С наступлением холодов автомобилисты каждый год сталкиваются с проблемным запуском мотора. Проблема в том, что на морозе воздух разреженный и чтобы воспламенить воздушно-топливную смесь, требуется более мощный разряд от свечи.
У дизельных моторов проблема похожая, но там воспламенение происходит за счет сильного нагрева воздуха в цилиндре от его сжатия. Чтобы решить эту проблему, инженеры разработали свечи накала.
Какое же решение для бензиновых ДВС? Совершенно ясно, что нужно что-то делать со стандартными свечами. На протяжении не одного десятилетия технология создания СЗ развивалась, благодаря чему водителям стали доступные разные модификации. Среди них — иридиевые свечи. Рассмотрим, чем они отличаются от стандартных, и как они работают.
Принцип работы иридиевых свечей
Иридиевые свечи зажигания имеют такое же устройство, что и стандартный вариант (подробней об этих элементах рассказывается в другой статье). Принцип работы следующий.
По высоковольтным проводам подается непродолжительный электрический импульс через надсвечник на контактную гайку. Внутри керамического изолятора располагается контактная головка. По ней импульс тока высокого напряжения поступает на герметик, соединяющий контактную головку и электрод. Это ток, имеющий положительный заряд.
Все свечи зажигания оснащаются корпусом с резьбовой юбкой. Она прочно фиксирует устройство в свечном колодце двигателя. В нижней части корпуса имеется металлический усик – боковой электрод. Этот элемент выгнут в сторону центрального электрода, однако они не соединяются. Между ними имеется некоторое расстояние.
В центральной части накапливается критическое количество тока. Благодаря тому, что оба электрода не изолированы и имеют высокий показатель токопроводимости, между ними возникает искра. На силу разряда влияет сопротивление, которым обладают оба элемента –чем оно будет меньшим, тем качественней пучок.
Чем больше будет диаметр центрального электрода, тем меньшим будет плазменное ядро. По этой причине используется не чистый металл, а иридий, точнее, его сплав. Материал обладает высокой токопроводоимостью и не так сильно подвержен поглощению тепловой энергии, выделяемой в процессе образования пучка электрического разряда.
Электрическая искра не рассеивается по всей поверхности центрального электрода, поэтому такая свеча обеспечивает камеру сгорания «жирным» разрядом. Это в свою очередь улучшает воспламенение холодной смеси воздуха и бензина (или газа, который в баллоне имеет температуру около -40 по Цельсию).
Последовательность замены
p, blockquote 20,1,0,0,0 –>
Несмотря на кажущуюся простоту, к этой операции следует отнестись ответственно. Замену следует производить полным комплектом (!)
. Частичная замена одной-двух «подгулявших» свечей возможна только на непродолжительное время.
p, blockquote 21,0,0,0,0 –>
Различный зазор и тип свечей, их состояния приводит к непременному сбою синхронности зажигания, повышенной детонации, способствует повышенному износу двигателя.
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
Подбор свечей зажигания следует производить по автомобилю на основании справочных данных. Основываться на рекомендациях типа «это самые лучшие» не следует. Лучше приобретать изделия только от проверенных производителей.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
В качестве основного инструмента для замены свечей лучше использовать специальную длинную головку с резиновыми вставками для захвата извлекаемой свечи. Перед ее покупкой следует измерить диаметр посадочного конструктивного отверстия.
p, blockquote 25,0,0,0,0 –>
Стандартные размеры свечных головок – 16 и 21. Длина посадочной зоны может быть различной, до 180 миллиметров в отдельных моделях двигателей. В некоторых случаях можно использовать свечную трубку, но следует учитывать, что ее надежность меньше. Еще хуже использовать специальные ключи неизвестных производителей в красивых упаковках. Они могут сломаться при первом же откручивании.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
Последовательность демонтажа свечей:
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
- снять установленные высоковольтные провода, предварительно отметив либо сфотографировав последовательность их установки;
- если в автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания либо блок катушек на околосвечном пространстве, произвести их демонтаж (в V-образных движках этот процесс может быть усложнен необходимостью демонтажа части впускного коллектора и других элементах двигателя);
- обязательно проверить зоны установки свечей на предмет наличия посторонних предметов (при снятии свечи осколки изоляции, другие предметы могут попасть непосредственно в цилиндр, вызвать большие проблемы);
- надежно установить свечной ключ, приложив среднее усилие, приступить к откручиванию;
- в случае затруднения процесса демонтажа необходимо применять специальные средства для раскоксовывания резьбовых соединений, не пытаться приложить чрезмерное усилие;
- извлечь свечу (если удерживающая резинка соскочила, можно это сделать, используя наконечник высоковольтного провода);
- на освободившееся отверстие свечи лучше установить заглушку или набросить чистую ветошь (немало случаев, когда в процессе ремонта туда, то есть в цилиндр, попадают гайки, шайбы и другие «сюрпризы»).
Процесс обслуживания иридиевых свечей
Свеча с иридиевым сердечником не требует особого обслуживания. В большинстве моторах эти модификации отхаживают более 160 000 километров. Для стабильной работы двс производители рекомендуют менять свечи не тогда, когда они выйдут из строя, а периодически – во многих случаях немного чаще, чем через 150 тысяч.
Хотя на иридиевых моделях не так сильно образуется нагар, но из-за низкого качества бензина и частых холодных пусков двигателя этот налет все же появляется. По этим причинам рекомендуется заправлять автомобиль на проверенных заправках и минимизировать поездки на маленькие расстояния.