловский”, воющий. Коробка передач четырехступенчатая. Она такая же невнятная, как и сцепление. Единственное, что здесь хорошо работает – это передний тормоз. Поэтому на этом мотоцикле очень опасно ездить, это настоящий вызов своим страхам, но возможно именно поэтому на нем так весело. На дороге вам придется постоянно концентрироваться на органах управления. Передняя подвеска недоработанная. Все шумит, брынчит, кряхтит, капает и для данной модели это норма. Одним словом пилот на таком байке по-настоящему верит в Бога и каждый раз на 80 км/ч молиться, чтобы доехать до пункта назначения.

Трогаться на этом мотоцикле тоже отдельная история. В общем, новичкам Вояж противопоказан. Но, не смотря на это, сейчас за такими байками охотятся многие любители ретро. А все, потому что это уникальная разработка Урала и в живых сейчас осталось очень мало, что делает их ценными в глазах коллекционеров. Поэтому цена данной модели варьируется от 70 до 200 тысяч рублей. Мотоцикл не для покатушек, а для ценителей и гурманов, которые несколько раз в год могут выехать и покрасоваться на нем.

Мечта коллекционера

К огромному сожалению, будущее модели «Кобра» оказалось абсолютно бесперспективным.

ИМЗ предложил производить чоппер с «сухой» рамой, но эту идею забраковали, объясняя нецелесообразностью изготовления мототехники без амортизаторов.

Когда же мотоцикл оценила общественность, завод уже перестроился на производство модели ИМЗ-8.1238, именуемой «Волк» и являющейся эволюционировавшей версией «Кобры».

Ирбитским мотоциклетным заводом было изготовлено всего 16 экземпляров данного мотоцикла, последние из которых оборудовались различными типами силовых агрегатов для всестороннего изучения потребительского спроса.

История создания: легенда про немецкий БМВ

По поводу нашего тяжёлого мотоцикла существует легенда, по которой его якобы тайком скопировали с немецкого мотоцикла «БМВ» 1938 года выпуска, закупив для этого не то в Германии, не то в Швеции пять серийных машин модели R-71. Наши военные, дескать, были под впечатлением победного марша гитлеровцев по Европе, огромную роль в успехе которого сыграли механизированные части, укомплектованные в том числе и мотоциклами с колясками.

— Мы ничего не воровали, это неправда! — возражает директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов. — В 1940 году, когда у нас запускалось производство, Советский Союз был с Германией в хороших отношениях. Немцы сами передали нам и лицензию, и чертежи.


Кстати, принимая решение о выборе прототипа для советского армейского мотоцикла, наши спецы тогда рассматривали и другие варианты: американские машины, английские, те же немецкие (например, более технологичную в производстве модель «БМВ» под индексом R-12, которая позднее стала основной в частях вермахта). Но, как показало время, именно R-71 оказался наиболее удачным, в том числе и потому, что хорошо подходил для дальнейшей модернизации.

Поначалу выпуск советского армейского мотоцикла с коляской развернули в Москве, но осенью 1941 года (после стремительного продвижения немецких войск к столице) производство решено было перенести на Урал. Первый эшелон с оборудованием прибыл в Ирбит 19 ноября 1941 года. Станки разместили на площадях бывшего… пивоваренного завода. А спустя всего три месяца — 25 февраля 1942 года — была выпущена первая партия машин.


Первые ирбитские мотоциклы мало отличались от своего немецкого прототипа: у них был, по сути, тот же оппозитный двухцилиндровый двигатель объёмом 746 кубических сантиметров, развивающий мощность в 22 лошадиные силы. Благодаря нижнему расположению клапанов в цилиндрах он здорово тянул на «низах», преодолевал любое бездорожье. Те немногие изменения, что появились, были продиктованы условиями производства и эксплуатации машин: на М-72 спицы колёс стали толще, бензобак вмещал не 14 литров бензина, как у немецкого мотоцикла, а 22.

Снижение производства

— Я, когда был в Японии, на , побывал в их музее мотоциклов. Так вот там очень хорошо заметно, как с середины 70-х годов они резко рванули вперёд. А мы в то время как раз затормозили. Нас сильно ограничивали в новых материалах. Если капиталисты уже делали титановые рамы, то мы об этом даже мечтать не могли, — говорит Николай Воложанин (а ведь крупнейшее в мире предприятие по производству титана — «ВСМПО-Ависма» — расположено в Свердловской области — в Верхней Салде).

Затормозили свердловчане не от того, что не было технических идей. Они были — да ещё какие! Но тогда мотоциклов с коляской в свободной продаже не было, спрос на них сильно опережал предложение. Наверное, кто-то в верхах посчитал, что при таком раскладе тратить деньги и ресурсы на модернизацию ни к чему. Характерный пример — судьба лучшего мотоцикла Ирбитского завода М-73. Для 1980 года, когда он был создан, это была передовая разработка.

— Я сам испытывал этот мотоцикл, — говорит Александр Буланов. — Удивительная машина: мощный 750-кубовый двигатель, электрозапуск, тормоза с гидравлическим приводом. Более десятка авторских изобретений было получено специалистами завода при создании этой модели. Испытали, получили добро на серийное производство. Но для выпуска новинки на первые пять лет требовалось 4,8 миллиона рублей. Завод их так и не получил, хотя ежегодно давал чистой прибыли более 20 миллионов рублей. М-73 так и не пошёл в серию…


Миллионный мотоцикл ирбитчане выдали в 1975 году, двухмиллионный — в 1985-м, трёхмиллионный — в 1993-м. Самое большое количество мотоциклов — 131 тысяча — было выпущено в 1992 году. Дальше пошло снижение производства: 1993 год — 121 тысяча, 1994 — 68 700, 1995 — всего 11 700. Почему так произошло?

— Главная причина — не стало потребителя, — говорит Николай Воложанин. — Когда в начале 90-х годов отпустили цены, а зарплаты упали, сельским труженикам и жителям малых городов уже было не до покупки нового мотоцикла, большинству на жизнь денег не хватало.

Интересные факты

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.
Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.
Внешние изображения
Мотоциклы «Урал» в Ираке

  • В 2002 году Республиканская гвардия Саддама Хусейна заказала 2000 мотоциклов «Урал» с колясками для осуществления своей оборонительной стратегии, основанной на тактике высокой мобильности. Официально мотоциклы предназначались для иракского Министерства здравоохранения и Министерства сельского хозяйства. Было поставлено около 1500 мотоциклов до начала войны в Ираке в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», вызвавших большую заинтересованность среди военных и населения. Однако после свержения режима Саддама Хусейна Государственная транспортная компания Ирака, заключившая договор о поставках мотоциклов, вынуждена была искать других покупателей. По словам иракцев мотоциклы с коляской хорошо приспособлены для передвижения по городу и бездорожью. В связи с непрекращающимся насилием и опасностью попасть в любой момент под обстрел на улице, иракцы приваривают дополнительную защиту на уязвимые места и коляску «Уралов» и устанавливают на мотоцикл пулемёт. Представители американского командования в Ираке не раз выражали обеспокоенность в связи с появлением таких мотоциклов с пулемётами у иракских повстанцев.
  • В съёмках фильма «Призрачный гонщик 2» принял участие российский мотоцикл Урал нового поколения.
  • В декабре 2013 года на последнем этапе эстафеты олимпийского огня зимних олимпийских игр 2014 года в городе Каменск-Уральский 11-кратный чемпион России по мотокроссу Евгений Щербинин провёз факел на мотоцикле «Урал», а 8 февраля 2014 года 20 мотоциклов «Урал» приняли участие в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.
  • В ноябре 2022 Бренд «Урал» представил прототип — электрического мотоцикла «Урал» с коляской. Прототип создан на базе существующего шасси сТ с приводом на одно колесо. Мотор, батарея, контроллер и другие компоненты — от известного американского производителя электробайков Zero Motorcycles. Позднее руководство производителя раскрыло некоторые планы по поводу электрического проекта.

Народный мотоцикл: история успеха

В 1955 году военный заказ был передан Киевскому мотоциклетному заводу (тот выпускал машины под маркой «Днепр»). Уральцам не оставалось ничего другого, как переключиться на гражданских потребителей. И именно в этом сегменте рынка ирбитские мотоциклы добились невероятного успеха. Первой гражданской моделью была М-72М.

— Это была настоящая рабочая лошадка. В деревнях, малых городах этот мотоцикл в прямом смысле выполнял функцию лошади: копну сена или мешки с картошкой привезти — пожалуйста, на рыбалку — легко. Вёз куда угодно! — рассказывает Александр Буланов.


Поначалу ирбитские мотоциклы не имели своей марки — только буквенные обозначения. Первой машиной с именем была модель М-61 — она называлась «Ирбит».

И только в 1961 году, когда вышла модель М-62, у ирбитских мотоциклов появилось название «Урал». Тогда же развернулось широкосерийное производство мотоциклов.

— Самой массовой нашей моделью за все годы был, наверное, мотоцикл М-63. Он выпускался 8 лет: с 1963-го по 1971-й, — рассказывает бывший директор завода Николай Воложанин.

Николай Воложанин

Николаю Ивановичу в этом году исполнится 80 лет. Он — живая легенда Ирбитского мотозавода, дважды был его директором. В первый раз — с 1979-го по 1983 год, а второй — на излёте славы предприятия, с 1987-го по 1995-й. У него самого было три «Урала», на которых он участвовал в дальних пробегах.

Самый знаменитый из них состоялся в 1968 году. Тогда команда ирбитчан ездила на международный слёт, как бы сегодня выразились, байкеров, который проходил в Италии. Из Ирбита, по воспоминаниям Николая Воложанина, на восьми мотоциклах местного производства выехали девять работников мотозавода. До итальянской Перуджи, где проходил слёт, и обратно добирались 50 дней, проехали 11 тысяч километров — и практически без поломок. Наверное, тогда «заграница» и увидела впервые мотоцикл «Урал». Как рассказывал Николай Иванович, даже в компании с именитыми собратьями «Урал» смотрелся неплохо. Техническое отставание ирбитского мотоцикла началось позже…

Особенности мотоцикла

Прежде всего, Урал Вояж выпускался для любителей поездок на дальние расстояния – технические параметры мотоцикла позволяли ездить по всей стране, при этом наличие серьезных поломок практически исключалось. Возможность завести мотоцикл с кнопки и надежные дисковые тормоза – в те времена для рядового мотоциклиста подобные особенности были из области фантастики.

Электростартер очень пригодился при эксплуатации мотоцикла в условиях города, кроме этого, улучшенная оптика фары позволила мотоциклистам с большим комфортом передвигаться в ночное время суток. Седло мотоцикла Урал Вояж обеспечивало удобство водителя и пассажира – даже после длительных поездок «пятая точка» не давала о себе знать.

Цена мотоцикла Урал Вояж оказалась доступной большинству мотолюбителей: приобретали данную модель из-за существенного запаса мощности, а также возможности быстрого разгона. Несмотря на брутальный внешний вид и неплохие технические параметры, Урал Вояж имел один серьезные недостаток – прокладка электропроводки мотоцикла на заводе оставляла желать лучшего.

Кроме этого, при перегрузках мотоцикла некоторые элементы конструкции могли попросту отваливаться на ходу, поэтому перед выездом требовалась регулярная протяжка основных болтов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]