Suzuki Hayabusa (Сузуки Хаябуса) GSX1300R: обзор и технические характеристики модели


Может быть, в фантастике вам попадался такой сюжет: на орбите планеты появляется враждебный космический флот, бомбит ее и обстреливает, высаживает десант, а потом улетает с награбленным. Поразительно, но в современной космонавтике есть почти полный аналог — японский аппарат «Хаябуса-2» вышел на орбиту астероида Рюгу, затем высадил на его поверхность три ровера, сбросил кумулятивную бомбу, сделал по астероиду два выстрела и улетел на Землю с образцами, доставив их 5 декабря 2022. И все это было сделано с мирными целями во имя науки. «Хаябуса-2» в 21 метре над астероидом, фото JAXA

Зачем это все?

«Хаябуса-2» — уже второй японский аппарат, который привез образцы астероида. Первый «Хаябуса» стартовал 9 мая 2003 и после эпической истории превозмогания разнообразных неисправностей все-таки сумел привезти пылинки астероида Итокава, которые можно было рассмотреть только под микроскопом. А сейчас от астероида Бенну возвращается аппарат NASA OSIRIS-REx, его прибытие ожидается 24 сентября 2023. Для чего отправляются эти миссии?
Прежде всего, дело в том, что астероиды могут содержать информацию об истории молодой Солнечной системы. Вещество протопланетного диска, которое сформировалось в планеты, испытало множество столкновений, нагрев, геологические преобразования. А в космосе могут летать гораздо лучше сохранившиеся свидетели. Собственно говоря, они и летают: когда аппарат New Horizons пролетел мимо транснептунового объекта (486958) Аррокот оказалось, что он — самый примитивный (в смысле минимально изменившийся) объект из всех, которые посещали космические аппараты. Он оказался двумя слипшимися планетезималями — 21 и 15 км диаметром, причем сами планетезимали в свою очередь оказались состоящими из слипшихся более мелких объектов.

(486958) Аррокот, фото NASA
Увы, удаленность транснептуновых объектов делает их изучение сложным. Можно пролететь мимо, как это сделал New Horizons, но вот выйти на орбиту вокруг такого астероида, не говоря уж о возвращении образцов, на порядки сложнее.

Еще одна важная задача — изучение околоземных астероидов непосредственно. Если когда-нибудь таки появится серьезно угрожающий Земле объект, то для успешного изменения его орбиты крайне желательно знать состав и структуру астероидов, чтобы меры воздействия оказались эффективными.

Также миссия «Хаябусы-2» решала и инженерные задачи — нужно было отработать улучшения, сделанные по результатам полета первого аппарата. А еще хотелось проверить возможность создания компактных и легких импакторов. Дело в том, что на орбите, сравнимой с земной, небесное тело очень серьезно прожаривается Солнцем — на дневной стороне Луны температура выше 100°С. Летучие элементы испаряются. Но обычно нагревается только поверхность — уже на десятках сантиметров глубины температуры практические постоянные и отрицательные. Хорошо бы иметь легкое простое устройство, чтобы создать кратер и добраться до лучше сохраняющихся на глубине образцов.

Устройство


Иллюстрация planetary.org
«Хаябуса-2» (в переводе «Сапсан-2») представляет собой сравнительно легкую, простую и недорогую, но при этом имеющую большие возможности автоматическую межпланетную станцию. Его масса составляет 609 кг. На способном поворачиваться по двум осям подвесе установлены четыре ионных двигателя, из которых одновременно могут работать три (четвертый запасной). Они могут развивать тягу от 5 до 28 грамм. Небольшая тяга компенсируется высоким удельным импульсом — 3000 секунд, и маршевая двигательная установка имеет запас характеристической скорости 3,2 км/с. Электропитание обеспечивают раскладные солнечные панели без возможности поворота, обеспечивающие 2,6 кВт на расстоянии одной астрономической единицы от Солнца. Также аппарат оснащен двухкомпонентными двигателями ориентации на высококипящих компонентах тягой 2 килограмма каждый и общим количеством 12 штук.

Научным оснащением станции являются три навигационные камеры, одна с телеобъективом (ONC-T) и две широкоугольные (ONC-W1 и ONC-W2), еще одна камера CAM-H для съемок пробоотборника, установленная на пожертвования, спектрометр NIRS3, работающий в ближнем инфракрасном диапазоне, тепловизор TIR, лидар (лазерный дальномер), пробоотборник с тремя ячейками под образцы, отделяемая камера DCAM3, четыре ровера, экспериментальный импактор SCI и пять прицельных маркеров. Прицельные маркеры представляют собой ярко белые мягкие шарики и используются как реперные точки для навигации автоматики на небольшой высоте над серой поверхностью астероида.

Технические характеристики

Давайте разберемся, что имеет наш сокол в качестве силового агрегата. Конструкция двигателя — рядная четверка объемом 1300 см.куб. С двигателя снято порядка 197 л.с при 10000 об/мин и 155 Нм крутящего момента при 7200 об/мин. Благодаря большому объему, реализуется высокий крутящий момент на средних оборотах, что дает ощущения дикой тяги сразу после откручивания ручки газа. Это отличает Хаябусу от малокубатурных спортбайков, которые не могут похвастаться хорошей тягой на низких и даже средних оборотах.

Ранее сайт Ru-moto.com публиковал мотообзор Suzuki GSR 600

Разгон до сотни у нашего красавца — 2,6 сек, что при весе в 260 кг снаряженной массы толкает нас к выводу — двигатель очень мощный. Все это сильно сказывается на расходе топлива. При спокойной езде он составляет 7-8 литров, но если вам захотелось как следует «открутить», то готовьтесь смело залить все 20 литров.

Мотоцикл имеет алюминиевую раму. Подвеска, к слову, у нас имеет намеки на комфорт и довольно мягкая для спортивного мотоцикла. Есть что-то туристическое в ДНК у мотоцикла. Спереди представлена вилкой перевернутого типа, оснащенной всеми регулировками с ходом 120 мм. Сзади классический маятник с моноамортизатором, также имеет все возможные регулировки и ход составляет 140 мм.

Чтобы остановить такую нехуденькую и очень-очень быструю лошадку, нужны серьезные тормоза. И тут у нас спереди два диска диаметром в 310 мм с четырехпоршневыми радиальными суппортами. Сзади диск диаметром 260 мм с однопоршневым суппортом.

Мотоцикл оснащен системой ABS.

Технические характеристики GSX 1300 R Hayabusa

Как особенность строения мотоцикла, можно выделить немалую колесную базу мотоцикла в 1485 мм, что тоже можно считать небольшой отсылкой к туристической наклонности мотоцикла.

Двигатель

Число тактов4
Количество цилиндров4
Количество клапанов на цилиндр4
КонфигурацияРядный
Рабочий объем1340 см³
Диаметр цилиндра и ход поршня81×65 мм
Максимальная мощность197 л.с. при 9500 об/мин
Максимальный крутящий момент155 Н•м при 7200 об/мин
Тип впускаИнжектор
Рекомендуемое топливоАИ-95
Система охлажденияЖидкостная
Система запускаЭлектростартер

Трансмиссия

Читай другие мото обзоры Обзор Suzuki Boulevard М109R

Тип коробки передачМеханическая
Количество передач6
СцеплениеМногодисковое, в масляной ванне
Главная передачаЦепь

Размеры и масса

Длина2190 мм
Ширина735 мм
Высота1165 мм
Высота по седлу805 мм
Колесная база1480 мм
Дорожный просвет120 мм
Снаряженная масса260 кг
Полная масса449 кг
Емкость топливного бака21 л

Ходовая часть и тормоза

РамаАлюминиевая диагональная
Подвеска
ПередняяПеревернутая телескопическая вилка
Ход передней подвески120 мм
ЗадняяМаятниковая с моноамортизатором
Ход задней подвески140 мм
Тормоза
ВпередиДвухдисковый гидравлический с радиальными 4-поршневыми суппортами
Диаметр310 мм
СзадиДисковый гидравлический с 1-поршневым суппортом
Диаметр260 мм
Шины
Впереди120/70 ZR17 58W
Сзади190/50 ZR17 73W
Диски
Впереди3,5×17
Сзади6×17

Старт


«Хаябуса-2» с попутчиками, здесь и далее, если не указано иное, фото JAXA
«Хаябуса-2» отправился в полет на японской ракете-носителе H-IIA 3 декабря 2014. Вместе с ним летели три попутчика: студенческий радиолюбительский ретранслятор Shin’en 2, PROCYON, который должен был пролететь мимо другого астероида, но сломался, и космический арт-объект ARTSAT2-DESPATCH: немаленькая скульптура 50х50 см и массой 30 кг, которая первые десять часов передавала телеметрию, затем в течение ста часов генерировала на борту и передавала по радиолюбительскому каналу поэзию, а после 110 часа — только температуру на борту. «Хаябуса-2» отделился первым, спустя 1 час и 47 минут полета.

Перелет


Орбита «Хаябусы-2», анимация Phoenix7777/Wikimedia Commons
Сложность миссии с выходом на орбиту вокруг астероида заключается в том, что надо перейти на траекторию, близкую к орбите цели, и оказаться рядом с целью, причем погасив относительную скорость. Также современная космическая техника проектируется из принципа, что лучше лететь на несколько лет дольше, пользуясь гравитационными маневрами у планет, но сэкономить на массе аппарата или запасах топлива. Поэтому «Хаябуса-2» добирался до астероида три с половиной года.

За первый год полета зонд проверил ионные двигатели и изменил свою скорость всего-то на 60 м/с. Спустя ровно год он совершил гравитационный маневр у Земли, получив бесплатные 1,6 км/с скорости, и изменил наклонение орбиты. Затем уже пришел черед собственных двигателей. Во время первой фазы «Хаябуса-2» изменил скорость на 127 м/с за 798 часов, во время второй — на 435 за 2593 часа, и во время финальной третьей, тормозя относительно астероида, на 393 м/с за 2475 часов.

Обслуживание и ремонт

Первое поколение стало, в каком-то роде, пробным и выявило слабые места мотоцикла, такие как:

  • слабость конструкции заднего подрамника, который часто мог деформироваться из-за повышенной нагрузки при установке кофра;
  • мгновенное масляное голодание, спровоцированное падением мотоцикла или ездой на заднем колесе.

Поэтому во втором поколении все недочеты были исправлены, и мотоцикл с уверенностью можно назвать надежным.

По обслуживанию все стандартно, и рукастый хозяин сможет справится с вопросом без посторонней помощи. Отдельного внимания заслуживает цепь — мощный двигатель так и норовит её растянуть.

На резине экономить не следует, сцепление с дорогой должно оставаться на уровне, ведь у нас 197 лошадей и их надо как-то контролировать.

Стоит уделить внимание своевременной замене масла, иначе это может стать серьезной проблемой для мотоцикла и вас.

Прибытие

27 июня 2022 года «Хаябуса» прибыл на орбиту вокруг астероида. За время перелета астероид 1999 JU3 получил собственное имя Рюгу в честь подводного волшебного дворца Рюгу-дзё из японских сказок. Согласно этим сказкам, рыбак отправился в подводный дворец и вернулся с подарками от хозяина дворца, дракона Рюдзина. Аналогия с миссией «Хаябусы-2» вполне очевидна. Из-за названия, топонимы на астероиде теперь берутся из сказок народов мира — так на Рюгу появились районы Колобок и Страна чудес Алисы.

Астероид Рюгу был обнаружен в 1999 году и относится к подтипу Cb самого распространенного (75% всех известных) класса C — углеродистых астероидов. Он принадлежит к группе аполлонов и является потенциально опасным. Рюгу имеет шарообразную форму с выраженным экваториальным хребтом, что делает его похожим на волчок или соединенные донцами конусы. Диаметр астероида составляет примерно 900 метров, а массу оценивают в 450 миллионов тонн. Для сравнения, это миллион Международных космических станций или 1,1 массы живущих сейчас людей.

Сила тяжести на Рюгу составляет 1/80000 «же», а орбитальная скорость на рабочей высоте «Хаябусы-2», 20 км — примерно 40 миллиметров в секунду.

Еще по данным радарных наблюдений с Земли было установлено, что астероид вращается в ретроградном (противоположном обычному) направлении. Необычное направление вращения, экваториальный хребет, большое количество булыжников и малое количество пыли говорят о том, что Рюгу является результатом столкновения и когда-то вращался гораздо быстрее. Неожиданно большое количество крупных булыжников серьезно затруднило планирование работ на астероиде и повысило их рискованность.

Выводы

Suzuki GSX 1300 R – сильный и эффективные спортивный байк. Он может развивать очень высокую скорость.
Нужно сказать, что этот самый быстрый спортивный мотобайк в мире занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Здесь идеально работают ультрасовременные технологии, обеспечивая невероятную мощность.

Также здесь обеспечено самое эффективное соотношение веса и мощности.

А яркая и запоминающаяся внешность сразу становится центром внимания.

Мотоцикл Сузуки Хаябуса 1300R – это прекрасная динамика и ускорение. Он моментально реагируют на движения ручки газа.

Такой шедевр инженерной мысли способен подарить массу удовольствия во время вождения.

Мало кто сменит этот спортивный байк на какой либо другой.

Представляем Вам Хонда Валькирия, технические характеристики которого, в сочетании с внешним видом выводят его на лидирующие позиции среди аналогичных моделей.

Эта модель обладает качествами, которые придают ей максимальной спортивности. У этого мотоцикла совершенен как внешний облик, так и технические показатели.

Первая пара роверов

В первую волну «десанта» 21 сентября 2022 пошли два ровера, которые перевозили в одном контейнере. В момент старта аппарата они имели имена 1A и 1B, но к моменту сброса получили личные имена HIBOU («сова» по-французски) и OWL («сова» по-английски) соответственно. Это были небольшие и легкие (1,1 кг) аппараты, каждый с двумя камерами, датчиком температуры, фотодиодом, акселерометрами и гироскопами. Интересным был способ передвижения роверов по астероиду — на них стоял электромотор с эксцентриком, аналог которого вибрирует у вас в смартфонах. Колеса, гусеницы или другие способы передвижения банально не работали бы в условиях очень низкой тяжести. HIBOU проработал 36 земных суток и сделал 609 фото, OWL — 3 суток и сделал 39 фото.


Фото с ровера 1A (HIBOU)

А вот так выглядит день на астероиде, анимация по фото ровера 1B (OWL)

Аэродинамика модели

Линии техники безукоризненно отвечают заявкам аэродинамики.
Это в особенности касается фронтальный части, которая с легкостью преодолевает сопротивление.

Задача хвостовой части эффективно собирать потоки воздуха воедино и формировать кильватер.

А задние поворотники здесь словно плавники.

Хотя, пара глушителей визуально добавляет задней части тяжеловатости.

Сиденье широкое и даже габаритному пилоту здесь будет максимально удобно. Продуманно расположены и подножки.

Но, если райдер отличается высоким ростом, ему придется хорошо поджимать ноги. Но, такие неудобства позволяют входить в повороты с серьезным наклоном.

Очень комфортна здесь аэродинамическая обшивка. При скоростях до 200 км/час можно двигаться с прямым торсом, не боясь встречного ветра. Стоит только контролировать показания приборной панели.

А она состоит из центрального дисплея, содержащего тахометр и спидометр, а также датчиков температуры охладителя и топлива.

Что касается расхода топлива, то производитель заявил, что Suzuki Hayabusa 1300 для прохождения 100 км пути требуется 7,1 литров. Однако на точное значение всегда будет оказывать влияние стиль езды.

MASCOT


MASCOT, фото DLR
Вторым, 3 октября 2022, был сброшен ровер MASCOT, разработанный Германским аэрокосмическим центром (DLR). MASCOT расшифровывается как «Мобильный разведчик поверхности астероида». Это более тяжелый аппарат, весящий 10 кг, и имеющий более серьезное научное оснащение — спектроскопический микроскоп, терморадиометр, магнитометр и более качественную камеру. Аппарат приастероидился вверх тормашками, перевернулся при помощи аналогичного первой группе двигателя с эксцентриком и потом на нем же перемещался по астероиду. Но у ровера не было солнечных панелей, так что спустя 17 часов его батареи банально сели.


Поверхность астероида, фото MASCOT/DLR

Suzuki Hayabusa — обзор мотоцикла, фото и видео


Одним из самых быстрых среди спортивных мотоциклов по праву считается Suzuki Hayabusa GSX1300R. Он занимает лидирующие позиции уже более одного десятка лет. Можно смело констатировать, что конкуренты догонят его еще не скоро, ибо модель оторвалась и обошла их на всех крутых виражах, вырвавшись далеко вперед.Несколько общих слов
Мотоцикл является воплощением гениальной конструкторской мысли, ведь даже при беглом взгляде на него видно, что конструкция проста и в то же время безупречна. Подобное редко встречается, особенно в сфере спортивного транспорта.

Suzuki Hayabusa приковывает к себе взгляд среди сотен других альтернативных вариантов. Здесь:обтекаемой формы силуэт;особенный блестящий дизайн;совершенство всех технических характеристик.

Каждый, кто станет обладателем подобного красавца, неизменно навлечет себя завистливые взгляды окружающих.

Технические характеристики Suzuki Hayabusa

Сие чудо современной техники оснащено 1,3-литровым силовым агрегатом и ему совершенно не ведомо выражение «мало мощности», ибо у пилота есть возможность с 4 по 6 передачи наращивать обороты и брать разгон вплоть до 300 км/ч. Серьезный показатель.

Задние и передние параметры подвески можно изменять вручную, осуществляя настройку мотоцикла под каждого пилота. На сегодня проблема с тормозной системой полностью решена и его можно приобрести с Brembo M50 (спортивными мотоблоками) и системой ABS.

Что касается эргономики посадочного места для пилота, то здесь все продумано до таких мелочей, что гонщик будет чувствовать себя самым лучшим образом, не желая пересаживаться на другую модель. Даже если ему придется длительное время находиться в седле, желание остановиться появиться только с чувством голода. Но останавливать байк ради выполнения разминочных движений никто не будет.

Особенности двигателя

Силовой агрегат может работать в трех режимах за счет современной разработки S-DMS. Это дает возможность избежать многих стандартных ошибок пилотов в период непогоды, особенно, когда дорого мокрая и отличается повышенной неустойчивостью. Трекшн-контроль в значительной степени упрощает управление мотоцикломТехнические характеристики

Мощность мотора, что установлен на Suzuki Hayabusa GSX1300R составляет 197 лошадиных сил. Это 16-ти клапанный четырехцилиндровый двигатель с объемом в 1,3. Охлаждение водяного типа. Система зажигания снабжена 8 инициирующими контактами.

Управляемость байком чрезвычайно хорошая за счет хода поршня, что составляет 65,0 мм, а также диаметра цилиндра – 81,0 мм. Разработчики прекрасно воплотили 6-тиступенчатую трансмиссию постоянного типа зацепления. Для того чтобы уменьшить вес, впускные и выпускные клапаны выполнены из титана. На каждом из них удалось сэкономить более 10 граммов.Силовой агрегат и его работа

О большой мощности силового агрегата можно говорить, узнав, что степень сжатия у модели составляет 12,5:1. Две форсунки сопровождают каждый цилиндр, при этом у каждой первой двойные дроссельные заслонки и 12 сопел. Это обеспечивает самое эффективное поступление горючего ко всем цилиндрам даже на высоких оборотах, чем не могут похвастаться другие модели.

Многие владельцы байков жалуются на большое количество выбросов. У рассматриваемой модели этот вопрос решен за счет использования двух лямбда-зондов, которые снижают этот показатель до того, что приемлем в ЕВРОЗ.

Владельцы Suzuki Hayabusa GSX1300R отмечают, что у модели в значительной степени улучшился холодный запуск мотора и ощущается качественная работа каждого цилиндра. Это связано с тем, что впрыск топлива контролируется при помощи многомерных отдельных характеристик.

Бортовой компьютер в зависимости от оборотов регулирует поток воздуха, что обеспечивается откидным клапаном в воздухозаборнике. Если обороты составляют более 4 тысяч в минуту, то поток тут же станет максимальным.

Для распределения топлива имеются три карты, которые позволяют:почувствовать самое высокое качество езды (карта А);сбавить мощность на ½, что удобно и полезно во время дождя или передвижения по гористой местности (карта С);несколько уменьшить отдачу (карта В).Акцент на колеса и подвеску

Колесная база модели зафиксирована на уровне 1,480 мм. Это обеспечивает очень мягкое передвижение мотоцикла по дорожному покрытию, даже если на нем есть какие-то неровности. Если пилот не заметит и налетит на гвоздь или нечто подобное, шина не лопнет, ибо обладает качественной конструкцией. Кроме этого они выполнены из материала с высокой степенью надежности.

Дорожный просвет составляет 120мм, что позволяет перемещаться вполне безопасно по любому покрытию.

До первой сотни байк разгоняется за какие-то 2,6 секунды. Это результат использования высоких технологий. Показатель максимальной скорости составляет 300 км/ч. Этого вполне достаточно, чтобы насладиться быстрой и одновременно комфортной ездой.

Особенности управления и недостатки

Некоторым пилотам управление может показать слишком острым, а сама подвеска характеризуется большой жесткостью. Чтобы не случилось на дороге, водитель всегда будет обладать полным контролем над мотоциклом.Езда, которая равна полету

Управляя мотоциклом, можно не заметить, как стрелка спидометра стремительно полетит вперед, ибо ручка газа двигается очень легко, а скорость набирается очень плавно.

Обзор пилоту ничего не закрывает, поэтому он способен заглянуть чуть ли не за горизонт и трезво оценить ситуацию. Двойные передние дисковые тормоза помогут среагировать в случае необходимости или непредвиденной ситуации. Да, в седле при этом нужно держаться крепко.

Многие агрегаты страдают недостатком большого тормозного пути при высокой скорости. У рассматриваемой модели такой недостаток отсутствует. Если нужно остановиться даже на высокой скорости, мотоциклу для этого понадобится минимальный тормозной путь.

Те, кто любит покрасоваться и поднимать байк «на козла», должны знать, что при всей зашкаливающей мощности Suzuki Hayabusa GSX1300R этого не сделает. Распределение мощности идет равномерно, а сама колесная база довольно длинная.

avtocolorist.ru

Похожие материалы:

  • Yamaha XT 600 — обзор уникального мотоцикла, фото и видео

    Одной из самых популярных моделей японского мотопроизводителя YAMAHA долгие годы остается модель XT600, разработанная еще в далеких восьмидесятых годах прошлого века. Со временем,…

  • Yamaha YZ 125 — обзор очередного кросового мотоцикла, фото и видео

    Этот мотоцикл является ярким представителем легкого класса спортивных кроссов. Такой вид транспорта довольно сложно проектировать, но японские конструкторы отлично справились со…

  • Обзор мотоцикла Yamaha GTS 1000 — фото и видео

    Среди мотоциклов есть разные модели, различающиеся как дизайном, так и своими техническими показателями. Есть как городские байки, так и спортивные, а так же специально…

  • Обзор мотоцикла Ducati Monster 1100 EVO — технические характеристики, фото и видео

    Когда речь идет о Ducati Monster, начинать нужно, конечно же, с обзора двигателя. Не забыв в очередной раз отвесить несколько комплиментов болонским инженерам, создавшим…

  • Suzuki Hayabusa занесен в книгу «Рекордов Гинесса» и продан харьковчанину

    является официальным дилером по продаже мотоциклов и автомобилей SUZUKI в городе Харькове. Именно эта компания удостоилась чести продать первый мотоцикл,…

Обстрел

Теперь настала очередь забора образцов. Но сначала стоит разобраться, каким образом этот забор происходит.

У края трубки пробоотборника установлены три «орудия», которые по конструкции напоминают некоторые бесшумные пистолеты (например, российский ПСС). В трубке, которая одновременно является патроном, располагаются метательное вещество, обтюратор (одновременно пыж и поршень) и танталовая пуля весом 5 грамм. Тантал был выбран, чтобы легко отделить следы пули от образцов. Электрозапал поджигает метательный заряд, он расширяется и выталкивает пулю со скоростью 300 м/с. При этом обтюратор останавливается, упираясь в выступ около дульного среза, запирая продукты сгорания в стволе-патроне и не загрязняя ими образцы. Пуля ударяет в поверхность астероида, выбрасывая вверх ее частички, которые упаковываются в герметичную камеру в спускаемом аппарате. У «Хаябусы-2» было три выстрела и три камеры для образцов.

Как вы помните, поверхность астероида была очень неудобной. «Хаябусе-2» нужен был ровный участок без больших булыжников и уклона, в районе экватора (чтобы не поворачивать солнечные панели в сторону от Солнца) и температурой не выше 97°С, чтобы не перегреть сам аппарат.

Первый прицельный маркер сбросили 25 октября 2022. Затем проводили репетиции, на КДПВ как раз фото с тренировочного снижения до 21 метра. И только 22 февраля 2022 произошли касание, выстрел и успешный забор образцов.

Краткий обзор модели

Hayabusa обладает достаточно неплохим движком, объем которого превышает 1,3 л. За рулем такого транспортного средства вы можете забыть о недостатке мощности. С помощью подобного байка 300 км/час – это не предел.

Подвеска настраиваемая, ее можно подогнать под свои предпочтения. При этом регулируется как передняя, так и задняя часть.

Новая модель Suzuki Hayabusa gsx1300r полностью избавилась от проблем предшественников, связанных с тормозами. Мотоблоки Brembo M50 со встроенной антиблокировочной системой являются гарантией безопасной езды. При этом подумали и о комфорте водителя – сидеть за рулем спортивного байка очень удобно. Даже после целого дня в седле Судзуки Хаябуса не возникает желание встать и размять ноги.

Также будет интересно: Мотокросс: чемпионы среди кроссовых мотоциклов

Радует и простое управление мотоцикла Хаябуса, которое дополнительно упрощается благодаря системе S –DMS.

С ее помощью можно избежать ряда ошибок во время езды при плохих погодных условий.

Бомбардировка

После обстрела настала очередь бомбить астероид. Дело в том, что небольшой носимый импактор, а именно так переводится его название SCI, представляет собой кумулятивный заряд. Общей массой 9,5 кг, из которых 2,5 составляет медная пластина, а 4,7 — взрывчатка.

2,5 килограмма меди после подрыва превращаются в ударное ядро, движущееся на скорости 2 км/с. Если искать военные аналогии, то SCI похож на противотанковые самоприцеливающиеся боеприпасы СПБЭ-К к разовой бомбовой кассете РБК-500 РФ или BLU-108/B в кассете SUU-66/B стран NATO. Только в SCI подрыв происходит по таймеру, а не по обнаружению теплового излучения вражеского танка.

Всем хорош SCI — маленький да легкий, но есть у него серьезный недостаток — после подрыва в случайном направлении разлетаются осколки, которыми было бы очень обидно повредить аппарат-носитель. Поэтому использовался следующий алгори сбрасывал импактор, затем специальную камеру DCAM3 и прятался за астероидом.

DCAM3 — цилиндрик с батарейками, двумя камерами, аналоговой и цифровой, и антеннами для передачи отснятого. У него нет вообще никаких двигателей или системы ориентации. На фото он в крепежном гнезде, из которого выбрасывается с закручиванием. Вращение стабилизирует направление съемки.

5 апреля 2022 были сброшены SCI и DCAM3. На фото ниже результат.

В итоге получился кратер диаметром 14,5 м по уровню поверхности, 17,6 м по верху. В центре образовалась яма глубиной 3 метра. Два больших булыжника были сдвинуты в сторону. Анимация позволяет наглядно посмотреть изменения было/стало.

Бомбы исследуют гравитацию

Третьего касания решили не проводить — это был бы излишний риск. Так что «Хаябуса-2» стал закругляться. Два прицельных маркера были сброшены 17 сентября на перпендикулярные орбиты, полярную и экваториальную, для измерения гравитационных характеристик астероида по их полету. 2 октября также в качестве пассивного тела был сброшен ровер MINERVA-II-2, который, увы, сломался еще до прибытия к астероиду.


MINERVA-II-2 в свободном падении
Общая карта работ на астероиде с указанием местных названий:

Сравнение с аналогами

Мотоцикл Kawasaki ZZR 1400

Как уже упоминалось ранее, основными конкурентами в классе являются Kawasaki ZZR 1100 и Honda CBR 1100 XX. Но мы решили, что это соперники первого поколения Хаябусы и сравнивать с мотоциклами, давно сошедшими с конвейера, не уместно. Нашелся и более свежий соперник нашему мотоциклу — Kawasaki ZZR 1400. Давайте сравним их показатели.

Как видно уже из названия, Кавасаки имеет на 100 куб. см больше, а с двигателя можно снять 200 л.с, тут буса немного проигрывает. Масса конкурента в снаряженном состоянии 268 кг, что больше на 8 кг, чем у бусы.

Сравнив показатели, характеризующие энерговооруженность, переходим к времени разгона, и тут мы видим абсолютно одинаковые цифры с 2,6 до сотни. Все остальные характеристики можно оставить на субъективный выбор покупателя. Но важно заметить, что буса все-таки имеет большую распространенность в мото тусовке.

Возвращение и посадка

13 ноября 2022 «Хаябуса-2» направился к Земле. Здесь задача уже была проще — для доставки образцов достаточно было перейти на курс, пересекающийся с Землей, не учитывая относительные скорости. На всякий случай зонд держали на траектории, которая проходила совсем рядом с планетой, затем 26 ноября аппарат изменил свою скорость всего на 1,2 метра в секунду и перешел на траекторию, которая оканчивалась на полигоне Вумера в Австралии. За 12 часов до входа в а сбросил спускаемый аппарат и ушел в сторону. Капсула с образцами благополучно воткнулась в атмосферу, затормозила, раскрыла парашют и приземлилась на полигоне 5 декабря 2022.

В итоге оказалось, что ожидания ученых были перевыполнены с лихвой. Научное оборудование было сконструировано так, чтобы для анализа хватило 0,1 грамма астероида. Однако «Хаябуса-2» привез в 50 раз больше — целых 5,4 грамма!

Обратите внимание, что образцы от первого и второго касания сильно отличаются по размеру. И во втором контейнере невольно оказался кусок пробоотборника. Все остальные части орбитального аппарата никак не смогут вернуться на Землю.

Краткая история модели

  • 1999 г. — начало производства и продаж. Первое поколение.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RX.

  • 2000 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RY.

  • 2001 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK1.

  • 2002 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK2.

  • 2003 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK3.

  • 2004 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK4.

  • 2005 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK5.

  • 2006 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK6.

  • 2007 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK7.

  • 2008 г. — рестайлинг модели. Второе поколение
    .

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK8.

  • 2009 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RK9.

  • 2010 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RL0.

  • 2011 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RL1.

  • 2012 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RL2.

  • 2013 г. — небольшие изменения модели.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa + ABS (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RL3 + GSX1300RAL3.

  • 2014 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa + ABS (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RL4 + GSX1300RAL4.

  • 2015 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa + ABS (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RL5 + GSX1300RAL5.

  • 2016 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa + ABS (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RL6 + GSX1300RAL6.

  • 2017 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa ABS (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RAL7.

  • 2018 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa ABS (Европа, Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RAL8.

  • 2019 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa ABS (Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RAL9.

  • 2020 г. — без существенных изменений.

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa ABS (Северная Америка, Австралия).
Заводское обозначение
: GSX1300RAM0.

  • 2021 (2022) г. — рестайлинг модели. Третье поколение
    .

Модель:

Suzuki GSX1300R Hayabusa (Северная Америка, Австралия, Европа).
Заводское обозначение
: GSX1300RRQM2.

Результаты

Изучение полученных образцов активно ведется сейчас и будет вестись еще долго. А про научные статьи можно сказать, что они только начали появляться. Что мы успели узнать?
Рюгу является результатом столкновения, после которого образовалась куча обломков, слипшаяся под воздействием притяжения друг к другу. Астероид представляет собой «кучу щебня» (термин, пока не переведенный официально на русский язык) и имеет пористость больше 50%, то есть внутри пустой больше чем наполовину. Вообще, стоит отметить, что сейчас считается, что значительная доля астероидов, если даже не большинство, состоит из таких же куч щебня, а не является чем-то монолитным.

Поверхность астероида очень молодая, 8.9 ± 2.5 млн. лет, и усеяна большими, >3 м в диаметре, камнями, тоже пористыми. Но можно найти редкие светлые камни, скорее всего, от ударившего тела. Кроме цвета они отличаются еще профилем нагрева и охлаждения, то есть, имеют другой химический состав.

Еще один важный вопрос — история воды в молодой Солнечной системе. И здесь не факт, что конкретно Рюгу даст нам какие-то сенсации. Дело в том, что родительское тело, из которого он сформировался, похоже, подверглось нагреву в прошлом, и в результате астероид оказался гораздо суше, чем ожидалось.

Отзывы

Отзывы о Suzuki GSX1300R Hayabusa:

Развернуть Свернуть

Первый выезд. Это нечно, я просто боялся газовать. первая газ чуть и буксы или колесо чуть приподнимается. короче пока тренировался трогаться и тормозить по разному стер резину в ноль и колодки. до сих пор только хорошие восчпоминания про этот мот. пятая скорость стрелка спидометра лежит на ограничителе( после 280 еще 2 полоски и ограничитель) на тахометре 10500, кручу до 11000, включаю 6 и набор скорости продолжается далее пока и 6 не уперлась в отсечку 11000 на 6… и создается ощущение что ты не едешь по дороге а уже паришь. непередаваемые ощущения. на максималку я созрел толко спустя 2 сезона владения. до этого пару раз пытался но к 280 передумывал.

Мот ни разу не подводил. проехал 10ткм на нем. расход горючки- город 10 загород 5-12(как ехать) средний 8. из расходников менял сальники вилки( учился ездить на заде) 1 раз, колодки 2 раза, резину зад 3 раза, масло 3 раза и маслофильтр 2 раза.

Мот очень комфортный. до 230 не ощущаешь давление ветра даже с пасажиром. Поездки на трэк показали что тормоза совсем не спорт и весу много. решил продавать.

После джиксера я улыбался от комфортной подвески и более тяговитого и эластичного двигателя. На нем можно на 6-ой передаче ехать 160 км/ч и движок будет шептать 5100об/мин, а можно не переключаясь вниз достаточно быстро разогнаться под 300. Единственный самый большой недостаток-постоянные превышения скорости-мыслимые и немыслимые(один раз сознательно вкатился под камеру на въезде в населенный пункт 250 км/ч) Маленький недостаток-ватные передние тормоза. На Бусе трудно ездить медленно, она очень любит длинные прямые и плавные скоростные повороты, в городе ей тесно.Подъемы она не замечает, пассажирку до 60кг тоже)))))) Очень интересный мотоцикл, но не для новичков. Если с ним подружиться, понять и почувствовать, на трассе равных в 99%случаев не будет, главное без фанатизма, хотя он провоцирует постоянно:я могу больше, чем ты и все окружающие. Обгоны на любой скорости без проблем.Никогда не было чувства»успею-не успею». Помню в далеком 1999-ом году читал в «Клаксоне» тест Хаябусы и создалось впечатление, что надо быть минимум потомственным космонавтом, или на худой летчиком-испытателем, чтобы пилотировать Бусинку, но все оказалось проще-если не хамить ей, то все будет хорошо и предсказуемо.

За два месяца накатал восемь с небольшим тысяч км. Спидометр клал несколько раз-ракета! Дорожное покрытие оставляет желать лучшего не разгонишся! Ездить на этом звездалете можно по разному как душа пожелает-плавно и мягко,а можно и на заднем колесе прохватик сделать. Движка когда надо «злая»или наоборот-мягкая.Подвеска отличная почти все проглатывает в разумных пределах.Меня этот «монстрик»постоянно провоцирует на выкручивание газа медленно не интересно, итог-добил второй задний скат и передние тормозные колодки. Расходники не проблема-все можно достать.Расход по маслу и топливу норм- как выкручивать будеш!!По городу рулится легко.По трассе песня!Не любит слабости , требует хорошей физической формы и внимание на дороге особенно по городу-дети, открывающиеся двери, обманывающие повороты и другие непредсказуемые «кадры»в общем мне мот очень нравится и всем моим друзьям-классная техника-сгусток адреналина!!!!!!

Эпилог

Как вы могли заметить, орбитальный аппарат «Хаябусы-2» не сгорел в атмосфере и продолжает полет по плану расширенной миссии. Спустя четыре с половиной года, в июле 2026, он пролетит мимо астероида 1001 CC21, который относится к редкому типу L. Это будет скоростной пролет, не выход на орбиту. Заодно команда миссии получит опыт работы в условиях, когда объект изучения пролетает мимо аппарата за считанные часы. В 2027 и 2028 ожидаются еще два гравитационных маневра у Земли. А летом 2031 «Хаябуса-2» должен выйти на орбиту астероида 1998 KY26, необычность которого заключается в том, что он быстро вращается. Конечно, исследования будут вестись только оставшимися научными инструментами. У зонда остался один сбрасываемый маркер, и, формально, один выстрел, но уже нет контейнера для образцов и спускаемого аппарата, в котором они могли бы вернуться на Землю. Но, не сомневаюсь, что продленная миссия также окажется очень интересной.
Для тех, кому удобнее, видео лекции:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]