BMW F800ST
Класс модели: спортивно-туристический
Годы производства/продаж: 2006-2012
Модель BMW F800ST была впервые представлена в 2006 году, одновременно с моделью BMW F800S, отличаясь от неё, главным образом, наличием полного обтекателя и другим типом руля (на ST более высокий классический руль, на S – более низкие клипоны). В остальном же обе модели практически идентичны.
Очевидно, что BMW F800S/ST стала последователем BMW F650CS – обе модели отличает консольный задний маятник и ременная передача. Однако теперь BMW F800S/ST позиционируют себя не как дорожный мотоцикл, а как «пластиковый» спорт-турист. Более интересный внешний вид и современное техническое оснащение привели к тому, что модель BMW F800ST получила популярность и достаточно хорошо продавалась.
За основу BMW F800ST был взят рядный 2-цилиндровый двигатель Rotax, используемый на всех современных моделях BMW F-серии, выдающий 85 л.с. мощности и 86 Нм крутящего момента. Мотор отличается достаточно низкими вибрациями и достойными динамическими характеристиками, разгоняя BMW F800ST до 100 км/ч за 3,8 сек и развивая максимальную скорость в пределах 221 км/ч. Особенностью двигателя является использование коленвала с углом 360°, что делает звук выхлопа похожим на более дорогие модели BMW с оппозитным двигателем Boxer. Для подавления вибраций, свойственных данной компоновке, BMW оснастили двигатель третьим шатуном и дополнительным балансирным валом.
Из других особенностей модели BMW F800ST можно выделить алюминиевую раму, 6-ступенчатую КПП, консольный задний маятник, ременной привод на заднее колесо, мощные 4-поршневые передние тормоза, топливный бак на 16 л и 209 кг снаряженной массы.
Модель BMW F800ST была доступна до 2013 года, после чего ей на смену пришла обновленная версия — BMW F800GT.
Судя по тому, что творится за окном, приходится констатировать, что сезон 2022 всё… Поэтому настаёт пора подводить итоги, писать заметки «о том как я провёл лето» и пытаться всячески развлекать друг друга в такое унылое и депрессивное время, как межсезонье
Для меня этот мотоцикл первый, так что сравнивать особо не с чем, но всё же кой чего поведать смогу. Отмечу, что ничего криминального (тьфу-тьфу-тьфу) за прошедшие два сезона не случилось — обслуживание и так, по мелочи.
В начале июня 2022 года, когда установилась довольно жаркая погода, стал замечать, что вентилятор охлаждения молотит очень долго, а один раз даже догрелся до 4 палки и вылезло предупреждение. Решилась проблема промывкой системы охлаждения (насколько это возможно — химию я использовать не решился, ибо слить систему насухо не получится) и заменой антифриза. Заказывал оригинальный, но он так и стоит на полке, т.к. не дожидаясь залил G13 от HEPU и всё норм. Товарищи насоветовали менять не реже, чем раз в два года. По мануалу интервал замены вообще не предусмотрен, видимо, в БМВ считают, что антифриз вечный. По этому же мануалу, если жижу слить всё же пришлось (а делается это через трубку, идущую на водомасляный теплообменник), нужно менять резиновые уплотнительные колечки. Не менял — не травит, всё ок.
До поездки в Питер обнаружил, что левое перо немного потеет маслом. Заказал сальники и поехал в дальняк, после него, на пробеге в 21000 откатил мот на сервис, где эту самую вилку перебрали. Мастер сказал, что нашел на зеркале кусок какого-то битума, который, видимо, прилип туда при проезде ремонтируемого участка, затвердел и, в конечном итоге, убил сальник. Остальное техобслуживание в сезоне 2022 ограничилось только заменой масла и фильтров да оказавшихся довольно недолговечными лампочек в ближнем свете (найтбрейкеры и им подобные «мажорские» лампочки светят ярче в ущерб ресурсу, а тут ближний включается автоматом при старте двигателя). Хотя нет… один прикол всё же был обнаружен.
Хвала чудесным дорогам города Ярославля. Возвращался я как-то домой по проспекту Октября и словил нехилую ямку, после которой заметил, что свет от моей фары освещает в основном дорожные знаки и макушки деревьев. Ближний свет… Оказалось, что отражатель от удара соскочил с направляющей корректора и ушёл в непредусмотренное конструкцией положение. Вернуть его обратно оказалось тем ещё геморроем (блок-фара неразборная), но в клубе владельцев F800 сказали, что это известная проблема и при помощи пары пинцетов, тонкой отвёртки, налобного фонарика, куска проволоки, пары часов времени и какой-то там матери, вполне себе решаемая. Данную процедуру пришлось проделать, увы, неоднократно. Виной ли тому конструктивный недочёт или печальное состояние дорог в столице Золотого Кольца — неизвестно.
Сезон 2022 завершали в самом конце октября и, как показала дальнейшая погода, при наличии какого-то непреодолимого желания, можно было кататься минимум до середины декабря (было противно, пасмурно, мокро, слякотно и в целом паршиво, но тепло, аж трава на газоне зеленела), но конь был поставлен в стойло. На одометре было что-то около 27800км.
Сезон 2022 был откупорен и вовсе 27 февраля попыткой скататься на техосмотр (неудачной, однако — эксперт, несмотря на запись, просто ушёл домой). Получил же этот самый техосмотр 5 марта, ещё в течение марта совершались какие-то нерегулярные покатушки (например, в середине марта, на волне коронавирусной истерии и продуктового ажиотажа, опытным путём выяснилось, что в багажную систему и рюкзак, без раздвигания телескопических кофров, легко заходит половина тележки со жратвой). В свой День Рождения, 27 марта, я поехал на работу на мотоцикле и, после этого, оставил его на стоянке, поэтому от этой даты можно считать начало регулярного мотосезона )) Да… страховку удалось оформить только через агента, е-осаго — это какое-то налюбилово.
В самом начале сезона, вечером, кажется, 28 марта я поймал нехилую яму и погнул передний диск, вмятину заметил только позже, когда остановился посмотреть. Первым, на что обратил внимание, была слетевшая фара (что видно на видео)…
Ну появилась возможность заснять историю с фарой и заодно фильтр воздушный поменять…
Собственно, почти сразу же созрел на замену заднего баллона (лежал уже месяца полтора купленный), отвёз на шиномонтажку вместе с передним колесом. Заднюю резину поменяли и отбалансировали, а вот править диск отказались. Мол, колёс у тебя два, никакой гарантии что он не лопнет не дадим и всё такое. Печаль… посмотрел цену нового и печаль моя стала ещё сильнее. На разборках найти практически нереально — модель не самая ходовая, а у фисташек и рисунок спиц другой и вообще подшипники другие с другой осью. И если что попадается в разбор, то какой-нибудь лобовой удар, от которого в первую очередь передний диск с вилкой и страдают. Один раз только за 20к нашёл и… так и не взял. Так и катаюсь с гнутым. Надеюсь, что за межсезонье что-то с этим сделаю.
После печальной истории с передним диском решил протянуть рулевые подшипники. Сделал всё как по сервисному руководству и обнаружил, что есть фиксация в среднем положении. Заказал сразу в двух местах. Дело было как раз когда объявили режим нерабочих дней. В итоге пришли и оттуда и оттуда (один с интернет-магазина с подшипниками, второй — с экзиста). Записался на сервис. Пробег был к 30к, поэтому заодно взял купленную заранее прокладку клапанной крышки и попросил проверить зазоры в клапанах (надо было делать на 20к, но не сделал). Вместе со мной на сервис заехал парень на K1600GT на замену модуля зажигания и, возможно, из-за этого ремонт затянулся на два дня (на К серии с поперечным расположением двигателя блок цилиндров сильно наклонен вперёд и для того, чтобы тупо добраться до свечей, нужно всего лишь снять радиатор). Подшипники заменили, зазоры промеряли и ничего криминального не нашли — всё в допуске. Правда, оставили пару сюрпризов, которые я обнаружил только ближе к концу сезона.
На 34000 я обратил внимание на странное поведение задней подвески. Вывесил заднее на централке — маятник не люфтит, что же такое? Попробовал подвигать колесо вверх-вниз. Люфтит… ну ё-моё… также обнаружил, что с колесом двигается крутилка преднатяга, а не должна. В общем, втулка амортизатора тупо развалилась. Скажем в очередной раз большое спасибо чудесным ярославским дорогам. Вооружаемся распечаткой с RSD и демонтируем (сколько новых ругательств при этом процессе было придумано! Если в версии без ESA всё просто, то с оной проводок актуатора от аморта, проложенный через недра мотоцикла делает весь процесс незабываемым). Да, досталось ему порядочно…
Что там говорит каталог? Не детализируется отдельно? Ок, а сколько стоит аморт? Ну так, для интереса… #$^@&, сколько???!!! 60 тысяч?! Ок, что с этим можно сделать? В итоге отдал в магазин, в котором точат сайленты из полиуретана. За пару дней сделали. Цена вопроса — 640 рублей. Сборка в обратной последовательности. Оказалось проще. Может от того, что был морально готов, а может от того, что действительно проще.
Через тысячу-другую километров обнаружил трещинку на приводном ремне. Приводной ремень для F800GT — это боль… Оригинал стоит под 30к. Появился неоригинал от Contitech (по сути — оригинал, только BMW не написано), артикул CT1208 и по доступности с ним большие проблемы. В начале сезона пробовали заказывать через группу владельцев через дилера Конти партию из 5 ремней по 100 евро. Так и не дождались и в итоге нам вернули деньги. Как раз к тому времени, как мой ремень намекнул на то, что пора бы его поменять. Обвёл габариты трещины краскомаркером и ездил аккуратненько ещё недели три, пока ремень таки не пришёл. Только не за 100 евро, а за почти 13 тысяч рублей (владельцы F800ST ехидно посмеиваются, но это всё же лучше, чем оригинал у дилера).
Замена, в общем-то, ничего сложного из себя не представляет. Единственный нюанс — это натяжка. Я не ослаблял эксцентрик, как того требует RSD, а тупо скинул старый и накинул новый. Коллега по несчастью из клуба F800 скинул скрин с книги, где сказано, что натяжку можно проверить безменом и линейкой. Проверили, норм. Только нижнюю часть защиты снять придётся… Взглянул на старый ремень и картина его повреждений оказалась куда более печальной, чем было видно. Также, во время манипуляций с ремнём заметил, что демпфер в ведущем шкиве того… кончился… Идём в RSD — стоит 7 с копейками тыщ, материмся, покупаем, получаем и… was ist das? Это что, за одну резинку из четырёх 7 кусков? Толи реально, толи где-то меня налюбили. 28 тыщ за кусок резины — это, пожалуй, даже для БМВ слишком… В магазине, где мне точили сайлент в амортизатор, сказали, что такое выточить не смогут, а отлить — не льют. В межсезонье надо порешать эту проблему. Может быть освоим технологию изготовления силиконовых форм и литья полиуретана.
На 37000 сделал довольно большую замену расходников — масло, фильтра, свечи и колодки. Масло лью Motul 7100 15w-50, фильтр масляный Mann MW75, фильтр воздушный Mahle LX1293, масло с маслофильтром меняю каждые 5000км, колодки взял TRW (за цену одной пары Brembo можно купить TRW вкруг) свечки Denso XU24EPR-U (до этого меняли сразу после покупки, пробег был 17800, кажется). На свечах к моменту замены было накатано почти 20000. Прописанный в RSD интервал — 40000. На снятых свечах замерили зазор — 0,9мм. Норма 0,8 — 0,9. Когда ставил их, выставлял 0,8. В общем, не стоит ждать 40000, катушки не любят большой зазор. Зазор можно было и подкорректировать, но коли купил новые свечи, то почему бы и не поставить.
Тут лирическое отступление. В последнее время казалось мне, что мотоцикл едет как-то не так. Ну, кажется, что в прошлом сезоне как-то пободрее было. Ну хрен бы его знал… масло не жрёт, расход топлива норм, шумов посторонних никаких не добавилось, шибко быстро я не гоняю, ну да ладно… Меня какой-то лексус сделал со светофора? Ну так я никуда особо и не торопился и вообще, у меня в ремне трещина. И вот, замена свечей, для которой нужно было снять аирбокс. Дёрнул черт меня крутнуть газ и посмотреть на заслонки… Открываю на полную, а заслонки открываются максимум на 2/3. WTF? Известно, что у F800GT есть опция задушивания до 60 с копейками лошадей. А знаете что она из себя представляет? Просто нужно перекинуть трос газа с одного ручейка на секторе у заслонок на другой! И всё! Откручиваешь газ на полную, а по факту — только на 2/3.
Посмотрел на фото, которое мы сделали, когда меняли свечи после покупки мотоцикла… Там тросик стоит на наружнем ручье, маленьком, под полную мощность Тут же он стоял на внутреннем, большом. Путём недолгого анализа я вычислил, что последними там лазили механики на сервисе, когда смотрели клапана и что им этот трос нужно было отсоединять, иначе он мешается. И, видимо, по невнимательности поставили мне душилку, с которой я откатался процентов 70 сезона. И не заметил. А не заметил потому что ТО было в апреле, успел отвыкнуть от поведения мотоцикла, да и в целом по весне, пока восстанавливал навыки и было прохладно, никуда не торопился и не откручивал. Вроде ничего, но осадочек остался… Ах да… я ещё болта, которым аккумулятор крепится недосчитался и аккумулятор последний раз снимали… да-да… там же, на сервисе. Ну ладно, болт и я мог потерять. Думаю, что про то, что отклик мотоцикла на газ после проведённых манипуляций сильно изменился, не стоит. Из прочего… в этом сезоне у меня было ажно три прокола. Притом второй и третий случились одновременно — прям бинго. Хорошо, что есть датчики давления в шинах и о неприятностях я узнавал раньше, чем у них появлялась возможность случиться. Но со вторым вышло прям обидно. Опять же — хвала ярославским дорогам и людям, ответственным за их содержание. Прокол, кстати, случился на той же дороге, что и инцидент с диском (Юго-Западная окружная, М-8, если что), но в другом месте. Камень оказался длиной сантиметра 3, как зуб чей-то. А рядом с ним ещё гвоздь притаился… Конец сезона удалось провести ударно, не то что лето. Погода порадовала полным отсутствием дождей всю вторую половину сентября и первые 2 недели октября, поэтому каждые выходные мы куда-то да выбирались — Ростов Великий, Кострома, Плёс, Иваново, Вятское и завершил я его на отметке 40300км. Из того что нужно сделать в межсезонье: -замена расходников (фильтра, масло, антифриз, тормозуха) -посмотреть/превентивно заменить подшипники в переднем колесе (по-хорошему — выправить его уже наконец-то или поменять) -обслуживание вилки (замена масла, сальников, пыльников) -замена топливного фильтра (отдельно не детализируется, но народ уже знает что за фильтр) -замена демпфера ведущего шкива -замена резины (перед точно, зад — подумаю, в нём уже три грибка торчит) В целом, как мне показалось, полёт нормальный.
Технические характеристики
Технические характеристики BMW F800ST:
Модель | BMW F800ST |
Тип мотоцикла | спортивно-туристический |
Год выпуска | 2006-2012 |
Рама | алюминиевая (мостового типа, двигатель — несущая часть) |
Тип двигателя | 2-цилиндровый 4-тактный рядный |
Рабочий объем | 798 куб.см. |
Диаметр цилиндра х Ход поршня | 82х75,6 мм |
Степень сжатия | 12.0:1 |
Охлаждение | жидкостное |
Количество клапанов | DOHC, 4 клапана на цилиндр |
Система подачи топлива | инжектор |
Тип зажигания | цифровое |
Максимальная мощность | 85 л.с. при 8000 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 86 Нм при 5800 об/мин |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Тип привода | ремень |
Размер передней шины | 120/70 ZR 17 |
Размер задней шины | 180/55 ZR 17 |
Передние тормоза | 2 диска, 320 мм, 4-поршневые суппорта (опц. ABS) |
Задние тормоза | 1 диск, 265 мм, 1-поршневой суппорт (опц. ABS) |
Передняя подвеска | 43 мм телескопическая вилка, ход — 140 мм |
Задняя подвеска | маятниковая с моноамортизатором (рег. преднатяга и отбоя), ход — 140 мм |
Габаритные размеры (ДхШхВ) | 2195х860х1225 мм |
Высота по седлу | 840 мм (815 мм — с низким седлом, 760 мм — заниженная подвеска) |
Емкость бензобака | 16 л |
Максимальная скорость | 221 км/ч |
Разгон до 100 км/ч (0-100) | 3,7 сек |
Масса мотоцикла (снаряженная) | 209 кг |