Золотые правила настройки зажигания на Юпитере: шпаргалка для ИЖоводов

Когда я был маленьким и катался на всякого рода мопедах, то не понимал, как свечка может плохо работать. И в самом деле, на моторчиках типа Д6 замечательно работали любые свечки, стоило лишь прокалить их паяльной лампой и выковырять скопившуюся в них грязь. Затем я столкнулся с тем, что на лодочных моторах свечки иногда барахлили, хотя они же исправно работали на мопедах и бензопилах.

Тогда я списывал это на некоторую излишнюю требовательность лодочных моторов — как-никак вода рядом. Позже, когда я изучал всякого рода электротехнические предметы, устройство свечи зажигания представлялось мне настолько банальным, что просто непонятно, чему в ней ломаться? К тому же, на моем «ИЖ-ПС» она работала безукоризненно. К тому же, в советские времена импортные свечки были чем-то из ряда вон выходящим. Если кто-то и раздобывал подобную свечку, то это был предмет гордости владельца. Остальные же вполне довольствовались отечественными.

До недавнего времени я считал, что произведенные или по крайней мере разработанные при советской власти мотоциклы должны быть весьма нетребовательны к свечам зажигания. Это подтверждали мои «Планета-2» и «Юпитер-3», а также «ИЖи» и «Уралы» моих знакомых. Однако в последнее время участились высказывания о том, что некоторые свечки моментально дохнут, а с некоторыми вообще невозможно ездить. Причем ругаются зачастую свечи весьма известных и заслуженных . В чем тут дело?

Начнем с устройства свечи зажигания. Да, оно до ужаса примитивно и банально — два коаксиально расположенных проводника, между которыми организован искровой промежуток. Ломаться вроде как нечему. Вроде как. На самом деле все значительно сложнее. Верхняя часть свечи находится «на улице», что для мотоцикла означает — в пыли, воде и грязи. Стало быть, изолятор должен быть таким, чтобы не было перекрытия по поверхности (хотя на оппозитах с их низко расположенными свечками такое и случается). Но это самое простое, с чем приходится сталкиваться в жизни свечам зажигания. Значительно хуже нижней части, той, которая находится в цилиндре. А там буквально бушует пламенный вихрь, который стремится расплавить электроды. При этом он нагревает и изолятор, который на другом конце должен быть холодным (иначе расплавится свечной провод). Но и это еще не все. Хуже то, что в цилиндре, помимо бензиново-воздушной смеси, есть еще и масло. Особенно в двухтактных двигателях. Это самое масло налипает на электроды и изоляторы свечи, в результате чего она и перестает работать. Метод борьбы с этим злом известен — надо держать температуру электродов свечи в диапазоне 200-500 градусов Цельсия. При этом масло, попавшее на свечку, благополучно выгорает. А теперь об этом подробнее.

Зачастую проверка свечи сводится к выкручивании ее из цилиндра и проверке на искру «на свежем воздухе». Да, это весьма доступный тест. Хотя и не полный. Дело в том, что искровой промежуток во время работы многократно увеличивается. И все из-за того, что про реальной степени сжатия 7 (а меньше и не бывает, по крайней мере на исправных современных двигателях), между электродами свечи газ находится под давлением 7 же атмосфер, что аналогично увеличению искрового промежутка во столько же раз. Почти, ибо есть некоторые хитрости. Попробуйте развести электроды на расстояние 5 мм, посмотрите искру тогда! А ее может и не быть. Помните законы Ома и Кирхгоффа? Если мы представим электрическую схему свечи как два параллельных сопротивления (сопротивление изолятора и сопротивление искрового промежутка), то где пройдет ток? Там, где сопротивление меньше! А меньше оно там, где происходит пробой. А если изолятор грязный, то его пробивает очень даже легко — ведь на нем оседает токопроводящая сажа. И хотя длина его довольно велика, с течением времени он может покрыться токопроводящим слоем весь, и тогда свеча не будет искрить вовсе. Или иногда.

Характеристика свечи зажигания

Свеча зажигания мото имеет тепловую характеристику, которую обозначают калильным числом. Чем это число больше, тем свеча холоднее.

Температура свечи бывает двух видов:

  1. Горячая свеча во время работы двигателя имеет более сильный нагрев, так как у нее отвод тепла от центрального электрода и изолятора меньше. Машинное масло попадает на свечу, нагревается и быстро сгорает, но образование искры при этом не нарушается. Такие свечи зажигания подходят для низко форсированного двигателя (ставят на чопперы). Когда нагревание слишком сильное, то масло может воспламениться именно от свечи, а не от искры. Тогда происходит калильное зажигание, работа останавливается, теряется мощность двигателя, и он может сломаться.
  2. Холодная свеча меньше нагревается и не дает возникнуть калильному зажиганию, так как у нее отвод тепла от центрального электрода и изолятора больше. Но так как ее температура не очень высокая, то машинное масло на не сжигается, что может помешать образованию искры. Такие свечи зажигания подходят для высоко форсированного двигателя, в котором уровень сжатия высок (ставят на спортивные мотоциклы).

В каких случаях необходима настройка зажигания?

За время эксплуатации транспортного средства владелец сталкивается с множеством проблем. Самая серьезная поломка связана с двигателем. Для того, чтобы тратить значительные средства на капитальный ремонт, необходимо следить за техническим состоянием мотоцикла и осуществлять профилактические работы, в том числе регулировать клапана и СЗ (автор видео — Хана Рулю).

Если не следить за СЗ, то двигатель мотоцикла может не раскрывать до конца своего потенциала, не будет работать в полную мощность. Это можно привести к сокращению срока его службы. Настойка зажигания необходима, если двигатель плохо работает, стреляет глушитель или карбюратор. Правда, прежде чем настраивать СЗ, следует убедиться, что причина неисправностей в нем.

Бывает, отпускается болт маховика, которым соединяются две половинки коленвала, начинает люфтить и плохо работает. Даже иногда обрезает шпонку.

Настройка СЗ может понадобиться после ремонта замка зажигания Иж Юпитер 5. Сама установка и подключение выполняются согласно схеме.


Схема СЗ мотоцикла ИЖ

Виды мотоциклов и свечи зажигания

Есть много видов мотоциклов, для каждого есть своя свеча зажигания мото. Поговорим о них подробнее.

Мотоциклы Иж-Планета-5 работают на свечах А-17В и А-11, но, по моему мнению, со свечами А-17В работа мотоцикла улучшилась, холостой ход стал лучше держаться и трудностей со спуском двигателя не было.

Мотоциклы Иж-Юпитер-5 также работают на свечах А-17В и А-11, но когда я поставил свечи BRISK (чешского производства), то двигатель заработал лучше, чем с российскими свечами А-17В и А-11, мощность мотоцикла увеличилась, а количество израсходованного горючего уменьшилось.

Мотоциклы Тула работают на свечах А-11 и BRISK. Я проверял, свечи А-17 не подходят для данного мотоцикла.

В мотоциклы Днепр и Урал можно ставить свечи А-14 и другие. Но только со свечами А-14 передвижение будет больше похоже на полет.

Для большинства отечественных мотоциклов самыми лучшими зарубежными свечами зажигания являются качественные и надежные свечи BOSH.

Часто применяют свечи зажигания из платины и иридия, которые улучшают способность свечей зажигания самоочищаться и продлевают срок их эксплуатации.

Я советую в целях профилактики менять свечи зажигания вашего мотоцикла каждую весну либо когда начинается сезон применения другой техники (например, снегоходов). При этом нельзя выкручивать свечу зажигания пока двигатель мотоцикла еще горячий, так как можно повредить резьбу в головке цилиндра.

Подведем итоги: выбирая свечи зажигания, следует принимать во внимание вид мотоцикла и температуру свечи, тогда и топливо израсходуется меньше, и мотоцикл будет ездить быстрее.

Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к сайту.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies

. Мы не сможем запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на этой странице.

Многие считают, что все свечи одинаковы, главное в них — чтобы была искра. А на деле не все так просто… Действительно, без искры не запустить мотор. Однако он может проработать совсем немного, если вы закрутили в головку цилиндра первую попавшуюся под руку свечку «Явы 350-638», поступавшие на российский рынок, с самого начала комплектовали свечами «PAL Super 9». Это были качественные свечи, рассчитанные на эксплуатацию двигателей на высоких оборотах, или, по технической терминологии, «холодные», поскольку их калильное число по ГОСТу соответствует 26 единицам. И вот счастливый обладатель новенькой «Явы», в священном трепете соблюдая требования инструкции по обкатке, плетется на четвертой передаче со скоростью 70 км/ч. Для приработки цилиндро-поршневой группы это благоприятные условия. Но для вкрученной на они просто невыносимы. Ведь «Явы», будучи всегда по качеству выше отечественных «одноклассников», никогда не перегревались во время обкатки. Поэтому при обкаточном режиме двигатель хоть и прогревался, но все равно не выходил на температурный режим, на который рассчитаны эти свечи. Результат всегда был один и тот же: из-за отсутствия эффекта самоочищения поверхность электродов и изолятора свечи постепенно покрывается нагаром, после чего происходит электрический пробой изолятора центрального электрода. Редко какая «PAL Super 9» доживала до 1 тыс. км пробега на новом мотоцикле в режиме обкатки. о свечи бывают разные — «холодные» и «горячие». Так вот, наш мотоциклист, не долго думая, вкрутил в один из цилиндров «Явы» случайно подвернувшуюся под руку свечу А10. И искра появилась! Случилось это накануне похода. Мотор прекрасно работал, и ничто не предвещало проблем. Так было первые два дня, за которые турист проехал около трехсот километров в спокойном темпе со скоростью около 80 км/ч. а третий день под колесами оказалось недавно уложенное шоссе. Конечно, стрелка спидометра ушла за отметку 100. Когда в таком режиме проехали около 80 километров, «Ява» незадачливого спутника отстала и остановилась — заклинило двигатель. Произошло то, что должно было случиться: у «горячей» А10 отвалился боковой электрод, его размазало по стенкам цилиндра, кольца залегли в канавках и их заволокло алюминием. Цена элементарной технической неграмотности — четыре часа потерянного времени, два сломанных кольца и подпорченный поршень. Хорошо, что хоть мотоцикл остался на ходу. А что, спросите вы, нужно знать? Хотя бы по поводу ковровских аппаратов «Восход» и «Сова»? Какие свечи лучше в них использовать в тех или иных случаях? Быть может, отдать предпочтение продукции какого-то одного производителя свечей или вообще приобрести импортные? Но какие? С этими вопросами мы обратились к Сергею Дмитриеву, возглавляющему Бюро испытаний и доводки двигателей ЗиДа. — Последние 10-15 лет на предприятии постоянно изучаем, какие применять свечи зажигания. Из отечественных хорошо себя зарекомендовали изделия Энгельского завода — А17 и А23 (они бывают с дополнительной маркировкой). Высокой оценки заслуживают чешские «PAL Super 7, 8 и 9» (теперь эта продукция продается под торговой маркой «Brisk»). Уже около трех лет используем свечи «Bosch W6BC» и W7AC. Совсем недавно в порядке эксперимента на ЗиДе опробовали свечи А14 Ульяновского завода. Поскольку температурные условия для работы свечи зажигания двухтактного «воздушника» очень жесткие и во многом зависят от погоды, количества воды и грязи под колесами, много проводим дорожных испытаний. Для мотоциклов «Сова» и «ЗиД» (175-200 см’) гарантийная наработка составляет 12000 километров пробега. За этот период допускается максимум два отказа свечи зажигания, и те свечи, которые испытывали, «вложились» в рамки нормы. По результатам испытаний, из отечественных свечей для ковровских мотоциклов больше всего подудит А23. За период гарантийной наработки обычно происходит один отказ на четвертой-шестой тысяче километров пробега. Чешская «PAL Super 8» — аналог по калильному числу нашей А23 — показала себя лучше: за время контрольного пробега отказов практически не давала. Для мокика «Пилот» (класс 50 см») по калильному числу наиболее подходит А17 или любой зарубежный аналог с короткой резьбовой частью. Какая из них лучше, сказать трудно — слишком мал ресурс самого двигателя, чтобы выявить «победителя» по надежности. Примерно та же ситуация и с самым маленьким «ковровцем» — «Птахой». В период гарантийного пробега (2000 километров) проблем со свечами не возникало. «Птаха» на заводе комплектуется «Bosch W6BC». о можете без боязни заменить их на Ульяновские А14: С ними проблем практически нет, запуск уверенный — ничем не хуже, чем с «Bosch». Нельзя рекомендовать один тип свечей для для мотоцикла или мопеда на все случаи жизни. Поскольку рабочая температура двигателя зависит от температуры воздуха, то в разные сезоны желательно свечи менять. Например, А23 (их устанавливают на «Совы» и «ЗиДы») лучше подходят для эксплуатации в теплое (выше 20 С) время года. Если температура на улице ниже, вкручивайте А17. И наоборот, в жару или при занятиях спортом лучше со свечкой «похолоднее»: те, что для мотоциклов, — А26, а для «Пилота» — А23. Соблюдая эти нехитрые правила, можно оградить себя от таких неприятностей, как «пробой» свечей и тем более — оплавление бокового электрода. Примечание: Калильное число: относительная величина, обозначающая устойчивость свечи к тепловой нагрузке. Определяется на стенде путем сравнения с эталоном. Эффект самоочищения: обгорание нагара, образовавшегося на изоляторе и электродах свечи. Происходит при нагреве свечей до температуры свыше 400?С. Электрический пробой: нарушение диэлектрических свойств изолятора центрального электрода. Обычно наблюдается при отложении несгоревшего углеводорода (нагара) на поверхности изолятора. Чаще такое нарушение происходит при малых нагрузках на двигатель. Пример: А-У17ДВРМ10 Итак по порядку. 1 знакоместо — резьба: А — М14х1.25 М — М18х1.5 2 знакоместо — опорная поверхность: «-» — Плоская К — Коническая 3 знакоместо — особенности конструкции: М — Малогабаритная свеча для бензомоторного инструмента У — Уменьшенный шестиграник 4 знакоместо — Калильное число: Горячая свеча >> 8 > 11 > 14 > 17 > 20 > 23 > 26 >> Холодная свеча 5 знакоместо — длина резьбы: нет знака — 12.0 мм. Д — 190 или 17.5 мм. 6 знакоместо — Выступание теплового конуса изолятора: нет знака — Без выступания В — С выступанием 7 знакоместо — Встроенный резистор: нет знака — Без резистора Р — С резистором 8 знакоместо — Центральный электрод: нет знака — Стандартный М — С медным сердечником 9 знакоместо — Порядковый номер разработки или модернизации: нет знака — Базовая конструкция целое число — Модернизированная конструкция (искровой зазор)

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов.

Если у вас возникли проблемы или вы хотите нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]