Средство от асфальтовой болезни: защита дорожного мотоцикла


000_moto_0412_084


При падении мотоцикл ложится на руль, крышки мотора, подножки и глушитель. В данном случае при установке слайдера двигатель получает дополнительную защиту, зато вероятность повреждения глушителя возрастает.
При падении мотоцикл ложится на руль, крышки мотора, подножки и глушитель. В данном случае при установке слайдера двигатель получает дополнительную защиту, зато вероятность повреждения глушителя возрастает.

Как ни странно, никаких жестких защитных средств на шоссейных и дорожных мотоциклах мы не обнаружим — как будто они вообще никогда не падают! Наверное, именно из-за серьезности последствий думать о них как-то не принято. Но приходится. Полностью защитить дорожный мотоцикл или спортбайк от повреждений невозможно. Но минимизировать потери — вполне. Средства пассивной защиты уберегут самые важные и дорогие элементы: двигатель, раму и детали ходовой части мотоцикла.

Классика жанра для дорожников — дуги безопасности. Этот простой и эффективный защитный элемент появился почти одновременно с мотоциклом и по сей день востребован. Классические дуги должны привинчиваться к раме мотоцикла и, поглощая энергию удара, защищать выступающие части двигателя от встречи с асфальтом. Однако на многих современных аппаратах рама не рассчитана на крепление дуг и их приходится устанавливать непосредственно на двигатель. И здесь таится риск вместо защиты получить обратный эффект. Если дуга оказывается слишком прочной, при ударе она может вырвать кусок из картера двигателя. Это больно и дорого. Поэтому при выборе дуг обращаем внимание на места их креплений и на конструкцию. Представим, как они будут работать при падении, и, если возникают сомнения, ищем альтернативу. Надежнее и безопаснее всего, когда каждая дуга крепится как минимум в трех точках. Трехточечные дуги идеально подходят для современных дорожных мотоциклов и стритфайтеров. Напротив, для классиков и чопперов по стилю ближе большие прямоугольные дуги на передней части рамы.

К сожалению, дуги можно установить далеко не на все мотоциклы. Спортбайки с ними смотрятся крайне странно, хотя мне встречались и довольно оригинальные конструкции. Тем не менее это скорее исключение и, кроме стантрайдеров, дуги на «спорты» никто не устанавливает. Более распространенное средство защиты спортивных мотоциклов — слайдеры. Эти накладки на раму или двигатель, как правило, изготовленные из алюминия и пластика, должны принимать на себя нагрузку при падении. Появившись сначала на гоночных мотоциклах, они перекочевали и на улицы, изменив при этом свое назначение. Дело в том, что профессиональные гонщики не заботятся о состоянии обтекателей. Это расходный материал, который меняют после каждого падения. Ведь по сравнению с гоночным двигателем или рамой даже карбоновый обвес дешев. Именно поэтому слайдеры на гоночных мотоциклах обычно не выступают за ширину пластика, а порой вообще прячутся под ним. Но хозяева уличных «спортов» часто беспокоятся именно о состоянии пластика. Из-за этого в магазинах для любителей всегда большой выбор потешных «грибов», торчащих в стороны на добрый десяток сантиметров, на которые возлагаются большие надежды по спасению пластмассок от царапин. Опасность тут та же, что и в случае с неудачными по конструкции дугами. При мало-мальски серьезном встречном ударе (например о скол асфальта) такой гриб, как хороший рычаг, вырывает с мясом кусок мотоцикла, к которому он прикручен. Так что, оберегая пластмассу, можно лишиться рамы.

Мой совет: не горячитесь, выбирая слайдеры. Большой размер здесь не всегда на пользу. Внимательно изучите способ крепления слайдера к мотоциклу (раме, двигателю). Он не должен работать на излом. Тут приоритет за деталями с широкими и толстыми креплениями. Это, как правило, достигается добавлением алюминиевой или стальной пластины между слайдером и местом его установки. Слайдеры устанавливают и в оси переднего и заднего колес. Они могут неплохо защитить вилку и маятник от истирания при контакте с асфальтом.

В последнее время появились новые системы слайдеров с амортизацией. Внутренний эластичный элемент уменьшает пиковые нагрузки. Идея проста, но действенна, правда, значительно увеличивает стоимость мотоцикла. Поэтому я бы рекомендовал такую конструкцию владельцам топовой линейки спортбайков. На менее быстрых мотоциклах вполне достаточно обычных. Что еще можно защитить от повреждений в современном дорожнике? Пожалуй, перья вилки, траверсы и руль. При падении руль стремится провернуться вокруг своей оси. Довольно серьезный крутящий момент возникает в перьях вилки и в нижней траверсе. Ведь именно она, как правило, имеет ограничитель поворота руля. На гоночных мотоциклах роль ограничителей выполняют толстые резиновые кольца, надетые на перья вилки. Кольца амортизируют удар и не дают верхней траверсе провернуться относительно нижней, сохраняя правильную геометрию обоих. Обычный ограничитель руля в такой ситуации не работает. Как правило, любое серьезное падение заканчивается его поломкой. В продаже специальных колец не найти, однако их можно подобрать из ассортимента резиновых деталей для тяжелой техники.

В последние годы технологии CNC-обработки получили широкое распространение. Как следствие, стали появляться очень красивые цельнофрезерованные из капролона накладки на крышки двигателя. Прочный материал плотно прилегает к мотору и надежно защищает выступающие поверхности. Защита очень эффективная, но недешевая, потому доступна лишь для настоящих «спортов» и дорогих стритфайтеров. Как альтернатива, встречаются накладки, вылепленные из карбона. Это также вполне надежное средство защиты. При падении мотоцикл ложится на руль. Поэтому на концах труб руля устанавливают специальные наконечники-грузики. Они выполняют сразу две функции: благодаря массе уменьшают вибрации на концах руля и защищают руль при падении. Грузики должны быть надежно закреплены на концах руля, иначе они не выполнят свои функции. А вот зеркала и рычаги, наоборот, лучше не затягивать до упора — тогда при легком падении они провернутся и, возможно, останутся целы.

И все же намного приятнее избежать самого падения, чем уменьшать его последствия. Прочные водительские навыки в сочетании со здравым смыслом и продвинутыми электронными помощниками сводят риски неприятностей практически к нулю. Это факт. Не игнорируйте его, и тогда красивые слайдеры или дуги безопасности превратятся еще в одно украшение вашего мотоцикла.

Чехлы с сигнализацией

Это обычные мотоциклетные чехлы. Но снизу они застёгиваются специальным тросом. При попытке его размыкания без использования ключа, срабатывает сигнализация. Чехлы пригодны для использования в любую погоду, они не боятся воды, снега и низких температур. Для большей сохранности и исправности, стоит использовать также и обычный чехол на мотоцикл. Приобрести защитный чехол и другие аксессуары можно на сайте ТЕНТЫ.РУ. В наличии широкий ассортимент моделей чехлов разных размеров. Осуществляется доставка по всей России.

006_moto_0412_084


Дуга безопасности выглядит просто, однако изготовить ее нелегко. После того как дуга отработала (погнулась), ее можно только заменить. Пытаться вернуть ей первоначальную геометрию — занятие неблагодарное.
Дуга безопасности выглядит просто, однако изготовить ее нелегко. После того как дуга отработала (погнулась), ее можно только заменить. Пытаться вернуть ей первоначальную геометрию — занятие неблагодарное.

Мотоциклетные сигнализации

Бывают двух видов – с обратной связью и без таковой. Естественно, первые намного дороже. Не рекомендуется приобретать изделия китайского производства. Обратная связь в них такого качества, что практически отсутствует. Кстати, были случаи, когда именно китайская аппаратура внезапно заглушала мотоцикл прямо на ходу.

Сигнальные устройства без обратной связи снабжены сиреной и датчиками удара, качения и наклона. Устройства с обратной связью помимо этого оснащены специальным блоком, который позволяет заглушить двигатель при помощи пульта. Завести мотоцикл ключом после этого невозможно, пока блокировка не будет снята опять же при помощи пульта дистанционного управления. Кроме того, имеется датчик объёма. Его назначение – защита путём подачи предупреждающих сигналов в случае приближения на установленное расстояние (обычно – метр-два) какого-либо объекта.

Травма спинного мозга или травма позвоночника?

Для начала, давайте разберемся: позвоночник — это 32-34 позвонка, которые поддерживаются дисками, ребрами, мышцами и связками. Он состоит из 5 отделов, и только на шейный приходится 7 позвонков.

Другими словами, позвоночник — это достаточно «крепкий» каркас, в котором находится спинной мозг. Он в свою очередь, тот представляет из себя «хрупкую» нервную ткань со спинномозговой жидкостью. По словам доктора Криса Леатта (Dr. Leatt), спинной мозг представляет из себя «зубную пасту в пластиковом контейнере».

Очевидно, что травмы позвоночника, не всегда приводят к травме спинного мозга. По статистике лаборатории Leatt — только каждая пятая травма позвонков заканчивается таким образом. Но даже не смотря на это, травма спинного мозга может произойти и без перелома позвоночника. Чрезмерный изгиб шейного отдела может служить причиной разрыва нервных окончаний и серьёзных последствий. Кроссовый «ошейник» создан для того, чтобы уменьшить угол сгибания шеи и уменьшить скорость инерционного движения головы. Иными словами — предотвратить эти последствия и сохранить наше здоровье.

В 2000 суперкроссмен Джимми Баттон во время тренировочного заезда при прохождения волн вылетел через руль и буквально «воткнулся» головой в очередное препятствие. От удара его шлем вместе в головой отклонился слишком далеко назад. Он не использовал тогда защиту для шеи и позже описал это так: «это было похоже на то, что как будто бы кто-то тебя ущипнул и ты вмиг стал глухим и холодным. Возможно, если бы я одел ошейник — то отделался бы только головной болью». Он получил достаточно серьезную травму шейного отдела позвоночника.

Выводы

Стоимость качественной защиты шеи мотоциклиста (кроссового ошейника) на нашем рынке стартует от 300$. Эта немалая цена условлена брендом, качеством, и дорогостоящими исследованиями. На данный момент, это не массовый и не популярный продукт, поэтому стоимость данного девайса у нас довольно высока. Многих сильно подкупают китайские копии известных производителей с доступной ценой в 30-100$, однако за эти деньги мы станем обладателем неизвестного NONAME и кто знает, не навредит ли сея экипировка при несчастном случае?

Собрать статистику по травмам позвоночника в мотоавариях довольно сложно, а тем более сделать однозначные выводы. Поэтому приходится довольствоваться информацией, предоставленной компаниями-изготовителями данной экипировки, а они как никто иной заинтересованы в сбыте своей продукции.

Источник

Зачем это делать

Два колеса – неустойчивое положение. Человек, управляющий такой техникой, должен уметь хорошо держать баланс. Любое отклонение, наезд на камень, бугорок могут привести к потере равновесия. Следствием является падение, сопровождающееся скольжением мотоцикла.

При этом в первую очередь повреждаются пластиковые детали, глушитель, руль, поверхностная часть двигателя. Чем выше скорость, тем глубже останутся раны. Помешать этому призваны защитные приспособления, дополнительно крепящиеся к байку. Особенно актуальны они для спортивных моделей и внедорожников.

Функции защиты шеи мотоциклиста

Первоочередная задача «ошейника» — это перенаправление избыточной энергии, которая воздействует не только на шейные отделы позвоночника, но и на другие участки тела. Во-вторых, защита шеи ограничивает максимальные углы наклона головы, когда травма спинного мозга ещё не произошла, а гонщик находит ещё в процессе падения. Хорошая защита шеи мотоциклиста должна иметь возможность замедлить движение головы контролируемым образом и, при воздействии экстремальной нагрузки, сломаться, чтобы предотвратить серьезные повреждения гонщика. Реальные виды нагрузок мы рассмотрим далее.

Блог им. Elessar → Безумный колхоз 8: Лопата вместо защиты картера. Почему? Потому, что могу!

Привет, друзья! У меня, наверное, уже колхоз мозга какой-то… А всё потому, что я сделал защиту картера двигателя из совковой лопаты. И доволен.

Смейтесь, смейтесь. Однако ж 4мм рельсовой стали, минимум усилий, минимум денег и максимум профита! Прямо как нерадивая мексиканская работница швейной фабрики на высоком каблуке и в юбочке длиною с ноготь. И всего-то за 450 рублей.

А всё ведь началось с того, что я пошёл выбирать подарок на 14-е февраля…

Нагрузка по оси

Иными словам, это тот неприятный случай, когда основной удар приходится на верхнюю часть головы. Образно: когда мотоциклист вылетает и врезается («втыкается») головой в препятствие. Энергия удара распространяется сверху вниз сокрушая шейный отдел позвоночника. При этой травме, ни топовая защита шеи от Leatt, ни Alpenstars помочь к сожалению не сможет. К тому времени как шлем соприкоснется с ошейником, серьёзные повреждения уже произойдут. Однако защита шеи поможет при дальнейшем распределении энергии удара и ограничит в движении «пострадавший» позвоночник. Поэтому очень важно первоначально сдвинуться с линии удара. Чтобы обеспечить такие катастрофические травмы, гонщику нужно упасть на голову с высоты примерно в один метр.

В каких вида спорта используется защита шеи?

В мотоциклетном спорте этот вид пассивной безопасности нашёл свое применение прежде всего в: мотокроссе, ралли, эндуро (кроссэндуро, хардэндуро и т.д.). Словом в тех видах спорта, где наиболее вероятны серьёзные и резкие падения с высоты (например, с трамплина). Однако зачастую в регламентах соревнований делают этот элемент кроссовой мотоэкипировки необязательным, т.е. ответственность за использование защиты шеи возлагают на мотоциклиста. В показательных выступлениях мотофристайлисты тоже пренебрегают данным элементом пассивной защиты. Но это обусловлено скорее необходимостью — в полете ничто не должно сковывать движения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]