Тормоз ИЖ гидравлический: описание
ИЖ ПЛАНЕТА 5, ИЖ ЮПИТЕР 5-01
В отечественном мотоциклостроении серийное изготовление и комплектация мотоциклов дисковыми тормозами началась с мотоцикла ИЖ Планета 5 в комплектации 015. Применение дисковых тормозов позволило получить высокую стабильность тормозных характеристик мотоцикла в целом и значительное снижение трудоемкости при эксплуатации.
Дисковый тормоз с гидроприводом состоит из главного цилиндра, расположенного на правой стороне руля, скобы тормоза, закрепленной на левой подвижной трубе передней подвески, гидравлического шланга, соединяющего главный цилиндр со скобой тормоза, и тормозного диска, закрепленного шестью болтами на левой стороне переднего колеса.
Главный цилиндр тормоза, закрепленный на правой стороне руля мотоцикла с помощью кронштейна двумя винтами, состоит из корпуса цилиндра, в верхней части которого расположен резервуар для тормозной жидкости, закрытый крышкой. Крепление крышки производится винтами. Уплотнение между корпусом и крышкой осуществляется диафрагмой. Кроме того, диафрагма выполняет роль буфера и служит для выравнивания давления, изменяющегося в резервуаре главного цилиндра при перемещении поршня с манжетами. Контроль уровня тормозной жидкости в резервуаре производится через указатель уровня, установленный в корпусе цилиндра через уплотнительное кольцо. В нижней части корпуса цилиндра расположен поршневой узел, соединенный с резервуаром посредством двух отверстий. Поршневой узел состоит из поршня с манжетами и зафиксированного в корпусе главного цилиндра с помощью стопорного кольца и закрытого защитным чехлом клапана, возвратной пружины и упорной шайбы. Управление перемещением поршневого узла к, следовательно, работой всего главного цилиндра производится двуплечим рычагом привода.
Для сигнализации о включении в работу переднего тормоза в корпусе главного цилиндра установлен включатель.
При нажатии водителем на рычаг привода рычаг, поворачиваясь, освобождает контакт включателя и, таким образом, подает сигнал на задний фонарь о включении переднего тормоза, а также усилие начинает передаваться через двуплечий рычаг и пяту на поршень. Поршень, перемещаясь, манжетой перекрывает связь с резервуаром главного цилиндра и начинает сжимать жидкость, которая расположена в надпоршневом пространстве, и перемещать ее через выходное отверстие в тормозной шланг. В тормозном шланге, в зависимости от усилия, приложенного к рычагу, возникает давление, которое передается на скобу тормоза. Возвращение поршня в исходное положение осуществляется посредством возвратной пружины, а перетекание жидкости происходит через клапан. Основным рабочим элементом главного цилиндра является главная манжета, с помощью которой создается давление в системе и от состояния которой зависит работоспособность всей системы.
Следующий элемент тормозной системы — это тормозной гидравлический шланг, соединяющий главный цилиндр тормоза со скобой тормоза. Тормозной шланг состоит из рукавашланга, двух наконечников, которые с помощью специальных болтов и уплотнительных шайб соединяют шланг с главным цилиндром тормоза и скобой тормоза. Верхнее соединение, т. е. соединение тормозного шланга с главным цилиндром тормоза, закрыто защитным чехлом.
Скоба переднего тормоза состоит из направляющей колодок, направляющего пальца, корпуса скобы, тормозной колодки, защелки, поршня с уплотнительным кольцом и пыльником поршня со стопорным кольцом, клапана выпуска воздуха с защитным колпачком. Такая конструкция скобы переднего тормоза называется «плавающей», так как направляющая колодки жестко с помощью болтов крепится к левой подвижной трубе передней подвески, а уже сама скоба относительно направляющей перемещается по направляющему пальцу с защитным чехлом. Таким образом, скоба тормоза вместе с тормозными колодками «плавая» выбирает такое положение, при котором обеспечивается равномерный как слева, так и справа от тормозного диска минимальный зазор между тормозными колодками и тормозным диском. При нажатии на рычаг ручного тормоза давление по тормозному шлангу подводится к скобе между поршнем и корпусом скобы, в результате чего поршень, перемещаясь, передает усилие на тормозную колодку. Перемещение поршня происходит в пределах упругой деформации уплотнительного кольца. Колодки сближаются и зажимают между собой тормозной диск. Усилие зажатия тормозного диска зависит от усилия, приложенного к рычагу ручного тормоза. Возвращение колодок в исходное положение и установление необходимого зазора после снятия усилий на рычаге ручного тормоза происходит за счет упругих свойств резины, из которой изготовлено уплотнительное кольцо. Такая конструкция плавающей скобы с перемещающимся поршнем позволяет постоянно иметь одинаковый зазор между тормозными колодками и тормозным диском. При износе тормозных колодок (за их состоянием можно следить через крышку индикатора) зазор между тормозным диском и колодками автоматически поддерживается в нужных пределах за счет перемещения (проскальзывания) поршня относительно кольца уплотнительного при приложении усилия к рычагу ручного тормоза.
В процессе сборки вся система заполняется тормозной жидкостью «Томь» в количестве 200 г и прокачивается, чтобы из системы удалить воздушные пробки и пузырьки.
При эксплуатации необходимо следить за наличием тормозной жидкости в системе. Контроль осуществляется через указатель уровня, расположенный на главном цилиндре тормоза. Контроль тормозной жидкости необходимо проводить перед каждым выездом, для чего мотоцикл ставят на центральную подставку на горизонтальном участке дороги, руль должен находиться в положении для движения прямо, при этом уровень тормозной жидкости в главном цилиндре тормоза должен быть несколько выше среднего диаметра указателя уровня жидкости. В случае, если этот уровень ниже, необходимо долить тормозной жидкости. Для этого надо отвернуть два винта, снять крышку и диафрагму, долить жидкость до необходимого уровня и произвести сборку в обратной последовательности.
Необходимо так же следить, чтобы жидкость не подтекала из всей системы гидропривода. В случае течи необходимо определить место течи и устранить ее. Если течь в местах крепления гидрошлангов к цилиндру или скобе, место соединения необходимо подтянуть. Течь возможна и изза чрезмерного износа манжет в главном цилиндре тормоза или изза выхода из строя уплотнения в скобе тормоза. В обоих случаях устранение течи производится заменой деталей. Для замены манжет в главном цилиндре тормоза необходимо снять рычаг, вынуть защитный чехол, с помощью специального инструмента в виде пинцета или заточенных ножниц вынуть стопорное кольцо и после этого вынуть поршень с манжетами. Заменить изношенную манжету на новую и произвести сборку в обратной последовательности. В случае течи через уплотнение скобы тормоза, что бывает очень редко, необходимо скобу с мотоцикла снять, вынуть из нее тормозные колодки, осторожно снять защитный пыльник, вынуть поршень и кольцо уплотнительное. Заменить изношенные детали и произвести сборку в обратной последовательности. Во всех случаях после замены деталей тормозной системы и сборки систему необходимо заполнить жидкостью и прокачать.
Следует контролировать износ тормозных колодок. Толщина асбомассы, приформованной к арматуре колодки, составляет 7 мм. В процессе эксплуатации допускается уменьшение толщины асбомассы до 1 мм, после чего тормозные колодки необходимо заменить. Для смены колодок необходимо отвернуть болт крепления скобы к направляющей и повернуть скобу, выведя ее из зоны тормозного диска. Вынуть тормозные колодки, заменить их новыми, с помощью монтажной лопатки осторожно вдвинуть поршень внутрь скобы и произвести обратную сборку.
В отрегулированном и исправном гидроприводе дискового тормоза при нажатии на рычаг ручного тормоза после выбора свободного хода (15… 25 мм) водитель должен ощутить жесткий упор. Отсутствие такого упора (ощущение «проваливания» рычага) говорит о наличии неисправности в системе. Причиной провала рычага может служить наличие воздуха в гидравлической системе (система не прокачана) или большой износ главной манжеты в главном цилиндре тормоза.
Прокачивание системы выполняют в следующем порядке:
— заполнить резервуар главного цилиндра тормоза жидкостью до рекомендуемого уровня (порядок заполнения был приведен выше);
— очистить от пыли и грязи клапан выпуска воздуха на скобе тормоза и снять с головки клепана резиновый защитный колпачок;
— надеть на головку клапана резиновый шланг, свободный конец шланге погрузить в тормозную жидкость, налитую в чистый стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный на половину его высоты;
— резко нажать рукой на рычаг ручного тормоза последовательно 3 … 4 раза с интервалом между нажатием 1 … 2 с, а затем, оставив рычаг нажатым, отвернуть на 1/2… 3/4 оборота клапан выпуска воздуха, при этом в вытекающей жидкости будут появляться пузырьки воздуха;
— после прекращения истечения жидкости из шланга завернуть до отказа клапан выпуска воздуха;
— повторить две последние операции до тех пор, пока полностью не прекратится выделение пузырьков воздуха.
При удалении воздуха из системы гидропривода постоянно следите за уровнем тормозной жидкости в резервуаре главного цилиндра и не допускайте снижения уровня более 2/3 от нормальной величины.
После того как окончательно прекратится выход воздуха из шланга, удерживая рычаг ручного тормоза нажатым, заверните до отказа клапан выпуска воздуха и только после этого снимите с его головки шланг. Далее надевают на головку клапана защитный колпачок и добавляют жидкость до нормального уровня.
ВНИМАНИЕ! Тормозная жидкость, выпущенная в сосуд при прокачивании системы, может быть вновь использована для заправки лишь после того, как она отстоится (не менее суток) до полного удаления содержащегося в ней воздуха и будет профильтрована.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА
Диаметр главного цилиндра, мм | 15,8 |
Рабочий ход поршня, мм | 16 |
Диаметр рабочего цилиндра, мм | 38,1 |
Размеры накладок фрикционных: | |
ширина, мм | 35 |
толщина, мм | 7,0 |
суммарная площадь, см2 | 38 |
Размеры диска тормозного, мм: | |
толщина | 5 |
диаметр наружный | 298 |
Эффективный радиус трения, мм | 133,5 |
Объем тормозной жидкости, л | 0.2 |
1. Рычаг привода 2. Указатель уровня 3. Чехол главного цилиндра 4. Шланг 5. Кронштейн 6. Корпус цилиндра 7. Пластина 8. Крышка 9. Диафрагма 10. Винт 11. Чехол защитный 12. Кольцо стопорное 13. Манжета 14. Поршень 15. Клапан 16. Манжета главная 17. Шайба упорная 18. Пружина 19. Направляющая колодок 20. Защелка 21. Колодка тормозная 22. Противоскрипная пластина 23. Пыльник поршня 24. Кольцо уплотнительное 25. Поршень 26. Корпус скобы 27. Болт 28. Чехол защитный 29. Палец направляющий 30. Клапан выпуска воздуха (колпачок) 31. Крышка индикатора 32. Болт 33. Втулка 34. Втулка 35. Пружина |
11 12
5.3.7.
Тормоза мотоциклов ИЖ 7.107-01
Тормозная система мотоцикла состоит из механизмов, установленных на каждом колесе, и двух независимых приводов управления ими.
На переднем колесе мотоцикла может быть установлен дисковый тормоз с гидравлическим приводом или двухкулачковый тормоз барабанного типа.
Ножной механический привод служит для торможения заднего колеса мотоцикла.
Обслуживание дискового тормоза переднего колеса мотоциклов ИЖ 7.107-01
Ручной тормоз переднего колеса с гидравлическим приводом регулировки не требует.
Осмотр тормозных колодок производится без снятия колеса, через овальное окно скобы с резиновой крышкой. Колодки подлежат замене при износе фрикционных накладок до толщины 1 мм. Для замены тормозных колодок отвернуть контргайку болта крепления корпуса скобы тормоза, вывернуть болт из направляющей колодок, повернуть против часовой стрелки на направляющем пальце корпус скобы тормоза, освобождая этим доступ к тормозным колодкам. Снять изношенные колодки с направляющей колодок и установить новые. Обратить внимание на правильность закрепления колодок двумя пружинными защелками. На подвижной тормозной колодке закрепить противоскрипную пластину, направление стрелки на пластине должно совпадать с направлением вращения колеса.
Рис. 25. Привод гидравлического тормоза:
1 — включатель «стоп»; 2 — чехол; 3 — шланг; 4 — болт; 5 — крышка; 6 — винт; 7 — ось; 8 — корпус; 9 — рычаг; 10 — контргайка; 11 — винт регулировочный
Сборку тормоза проводить в следующем порядке: сдвинуть поршень внутрь корпуса скобы, повернуть корпус в исходное положение на направляющем пальце, закрепить корпус с направляющей колодок болтом с контргайкой.
В случае снятия тормозного диска, необходимо сделать метку на диске и ступице колеса. Установку производить по меткам.
Замена тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормоза переднего колеса
Для заправки гидравлического привода переднего колеса применяется тормозная жидкость (табл. 2). Для замены жидкости:
- вывернуть винты 6, снять крышку 5 (рис. 25) главного тормозного цилиндра и диафрагму;
- снять колпачок с клапана выпуска воздуха 1 (рис. 26), на головку клапана надеть резиновую трубку, второй конец которой опустить в сливную емкость и отвернуть клапан на 1…1,5 оборота;
- нажимая на рычаг 9 (рис. 25) тормоза переднего колеса, сливать жидкость из системы, доливая в главный тормозной цилиндр свежую тормозную жидкость до тех пор, пока во всей системе не произойдет замена жидкости, следить, чтобы жидкость полностью из главного тормозного цилиндра не удалялась;
- когда из резиновой трубки будет вытекать свежая жидкость, прекратить удаление жидкости, затянув клапан выпуска воздуха.
Рис 26. Замена тормозной жидкости:
1 — клапан выпуска воздуха
В случае попадания воздуха в гидросистему и для контроля тормозной системы после замены тормозной жидкости, необходимо провести прокачку (удаление воздуха). Для этого:
- погрузить конец резиновой трубки, надетой на клапан выпуска воздуха, в емкость, наполненную тормозной жидкостью;
- нажать резко 3…4 раза на рычаг 9 (рис. 25) тормоза переднего колеса и, удерживая рычаг тормоза нажатым, отвернуть на 1…2 с клапан выпуска воздуха на 1/4 оборота, чтобы из тормозной системы вышел воздух (пузырьки в емкости). Эту операцию повторять до полного удаления воздуха из гидросистемы;
- удерживая рычаг тормоза нажатым, завернуть до отказа клапан выпуска воздуха и надеть колпачок;
- заполнить тормозной жидкостью главный тормозной цилиндр на уровень до 2/3 высоты смотрового окна;
- установить диафрагму, крышку, завернуть винты;
- при затруднении прокачки тормозной системы проверить надежность соединений в шлангах и при необходимости подтянуть места соединений.
Регулировка тормоза заднего колеса мотоциклов ИЖ 7.107-01
Установить рычаг тормоза заднего колеса 3 (рис. 9) гак, чтобы в крайнем верхнем положении он опирался на валик 4 подножки водителя, и регулировочным винтом (рис. 27), расположенным в кожухе звездочки, обеспечить свободный ход педали рычага тормоза вниз на 5…15 мм.
Рис. 27. Регулировка тормоза заднего колеса
Регулировка двухкулачкового тормоза барабанного типа мотоциклов ИЖ 7.107-01
Регулировку производить в следующем порядке:
- расшплинтовать и вынуть палец из соединения тяги с левым коротким рычагом. С помощью винта регулировочного 5 (рис. 23), при вывертывании которого зазор между колодками и тормозным барабаном уменьшается, отрегулировать натяжение троса тормоза так, чтобы при вращении колеса нижняя колодка касалась о тормозной барабан, после этого завернуть регулировочный винт на 1/2 оборота;
- поворотом левого рычага по часовой стрелке подвести верхнюю колодку до касания с тормозным барабаном колеса и отрегулировать тягу 2 так, чтобы зазор между колодкой и тормозным барабаном был наименьшим и обеспечивал вращение колеса без касания о колодку. При несовпадении отверстий отрегулировать длину тяги, ослабив контргайку. Вставить палец в отверстие левого рычага и тяги и зашплинтовать;
- установить свободный ход 10…20 мм на конце рычага тормоза переднего колеса. Не допускается касание тормозных колодок о барабан. Степень износа тормозных колодок определяется положением флажка 4 (рис. 23). Предельно допустимый износ соответствует совпадению флажка с меткой «1» на крышке тормозного барабана при выжатом рычаге ручного тормоза. При сборке флажок установить на метку «0» (рычаг тормоза не соединен с тросом). После регулировки тормоза флажок займет положение между метками «0» и «1».
Для улучшения работы привода тормоза переднего колеса в весенне-осенний период рекомендуем канат троса переднего тормоза смазывать маслом моторным автомобильным или тормозной жидкостью, а регулировочные винты располагать пазом вниз. Смазка производится окунанием каната в емкость с маслом и последующими перемещениями оболочки (5-10 раз) по канату.
5.3.8. Цепь привода заднего колеса мотоциклов ИЖ 7.107-01
Рис. 28. Установка защелки замка цепи, контроль натяжения цепи
Для нанесения смазки на цепь разъединить замок, снять цепь, промыть и нанести смазку (см. табл. 2) или снять правую крышку картера и, поворачивая заднее колесо, нанести на цепь смазку. При сборке цепи звенья соединить замком, защелку установить разрезом в сторону, противоположную движению цепи (рис. 28).
Натяжение цепи проверять нажатием на нижний резиновый чехол цепи вверх и вниз на середине чехла (рис. 28). При перемещении цепи более 30 мм подтянуть ее, изменяя положение оси заднего колеса гайкой 3 (рис. 29). Отрегулировав цепь, завернуть гайки полуоси, оси и растяжек. В случае большой вытяжки цепи укоротить ее на два звена, используя соединительное звено и инструмент из комплекта. При регулировке цепи следить, чтобы колеса находились в одной плоскости. Регулировку установки колес в одной плоскости производить по рискам на маятниковой вилке и выступам растяжек цепи. После регулировки натяжения цепи обязательно произвести регулировку тормоза заднего колеса.
Рис. 29. Регулировка натяжения цепи:
1, 2, 3 — гайки; 4 — контргайка
5.3.9. Редуктор спидометра мотоциклов ИЖ 7.107-01
Обслуживание редуктора спидометра заключается в смазке шестерен. Для этого снять кожух дискового тормоза, отвернуть болт, вынуть гибкий вал, втулку шестерню. Промыть и смазать детали. Сборку производить в обратной последовательности.
содержание .. 10
11 12