В Тверской области прошел этап ралли-рейда «Moto Rally Cup»

На самой заре появления мотоциклетного спорта большинство гонок представляло собой не просто состязания мотоциклистов, а настоящие испытания выносливости. Они проходили по дорогам общего пользования, соединявшим города, а участие в них принимали гонщики на самых разных транспортных средствах — от мотоциклов до лошадей. Позже мотогонки плавно превратились в абсолютно отдельный вид спорта, но одна из дисциплин до сих пор словно служит данью уважения тому, с чего все когда-то началось. Имя ей — кросс-кантри ралли.

Правила и особенности

Кросс-кантри ралли — это разновидность гонок на выносливость, отличающаяся крайне длинными дистанциями трасс, которые проходят по пересеченной местности. Основная задача соревнований — выявить мастерство и выносливость гонщиков, раскрыть их навыки навигации и определить надежность используемой техники.

Техника для заездов может использоваться самая разная — от внедорожных мотоциклов до автомобилей и даже грузовиков, при этом соревнования могут происходить как по отдельности, так и вместе, но с делением на классы.

Всего существует 3 класса участников:

  1. Мотоциклы. Дополнительно делится на 3 группы: серийные мотоциклы с небольшим количеством модификаций в 2 подгруппах — с двигателем до 450 см3 и более,
  2. мотоциклы, серьезно улучшенные для кросс-кантри ралли с аналогичным делением на подгруппы,
  3. квадроциклы в подгруппах до 500 см3 и более.
  • Внедорожники весом до 3 т. Также делятся на 3 группы:
      специально улучшенные автомобили,
  • серийные модели с небольшим количеством модификаций,
  • багги.
  • Автомобили весом более 3 т. Делятся на 2 группы:
      серийные с минимальными модификациями,
  • специально модифицированные для гонок по бездорожью.
  • Старт различных транспортных средств производится не одновременно. Стандартный разрыв между стартом последнего мотоцикла и первого автомобиля — до 30 минут или, если это оговорено отдельно, 1 часа.

    Сами соревнования также подразделяются на 3 вида в зависимости от общей длины дистанции и времени проведения:

    • Баха – относительно быстрые гонки на короткие дистанции. Проводятся за один или два дня. Общая дистанция не превышает 1000 км.
    • Ралли-рейд — гонка длительностью до 10 дней с общей длиной дистанции до 6500 км.
    • Марафон — до 30 дней и протяженностью более 6500.

    Дистанция и время проведения также могут быть ограничены правилами конкретного соревнования.

    Внушительная продолжительность заезда не позволяет преодолеть дистанцию сразу, поэтому гонка проводится в несколько этапов с обязательным отдыхом между ними в бивуаке — специально оборудованной зоне или даже с длительным перерывом, если следующий этап будет проходить в другой стране.

    Каждый этап представляет собой набор участков трассы с определенными условиями прохождения:

    • Навигационная зона — участок без точно проложенного маршрута. Для его преодоления гонщику требуется самостоятельно проложить маршрут по ориентирам с использованием карты, дорожной книги или GPS.
    • Лиазон — зона с установленной нормой времени между последовательными пунктами контроля.
    • Скоростной участок — хронометрируемая гонка по пересеченной местности вне дорог общего пользования или на специально закрытых для проведения соревнования дорогах.
    • Супер специальный участок — скоростной участок с отведенным, безопасным местом для зрителей. Используется для повышения интереса к гонке.

    Итоговое время прохождения всей трассы складывается из суммы времени каждого спецучастка.

    Отдельно правилами конкретного соревнования оговаривается процедура буксировки ТС, вышедшего из строя в ходе гонки. В двух словах, она разрешена только на спецучастках и бивуаках и только с использованием автомобилей или мотоциклов, официально заявленных в категории технического сопровождения или выбывших участников, которые также могут перейти в эту категорию. На лиазоне буксировка запрещена.

    Около года приобретенный прошлой весной 690ый вел себя нормально, а потом захотел в ралли. Пришлось ехать…
    Наши побеждают в ралли не потому, что грузовики мощные, а потому, что там дороги, как у нас :)

    Никаким ралли у нас в Беларуси и не пахло, поэтому начала искать в России. Вспомнила посты Вани Ли, увидела, что в прошлые годы еще был чемпионат РФ, и в Астрахани народ гонял, а сейчас почти все сдулось. Кроме любительского кубка Moto Rally Cup, который делает Алексей Кузьмич. Он же прокладывает трассы, отрисовывает дорожные карты и делится опытом с начинающими. Состоит кубок из пяти этапов, которые проходят с мая по октябрь в разных местах России. Заключительная гонка этого сезона проходила под Каменск-Шахтинском в Ростовской области — 1550 км от Минска. Мы с товарищем Димой погрузили наши боевые КТМ в прицеп, в среду вечером выехали в стороны трассы М4 Дон и в четверг в полночь были уже на месте — в турбазе “Cказка”, где нас заселили в “пятиместный люкс” с одной комнатой и двумя диванами. Проснулись от криков гусей, свободно пасущихся по турбазе, и криков администратора, которая хотела эту их свободу ограничить.

    Пролог

    В ралли все происходит быстро и по строгому графику, но первый день был относительно свободным. До 14.00 — регистрация, и легенды (бумажный свиток с условными обозначениями маршрута), GPS-трекера для отслеживания результата и техконтроль в специально отведенной зоне. Там у меня проверили:

    • исправно ли работают все органы управления мотоцикла — в первую очередь фара и стоп-сигнал;
    • расклеен ли мотоцикл наклейками спонсоров соревнования. Огромный лист с наклейками всем выдавали всем заранее;
    • читается ли стартовый номер;
    • есть ли вся необходимая защита (шлем, мотоботы, черепаха, наколенники и обязательно защита шеи);
    • есть ли запас воды, еды (сникерс), аптечка.

    Инспектор проштамповал соответствующую бумажку и отправил меня готовиться дальше.
    Суть гонки, если упростить — доехать до финиша по легенде с самым лучшим временем, при этом нигде не потеряться, не нахватать штрафов, не поломать себя и мотоцикл и собрать все контрольные точки. Для навигации в этом ралли использовался список точек с координатами и легенда. Если нет устройства для перемотки легенды — можешь рисовать маршрут сам или ехать напрямую, а новичкам выдается весь трек. Но тогда и интерес пропадает, и я договорилась об аренде башни на гонку. Уверенности в том, что она подойдет, не было — комплект проектировали для KTM 450, а у меня 690.

    6 хомутов и несколько болтов сделали свое дело — у меня появилась навигация, дополненная моим китайским навигатором на Android. Небольшое прямоугольное устройство сверху на фото — GPS-навигатор ICO, которым пользуются многие раллийные гонщики. Он управляется всего тремя кнопками на руле и показывает все необходимое — скорость, курс, километраж, время. Если реальный пробег не совпадает с легендой, его можно кнопками отмотать назад и двигаться дальше. У профессиональных гонщиков еще есть дополнительные экраны — повторитель курса и запасной одометр, а также специальный раллийный навигатор Unik. Но у нас пока все проще.

    Официального открытия с торжественным проездом через арку и объявлением гонщиков в этот раз не было — хотя обычно в этой серии он есть. Мы перешли сразу к лиазону до места старта. Время на 20 с лишним километров пробега ограничено тридцатью минутами, и прибыть в предстартовую зону нужно ровно в свою минуту — иначе штраф. Китайский навигатор увел меня на поля с коровами вместо нормальной дороги. Четыре минуты опоздания — отличное начало!

    Все еще пытаясь понять понять, что происходит, куда ехать и что делать, я получила контрольную карту и вслед за 8 другими гонщиками наконец-то стартовала. Времени привыкнуть к управлению навигацией не было, и разбираться пришлось на ходу, на скоростях. Еще и уворачиваться от коров и тонированных Приор с грибниками. Читать легенду оказалось несложно — так мне показалось до первого ее расхождения с реальностью. Если пропускаешь развилку или ориентир — приходится возвращаться в ту же точку, отматывать до нужного расстояния легенду и пробег и начинать с этого момента заново, пока другие проносятся мимо. Надо признать, терялись все — из-за небольшого расхождения в дорожной карте. А мой товарищ, который ехал не по легенде, а по самостоятельно отрисованному треку, обогнал всех не только в своем классе, но и в классе “Спорт”. Пролог длился всего 17 километров и все действие заняло немногим дольше, чем вы сейчас читаете эту статью. И это все? — подумала я отправилась обратно на базу осознавать произошедшее.

    Вечером после ужина был брифинг — мы собрались все в одной комнате и слушали про особенности завтрашнего маршрута. Всего собралось около двадцати мотогонщиков — в основном из России. Я, Дима и несколько ребят из Казахстана делали мероприятие международным. Мы получили по половине курицы на ужин, дорожные карты на следующий день и вместо сна отправились обслуживать мотоциклы и размечать карты.

    Погуглила, как это делать — вроде все понятно. Разметка ДК помогает ускорить считывание, делается это яркими разноцветными маркерами. Разметку каждый делает под себя, как удобнее, и я следовала общим правилам — зеленым отмечала большие расстояния между обозначениями, красным — до 300м, где нужно замедлиться и быть более внимательной. Красным же отмечала препятствия, но во всем этом еще нужно будет сесть и разобраться.

    День 1

    Новое утро и новый заезд — в этот раз два круга по спецучастку длиной 85 км по песчаным грунтовкам и дюнам! Насчет дюн я переживала больше всего, потому что ни такого разу не пробовала. Только видела на видео, как в них закапываются машины и переворачиваются грузовики на Дакаре.

    С навигацией сегодня все шло отлично — так хорошо едется, когда все ориентиры и расстояния совпадают! Главное — слишком не ускоряться, чтобы не пропустить поворот, и не отвлекаться на других. Все шло хорошо ровно до дюн. Обычно на ралли-рейдах по дюнам ездят по курсам — берешь курс на 234 и едешь к точке — либо напрямую, если можешь, либо лавируя между дюнами. У нас же были координаты точки, и я использовала нарисованный маршрут напрямую. Точнее, попыталась использовать.

    Первую точку я взяла по легенде, а дальше что-то пошло не так. Вместо того, где показывать направление, навигатор пытался найти дорогу, по пять раз за минуту перестраивал маршрут и вел себя неадекватно. Едешь в одну сторону, карта масштабируется, точка уходит из зоны видимости, через 2 минуты останавливаешься, отдаляешь карту — ты совсем не там, где нужно. Да, надо было остановиться, выдохнуть и спокойно разобраться во всем. Но не оставляло ощущение срочности — остальные-то мимо едут. Поэтому я тыкалась в дюнах, как слепой котенок, наощупь выезжала из песочницы напрямую, и напрямую же через лес с поваленными бревнами искала дальнейший маршрут. Пару раз даже привалила мотоцикл и потратила силы на его поднимание. Не считая проблем с навигацией, ехать по дюнам на моем 690ом оказалось легко — песок был плотным, и с разгона получалось брать в лоб даже самые высокие из них. Главное — вовремя остановиться. Бывает, вылетаешь на небольшую дюнку, а за ней — обрыв! Уклон градусов на 70 и метра три вниз. Медленно спуститься можно, но выпрыгнуть в такое не хотелось бы.

    Нам дали 3 часа контрольного времени на эти 85 километров. Их все я и потратила, при этом не собрав добрую часть точек. Расстроенная, какими-то дебрями и песками я ехала то по легенде, то по навигатору на финиш. И думала, что во время не уложилась и дальше могут не пустить. Но пустили! Хоть и со штрафом. Между СУ было регламентированных полчаса перерыва, за которые удалось потерять перчатки, заправить мотоцикл, отмотать легенду на начало, поломать ноготь, найти перчатки, потыкаться во все настройки в навигаторе и выставить нормальные, для навигации прямо на точку.

    Второй круг получился отлично! Я нагнала время, пока добиралась до дюн по уже знакомому маршруту. И по “компасу” легко взяла половину точек, кайфуя от каждой секунды. Рассекаешь песок, вокруг — никого, только природные красоты, ты и мотоцикл. Как же все-таки важно знать свое оборудование до мелочей…Солнце начало садиться, поэтому несколько точек пришлось пропустить и двигаться в сторону финиша. По итогу дня — 9 место из 18 участников и недовольство собой (могла бы сразу разобраться с навигацией, долбаный гуманитарий!). Снова брифинг, получение ДК, ночь за разметкой и сон.

    День 2

    Последний день был скоростным и технически несложным. Главное — не поскользнуться на затвердевшем, как бетон, грунте и опять-таки, не заблудиться. Моему товарищу в этом плане не повезло, и пришлось форсировать мелиорационные канавы и прыгать через огромную кучу навоза. А я привыкла к навигации, немного заблудилась, схватила штраф за превышение на участке с ограничением скорости (да, на 1 километр тоже считается) и по итогу заняла 8 место. Успехом назвать нельзя, но по крайней мере я поняла, что такое ралли-рейды. Не только скорость, но и штурманская работа, и умение быстро все просчитать и повести себя правильно в нужной ситуации.

    Участники — Настя и мужики

    Пока мы ехали назад, у меня было время подбить расходы. Затраты на человека вышли следующие (в российских рублях): 7000р — аренда башни. Мы с жабой долго душили друг друга, но все же решила попробовать, что это такое. Можно было ехать по навигатору без нее. 9000р — дизтопливо для машины и бензин для мотоцикла 3000р — проживание в турбазе на месте, +2000 р за ночевки и еду в дороге 6000р +2000р — стартовый взнос 1100р — еда на месте на три дня

    Итого 31100 рублей — 490$ за пятидневное приключение, если считать дорогу его частью. Буду теперь собирать свою башню, чтобы исключить эту статью расходов. Да, ралли остаются спортом для, мягко скажем, небедных. Но черт побери, как же здорово было. Буду смотреть по Европам варианты на следующий год…

    P.S. А около Липецка, в парке Кудыкина Гора, пасутся вот такие оранжевые овцы.

    Ключевые кросс-кантри ралли с участием мотоциклов

    Далеко не во всех заездах мотоциклы могут принимать участие. К примеру, Кубок FIM по бахам, являющийся одним из самых молодых, но достаточно весомых мировых соревнований, допускает участие только на квадроциклах. Впрочем, в ряде значимых заездов, мотогонщики играют весьма важную роль.

    «Париж–Дакар»

    Наиболее известным, причем даже среди людей далеких от мотоциклетного спорта, является знаменитый ралли-марафон «Париж–Дакар».

    Старт первому заезду был дан 26 декабря 1978 года в Париже, но поскольку ралли завершилось только в следующем году, первым годом ее проведения считается именно 1979. С тех пор соревнование проводится ежегодно.

    В заезде принимают участие гонщики на мотоциклах, квадроциклах, мотовездеходах и грузовых автомобилях. Изначально, в первые годы проведения, заезд был общим, но позже, по понятным причинам, был разделен на классы. Более того, в настоящее время маршруты для транспортных средств разных классов могут достаточно сильно различаться.

    К участию в гонке допускаются не только профессиональные спортсмены, но и заводские команды (выступающие от завода-изготовителя техники), а также любители, причем количество последних составляет порядка 80%.

    Как попасть на ралли-марафон «Дакар» — сколько и за что платить, рекомендации Анастасии Нифонтовой

    Каждый год, когда стартует очередной «Дакар», появляются вопросы — а как попасть на главный ралли-марафон планеты, ведь участвуют в нём отнюдь не только профессиональные заводские гонщики. Перед «Дакаром»-2021 издательство «Бомбора» как раз выпустило книгу известной российской мотогонщицы Анастасии Нифонтовой

    под названием «Чистое небо Дакара», где спортсмена не только рассказала о своей карьере, но и подробно раскрыла её финансовую составляющую.

    Нифонтова дважды выходила на старт «Дакара», причём если в первом случае выступала в обычном мотозачёте, то во втором — в специальном зачёте Original, чьи участники обязаны самостоятельно обслуживать технику, любая помощь со стороны механиков категорически запрещена. Нифонтова успешно справилась с испытаниями, о которых рассказала в своей книге. Ну а мы публикуем из неё главу, посвящённую делам бюджетным.

    *****

    Как попасть на большие гонки? Я имею в виду чемпионат мира, «Африку рейс», «Дакар», «Шелковый путь». Последнее время этот вопрос неоднократно звучал в мой адрес от тех, кто уже попробовал вкус внедорожных гонок и даже поучаствовал в какой-нибудь короткой бахе. Люди зачастую полагают, что если смогли пройти этот этап, то запросто смогут заявиться на топовые гонки и успешно в них финишировать. «Участник «Дакара» – звучит же!

    Дать простой и короткий совет на эту тему невозможно. За простой фразой «участник и финишер «Дакара» скрывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Многие просто не в курсе, что для участия в нем недостаточно одних только денег. Каждый новичок обязан иметь в своем гоночном архиве как минимум две гонки серии чемпионата мира или серии «Дакар» (некоторые большие частные гонки под эгидой ASO и бренда «Дакар»), по результатам которых и отбирают претендентов на участие.

    Наверное, кому-то по карману не размениваться по мелочам и сразу начать тратить по 20 000 евро за этап чемпионата мира, набираясь опыта на самом высшем уровне. Но, по-моему, это неразумно не только с точки зрения финансов, но и банально для безопасности. В связи с этим я призываю начать постепенное движение вверх с первых ступенек и не сигать через лестничные пролеты.


    Красота дня. Нифонтова и Нестерова – на подиуме «Африки Эко Рейс»

    К сожалению, у нас в России небольшой выбор раллийных соревнований. Мне на ум приходят только два варианта: MRC (Moto Rally Cup) и официальный чемпионат России по ралли-рейдам. Первый – интересная серия гонок для начинающих под руководством опытного автомобильного штурмана Алексея Кузьмича.

    Второй сейчас проживает очередной период реформации с новым руководством, но, надеюсь, в ближайшее время вернет себе былую славу под стать своему статусу.

    После того как вы почувствуете себя уверенней и книжные каракули волшебным образом превратятся в осмысленное чтиво, смело переходите на следующий уровень. В этом случае у вас появится выбор: ехать на несколько этапов чемпионата России либо выбрать одну недорогую зарубежную частную гонку. В сезон их проводится великое множество. В этой главе я постараюсь пролить свет на «темное царство» заграничных чемпионатов по ралли.

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

    Для примера возьмем участие в наиболее дорогостоящем соревновании – этапе чемпионата мира по кросс-кантри ралли. Каждый этап, естественно, по-своему уникален, но стоимость в общем у всех приблизительно одинаковая.

    Для начала вам нужно определиться, на каком мотоцикле вы будете выступать – своем или прокатном. Если есть свой подготовленный аппарат, то я, естественно, очень рекомендую ехать именно на нем. Как говорится, всегда ближе и понятней. Минусы этого выбора заключаются в том, что вам необходимо задуматься о доставке аппарата на гонку и механике.

    Здесь, кстати, тоже есть масса вариантов. Много команд предлагают техническое сопровождение на гонках и транспортировку, но это стоит больших денег, чем самостоятельное обслуживание. В идеале нужно найти друга, а лучше двух, которые поедут с вами на автобусе. Тогда расходы на топливо можно будет существенно снизить, и не придется раскошеливаться на авиабилет.


    Мощный «Дакар» для «Тойоты». Победа Аль-Аттии — лишь один из пяти успехов

    Итак, считаем расстояние до места гонки, умножаем на 2 (туда-обратно) и прибавляем еще около 1000–1500 км в качестве пробега технички во время соревнования. Далее считаем расход топлива на этот километраж, добавляем стоимость обязательного ТО машины перед поездкой и проживание с питанием по дороге. Так получается стоимость транспорта. Вы в шоке от получившейся цифры? Я уже к этому привыкла и отношусь философски. Для примера, транспорт на Сардинию (общее расстояние пути 9000 км) обошелся около 3000 евро.

    Отдельно считается зарплата механика. Это вопрос достаточно скользкий и строго индивидуальный. Тут уж как договоритесь. От гастарбайтерского «работаю за еду и ночлег» до полноценного оклада с командировочными.

    Новость по теме

    Российская мотогонщица Нифонтова высказалсь против госфинансирования автоспорта

    Если подходящего мотоцикла у вас нет или просто не хочется иметь дело с самостоятельной доставкой, то лучше взять мотоцикл напрокат. Здесь также можно найти разные варианты. Правильнее всего, считаю, посотрудничать с проверенной командой, которая не первый год выступает в чемпионатах и имеет не только отлично подготовленную технику, но и богатый опыт.

    Так, например, аренда мотоцикла КТМ 450 Rally Replica стоит 6000 евро за гонку. В эту стоимость входит его разовая подготовка и запасной мотор. Техническое обслуживание мотоцикла вам обойдется еще в 5000 евро. Платите за работу механика, помощь в пунктах дозаправки и техобслуживания, работу менеджера во время гонки, возможность пользоваться «складом» запчастей. За использованные запчасти придется заплатить отдельно по факту. Итого, если вы с ком фортом летите на гонку на самолете, то к цене билета прибавьте около 11 000 евро за аренду и обслуживание мотоцикла. Может, пока не поздно, лучше все-таки в настольный теннис?


    «Ужасно боюсь тараканов!» Какие они — участники «Дакара» вне гонок

    Затем переходим к расходам на стартовые взносы, проживание, питание и прочую бытовуху, без которой участие невозможно. На всех гонках стоимость участия разная, но в среднем можно обозначить сумму в 3500 евро. Если платить заранее, то обычно дают небольшую скидку. Эту сумму берут не просто так. Туда входят еда, страховка, медицина, банкет по случаю церемонии награждения, место в бивуаке (палатка, где спят в своем мешке). На этапе Сардинии было включено еще и проживание в гостинице, а в Абу-Даби стартовый взнос покрывал топливо для мотоцикла и технички.

    Поскольку единых правил нет, то каждый раз нужно внимательно читать регламент и условия, чтобы четко понимать, на что рассчитывать по приезде. К стартовой сумме необходимо прибавить взнос за механика (около 800 евро) и взнос за техничку (около 1100 евро), если вы едете на своем автобусе со своим механиком. За эти деньги он будет иметь священное право прикасаться к вашему мотоциклу, а также питаться, рассчитывать на медицинскую помощь и заходить в закрытый парк. Увильнуть от обязанности регистрировать механика не получится, ведь по регламенту ремонт мотоцикла посторонними людьми чреват пенализацией (наказанием) вплоть до исключения из гонки. А автобус за свой взнос получит три красивые наклейки, право стоять в закрытом парке и передвигаться по маршруту технички.

    Новость по теме

    Нифонтова: вместо медведей из леса вышли русские мужики и помогли мне

    Итак, если вы едете со своим мотоциклом, своей техничкой и механиком, то вместе со стоимостью дороги и взносами получится около 5000 евро. Сюда можно добавить зарплату механика и стоимость топлива для мотоцикла. В любом случае это выходит значительно дешевле аренды мотоцикла и платы за обслуживание сторонней команде.

    Следующая статья расходов – аренда навигационного оборудования. Участие в соревнованиях со своим навигатором, как в российском чемпионате, запрещено. Поэтому в обязательном порядке вы должны взять в аренду три прибора: GPS-навигатор Unik (по нему вы и будете ориентироваться), Iritrack (черный ящик со встроенной связью с организаторами) и Balise (GPS-маяк на экстренный случай). Их аренда обойдется примерно в 700–800 евро, плюс на вашей карточке заморозят около 2000 евро залога на случай поломки или невозврата.

    Скорее всего, дополнительно еще придется приобрести крепежи, провода и антенны для всего вышеперечисленного. На это уйдут дополнительные пять сотен. Итак, на навигацию вы потратите 1200–1300 евро.

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

    Помимо этой кучи денег, для участия в чемпионате мира вам потребуется небольшой перечень разрешительных бумаженций. Самая главная из них – международная лицензия FIM (Международной федерации мотоспорта). Годовая лицензия стоит 800 евро, разовая – 450. Естественно, если в ваших планах участие в двух и более этапах, то лучше сразу купить годовую.

    Также необходимо получить в отделении МФР (Федерация мотоциклетного спорта России) разрешение на старт (start permission). Эта бумага выписывается под конкретный этап для подтверждения того, что родина не против вашего участия в международном соревновании. Вам потребуется предоставить при регистрации права категории «А», техпаспорт, страховку на мотоцикл (грин-карту) и регистрационный госзнак.

    Не забудьте отдельно подсчитать стоимость проживания и питания, но это тоже очень зависит от регламента конкретного этапа и ваших представлений о необходимом комфорте.

    Новость по теме

    На восьмом этапе «Дакара» Нифонтова чуть не попала под грузовик Лопрайса

    Вот и весь обязательный минимум для участия в чемпионате мира по кросс-кантри ралли. По средним подсчетам, один этап обходится от 10 до 20 тысяч евро, а это внушительные деньги даже для людей с хорошим достатком. Но, как ни странно, я не считаю подобные соревнования сверхдорогими и недоступными. Вот ралли «Дакар» может считаться таковым, и к выведенным цифрам вы можете смело пририсовать лишний нолик. Все же этап чемпионата мира гораздо более доступен и демократичен для приключения, которое останется с вами на всю жизнь.

    Так пусть мечта живет и потихоньку осуществляется! Я призываю к тому, чтобы вы завели копилку и начали потихоньку откладывать сразу после решения. Там у вас появится много новых друзей из разных стран, там вы откроете себя с совершенно новой стороны. В конце концов, будет о чем рассказать друзьям, детям и внукам. А можно ли все это измерить в денежных знаках? Уверена, что нет!

    Давайте предельно конкретизируем выкладки на примере стоимости боевого километра для участника этапа чемпионата России, который прошел недавно в Крыму, и ралли в Албании, как самого недорогого международного соревнования.

    КРЫМ

    Общая боевая дистанция – 300 км. Стартовый взнос – 22 000 руб. (с учетом аренды навигации). Лицензия разовая – 500 руб. Затраты на топливо для технички (3400 км) – 13 000 руб. Затраты на топливо для мотоцикла – 912 руб. (24 л). Стоимость парома – 3500 руб. (легковая с прицепом). Проживание и питание – 15 000 руб. (3 дня гонки + день приезда / день отъезда). Итого: общая сумма – 54 912 руб., стоимость одного боевого километра = 183 руб.
    АЛБАНИЯ
    Общая боевая дистанция – 2000 км Стартовый взнос – 37 400 руб. Лицензия – 0 руб. Затраты на топливо для технички (6000 км) – 32 400 руб. Затраты на топливо для мотоцикла – 17 000 руб. (250 л). Проживание и питание – 27 500 руб. (7 дней гонки + день приезда / день отъезда). Проживание и питание в дороге до Албании – 24 800 руб. (3 дня туда / три обратно). Итого: общая сумма – 139 000 руб., стоимость одного боевого километра = 69 руб.

    Конечно, сравнивать в лоб стоимость километра на таких разных дистанциях не стоит, поскольку очевидно, что длинная трасса резко ее снижает. Цифры были даны как ориентиры, чтобы понимать, где можно сэкономить и какую сумму придется железно заплатить.

    Как видите, даже в нашем сверхдорогом виде спорта есть возможности уложиться в стоимость обычного отпуска в скучном турецком отеле. Дело за малым – разобраться с матчастью и вложиться в покупку боевого друга!

    Новость по теме
    Российская мотогонщица Нифонтова рассказала, сколько стоит участие в «Дакаре»

    Чемпионат мира по кросс-кантри ралли FIM

    Проводится ежегодно, начиная с 2003 года. С 1999 по 2002 год носил название Кубок мира.

    Трасса проходит через разные страны и разбита на несколько этапов с достаточно большим перерывом по времени. В этом году Чемпионат проходил следующим образом:

    • 30.03 – 4.04 — Объединенные Арабские Эмираты,
    • 7.07 – 19.07 — трасса «Шелковый путь» — Россия-Монголия-Китай,
    • 1.09 – 7.09 — Чили,
    • 3.10 – 9.10 — Марокко.

    Помимо соревнований мирового масштаба, в течение сезона проводятся и различные локальные заезды. К примеру, в нашей стране это Чемпионат и Кубок России по кросс-кантри ралли, а одной из самых известных зарубежных гонок является так называемая «Баха 1000» — мексиканский ралли-марафон, проводящийся ежегодно с 1967 и считающийся самой длинной гонкой без остановок в мире.

    Как проехать ралли-рейд?

    Как попасть на большие гонки? Чемпионат мира? «Африка Рейс»? «Дакар»? «Шелковый Путь»? Очень частый вопрос, на который невозможно ответить в двух словах. За простой фразой «участник и финишер «Дакара»» скрывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Многие не в курсе, что для участия в «Дакаре» не достаточно одних денег, каждый новичок обязан иметь в послужном списке как минимум две гонки чемпионата мира или серии «Дакар» (туда входят большие частные гонки под эгидой ASO и бренда «Дакар»), по результатам которых и отбирают претендентов на участие.

    Наверное, кто-то и сможет, не размениваясь по мелочам, сразу начать тратить по 20 тысяч евро за этап чемпионата мира, набираясь опыта на самом высшем уровне, но это неразумно с точки зрения не только финансов, но и безопасности. Поэтому я бы советовала начать постепенное движение вверх с первых ступенек и не перескакивать через лестничные пролёты. К сожалению, у нас в России небольшой выбор ралли-рейдовых соревнований. Мне на ум приходят только два варианта: «Мото Ралли Кап» (Moto Rally Cup/MRC ) – интересная серия гонок для начинающих под руководством опытного автомобильного штурмана Алексея Кузьмича, и официальный чемпионат России по ралли рейдам, который, к сожалению, проживает не самые лучшие времена как по составу участников, так и по протяжённости трасс.

    Если вы решили попробовать свои силы в ралли-рейдах, купили подходящий мотоцикл и прикрутили к нему перемотку для дорожной книги, смело ищите в сети календарь MRC и газуйте на свои первые гонки. Дружеская атмосфера, лояльное отношение организаторов, интересные маршруты, советы и помощь опытных гонщиков, плюс необходимый базовый навык по работе с дорожной книгой вам обеспечены. После того как вы почувствуете себя уверенней и каракули роудбука вдруг начнут преобразовываться во что-то осмысленное, смело переходите на следующий уровень.

    В этом случае у вас появляется выбор, либо ехать на несколько этапов Чемпионата России, либо выбрать одну недорогую зарубежную частную гонку, коих в сезон проводится великое множество. Некоторые мои знакомые жалуются: мол, мы не такие богатые, чтобы ездить на международные соревнования, поэтому наш предел мечтаний — это 300 км СУ за три дня гонки в российском чемпионате. На самом деле съездить «туда» иногда выходит дешевле, так что совершенно не стоит бояться выездов за границу. В качестве примера возьмём семидневную гонку в Албании.

    «Ралли Албании» проводится 13 лет подряд и собирает ежегодно от 65 до 150 мотоциклистов. Линейный маршрут гонки длиной более 2000 километров расписан на семь боевых дней, поэтому с учётом приезда и отъезда, административных и технических проверок нужно закладывать на все мероприятие около десяти дней. Для участия не требуется наличие дорогой международной лицензии ФИМ и даже нашей национальной от МФР никто не спросит, так что кроме прав, документов на мотоцикл, паспорта и двух фотографий из документов ничего не понадобится. Отдельно придётся заплатить 25 евро за обязательную страховку от организаторов. В стартовый взнос 550 евро входит страховка мотоцикла на время гонки, транспортировка багажа от лагеря до лагеря, оказание медицинской помощи, транспортировка в больницу, место под палатку / машину на бивуаке, аренда навигационной системы и треккинг-контроля, эвакуация сломанной техники до лагеря, дорожная книга для участника и его ассистанса, ежедневная карта маршрута.

    70% территории Албании — это горные и лесистые районы, поэтому основная часть гонки проходит именно по горам. Около половины лиазонов также проходит по грунту и порой не сильно отличается покрытием от спецучастков. В отличие от классических этапов чемпионата мира по кросс-кантри ралли, где средняя скорость может превышать 100 км/ч, гонка в Албании ближе к классическому горному эндуро и средняя скорость не бывает выше 40 км/ч. Поэтому большая часть участников выходит на старт на лёгких энудро с объёмом двигателя от 250 до 500 см3. Для особых ценителей больших двухцилиндровых туристических мотоциклов типа Honda Africa Twin , KTM Adventure или BMW GS 1200 есть отдельный класс. Я проехала в прошлом году весь маршрут на KTM Adventure 990 и могу сказать, что удовольствие это сомнительное, особенно для девочки. Всего в гонке восемь различных зачётов, если вы выберете мотик полегче, сможете заявиться в один из семи: М-1 (до 450сс), М-2 (450сс-600сс), М-3 (свыше 600сс одноцилиндровые), М-4 (свыше 600сс двухцилиндровые), М-5 (Ветераны до 450сс. Дата рождения до 1.01.1967), М-6 (Ветераны свыше 450сс. Дата рождения до 1.01.1967), М-7 (Женский зачет), М-А (прохождение трассы по определенному временному графику). Так как скорости в Албании небольшие, то и спец участки относительно короткие, что позволяет не нагромождать кучу дополнительных баков на мотоцикл и обойтись стандартным увеличенным баком из каталога заводского тюнинга, вполне достаточно даже 12 литров. Из навигационного оборудования достаточно перемотки дорожной книги, прикреплённой к рулю на двух выносах удлинителях, и двух одометров, основного и запасного. Устанавливать дорогой крепёж под навигацию, которая требуется для чемпионатов России и мира в Албании не нужно.

    С проживанием и питанием всё тоже очень демократично. Самый дорогой отель с бассейном и всеми прелестями в Тиране стоит около 50 евро за одного или 60 евро за двоих. В городах поменьше и отели попроще, и цены не более 30 евро за ночь, включая завтрак. Кто хочет сэкономить на жилье, может жить в машине на территории бивуака, который обычно располагается рядом с основным отелем гонки. В самом шикарном ресторане обед с вином, стейком и сыром стоит не больше 15 евро на человека, но если не шиковать, то вполне можно поместиться в 5-7 евро.

    При всех вышеперечисленных плюсах есть в ралли Албании и один большой минус, из России до неё добираться не близко, около 3000 километров в одну сторону, и тут возникает несколько вариантов. Можно почувствовать себя заводским пилотом и не заморачиваться со своей техничкой и мотоциклом. Вы договариваетесь с иностранной командой и арендуете у них готовый мотоцикл с полным техническим обслуживанием. Стоить это удовольствие будет около 1800 евро за неделю, но вы снимаете с себя кучу трудностей, и кроме билета на самолёт и ваших личных вещей беспокоиться больше ни о чем не нужно. Если ехать самому на своей машине, придётся заплатить около 700 евро за топливо (из расчета 10 л. на 100 км), 200 евро за проживание и питание в пути, 150 евро взнос за машину и механика и что-то еще по-мелочи. Итого получится порядка 1100 евро. А если взять с собой единомышленников и разделить эти дорожные расходы пополам или даже на троих, то сумма существенно уменьшится. На мой взгляд, это вариант самый бюджетный и, как это ни странно, весёлый.

    В целом, гонка в Албании очень демократичная. По большей части участники — это любители из европейских стран с совершенно разным уровнем катания от очень быстрых до очень медленных, поэтому даже если вы не самый уверенный раллист, то в этой компании не будете себя чувствовать неуютно. Стандартное время проведения ралли – начало июня, средняя температура держится около 25 – 30 градусов. Так как местность горная и рядом море, погода может меняться в течение дня от солнечной до дождливой и обратно несколько раз, но это только добавляет разнообразия. Мне Албания запомнилась красивыми пейзажами и фантастическими облаками которые цепляются за горные вершины и клубятся причудливыми формами. Обязательно нужно быть готовыми к тому, что ежедневно на пути придётся пересекать несколько бродов через горные речки, поэтому нужно брать с собой сушки для обуви или запасные внутренники, если они предусмотрены конструкцией мотоботов. Дождевик и запасной комплект формы с термобельём тоже обязательны. Ещё из необходимых вещей это поясная сумка куда можно положить телефон, деньги, еду и другие необходимые в дороге предметы. Я на всякий случай брала с собой ещё запасную линзу для очков. На моих Oakley airbrake она меняется в буквальном смысле слова за секунды и иногда было проще сделать именно так, чем растирать грязь тряпкой царапая стекло. Так как трасса максимально приближена к эндуро, то ехать я рекомендую не в раллийной куртке, а в обычной джерси с полной защитой – черепахой под ней.

    В любом случае, если у кого-то возникнут вопросы я всегда готова на них ответить на своих страничках в соц сетях. Пищите, не стесняйтесь. @ nifontova 13
    В 10 очков > 23 Августа 2022 19:20 Анастасия Нифонтова

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]