Описание мотоцикла Иж Юпитер 5: эхо советского прошлого


Мотоцикл ИЖ Юпитер 5 — широко известный монстр советского мотостроения, выпускавшийся с 1987 по 2008 год. Массивный и архаичный, он представляет собой поверхностную переработку предыдущих поколений серии, в которой конструкторы с относительным успехом попытались исправить их недостатки. Благодаря хорошей пригодности для сельской местности байк быстро стал популярен, к тому же за счёт другого двигателя он превосходил по мощности своего главного конкурента, пятую «Планету». Его мотор был признан удачным, и он был позаимствован для другой модели Ижевского мото, первого российского круизера, на котором одно время ездили даже сотрудники ГИБДД.

Дизайн


Было бы наивно ожидать дизайнерских изысков от советской мототехники. Выглядит байк похоже на все остальные модели, выпускавшиеся мотозаводами тех лет, но оно и неудивительно — пятое поколение разработано на основе четвертого, а четвертое — на основе третьего, созданного ещё в 70-х годах прошлого века. Но многим байкерам, ностальгирующим по былым временам, по вкусу эта суровая простота. Мото Иж Юпитер 5 никак не выделяется внешне на фоне остальных байков времён СССР, в чём можно легко убедиться самому, взглянув на фото.

Технические характеристики Иж Юпитер 5

В целом характеристики мотоцикла Иж Юпитер 5 соответствовали своему времени. Но в 2000-х годах, когда он продолжал выпускаться, конкурировать с импортными моделями он уже не мог. Китайцы уже тогда наводнили рынок бюджетными, но всё равно более современными моделями, а из Японии, Европы и США хлынул поток подержанной мототехники. Характеристики двигателя Иж Ю5 были неплохими, но всё остальное безнадёжно устарело ещё пару десятков лет назад.

Двигатель

Технические характеристики мотора не поражают воображение — два цилиндра, 347 кубов. Лошадиных сил достаточно, целых 24, крутящий момент — 34 Нм. По сравнению с предыдущим поколением мотор потерял 4 л.с., но прибавил в моменте, и тяги на низах тоже стало ощутимо больше, так что в целом характеристики Иж Юпитер 5 стали более сбалансированными. Но мотор остался двухтактным, и в бензобак надо заливать масло, смешанное с бензином, в пропорции 1 к 25. Зато он спокойно переваривает даже АИ-76, не говоря уже об АИ-80. Заявленная максимальная скорость — 125 км/ч, и на Юпитере без коляски её можно развить. А если посмотреть на мотор в разрезе, окажется, что он неуловимо напоминает вообще все движки сразу, когда-либо выпускавшиеся на Ижевском мотозаводе.

Трансмиссия

Стандартная 4-ступенчатая КПП, где первая передача включается вниз, а все остальные — вверх. Надёжностью она никогда не отличалась, но благодаря высокой ремонтопригодности и доступности запчастей советские мотоциклисты быстро наловчились решать возникающие проблемы самостоятельно. Некоторые гаражные умельцы даже полностью переделывали трансмиссию, добавляя в байк пятую передачу, но это были штучные кастомы.

Ходовая часть и тормоза

Шасси было разработано ещё в 70-е годы, если не раньше, и в Юпитере 5 оно практически не изменилось. Обычная стальная рама с вилкой-телескопом спереди и древними по конструкции амортизаторами а-ля «свечка» сзади, плюс барабанные тормоза на обоих колёсах. Эффективность подвески и тормозной системы была посредственной даже для своего времени, но было у них и весомое достоинство — выносливость и ремонтопригодность. У современных мотоциклов (кроме разве что эндуро) на сельских грунтовках быстро начинает течь масло из вилки, а Иж Ю5, кажется, может ездить и вовсе без оного. Но проверять это на практике мы всё-таки не рекомендуем.

Электроника

У Юпитера пятого поколения нет тех проблем с электрикой, что были у четвёртого. Фактически эта модель представляет собой тот же Юпитер 4, но с рядом исправленных недостатков, вроде регулярных проблем с проводкой. Расход бензина тоже стал меньше благодаря переработанному зажиганию. В целом электрическая схема изменилась слабо, но из неё убрали слабые места, которые регулярно служили источником головной боли владельцев.

Вес и габариты


Размеры байка можно назвать средними, как и его массу. Сколько весит Иж Юпитер 5? По современным меркам — довольно много, порядка 160 кг, и это лишь сухая масса. Но двигатель мотоцикла расположен низко, так что центр тяжести тоже смещён вниз. Относительно большой вес обусловлен тем, что в СССР на железе не экономили, и пластиковые элементы практически не использовались. Если что-то можно сделать из железа, надо сделать это из железа! Именно поэтому вес двигателя Иж Юпитер 5 составляет порядка четверти общей его массы, если рассматривать экземпляр без коляски.

Управляемость

Рулится этот мастодонт посредственно, и не в последнюю очередь из-за древней конструкции, а с коляской управляемость становится ещё хуже. Но люльки на Иж Юпитер 5 выпускались в том числе и отдельно, поэтому, если она вам не нужна, её всегда можно отсоединить. Но не стоит забывать о слабых тормозах, которых не хватает для того, чтобы эффективно останавливать массивный байк. С другой стороны, коляска Иж хороша тем, что в неё можно погрузить массу запчастей и другого добра, отправляясь в дальнюю поездку, благо её объем это позволяет.

Расход топлива

По сравнению с предыдущим поколением расход бензина заметно снизился, с 7-8 литров до 5,5-6. Заявленные показатели — около 5,9 литров при средней скорости в 90 км/ч. Качество бензина роли не играет, карбюратор спокойно потребляет всё, что горит. Объем бака — 18 литров.

Уже пол года езжу на новом моторе и никак не мог написать пост о нем.Так вот.


В предыдущем посте я описал считай всю работу все переделки и проблемы которые стали у меня на пути. Естественно было много ошибок как технических так и личных. В общем поэтому то и был пробный мотор. Сейчас расскажу все переделки которые я сделал со своим мотоциклом на 2016год. 1. Купил новые СССР картера с живыми посадочными местами подшипников. 2. Долго искал оригинальные щеки Ю5 под палец нгш 21мм. наконец-то нашел и отправил мастеру на перепресовку под Минск шатуны на сеператорах. + к этому отправил маховик на облегчение (1.8кг) Вот что вышло.


Огромное спасибо Лукьяненко Анатолию за отлично проделанную работу и за бесценную консультацию. 3.Подшипники как всегда ЯП. 4. Сальники Erics


5.Коробка СССР Юпитер 3. 6. Корзина широкая на длинных пружинах диски Atlant.


Вот вроде и сам мотор собран осталось самое интересное. «Верхушка» Давно мечтал я о бормашинке и наконец то купил сее чудо. Конечно не угловая и даже не оригинальный Dremel но как показала практика около 10 пар горшков запилены.


Запилил друзьям и взялся за свои цилиндры.


По запилу пытался придерживаться теории Григорьева но вышло что немного перебрал и фаза выпуска вышла до 180. В общем зато я понял каково это)


После запила отдал цилиндры на расточку и хонинговку. Как вышло с номинала точить пришлось до 2го ремонта (поршня Almot). По поршням: 1.Вырезаны окна под постоянный впуск. (как пилил не говорю все есть в предыдущем посте) 2.Выточил холодильники. 3.Подточил днище для полного открытия окон. (спорный вариант много кто скажет это бред, я попробовал мне понравилось, в общем хуже точно не стало) 4. Сделал «панацею от клина» 5. Выровнял поршень по продувке. 6. Подровнял вес поршней. Кстати обкатку проходил жесткую Жесткая обкатка До 300км юзал мотор бережно до 3500-4000, после выжимал все что мог до 8000. Не было ни прихватов ничего. Я конечно не навязываю свои мысли. Каждый сам для себя выбирает, но я еще одно подтверждение что живая обкатка не бред и ресурс мотора не страдает. Пока цилиндры были на расточке занялся проводкой. Хоть заряд у меня и на родном БПВ был хороший я хотел избавится от родных щеток. (на высоких оборотах щетки зависали) Сделал я это следующим образом.


Подкова и РР от ваз. Зарядка стабильная на оборотах от 1000об.до 8000об. Все делал по данной схеме. Спасибо Юрию Зварову за помощь в подключении. Vadim Hellsing за рр и пару советов.

Закончив с проводкой я решил начать что то делать с подвеской. Родная хоть и в отличном состоянии перебирал ее но все равно не удовлетворяла.


Передок полностью я решил заменить на передок от ИЖ ПС.

Маятник в отличном состоянии поэтому не решился его разбирать и менять втулки на подшипники. Заменил только амортизаторы на китайские газо-масляные. Хотел конечно поискать с японских мотоциклов тип Showa но цена кусается.


(за фон не ругайте в общаге фоткал) Кстати как показали дальнейшие покатушки амортизаторы очень даже хороши за свои деньги. Ямы глотают по дороге не кидает и не подпрыгивает задок. С пассажиром так же все отлично не стучали и работали на УРА, в общем я доволен.

Ко всему еще установил электронный спидометр который выиграл в розыгрыше, датчик температуры и аварийку.


+ захотелось мне влипить предохранитель который как оказывается очень полезная вещь и позитивно влияет на срок службы АКБ


Видео: Приборная панель Пришла посылочка с запчастями)


Очень понравились ссср ремкомплекты на карбюратор с необычными заслонками (сплав как метал) Немного юмора, вот сравнение с поршнем хонда дио)

Закупил любимых свечей NGK, так как карбюраторы нужно будет настраивать заново поэтому и свечи желательно новые.


Посадил головы под 95ый бензин.


Прожег и опять покрасил резонаторы. Фотки с ремонта и настройки.


Заменил лепестки и притер клапана заново. (на новых лепестках мотор стал работать легче и мне очень даже понравилось)


Заново все регулировал настраивал и вышло что после запила гтж 240 уже малы и нужно что то больше. Как узнал позже гтж от карбюраторов солекс подходят на Пекар как резьбой так и другими характеристиками. Накупил я себе кучу гтж с шагом в 5 единиц и начал менять и тестить. Вышло что на обоих цилиндрах нужны 290гтж. Хоть мысли и были что аппетит поднимется, меня это не смущало так как мотоцикл для ощущений а не для экономии. Да и потом проверив расход меня очень удивило в хорошем смысле этого слова.

Вот кажется я все и сделал что хотел. Ниже видосик и фотки с покатушек. Видео 19 звезда обороты 6400 (не максимум) трубы родные.

Первые покатушки 20 февраля, погода обрадовало и решили с друзьями поехать на море.

Вот пожалуй и все. Почти все что хотел сделал как по мотору так и по всему мотоциклу. В планах еще яп поршня, хорошие резонаторы и новые тормоза. Хочу сказать спасибо таким людям как Анатолий Лукьяненко, Зваров Юрий, Сергей Сирко, Дробот Вовчик, Vadim Hellsing и другие кто помогал мне в постройке и советами.

Ремонт и тюнинг

Надёжностью продукция Ижевского завода никогда не славилась. Но есть в этом и преимущество — будучи первым мотоциклом у начинающего байкера, какой-нибудь «Ижак» выступал в роли «учебной парты», помогая обучиться не только вождению, но и самостоятельному обслуживанию с ремонтом.

Ремонт

Нарекания вызывает коробка передач. Работает она топорно, и с ней, как и со сцеплением, иногда возникают проблемы.

Запчасти

Найти их труда не составляет, потому что в своё время Ижевский завод наклепал изрядное количество мотоциклов. Цены низкие, но в ряде случаев дешевле и проще купить «донора», с которого и снимать всё необходимое по мере надобности.

Тюнинг

Как-то модифицировать советский байк непросто. Обычно владельцы сводят все вносимые изменения к визуальному тюнингу. Иногда карбюратор заменяется на японский или китайский — эта относительно недорогая операция помогает избежать множества потенциальных проблем.

Модификации мотоцикла

Базовая модель имела индекс ИЖ 6.113 — 010 — 01, а версия с боковой коляской — 6114 — 010 — 01. Выпускались также модификации «Люкс» (люлька, запасное колесо, зубастая резина, обтекатель, защитные дуги, багажник) и «Турист» (то же самое, но без обтекателя, багажника и дуг). Впоследствии байк много раз модернизировался, получив другой карбюратор, дисковый передний тормоз, более энергоёмкую вилку с пневматической регулировкой. Существует также версия и с грузовым боковым прицепом, но в наши дни встречается она исчезающе редко. В продаже попадается и Юпитер 5 переходной модели, но под этим определением обычно скрывается просто одна из ранних модификаций.

Коляска – дело нужное

Хозяйственные мотолюбители предпочитали Иж Юпитер 3 с коляской, конструкция которой позволяла перевозить не только третьего пассажира, но и изрядное количество груза. Сначала устанавливалась модель Бп 65. Затем её сменила новая модификация БП-1, для удобства посадки пассажира имевшая сдвижной верх.

Установка бокового прицепа требует регулировки схождения колёс. Настройка производится за счёт перемещения переднего бокового шарнира крепления на раме. Мотоцикл, укомплектованный коляской, носил маркировку Иж Юпитер-3К. Более практичным был, разве что, М-72 Урал.

Плюсы и минусы

Несмотря на все модернизации, в мотоцикле Иж хватает и достоинств, и слабых мест. Мощный даже по современным меркам, он неповоротлив, не слишком надёжен, и ему нужно постоянно уделять внимание. Впрочем, обо всём по порядку.

Преимущества

  • Мощность. Её хватает для комфортной езды даже в наши дни.
  • Возможность купить Иж Юпитер 5 с люлькой.
  • Низкая цена подержанных мотоциклов на вторичном рынке.
  • Ремонтопригодность и доступная стоимость запчастей.
  • Умеренные габариты — длина, ширина, высота по седлу.

Недостатки

  • Высокий расход топлива, до 6 литров на 100 км. И топливо нужно смешивать с 2т маслом, что неудобно делать на АЗС.
  • Вес мотоцикла. Он чувствуется, особенно при маневрировании на малых скоростях.
  • Низкая надёжность некоторых узлов. В частности, нередки проблемы с коробкой передач.

Основные проблемы и их устранение

Разборка двигателя ИЖ Юпитер 5, видео которой представлено ниже, производится не только по мере поступления проблем, но и в целях профилактики. Например, чистка карбюратора является одним из условий поддержки стабильной работы мотора.

Схема двигателя ИЖ Юпитер 5 проста даже для неопытных мотолюбителей. Поэтому при ремонте не возникнет сложных вопросов. В большинстве случаев поломки возникают из-за халатности владельцев, неправильно эксплуатирующих мопед и не выполняющих регулярное техническое обслуживание. Например, неправильный подбор масла для того или иного времени года. Так, при износе какой-либо детали необходимо произвести ее замену.

  1. Свеча системы зажигания.
  2. Головка цилиндра мото мотора.
  3. Цилиндр двигателя мотоцикла.
  4. Окно выпускной системы.
  5. Поршень цилиндра.
  6. Кольцо поршня цилиндра.
  7. Канал перепускной системы.
  8. Палец поршня мотоцикла.
  9. Шатун коленвала.
  10. Половинка картера мотора левая.
  11. Звезда ведущая.
  12. Полуось коленвала левая.
  13. Пружинка системы сцепления.
  14. Винт регулировочного типа.
  15. Диск системы сцепления нажимной.
  16. Педаль воздействия на КПП (коробку переключения передач).
  17. Педаль механизма пускового.
  18. Диски механизма сцепления.
  19. Вилка КПП.
  20. Половина картера мотора правая.
  21. Головка цилиндра мото мотора.
  22. Цилиндр двигателя мотоцикла.
  23. Маховик мотора.
  24. Крышка кривошипной камеры движка Иж Юпитер 5.
  25. Генератор мотоцикла.
  26. Кулачок прерывателя мото.
  27. Шестеренки КПП.
  28. Шестеренки КПП.
  29. Кулачок автоматического включения/выключения механизма сцепления.

Отзывы владельцев

Брал свой Иж ю5 новым в магазине в 2004, проездил сам пять лет, но накатал меньше 10 тысяч. Потом мот пылился в гараже четыре года, затем сыну его отдал, пусть учится. Завелся Ижак после долгой стоянки без проблем, после замены аккума и жидкостей. Техника примитивная, но живучая, были бы запчасти, и этот мотоцикл ещё меня переживёт. Арсений, Новосибирск.

Для деревни отличный вариант, купить в живом состоянии можно за 10-15к, бака хватает надолго, бензин жрёт любой. Поломок мелких много, но все чинится элементарно. Мотор Иж тяговитый, из грязи выезжает сам, если резина подходящая. У меня пепелац вообще древний, переходной модели, но отличий даже от самых последних выпущенных Юпитеров минимум. Запчасти все подходят, если не подходят — обтачиваются напильником и подходят. Александр, Усолье-Сибирское.

Свой Юпитер5 брал ещё в 1990 году, старичок жив до сих пор, периодически возит меня по даче, когда машину гонять по убитым дорогам не хочется — подвеску жалко. Запчасти копейки стоят, но ломается что-нибудь каждую неделю ))) А так Юп — нормальный мот для своего времени, ТТХ соответствуют цене и годам разработки. Сергей, Сыктывкар.

Вывод

Иж Юпитер 5 конструктивно и морально устарел ещё до начала выпуска, но он и сейчас остаётся востребованным в отдалённых регионах, где ценится не дизайн, а живучесть и ремонтопригодность. И в качестве первого мотоцикла эта модель отлично подходит, потому что она способна научить и ездить, и ремонтировать своего стального коня.

Технические характеристики

Максимальная мощность двигателя:24 Л.с.
Крутящий момент:34 Нм
Рабочий объем:347,6 см3
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов):двухтактный, двухцилиндровый
Количество цилиндров:2
Кол-во клапанов:
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор):
Диаметр цилиндра и ход поршня:
Система запуска (Электростартер, кик-стартер):
Максимальная скорость в км/ч:125 км/ч
Система охлаждения:Воздушное охлаждение
Трансмиссия (коробка передач):4-ступенчатая, механическая
Сцепление (Сухое / В масляной ванне):
Привод:Цепь
Рама:Стальная
Ходовая часть
Подвеска (Ход передней / задней):
Тормоза (Впереди / сзади):
Колеса / Шины / Резина:
Размеры и масса
Габариты (Длина / Ширина):
Высота по седлу:
Дорожный просвет:
Снаряженная масса:
Колесная база:1450 мм
Вес:160 кг
Ёмкость аккумулятора:
Года выпуска:
Страна производства:

Регулировочные данные, мм:

Зазор между контактами прерывателя – 0,4-0,6 Зазор между электродами свечи зажигания – 0,6-0,7 Свободный ход на конце рычага сцепления – 5-10 Свободный ход на конце рычага ручного тормоза – 2-5 Свободный ход на конце рычага ножного тормоза – 10-15 Свободный ход троса дросселя и корректора – 1-2 Опережение зажигания до в.м.т. – 2,4-2,8 Провисание цепи привода заднего колеса – 20-25 Давление воздуха в шинах, кгс/см² : Передней шины – 1,5 +0,1 Задней шины – 2,5+0,1 Коляски – 1,5+0,1

Обратно в содержание — ↑

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]