Общие рекомендации по обслуживанию скутера Правильная обкатка скутера Регулировка зазоров клапанов скутера Центробежное сцепление — снятие, установка, замена колодок Лётный сезон закончился? Пора подумать о консервации скутера Весенние прелести или Как завести скутер после зимы Инструктаж по замене масла двигателя скутера Инструктаж по замене масла трансмиссии скутера Инструктаж по чистке воздушного фильтра скутера Проверка и замена ремня вариатора скутера Замена ремня вариатора скутера без разборки вариатора Шины скутера Обслуживание тросов, замков и прочих механизмов скутера Замена ступичных подшипников и тормозного диска Ремонт и обслуживание трансмиссии цепного скутера
Вам, как владельцу скутера, должно быть интересно как сделать так, чтобы купленный Вами скутер, служил долго и безотказно, хорошо выглядел и доставлял, по возможности, лишь положительные эмоции. И если в юности у Вас был мотоциклетный опыт – это хорошо. Но, с тех пор, техника шагнула далеко вперед — теперь нет необходимости перед заправкой скутера, дико ругаясь, смешивать бензин с маслом.
Современные скутеры имеют электростартер, дисковые тормоза и раздельную систему смазки — все больше моделей скутеров, оснащенных и четырехтактным двигателем.
Техника шагнула вперед, но это по прежнему техника, а значит скутер (как и любая техника) требует ухода, для обеспечения долгой и безотказной службы. И первый совет по этому поводу, достаточно простой: необходимо пользоваться расходными материалами, маслами, присадками, специально предназначенными для скутеров, и т.к. эта техника обладает своей спецификой.
Масло для скутера
В современных скутерах обычно используется 2 типа масла, — моторное и трансмиссионное, для двигателя и трансмиссии соответственно. Для нормальной работы этих узлов масло, конечно же, следует менять регулярно, используя рекомендованный производителем класс масла (Подробнее о маслах для скутера). Периодичность замены масла двигателя
скутера также устанавливается производителем, но в среднем это каждые 3000 км (при использовании действительно качественного масла). В период обкатки скутера (или нового двигателя) масло меняется чаще. То есть, для нового скутера периодичность замены моторного (и кстати, трансмиссионного тоже) примерно такая:
после отметки 300 км после отметки 1000 км после отметки 2000 км далее каждые 2-4 тыс км.
Масло трансмиссии после обкатки меняется немного реже моторного, примерно каждые 4-6 тыс км. Процесс замены моторного и трансмиссионного масел скутера.
Проверка троса газа на заедание
Поверните ручку газа и отпустите ее. Она должна свободно вернуться в исходное положение.
Если ручка возвращается с заеданием, то нужно разобрать ручку газа и снять трос. Для этого снимите зеркала и разберите панель приборов.
Удалите тряпкой всю грязь и старую смазку из ручки газа.
Смажьте трос. С помощью шприца налейте моторное масло в кожух троса.
Снова проверьте трос на заедание, вытягивая его рукой. Если он по-прежнему заедает, то замените его на новый.
Этим же маслом смажьте механизм ручки газа.
Соберите всё на место и еще раз проверить работу возврата ручки газа.
Очень важно для скутера состояние воздушного фильтра
Воздушный фильтр — важный элемент в системе питания скутера. Фильтр должен быть всегда чистым, не иметь даже немного грязи, тем более не быть забитым грязью, пылью, тополиным пухом и другой нечистью. В противном случае эта грязь будет препятствовать свободному поступлению свежего воздуха в карбюратор, что изменит соотношение воздух/бензин в горючей смеси (сделает её более богатой); также эта грязь непременно проникнет в карбюратор, закупорит жиклёры, трубочки и т.д., что в свою очередь также изменит соотношение воздух/бензин в горючей смеси (сделает её бедной); ну и наконец, в самом худшем варианте посторонние мелкие частицы проникнут в камеру сгорания, что может повредить стенки цилиндра и снизить компрессию, проще говоря, двигатель крякнет. Так что, прочищайте воздушный фильтр почаще.
Часто в скутерах используются фильтры “нулевого” сопротивления из специального поролона. Такой фильтр требует самого регулярного ухода: промывка и пропитка поролона специальным маслом, способным к желированию.
Масло для пропитки фильтров производится по специальной рецептуре, хотя вполне нормально использовать и обычное моторное или трансмиссионное. Масло предотвращает проникновение воды, пыли и грязи в двигатель. Срок очередного обслуживания фильтра скутера можно определить по “выцветанию” окраски фильтра. Подробнее о чистке воздушного фильтра скутера.
На большинстве китайских четырехтактниках установлен фильтрующий элемент «влажного» типа (так же возможна установка элемента сухого типа). Что это означает? Очень просто – влажный, значит фильтрующий элемент пропитан маслом, которое задерживает мелкие пылинки, содержащиеся в фильтруемом воздухе. Сам фильтрующий элемент изготовлен из маслобензостойкого поролона, а точнее из двух слоев.
Внешний слой – с ячейками более крупного размера, задерживает крупные частицы, внутренний слой имеет более мелкие ячейки и позволяет задерживать мелкую пыль. Со временем фильтрующий элемент засоряется, в нем оседает много пыли. Поэтому снижается его пропускная способность, то есть в карбюратор попадает меньше воздуха, тем самым сбивается его настройка. Поэтому необходимо производить замену или чистку фильтрующего элемента воздушного фильтра.
Производитель рекомендует заменять фильтрующий элемент каждые 5000 км. Естественно, если Вы ездите по пыльным дорогам, то производить замену (чистку) нужно чаще. Но что делать, если невозможно приобрести новый фильтр? Ответ один – очистить старый и обработать его маслом.
Порядок работ
Для начала очищаем корпус воздушного фильтра от грязи и разбираем его. Для этого откручиваем крестовой отверткой 6 шурупов, расположенных по периметру. Снимаем крышку. Никаких защелок на ней быть не должно, поэтому снимается она легко. Единственное, на что нужно обратить внимание (как при снятии крышки, так и при извлечении фильтрующего элемента) – это стараться не повредить элемент.
Осматриваем фильтрующий элемент. Если заметны повреждения (неплотное прилегания к краям корпуса фильтра, разрывы, сквозные отверстия), то необходимо его заменить. Далее осторожно достаем поролон.
Слева: Фильтрующий элемент, внешняя сторона
Справа: Фильтрующий элемент, внутренняя сторона
Его нам следует промыть. О том, как это сделать, написано ниже. А пока займемся корпусом фильтра. Изнутри протираем его тряпочкой, смоченной бензином, а затем насухо вытираем хлопчатобумажной тканью (старой футболкой). Следите, чтобы не оставалось пыли и ниток, они могут попасть в карбюратор и забить каналы или жиклеры.
Очстка фильтрующего элемента
Существует несколько способов это сделать, которые отличаются по количеству материальных затрат.
Способ первый. Приобретаем средство для очистки воздушных фильтров, например K&N. Это средство, как и пропитачное масло этой фирмы, предназначено не только для фильтров системы K&M (эти фильтры изготовлены из нескольких слоев марли, находящихся между сеточками), но и для поролоновых. Применяем это средство согласно инструкции.
Способ второй. Промываем фильтрующий элемент в бензине. Хочу заметить, что во впускной системе скутера возможен контакт фильтра с бензином (бензин выбрасывается из карбюратора). Несмотря на это поролон может растворяться бензином, поэтому необходимо проверить (на краешке элемента) его бензостойкость. Наливаем бензин в подходящую емкость и стираем поролон. Стирать нужно осторожно и бережно, не жулькать (как носки:). Достаточно легко нажимать на поролон и отпускать. После промывки отжимаем элемент. Это делать нужно аккуратно, ни в коем случае не скручивать поролон. Просушиваем фильтрующий элемент.
Способ третий. Так поступаю лично я, затрат никаких, а качество очистки – превосходное. Промывка элемента в теплой воде со стиральным порошком.
При стирке соблюдать те же правила, что и при стирке в бензине. После стирки отжимаем, хорошо прополаскиваем и просушиваем фильтрующий элемент. Сушить лучше на батарее (время сушки сокращается). Следует помнить, что относиться к поролону нужно бережно. В противном случае возможны деформация элемента или его расслоение. Чем аккуратнее Вы будете стирать фильтр, тем дольше он прослужит.
Ну вот, поролон мы промыли, хорошо просушили. Теперь переходим к следующему этапу – пропитке (важно, чтобы поролон был абсолютно сухим).
Чем пропитывать? И опять у нас два пути – использорвать специальное масло (оптимально) или обычное моторное масло. Трансмиссионное использовать не рекомендуется. Для моего фильтра я использую пропиточное масло для воздушных фильтров
(от K&M), конечно дороговато, но работать удобно. Это масло находится в аэрозольном баллончике и окрашено в красный цвет, что позволяет контролировать равномерность нанесения. Возможно Вы сможете приобрести аналоги от других фирм, немного подешевле. Но если вы решили использовать аэрозоль, помните – подойдет только масло для воздушных фильтров. Итак, равномерно распыляем масло линейными (не круговыми) движениями на поверхность фильтрующего элемента. Ждем 20 минут и контролируем равномерность нанесения. «Закрашиваем» все пятна, на которые не попало масло. При нанесении масла оно летит во все стороны, поэтому подстелите старые газеты. А лучше, полиэтиленовую пленку.
При использовании моторного масла так же равномерно пропитываем фильтрующий элемент. Пропитываем в подходящей емкости. Перед пропиткой разбавляем масло с бензином 1:1, чтобы уменьшить его вязкость и улучшить впитываемость. Сильно много масла лить не надо, может ухудшиться пропускная способность фильтра. После пропитки сжимаем поролон в, чтобы масло лучше впиталось и чтобы удалить его излишки. Посчитаем: баллончик с 200 мл масла расчитан на 4 – 5 пропитки, в зависимости от размера фильтра. Поэтому для пропитки нам требуется 40 – 50 мл масла, возможно меньше.
Теперь устанавливаем фильтрующий элемент в корпус фильтра. Сторона с более крупными порами должна смотреть наружу. Устанавливаем аккуратно, чтобы не порвать поролон.
Ставим на место крышку и прикручиваем ее. Шурупы сильно не затягивайте, чтобы не сломать пластик. У меня один столбик, в который вкручивается шуруп был уже сломан, не знаю почему (либо вибрация, либо перетрудился усердчивый сборщик на заводе).
Заключение. Обратите внимание, что во всасывающем патрубке (патрубок, через который поступает воздух в воздушный фильтр), а точнее в самом его начале, установлен еще один фильтр, более грубый (не на всех моделях).
Слева: Крышка воздушного фильтра
Справа: Здесь должен находиться «фильтр грубой очистки»
Его задача – задерживать воду и крупную грязь. Фильтрующим элементом здесь являются синтетические волокна. Этот фильтр необходимо разобрать и промыть. При разборке моего воздушного фильтра я обнаружил, что где-то потерял этот «фильтр грубой очистки». Сейчас придется изготавливать новый, из подручных материалов. Как сделаю – сразу напишу дополнение к этой статье.
Автор: Артем Петров
Обслуживание ремня вариатора скутера
Ремень вариатора скутера — относится к расходным материалам. Ремень, так сказать, непосредственно на себе тянет скутер, соответственно со временем изнашивается. Обычно период службы ремня составляет 8-12 тыс км. Многое зависит от производителя ремня, а также от манеры езды скутериста. Подробнее о обслуживании ремня вариатора скутера. Вообще, можно завести блокнотик и отмечать в нём километраж каждый раз при замене ремня, моторного и трансмиссионного масел. Это чтобы наверняка не забыть, — лучше короткий карандаш, чем длинная память.
Как часто требуется замена?
Периодичность замены воздушного фильтра зависит от степени эксплуатации скутера 4 Т, а также ответственности его владельца и качества дорог. Если транспорт эксплуатируется по запыленным проселочным дорогам с утра до ночи, то срок использования воздушного очистителя будет невелик.
Среднестатистические данные свидетельствуют о том, что менять очищающую конструкцию необходимо каждые 5 тысяч километров при нерегулярной эксплуатации транспортного средства. Также на срок службы будет влиять качество самого фильтра. Оригинальные модели прослужат значительно дольше.
Обслуживание тросов, замков и прочих механизмов скутера
Со временем тросы скутера становятся всё более тугими, а замки срабатывают всё труднее. Это связано с выработкой смазывающих компонентов, которые либо высыхают, либо просто теряют свои свойства. Так, например, тросик газа уже к следующему сезону может начать «застревать», и газ будет заедать, а может быть и вовсе заклинит в «нажатом» положении. Поэтому во избежание этого рекомендуется ежегодно выполнять несложную процедуру по смазыванию этого механизма. Подробнее Обслуживание тросов, замков и прочих механизмов скутера
Неприятности в дороге
Скутер (как и мотоцикл), при проколе колеса, полностью теряет способность самостоятельно передвигаться. А таскать с собой насос или запаску — роскошь позволительная не каждой модели скутера. Но ситуация не так безнадежна как кажется. Решение — специальный герметик для ремонта мотоциклетных шин. Один баллончик и герметизирует и накачает мотошину, и что особенно важно не занимает много места в бардачке скутера. Также смотри статью Тревожный чемоданчик скутериста
Качество бензина.
Некачественный бензин не просто ухудшает динамику скутера, иногда он способен буквально за считанные минуты уничтожить двигатель. Потому применение топливных присадок (притом, что гарантию качества бензина не может дать никто), не просто оправдано, а необходимо. Также было бы хорошо заливать топливо не на заправке, а у себя в гараже через специальную лейку-фильтр, не пропускающую воду и мусор. Такую лейку можно приобрести в автомагазине.
Применение качественных топливных присадок не только устраняет проблемы двигателя скутера, но и позволяет существенно экономить топливо. Хорошая присадка поддерживает чистоту камеры сгорания и всей топливной системы. А чистый карбюратор дает смесь оптимального состава и позволяет экономить на регулировках карбюратора скутера. Удобно приобретать присадки имеющие упаковку с дозатором.
002_MOTO_0410_061
Вынимайте фильтр аккуратно. Грязь со стыков так и норовит провалиться в двигатель. заранее удалить ее поможет пылесос.
Вынимайте фильтр аккуратно. Грязь со стыков так и норовит провалиться в двигатель. заранее удалить ее поможет пылесос.
Противогаз, респиратор, марлевая повязка — все это варианты воздушных фильтров для людей. С любым из них тяжело дышать. А если повязка слишком плотная, нехватка воздуха ощущается все сильнее, наступает кислородное голодание и силы вас покидают. То же происходит и с двигателем мотоцикла, ведь подача в него воздуха напрямую зависит от состояния воздушного фильтра. Поэтому не стоит забывать о важной обязанности любого мотоциклиста — следить за состоянием «легких» его подопечного.
Итак, фильтр очищает поступающий воздух, но и затрудняет его движение. Чем грязнее фильтр, тем меньше воздуха добирается до цилиндра. Вот несколько типичных проявлений такой неисправности:
• Мощность снижена, что наиболее заметно при ускорениях со средних оборотов.
• Из глушителя при резком открытии газа «на холостых» идет копоть.
• Вырос, в пределах 10%, расход топлива.
• Возможно (при очень сильном загрязнении) увеличится угар масла. Это связано с его подсосом (через уплотнения и систему вентиляции) из-за сильного разрежения во впускном тракте.
Экипировка и пр.
Достаточно неудобств, при езде на скутере, причиняют различные насекомые. Они постоянно стремятся разбиться о забрало шлема и засохнуть на нем всерьез и на долго. На этот случай, а также для защиты стекла шлема от воды, грязи и запотевания может очиститель забрал шлемов. Для любителей кожаной экипировки существуют средства по уходу за кожей. Это лосьоны которые делают кожу мягче, не дают ей пересыхать и растрескивается, защищают кожу от воды и улучшают внешний вид. Обработанная таким лосьоном кожа очищается и выглядит как новая.
Для любителей тканевой одежды существуют различные средства пропитки одежды и тентов. Они спасут Вас от промокания и грязи в непогоду, сохранят воздухопроницаемость и мягкость ткани, предотвращают образование масляных и жирных пятен. Подходят такие аэрозоли не только для ткани, но и для пропитки замши.
010_MOTO_0410_062
Наносить масло можно малярной кистью.
Наносить масло можно малярной кистью.
Пропитать фильтр маслом — задача тоже нетривиальная. Начинающие допускают две основные ошибки: пропитывают фильтр неравномерно (не только по площади, но и в глубину) или переливают масло, так что после установки фильтра оно еще долго вытекает из-под крышки. Чтобы этого не происходило, вначале аккуратно наливаем масло на поверхность фильтра, следя, чтобы оно не протекало насквозь (или опрыскиваем фильтр, если смазка в баллончике). Как только фильтр набрал масла примерно 10-15% от своего объема, укладываем его в прозрачный полиэтиленовый пакет и аккуратно мнем руками, распределяя масло. Пропитку можно считать законченной, когда фильтр равномерно окрасился как снаружи, так и изнутри, и при надавливании из него не вытекает масло. Его излишки отжимаем — сопли в эйрбоксе нам не нужны, к тому же они могут заткнуть дренажный клапан, важную деталь на эндуро. Лучше всего дать пропитанному фильтру отлежаться хотя бы пару часов, а лучше сутки.