Rate this post
Тяжелые мотоциклы с коляской стабильно пользовались высоким спросом у государственного аппарата. Первым и самым крупным заказчиком являлась советская армия, заказчиком номер два была милиция. Для объезда городских кварталов и парков сотрудникам патрульно-постовой службы выдавали мотоциклы Урал. На этой технике осуществлялось и патрулирование автомобильных дорог. Так продолжалось до середины 70-х годов, после чего следователей и оперативников стали пересаживать на более комфортный транспорт – автомобиль. Недостаток мотоцикла был в том, что милиционерам приходилось укрощать непростой в управлении мотоцикл с коляской на скользком асфальте, а зимой еще и ездить верхом в любой мороз и по любому гололеду. С переходом за руль автомобиля эти недостатки были устранены. Однако мотоцикл Урал запомнился долгими годами службы, не раз выручая инспекторов ГАИ и сотрудников милиции в непростых ситуациях. В чем заключалась главная особенность Урала?
Техническая характеристика мотоцикла Урал М-66
Габаритные размеры, мм | |
длина | 2420 |
ширина | 1640 |
высота | 1100 |
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм | 1100 |
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм | 150 |
Колея, мм | 1130 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 |
Масса, кг | 320 |
Максимальная нагрузка, кг | 255 |
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л | 5.8 |
Двигатель | |
Тип | Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением |
Рабочий объем, см3 | 650 |
Диаметр цилиндра, мм | 78 |
Ход поршня, мм | 78 |
Степень сжатия | 7 |
Максимальная мощность, л.с. | 32 |
Максимальная мощность, кВт | 23,5 |
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. | 5600-5900 |
Максимальный крутящий момент. Нм | 48 |
Карбюратор | К-301 Б |
Воздухоочиститель | Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой |
Трансмиссия | |
Сцепление | Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон |
Карданная передача | Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках |
Главная передача | Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число — 4,62 |
Коробка передач | Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно |
Электрооборудование | |
Система зажигания | Батарейная |
Напряжение, В | 6 |
Аккумуляторная батарея | 3МТ-12 |
Генератор | Г-414 |
Реле-регулятор | РР-302 |
Прерыватель-распределитель | ПМ302 |
Катушка зажигания | Б201 |
Ходовая часть | |
Рама | Трубчатая двойная закрытого типа |
Подвеска переднего колеса | Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия |
Подвеска заднего колеса | Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте |
Ход переднего колеса, мм | 140 |
Ход заднего колеса, мм | 90 |
Размер шин, дюйм | 3,75-19 |
Тормоза | Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе |
Заправочные объемы | |
Топливный бак, л | 20 |
Картер двигателя, л | 2,3 |
Картер коробки передач, л | 1,2 |
Картер главной передачи, л | 0.13 |
Воздухоочиститель, л | 0.125 |
moto032.blogspot.com
Двигатель: 2-цилиндровый
МОТОЦИКЛ УРАЛ М72
К началу Великой Отечественной потребность Красной Армии в тяжёлой мотоциклетной технике не была в достаточной степени удовлетворена. В первую очередь это казалось качественных показателей.
Стоявшие на вооружении ТИЗ-АМ600,ПМЗ-А750 быстро устаревали и не отвечали всё более возраставшим требованиям. К примеру, ТИЗ с прицепной коляской в условиях бездорожья показал себя чрезвычайно слабо.
В начале 1940 г. в Москве было созвано совещание военных и гражданских специалистов по мотоциклам и представителей заводов. Военные потребовали немедленно освоить выпуск более мощного мотоцикла.
В качестве образца был взят немецкий БМВ-Р-71, один из самых мощных мотоциклов немецкой армии тех лет. Из Германии (по другой версии — из Швейцарии) были доставлены несколько экземпляров Р-71 и передали их на Московский мотоциклетный завод (ММЗ), где и был освоен выпуск новой марки M-72. Мотоцикл был оснащён телескопической передней вилкой, оппозитным двигателем мощностью 22 л.с. Привод на заднее колесо осуществлялся с помощью карданного вала.
Весной 1941 года опытные образцы M-72 продемонстрировали в Кремле представителям командования Красной Армии. Сборка велась на Московском автозаводе имени Сталина (ЗиС), а после эвакуации завода в г. Миасс некоторое время M-72 отправлялись на фронт с конвейера Горьковского автомобильного завода (ГАЗ).
Осенью 1941 года завод был эвакуирован в Ирбит, где выпуск мотоцикла продолжался всю войну и после неё, вплоть до 1961 года M-72 широко использовался как в действующей армии, так и в тылу, зарекомендовав себя надёжным и безотказным. Позже раму и двигатель этого мотоцикла использовали для создания новой модели М-63 и семейства мотоциклов «Урал».
Это первая машина, выпущенная Ирбитским мотоциклетным заводом и пожалуй самая легендарная . Выпуск мотоциклов M-72 начался в 1941 году в комплектования техникой мотоциклетных частей РККА. Образом для создания стал немецкий мотоцикл БМВ-R71, отлично зарекомендовавший себя в частях вермахта. M-72 пользовался отличной репутацией. Он имел хорошо мягкую подвеску колес ,уравновешенный мотор, высокую надежность. Эта машина была желанной для многих мотоциклистов нашей страны , но к сожалению недоступной. Эти мотоциклы поставлялись в армию и милицию и лишь только с 1954 года стали поступать в открытую продажу.
МОТОЦИКЛ УРАЛ M-72
Двигатель мотоцикла имел оппозитное расположение цилиндров, и это обеспечивало ему хорошую уравновешенность, а также низкий центр тяжести всего мотоцикла. Он лежал на высоте 592 мм.
Вспомогательные узлы (генератор, прерыватель, маслонасос) на мотоцикле приводились шестернями, чугунные цилиндры были покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые.
Особенностью являлось, что шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. В связи с этим левый цилиндр (по ходу движения машины) был смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. С целью уменьшения длины картера двигателя, коленчатый вал на M-72, как и у его прототипа -БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Естественно M-72 не был идеальной машиной. Он имел и ряд недостатков. Так, опережение зажигания устанавливалось вручную, два карбюратора трудно было отрегулировать на синхронную работу, сетчатый воздушный фильтр недостаточно хорошо очищал поступавший в двигатель воздух, и это приводило к быстрому износу цилиндров. Изначально мотоцикл имел однодисковое сцепление, но 1946 году завод отказался от него в пользу двухдискового. Позже, было принято решение изменить передаточное число главной передачи с 3,89 на 4,62.
В результате – был получен безусловный выигрыш в тяговом усилии , за счет небольшой потери скорости и экономичности.
В 1956 году была выпущена усовершенствованная модель M-72М. Но перед эти в существующую модель был внесены ряд изменений :внедрен двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный, вместо реле-регулятора РР-1 стал устанавливаться новый прибор РР-31. Затем усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, неизменной. Не менялась на протяжении всех лет выпуска M-72 конструкция карбюратора К-37, размер шин (3,75-19) и ряд других узлов. Как уже было, сказано выше 1956 года ИМЗ перешел на модель M-72М. Ее главное отличиями от предшественника являлись: в двигателе — замена переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). Ходовая части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток был поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Также мотоцикл получил новую коляску.
Завод также выпускал небольшими партиями, созданный специально для спортивных клубов кроссовым мотоцикл M-72К: облегченный, с форсированным двигателем. Характерными чертами модели были шины с кроссовым протектором, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, передняя вилка без фары, герметичные системы электрооборудования. Венцом же развития модели M-72 стал выпуск модели К-750. Его двигатель оснастили новыми головками цилиндров: изменилась форма ребер и выросла степень сжатия. Иной стала передняя крышка двигателя с сапуном.
На поршне появилось по два маслосъемных кольца, для лучшего охлаждения на масляном картере сделаны ребра. Была изменена подвеска заднего колеса: она стала маятниковой пружинной с телескопическими гидравлическими амортизаторами.
На части машин был внедрен автомат опережения зажигания и бумажный элемент в воздушном фильтре. Вместо коробки передач типа M-72 на машины стала устанавливаться модернизированная, изменилась и передняя вилка: она стала телескопической с гидравлическими амортизаторами двойного действия и увеличенным ходом колеса. Выпуск же модели осуществлялся до начала 80-х годов.
Техническая характеристика мотоцикла Урал М-72
Габаритные размеры, мм длина 2420 ширина 1650 высота 1000 База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1000 Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 110 Колея, мм 1130 Максимальная скорость, км/ч 85 Масса, кг 380 Максимальная нагрузка, кг 300 Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 6 Двигатель Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением Рабочий объем, см3 750 Диаметр цилиндра, мм 78 Ход поршня, мм 78 Степень сжатия 5,5 Максимальная мощность, л.с. 22 Максимальная мощность, кВт 16,2 Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4600-4900 Максимальный крутящий момент. Нм 45 Карбюратор К-37 Воздухоочиститель Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой Трансмиссия Сцепление Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон Карданная передача Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках Главная передача Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число — 4,62 Коробка передач Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно Электрооборудование Система зажигания Батарейная Напряжение, В 6 Аккумуляторная батарея 3МТ-7 Генератор Г-11 Реле-регулятор РР-330РР-30 или РР-31 Прерыватель-распределитель ПМ05 Катушка зажигания КМ-01 Ходовая часть Рама Трубчатая двойная закрытого типа Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия Подвеска заднего колеса Пружинная Ход переднего колеса, мм 80 Ход заднего колеса, мм 60 Размер шин, дюйм 3,75-19 Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе Заправочные объемы Топливный бак, л 22 Картер двигателя, л 2 Картер коробки передач, л 0,8 Картер главной передачи, л 0.15 Воздухоочиститель, л — Мотоцикл Урал М-72
Именно эта модель мотоцикла Урал М–72 снискала себе заслуженную любовь и уважение, у советских людей начиная от рядовых тружеников колхозных полей до известного любителя скорости и быстрой езды Василия Сталина.
Именно эта модель М–72 участвовала в боевых действиях на фронтах Великой отечественной войны от Берлина до Северной Кореи. А на последнем надо сделать отдельный акцент.
Во второй половине 1945 года СССР верный союзническим отношениям, после окончания боевых действий на Европейском театре военных действий перебрасывает части Советской Армии на Дальний Восток для борьбы с милитаристской Японией.
Японская армия на протяжении всей Второй Мировой войны держала на границах с СССР миллионную Квантунскую группировку и имела хорошо эшелонированную линию обороны.
В тот период Советская Армия представляла собой армию – победительницу! Эта была самая мощная армия в мире, имевшая огромный опыт боевых действий, передовое по тем временам вооружение и полностью моторизованная от гужевой тяги до американских грузовиков Студебеккер, а это не ЗИС–5 с деревянной кабиной и наши мотоциклы Урал М–72! Которые, как и немецкие BMW – R71 могли нести на коляске пулеметы, огнеметы, противотанковые ружья и легкие минометы.
Достаточно отметить, что именно с такой техникой был совершен знаменитый переход нашей армии через Гоби и Хинган!
Итак, Урал М-72 разработан на базе немецкого мотоцикла BMW R71 в 1941 году. На мотоцикл можно было установить противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М». И М-72 стал основным армейским мотоциклом. В процессе производства постоянно модифицировался и совершенствовался.
А с 1954 года мотоциклы Урал М–72 поступают в открытую продажу. Пользовался М-72 славной репутацией. За хорошо уравновешенный мотор, за мягкую подвеску колес, за высокие надежность и долговечность.
Машина была, поэтому желанной для многих мотоциклистов нашей страны и… недоступной для частного владельца. Эти мотоциклы поставлялись в армию, милицию, некоторые организации и только с 1954 года стали поступать в открытую продажу.
Причина любви советских людей к этому мотоциклу – неприхотливость, выносливость, доступность в ремонте, мощность, грузоподъемность.…
Да, Урал, никогда не относился к скоростным мотоциклам, а от него этого и не требовалось и если одиночный вариант мотоцикла шел по улице, то работа мотора была едва слышна; двигатель работал на малых оборотах очень нежно и плавно из-за низкой степени сжатия (5,5 единицы), нижнего расположения клапанов, широкой фазы газораспределения и отличной эластичность мотора.
Конечно, объективности радо нельзя не отметить тот факт, что Урал М–72 и другие – это наследники BMW – R71.
Поэтому опять история создания нашего героя: выпуск мотоциклов М-72 начался в СССР в 1941 году, конечно же, для поставок частям Красной Армии.
Руководство Советского Союза понимая, неизбежность большой войны, следило за модернизацией немецкой армии, а наибольшей популярностью вероятного противника в гитлеровском вермахте был БМВ R71.
Выпуск мотоциклов промышленность начала в 1941году заводом – первенцем стал Московский велосипедный завод, который и выпускал мотоциклы до 1951 года. Смежниками – поставщиками были ЗИС (ЗИЛ) – двигатели; КПП – КИМ (АЗЛК); коляски – ГАЗ.
Тогда же была открыта вторая сборочная линия по производству мотоциклов в Харькове – двигатели поставлял Киевский завод медицинских инструментов. А третьей линией был Ленинградский .
С началом войны, Московский велозавод ( мотозавод; ММЗ) был эвакуирован глубоко в тыл в Ирбит. Одновременно расширена сборка мотоциклов в Горьком, .
Различий в конструкции или эмблемах у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало.
И. Дюмулен – преподаватель Академии моторизации и механизации Красной Армии активно выступал за создание мотоциклов типа BMW R71, но согласно пресловутому пакту о не нападении Риббентропа – Молотова фашистская Германия числилась в друзьях и талантливый инженер был причислен к «врагам народа», затем расстрелян.
Дело в том, что фактор высокой подвижности частей вермахта на автострадах и проселочных дорогах давала фашистской армии свободу маневра.
Многие наши специалисты задолго до начала войны выступали за широкое внедрение мотоциклов в армии. Но все же благодаря усилиям И. Дюмулена в 1940 году началась широкая подготовка производства и выпуска армейских мотоциклов.
И через третьи страны закупили образцы БМВ-R71, на базе московского создали опытное производство с КБ, которое возглавил Н. П. Сердюков.
А задачи стояли серьезные: техническая документация отсутствовала (на немецких мотоциклах стояла дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка, карданная передача, питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора, на главной передаче немецкого мотоцикла стояли конические шестерни изготавливаемые по системе «Глисон»), поэтому опытные образцы разбирались до винтиков, стандартизировались, устанавливались допуски на размеры и параметры термообработки и т.д.
И коллектив Н.П. Сердюкова великолепно справился с этой задачей. Хотя сложностей хватало: на БМВ рама сваривалась из цельнотянутых труб переменного сечения (эллиптическое переходило в круглое). Для этого советским трубопрокатчикам пришлось осваивать новую для себя продукцию.
Технологически сложности возникли и с отливкой картеров из алюминиевого сплава и КПП. В середине 1942 года из-за нехватки алюминия пришлось отливать детали из чугуна. Алюминий был тогда дефицитом. Он использовался для авиационной промышленности, а остальных отраслях господствовал чугун.
В конце концов, все три завода освоили выпуск мотоцикла, который получил маркировку М-72. Так или иначе, конструкция имела революционное решение для тогдашней советской техники! Это дуплексная рама; ножное переключение передач; пружинная подвеска заднего колеса, и телескопическая передняя вилка, и карданная передача, и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора.
Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У машины М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей.
Основное КБ переехало тоже из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели — С. И. Карзинкин, Б. В. Зефиров.
Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ), начал свою деятельность 17 ноября 1941 года. Когда в г. Ирбит прибыла группа инженеров из Москвы (ММЗ) под руководством Ф.М. Ломакина.
Но, Qnod licet lovi, non licet bovi (лат.) – Что позволяется Юпитеру, то не позволено быку.
Конечно, как нельзя изобрести вечный двигатель, создать универсального солдата и пересечь Вселенную Урал М – 72 при всех своих достоинствах имел и недостатки, например, зажигание, устанавливалось вручную, оба карбюратора трудно синхронно отрегулировать, воздушный фильтр часто засорялся, часто ломались спицы, при езде с коляской было достаточно неудобно переключать передачи коротким рычагом…
В 1946 году однодисковое со сцепление заменяется на двухдисковое, а передаточное число с 3,89 на 4,62. Это приводит к потери скорости, но сильно увеличивает мощность. С 1948 года в узлы задней части рамы начали вваривать усилительные косынки.
Но инженеры постоянно усовершенствовали мотоцикл, выпуская все более модернизированную технику. Работы велись на всех заводах: Ирбитском, Киевском, Горьковском…
В1956 года ИМЗ выпускает М-72М. У этой машины с 1955 года в двигателе происходит замена подшипника распредвала со втулки на шариковый, усилена рама, усовершенствован редуктор главной передачи, усилены колеса, создана новая коляска.
Специально для автогонок создаются новые модели мотоциклов: верхнеклапанные дорожно-гоночные модели М-75, М-75М и М-77. Несмотря на многочисленные эволюции базовой конструкции, нижнеклапанный двигатель, развитый из БМВ-R71, к началу 80-х годов окончательно устарел и через почти четыре десятилетия был снят с производства.
С ним закончилось и поколение отечественных мотоциклов, начавшее жизнь в 1941 году. В Китае же до сих пор сохранен выпуск машин М-72 по советской технической документации. Они называются «Чжанг-Сянг» и даже идут на экспорт. А с 1953 года «Уралы» поступают на экспорт в страны латинской Америки, Скандинавию, Францию и Испанию, Голландию и Швецию. Советская техника надежна и популярна, а в отношении цена – качество продажи превышают американские «Harley-Davidson». На рубеже тысячелетий на ИМЗ появляется новая модель мотоцикла ИМЗ – 8.1030, которая обращает на себя внимание Министерства обороны РФ, возобновлен экспорт техники за рубеж, что само по себе говорит о возрождении былой славы и величия отечественный мотоциклов, теперь уже под брендом «Урал мото».
Искуственное зачатие
Как и во все времена, гонка вооружений подстегивала промышленность на неординарные решения. Германия конца тридцатых годов по части технологий шагала »впереди планеты всей». И, как ни странно, уже в разгар Второй Мировой советским инженерам удалось совершенно легально ознакомиться с лучшими экземплярами техники Вермахта. Они попробовали »на зубок» и бронетехнику, и самолеты, и дорогие нашему сердцу двухколесные аппараты. Глубочайший им поклон, ведь именно тогда и началась история Советского оппозита…
Начало было положено еще в 30-х годах, когда мотоцикл был наиболее доступным транспортным средством для среднего гражданина Германии. К тому же государством весьма поощрялось участие предприятий в спортивных соревнованиях, работающих на имидж Великой Германии. Единичные экземпляры спортивной техники позволяли опробовать технические новинки в экстремальных условиях, отбирая лучшее, и даря жизнь совершенству. Гитлеровская Германия в предвоенные годы имела серьезное преимущество перед ведущими мотодержавами. Кажущиеся совершенными, штампованные рамы мотоциклов BMW 20-30-х годов потеряли свою актуальность с появлением дуплексных трубчатых рам. Единственным плюсом “штамповки” оставалась ее низкая себестоимость. Сегодня на многих хроникальных снимках военных лет доминируют именно они, модели со штампованными рамами. Но это издержки военного времени, и вряд ли этот опыт можно назвать положительным. Итак, в 1936 году появился мотоцикл BMW R5, а годом позже, в 1937 — модель R6. При беглом взгляде отличить их между собой достаточно сложно. Различались они силовым агрегатом. Движок R5 очень напоминает современный »Ураловский» — та же верхнеклапанная схема, только с двумя распредвалами, и аккуратные клапанные крышки. Двигатель же R6 похож на »Касиковский» нижнеклапанник — с мощными чугунными цилиндрами и характерными ребристыми головками. Мотоциклы обладали прекрасной (по тем временам) передней вилкой с регулируемой жесткостью, но отсутствие задней подвески привело к появлению уже в 1938 году нового модельного ряда — BMW R51, R61, R66 и R71. По сути, это были те же мотоциклы, но уже оборудованные задней свечной подвеской. Спортивная модификация одного из них — компрессорная »пятисоткубовка» (498 см3, гонщика Георга Мэйера »Kompressor Type 255» 1939 года), была способна развить скорость в 210 км/час (!). Мощность двигателя этого мотоцикла была равна 55 л.с. Единственное, что сдерживало возможности этих мотоциклов — торчащие в стороны цилиндры, ограничивающие маневренность на больших скоростях. Поэтому основными достижениями оппозитов от BMW стали рекорды скорости на прямой, а так же состязания »колясочников». У гражданских версий показатели были поскромней (R51-24 л.с., R61-18 л.с., R66-30 л.с., R71-22 л.с.), но это не умаляло их достоинства перед конкурентами. Странное же соотношение мощности обуславливалось конструкцией более совершенных двигателей R51 и R66, в сравнении с более примитивными R61 и R71. В целом же вся линейка этих мотоциклов грациозна, и избавлена от всего лишнего. Достаточно поставить рядом Харлеевский WLA, и преимущество BMW станет очевидным — законченность линий, минимум конструктива, максимум результата (вспомните постоянную лужу масла под Харлеем). Одна только передняя вилка дает немцам отрыв на двадцать лет вперед! Этот результат, возможно, стал следствием постоянной конкуренции BMW с Zundapp. Два монстра шли параллельно, буквально »ноздря в ноздрю», по очереди вырывая пальму первенства друг у друга, и выдавая »на гора» очередные мотошедевры. Военная политика Германии корректировала амбициозные планы руководства BMW, и производство этих красавцев в 1941 году было свернуто, в пользу более дешевого R12 — наиболее распространенного мотоцикла Второй Мировой войны, выпускавшегося до 1942 года, и выпускавшейся до 1944 года BMW R75, знаменитой »Сахары» — легенды германской мототехники. Достоинством первой была простота изготовления, и, как следствие, низкая себестоимость. Достоинством второй — невероятное совершенство конструкции, хоть и в ущерб цене. Но хорошее не забывается. Уже в 1950 году производство модернизированной версии R51 — BMW R51/2 было возобновлено. Началась эра настоящего европейского мототурера, во многом предопределившая концепцию мотодвижения в Западной Европе, а позже и на территории СССР. В 1951 началось производство BMW R67 (594 кубовая модификация). На R51 основным изменениям подвергся двигатель. Были установлены другие карбюраторы (Bing, 22 мм, против Graetzin 24мм), система зажигания Noris Magnet, цилиндры двигателя стали походить на »Сахаровские». В 1951 году появился BMW R51/3, движок которого стал еще более »облизанным», изменилась конструкция воздушного фильтра. Передняя вилка получила »модерновые» резиновые гофры. Модель же 1955 года, наконец, обрела хорошо нам известную маятниковую заднюю подвеску, где карданный вал проходил сквозь одно из перьев маятника. Передняя подвеска также получила маятниковый рычаг (такой встречается на отдельных модификациях нашего »Днепра»), хотя через некоторое время телескопическая передняя вилка все же вернулась на свое законное место. Изучая архивные фотографии, трудно не заметить, что Советский мотопром по лестнице развития тяжелых мотоциклов шел буквально рука об руку с Германией. На архивных фотографиях экспериментальные образцы Киевского мотозавода как близнецы-братья похожи на своих немецких “родственников”. Так какая же модель стала прообразом советского мотоцикла? Больше других внимание советских инженеров привлекла отшлифованная до совершенства конструкция мотоцикла BMW-R71, хотя пиком творения мастеров BMW назвать его вряд ли можно. Более желанным приобретением мне бы виделся BMW R66 из той же линейки, с более совершенным (хоть и менее кубатурным), и более мощным (30 л.с.) “сердцем”. Но, видимо, при внешнем сходстве мотоциклов, двигатель R-71 все же был дешевле в изготовлении, более прост конструктивно и был тихоходен, но тяговит (это важно при эксплуатации мотоцикла с коляской), это и повлияло на окончательный выбор. Оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести мотоцикла, и вместе с тем, обладающий весьма приличной мощностью в 22 “лошади”. Дуплексная трубчатая рама (с использованием труб переменного сечения) обрела прекрасные характеристики по сравнению со штампованной из листа, как на мотоциклах предыдущих моделей BMW. Совершенная передняя вилка с гидравлическими амортизаторами. Карданный привод заднего колеса, снабженного свечной подвеской, уменьшающей неподрессоренные массы… И еще целый ворох приятных вещиц заставили “положить глаз” на эту модель BMW. На территорию СССР была завезена техническая документация и несколько экземпляров мотоцикла BMW-R71, один из которых был разобран для детального исследования. Конструкция оказалась полной совершенства, и инженеры вновь созданного на базе московского ‘ конструкторского бюро по тяжелым мотоциклам, возглавляемого Сердюковым Н.П. (который получил неоценимый опыт и знания непосредственно на заводе BMW), решили не вносить особых изменений в мотоцикл. Что подверглось »русификации», так это электрооборудование и топливный бак, который “потолстел” с 14 до 22 литров, ведь в Красной Армии мотоцикл обязательно комплектовался боковым прицепом — коляской, а это увеличивало расход топлива. Интересный факт: в сравнении с BMW, советский аналог получился на 33 кг тяжелей (220 против 187 кг.). Что, кроме бака, других ободьев колес и спиц повлияло на эту величину? Вероятно, не зачищенные сварные швы и некачественное литье с нелицеприятной облудой. Так или иначе, первый Советский BMW решено было назвать М-72. »М» — это, скорее всего, обозначение транспортного средства: »Мотоцикл», а 72 — следующая за 71 цифра, ведь у BMW-то — R71. От промышленников требовалось в максимально короткие сроки освоить производство мотоцикла. Поэтому решено было создать некую кооперацию, где сразу несколько предприятий участвовали бы в процессе изготовления М-72. Первым стал Московский велозавод, с началом выпуска М-72 получивший название Московский мотоциклетный завод (ММЗ). Мощностей завода не хватало для всего цикла производства, поэтому изготовлением двигателя занимался небезызвестный ЗиС, а коробкой передач — ‘ — КИМ, более знакомый, как АЗЛК. Весь процесс налаживания производства с нуля занял всего один год. Даже для сегодняшнего дня этот показатель достоин восхищения. С января 1941 года на ММЗ началось производство М-72. Интересный факт: аналогичное производство было развернуто и в Ленинграде, при участии ‘, а с августа 1941года — в Харькове, на ‘ (в кооперации по двигателю с Киевским заводом, бывшим заводом медицинских инструментов). Готовилась “великая мотоциклизация” всей страны. И то, что географически несколько производств были практически равноудалены от границы СССР с буржуйским Западом, говорило о том, что страна активно готовилась к войне, инициативу в которой явно оставляла за собой. С самого начала производства мотоциклов М-72 (еще до начала Великой Отечественной) их различными модификациями комплектовались отдельные мотоциклетные полки Красной Армии. Нападение немецких войск на СССР вызвало массовую эвакуацию предприятий вглубь страны. Новыми мотостолицами Со- ветского Союза стали города Горький и Ирбит. “Великомученик” М-72 собирался буквально под открытым небом. Горьковский ‘ в июле 1941 года принял эвакуированные Ленинградский (ЛМЗ), а в октябре — Харьковский (ХМЗ) мотозаводы. Ирбит принял московское производство ММЗ в декабре сорок первого года, а уже 25 февраля 1942 года первая партия мотоциклов от- правилась на фронт. Во время войны Ирбитские инженеры даже позволили себе модернизировать отдельные узлы. Самая значимая модернизация — появление двухдискового сцепления, изменение конструкции крепления колеса коляски (ранее оно было консольным, но, в отличие от BMW, именно на наших М-72 постоянно летела ось колеса). Так же велись работы над приводом колеса коляски (опытный М-73). Выбор Советских инженеров был »попаданием в десятку». Несмотря на приложенные к мотоциклу »славянские» руки, он оставался BMW до мозга костей. Распознать в М-72 первых выпусков отличия от BMW R-71 сможет только специалист. Разве что »пузатый» бак выдаст тайну происхождения, да клеймо на картере двигателя. Все: от карбюраторов до крыльев — как у близнецов. Хотя на сварные швы рамы все же наложен советский отпечаток, и как следствие — появление косынок-усилителей на М-72 более поздних выпусков. Советский оппозит хорошо зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной войны. Поэтому и после войны производство М-72 продолжалось на двух заводах: на уже известном нам ИМЗ, и на переехавшем в 1949 году в Киев, с ликвидированного Горьковского мотоциклетного завода, производстве — ныне легендарном КМЗ. Правда, Киев не был сразу готов к полноценному производству новой для себя продукции, и начинал с двигателей и КПП, а экипажную часть поставляли из Ирбита. По мере расширения производства КМЗ постепенно отказался от помощи Ирбитского мотоциклетного, а в середине пятидесятых решился на кардинальные перемены. Коляска получила торсионную подвеску колеса, подвешенного консольно, все колеса получили литые алюминиевые ступицы, а передняя вилка приобрела рычажную конструкцию. Мотоцикл прибавил к своему названию букву »М» — модернизированный. Появилось несколько модификаций, но был необходим более радикальный шаг. Ограничиваться мелкой доводкой конструкции в годы социалистических соревнований было неразумно. И к производству была подготовлена модель с новой маятниковой подвеской заднего и переднего колес — мотоцикл К 750, оснащенный двигателем в 26 л.с., унаследовавший добрую славу своего достойного предка. Мотоцикл М72, или, как его называли — »эмка», с легкой руки руководства СССР выпускался и в Китае под маркой Chang Jiang M72, и отличался от нашего светотехникой, наличием бардачка слева сзади, другим передним крылом и дефлекторами защиты ног водителя, украшенными выдавленными в металле иероглифами. Сколько было выпущено экземпляров мотоцикла М72, однозначно сказать тяжело, даже данные о производстве периода Великой Отечественной войны в разных источниках — разные, от 7000 до 10000 штук. В архиве Василия Панкратова мы перерыли немало редких изданий, но количество выпущенных М-72 сильно колеблется из-за разрыва в производстве и нескольких производителей этого мотоцикла. Реставрационная мастерская Панкратова, обладающего огромной библиотекой архивных материалов, вернула к жизни немало уникальных образцов мототехники, воссоздавая все с первозданной точностью. И теперь мы имеем возможность прикоснуться к истории мотоцикла, открывая для себя новые факты создания этих машин. Благодаря возросшему интересу к старым моделям мотоциклов, некоторые из них по сей день можно встретить на дорогах, как в оригинальном состоянии, так и в образе Easy Rider, но одинаково любимых своими хозяевами. От редакции: отдельная благодарность Василию Панкратову — коллекционеру и реставратору старинной авто-мото техники, любезно предоставившему технику для фотосессии, и материалы из личного архива для создания этой статьи.
журнал МотоДрайв: https://www.motodrive.com.ua/content/Iskustvennoe_zachatie.html
Автор: Анатолий Еремеев Фото: предоставлены автором
Мотоцикл М-72M
В 1956 году была выпущена усовершенствованная по сравнению с М-72, модель M-72М. Но перед эти в существующую модель был внесены ряд изменений: внедрен двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный, вместо реле-регулятора РР-1 стал устанавливаться новый прибор РР-31.
Затем усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, неизменной. Не менялась на протяжении всех лет выпуска M-72 конструкция карбюратора К-37, размер шин (3,75-19) и ряд других узлов.
С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М
. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.
Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.
Мотоцикл М-72К
Для спортивных клубов небольшими партиями выпускался кроссовый мотоцикл М-72К
: облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов.
Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен.
Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой.
Технические данные и характеристики мотоциклов Урал
Габаритные размеры, мм | |
длина | 2420 |
ширина | 1640 |
высота | 1100 |
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм | 1100 |
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм | 150 |
Колея, мм | 1130 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 |
Масса, кг | 320 |
Максимальная нагрузка, кг | 255 |
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л | 5.8 |
Двигатель | |
Тип | Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением |
Рабочий объем, см3 | 650 |
Диаметр цилиндра, мм | 78 |
Ход поршня, мм | 78 |
Степень сжатия | 7 |
Максимальная мощность, л.с. | 32 |
Максимальная мощность, кВт | 23,5 |
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. | 5600-5900 |
Максимальный крутящий момент. Нм | 48 |
Карбюратор | К-301 Б |
Воздухоочиститель | Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой |
Трансмиссия | |
Сцепление | Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон |
Карданная передача | Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках |
Главная передача | Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число — 4,62 |
Коробка передач | Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно |
Электрооборудование | |
Система зажигания | Батарейная |
Напряжение, В | 6 |
Аккумуляторная батарея | 3МТ-12 |
Генератор | Г-414 |
Реле-регулятор | РР-302 |
Прерыватель-распределитель | ПМ302 |
Катушка зажигания | Б201 |
Ходовая часть | |
Рама | Трубчатая двойная закрытого типа |
Подвеска переднего колеса | Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия |
Подвеска заднего колеса | Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте |
Ход переднего колеса, мм | 140 |
Ход заднего колеса, мм | 90 |
Размер шин, дюйм | 3,75-19 |
Тормоза | Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе |
Заправочные объемы | |
Топливный бак, л | 20 |
Картер двигателя, л | 2,3 |
Картер коробки передач, л | 1,2 |
Картер главной передачи, л | 0.13 |
Воздухоочиститель, л | 0.125 |
uraldnepr.ru
Мотоциклы Урал М62: технические характеристики, фото
В конце 30-х годов 20 века в Народном комиссариате обороны СССР прошло совещание, основной темой которого был анализ новых образцов военной техники, и перспективы принятия лучших из них на вооружение РККА. Одним из видов техники, в котором остро нуждалась РККА, был армейский мотоцикл. После проведения анализа образцов лучшим оказался мотоцикл немецкой фирмы BMW — R71.
К тому времени он уже несколько лет состоял на вооружении Вермахта. Эту машину и было решено взять за основу нового мотоцикла. Разработка отечественной версии R71, получившей обозначение М72, заняла несколько лет. Поэтому к серийному производству отечественного мотоцикла приступили незадолго до войны – весной 1941 года. Производство освоили на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ).
Но из-за стремительного наступления немцев на Москву уже к концу октября 1941 года завод эвакуировали в город Ирбит. В качестве площадки для завода была предоставлена территория бывшей пивоварни. Новое предприятие стало называться ИМЗ (Ирбитский мотоциклетный завод). Серийное производство М72 ИМЗ началось с конца 1941 года.
М72 изначально оснащался нижнеклапанным двигателем, который еще в момент создания машины имел мало резервов для совершенствования. Это обстоятельство подстегнуло конструкторов ИМЗ к созданию нового верхнеклапанного движка. Этот прибор пошел в серию в 1957 году. Мотоцикл переходной модели, оснащенный таким двигателем получил обозначение М61. Мотоциклы М72М и М61 выпускались параллельно до 1960 года.
С 1961 года одновременно со сборкой старой уже теперь модели М61 начался выпуск новой модели Урал М62. Мотоцикл поставлялся в комплекте с боковой коляской. Эта коляска была одноместной и оснащалась багажным отделением, размещённым за спинкой сидения. Крепилась коляска к раме мотоцикла при помощи цанговых шарниров и растяжек в четырёх точках. Колесо коляски имело рычажную подвеску с амортизатором. Ход подвески — до 120 мм. Запасное колесо крепилось на крышке багажного отделения коляски. Общий облик мотоцикла Урал М62 на фото ниже можно увидеть.
Двигатель М62
Мотоцикл Урал М62 оснащался четырёхтактным, карбюраторным, двухцилиндровым двигателем с оппозитным расположением цилиндров. Движок имел верхнеклапанную систему газораспределения и традиционное воздушное охлаждение. Диаметр цилиндра составлял 78 мм, ход поршня — 68 мм, рабочий объём цилиндров двигателя — 649 куб.см.
Благодаря усовершенствованиям в конструкции и увеличению степени сжатия до 6,2, выросла мощность двигателя М62. По сравнению с предшественником она увеличилась на 2 л. с. и составляла 20,6 кВт (28 л. с.). Максимальная мощность достигалась при 4 800-5 200 об/мин коленчатого вала. Вырос и крутящий момент, который составлял неплохие по тем временам 41,8 Н/м при 3 500 об/мин.
Цилиндры двигателя изготавливались литьем из высоколегированного чугуна, правый и левый цилиндры были полностью взаимозаменяемыми. Движок комплектовался алюминиевыми головками цилиндров и двумя подвесными клапанами на цилиндр. Камеры сгорания — полусферические. Клапана подвешивались на двух спиральных пружинах.
Такое решение вместе с металлокерамическими направляющими клапанов в головках цилиндров обеспечивало работу клапанов без заеданий и быстрого износа, а также значительно увеличивало их надежность работы. В связи с увеличившейся мощностью двигатель М62 получил поршни усиленной конструкции. Каждый поршень имел четыре поршневых кольца – два компрессионных и два маслосъёмных. Верхнее компрессионное кольцо имело пористое хромирование, что позволило обеспечить надёжное смазывание зеркала цилиндра и, соответственно, увеличить пробег до капитального ремонта.
Более совершенный двигатель имел большую литровую мощность, что также позволило увеличить и динамические свойства мотоцикла. Следует отметить, что уменьшение рабочего объема движка и переход на верхнеклапанную схему газораспределения заметно снизили металлоемкость конструкции, что в свою очередь уменьшило массу мотоцикла. Максимальная скорость достигала по разным источникам 95-100 км/ч (с коляской), при контрольном расходе топлива — 5,8-6 л/100 км (при скорости 75 % от максимальной).
Система питания и смазки двигателя М62
Итак, продолжаем далее рассматривать характеристики Урала М62. В состав его системы питания входили два карбюратора К-38, сетчатые топливные фильтры в отстойнике бензокраника и в горловине бензобака. Емкость топливного бака составляла 22 литра. Воздушный фильтр комбинированный, инерционный и контактно-масляный с двухступенчатой очисткой. Заправочная емкость воздушного фильтра – 0,2 л.
Система смазки стандартная, комбинированная – под давлением от масляного насоса и разбрызгиванием. Емкость картера двигателя – 2 литра.
Электрооборудование М62
Мотоцикл Урал М62 оснащался электросистемой напряжением 6 вольт. Источниками тока являлся аккумулятор 3МТ-12 и генератор постоянного тока Г-414 мощностью 60 Вт (на самых ранних версиях Г65), работавший в паре с реле-регулятором РР-302. В состав системы зажигания входили катушка зажигания модели Б-201 и прерыватель зажигания ПМ-05.
Прерыватель был оснащен центробежным автоматом опережения зажигания. Новые компоненты системы зажигания позволяли автоматически устанавливать оптимальный режим работы двигателя, что улучшило динамические характеристики мотоцикла при одновременном снижении расхода топлива.
Трансмиссия М62
Из-за увеличившихся характеристик крутящего момента диски сцепления получили армирующее покрытие из нового на тот момент фрикционного материала КФ-3. Новое сырьё обладало высокой износостойкостью в сочетании с высоким коэффициентом трения.
Мотоцикл получил совершенно новую четырехступенчатую коробку перемены передач модели 6204 с мелкошлицевым механизмом переключения. Заправочная ёмкость картера коробки передач – 0,8 литра. Новая коробка в значительной мере была избавлена от дефектов коробки передач М72. Претерпела изменения и традиционная для мотоциклов ИМЗ задняя передача, состоявшая из карданного вала и редуктора заднего колеса.
Соединение карданного вала стало шлицевым, а крестовина вместо бронзовых втулок получила игольчатые подшипники. Главная передача (ГП) мотоцикла состояла из пары конических шестерен со спиральным зубом. Передаточное число — ГП 4,62, объем масла в картере – 0,15 литра.
Подвеска М62
Кроме того, конструкторам ИМЗ удалось значительно улучшить комфортабельность мотоцикла, особенно при езде по бездорожью. Огромную роль в этом сыграло увеличение ходов передней телескопической и задней рычажной вилок, оснащенных более совершенными амортизаторами на передней и задней вилках. Ход подвесок вырос до 80 мм для передней и 60 мм — для задней. Трубчатая двойная рама мотоцикла конструктивно почти не изменилась и изготовливалась методом сварки.
Тормозная система М62
Выросшая динамика Урала М62 потребовала установки колес усиленной конструкции с алюминиевыми барабанами тормозных механизмов с увеличенной тормозной площадью. Барабаны получили лабиринтное уплотнение, препятствующее попаданию внутрь грязи и песка. Такое нововведение заметно увеличило надежность и срок службы тормозных механизмов. Колеса размерностью 3,75-19 были взаимозаменяемы и монтировались на регулируемых конических подшипниках.
Органы управления М62
Для улучшения посадки водителя изменили геометрию руля и оснастили седло водителя резиновым демпфирующим элементом. Кроме того, новинкой стали двухтросовая рукоятка «газа», новые рычаги переднего тормоза и сцепления. Более удобными и надёжными в эксплуатации стали и остальные механизмы управления мотоциклом.
Технические характеристики Урал М62
Максимальная нагрузка | 255 кг |
Масса (сухая) | 340 кг |
Длина | 2 420 мм |
Ширина | 1 650 мм |
Высота | 1 000 мм |
База, мм | 1 435 мм |
Дорожный просвет | 125 мм |
Колея | 1 140 мм |
Максимальная скорость | 95…100 км/ч |
Контрольный расход топлива | 5,8…6,0 л/100 км |
Наши дни
Выпуск мотоцикла Урал М62 продолжался до 1965 года. Далее ему на смену пришла новая модель — М63. На сегодняшний день мотоциклы Урал М62 стали достаточно редкой машиной, хотя еще можно найти образцы почти в оригинальном состоянии. Такие мотоциклы охотно приобретают любители старой мототехники как для восстановления в полностью оригинальном виде, так и для создания на их базе ретро-чопперов.
fb.ru
Двигатель
На мотоцикл ставили четырехтактный двухцилиндровый двигатель на 649 куб. см, который отличался мощностью в 36 лошадиных сил. В общей сложности вся конструкция мотоцикла весила 315 килограмм. Максимальная скорость при этом равнялась 105 км/ч. Расход на «сотню» варьировался в пределах от 7.5 до 8 литров. В целом, Урал для милиции ничем не отличался от той техники, которую выпускали серийно для массового покупателя. Основная разница заключалась лишь в особой окраске коляски и мотоцикла, а также в наличии кронштейнов, держателей и других небольших особенностей.
Мотоцикл Урал — 3 (М — 66)
Мотоцикл «Урал 3» М-66
Мотоцикл «Урал 3» М-66 появившийся в 1971 году мотоцикл М-66 «Урал-3» был сыном дальнейших эволюционных изменений конструкции ирбитских мотоциклов. Внешне машина практически не изменилась, разве что бросались в глаза указатели поворотов. Мощность мотора повысилась до 32 л.с, впервые в систему смазки двигателя был введен полнопоточный масляный фильтр со сменным элементом.
Эта машина строилась до 1975 года, но на базе ее мотора к 1973 году была готова значительно переработанная ходовая часть с объединенным сиденьем водителя и пассажира. Дебютант получил наименование «Урал»
Общие данные
Максимальная нагрузка, кг 255Масса (сухая), кг 320
Габаритные размеры, мм: длина 2420 ширина 1640 высота 1100База, мм 1450Дорожный просвет, мм 150Колея, мм 1130Максимальная скорость, км/ч 105Контрольный расход топлива, л/100 км, при скорости 75 % от максимальной 5,8
Двигатель
Тип — Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушного охлаждения.
Модель М-66Рабочий объем, см3 649Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 78×68Степень сжатия 7,0Максимальная мощность, кВт 23,5Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин-1 5600-5800Максимальный крутящий момент, Н•м 44,1
Трансмиссия Сцепление Сухое, двухдисковоеКоробка передач ЧетырехступенчатаяМодель 6604Карданная передача Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипникахГлавная передача Пара конических зубчатых колес со спиральным зубом
Ходовая часть Подвеска мотоцикла: Передняя — Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия Задняя — Рычажная, на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по на грузкеХод передней подвески, мм 140Ход задней подвески, мм 90Рама мотоцикла Трубчатая, двойная, закрытого типа, сварнаяКолеса, размер шин Взаимозаменяемые легкосъемные, 5-484 (3,75″—19″)Боковая коляска Одноместная с багажным отделением за спинкой сиденьяПодвеска колеса коляски Рычажная, на пружинно-гидравлическом амортизаторе с ходом 120 мм
Тормоза — Колодочные, на переднем и заднем колесах
Электрооборудование Система зажигания БатарейнаяНапряжение, В 6Аккумуляторная батарея 3МТ-12
Заправочные емкости, л топливный бак 20 картер двигателя 2,3 коробка передач 0,8
rusmotorcycle.ucoz.ru
Технические характеристики мотоциклов Урал ИМЗ
Мотоцикл | М72 | М61 | Урал М62 | Урал М63 | Урал М66 | Урал М67 | Урал М67-36 | Урал ИМЗ-8.103 |
Двигатель | ||||||||
Тип | Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением | |||||||
Рабочий объем, см3 | 750 | 650 | 650 | 650 | 650 | 650 | 650 | 650 |
Диаметр цилиндра, мм | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 |
Ход поршня, мм | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 |
Степень сжатия | 5,5 | 6,2 | 6,2 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Максимальная мощность, л.с. | 22 | 28 | 28 | 32 | 32 | 32 | 36 | 36 |
Максимальная мощность, кВт | 16,2 | 20,6 | 20,6 | 23,5 | 23,5 | 23,5 | 26,5 | 26,5 |
Частота вращения коленчатого вала при макс. мощности, об/мин. | 4600-4900 | 5000-5200 | 5000-5200 | 5000-5200 | 5600-5900 | 5000-5200 | 4600-4900 | 5000-5200 |
Максимальный крутящий момент. Нм | 45 | 47 | 47 | 47 | 48 | 47 | 45 | 47 |
Карбюратор | К-37 | К-38 | К-38 | К-301 Г | К-301 Б | К-301Г | К-301Г | К-302 |
Воздухоочиститель | Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой | |||||||
Трансмиссия | ||||||||
Сцепление | Сухое двухдисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон | |||||||
Карданная передача | Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках | |||||||
Главная передача | Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число — 4,62 | |||||||
Коробка передач | Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно | |||||||
Электрооборудование | ||||||||
Система зажигания | Батарейная | |||||||
Напряжение, В | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 12 | 12 | 12 |
Аккумуляторная батарея | 3МТ-7 | 3МТ-12 | 3МТ-12 | 3МТ-12 | 3МТ-12 | 3МТ-6 | 6МТС-9 или 2шт.3МТ-6 | 6МТС-9 |
Генератор | Г-11 | Г-11А | Г-414 | Г-414 | Г-414 | Г-424 | Г-424 | Г-424 |
Реле-регулятор | РР-31 | РР-302 | РР-302 | РР-302 | РР-330 | РР-330 | ||
Прерыватель-распределитель | ПМ05 | ПМ05 | ПМ05 | ПМ11А | ПМ302 | ПМ302 | ПМ302 | ПМ302 |
Катушка зажигания | КМ-01 | Б11 | Б201 | Б201 | Б201А | Б204 | Б204 | Б204 |
Ходовая часть | ||||||||
Рама | Трубчатая двойная закрытого типа | |||||||
Подвеска переднего колеса | Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия | |||||||
Подвеска заднего колеса | Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте | Пружинная | Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте | |||||
Ход переднего колеса, мм | 80 | 80 | 80 | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 |
Ход заднего колеса, мм | 60 | 60 | 60 | 90 | 90 | 95 | 95 | 95 |
Размер шин, дюйм | 3,75-19 | 3,75-19 | 3,75-19 | 3,75-19 | 3,75-19 | 3,75-19 | 3,75-19 | 3,75-19 |
Тормоза | Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе | |||||||
Заправочные объемы | ||||||||
Топливный бак, л | 22 | 22 | 22 | 20 | 20 | 20 | 19 | 19 |
Картер двигателя, л | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 |
Картер коробки передач, л | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
Картер главной передачи, л | 0.15 | 0.15 | 0.15 | 0,13 | 0.13 | 0.11 | 0.11 | 0.11 |
Воздухоочиститель, л | — | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.125 | 0.125 | 0.125 | 0.125 |
Габаритные размеры, мм | ||||||||
длина | 2420 | 2420 | 2420 | 2420 | 2420 | 2420 | 2490 | 2490 |
ширина | 1650 | 1650 | 1650 | 1640 | 1640 | 1700 | 1700 | 1700 |
высота | 1000 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 |
База мотоцикла, мм | 1000 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 |
Дорожный просвет, мм | 110 | 125 | 125 | 150 | 150 | 125 | 125 | 125 |
Колея, мм | 1130 | 1140 | 1130 | 1130 | 1130 | 1160 | 1160 | 1160 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 | 95 | 95 | 95 | 105 | 105 | 105 | 105 |
Масса, кг | 380 | 360 | 340 | 310 | 320 | 330 | 330 | 320 |
Максимальная нагрузка, кг | 300 | 255 | 255 | 255 | 255 | 255 | 260 | 260 |
Средний расход топлива на 100 км, л | 6 | 6 | 6 | 6 | 5,8 | 8 | 8 | 8 |
www.m-72.ru
Используемые модификации
С появлением Урал М-72 органы МВД сразу же обзавелись собственным транспортным средством. После М-72 заменил новый мотоцикл К-750. Однако наибольшее распространение получила модель Урал М-67-36. Долгое время этот мотоцикл служил верой и правдой органам правопорядка. Новые модели трехколесной техники отличались верхнеклапанным мотором. По распоряжению Н.А. Щелокова служебные мотоциклы стали раскрашивать в яркие цвета, комбинируя преимущественно желтый и синий цвет. Даже после замещения мотоциклов автомобилями они не утратили актуальность. Востребованным оставался ИМЗ-8.103 для которого основой стал мотоцикл серии Урал-2 1976 года образца. Изначально техника носила название ИМЗ-М-67-36II, где II обозначали патрульную модификацию, получившую яркую окраску и кронштейн под рацию.
Что касается М-67, то данная версия существенно отличалась от предшественников 60 и 70-х годов. В первую очередь электрооборудованием: в этом мотоцикле электрическая система с автомобильным напряжением 12 В. Наличие напряжения 12 В вместо стандартных для того времени 6 В было особенно важно, поскольку давало возможность милиции устанавливать громкоговоритель, рацию и другое сопутствующее оборудование. Измененной электросхеме соответствовал новый генератор переменного тока мощностью 150 Вт с выпрямительным блоком и новым кронштейном крепления к двигателю. Во-вторых, в М-67 уже другая рама. Стойки крепления задней маятниковой вилки перенесли на 20 мм назад. Улучшилась ремонтопригодность: снималась коробка передач и менялась муфта кардана без каких-либо трудностей. Также появилась задняя передача, что прибавляло удобства эксплуатации техники.
Мотоцикл «Урал» | Военное оружие и армии Мира
История «Урала», начавшаяся накануне Великой Отечественной войны, неразрывно связана с историей Ирбитского мотоциклетного появилась в 1961 году применительно к мотоциклу модели М-62, который являлся модернизированной версией мотоцикла М-72. М-72 в свою очередь был почти точной копией немецкого мотоцикла BMW R71. Освоением его выпуска занимался ММЗ — Московский мотоциклетный завод. М-72 пошел в серию в 1941 году, но выпускали его в Москве недолго. Уже осенью 1941 года завод эвакуировали на Урал, в город Ирбит Свердловской области. Уже в феврале 1942 года здесь была выпущена первая партия мотоциклов. После окончания войны завод так и остался в Ирбите, продолжая выпускать и совершенствовать мотоциклы М-72. Последняя модель, например, получила даже короткорычажную вилку и алюминиевые ступицы колес.
«УРАЛ» М-62
Мотоцикл «Урал» М-62 заметно отличался от своего предшественника. Он получил новый двигатель объемом 650 см³ и мощностью 28 л. с, новую коробку передач, увеличенные ходы подвески. Было введено автоматическое опережение зажигания и изменен профиль кулачка распределительного вала для снижения износа. Изменилось и рулевое управление — были введены цепная ручка газа и дюралюминиевые рычаги сцепления и тормоза. В таком виде мотоцикл выпускался до 1965 года.
«УРАЛ-2»
В 1963 году появилась новая модель — М-63 «Урал-2». Непосредственным толчком к проектированию М-63 стало решение специальной комиссии об унификации мотоциклов Ирбитского и Киевского мотозаводов. Конструктивные различия этих машин, порой небольшие, делали невозможной взаимозаменяемость отдельных узлов и деталей. Выполняя это решение, конструкторский коллектив ИМЗ спроектировал мотоцикл М-63. Основные узлы и агрегаты его взаимозаменяемы с узлами и агрегатами мотоцикла К-650, выпуск которого должен был быть освоен в Киеве. Мотоцикл М-63, в отличие от своих предшественников, оснащался рамой с маятниковой подвеской заднего колеса. Новая выпускная система позволила значительно снизить шум выхлопа, глушители были приподняты над землей (при полной загрузке мотоцикла дорожный просвет составлял 150 мм). Многочисленным усовершенствованиям подвергся двигатель мотоцикла. Первую промышленную партию мотоциклов «Урал-2» модели М-63 Ирбитский мотозавод выпустил в 1964 году. Первое время на М-63 ставились двигатели от мотоцикла М-62 «Урал», но с некоторыми изменениями.
Коробка передач мотоцикла «Урал-2» также была аналогична М-62 «Урал», но в ней было устранено слабое место — быстро изнашивавшиеся ось и втулка педали ножного переключения. Коренной реконструкции подверглась ходовая часть. Впервые на серийных мотоциклах ИМЗ была введена маятниковая подвеска с пружинно-гидравлическими амортизаторами для подвески заднего колеса (позднее аналогичная подвеска была введена и на колесе коляски), что значительно повысило комфортабельность мотоцикла и его долговечность. Гидравлическая часть задних амортизаторов была почти полностью заимствована от амортизаторов автомобиля «Москвич». Маятниковая вилка заднего колеса устанавливалась в раме на резиновых сайлентблоках. Подвеска переднего колеса осталась прежней конструкции, но стала единой для мотоциклов ирбитского и киевского мотоциклетных заводов. Новые грязевые щитки расширили по профилю и установили над колесом с большими зазорами, в их нижней части имелись специальные резиновые брызговики. Бензобак также изменился и стал проще в производстве.
ДРУГИЕ МОДЕЛИ
С 1971 года выпускался мотоцикл М-66 «Урал-3» с двигателем мощностью 32 л. с. На версии М-67 использовался двигатель мощностью 36 л. с. С 1985 года выпускались мотоциклы марки «Урал» ИМЗ-8 различных модификаций.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛА М-63«УРАЛ-2»
- Масса (сухая), кг: 320
- Максимальная нагрузка, включая водителя, пассажиров и груз в коляске, кг: 255
- Габаритные размеры, мм:
- длина: 2420
- ширина: 1570
- высота: 1100
- база: 1450
- Скорость максимальная, км/ч: 95
В последние годы для Вооруженных сил были предложены модификации «Урал» ИМЗ-8.1037 Gear-UP, оснащенная пулеметом ПКМБ калибра 7,62 мм, и «Урал» ИМЗ-8.1037 Gear-UP-ATGM с ПУ ПТРК «Конкурс-М». Однако, по последним данным, Российская армия полностью отказалась от использования мотоциклов. В настоящее время всего лишь 3 % выпускаемых мотоциклов «Урал» продаются в России и СНГ Основным рынком сбыта для ИМЗ стали США, страны ЕС, Канада, Австралия, куда предприятие экспортирует до 97 % производимых мотоциклов. Перспективными рынками являются Япония и Корея, так как в этих странах есть спрос и нет конкурентов для моделей с коляской. Несмотря на то, что внешний облик и многие технические решения мотоцикла восходят к разработкам довоенной Германии, ИМЗ позиционирует «Урал» как простой и надежный мотоцикл с русским (мужским) характером. Большинство мотоциклов продаются в версии с коляской.
2922
warfor.me
Перерождение старичка. Было дело сентябре 2012 года. Каким он был… В голове крутились мысли о новеньком мотоцикле, хотелось что то из чепперов или классиков. Но как бы я не старался накопить нужную сумму денег, они часто куда то уходили по бытовым нуждам( вот… Было решено приобрести какой нибудь мотоцикл советского производства и тюнинговать его. Восходы, Ижи сразу отпали, так как на них детство откатал и знал все их болезни. Долгие недели поисков подходящего в просторах интернета не дали результатов. То цены кусались, то мотоциклы были без документов, а изначально я поставил цель брать мотоцикл именно с документами чтоб проблем потом меньше было. Тут как то звонит друг мне, тоже байкер, и говорит:» Слушай! Тут мой один знакомый человек продает Урал М 66, 1971 года выпуска, с документами + полная коляска новых запчастей, мот в соседнем поселке, всего 10 к.» Меня это заинтересовало! Через неделю поехали с другом в соседний поселок. Посмотрели мы Урал, мне он понравился, а тем знакомым человеком оказался дед лет может 70 я так думаю. Так как хозяином оказался хороший человек, было однозначно принято покупать мотоцикл. Так как по опыту знаю что у пожилых людей техника всегда в хорошем идеальном состоянии. Из запчастей мне достался полный ящик мелочных деталек, новая коробка кпп, новый блок под 12 в генератор, электрика вся и еще куча всевозможных ништяков на Урал, все было новое, упаковано в советские коробочки, пакетики. Меня это приятно удивило, то что качество у запчастей отличное, не то что сейчас продают!
На дворе 13 сентября, ранний подъем, быстрый завтрак, несусь к другу, через час мы летим по шоссе на его Патроне 150 в соседний поселок к деду за Уралом. Забираем мой новый мот и несемся в город. Потом еще пол дня беготни, бумажной волокиты, сверки номеров и 5 стаканчиков кофе с тремя хот-догами в областном МРЭО Челябинска, и вот к вечеру мой новый друг у меня в гараже! Я рад
Было решено его полностью перебрать, покрасить, перебрать двигатель в новый блок, так как было 6 вольтовое зажигание, а оно меня огорчило, тем что толком фара не светила ну и в общем мне это показалось отставшим решением. Вся работа по созданию чуда заняла примерно четыре месяца, работа шла не спешно, так как часть запчастей таких как: седло, дуги, подножка заказывались с сайтов и ждать посылок мне не быстро пришлось. Обода колес новые, сторговался на рынке, дешево продали) Трубы выхлопные родные оставил, точнее это огурцы отпиленные, звук шикарнейший, мне нравится, и как бы это колхозно не выглядело, на пока сойдет, бюджет позволит куплю прямотоки. Был так же куплен бак капля в более менее нормальном состоянии, ржавый немного был. Генератор ну и все остальное, на фото видно. Процесс создания своей мечты ниже, прошу любовать и жаловать! Только извиняюсь мало фотографий самого процесса гаражного кастомайзинга)
Первым делом рама.
Уже готова, покрашена.
Бак и крылья, ждут своего часа.
Тоже решил покрасить.
Началась сборка. Установил двигатель.
Первым я подготовил бак, дня три шеркал его, шпаклевал, грунтовал, красил в итоге что вышло. (красил в другом месте)
Посылка с дугами пришла=) Ура!!! Заказывал в Ирбите.
Заднее крыло готово.
Вот и переднее покрасил, так же проводку собрал всю и остальные важные механизмы)
Через недельку колеса прикатил.
Глазами примеряю седло заказанное.
Наконец то прибыло мое счастье!!! На солнышке греется =) март 2013
Вот собственно он сам в готовом виде) Вообщем за сезон он меня не разу серьезно не подвел, были конечно небольшие капризы, была проблема с генераторами, не хватало заряда, садился акб. В итоге я решил избавится от родного гены и установил Г-700 от трактора, доработал его, так же точил переходник из крышки родного Г-424. Покрасил я не удачно, краску разьедало от бензина, оказалась не такой прочной. В итоге за лето я его покрасил по новой, только уже в спец. малярке. Двигатель, кардан и передняя крышка тормозная так же были покрашены, но это оказалось не удачной затеей, содрал краску и отполировал детали. В редуктор поставил 10-ку пару. Так же немного тюнинга сделал. И на данное время мой друг в таком обличии) Геннадий на 700 вт
Вот так=) Ездим, и радуемся!!!
Мотоцикл Урал M 66
Для Урал M 66 пока нет описания.
Модификации Урал M 66
Технические характеристики Урал M 66 1975
Модельный год | 1975 |
Класс | Классика |
Тип двигателя | Оппозитный |
Кол-во цилиндров | 2 |
Объем двигателя | 650 см3 |
Мощность | 32 л.с. |
Крутящий момент | 47 Нм |
Стартер | Кикстартер |
КПП | 4 передач |
Максимальная скорость | 125 км/ч |
Система охлаждения | Воздушное охлаждение |
Топливная система | Карбюратор |
Объем бензобака | 21 л |
Главный привод | Кардан |
Передний тормоз | Барабанный |
Задний тормоз | Барабанный |
Передняя подвеска | Телескопическая вилка |
Задняя подвеска | Маятниковая. 2 амортизатора |
Колеса | Спицованные |
Размерность передней шины | ?/? R19 |
Размерность задней шины | ?/? R19 |
Снаряженная масса | 215 кг |